Конституционное право граждан Российской Федерации на личную неприкосновенность

Конституционное право граждан Российской Федерации на личную неприкосновенность Работу выполнила Факультет Управления и психологии Специальность 080504 – государственное и муниципальное управление Оценка при защите: Преподаватель Горячий Ключ 2007 Содержание Введение… 1. Основы конституционно-правового статуса личности в
РФ. 1. Становление института правового статуса человека и гражданина… ……… 2. Принципы и понятие и конституционно-правового статуса личности….2. Особенности личных конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ. 1. Характеристика личных прав и свобод граждан Российской Федерации… … 2. Гарантии личных прав человека в
Российской Федерации… 3. Понятие и содержание права граждан на личную неприкосновенность… 3. Проблемы реализации права граждан на личную неприкосновенность в Российской Федерации. 1. Проблемы практической реализации личных прав и свобод на личную неприкосновенность… 37 Заключение….44 Список использованной литературы… …48 Введение «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Поставленный в эпиграфе конституционный принцип настолько глубоко вошел в нашу правовую действительность, что реально стал базисом развития всего законотворческого процесса в Российской Федерации. Однако данный принцип, а также вытекающие из него правомочия, известны российскому праву не так давно. Совсем недавно, Конституции нашей страны гласили: «Использование гражданами прав
и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства…». То есть, фактически, права личности, рассматривались через призму интересов государства, а конституции носили зачастую формальный (декларативный характер). Как известно, Конституция (как, например, Основной закон СССР 1936 года) может быть «самой демократической конституцией в мире», но насколько ее положения были реализованы в политической практике – другой вопрос. Гарантируются ли в современном российском государстве конституционные права и свободы? Что следует понимать под гарантией конституционных прав и свобод человека и гражданина? Эти и другие вопросы требуют обстоятельных ответов. Актуальность данного исследования подтверждается нижеследующими обстоятельствами.
Во-первых, личные права и свободы человека и гражданина, как автор уже подчеркнул, – наивысшая ценность, как в государстве, так и во всем мире, а потому исследование их конституционных основ приобретает особую важность. Во-вторых, права и свободы человека – развивающееся явление. Генезис развития права и свобод, определение тенденций такого развития позволят определить базис современного правового общества и законотворческого процесса. В-третьих, представляет интерес выявление и анализ
проблематики законодательного регулирования, создания механизмов и реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную неприкосновенность. Итак, цель данной курсовой работы – исследовать проблематику конституционного права и свободы человека и гражданина на личную неприкосновенность в России, его понятие, классификацию и содержание. Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи: – рассмотреть становление и
развитие правового статуса человека и гражданина в Конституциях СССР, РСФСР и Конституции РФ; – проанализировать современное конституционно-правовое регулирование личных прав и свобод человека и гражданина в РФ; – дать понятие конституционных прав и свобод; – провести классификацию личных прав и свобод; – проанализировать содержание личных прав и свобод; – выявить проблемы практической реализации конституционных прав и свобод на личную неприкосновенность гражданина Российской Федерации. – в заключение работы подвести итоги проделанному исследованию. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в Российской Федерации в процессе регулирования права на личную неприкосновенность. Предметом исследования являются права граждан на личную неприкосновенность в Российской Федерации. В работе будут использованы:
Конституция Российской Федерации, комментарии к Конституции Российской Федерации, федеральные законы, международные конвенции и пакты. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела, заключение и список использованных источников. В первом разделе работы дается содержание и система конституционных прав и свобод граждан
России. Во втором разделе описывается содержание, особенности и комплексный характер права граждан Российской Федерации на личную неприкосновенность. В третьем разделе рассматриваются проблемы практической реализации конституционного права граждан Российской Федерации на личную неприкосновенность. 1. Основы конституционно-правового статуса личности в
РФ. 1. Становление института правового статуса человека и гражданина. Современное понимание правового статуса, которое ассоциируется у нас, прежде всего, с всеобщей декларацией прав человека и конституционными нормами, возникло не так давно. И главная тому причина – особенности исторического развития России. В Российском государстве наука государственного (конституционного) права начала складываться
на рубеже XIX и XX вв. Первые попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы», принятые самодержавием в 1906 г а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. Между тем, основные государственные законы не выделяют правовой статус личности и гражданина (а вернее подданного). Вообще, понятие «личности» и «прав личности» – это не характерные категории для данного периода развития конституционного права. Они встречаются разве что в переводных трудах иностранных авторов и в некоторых трудах юристов России, но не находят законодательного закрепления, даже в виде декларации. Не обернись история революцией и сменой всего строя, власти, взглядов на государство и права, возможно, правовой статус личности нашел бы правовое закрепление, но происходит, последнее, уже при власти
Советов. В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская конституция), впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.
Современная историческая мысль скептически относится к «самым демократическим» конституциям того времени. А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения Конституции к «самой демократической» Конституции мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в
Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина. Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан, основная из них – труд (ст.18 закрепляла: Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»), то в Конституции СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава! И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд. Фактически, впервые объемное конституционное закрепление прав и обязанностей человека и гражданина происходит в Конституции 1936 года. В Сталинской Конституции была выделена специальная
Глава Х. Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности. В соответствии с положениями ст.ст.118-133 граждане СССР имеют право: – на труд; – на отдых; – на материальное обеспечение в старости; – на образование.
Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщинами обеспечивается предоставлением ей равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраны интересов матери и ребенка, государственной помощи многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных
домов, детских яслей и садов. Гражданам СССР обеспечивалось право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества. Как отмечалось в ст. 123 Конституции, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, является непреложным законом. Какое бы то ни было, прямое или косвенное ограничение прав, или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно, как всякая проповедь расовой или национальной исключительности или ненависти и пренебрежения, караются законом. Законом гарантировалось: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций. Основной закон гласил: эти права граждан обеспечиваются предоставлением
трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР была отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами
(ст. 124 Конституции). Опять-таки, гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту, иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки. Как отмечают большинство исследователей, для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире.
Насколько ее положения были реализованы в политической практике – другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно. Советские конституции 1918-1936 гг. упрочивали и расширяли социально-экономические права граждан, что напрямую зависело от государства — монополиста-собственника, одновременно стагнировало развитие личных прав, которые властью практически не соблюдались. Использование политических прав было ограничено Конституцией («В целях развития коммунистического строительства », «В целях укрепления и развития социалистического строя» и т. п.). В следующей Советской Конституции 1977 года происходит дальнейшее закрепление и расширение прав и свобод человека и гражданина. В Основном законе СССР 1977 года выделяется глава 7: «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» (ст.39-69). Как видно, количество статей, посвященных правам и обязанностям
человека, выросло. Конституция провозглашает, что граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
При этом, в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. То есть, фактически, права личности, всегда рассматривались через призму интересов государства. В Конституции 1977 года находят отражение и общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина. Это связано с тем, что СССР становится участником ряда международных
Конвенций. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) был ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII и вступил в силу для СССР 23 марта 1976г. В соответствии со ст.ст.36-46 Основного закона СССР 1977 года, граждане имеют право на: – труд; – отдых; – охрану здоровья; – материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца; – жилище; – образование; – пользование достижениями культуры. Статья 47 Конституции гласит: «Гражданам СССР, в соответствии с целями коммунистического строительства, гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества, права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством». Как видно, законодатель оперировал категорией «цели коммунистического
строительства», что означает возможность манипуляцией правами человека и гражданина. Опять-таки, в соответствии с целями коммунистического строительства, граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов (ст.51 Конституции 1977 г.). В целях укрепления и развития социалистического строя гражданам
СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.50). Между тем, Конституция провозглашала, что граждане имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных
обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов по месту жительства. Каждый гражданин имел право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Следует акцентировать внимание на том, что в соответствии со ст.58 Конституции, граждане СССР имели право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов («Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд»). Более того, Основной закон содержал положение о том, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных
лиц при исполнении ими служебных обязанностей. На взгляд автора, Конституция СССР 1977 года, не принесла существенно новых изменений в правовой статус человека и гражданина, закрепленный Конституцией 1936 года. Это произошло, вновь, со сменой отношения к государству и праву, с чередой реформ. Конституция Российской Федерации принятая на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года, впервые провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2). Конституция 1993 года не только воплотила в себя международные принципы прав человека и гражданина, но и стала катализатором для вступления России в ряд международных Конвенций. Так в 1998 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции о защите прав и основных свобод человека.
1.2. Принципы и понятие конституционно-правового статуса личности. Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ. Конституция Российской Федерации 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция Российской Федерации 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного
конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. Вместе с тем, новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода (это касается, прежде всего, некоторых чисто “советских” социально – экономических прав). Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г можно сказать, что демократический характер этой
Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности, сосредоточены в Конституции Российской Федерации, главным образом, в специальной главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в главе 1 «Основы конституционного строя». Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других
главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации. Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу конституционно-правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в главе 1 «Основы конституционного строя». В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (ст.2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (ч.4, ст.15). В главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (ч.2, ст.17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (ст.18), равноправия (равенства перед законом и судом) (ст.19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой
Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на “буржуазных” теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами, личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека “дарованных” ему прав,
если это потребуют интересы того же государства. Нужно отметить, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда
Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция Российской Федерации как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов. Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п. Конституция Российской Федерации 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения
этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации. Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному
оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического – права личные. Как знак принятия западных традиций и ценностей конституционализма, авторы Конституции 1993 г. поставили в главе «О правах и свободах» на первое место личные права, затем политические и только на третье – социально-экономические права, назвав первым из них право частной
собственности (ч.1, ст.35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий круг социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства. Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о “материальных гарантиях” прав в виде “неуклонного роста производительных сил” и т.п пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.
Принципы конституционного статуса личности – это наиболее устойчивые, фундаментальные требования, закрепленные в нормативных предписаниях конституционного законодательства и соответствующих международных юридических источниках, обобщенно выражающие собой общепризнанные права, свободы и обязанности человека, а также основные закономерности формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности. 1. К числу основных принципов конституционного статуса следует относить только те из них, которые,
во-первых, прямо и непосредственно причастны к формированию, осуществлению и гарантированию конституционных прав, свобод и обязанностей личности, как абстрактного представителя конкретного общества в целом, а во-вторых, защищены не только внутригосударственной системой гарантий, но и международной правозащитной системой. С этих позиций систему основных принципов конституционного статуса личности будут образовывать такие его начала, как: принцип гуманизма; принцип свободы; принцип равенства; принцип ответственности.
2. Основные принципы конституционного статуса личности отражают наиболее важные закономерности общения людей между собой и с государственной властью. По этой причине надо признать, что обязательной предпосылкой формирования и эффективного использования института основных принципов конституционного статуса личности является уяснение их социально-философских оснований. Посредством основных принципов конституционный статус личности прочно связывается с социальной действительностью, получая при этом свое философское обоснование. В результате конституционный статус личности приобретает качество адекватного социальным условиям жизни людей и высокоавторитетного регулятора их поведения. 3. Основным принципам конституционного статуса личности свойственна особая юридическая природа. В главном и основном она проявляется в специфике нормативно-юридической формы их бытия. Именно нормативно-юридическая форма основных принципов конституционного статуса личности, с одной стороны,
придает им высшую и причем наднациональную юридическую силу, а с другой – позволяет этим принципам генерировать в международное и национальное законодательство целостные, содержательно и функционально-взаимосвязанные системы соответствующих императивных требований. 4. Международное признание и конституционное закрепление основных принципов правового положения личности приводит к тому, что они вбирают в себя важнейшие черты как естественного, так и позитивного (внутреннего
и международного) права. Поэтому их невозможно свести ни к естественному, ни к позитивному праву. Благодаря этой особенности основные принципы конституционного статуса личности создают тот конституционно-правовой режим, в котором личность оказывается равноправной с государством. 5. Юридическая природа и специфические черты основных принципов конституционного статуса личности обеспечивают им способность выступать особыми конституционными регуляторами общественных отношений.
С этой способностью и связано их понимание как конституционно-регулятивных ценностей. Каждый основной принцип конституционного статуса личности обладает собственно-регулятивной и инструментально-регулятивной ценностью. 6. Собственно-регулятивная ценность основных принципов конституционного статуса личности заключается в удовлетворении ими основополагающих потребностей личности и общества в утверждении гуманизма, свободы, равенства и ответственности в жизненно важных сферах общения людей между собой и с государственной властью. Благодаря их интеграции в конституционно-правовом статусе, сама личность утверждается в роли носителя этих принципов, обозначая тем самым конституционный уровень своего человеческого и гражданского достоинства. 7. Инструментально-регулятивная ценность основных принципов конституционного статуса личности заключается в их способности: а) оказывать формирующее воздействие на содержание всего конституционного статуса личности; б) приводить к соответствию меры полноты и развитости конституционных
прав, свобод и обязанностей личности к международным стандартам прав человека; в) обеспечивать конституционный статус личности общепризнанными механизмами своего осуществления и гарантирования. Сама категория «конституционный статус личности» выступает инструментом утверждения правого положения человека в наиболее важных областях его жизнедеятельности, и в первую очередь во взаимодействии с государством, его органами и должностными лицами. Определенную дискуссионность в научных представлениях о категории
«конституционный статус личности» вносит известная трудность в разграничении понятий — «личность», «человек», «гражданин». Наше современное конституционное законодательство пошло по пути так называемого «буржуазного дуализма». Оно включает в содержание конституционного статуса личности два взаимообусловливающих начала: «права человека» и «права гражданина». Это существенно меняет методологические ориентиры в подходах к проблеме конституционного статуса личности и его основных принципов.
Человек, как продукт природы выступает материальной, биологической основой личности. В связи с этим в юридической науке высказана точка зрения, согласно которой не всякого человека можно считать личностью. К такой категории людей, например, относят маленьких детей, душевнобольных или дикарей, которые не обладают, в частности, сколько-нибудь развитой системой знаний и не способны выступать в качестве субъекта сознательной деятельности. Категории «человек» и «личность» не совпадают не только между собой, но и с понятием «гражданин». В общем и целом, понятие «личность» шире по своему объему понятий «человек» и «гражданин», так как включает в себя и политико-правовые связи гражданина с государством, и индивидуально определенную совокупность социально значимых свойств человека. В этой связи автор поддерживает мнение Л. Д. Воеводина, когда он утверждает, что в данном случае необходимо использовать более универсальный термин «личность», который выражает самую суть двух терминов — «человек»
и «гражданин», соединяя их. Углубляя и конкретизируя исходные позиции исследования конституционного статуса личности, также необходимо определиться и в вопросе соотношения этой категории с «основами правового положения личности» и «конституционно-правовым положением личности». Анализ конституционно-правовой литературы, а также научных источников других юридических дисциплин – теории государства и права, административного права, гражданского права и других, свидетельствует
о том, что вышеназванные категории чаще всего используются как синонимы. То есть большинство юристов-ученых исходит из того, что эти категории отражают одну и ту же грань конституционно-правовой действительности – конституционно-правовое положение личности. Однако, исходя из контекста, а также стилистической предпочтительности, используется либо первое, либо второе, либо третье выражение. В этой связи утверждения
В. А. Кучинского и И. В. Витрука о том, что «конституционный статус личности» и «конституционно-правовое положение личности» – категории неравнозначные, первое выступает частью (ядром) второго, представляются неубедительными. Следование им ведет к необоснованному утроению единой категории — «конституционный статус личности». Принимая во внимание изложенное, под конституционным статусом личности следует понимать конституционно-правовой способ существования и гарантирования основных прав, свобод и обязанностей человека в государственно-организованном обществе. Конституционно-правовой статус личности — сложная и многоплановая категория. Это выражается и в сложности ее внутренней структуры. В правоведении «структура» понимается как внутренняя форма того или иного целостного правового образования, которая с помощью своих элементов определенным способом цементирует, организует, упорядочивает связи и отношения частей, составляющих данную целостность.
Мнение этих авторов разделяют Е.А. Лукашева, А.В. Корпев и А.Ю. Якимов. 2. Особенности личных конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ. 2.1. Характеристика личных прав и свобод граждан РФ. В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 – 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно
более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: 1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлеж¬ностью к гражданству государства, не вытекают из него; 2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естест¬венные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Право на жизнь (ст.20 Конституции РФ) образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность жизни для мировой цивилизации (высшая ценность для общества), ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае смерти человека. Это фундаментальное право допустимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как естественное, неотъемлемое право личности, на свободу от любых незаконных посягательств на её жизнь, как со стороны государства, так и со стороны частных лиц. Во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. Право на жизнь неотчуждаемо и принадлежит человеку от рождения.
В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах дано более развернутое определение: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ч. 1 ст. 6). Наличие у человека права на жизнь не означает, что у него есть и юридическое право на смерть.
Действующее российское законодательство (ст.45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), запрещает медицинскому персоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворять его просьбу об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами (эвтаназия). Охрана жизни человека приобретает первостепенное значение в современном обществе. Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в
Конституции РФ, так и в отраслевом законодательстве. Право на достоинство личности (ст.21 Конституции РФ) охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» – провозглашено в ст.1 Всеобщей декларации прав человека. Право на достоинство конкретизируется и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.3): «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Конституция Российской Федерации дополняет: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (п.2 ст.21). Непосредственно охране достоинства посвящены два ключевых международных акта: Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения
и наказания 1984 г Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. В понятие «унижающие человеческое достоинство обращение или наказание», согласно разъяснениям Европейского Суда и Комиссии по правам человека, включается обращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить их или сломить их физическое и моральное сопротивление.
Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции.
Как подчеркивается в ст.2 Конвенции ООН, каждое государство-участник предпринимает эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. При этом никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток. Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление. Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну,
защиту своей чести и доброго имени (ст.23 Конституции РФ) провозглашает и охраняет важнейшие блага человека, персонифицирующие личность. Право на частную жизнь означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Право на тайну частной жизни включает тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений. Предметом личной и семейной тайны являются биографические сведения; сведения о состоянии здоровья, о совершенных правонарушениях, философских, религиозных, политических взглядах и убеждениях, имущественном положении, профессиональных занятиях, об отношениях в семье и т.д. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах
национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (ст.8 Европейской конвенции по защите прав человека). Как подчеркивается в ст.24 Конституции РФ сбор, хранение, использова