Свободное время российских предпринимателей

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Своюработу я писала на основе котент-анализа, метода анализа литературы, интервью ивторичных социальных исследований. Я очень заинтересовалась этой темой и впроцессе узнала много нового. Мне стало интересно, чем же живут эти люди, чтокроется в их душе, какие у них предпочтения и как они проводят своё свободноевремя?
Почтикаждый второй россиянин причисляет себя к средним слоям. Конечно, массовыйсредний класс в стране существует, Но и в нем, как в каждом обществе, есть своиуровни.
Первую, низшую ступенькув иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаяхстроят свою деятельность на базе тривиальных решений и тривиальных способов ихреализации. И лишь в «поворотных» моментах своей деятельности в целяхвыживания принимают кардинальные решения и реализуют их не так, как остальныебизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизацияприбыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни,прежде всего условий материальных.
На следующей ступенькепребывают люди весьма инициативные, но находящиеся в рамках традиционногомышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующихпоколений. Они проявляют инициативу, но больше всего следуют известномумедицинскому правилу: не навреди! Это правили верно в медицине, когда на картуставится жизнь человека и риск ограничен, но оно приносит вред впредпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько другая, чему первой, но все-таки у них уже есть пусть небольшой, но элемент другоймотивации- обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своейдеятельностью.
На следующей ступенькеиерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью являетсяразработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционнымиспособами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечениюмаксимизации прибыли. Не менее важным для них становится получениеудовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победа над конкурентами,стремление к обладанию власти, зачастую и благотворительность.
И наконец, четвертая,высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечениемаксимизации прибыли для них совсем не главное, это для них пройденный этап.Они, как деловые люди, способны, талантливы, настолько утвердились в своемположении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизацииприбыли. Для них главное- иное, что можно выразить двумя основными положениями.Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальноесостояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность- этопостоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного,постоянные открытия. [1. С.231-233]
Современныйпредприниматель человек занятой, беспрерывно работающий. Его цель- накоплениекапитала. Даже если он заработал уже достаточное количество денег, все равнопродолжает «вкалывать», забывая о себе и о семье. И только иногда,когда позволит выкроить время на отдых, он проводит его или на диване скнижкой, или выезжает отдыхать на природу.
Сфераотдыха и досуга — важнейшая сфера повседневности, тесно связанная как сустоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимисяпо мере продвижения России к рынку. Удовлетворенность своим досугом являетсяважнейшим индикатором положения и социального самочувствия, серьезно влияет намировосприятие, формирует ощущение выигрыша или проигрыша от происходящих встране реформ. Кроме того, доступность полноценной культурной и социальнойжизни, возможности отдыха в период отпуска, расширение спектра социальныхконтактов и форм проведения свободного времени на практике являются одними изтех базовых качественных параметров, которые в настоящее время наиболее заметнодифференцируют жизненные стандарты различных групп населения России. Спецификареальных моделей досуговой активности во многом характеризует избираемый образжизни, который, в свою очередь, наряду с уровнем образования и материальнойобеспеченности, оказывается одним из главных критериев самоидентификациисреднего класса.
Понятие«досуг» несет в себе два оттенка и обозначает: 1) отрезок свободногоот работы времени и 2) период отдыха человека. Понятие «отдых»традиционно употребляется также в двух значениях: 1) состояние покоя (процессотдыха) и 2) свободное от работы время, необходимое для восстановления сил [4;С.73]. Можно заметить, что «досуг» определяется через понятия«времени» и «периода», а «отдых» — через«состояние» и «восстановление сил». Это дает почву дляразграничения данных понятий, описывающих разные стороны и разные ступениодного процесса — процесса физического и духовного развития человека.
Каквидно из определений, отдых, в основном, происходит во время досуга, однако неограничивается этим периодом. Досуг же представляет собой отрезок времени,имеющий определенную структуру. Это результат распределения свободного отработы времени между различными видами деятельности. Отдых — это, прежде всего,внутреннее состояние и субъективное переживание той или иной деятельности.
Досуги отдых различаютсятаким образом. В момент усилия индивид концентрирует все внимание на своейдеятельности. Эта концентрация требует больших затрат биоэнергии. Чтобывосстановить эти затраты организм должен биологически и психологическирасслабиться, отдохнуть. При этом досуг определяется, как правило, внешними(психологическими) источниками релаксации, а отдых — внутренними(физиологическими) [3; С.55-56].Но отдых не сводится лишь к физиологическомувосстановлению сил и энергии. Чтобы наиболее полно раскрыть ключевое понятие,исследователь вводит ряд других понятий, определяя одно через другое, и темсамым показывает сложность понятия «отдых» и придает ему еще большуюзначимость.
Сэтой точки зрения, любая деятельность, в том числе и направленная на разрушениеличности, может рассматриваться в качестве отдыха — все зависит от восприятияиндивидом этой деятельности, в соответствии с его ожиданиями, потребностями,установками. Досуг же — это внешняя структура деятельности, выделяющаяся всоответствии с объективными ценностями и нормами. Говоря о том, как обществосмотрит на развитие личности, можно судить о «досуговойдеятельности», о ее пассивной форме (ничегонеделанье, принятие наркотиков,алкоголя, курение) и активной форме (занятия спортом, творческая и общественнаяактивность, посещение театров, выставок и др.). Это объективный, независимый отсубъективного восприятия индивида, взгляд на структуру отдыха.
Самопо себе понятие «досуг» не несет в себе оценочного характера, номожно сказать, что досуг — это организация отдыха в соответствии с объективнымиценностями развития. И в этом смысле досуг социально детерминирован, т.е. имеетнекую внешнюю установку общества на развитие личности.
Свободноевремя- часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом разного роданепреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются наоснове различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственнорабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времении выделения в составе последнего различных элементов занятого времени.
Вжизни современного общества явление свободного времени отличаетсяисключительной сложностью, отражает существенные характеристики того или иноготипа общества, наполняется различным, подчас противоречивым, содержанием. Вразвитых капиталистических странах наряду с положительной тенденцией увеличениясвободного времени неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферыдосуга «массовой культурой», явлениями антикультуры (алкоголизм,преступность и т.п.), другими занятиями, свойственными идеалам «потребительскогообщества». Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всегоо двух основных функциях свободного времени: функции восстановления силчеловека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функциидуховного (идейного, культурного, эстетического и т.п.) и физического развитиячеловека, приобретающей все большее значение. Именно её имея в виду, Карл Марксговорил, что время “…остаётся свободным для удовольствий, для досуга, врезультате чего раскрывается простор для свободной деятельности и развития.Время- это простор для развития способностей…” [Маркс К. и Энгельс Ф.,Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, С.264 ]. Как социально-историческая категориясвободное время характеризуется тремя основными параметрами: объёмом(величиной), структурой и содержанием. Величина свободного времени зависит впервую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того илииного общества, т.е. от общей величины внерабочего времени. Социалистическоеобщество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе стем на современном этапе развития объём свободного времени в значительной степениопределяется временем, затрачиваемым на некоторые непреложные затраты в рамкахвнерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтомуглавными путями увеличения объёма свободного времени являются развитие исовершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принциповгородского и промышленного строительства, расселения и т.д. [5. С. 249-250].
Свободное времясвязывается с определенной структурой деятельности и отражает объективныйвзгляд на развитие личности. Л.А.Гордон и Э.В.Клопов изложили свою концепциюсвободного времени в книге «Человек после работы». «Свободноевремя — это особая форма, особый характер осуществления любого (или почтилюбого) вида деятельности, которая обладает самоценностью. Деятельность в свободноевремя ценна сама по себе, своим процессом, и поэтому ощущается как свободнаядеятельность» [2; С.81-84]. К действиям этого рода, в зависимости отособенностей и потребностей личности, авторы концепции относили и чтение, итворческий труд, и встречи с друзьями, и сон, и приготовление пищи (длягурманов), а также бессмысленное праздношатание, принятие алкоголя, наркотиков.
Даннаяконцепция отражает лишь один, крайний, взгляд на содержание свободного времени- крайне субъективный. Для нас важно то, что Гордон и Клопов в своей работеввели такие составляющие свободного времени, как фактор свободы выбора исубъективное восприятие деятельности. Исследователи действительно былинесколько агрессивно настроены против связи свободного времени с определенным кругомзанятий. Но это лишь особенность в истории развития взглядов на трактовкупонятия «свободное время».
Внастоящее время можно выделить по меньшей мере две диаметрально противоположныемодели духовных предпочтений, которые формируют и структурируют основныеинтересы той или иной части представителей среднего класса, а соответственно — влияют на избираемый ими тип досуговой активности. Первая модель так называемыхобыденных духовныхинтересов содержит предпочтения, напрямую связанные с привычной формой заполнениясвободного времени преимущественно за счет телевидения. Люди с подобнымиинтересами не слишком оригинальны, не особо притязательны и приверженытрадиционным — добавим, самым распространенным – зрительским симпатиям: любятсмотреть фильмы, телесериалы, развлекательные телепередачи, ностальгируют посоветской эстраде и старому советскому кино. Более молодые представители этойгруппы неравнодушны также к современной музыке и чтению беллетристики –детективов, боевиков, фантастики. Этим духовные запросы людей с обыденнымиинтересами зачастую и ограничиваются.
Втораямодель духовных предпочтений представляет скорее интеллектуальные, чем обыденныеинтересы. Приверженцы из среднего класса интеллектуальной модели досуга могуттак же, как и предыдущая группа, разделять традиционные вкусы (или не разделятьих). Однако при этом их духовные притязания простираются гораздо шире.Обязательным компонентом их духовной жизни является тяга к серьезной литературе(русская и зарубежная классика, философия, научно-популярный жанр, мемуары),ориентация на культурное участие (посещение театров, музеев, художественныхвыставок и т.д.), а также стремление к самообразованию, повышению своегоинтеллектуального потенциала. Молодежь из этой группы проявляет заметныйинтерес и к современным продвинутым компонентам духовной жизни – Интернету,моде, дизайну, новинкам российской и западной литературы.
Учитываявышесказанное, посмотрим, чем же конкретно структура духовных предпочтенийроссийского среднего класса в настоящее время отличается от потребностей менееобеспеченных слоев населения? (см. рис. 2).
Как видим, по многимпараметрам интересы среднего класса и слоев, расположенных ниже него насоциальной лестнице, идентичны. Традиционные пристрастия к возможным формамзаполнения свободного времени, связанные с телевидением, чтением, музыкой,оказываются в той или иной мере близки всем. Однако по ряду позиций, связанных,в первую очередь, с более выраженным интеллектуальным запросом, средний класс,безусловно, опережает тех, кто стоит на ступень ниже него. Заметен разрыв встремлении к самообразованию (предприниматели выделяют это как важный компонентсвоей духовной жизни в 54,8% случаев), явно выше в их составе приверженностьболее современным типам духовных запросов — видео, Интернету, моде, дизайну.

Рисунок2 Спецификадуховных интересов среднего класса и слоев ниже среднего класса, в%
/>
Даи интерес к литературе, театру, искусству у среднего класса превышает его же уменее благополучных слоев населения.
Всеэто свидетельствует о преобладании у представителей этого сословия скорееинтеллектуальных, чем обыденных интересов в сфере духовной жизни, и в сфередосуга вообще. Однако российский средний класс неоднороден, наряду с «интеллектуалами»,составляющими большинство бизнесменов (примерно треть их) ориентирована напростые, обыденныеприоритеты досуговой деятельности.
Рассматриваятаблицу «Специфика духовных интересов среднего класса» можно сделатьвывод, что в проведении досуга у представителей этого класса преобладает отдых,нежели развлечения или самосовершенствование личности. Сейчас около 70 % представителейсреднего класса составляют те, кто и в СССР входил в состав средних слоевобщества. Поэтому на первом месте среди «развлечений» стоит просмотрстарого советского кино, советской эстрады и чтение классической русскойлитературы.
Однакота часть населения, которая использует только простые или традиционные формызаполнения свободного времени, остается не в состоянии проявлять активноесоциальное и культурное участие вне дома, являющееся признаком полноценности иразносторонности досуга, важным условием высокого качества жизни и одной изосновных характеристик положения и устремлений предпринимателей в любойразвитой стране мира. Активный досуг начинается только при условии расширенияспектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной,развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Посещениекино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность вдеятельность различных образовательных, оздоровительных,общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальнаяактивность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального,так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизнилюдей наибольшую полноту. Поэтому «активный» тип досуга наиболеебогат, разнообразен и социально привлекателен.
Какойже тип досуга в большинстве своем на сегодняшний день практикуют российскиепредприниматели?

Рисунок 4 Динамика типов досугароссийского предпринимательства (1999-2003 г.г.), в %
/>
Каквидно из рисунка 4, в реальных моделях досуговой активности бизнесменовпроисходят именно типологические, качественные изменения. Доля простых,традиционных форм досуга и отдыха постепенно снижается, уступая место болеепродвинутым, современным, разнообразным формам заполнения свободного времени.Это находит отражение в том, что активный внедомашний тип досуга с характернымдля него множеством развивающих, развлекающих, культурных, рекреационных,общественных компонентов занимает все большее место в жизни российскогопредпринимательства. Активный внедомашний досуг характеризует уже практическиполовину его представителей.
На вопрос: «Чемможно и чем вы хотите или хотели бы заниматься в свободное от работы время?»,можно услышать разные типы предпочтений. К примеру, Пётр Зрелов- основательхолдинга «Диалог»- говорит: «Во-первых, консультированием.Во-вторых, чем-нибудь, связанным с сервисом: можно, скажем, ресторан открыть,гостиницу, спорткомплекс… Например, я сейчас занимаюсь культурно-спортивнымкомплексом в Подмосковье. И делаю там то, что никогда раньше не делал, — занимаюсь текущими проблемами конкретного бизнеса. Сейчас мне интереснозаниматься всеми вопросами, даже самыми мелкими. Культурно-спортивный комплекс-нормальный коммерческий бизнес-проект, с определенными сроками окупаемости. Втоже время это- для души. Ведь когда работаешь непосредственно с клиентами,видишь ту радость, которую ты и твоя работа приносит людям. В большом бизнесеэтого часто не хватает. Многих бизнесменов могут посещать такие мысли: денегуже достаточно, вот бы бросить все и уйти на заслуженный отдых. Упасть надиван, книжки почитать или, что вероятнее, „присосаться“ ктелевизору. Но ни у одного пока не получилось. И слава Богу- это просто-напростоопасно для здоровья. Резкое прекращение активной деятельности и смена темпаопасны- данное утверждение верно и для спорта, и для творчества, и для бизнеса.Мой отход от дел тоже не носил такого характера — »все бросить и уйти”.Я продолжаю оставаться председателем совета директоров в «Диалоге»,директором некоторых компаний нашего холдинга”. [7. С. 60-61].
Коха Бендукидзе –директор «Объединенных машиностроительных заводов» — свое свободноевремя проводит в высшей школе экономики, где читает лекции студентам. «Они,по крайней мере, не порченные,»-говорит он. [8. С. 23].
На сегодняшний день 20,5%предпринимателей расценивают собственные досуговые возможности как хорошие, иеще 53,2% в принципе удовлетворены тем, как они проводят свое свободное время.Для сравнения – среди низших слоев населения только в 6,3% считают свой досугхорошим, в то время как половина уверена, что в этой сфере жизни у них плохиевозможности. Отдыхом в период отпуска не удовлетворена примерно третьпредставителей среднего класса на фоне 64,4% в менее благополучных слояхнаселения. Даже в сфере общения с друзьями – наиболее распространенной иобщедоступной форме заполнения свободного времени – у предпринимателей и тех,кто стоит ниже по социальной лестнице, оказываются разные оценки: хорошиевозможности общения отмечают 59,3% бизнесменов и только 37,6% бедных.
Многие предпринимателииспользуют отдых для решения различных вопросов. Сидя в компании врасслабляющей обстановке, гораздо легче договориться о какой-либо сделке, нежелисделать это на официальном уровне.
Проводя время такимобразом, коллеги ездят на дачи друг к другу, в загородные дома, коттеджи. Одновременнос заключением каких-либо договоров или контрактов, предприниматель отдыхает отмирской суеты, восстанавливает свои рабочие силы, ведь, как известно, такойотдых не ограничивается просиживанием за столом с кружкой пива в руках. Можноотдохнуть в горах, на море, в лесу, съездить в баню, сходить на охоту, рыбалку.Живая природа восстанавливает рабочие силы, дает заряд энергии. Спорт тожеиграет немало важную роль: плавание и ходьба на лыжах укрепляет мышцы, футбол,волейбол и баскетбол развивают координацию, конный и парусный спортспособствуют похудению, улучшают осанку.
Но отдых не заканчиваетсяна спортивных увлечениях. Многие любят просто посидеть в баре, послушатьмузыку, поговорить в приятной компании. Или же сходить в казино- азартные игрызахватывают дух и увлекают с невероятной скоростью.
Также собираютсяразличные «званые» вечера, где гости могут лучше узнать своих коллег,их вид деятельности.
Есть ещё такое понятие,как абсолютный отдых, т. е. – безделье. Человек может просто лежать на диване исмотреть телевизор или, к примеру, слушать свою любимую музыку. Ведьсовременный предприниматель очень устает, отпуск позволяет себе нечасто, и, толькопридя домой, он может отдохнуть, смотря любимую передачу.
Главное в проведениисвободного времени не то, сколько отдыхаешь, а как. Качественный отдых- нетолько залог здоровья, но и хорошего настроения.
Проводя время в горах,человек совмещает приятное с полезным: свежий воздух улучшает кровообращение, катаниена лыжах закаляет организм, укрепляет иммунитет. То же самое можно сказать ипро отдых на море или в лесу: живая природа дает организму то, что городскаяжизнь у него отнимает. Иногда люди целыми компаниями ездят в лес «нашашлыки»: просто на природу, в загородный дом или поближе к речке или кморю. Как известно, воздух соснового бора очень полезен для организма, так же,как и морской воздух, насыщенный йодом.
Итак, проводя время налоне природы, человек укрепляет своё здоровье, закаляется, развиваетсяфизически, что даёт ему порцию энергии для дальнейшей работы.
Другой вид препровождениявремени – посещение театров, кино, музеев, галерей. Все это духовно насыщаетжизнь предпринимателя: кино – знакомит с новинками отечественной и зарубежнойкультуры, на выставках можно увидеть величайшие произведения искусства. Усовременного предпринимателя мало времени или вообще его нет на чтение книг,поэтому в театре за двухчасовой сеанс можно «прочесть» великогоТолстого или Пушкина. Посещая старинные музеи, есть возможность своими глазамиувидеть орудия труда древнего человека или «хорошо сохранившегося»мамонта. После того, как обрушился «железный занавес», жители Россиимогут позволить себе выезд за границу. Сейчас немало различных турагентств,которые устроят круиз по побережью Черного моря или отдых в Альпийских горах. Современныепредприниматели охотно посещают Египет, Тунис, Грецию, Таиланд, Польшу, Чехию. Всёэто в той или иной мере способствует обогащению духовного мира человека,помогает расслабиться, отдохнуть. Оцениваядинамику досуговой деятельности российского среднего класса за последние годы вцелом, необходимо констатировать – в этой сфере его жизни произошли серьезныекачественные изменения. Существенно возросли возможности его внедомашнейдосуговой активности, широко используются им ныне развлекательные,рекреационные, развивающие формы проведения свободного времени. Многиепредставители среднего класса свободное время посвящают не толькопотребительскому отдыху, но и саморазвитию, а досуг отдельных слоев российскогосреднего класса начинает приближаться к содержанию досуга средних слоевразвитых западных стран.

Используемая литература
1.    Камаева В.Д., Экономическая теория.-М.: Владос, 2004, 10-е издание.- С.231-233
2.Гордон Л.А., Клопов Э.В., Человек после работы. Социальные проблемы быта ивнерабочего времени. — М.: Наука, 1972.-С.81-84.
3.    Орлов А.C., Социология рекреации. — М.,1995.-С55-56.
4.    Орлов А.С. Труд и рекреация // Социологическиеисследования.1991. №10. С.73.
5.    Прохоров, Большая СоветскаяЭнциклопедия.- М.: Современная энциклопедия ,1976. Т. 23.-С.249-250
6.    Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2изд., т. 26, ч. 3, С.264
7.    Кашин С., Бизнес-клуб, Частное мнение// Секрет фирмы.2003. №20.С. 60-61
8. Локтионова Е., Иванющенкова М.,Разговор номера, Лидеры // Секрет фирмы.2004.№2.С.23
9. www.fesmos.ru