Проблемы со школьной психологией

Навопрос «Что такое школьная психология?» несколько уклончиво можно ответить, чтоэто все, чем занимаются школьные психологи в школе и для школы. Чаще же всегоим, как пожарникам, приходится по срочному вызову гасить конфликтные икризисные ситуации, которыми столь богата школьная жизнь. Более опытные коллегичуют «дым» задолго до «огня», менее опытные иногда сами выступают в роливозмутителей спокойствия. Увы, реальная деятельность сильно расходится собязанностями, прописанными в документах о психологической службе в школе. Ареальность такова, что психолог в школе пока еще нередко воспринимается какинородное тело с неясными функциями. И если он в основном сидит в своемкабинете, ежели таковой имеется, и спокойно принимает посетителей в приемныечасы, то действует как раздражающий фактор, провоцирующий в школьном«организме» появление «антител». Очевидно, перед школьными психологами ещедолго будет стоять задача вживания в этот непростой «организм».
Проблемаотторжения психолога от школы вполне реальна и заслуживает всестороннегоанализа. Разобравшись в механизме отторжения, мы легче найдем превентивныемеры. Не столь уж редко «гонения» на школьных психологов объясняютсяконсерватизмом или психологической безграмотностью педагогического коллективашколы. Позиция «нас не понимают, а потому не любят» позволяет психологамсохранить до некоторой степени чувство собственного достоинства, но особойконструктивностью не отличается. В лучшем случае она приводит к тому, чтопсихологи сталкиваются со встречным и симметричным обвинением в педагогическойбезграмотности и беспомощности. Не секрет, что в школьные психологискоропалительно обращаются не самые удачливые педагоги или же молодежь, котораяучительством никогда не занималась. Так что в этом споре обе стороны отчастимогут быть правы.
Основнаязадача школьного психолога — оказание администрации, учителям, ученикам и ихродителям психологической помощи и способствование созданию условий,обеспечивающих нормальное психическое развитие каждого ребенка (см.Психологический словарь, 1996, с. 277). Пожалуй, эта формулировка при всейрасплывчатости все же самая точная. В идеале школьного психолога можноуподобить Тезею, помогающему коллегам-педагогам пробраться через лабиринтотдельных поступков и эмоциональных проявлений личности к тем психическимструктурам, которые, будучи скрыты от непосредственного наблюдения, инициируютэти акты и проявления. Естественно, что по мере надобности он должен итестировать, и анкетировать, и разговаривать по душам, и многое, многое другое.
Вообщеговоря, вариативность проблем, с которыми сталкивается психолог в школе и вкошмарном сне не приснится его академическому собрату. В один и тот же день кнему могут обратиться десятиклассник, мучительно стыдящийся своих родителей;пятиклассница в стрессовом состоянии по поводу потери любимого котенка; завуч снастоятельной просьбой «поработать» с учителями, своевременно не сдавшимиотчет, план или еще какую-нибудь «бумажку»; мама гипервозбудимогопервоклашки… Многие из проблем, которые называются психологическими лишьпотому, что связаны с людьми, сваливаются, как снег, на голову, и надо в любуюминуту быть готовым ко всему. Получается так, что школьный психолог поневоледолжен быть не «узким специалистом» по педагогической и возрастной психологии,а «человековедом на все случаи жизни».
Тутуместно вспомнить об одном весьма интригующем эффекте, который несколько летназад обнаружил А.Г. Асмолов: введение практической психологии в системуобразования способствовало «формированию культуры обращения к психологу как кмеждисциплинарному специалисту» (см.[1,652]). Как ни странно, но из нашихвстреч со многими психологами разных городов России мы поняли, что они сами неготовы обращаться к себе подобным образом. В ответ нередко слышались стоны:«нам бы психологию с грехом пополам освоить». Чтобы обратить реальность в«культуру обращения» мало быть даже министром образования, надо статьволшебником.
Дляшкольного психолога обязательно не просто хорошее знание общей, возрастной,социальной, и, пусть в несколько меньшем объеме, медицинской психологии, но иумение применять академические знания на практике, а также владение методамипсиходиагностики, психопрофилактики, психокоррекции, психотерапии иконсультирования. Но в жизни и этого окажется мало. А.Г. Асмолов совершенноправ: школьному психологу в дополнение к психологической подготовке требуетсяширокая подготовка в человекознании. Кстати сказать, когда школьных психологовне было и в помине, К.Д. Ушинский нечто похожее требовал от всех учителей,говоря о необходимости овладения ими педагогической антропологией. Историческийопыт показывает, что сами собой такие прекрасные идеи в жизнь не воплощаются.Необходимы серьезные усилия на самых разных уровнях, в том числе и на уровнесамих школьных психологов.
Бытьможет, теперь не покажется чересчур экстравагантной мысль о том, что современем школьные психологи будут преподавать, но не психологию, а человекознание,своего рода педагогическую антропологию. Сегодня уже осознана мысль о важностии ценности самовоспитания, самоопределения, самопознания для развития личности.Поэтому спорить о необходимости человекознания для подростков не приходится.Следовательно, вопрос в том, как и кто будет разрабатывать, а также преподаватьэтот курс, точнее систему курсов.
Сдругой стороны, положение психолога в школе намного улучшится, если онперестанет быть «школьной белой вороной», то есть непосредственно включится впедагогический процесс. Преподающий психолог выигрывает, по крайней мере,дважды. Во-первых, он воспринимается учителями почти как «свой», делающий то жедело и, возможно, испытывающий те же трудности. Во-вторых, он имеет реальнуювозможность познакомиться со всеми своими малолетними подопечными, а не толькос теми, кого «послали на проработку» или кто пришел к нему сам. Более того,таким образом он приобретает возможность общаться с учениками именно в условияхкласса. Дети, как и взрослые, многолики («многоличинны»), их способ поведениязависит от ситуации: при беседе с глазу на глаз ребенок может быть спокойным изаинтересованным, а в классе привычно играть роль шута-надоеды.
Можносказать, что сейчас школьные психологи предпочитают индивидуальную работу сошкольниками, будь то консультирование, психодиагностика или психокоррекция.Такой подход имеет немалые преимущества, но и немалые недостатки. К последнимследует отнести значительные временные затраты на каждого ученика и своего родавыборочность, то есть возможность оказания психологической помощи толькоединицам из тех, кто в ней нуждается. Многолетний опыт работы в школе привелнас к убеждению, что нет ни одного учащегося, кто бы в какой-то момент остро ненуждался в помощи психолога. Однако же в силу личностных особенностей ипрежнего опыта (гипертрофированной застенчивости, неумения сформулировать своюпроблему, чувства неудовлетворенности от прежнего обращения и пр.) далеко невсе могут обратиться за помощью. Наконец, в больших школах, всегда найдетсянемало таких, кто, хотя и слышал о существовании школьного психолога, не знаютего в лицо или не понимают, что к нему можно прийти со своими бедами. Сам жепсихолог, если он плохо знает детей, своим «наметанным глазом» не всегдаопределяет тех, кто нуждается в нем в первую очередь, и даже сделав это, далеконе всегда может предложить свои услуги таким образом, чтобы они были приняты.Получается, что к нему на прием чаще попадает тот, чьи проблемы были выявленызапоздало и не им самим, а кем-то со стороны (учителями или родителями), что,естественно, усложняет работу психолога с данным ребенком. Приобщение психологак преподаванию в значительной степени устраняет указанные помехи и, несмотря наувеличение нагрузки, помогает в индивидуальной работе с детьми.
Внастоящее время говорить о внедрении и преподавании человекознания в школепреждевременно. Его еще желательно разработать. Но именно школьные психологидолжны участвовать в проектировании и во многом определить содержание системыкурсов человекознания. Этот предмет предназначен для того, что отвечать навопросы о человеке и мире человека. Ответы на них мучительно ищут многиешкольники, о чем взрослые часто не подозревают. А кто лучше психолога знаетреальные проблемы, потребности, переживания и интересы учащихся разноговозраста, порождающие такие личные и вечные вопросы?.. Ответы на них в школепока не даются. Таким образом, школьные психологи имеют шанс нарушить печальнуюшкольную традицию давать ответы на еще не родившиеся вопросы.
Список литературы
АсмоловА.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.
МещеряковБ.Г., Мещерякова И.А. Ввведение в человекознание. М., 1994.
МещеряковБ.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании//«Человек», 1996, N 6,с. 52—58.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта med-lib.ru/