СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Функциислужбы безопасности предприятия и ее структура
Заключение
Библиографическийсписок используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В условиях нестабильной экономической ситуации процесс успешногофункционирования и экономического развития российских компаний во многомзависит от совершенствования их деятельности в области обеспеченияэкономической безопасности предприятия. На текущий момент не все руководителипредприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежнойсистемы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие«безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важныхинтересов. Однако в сознании большинства граждан все еще сильны стереотипы,согласно которым данная область относится многими к сфере компетенциигосударства и специальных органов. Хотя предпринимательская деятельность — этодеятельность, осуществляемая на свой «страх» и «риск», т.е. в первую очередьвладелец бизнеса должен взглянуть на свое предприятие и определить те жизненноважные интересы, которые необходимо защищать в первую очередь. И защищать этиинтересы нужно компании самой, а не надеяться на помощь государства. Одним из инструментовпо обеспечению защиты безопасности предприятия может стать создание на его базесобственной службы безопасности.
В своей работе я хотела бы остановиться на целях и структуре службы безопасности предприятия, а также на основных ее функциях.
ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Прежде чем, перейти к непосредственному изучению целей, структуры ифункциям службы безопасности нужно определить перечень объектов, которыенуждаются в защите на предприятие.
Во-первых, к ним относятся:
— территория предприятия;
— расположенные на территории предприятия объекты (здания, сооружения);
— носители конфиденциальной информации (документы, изделия);
— материальные ценности (грузы).
Во-вторых, к особым объектам охраны относятся руководство предприятия,персонал, допущенный к конфиденциальной информации. Организация охраныруководства и персонала предприятия регулируются отдельным положением(инструкцией), которое утверждается руководителем предприятия, и, в необходимыхслучаях согласовывается с территориальными органами внутренних дел и органамибезопасности.
Основные цели охраны руководства и персонала предприятия — обеспечение ихличной безопасности в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайныхситуаций, предотвращение возможных попыток завладения злоумышленникамизащищаемой информацией путем физического и иного насильственного воздействия наэтих лиц, выработка рекомендаций охраняемым лицам по особенностям поведения вразличных ситуациях.
К другим важным целям относятся также:
— предотвращение попыток проникновения посторонних лиц (злоумышленников)на территорию (объекты) предприятия;
— своевременное обнаружение и задержание лиц, противоправно проникших(пытающихся проникнуть) на охраняемую территорию;
— обеспечение сохранности находящихся на охраняемой территории носителейконфиденциальной информации и материальных средств и исключение, таким образом,нанесения ущерба предприятию;
— предупреждение происшествий на охраняемом объекте и ликвидация ихпоследствий. К основным задачам охраны перечисленных объектов относятсяследующие:
— контроль объекта и охраняемой территории, в том числе территории сособым режимом пропуска, в целях обнаружения и предотвращения попытокнесанкционированного проникновения на них посторонних лиц (злоумышленников);
— обеспечение конфиденциальности и сохранения в тайне фактов проведениязакрытых мероприятий на предприятии (его объектах), обсуждаемых илирассматриваемых на них вопросов;
— сопровождение и охрана носителей конфиденциальной информации, в томчисле служебных документов предприятия, материальных ценностей и грузов при ихтранспортировке и перевозке (доставке);
— защита объектов и территорий с особым режимом пропуска отнасильственных действий и вооруженных нападений, которые могут нанести ущербпредприятию;
— выполнение в необходимых случаях специальных задач по обеспечениюличной охраны руководства предприятия и персонала предприятия, допущенного кконфиденциальной информации;
— участие в обеспечении пропускного режима для посетителей, транспортныхсредств и грузов на охраняемой территории (объектах предприятия) в целяхустановления личности и учета посетителей, контроля за ввозом, вывозомносителей конфиденциальной информации, грузов, материальных ценностей,предотвращения их несанкционированного перемещения, а также фиксации следовскрытых и открытых попыток хищения иного имущества предприятия;
— систематический анализ эффективности системы охраны, принимаемыхдолжностными лицами мер по охране объектов предприятия и обеспечениюсохранности носителей конфиденциальной информации, материальных ценностей игрузов, и выработка предложений по совершенствованию системы охраны. Дляреализации главных целей и основных задач охраны предприятия (его объектов)создается система охраны.
Она включает личный состав подразделений охраны (караулов); техническиесредства охраны; места размещения личного состава, выполняющего задачи охраны,и используемых технических средств; методы охраны объектов. В качестве местразмещения личного состава охраны может быть использован один из основныхэлементов системы организации пропускного режима — контрольно-пропускныепункты.
Используемые при охране предприятий технические средства охраны делятсяна две группы:
— средства обнаружения (пожарная и охранная сигнализация, «тревожное»оповещение, охранное телевидение, охранное освещение, аппаратура проверкипочтовой корреспонденции, радиосвязь, прямая внутренняя связь, прямаятелефонная связь с милицией и др.);
— средства обнаружения и ликвидации (средства пожаротушения, средстваиндивидуальной защиты, газовые ловушки, автотранспорт, оружие,инженерно-технические средства и др.).
В зависимости от масштабов и мощности организации деятельность пообеспечению безопасности предприятия и защиты информации может быть реализованаот абонентного обслуживания силами специальных центров безопасности дополномасштабной службы самой компании с развитой штатной численностью.
Если предприятие создает свои собственные штатные подразделения охраны, тоони организационно могут быть объединены в службу охраны. Служба охранывключает посты охраны, группы (подразделения) сотрудников охраны (в том числеподразделение личной охраны руководства и персонала), группу охраны исопровождения материальных ценностей и грузов, «тревожную» группу (группубыстрого реагирования), а также подразделения сторожевых собак (принеобходимости). Однако наиболее часто подразделения охраны наряду с другимиподразделениями, решающими задачи по различным направлениям защиты информации,объединяются в службу безопасности предприятия. Если предприятие создает своюсобственную службу безопасности, то она как правила становиться самостоятельнойорганизационной единицей, подчиняющейся непосредственно руководителюпредприятия. Возглавляет службу безопасности начальник службы в должности, какправило, заместителя руководителя предприятия по безопасности.
Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количествубольшой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности.Их также должно быть не менее трех (по количеству подразделений службыбезопасности), в крайнем случае, двух, если существует единая детективнаяслужба.
Как правило, заместитель начальника службы безопасности являетсяодновременно руководителем одного из подразделений и, в свою очередь, такжеимеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразностьсоздания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, еслислужбу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя).
В крупных службах безопасности возможно введение должностей помощников(референтов) начальника.
Как уже ранее было отмечено, структура, численность и состав службыбезопасности предприятия (фирмы, компании и т.д.) определяются реальнымипотребностями предприятия и степенью конфиденциальности ее информации. Поэтомупредставить универсальную структуру службы безопасности невозможно, однакоможно выделить основные структурные подразделения, которые должныприсутствовать в большинстве случаев при организации службы безопасности накрупных промышленных государственных, акционерных предприятиях, впромышленно-финансовых группах, холдингах и т. п.
Организационно служба безопасности должна состоять из следующихструктурных единиц:
— отдел режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;
– отдел защиты информации;
– инженерно-техническая группа;
– группа безопасности внешней деятельности.
Отдел режима и охраны
Отдел режима и охраны является самостоятельным структурным подразделениемслужбы безопасности и подчиняется начальнику службы безопасности. В его задачивходит:
1) определение перечня сведений, составляющих государственную икоммерческую тайну, организация и осуществление мер по обеспечению их безопасности;
2) разработка системы предотвращения несанкционированного допуска идоступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и разработкасоответствующих инструкций;
3) организация и поддержание пропускного режима, организация проходасотрудников и посетителей в различные зоны доступа;
4) организация охраны аттестованных конфиденциальных помещений;
5) организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников,обеспечение безопасности транспортировки грузов и документов;
6) наблюдение за обстановкой вокруг и внутри объекта;
7) контролирование работоспособности элементов защиты в повседневных и вособых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т. п.).
Отдел защиты информации
Отдел специальной защиты предназначен для организации и обеспеченияэффективного функционирования системы защиты информации. Основными задачамиотдела являются:
1) организация работ по защите документальных материалов;
2) разработка и организация защиты автоматизированных систем обработкиинформации и электронного документооборота;
3) распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты;
4) обучение пользователей автоматизированных систем правилам безопаснойобработки информации;
5) принятие мер реагирования на попытки НДС и нарушения правил функционированиясистемы защиты;
6) тестирование системы защиты и контроль за ее функционированием;
7) устранение слабостей в системе защиты и совершенствование механизмовобеспечения безопасности.
Инженерно-техническая группа
Основной задачей инженерно-технической группы является обеспечениебезопасности деятельности предприятия с помощью технических средств защиты. Аименно:
1) определение границ охраняемой (контролируемой) территории (зоны) сучетом возможностей технических средств, наблюдения злоумышленников;
2) определение технических средств, используемых для передачи, приема иобработки конфиденциальной информации в пределах охраняемой (контролируемой)территории (зоны);
3) обследование выделенных помещений с целью установления потенциальновозможных каналов утечки конфиденциальной информации через техническиесредства, конструкции зданий и оборудования;
4) выявление и оценка степени опасности технических каналов утечкиинформации;
5) разработка мероприятий по ликвидации (локализации) установленныхканалов утечки информации организационными, организационно-техническими илитехническими мерами, используя для этого физические, аппаратные и программныесредства и математические методы защиты.
Группа безопасности внешней деятельности
Сотрудники группы безопасности внешней деятельности разрабатывают ипроводят специальные мероприятия по изучению окружения объекта (конкуренты,посетители, клиенты и т. д.):
1) изучают торгово-конъюнктурные ситуации в пространстве деятельностиучредителей, партнеров, клиентов и потенциально возможных конкурентов;
2) проводят ситуационный анализ текущего состояния финансово-торговойдеятельности с точки зрения прогнозирования возможных последствий, могущихпривести к неправомерным действиям со стороны конкурирующих организаций ипредприятий;
3) собирают и обрабатывают сведения о деятельности потенциальных иреальных конкурентов для выявления возможных злонамеренных действий подобыванию охраняемых сведений;
4) определяют возможные направления и характер злоумышленных действий состороны специальных служб промышленного шпионажа против предприятия, егопартнеров и клиентов;
5) ведут учет и анализ попыток несанкционированного получениякоммерческих секретов конкурентами;
6) определяют платежеспособность юридических и физических лиц, их возможностипо своевременному выполнению платежных обязательств.
Приведенная структура службы безопасности не универсальна и должнакорректироваться под определенную организацию. В частности, в нее могут бытьвведены новые отделы, например отдел пожарной безопасности, группа управленияперсоналом или группа сопровождения грузов. Как правило, формирование илиреформирование структуры собственной безопасности осуществляется по мерепонимания задач, которые должны ею решаться на текущий момент.
К основным функции деятельности службы безопасности можно отнести:
1. Установление обстоятельств недобросовестной конкуренции состороны других предприятий. Под недобросовестной конкуренцией понимается применение вконкурентной борьбе средств и методов, связанных с нарушением действующегозаконодательства, регламентирующего производственную и коммерческуюдеятельность предприятий или норм и правил взаимоотношений между конкурентами,принятых на рынке товаров и услуг. К ней относятся: установлениедискриминационных цен или коммерческих условий, ложная реклама, тайный сговорна торгах и создание тайных картелей, нарушения качества, стандартов и условийпоставок товаров и услуг и т.д.
2. Сбор сведений по уголовным делам. Уголовные дела, к расследованиюкоторых подключается служба безопасности, условно можно разделить на двегруппы: возбужденные в связи с совершением преступлений против персоналапредприятия и преступления против собственности учредителя. Причем, еслиговорить о преступлениях первой группы, то обязательным условием сбора сведенийо них является их связь с деятельностью предприятия-учредителя. Например, кражаличного имущества у сотрудника фирмы сама по себе не обязывает сотрудниковслужбы безопасности подключаться к расследованию этого преступления, однако, втом случае, если среди этого имущества окажутся документыпредприятия-учредителя, то ситуация меняется противоположным образом. Возможноподключение сотрудников службы безопасности к расследованию уголовных дел, покоторым работник предприятия является обвиняемым в совершении преступлений,однако, делать это необходимо только по указанию или с разрешения руководителяфирмы. К наиболее распространенным преступлениям второй группы относятся кражи,грабежи, мелкие хищения, поджоги и т.д. Весьма актуальными для сотрудниковслужбы безопасности стали преступления в сфере экономической деятельности ипротив интересов службы в коммерческих организациях.
3. Расследование фактов разглашения коммерческой тайныпредприятия. Подкоммерческой тайной понимается не являющаяся государственным секретом,специально охраняемая собственником (владельцем) управленческая,производственная, научно-техническая, финансовая, торговая и иная деловаяинформация.
4. Сбор информации о лицах, заключивших с предприятиемконтракты. Предприятиеобычно заключает два типа контрактов: коммерческий (документ, представляющийсобой договор поставки товаров или предоставления услуг) и трудовой (видтрудового договора, заключающегося в письменной форме со своими постоянными иливременными работниками). Одним из договорных условий может быть письменноесогласие лица, с кем подписывается контракт, на сбор информации об егобиографических и других характеризующих личность данных. При этом в контрактедолжно быть оговорено, что такого рода сбор информации проводится как довступления контракта в силу (например, во время прохождения испытательногосрока), так и во время его реализации, т.е. до расторжения контракта.
4. Поиск утраченного имущества предприятия Расследованиефактов неправомерного использования товарных (фирменных) знаков предприятия.
6. Розыск без вести пропавших сотрудников. Под имуществом предприятия понимаетсянаходящиеся в его ведении или собственности материальные ценности, денежныесредства в кассе, на расчетном счете и других счетах в банках, нематериальныеактивы (патенты, лицензии, программы, ноу-хау, брокерские места и т п.).Содержание работы сотрудников службы безопасности в зависимости от категорииутраченного имущества носит различный характер.
5. Расследование фактов неправомерного использования товарных(фирменных) знаков предприятия.
6. Розыск без вести пропавших сотрудников. Сотрудники службы безопасностиподключаются к розыску без вести пропавшего сотрудника только в том случае,если есть основания предполагать, что его отсутствие на работе приведет (можетпривести) к реальному или потенциальному ущербу предприятию. Деятельностьслужбы безопасности по розыску без вести пропавшего сотрудника — это комплексмероприятий, осуществляемых при тесном взаимодействии с органами внутренних делс целью установления фактических обстоятельств его исчезновения и фактическогоместонахождения.
7. Выявление некредитоспособных партнеров. Некредитоспособным признается тотпартнер, у которого для получения кредита нет предпосылок, подтверждающихспособность возвратить его. Служба безопасности обязана выявлятьнекредитоспособных партнеров как до заключения, так и в процессе реализациидоговора и своевременно информировать об этом руководство предприятия.
8. Выявление ненадежных деловых партнеров. Ненадежность делового партнера можетопределятся большим количеством сорванных по его вине сделок с другими фирмами;несвоевременным и некачественным выполнением условий заключенных договоров;значительным количеством в фирме ранее судимых лиц; неуважительным отношением кавторскому или патентному праву и. т.д. Способность службы безопасностисвоевременно выявить хотя бы отдельные параметры ненадежности будущих илинастоящих деловых партнеров в значительной степени может повлиять на степеньэкономической безопасности предприятия-учредителя.
9. Сбор сведений по гражданским делам. Сбор сведений по гражданским деламслужба безопасности осуществляет во взаимодействии с представителемпредприятия-учредителя на суде как до, так и во время рассмотрения их насудебных заседаниях. Необходимость в сборе информации сотрудниками службыбезопасности возникает обычно в случаях:
· выявлениясвидетелей и документов;
· проверкидостоверности информации участников процесса и подлинности доказательств,представленных на суде;
· возникновениянеобходимости проверки наличия основания для отвода в рассмотрении дела;
· оказания помощисуду в установлении фактического местонахождения участников процесса;
· выявления лиц,оскорбляющих или оклеветавших руководителей предприятия-учредителя;
· поискаутаиваемого от суда имущества процессуального противника, необходимого дляпогашения материального ущерба и т.д.
10. Сбор информации для проведения деловых переговоров. Сотрудники службы безопасностиучаствуют в сборе информации как на стадии подготовки к переговорам, так и вовремя их проведения. Например, в процессе подготовки к переговорам сведения обучастниках будущих переговоров, их сильных и слабых сторонах, их позициях ипланах ведения переговоров, подготовленных материалах, конкурентоспособности иплатежеспособности делового партнера и т.д. Во время проведения переговоровслужба безопасности должна поставлять информацию об изменениях позициипартнеров по переговорам, о возможных попытках с их стороны шантажировать,подкупать членов делегации предприятия-учредителя, проведения разведывательныхмероприятий в отношении их и т.д.
11. Защита жизни и здоровья персонала от противоправныхпосягательств. Защитуорганизует служба безопасности либо всего персонала предприятия (во времянахождения его на работе), либо некоторых его категорий (руководители, кассирыи т.д.) в рабочее и, как исключение, в нерабочее время, либо применяются обаварианта. При этом четко определяется время (круглосуточно, только в дневноевремя и т.д.) проведения охранных мероприятий. Охранники должны быть нацелены,прежде всего, на пресечение насильственных преступлений (покушение на убийство,рэкет) и административных проступков (мелкое хулиганство) в отношенииохраняемых лиц. Должны широко применяться технические средства защиты.
12. Охрана имущества предприятия.
13. Обеспечение порядка в местах проведения предприятиемпредставительских, конфиденциальных и массовых мероприятий. В зависимости от их типа мероприятийменяется и содержание деятельности службы безопасности. Например, припроведении закрытых совещаний основное внимание уделяется, прежде всего, защитесведений, составляющих коммерческую тайну, на выставках необходимо приниматьмеры к недопущению кражи или порчи имущества предприятия; при проведенииконцертов основное внимание уделяется физической безопасности людей и т. д.
14. Консультирование и представление рекомендаций руководствуи персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности. В обязанности службы безопасностивходит не только консультирование и дача рекомендаций сотрудникам предприятияпо вопросам обеспечения безопасности, но и ее реализация.
15. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживаниесредств охранно-пожарной сигнализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочу кратко под вести итоги проделанной работы.
Итак, основной целью службы безопасности является своевременноепресечение противоправных посягательств на экономические интересы и персоналпредприятия.
Если говорить о структуре, численности и составе службы безопасностипредприятия (фирмы, компании и т.д.), то в первую очередь они определяютсяреальными потребностями самого предприятия и степенью конфиденциальности ееинформации. Поэтому представить универсальную структуру службы безопасностиневозможно безопасности. Вместе с тем, организационно служба безопасностидолжна состоять из следующих структурных единиц:
— отдел режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;
– отдел защиты информации;
– инженерно-техническая группа;
– группа безопасности внешней деятельности.
Служба безопасности предприятия выполняет следующие основные общиефункции:
· организует иобеспечивает пропускной и внутри объектовый режим в зданиях и помещениях;
· руководит работамипо правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческойтайны;
· участвует вразработке основополагающих документов с целью закрепления в них требованийобеспечение безопасности и защиты коммерческой тайны
· изучает всестороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности длявыявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации,ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализируетданные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций одеятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;
· организует ипроводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утратдокументов и других нарушений безопасности предприятия; поддерживает контакты справоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий винтересах изучения криминогенной обстановки в районе (зоне).