Кремль является символом Москвы и России в целом. По древнерусской традиции он расположен на высоком береговом холме при впадении Неглинной в реку Москву. По периметру этого холма возведены крепостные стены с башнями, расстояние между которыми определялось рельефом и требованиями обороны. Дворец великого князя с многочисленными постройками располагался с южной стороны холма, а к востоку от него, на наиболее высоком месте, расположена главная кремлёвская площадь – Соборная – с важнейшими храмами.
Соборная площадь с западной стороны формируется Грановитой палатой, с южной – Архангельским собором, а с восточной стороны ограничена колокольней Ивана Великого с примыкающей к ней звонницей. Эта площадь является раскрытой в сторону реки и позволяет видеть панораму Замоскворечья; с востока она раскрывает вид на Спасскую башню, а с севера обращена к улице, ранее называвшейся Никольской.
Большой Кремлёвский дворец представляет собой комплекс построек, возводившихся с начала XV века. В него входят Грановитая палата и Святые сени – часть дворца XV столетия, Золотая Царицына палата XVI века, Теремной дворец XVII века, дворцовые соборы и церкви. Свой современный вид этот комплекс получил в 1838-1849 годах, когда по проекту К. А. Тона при участии Н. А. Герасимова и Ф. Ф. Рихтера был построен новый ансамбль дворца с выходящим на реку Москву фасадом.
В возведении памятников Кремля участвовали итальянские архитекторы, в числе которых А. Фиораванти, П. Солари, М. Руффо и другие. Однако распространено мнение о том, что участие этих мастеров лишь оттеняет исконно русский характер кремлёвского ансамбля. Если для крепостной архитектуры Италии были характерны замкнутый характер и геометрическая правильность композиционных построений, то в Кремле заложена противоположная архитектурная концепция.
Стены Кремля различны по высоте: там, где опасность вражеского штурма была велика, они высоки, а где природа больше позаботилась об обороне – они более низки и менее мощны. Кремлёвские башни также строго соответствуют своей роли в системе обороны: поскольку в линии укреплений нет двух полностью одинаковых условий рельефа, нет и двух одинаковых башен. Мощью и большой высотой отличаются угловые башни Кремля, что объясняется их важным оборонным значением. Стены, обращённые к Красной площади и Александровскому саду, дополнены двумя проездными башнями с высокими шатровыми завершениями. Это сделано с расчётом художественной увязки башен с окружающей Кремль застройкой. Участок стены, обращённый к Москве-реке, наделён лишь невысокими «рядовыми» башнями, вторящими водному простору реки. Здесь нет крупных башен, подобных Троицкой или Боровицкой, поскольку здесь они мешали бы восприятию кремлёвской группы храмов с колокольней Ивана Великого.
До революции Кремлёвский дворец был парадной московской резиденцией царей. Его главными помещениями являются залы, получившие свои названия в честь русских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и Екатерининский,- а также так называемые Собственная (на первом этаже) и Парадная (на втором этаже) половины дворца. В 1934 году по проекту И. А. Иванова-Шица в результате реконструкции Андреевского и Александровского залов был сооружён зал Заседаний. Его площадь составляет около 1615 кв.м., длина – 81 м., ширина – 23 м., высота – 18 м., вместимость – около 3000 человек.
По парадной лестнице через зал с камином из зелёной яшмы можно пройти в самый красивый зал дворца – Георгиевский, названный так в честь учреждённого в 1769 году ордена Георгия Победоносца. Тематика отделки этого зала посвящена победам, одержанным русской армией в XV-XIX веках. Вдоль стен зала возвышаются 18 цинковых витых колонн, увенчанных статуями скульптора И. П. Витали, а на торцевых стенах зала размещены выполненные П. К. Клодтом барельефы с изображением сражающегося с драконом Георгия Победоносца на коне. Свод зала украшен 6-ю бронзовыми золочёными люстрами, каждая весом в 1300 кг. При изготовлении в XIX веке по рисунку Ф. Г. Солнцева ковра этого зала были использованы 20 ценных пород дерева. В настоящее время после произведённой реставрации Георгиевский зал имеет 61 м. в длину, 20,5 м. в ширину и 17,5 м. в высоту.
Рядом с Георгиевским залом расположен Владимирский зал. Одноимённый орден памяти одного из первых русских князей был учреждён в 1782 году и вручался за гражданские заслуги под девизом «Польза, честь и слава». Упомянутый зал построен на месте древней Боярской площадки и представляет собой лишённое окон пространство. Через Святые сени из него можно пройти в Грановитую палату, а по лестнице – на Верхоспасскую площадку; зал имеет также ход в Жилецкую и Золотую Царицыну палату и в Георгиевский зал. Рассматриваемый зал является восьмиугольным и увенчан восьмигранным куполом.
Грановитая палата была возведена в 1487-1491 годах М. Фрязиным и П. А. Солари и служила приёмным залом великокняжеского дворца. Своё название эта палата получила потому, что её выходящий на Соборную площадь фасад облицован белым гранёным камнем. Палата представляет собой большой почти квадратный зал с высокими крестовыми каменными сводами, опирающимися на центральный четырёхгранный столп. Её площадь – 495 кв.м., высота – 9 м. Своды палаты были покрыты росписями, современные из которых являются позднейшими и датируются 1882 годом. К 60-м годам XVII века Грановитая палата пришла в ветхое состояние; после пожара 1682 года в 1684-1685 годах Осип Старцев восстановил интерьеры этой палаты и расширил её оконные проёмы, украсив их с наружной стороны белокаменными резными колонками с травным узором.
В конце XVII века, при Петре I, стены Грановитой палаты побелили известью и затянули малиновым бархатом с вышитыми серебром двуглавыми орлами. В 1882 году художники братья Белоусовы восстановили роспись стен палаты по описям Симона Ушакова от 1668 года; рельефная алебастровая лепнина XVIII века на центральном столпе была заменена живописным орнаментом.
Святые сени получили современный вид в 40-х годах XIX века, когда к двум древним белокаменным порталам были пристроены два стилизованных новых. Они соединили Святые сени с Владимирским залом. В 1847 году Ф. Завьялов выполнил в сенях роспись на библейские и исторические сюжеты, а в 1968 году в этих сенях были проведены реставрационные работы.
Золотая Царицына палата является древней дворцовой пристройкой XVI века. В документах, датируемых концом этого века, она названа Золотой палатой царицы Ирины (жены царя Фёдора). Фасад палаты выходит на Соборную площадь; наличники его окон выполнены под влиянием архитектуры Ренессанса. Возведение в 1636 году над палатой Верхоспасского собора потребовало укрепления её сводов железными сваями. В конце XVI века фон Царицыной палаты сделали золотым, в связи с чем она и получила своё название. Из этой палаты можно попасть в Жилецкую палату – проходную комнату для дворцовой стражи.
От жилого комплекса XVII века в Кремле хорошо сохранился Теремной дворец, возведённый в 1635-1636 годах мастерами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. На двухэтажном основании XVI столетия они построили здание со служебными и царскими жилыми покоями. Все комнаты Теремного дворца почти одинакового размера, квадратные и наделены низкими сомкнутыми сводами.
Палаты дворца были отделаны со всей возможной в то время роскошью: в их окна, украшенные белокаменными резными наличниками, была вставлена цветная слюда, а яркая настенная живопись изобиловала позолотой; даже крыши теремов дворца в XVII веке были позолочены.
В архитектурном отношении наиболее интересен верхний пятый этаж дворца, выполненный в виде светёлки – «теремка», поставленного на открытой террасе – гульбище. Индивидуальность облику светёлки придаёт примыкающая к ней «смотрительная башенка», открывающая панораму Москвы. Сохранившиеся росписи палат дворца относятся к 1837 году и создают лишь общее впечатление росписей XVII века. Реставрация трёх верхних ярусов Теремного дворца была проведена в 1968 году.
В канун 1960 года на 2-ом этаже Большого Кремлёвского дворца по проекту В. С. Андреева, Ф. М. Вульфсона, В. Н. Долганова и других был открыт Зимний сад. Его площадь составляет 320 кв. м., из которых 110 кв. м. занято насаждениями. Западная стена этого помещения целиком застеклена, а восточная состоит из зеркал, в которых отражаются растения. Южная и северная стены сада облицованы уральским и баландским мрамором.
В западной части Кремля располагается Оружейная палата (1851),известная как лучшее в Европе музейное помещение прошлого столетия. В письменных источниках она впервые упоминается в 1547 году, а своим названием палата обязана первоначально образованному в её здании хранилищу оружия. В XVII веке здесь возникли мастерские по изготовлению оружия и изделий из золота и серебра; с 1640 года она становится живописной мастерской. В здании Оружейной палаты работали крупнейшие русские художники С. Ушаков и Ф. Зубов, гравёры А. Зубов и Л. Бунин, оружейники Н. Давыдов и В. Кацев, а также мастер золотых и серебряных дел И. Попов.
В начале XVIII века Оружейная палата утрачивает значение ведущего центра художественной жизни страны, становясь лишь хранилищем произведений искусства, а в 1806 году она была преобразована в Публичный художественный музей. В настоящее время в Оружейной палате экспонируются почти все виды русского прикладного искусства. Наиболее полно в ней представлен художественный металл: скань, чеканка, чернь, гравировка и эмаль. Обширны разделы золотого и серебряного шитья, низания жемчугом, уникальна коллекция холодного и огнестрельного оружия и брони XIII-XVIII веков. Единственным в мире, сохранившимся до наших дней, является экспонат палаты железный шлем XII-ХIII веков византийской работы – конусообразный, украшенный тончайшей золотой и серебряной филигранью, исполненной в древней технике таушировки. Значительное число демонстрируемых экспонатов фонда образовано из даров послов и государственных миссий, что свидетельствует о широких внешних связях Древней Руси.
Из работ московских мастеров выделяется булатный шлем царя Михаила Романова, выполненный в 1621 году златокузнецом Никитой Давыдовым. Исключительную художественную ценность представляют исполненная византийскими мастерами в технике скани шапка Мономаха, происхождение которой относят к XI-XII векам, и шапка Казанская, предположительно созданная в середине XVI столетия в Москве. Тончайшей работы орнамент её тульи дополнен тремя рядами украшенных самоцветами «городков», а завершающая её часть отмечена крупным топазом.
В Оружейной палате хранятся одеяния русских царей и высшего духовенства, в том числе облачение митрополита Петра – саккос, выполненный в 1322 году из светло-синей атласной ткани византийской работы.
Известным памятником архитектуры начала XVIII века является расположенное в северной части Кремля здание Арсенала. Оно выполнено в форме трапеции и возводилось с большими перерывами с 1702 по 1736 годы Д. Ивановым, М. Чоглоковым и другими архитекторами. Здание наделено крупными попарно чередующимися окнами и является типичным для эпохи Петра I памятником «деловой» архитектуры.
Кремль включает в свои древние стены здание Сената (позднее Дом Правительства), возведённое М. Ф. Казаковым в 1776-1787 годах. Оно выполнено в форме треугольника с вписанным в одну из его вершин ротондальным залом. В годы советской власти это здание стало местом частых посещений экскурсантов, поскольку здесь в первозданном виде сохранились кабинет и квартира В. И. Ленина, где он жил и работал с 1918 по 1923 год. Огромный купольный зал Сената имеет диаметр 24,7 м. и высоту 27 м; ранее его называли русским Пантеоном.
Наиболее значительным памятником советской эпохи в Кремлёвском ансамбле является Дворец съездов, построенный в 1961 году вблизи Троицкой башни. Его здание выполнено из белого мрамора в форме прямоугольника и дополнено большими оконными стёклами.
В центре Кремля на Соборной площади возвышается колокольня Ивана Великого, признаннаячудом архитектурного искусства XVI века. История возведения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. Когда в 1505 году её разобрали, стала очевидной необходимость создания новой архитектурной доминанты Соборной площади. В 1505-1508 годах архитектором Бон Фрязиным с этой целью был воздвигнут первый белокаменный трёхъярусный столп колокольни Ивана Великого. В 1532-1543 годах с северной стороны к ней примкнула прямоугольная звонница с храмом «Вознесения» (архитектор Петрок Малый), в котором помещался тысячепудовый колокол «Благовестник»; в 1552 году была построена высокая каменная лестница, а в 1600 году – верхний ярус общей высотой 81 м. В 1624 году с северной стороны колокольни мастером Баженом Огурцовым была создана Филаретовская пристройка.
Такое композиционное решение колокольни обусловлено её двойной ролью: она должна была главенствовать в кремлёвском ансамбле при взгляде на него издалека и одновременно являться вертикальной доминантой в композиции Соборной площади. Например, сознавая, что колокольня не должна масштабно подавлять Успенский собор, мастера дополнили её пристройкой звонницы. Фасады последней имеют более дробные членения, что композиционно подчиняет их облику главного русского храма.
Колокольня представляет собой трёхъярусный столп из удлинённых, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из них имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролётах которых помещаются колокола. Их 21, и все они украшены орнаментами, барельефами и надписями с датой их отливки, весом и именем мастера-литейщика. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн и отлит в XIX веке. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году; в Филаретовской пристройке висит колокол весом 12, 5 тонны, отлитый в XVIII веке. Описываемая колокольня была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо были видны окрестности Москвы в радиусе до 30 километров.
Филаретовская пристройка колокольни завершается белокаменными пирамидками и черепичным шатром. Второй и третий её этажи были отведены под патриаршую ризницу. В результате попытки отступавших из Москвы в 1812 году наполеоновских войск взорвать колокольню её звонница и Филаретовская пристройка были разрушены, а в 1819 году Д. Жилярди восстановил их по типу старых с элементами архитектуры XIX века.
Уникальными памятниками древнерусского литейного искусства остаются Царь-колокол, отлитый в 1735 году русскими мастерами И. и М. Моториными, и Царь-пушка, созданная в 1584 году А. Чоховым.
Царь-колокол был создан по указу Анны Иоанновны от 26 июня 1730 года для колокольни Ивана Великого. Для отливки этого колокола его автор московский литейщик Иван Моторин использовал материал разбитого колокола А. Григорьева с добавлением большого количества меди. Проект по названному строительству стал осуществляться лишь в мае 1734 года; в это время для отливки колокола во внутреннем дворе Кремля, между Чудовым монастырём и Иваном Великим были произведены подготовительные работы. Создание колокола завершилось 25 ноября 1735 года, однако художественная обработка его поверхности продолжалась в 1736 и первой половине 1737 года.
Для установки формы колокола была вырыта яма глубиной 10 метров. Внизу её диаметр был больше, чем наверху, где её ширина также равнялась 10 метрам. Стены ямы были упрочены дубовым срубом и выложены кирпичом, а её дно укрепили 12-ю дубовыми сваями, поверх которых в качестве основания формы колокола положили железную решётку. На неё установили глиняную болванку, определившую внутренний объём колокола. Через несколько дней после окончания отливки конструкция вокруг формы колокола была разобрана, и стала видна кора кожуха, закрывающая собой сам колокол; после был разобран и кожух. На вспомогательной яме были восстановлены деревянные конструкции со множеством блоков и канатов для поднятия колокола и вытаскивания из него глиняной болванки.
В мае 1737 года в Кремле возник сильный пожар. Для его ликвидации на раскалённый металл колокола лили холодную воду, в результате чего от него откололась часть весом 11,5 тонны.
Описываемый колокол уникален по весу и размерам: его вес составляет 201 тонну 924 килограмма, а высота – 6 метров 14 сантиметров. Для украшения колокола в Москву были приглашены Фёдор Медведев с помощниками: Василием Кобелевым, Петром Галкиным, Петром Кохтевым и Петром Серебряковым. Они выполнили на колоколе парадные портреты императрицы Анны Иоанновны и Алексея Михайловича, стоящих в полный рост с державой и скипетром. Дополняют рисунок фигуры ангелов и цветы-розетки. Под изображением императрицы, на нижнем краю колокола, в круглом медальоне указано: «Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным».
Подъём Царь-колоколав 1836 году был поручен А. А. Монферрану. Эта задача была решена лишь 23 июля и потребовала около 43 минут. Как только колокол был поднят над землёй, яму, в которой он до того находился, накрыли бревенчатым помостом, оканчивающимся у теперешнего восьмигранного постамента колокола. На деревянные полозья помоста поставили деревянные тележки с катками, на которые опустили колокол. С помощью большого числа солдат колокол на катках передвинули к постаменту, а 26 июля он был установлен на этом постаменте, где стоит и теперь.
Упомянутый постамент колокола выполнен по проекту Монферрана из блоков белого известняка; внутри он сложен из красного кирпича. Все блоки связаны между собой железными скобами по горизонтали и коваными штырями по вертикали; дополнительно постамент скреплён коваными железными полосами. На лицевой стороне постамента по распоряжению Монферрана укреплена доска с надписью: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоановны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».
После поднятия Царь-колокола Монферран завершил его сверху шаром, увенчанным золочёным крестом.
Реставрация описываемого колокола впервые была проведена советскими специалистами в 1979-1980 годах. По её окончании памятник стал серебристо – белым.
По идейному замыслу Царь-колоколу близок другой памятник кремлёвского литейного искусства – Царь-пушка. Если создание Царь- колокола было призвано укрепить веру русского народа в бога и царя, то появление Царь-пушки можно рассматривать как символ укрепления Российской державы посредством наращивания её военной мощи.
Названная пушка была отлита Андреем Чоховым в 1586 году на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Фёдора Ивановича. Длина пушки составляет 5 метров 34 сантиметра, наружный диаметр её ствола – 120 сантиметров, диаметр узорного пояса у дула – 134 сантиметра, калибр – 890 миллиметров. Ствол Царь-пушки отлит из высококачественной бронзы и имеет коническую форму. Вся его поверхность украшена фигурным литьём, орнаментальными поясами и надписями. Дульный и казённый обрезы ствола имеют выступающие над поверхностью ствола пояса с фигурными пяти-лепестковыми розетками. По бокам ствола расположено восемь литых скоб для укрепления канатов при перемещении пушки. Выше передней правой скобы выполнена надпись: «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Рядом помещено литое изображение увенчанного короной царя Фёдора Ивановича, сидящего на коне со скипетром в руке. На верхней части ствола сделаны два указания: справа – «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Фёдора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», а с левой стороны – «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве…». Перед последним, широким задним поясом в стволе пушки сделали затравочное отверстие, а дальше, на самом стволе, вырублено: «2400 пуд». Эта надпись указывает на вес пушки, составляющий 39312 килограмм.
За время своего существования Царь-пушка несколько раз меняла место своего расположения. В XVIII веке она была перемещена в московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала, а затем у его главных ворот. У подножия пушки поместили 4 чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов Царь-пушку переставили на Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и теперь.
Центральным памятником Кремлёвской площади является Успенский собор, история которого насчитывает более пяти столетий. Прототипом этого кремлёвского собора стал Успенский собор во Владимире, который специально изучался приглашённым Иваном III архитектором Аристотелем Фиораванти. Московский Успенский собор южным фасадом обращён на древнейшую в Москве Соборную площадь. Суровая простота и лаконизм архитектуры этого собора обуславливают его главную роль в общем звучании этой площади, в то время как более дробно решённые фасады Архангельского собора и богато декорированные фасады Благовещенского собора придают им второстепенную роль.
Подобно другим русским соборам, предельно лаконичный снаружи Успенский собор обладает очень богатым своей декоративностью интерьером. Это свойство зодчества направлено на усиление его эмоционального воздействия на зрителя. Первые росписи Успенского собора были исполнены Дионисием и его помощниками и почти не сохранились, и в 1642-1643 годах русские живописцы под руководством И. Паисеина заново украсили фресками интерьер собора. Первоначальный иконостас (1481-1482) также был написан Дионисием и не сохранился, а существующий теперь выполнен в 1642 году. Иконы верхних ярусов собора созданы в то же время, а нижний ярус ранее являлся собранием уникальных шедевров древнерусской живописи XII-XV веков. Иконы этого яруса частично были получены великими князьями из древних центров самостоятельных русских княжеств в период их объединения Москвой. К примеру, здесь находились вывезенная из Владимира икона Владимирской Богоматери и полученная из Новгорода «Устюжское Благовещение» (обе XII в., находятся в Государственной Третьяковской галерее), а также одна из немногих сохранившихся работ Дионисия «Митрополит Пётр».
Вторым крупным строением Соборной площади является пятиглавый Архангельский собор, обращённый на площадь протяжённым не освещаемым солнцем северным фасадом. Этот собор был усыпальницей московских великих князей, что обусловило содержание его стенописей. Они были выполнены в 1652-1666 годах русскими мастерами под руководством Я. Т. Казанца, С И. Владимирова и Г. Рязанца; к их числу относится мировой шедевр – икона «Архангел Михаил», датируемая началом XV века. Первоначальные росписи собора не сохранились.
Третьим по величине памятником в ансамбле Соборной площади выступает Благовещенский собор, служивший домовым храмом великих московских князей и вместе с Грановитой палатой входивший в обширный дворцовый комплекс. Этот трёхглавый храм возведён псковскими мастерами на более древнем (начало ХV в.) белокаменном подклете. В 1564 году Иван Грозный велел расширить собор возведением четырёх примкнувших к его углам глав, которые образовали современную девятиглавую композицию собора.
Первоначально изящный белокаменный Благовещенский собор с золотыми куполами формировал фасад Кремля со стороны Москвы-реки. Позднее, с возведением Большого Кремлёвского дворца, храм утратил это значение, но его внешний облик удачно сочетает архитектурные традиции Владимира, Пскова и ранней Москвы, а интерьер признан художественным шедевром. Для убранства храма великие князья привлекали лучших художников и мастеров. Стенописи Благовещенского собора сочетаются с цветами его выстланного яшмой пола; на его дверных полотнах насечён золотой рисунок, но его главной достопримечательностью остаётся иконостас. Трудно найти другой памятник отечественного зодчества, который бы заключал в себе подобное собрание сохранившихся в первоначальном виде произведений высочайшего художественного уровня – в Благовещенском соборе есть творения Андрея Рублёва, Феофана Грека и Прохора с Городца.
Другой особенностью интерьера Благовещенского собора является мажорность цветового решения в отличие от современных ему интерьеров готических храмов Западной Европы, решённых в приглушённых нейтральных колоритах.