Методы проектов

ВВЕДЕНИЕ. Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктуют необходимость изменения традиционных подходов к обучению. В современной педагогике назрел целый ряд проблем: • нежелание студентов учиться из-за отсутствия мотивации к обучению; • неумение самостоятельно получать информацию • большая
загруженность и усталость • страх перед контрольными работами, зачетами • неумение выражать свои мысли • проблемы со здоровьем у студентов не позволяющие усвоить большой объем изучаемого материала; • социальные жизненные аспекты, отвлекающие ребенка от учебы в техникуме (проблемы семьи, микрогруппы, в которой ребенок оказался и т.д.); и т.д. А с учетом перехода к информационному обществу перед каждым членом общества возникает новая проблема – современный человек потенциально имеет доступ ко всему богатству
информации, накопленной всем обществом. Информационное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности. Информационный поток, обрушивающийся сегодня на человека, заведомо
превышает его физические способности к восприятию информации. Формирование навыков организации доступа к информации, поиска необходимых сведений, а так же умения ставить цель, обобщать, анализировать. Потребление информации само по себе, при отсутствии сильного мотивационного стержня, скорее всего, приведет к формированию интеллектуального иждивенца. Значит, приоритет в обучении информатики должен быть отдан задаче мотивационной компоненты деятельности человека, так как именно этот аспект определяет направленность активности личности в процессе сбора, хранения и переработки. Давно возник вопрос: как при малом количестве часов, довольно обширной программе и огромном интересе студентов сделать преподавание базового курса интересным, наглядным, изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектный метод.
Для развития самостоятельности, способности синтезировать накопленные знания и рассматривать любую проблему как систему взаимосвязанных объектов в своей школе и применяется метод проектов как на начальном уровне изучения информатики и информационных технологий, так и в базовом курсе. Метод проектов – это такая технология, по которой студент выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением
и сопровождением. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов. В методе проектов очень важно показать студентам их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую
и значимую для ученика, проблему, для решения которой учащемуся необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести. Преподаватель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль студентов в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате учащиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, как правило, из разных областей и получить реальный практический или теоретический результат. Суть метода проектов — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Одна из главных целей метода проектов — развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического
мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», и его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и
возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. При организации обучения учащихся информатике и ИКТ по методу проектов происходит привитие навыков сознательного и рационального использования ПО в учебной, а затем и в профессиональной деятельности, формирование правильных представлений о месте информатики в жизни современного человека. В методе проектов очень важно показать учащимся их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях,
которые могут и должны пригодиться им в жизни. Чтобы реализовать этот принцип, необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ученика, проблему, для решения которой учащемуся необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести. Тема данной работы была выбрана в связи с широким вне¬дрением в учебный процесс информационных технологий. Тема является актуальной, т.к происходит постепенная компьюте¬ризация образования. В данной работе преследуются следующие цели: 1.Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности преподователя. В связи с поставленными целями выделены следующие задачи: 1. Рассмотреть метод проектов и его роль в профессиональной деятельности преподователя. 2. Рассмотреть телекоммуникационный проект и его использование в учебном процессе; Объектом исследования данной педагогической работы является использование информационных технологий
в учебном процессе, а предметом исследования – использование метода проектов в деятельности преподователя. При написании педагогической работы использовались следующие методы исследования: – анализ литературы, – педагогическая апробация. В первой главе даны понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, их использование в учебном процессе. Во второй главе дается подробная поэтапная разработка проекта по обобщению знаний, умений и навыков работы студентов первого курса.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ. Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В 1919 г. в городе Дальтон (США) американский педагог Е.Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой каждого студента по плану, выработанному совместно с педагогом. Студенты получили возможность продвигаться в изучении. В первую половину учебного дня они работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине — занятия в группе по интересам; не запрещалось обсуждать какие-либо темы или вопросы в группах или парах. Этот опыт получил название "Дальтон-план". Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и фабрично-заводских школ, которые были построены на основе комплексов-проектов. Период существования этой новации был недолгим, так как был некритически перенесен американский опыт путем введения в практику техникумов комплексно-проектных программ, значительно сокращавших объем общеобразовательных знаний по основным учебным предметам. И постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени
в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежных техникумах он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность
в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Проектное мышление включает в себя и фундаментальные методы познания, необходимые во всякой созидательной деятельности, развитие его видится специалистам необходимой составной частью системы общего образования. Но при этом для формирования проектного мышления необходимы: • непрерывность в формировании проектной
культуры; • достаточность "критической" массы носителей проектной культуры, обучение и образование которых подготавливает и обеспечивает определенное понимание интеграции различных знаний; • наличие налаженной системы коммуникаций для свободного распространения проектной культуры. 1.2. ПОНЯТИЕ «МЕТОД ПРОЕКТОВ» По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического
продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектный метод рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз¬вития креативности и одновременно формирования определенных личност¬ных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов
дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо¬культурной среде. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще-ние комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 – 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необ¬ходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить-ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре-бенка. Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми):
спла¬нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали: а) выделение внутреннего учебного материала; б) организация целесообразной деятельности; в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс-шие ступени. Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе являются: • самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах,
работающих над проектом; • умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности; • владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат); • умение распределить роли (обязанности) для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный
результат и за успехи каждого партнера. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро¬ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз¬решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само¬стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо-ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться
в информационном пространстве, развитие крити¬ческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель¬ность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Ме¬тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри¬вающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех¬нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи¬ческий результат, готовый к применению. 1.3. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основными принципами проектной деятельности являются: 1. Саморазвитие личности 2. Групповое взаимодействие 3. Саморазвитие личности 4. Групповое взаимодействие 5. Интеграция знаний 6. Профилизация образовательного пространства Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся. Реализация метода проектов как исследовательского метода ведет к изменению роли и функции преподователя. Проекты базируются на субъект-субъектном взаимоотношении между всеми участниками педагогического процесса.
Преподаватель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет студента в обучении, а сопровождает его. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
1.4. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа¬гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон¬сультаций только отвечать на возникающие у студентов вопросы. Возмож¬но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества студентов. От преподавателя требуется: • умение увидеть и отобрать наиболее
интересные и практически значимые темы проектов; • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов , умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся; • переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения; • способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; • умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный
настрой; • практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект); владение компьютерной грамотностью; умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. 1.5. РОЛЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Меняется и роль студентов в учении: они выступают активными участ-никами процесса.
Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк¬тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У студентов вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно». Студенты свободны в выборе способов и видов деятельно¬сти для достижения поставленной цели, им никто
не говорит, как и что необ¬ходимо делать. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи-тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем за¬щиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея¬тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель¬ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач¬но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю¬щего мира и себя в этом мире. Проектная технология нацелена на развитие личности студентов, их самостоятельности. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Учащиеся могут самостоятельно выбрать делового партнера по проектной работе, организовать распределение деятельности. Такая работа носит исследовательский, творческий, поисковый характер.
Большинству учащихся такая работа нравится, это повышает их учебную мотивацию, и, как следствие, качество получаемых знаний. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал. От учащихся требуется: • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения); • владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию
(текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере; • владение коммуникативными навыками; • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач; • в случае международного проекта – практическое владение языком партнера. 1.6. УМЕНИЯ, ПРИОБРЕТАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ . При использовании метода проектов учащиеся приобретают следующие
умения, связанные с развитием своего интереса: 1. Умения, связанные с развитием интереса:  анализировать свои интересы;  определять новые интересы на основе развития прежних;  сопоставлять свои возможности и интересы;  отстаивать свои интересы. 2. Умение находить практические, интересные виды деятельности:  определять для себя познавательные виды деятельности;  задавать вопросы по интересующим видам деятельности. 3. Умение выбирать для себя практический вид деятельности:  подыскивать потенциальные места практики;  исследовать их;  находить ответы на все интересующие вопросы о месте практики;  делать обоснованный выбор места практики. 4. Умение исследовать условия практической деятельности:  подмечать, формулировать и связывать практическую деятельность и условия, в которых она осуществляется;  обсуждать практическую
деятельность;  находить возможности практической деятельности («ниши деятельности»). 5. Умение готовиться к деятельности на практике:  определять и обосновывать свою работу на практике в кон¬тексте собственных интересов;  четко определять цели своей деятельности;  определять и обосновывать свои конкретные шаги по осуществлению деятельности на практике. 6. Умение осуществлять деятельность на практике:  планировать свою практическую деятельность;
 целенаправленно осуществлять свою деятельность;  находить ее плюсы и минусы. 7. Умение оценивать результаты практики:  представлять результаты практической деятельности;  оценивать результаты, исходя из первоначальных целей. 8. Умение делать выводы из результатов практической деятельности:  ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта;  объяснять как положительный, так и отрицательный
результат;  оценивать и изменять свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности. 9. Умение установить личностное отношение к практической деятельности:  осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии. 10. Умение устанавливать общественную ценность практической деятельности:  осознавать, оценивать и принимать во внимание значение практической деятельности для общества в целом. 11. Умение устанавливать культурную ценность практической деятельности:  осознавать, оценивать и принимать во внимание культурные аспекты практической деятельности. 12. Умение устанавливать профессиональную ценность практической деятельности:  осознавать, оценивать и принимать во внимание профессио¬нальный аспект практической деятельности.
При работе по методу проектов большое внимание необходимо уделять организации оценки выполненных учащимися проектов, мониторингу их эффективности и своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы (содержания) проекта, а также условий его проведения. Если это исследовательский проект, то он включает в себя этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных
этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние эксперты (например, учителя или ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, в случае необходимости оказывая учащимся помощь.
1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ. Проекты классифицируются в соответствии с типологическими признаками, которые лежат в их основе: 1. По доминирующей в проекте деятельности:  исследовательские;  творческие;  ролевые, игровые;  ознакомительно-ориентировочные (информационные);  практико-ориентированные (прикладные). 2. По предметно-содержательной области:  монопроекты — в рамках одной области знаний (литературно-творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные и т.д.);  межпредметные — на стыке различных предметных областей. 3. По характеру координации проекта:  с открытой, явной координацией — непосредственная коорди¬нация (жесткая или гибкая);  со скрытой координацией — неявная координация, координа¬тор имитирует участника проекта (характерно для телекомму¬никационных проектов).
4. По характеру контактов:  внутренние или региональные (в пределах одной страны);  международные (участники проекта являются представителями разных стран). 5. По количеству участников проекта:  индивидуальные (личностные);  парные;  групповые;  коллективные;  массовые. 6. По продолжительности выполнения:  краткосрочные (несколько уроков) — для решения небольшой
проблемы или части более крупной проблемы;  средней продолжительности (от недели до месяца);  долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов: • Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных
и опытных работ, методов обработки результатов; • Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.); • Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. 1.8. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Существуют следующие общие подходы к структурированию проекта. 1. Выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. 3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах 6.
Защита, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов. Проектная деятельность с точек зрения и ученика, и учителя призвана ответить на три существенных вопроса: Ради чего осуществляется? На что направлена? Какими способами реализуется? Системо- образующий компонент деятельности Для студента Для преподователя Мотив Ради чего осуществляется деятельность? 
Усиление роли в собственном образовании;  Самореализация творческого потенциала школьников.  Создание условий для исследовательской деятельности;  Расширение возможностей для изучения курса информатики. Цель На что направлена?  Обучение навыкам самообразования; 
Расширение круга общения при участии в телекоммуникационных проектах;  Развитие коммуникативных качеств.  Качественное освоение содержательных линий курса;  Развитие творческой и исследовательской инициативы;  Внедрение сетевых технологий в учебный процесс;  Обучение навыкам систематизации и структуризации информации. Операция Какими способами, приемами реализуется деятельность?  Постановка цели, с постоянной корректировкой в процессе деятельности;  Работа с учебной, популярной литературой;  Выбор типа проекта;  Выделение смысловых элементов проектной идеи, необходимых для построения учебного проекта;  Выбор дизайна, стиля, соответствующего основной идее проекта; 
Создание дополнительных атрибутов (графика, анимация, звуковое сопровождение).  Подбор тем для проектной деятельности;  Оказание помощи в уточнение цели;  Подготовка инструкций по организацион1.ным вопросам;  Консультирование;  Организация подведения промежуточных итогов;  Организация конференций. 1.9. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Каждый из этапов в свою очередь состоит из нескольких фаз. 1. Этап ориентирования:  выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта, определение целей и задач, определение стратегии достижения поставленных целей;  создание групп общения,
индивидуальное и коллективное обсуждение, в котором разбираются различные темы и могут быть введены новые формы работы; 2. Этап разработки проекта:  разработка индивидуальных задач;  анализ личного опыта учащегося;  определение ресурсов. 3. Этап реализации проекта:  обсуждение и выбор методов исследования и поиска информа¬ции;  структурирование проекта с выделением подзадач для учащихся с учетом их интересов;  самостоятельная работа учащихся над задачами;  промежуточные обсуждения достигнутых результатов;  оформление проекта. 4. Этап презентации результатов проекта:  обмен информацией, мнениями, полученными результатами;  подготовка презентации;  защита проекта. 5. Этап оценивания проекта:  значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике;  корректность используемых методов исследования и получаемых
результатов;  активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;  коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);  характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;  необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;  привлечение знаний из других областей;  доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; &
#61598; эстетика оформления результатов проведенного проекта;  умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-то оформлены (доклад, компьютерная газета, видеофильм, альбом, Web-сайт и т.д.). 1.10. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Теле-коммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочислен-ные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организо-ванная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать бо-лее высокий педагогический результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся раз-ных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятель¬ности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект. Учебный телекоммуникационный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая об¬щую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная
на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде все¬го, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные. Решение про-блемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегриро¬ванного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно междуна¬родном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предпо¬лагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания
особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлече-ния свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов.
Как оп¬ределить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с при¬влечением телекоммуникаций? Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: • предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, со-циальным, т.д явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; • предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений; • предусматривается сравнительное изучение эффективности использо-вания одного и того же или разных (альтернативных) способов реше¬ния одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффектив¬ного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа реше¬ния проблемы; • предлагается совместное творческое создание, разработка какой-
то ра¬боты, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта рас-тения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложе¬ний по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.); • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания. Организация телекоммуникационных проектов требует специ¬альной и достаточно тщательной подготовки,
как учителей, так и уча¬щихся. Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникаци-онной технологии: • умение составить и отправить по сети письмо; • умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и, наоборот, с жесткого или гибкого диска – в сеть; • структурировать полученные письма в специальной директории; • ходить в электронные конференции, размещать там собственную ин-формацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конфе¬ренциях информацию; • входить
в Интернет и пользоваться ее услугами. Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проек¬та достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми "правилами хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящи-мися на расстоянии, просто невозможна. К ним следует отнести, прежде все¬го: • доброжелательность при всех обстоятельствах; • обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; • взаимопомощь в работе; • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, ес¬ли она носит характер научного исследования; • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей [1]. 2. Методические указания по написанию рефератов (эссе) и их оценке. Реферат (эссе) является одной из форм отчётности по итогам курса, он позволяет структурировать знания обучаемых. Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere – докладывать, сообщать) – письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников.
Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и наиболее важного (с точки зрения автора) в научной литературе по определенной проблеме в письменной или устной форме. Различают два вида рефератов: – репродуктивные – воспроизводят содержание первичного текста в форме реферата-конспекта или реферата-резюме. В реферате-конспекте содержится фактическая информация в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования
и возможностях их применения. В реферате-резюме содержатся только основные положения данной темы. – продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или реферата-обзора. В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, дается объективная оценка проблемы, и он имеет развёрнутый характер. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и в нем сопоставляются различные точки зрения
по исследуемой проблеме. Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – сочинения небольшого объёма и свободной структуры в форме обозрения проблемы с использованием литературных источников. Автором формулируется проблема, затем рассматривается, приводятся аргументы с опорой на литературные источники. Эссе отражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку. В отношении объёма и функции эссе граничит с научной статьёй. Здесь допускаются такие личностные обороты как «я думаю», «я предполагаю», «я считаю» и пр. Чтобы выразить свое собственное мнение по определенной проблеме, требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме и делать логичные выводы. Магистрант для изложения материала может выбрать любую из рассмотренных форм оформления
реферата (эссе). 2.1. Этапы работы над рефератом (эссе) Выбор темы. Очень важно правильно выбрать тему. Выбор темы не должен носить формальный характер, а иметь практическое и теоретическое обоснование. Автор реферата должен осознанно выбрать тему с учетом его познавательных интересов или он может увязать ее с темой будущей магистерской работы. В этом случае магистранту предоставляется право самостоятельного (с согласия преподавателя) выбора
темы реферата из списка тем, рекомендованных кафедрой по данной дисциплине (см. п.3). При этом весьма полезными могут оказаться советы и обсуждение темы с преподавателем или руководителем работы, который может оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач. Если интересующая тема отсутствует в рекомендательном списке, то по согласованию с преподавателем магистранту предоставляется право самостоятельно предложить тему реферата, раскрывающую содержание изучаемой дисциплины.
Тема не должна быть слишком общей и глобальной, так как небольшой объем работы (до 20 страниц) не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо учитывать полноту ее освещения в имеющейся научной литературе. Для этого можно воспользоваться тематическими каталогами библиотек и библиографическими указателями литературы, периодическими изданиями и ежемесячными указателями экономической литературы, либо справочно-библиографическими ссылками изданий посвященных данной теме. После выбора темы составляется список изданной по теме (проблеме) литературы, опубликованных статей, необходимых справочных источников. Знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы. При этом следует сразу же составлять библиографические выходные данные (автор, название, место и год издания, издательство, страницы) используемых источников. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала.
Начинать знакомство с избранной темой лучше всего с чтения обобщающих работ по данной проблеме, постепенно переходя к узкоспециальной литературе. На основе анализа прочитанного и просмотренного материала по данной теме следует составить тезисы по основным смысловым блокам, с пометками, собственными суждениями и оценками. Предварительно подобранный в литературных источниках материал может превышать необходимый объем реферата, но его можно использовать для составления плана реферата.
Составление плана. Автор по предварительному согласованию с преподавателем может самостоятельно составить план реферата, с учетом замысла работы, либо взять за основу рекомендуемый план, приведенный в данных методических указаниях по соответствующей теме. Правильно построенный план помогает систематизировать материал и обеспечить последовательность его изложения. Наиболее традиционной является следующая структура реферата:
Титульный лист. Оглавление (план, содержание). Введение. Глава 1 (полное наименование главы). 1.1. (полное название параграфа, пункта); 1.2. (полное название параграфа, пункта). Глава 2 (полное наименование главы). Основная часть 2.1. (полное название параграфа, пункта); 2.2. (полное название параграфа, пункта). Заключение (или выводы). Список использованной литературы. Приложения (по усмотрению автора). Титульный лист заполняется по единой форме (Приложение 1). Оглавление (план, содержание) включает названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели работы
и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы. Основная часть реферата может быть представлена одной или несколькими главами, которые могут включать 2-3 параграфа (подпункта, раздела). Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в используемых
источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением связи между ними и последовательности перехода от одного к другому. Автор должен следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате рекомендуется излагать своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал
в виде мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом. Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора реферата. Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц. Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты.
Они должны иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература, периодические издания и электронные источники информации. Список составляется согласно правилам библиографического описания. 2.2. Требования к оформлению реферата (эссе) По оформлению реферата предъявляются следующие требования.
1. Текст представляется в компьютерном исполнении (в виде исключения допускается рукописный вариант), без стилистических и грамматических ошибок. 2. Текст должен иметь книжную ориентацию, набираться через 1,5–2 интервала на листах формата А4 (210 х 297 мм). Для набора текста в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта – 14 пт.
При использовании других текстовых редакторов шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований – 60 строк на лист (через 2 интервала). 3. Поля страницы: левое – 3 см правое – 1,5 см нижнее – 2 см верхнее – 2. Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см). 4. Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк. 5. Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается
с новой страницы. 6. Заголовки разделов, введение, заключение, библиографический список набираются прописным полужирным шрифтом. 7. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков. 8. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится. 9. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. 10. Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов. 11. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию. 12. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы. 13. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы. 14.
Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. 15. Объем реферата в среднем – 15-20 страниц (или 25-40 тыс. печатных знаков) формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне. 16. В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее пяти источников. 17. Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности, как они представлены в структуре
(см. п.п. 2.1). 2.3. Критерии оценки качества реферата преподавателем. Подготовленный и оформленный в соответствии с требованиями реферат оценивается преподавателем по следующим критериям: – достижение поставленной цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность
выводов); – уровень эрудированности автора по изученной теме (знание автором состояния изучаемой проблематики, цитирование источников, степень использования в работе результатов исследований); – личные заслуги автора реферата (новые знания, которые получены помимо образовательной программы, новизна материала и рассмотренной проблемы, научное значение исследуемого вопроса); – культура письменного изложения материала (логичность подачи материала, грамотность автора) – культура оформления материалов работы (соответствие реферата всем стандартным требованиям); – знания и умения на уровне требований стандарта данной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих понятий и идей; – степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению); – качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного
исследования, спорность или однозначность выводов); – использование литературных источников. Объективность оценки работы преподавателем заключается в определении ее положительных и отрицательных сторон, по совокупности которых он окончательно оценивает представленную работу. При положительном заключении работа допускается к защите, о чем делается запись на титульном листе работы. При отрицательной рецензии работа возвращается на доработку с последующим представлением на
повторную проверку с приложением замечаний, сделанных преподавателем. Внимание. 1. Не допускается сдача скачанных из сети Internet рефератов, поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя, во-вторых, это приводит к формализации получения знаний, в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче рефератов вплоть до отчисления студентов от обучения.
В подобном случае реферат не принимается к защите и вместо него выдается новая тема. 2. Магистрант, не подготовивший реферат, считается не выполнившим учебный план и не может быть допущен к зачету. 2.4. Рекомендуемые темы рефератов. Тема реферата выбирается по последней цифре зачетной книжки из перечня основных тем, либо по согласованию с преподавателем из списка резервных тем. В случае выбора темы из резервного перечня или предложенной магистрантом, он самостоятельно, либо с учетом рекомендаций преподавателя, составляет план реферата, придерживаясь структуры подобно той, которая приводится в п.п. 4.1. Основные темы 1. Качественные и количественные методы оценки рисков инвестиционных проектов 2. Основные методы оценки рисков (анализ чувствительности, анализ сценариев, анализ причинно-следственных связей, метод Монте-Карло, метод экспертных оценок) 3. Модели оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом риска.
4. Способы управления рисками на предприятиях реального сектора экономики (диверсификация, самострахование (резервирование), страхование, хеджирование) 5. Методы управления финансовыми рисками (уклонение от риска, локализация, диссипация и компенсация риска) 6. Диагностика банкротства предприятий 7. Управление рисками потери предприятием платежеспособности 8. Анализ инвестиционных рисков методами имитационного моделирования 9.
Методы анализа и модели оценки риска результатов планирования предпринимательской деятельности 10. Управление производственными рисками на предприятии Резервные темы 1. Управление рисками при лизинговом инвестировании 2. Модели прогнозирования финансовой несостоятельности предприятия 3. Страхование риска 4. Методы уклонения и компенсации 5.
Организация процесса управления рисками на предприятии 6. Общие принципы и специфика управления рисками 7. Риск-менеджмент на уровне предприятия 8. Зарубежная практика риск – менеджмента 9. Анализ воздействия внешних и внутренних факторов на риски предприятия 10. Управление операционными рисками 11. Концепция рисковой стоимости 12. Способ расчета показателя потенциальных потерь 13.
Методы расчета VaR: ковариационный (дельта-нормальный), метод исторического моделирования и метод Монте-Карло 14. Математические методы моделирования рисков 15. Применение теории математических игр в риск-менеджменте 16. Основные положения Нового Базельского соглашения по капиталу. 17. Анализ инвестиционных рисков методом «дерева решений 18. Интегральные меры риска (назначение, меры риска EaR – Earnings-at-Risk – риск дохода, CFaR – Cash-Flow-at-Risk – риск потока наличности и EPSaR Earnings-per-Share-at-Risk – риск дохода в расчете на 1 акцию и др 19. Новые комплексные рисковые показатели (EVA – Economic
Value Added – экономическая добавленная стоимость, RAROC – Risk-Adjusted Return On Capital скорректированная на риск рентабельность капитала) 20. Интегрированный риск-менеджмент на уровне предприятия (ERM – Enterprise Risk Management – комплексная система управления рисками на предприятии) [журнал "Риск-менеджмент 21. Карта рисков – эффективный инструмент управления рисками 22.
Методы оценки привлекательности инвестиционного проекта 23. Применение информационных технологий в системе управления рисками предприятий 24. Меры по восстановлению платежеспособности должника 25. Основные стратегии вывода предприятия из кризиса 3. Методические указания по раскрытию тем рефератов 3.1.
Примерная структура плана реферата Магистрант при самостоятельном составлении плана должен придерживаться приведенной ниже структуры. Тема. Модели оценки вероятности угрозы банкротства предприятия План Введение 1. Принцип построения моделей прогнозирования вероятности банкротства предприятий методами дискриминантного анализа 2. Сравнительный анализ многофакторных моделей прогнозирования вероятности банкротства предприятий 3. Практика (пример, алгоритм) оценки вероятности угрозы банкротства предприятия
по данным бухгалтерской отчетности Заключение Информационные источники Содержание предварительно разработанного плана следует обсудить со своим преподавателем и получить его одобрение. После этого можно приступать к его реализации. При раскрытии выбранной темы реферата магистрант может не ограничиваться списком литературных и электронных источников рекомендуемых методическими указаниями, а проявить инициативу и значительно расширить его. Здесь указывается лишь минимальное количество ссылок, достаточных для раскрытия приведенных тем. 3.2. Примерные планы и содержание основных тем рефератов 1. Качественные и количественные методы оценки рисков инвестиционных проектов План Введение 1. Назначение качественных методов оценки рисков инвестиционных проектов и их общая характеристика. 2. Сравнительный анализ количественных методов оценки рисков инвестиционных проектов (деревья решений,
анализ чувствительности, сценарный подход, имитационное моделирование, статистический подход) 3. Примеры использования количественных методов оценки рисков инвестиционных проектов. Заключение Введение. Сформулировать актуальность темы, определить основные цели и задачи, подлежащие решению, определить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику качественным методам оценки рисков инвестиционных
проектов, в частности рассмотреть основную задачу качественного анализа – идентификацию рисков. Во втором вопросе раскрыть содержание количественных методов оценки рисков инвестиционных проектов (деревья решений, анализ чувствительности, сценарный подход, имитационное моделирование, статистический подход) В третьем вопросе описать алгоритм количественной оценки риска методом дерева решений, привести практический пример реализации данного алгоритма в среде
Excel. Заключение. Сделать выводы по результатам сравнительного анализа методов оценки рисков инвестиционных проектов. 2. Основные методы оценки рисков (анализ чувствительности, анализ сценариев, анализ причинно-следственных связей, метод Монте-Карло, метод экспертных оценок) План Введение 1. Общая характеристика методов оценки рисков. 2. Сравнительный анализ основных методов оценки риска 3. Пример реализации метода экспертных оценок. Заключение Введение. Необходимо обосновать актуальность данной темы, сформулировать основные цели и задачи, подлежащие решению, определить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику существующих и перспективных методов оценки риска. Во втором вопросе провести сравнительный анализ основных методов оценки риска (анализ чувствительности,
анализ сценариев, анализ причинно-следственных связей, метод Монте-Карло, метод экспертных оценок). В третьем вопросе описать алгоритм метода экспертных оценок, привести практический пример реализации данного алгоритма в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по результатам сравнительного анализа методов оценки риска. 3. Модели оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом риска
План Введение 1. Общая характеристика экономико-математических моделей управления инвестиционными рисками. 2. Модели оценки инвестиционных проектов и ставок дисконтирования с учетом рисков не связанных и связанных со снижением доходности альтернативных инвестиций. 3. Примеры расчетов по моделям оценки инвестиционных проектов. Заключение Введение. Обосновать актуальность темы, определить цель и задачи, подлежащие решению, определить
объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику экономико-математическим моделям управления инвестиционными рисками. Во втором вопросе привести постановку задачи, записать две экономико-математические модели оценки инвестиционных проектов и ставок дисконтирования с учетом рисков не связанных и связанных со снижением доходности альтернативных инвестиций, раскрыть технологию расчетов по каждой из двух моделей, и показать их различие. В третьем вопросе. На примерах показать алгоритмы решения задач с практической реализацией в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по результатам сравнительного анализа обеих моделей. 4. Способы управления рисками на предприятиях реального сектора экономики (диверсификация, самострахование (резервирование), страхование, хеджирование) План Введение 1. Общая характеристика способов управления рисками на предприятии.
2. Сравнительный анализ основных способов управления рисками на предприятии 3. Пример оценки эффективности одним из способов управления рисками. Заключение Введение. Необходимо обосновать актуальность темы, сформулировать основную цель и задачи, подлежащие решению, определить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику существующих и перспективных
способов управления рисками на предприятии. Во втором вопросе провести сравнительный анализ основных способов управления рисками на предприятии: диверсификации, самострахования (резервирования), страхования, хеджирования. В третьем вопросе описать алгоритм оценки эффективности одного из способов управления рисками, привести практический пример реализации данного алгоритма в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по результатам сравнительного анализа рассмотренных способов
управления рискам. 5. Методы управления финансовыми рисками (уклонение от риска, локализация, диссипация и компенсация риска) План Введение 1. Общая характеристика методов управления финансовыми рисками. 2. Сравнительный анализ основных методов управления финансовыми рисками. 3. Пример реализации одного из методов управления рисками (выбрать по своему усмотрению). Заключение Введение. Обосновать актуальность темы, определить основную цель и задачи, подлежащие решению, выделить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику существующих и перспективных методов управления финансовыми рисками. Во втором вопросе провести сравнительный анализ методов управления финансовыми рисками: уклонения от риска, локализации, диссипации и компенсации риска. В третьем вопросе описать алгоритм одного из методов управления рисками, привести практический пример
с реализацией данного метода в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по результатам сравнительного анализа рассмотренных методов управления финансовыми рисками. Рекомендуемая литература: периодические издания и сеть Internet]. 6. Диагностика банкротства предприятий План Введение 1. Причины банкротства предприятий, внешние и внутренние факторы возникновения банкротства.
2. Модели прогнозирования банкротства предприятий: зарубежные и отечественные. 3. Пример анализа банкротства по данным финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Заключение Введение. Необходимо раскрыть актуальность темы, определить основную цель и задачи, подлежащие решению, выделить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику причин возникновения банкротств предприятий, раскрыть
внешние и внутренние факторы их возникновения. Во втором вопросе рассмотреть классификацию существующих моделей прогнозирования банкротства предприятий. Провести сравнительный анализ моделей прогнозирования, используемых в отечественной и зарубежной практике. В третьем вопросе описать алгоритм одной из отечественных моделей прогнозирования и привести практический пример его реализации в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по результатам сравнительного анализа рассмотренных моделей прогнозирования банкротств (отечественных и зарубежных). Рекомендуемая литература: периодические издания и сеть Internet]. 7 . Управление рисками потери предприятием платежеспособности План Введение 1. Общие понятия платежеспособности предприятия. Обоснование необходимости управления рисками ликвидности на предприятии.
2. Методика оценки платежеспособности предприятия. 3. Пример оценки потери платежеспособности. Заключение Введение. Обосновать актуальность темы, определить основные цели и задачи, подлежащие решению, выделить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику понятия ликвидности и обосновать необходимость управления
рисками ликвидности на предприятии. Во втором вопросе охарактеризовать признаки потери платежеспособности предприятия, рассмотреть возможные причины ее возникновения, дать оценку возможных последствий потери платежеспособности, определить пути ее восстановления и подержания на заданном уровне. Описать методику оценки платежеспособности. В третьем вопросе описать алгоритм оценки риска потери предприятием платежеспособности, провести анализ ликвидности реального баланса на конкретном примере
в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по теоретической части и результатам расчета. Рекомендуемая литература: периодические издания и сеть Internet]. 8. Анализ инвестиционных рисков методами имитационного моделирования План Введение 1. Общая характеристика методов имитационного моделирования. 2. Сравнительный анализ имитационных моделей оценки риска инвестиционного проекта.
3. Пример оценки риска инвестиционного проекта методом имитационного моделирования. Заключение Введение. Необходимо обосновать актуальность темы, определить основную цель и задачи, подлежащие решению, объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе раскрыть сущность методов имитационного моделирования и обосновать их применение для решения задач оценки риска инвестиционных проектов. Во втором вопросе провести сравнительный анализ моделей имитационного моделирования, описать их особенности. Отдельно выделить вероятностные модели: модель диссипации риска (диверсификации поставщиков), модель компенсации риска (создания запасов сырья). В третьем вопросе описать алгоритм оценки риска одним из методов имитационного моделирования, привести практический пример реализации данного алгоритма в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы на основе теоретического материала и результатов расчета.
Рекомендуемая литература: периодические издания и сеть Internet]. 9. Методы анализа и модели оценки риска результатов планирования предпринимательской деятельности План Введение 1. Общие подходы к оценке риска при составлении бизнес-плана предприятия. 2. Модели оценки риска результатов планирования на основе точек безубыточности и динамики зон риска. 3. Примеры оценки риска результатов планирования.
Заключение Введение. Обосновать актуальность темы, выделить основную цель и задачи, подлежащие решению, определить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе рассмотреть порядок идентификации рисков результатов планирования и дать характеристику методам их анализа. Во втором вопросе рассмотреть модели оценки риска результатов планирования на основе точек безубыточности и модели динамики зон рисков последствий результатов планирования.
В третьем вопросе описать алгоритмы моделей оценки риска результатов планирования и привести практические примеры их реализации в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по результатам оценки рисков на основе рассмотренных моделей. Рекомендуемая литература: периодические издания и сеть Internet]. 10. Управление производственными рисками на предприятии План Введение 1. Общая характеристика производственных рисков на предприятии. 2. Механизм управления производственными рисками на предприятии. 3. Примеры оценки рисковой ситуации на предприятии в условиях благоприятной и неблагоприятной конъюнктуры рынка. Заключение Введение. Показать актуальность темы, выделить основную цель и задачи, подлежащие решению, определить объект и предмет исследования, раскрыть теоретическую и практическую значимость данной проблемы. В первом вопросе дать общую характеристику производственным рискам на предприятии и
выделить способы управления ими. Во втором вопросе рассмотреть управляющие воздействия на операционный, финансовый и сопряженный рычаги. Описать каким образом учитывается воздействие различных факторов на уровень производственных рисков. В третьем вопросе описать алгоритмы оценки рисковой ситуации на предприятии в условиях благоприятной и неблагоприятной конъюнктуры рынка, привести практический пример реализации данных алгоритмов в среде Excel. Заключение. Отразить свои выводы по возможности управления производственными
рисками на основе теоретического материала и результатов, полученных в результате решения конкретных задач. Рекомендуемая литература:периодические издания и сеть Internet]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе работы были достигнуты сле¬дующие цели: 1. Рассмотрено понятие «метод проектов» и его роль в профессиональной деятельности учителя. 2. Проанализирована литература и изучены теоретические основы метода проектов: принципы и структура
проектной деятельности, классификация проектов и этапы реализации проекта, роль преподователя и студентов при разработке проекта, умения. 3. Показаны возможности и продемонстрированы результаты использования методов проектов в профессиональной деятельности 4. Разработан творческий проект для обобщения знаний, умений и навыков СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, «Народное образование», 1998 2. Чечель И. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. «Директор школы», №11, 1998 3. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. Приложение к газете «Первое сентября». Информатика, №20, 2002 4. Шафрин Ю. и др. Курс компьютерной технологии. В двух томах.
Москва, АБФ, 1998 5. Заботин Ю Шапошников А. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005. Москва, РИПОЛклассик, 2005