Комплектование архива

Содержание:
Введение
3
1. Понятие и содержание комплектования архива.
4
2. Определение источников комплектования.
5
3. Организация комплектования.
11
4. Экспертиза ценности документов.
15
4.1. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.
15
4.2. Экспертиза ценности документов по перечням.
18
Заключение
22
Список использованной литературы
24

Введение:
Комплектование – это систематическое пополнение архивадокументами в соответствии с его профилем.
Подпрофилем архива следует понимать установленный для архива состав документов,который определяется признаками классификации документов Архивного фонда РФ.
Главнойцелью комплектования является наиболее полная концентрация документов,относящихся к профилю каждого архива.Целью контрольной работыявляется – описать основные моменты комплектования архивных фондов.
Задачамиконтрольной работы являются:
1)      раскрыть понятие и содержание комплектования архива;
2)      раскрыть определение источников комплектования;
3)      описать организацию комплектования;
4)      рассказать об экспертизе ценности документов;
5)      рассмотреть экспертизу ценности документов на основе научных критериев;
6)      рассмотреть экспертизу ценности документов по перечням.
Актуальностьконтрольной работы состоит в том, что комплектование архива не существуетизолированно и, решая свои задачи, тесно взаимодействуют с гуманитарными иестественными науками и научными дисциплинами: исторической наукой, историейестествознания и техники, историей литературы и искусства, историейгосударственных учреждений, источниковедением, вспомогательными историческимидисциплинами, документоведением, информатикой, а также кибернетикой,математикой, физикой, химией, биологией и др.
Информационныйподход дает возможность обрабатывать информацию в целях введения ее в механическиеи автоматические читающие устройства.
Достиженияфизики, химии, биологии и других наук помогают архивистам решать вопросысохранности документов.
Такимобразом, комплектование архивов, тесно связанное с рядом наук и научныхдисциплин, широко использует их достижения, и само способствует развитиюсоответствующих отраслей науки.

Комплектованиеархива.
1.      Понятие и содержание комплектования архива.
Комплектование архива – систематическоепополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующимзаконодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.
Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимисяв деятельности  органов государственнойвласти, государственных учреждений, организаций и предприятий илиприобретенными этими архивами, а также документами, переданными имнегосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.
Целью комплектования являетсянаиболее полная концентрация в архиве профильных ему документов. До передачидокументов в госархивы они хранятся у фондообразователей в ведомственных иличастных архивах.
Работа покомплектованию архива документами складывается:
ü Из установления профиля архива;
ü Определения источников комплектования;
ü Определения состава документов, подлежащих хранению вархиве;
ü Организации комплектования.
Источник комплектования – юридическоеили физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение вархив. Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальныйфонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивныйфонд, поэтому понятие «фондообразователь» шире понятия «источниккомплектования».
 
Критериями источниковкомплектования являются:
ü Функционально-целевое назначение учреждения;
ü Масштаб его деятельности;
ü Вид организации;
ü Полнота отражения в ее документах ценной информации.
 Для документовличного происхождения учитываются:
ü Значимость творческой и общественной деятельностифондообразователя:
ü Степень сохранности его фонда;
ü Взаимосвязь его фонда с другими фондами.
Дляведомственных архивов источникамикомплектования являются:
ü Структурные подразделения организации;
ü Подведомственные организации;
ü Физические лица.
Ведомственныеархивы комплектуются документами постоянного, временного (свыше 10 лет)хранения, документами личного состава.
Делавременного (до 10 лет) хранения в архив не передаются, оставаясь на хранение вструктурных подразделениях организации. По истечении сроков хранения ониуничтожаются в соответствии с архивным законодательством после проведенияэкспертизы их ценности и оформления актов на уничтожение.
Вархив передаются документы физических лиц, имеющие государственное значение.
Введомственном архиве хранятся также документы организаций-предшественников идокументы ликвидированных подчиненных организаций.
В основе комплектованияведомственных архивов лежит преемственность архивных и делопроизводственныхдокументов, проявляющаяся в преемственности делопроизводственной номенклатурыдел и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составленияархивных описей и используется для учета дел временного (до 10 лет) хранения.
2.      Определение источников комплектования.
Источниками комплектованиягосударственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации ифизические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче вгосархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категориигосударственных организаций, документы которых передаются в госархивы.Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документынегосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорнойоснове на госхранение.
Комплектованиегосархива осуществляется в соответствии со списками юридических и физическихлиц – источников комплектования, составляемыми в архиве на основе критериевисточников комплектования и утверждаемыми Росархивом.
Выделяются следующие группы источников комплектования:
ü Учреждения и организации, документы которых полностьюпередаются в госархив;
ü Учреждения и организации, частично передающиедокументы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов особоценными;
ü Учреждения и организации, от которых осуществляетсягрупповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию,в совокупности отражающую их деятельность;
ü Учреждения и организации, от которых осуществляетсяповидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых дляданного вида учреждений и организаций.
Вреальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.
Впервый список входят учреждения иорганизации, в деятельности которых создаются документы, имеющиегосударственное значение, поступающие в госархив в полном объеме, а такжеучреждения и организации, в деятельности которых документы неравнозначны, апотому поступают в госархив выборочно, как типовые для них; кроме того,учреждения и организации, сдающие в госархив лишь отдельные, особо значимыевиды документов, характеризующих их деятельность. Все эти учреждения иорганизации сдают документы в госархив. Их ведомственные архивы контролируютсягосархивом.
Второй список составляютучреждения и организации, не сдающие свои документы в госархив, но находящиесяпод контролем госархивов как возможные источники комплектования.
Кромесписков учреждений и организаций, сдающих в госархив документы на бумажнойоснове, ведутся списки физических лиц –источников комплектования, а также, при приеме этих документов в архив,списки учреждений и организаций, являющихся источниками комплектованиякинофотофоно- и видеодокументов и электронных документов. Дополнительно можетвестись список негосударственных источников комплектования до заключения с нимидоговоров о передаче ими своих документов в госархив.
При приеме документов вгосархив возможно поступление их полностью или выборочно. При полномпоступлении документов учреждения и организации передают в архив все своиархивные документы.
Привыборочном приеме в архив поступаютвсе ценные документы от отдельных организаций определенного вида (групповойвыборочный прием), или часть ценных документов из числа неповторяющихся вфондах других организаций от конкретной организации (видовой выборочной прием).
Документыв ведомственный архив передаются из структурных подразделений через год после их завершения делопроизводством.В госархив дела из ведомственных архивов поступают по мере истечения ихсрока хранения в ведомственных архивах в соответствии с Положением об Архивномфонде Российской Федерации.
Передачадокументов из ведомственных в государственные архивы происходит посогласованному между ними графику ежегодно. Передача производится поутвержденным госархивом описям с полистным просмотром каждого дела. Вместе сделами в госархив сдаются их описи и научно-справочный аппарат к ним. [1]
Наоснове последней редакции примерных списков каждый государственный архив ведетв соответствии со своей зоной комплектования списки своих источниковкомплектования. Списки должны постоянно уточняться и пересматриваться. Всовременных редакциях списков источников комплектования архивов вместоВерховного Совета СССР значится Федеральное Собрание, вместо Совета МинистровСССР – Правительство РФ,  вместоисполкомов – мэрии и префектуры. Но принцип составления списков осталсяпрежним. Так, например, в 1992 г. Росархив направил на места новые примерныеотраслевые списки учреждений, организаций и предприятий, являющихся и неявляющихся источниками комплектования государственных архивов. Особое вниманиебыло уделено изучению состава и содержания документов вновь образованныхорганов: Администрация Президента РФ, аппарата глав исполнительной власти(президентов республик в составе РФ), администраций краев, областей, автономныхобластей, автономных округов, местной администрации, представительств ипредставителей Президента РФ, мэрий, муниципалитетов, префектур, дум,департаментов и др.
Особоговнимания требует отбор на государственное хранение документов о подготовке ипроведении массовых политических кампаний (референдумов, выборов). Кроме того,весьма усилилась роль учреждений и организаций социально-культурной сферы,общественных организаций и творческих союзов. После пересмотра списков многиеиз этих учреждений стали самостоятельными источниками комплектования.
Таковасистема критериев и методика комплектования государственных архивов, котораясложилась к началу 1990-х гг. и вполне может быть использована прикомплектовании архивов документами, созданными до 1991 г. Однако изменения вгосударственном аппарате, общественно-политической жизни страны, экономическомразвитии привели к тому, что в комплектовании появился целый ряд новых проблем.
Во-первых,после распада СССР бывшие союзные республики, ставшие независимымигосударствами, приняли собственное архивное законодательство, в связи с чемвозникла проблема, связанная с претензиями бывших союзных республик наматериалы, которые уже поступили на государственное хранение. Однако всоответствии с основным научным принципом архивоведения – «недробимостиархивных фондов и комплексов фондов» – было принято нелегкое решение – неперемещать материалы.
Во-вторых,с изменением статуса архивных фондов (объекты федеральной собственности исобственности субъектов Федерации, муниципалитетов) уточняется профилькомплектования архивов: архивы федерального уровня, архивы субъектов федерации,муниципальные архивы. Архивисты предлагают способ решения этой проблемы наоснове «принципа территориальности комплектования», т.е. где родился (архивныйфонд), там и пригодился (принят на государственное хранение независимо от формысобственности и подчинения).
 В-третьих, в связи с распадом централизованнойведомственной системы во всех отраслях управления пересматриваются критерииопределения источников комплектования. Так, например, особое вниманиеархивистов обращено на критерий места учреждения в отраслевой системе, посколькууровень подчиненности учреждений уже не отражает реального значения егодеятельности. Рост самостоятельности государственных учреждений приводит ктому, что все меньше их документации поступает на хранение в фонды вышестоящихорганов. В связи с этим растет число государственных учреждений –самостоятельных источников комплектования.
Вусловиях реформирования экономики архивисты столкнулись также с неотложнойпроблемой приема на государственное хранение документов ликвидированныхучреждений, которые не имеют правопреемников. Это создает для архивов «девятыйвал» внепланового приема документов, вследствие чего они «тонут», не успеваяобрабатывать поступающие документы временного и постоянного хранения. Особоевнимание в данной ситуации следует обратить на документы по личному составу,срок хранения которых 75 лет; иногда они могут быть отданы на постоянноехранение. Сведения из этих документов порой могут решить судьбу человека. Приемэтих документов в государственный архив в составе фондов ликвидированныхучреждений – это один путь решения проблемы, другой – создание специальныхмежведомственных архивов по личному составу, особенно на районном и городскомуровнях. Эти «промежуточные» архивы могли бы освободить Федеральную архивнуюслужбу РФ от большого количества социально-правовых запросов.
В-четвертых,в 1990-е гг. наблюдается устойчивая тенденция к «разгосударствлению» всех сферуправления. Роль государственных структур постоянно сокращается в такихотраслях как экономика, культура, общественно-политическая жизнь. Поэтому, еслиФедеральной архивной службой РФ не будут приняты меры по сохранению документовнегосударственных структур, значительная часть ценных источников по историисовременности будет утрачена. В связи с этим перед государственными архивамистоит двуединая задача:
Выявитьнегосударственные структуры, фонды которых относятся к профилю комплектованияданного архива, и установить, какие из них являются источниками комплектования;
Установить«договорные отношения» с представителями этих структур.
Врезультате выявления негосударственных структур составляются спискипотенциальных источников комплектования госархивов.
Источникамикомплектования негосударственных архивов являются организации нового типа, вдеятельности которых образуются документы, имеющие историческое, культурное,научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежащиеобязательной передаче на государственное хранение (организации сгосударственной или муниципальной формой собственности) и на основе договора (сдругими формами собственности).
Спискиисточников комплектования составляются на основе несколько видоизмененнойсистемы критериев, которая активно обсуждается в современном архивоведении.Критерий
Пояснение
1.      Функционально-целевое назначение учреждения
Выполнение основных задач отрасли, уникальность деятельности, новизна товаров и услуг, стабильность существования, конкурентоспособность, участие в международных и региональных программах
2.      Масштаб деятельности
Многопрофильность производства товаров и услуг; объем уставного фонда; состав учредителей и участников; межрегиональная деятельность; численность работников
3.      Вид организации
Сложившаяся структура и организация деятельности, наличие иностранного партнера, наличие уникальных или наиболее типичных структур
4.      Полнота отражения информации
Степень повторения ценной информации, в том числе в фонде других организаций
Среди источниковкомплектования особую группу составляют общественные организации – партии,союзы, движения, студии, клубы и др. Критерии определения источниковкомплектования отношении этой категории фондообразователей толькоразрабатываются. Однако, опираясь на опыт ЦАОДМа и других центров хранениясовременной документации и архивов общественных движений, можно наметить общиетенденции в отборе на постоянное хранение документов этих организаций. Наосновании изучения хроники общественно-политической жизни архивисты делят всюсовокупность современных общественно-политических организаций по направлениям ихарактеру их деятельности на общественно-политические, религиозные,правозащитные, культурные, экологические и др.
Политические организации всвою очередь по ориентации подразделяются на национал-патриотические,марксистские, социал-демократические, либерально-демократические и др.
В каждой из этих группвыделяются, в свою очередь, лидирующие организации, в документах которыхнаиболее полно должна отразиться история того или иногообщественно-политического направления. Далее, при непосредственном изученииархива организации вступает в силу критерий истории фонда, т.е. наличие вархиве организации документов, наиболее полно отражающих важнейшие событияобщественно-политической жизни страны и региона, а также деятельность самойпартии и ее лидеров и различных движений, структуру региональных отделений движения.
 
3. Организация комплектования.
Рассмотримпроцесс принятия документов на хранение в ведомственном и государственномархивах.
Передача дел на хранение введомственный архив. После оперативной работы с документами деластруктурных подразделений должны быть переданы на хранение в ведомственныйархив. В ведомственный архив сдаются дела, оконченные производством, на срокхранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел введомственный архив осуществляется по описи, составляемой в структурномподразделении.
Впроцессе передачи дел необходимо проверить:
Правильностьформирования и оформления дел;
Соответствиеколичества дел постоянного и долговременного хранения, заведенных всоответствии с номенклатурой, и количество этих же дел, включенных в опись.
Проверкаформирования дела предполагает установление соответствия между заголовком делана его обложке и содержимым дела. Принципы формирования дел отражены в ихзаголовках, которые, в свою очередь, закреплены в номенклатуре дел учреждения.
Дела,передаваемы в ведомственный архив, должны подвергаться в структурномподразделении полному оформлению. Это означает, что каждое дело должно бытьпереплетено и подшито, листы дела должны быть пронумерованы, причем нумерациядолжна быть скреплена заверительной надписью в конце дела, где указываетсяобщее количество листов; обложка дела должна быть правильно оформлена, т.е.содержать название учреждения и структурного подразделения,делопроизводственный индекс дела, заголовок дела, крайние даты дела, срокхранения дела, количество листов в деле. Кроме того, на особо ценные, личные,судебные и следственные дела, а также другие категории дел составляетсявнутренняя опись, в которой указывается заголовок и дата каждого документа, егоиндекс и номер листов дела, на которых находится документ.
Сопоставлениеколичества дел в номенклатуре и в описи – очень ответственная задача. Если вописи дел постоянного и долговременного хранения меньше, чем было заведено всоответствии с номенклатурой, об этом следует составить справку и предпринятьвсе меры к розыску недостающих дел.
Материалыдолговременного хранения по личному составу (до 75 лет), по которым исполняетсямножество социально-правовых запросов граждан, поступают на хранение вобъединенные межведомственные архивы. Сроки хранения документов в ведомствах,имеющих отраслевые фонды, определяются специальным соглашением между ведомствоми Росархивом.
Нижеприводятся сроки хранения документов в архиве учреждения.Вид документации
Срок хранения, лет
Записи актов гражданского состояния; документы по личному составу; записи нотариальных действий и судебных дел; хозяйственные книги
75
Научная, технологическая, патентная документация
10
Конструкторская документация
15
Проектная документация по капитальному строительству
25
Телеметрическая документация
5
Кинодокументы, фонодокументы, видеофонограммы
3
Фотодокументы
3
Документы на машинных носителях
5
Передача дел на хранение вгосударственный архив. Документы принимаются от ведомств по описям делпостоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивногоучреждения, а также по акту приема-передачи.
Вгосударственном архиве строго следят за соблюдением сроков передачи документовот источника комплектования в госархив. Ниже приводятся сроки передачидокументов от источников комплектования в государственный архив.Источники комплектования Срок передачи, лет
Федеральные органы государственной власти; Генеральная прокуратура РФ; органы государственной власти и прокуратуры республик; отраслевые академии; государственные объединения; учреждения, организации, предприятия федерального и республиканского подчинения
15
Органы государственной власти и прокуратура краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; прокуратура городов и районов, государственных учреждений, организаций, предприятий краевого, областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения
10
Органы местного самоуправления; учреждения, организации, предприятия городского и районного подчинения; предприятия сельского хозяйства
5
Совместные предприятия с участием государства; организации и объединения смешанных форм собственности, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля федеральной или государственной собственности
10
Передачдел из каждого учреждения – источника комплектования в государственный архивосуществляется ежегодно или раз в 3 – 5 лет (в зависимости от объема документовфондообразователя). Естественно, что если у архива 200 источниковкомплектования, регулярное комплектование возможно только при составленииграфика приема документов из учреждений. комплектование государственного архивадокументами данного фондообразователя осуществляется в несколько этапов:
Сначалана заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которыедолжны быть переданы в архив (этот экземпляр описи остается в государственномархиве);
Затемв ведомственный архив выезжает сотрудник государственного архива для проверкифизического и санитарно-гигиенического состояния дел, оформления дел и т.д.;
Наконец,на последнем этапе, в соответствии с описями поединично передаются дела напостоянное хранение. В особо ценных делах проверяется количество листов. Есликоличество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описиделается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку опричинах отсутствия дел.
Основнымдокументом, на основании которого производится прием документов на хранение,является акт приема-передачи документов на хранение. В акте указываетсяучреждение, передающее документы, и архив, в который они поступают, причинапередачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвидация учреждения),а также реальное количество передаваемых копий, количество особо ценных дел идр. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителямигосударственного и ведомственных архивов.
Вместес документами передаются еще два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру,оставшемуся в архиве после утверждения описи на ЭПК государственного архива).Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярахописи, переданных в государственный архив, делается отметка о передачедокументов. Всего составляется четыре экземпляра описи.
Приемдокументов от источников комплектования негосударственной части Архивного фондаРФ имеет свою специфику. Как показывает опыт, сохранность документов у этихфондообразователей оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется приниматьдокументы через пять лет после окончания их делопроизводства. Собственникидокументов могут передавать свои документы в собственность государства нахранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеии библиотеки. При этом передача права собственности на документы оформляетсясоглашением (договором) с архивным учреждением.
Вслучае необходимости условия хранения и использования документов могут включатьограничения права доступа и использования документов, содержащих тайну личнойжизни, коммерческую тайну, являющихся объектом авторского права и др.
Документыличного происхождения также могут поступать в государственный архив по договорударения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признаниидокументов бесхозными, по договору купли-продажи.
Навременное хранение (депонент) документы личного происхождения передаются наосновании личного заявления владельца.
Приприеме документов также составляется акт приема-передачи, к которомуприлагается сдаточная опись.
Особоеважное значение имеет договор между архивом и владельцем, поскольку на егооснове документы передаются в государственную собственность. Поэтому следуетдетально обсудить с владельцем каждый его пункт.
Всовременных условиях архивисту зачастую необходимо использовать методы«активного комплектования»:
Проведениебесед с фондообразователями о важности сохранения их документов;
Выявлениепотенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц,а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;
Анкетирование,интервьюирование лидеров и членов партий и движений, запись митингов и другихсобытий общественно-политической жизни, запись устных воспоминаний;
Сборвоспоминаний, составление хроники событий;
Сбордокументов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, «круглыхстолах» с фондообразователями.
Основойработы по «активному комплектованию» является высокий профессионализм,компетентность, вежливость и активная жизненная позиция архивиста.
4. Экспертиза ценности документов.
4.1.Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.
При формировании Архивногофонда страны из огромного количества документов лишь незначительная частьпоступает на государственное хранение.
Процессизучения документов на основании принципов и критериев ценности в целяхопределения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранениеназывается экспертизой ценности документов.
Основы методики экспертизы начали закладываться в 14-18 вв. Более бурноеразвитие экспертиза ценности получила в 19 в. и окончательно сформировалась в20 в.
Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, наоснове нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел,классификаторов.
Однако эти пособия, как и законы, обратной силы не имеют. Поэтому не проводитсяэкспертиза ценности документов, например 1920-х гг. по перечням 1990-х гг. Вданном разделе будет рассмотрена экспертиза ценности документов на основенаучных критериев.
Итогом экспертизы ценности документов является полноценное комплектованиегосударственных архивов и всего Архивного фонда страны. Именно в итогеэкспертизы происходит формирование архивных фондов, которые концентрируются вгосударственных архивах.
Задачиэкспертизы ценности документов.
Первая задача – отбор наиболее ценных документов из ведомственных вгосударственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определениепрофильности документов тому или иному государственному архиву.
Вторая задача – определение сроков хранения документов, информация вкоторых может быть использована в течение какого-то периода времени. Взависимости от установленных сроков хранения такие документы могут бытьразделены на две группы:
1)     
2)     
Третья задача – обеспечение полноты состава архивного фонда путемвосполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичныхдокументов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящихучреждений.
Четвертая задача – отбор на хранение наиболее информативно емкихдокументов.
Экспертиза ценности документов проводится в три этапа: вделопроизводстве, в ведомственном и государственном архивах.
В делопроизводстве решается проблема определения сроков хранениядокументов уже при составлении номенклатуры дел, т.е. когда дело еще «неродилось».
В ведомственном архиве происходит выделение из документального фондаучреждения дел для постоянного хранения и подготовка их к сдаче вгосударственный архив.
Если в учреждении имеются юридически самостоятельные структурныеподразделения, то из ценных документов формируют несколько архивных фондов.
Кроме того отбирают для уничтожения документы временного хранения, срокхранения которых истек. При этом особое внимание должно быть уделенодокументам, срок хранения которых 75 лет (по личному составу), ведь за каждымиз них стоит судьба человека. Все эти важные задачи решаются совместно скомиссией, которая по-научному может называться центральной экспертнойкомиссией (ЦЭК) или просто экспертной комиссией (ЭК).
В государственном архиве, во-первых, проверяют решение экспертных органовведомственных архивов и утверждают их и, во-вторых, проводят целевуюкомплексную экспертизу ценности документов или разбор россыпи документов.
Целевая комплексная экспертиза – это экспертиза, которая проводится вцелях выявления дублетности сразу по нескольким фондам:
–         
–         
–         
Такой комплексный подход возможно осуществить только в государственномархиве, куда поступают сотни и тысячи фондов разных учреждений.
В результате экспертизы ценности документов выделяются две группы дел:

Комплектование архива

Содержание:
Введение
3
1. Понятие и содержание комплектования архива.
4
2. Определение источников комплектования.
5
3. Организация комплектования.
11
4. Экспертиза ценности документов.
15
4.1. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.
15
4.2. Экспертиза ценности документов по перечням.
18
Заключение
22
Список использованной литературы
24

Введение:
Комплектование – это систематическое пополнение архивадокументами в соответствии с его профилем.
Подпрофилем архива следует понимать установленный для архива состав документов,который определяется признаками классификации документов Архивного фонда РФ.
Главнойцелью комплектования является наиболее полная концентрация документов,относящихся к профилю каждого архива.Целью контрольной работыявляется – описать основные моменты комплектования архивных фондов.
Задачамиконтрольной работы являются:
1)      раскрыть понятие и содержание комплектования архива;
2)      раскрыть определение источников комплектования;
3)      описать организацию комплектования;
4)      рассказать об экспертизе ценности документов;
5)      рассмотреть экспертизу ценности документов на основе научных критериев;
6)      рассмотреть экспертизу ценности документов по перечням.
Актуальностьконтрольной работы состоит в том, что комплектование архива не существуетизолированно и, решая свои задачи, тесно взаимодействуют с гуманитарными иестественными науками и научными дисциплинами: исторической наукой, историейестествознания и техники, историей литературы и искусства, историейгосударственных учреждений, источниковедением, вспомогательными историческимидисциплинами, документоведением, информатикой, а также кибернетикой,математикой, физикой, химией, биологией и др.
Информационныйподход дает возможность обрабатывать информацию в целях введения ее в механическиеи автоматические читающие устройства.
Достиженияфизики, химии, биологии и других наук помогают архивистам решать вопросысохранности документов.
Такимобразом, комплектование архивов, тесно связанное с рядом наук и научныхдисциплин, широко использует их достижения, и само способствует развитиюсоответствующих отраслей науки.

Комплектованиеархива.
1.      Понятие и содержание комплектования архива.
Комплектование архива – систематическоепополнение архива документами в соответствии с его профилем и действующимзаконодательством. Профиль архива определяется Федеральной архивной службой РФ.
Государственные архивы комплектуются архивными документами, образующимисяв деятельности  органов государственнойвласти, государственных учреждений, организаций и предприятий илиприобретенными этими архивами, а также документами, переданными имнегосударственными учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами.
Целью комплектования являетсянаиболее полная концентрация в архиве профильных ему документов. До передачидокументов в госархивы они хранятся у фондообразователей в ведомственных иличастных архивах.
Работа покомплектованию архива документами складывается:
ü Из установления профиля архива;
ü Определения источников комплектования;
ü Определения состава документов, подлежащих хранению вархиве;
ü Организации комплектования.
Источник комплектования – юридическоеили физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение вархив. Если фондообразователь создает в своей жизнедеятельности весь документальныйфонд, то источник комплектования передает на хранение в архив только архивныйфонд, поэтому понятие «фондообразователь» шире понятия «источниккомплектования».
 
Критериями источниковкомплектования являются:
ü Функционально-целевое назначение учреждения;
ü Масштаб его деятельности;
ü Вид организации;
ü Полнота отражения в ее документах ценной информации.
 Для документовличного происхождения учитываются:
ü Значимость творческой и общественной деятельностифондообразователя:
ü Степень сохранности его фонда;
ü Взаимосвязь его фонда с другими фондами.
Дляведомственных архивов источникамикомплектования являются:
ü Структурные подразделения организации;
ü Подведомственные организации;
ü Физические лица.
Ведомственныеархивы комплектуются документами постоянного, временного (свыше 10 лет)хранения, документами личного состава.
Делавременного (до 10 лет) хранения в архив не передаются, оставаясь на хранение вструктурных подразделениях организации. По истечении сроков хранения ониуничтожаются в соответствии с архивным законодательством после проведенияэкспертизы их ценности и оформления актов на уничтожение.
Вархив передаются документы физических лиц, имеющие государственное значение.
Введомственном архиве хранятся также документы организаций-предшественников идокументы ликвидированных подчиненных организаций.
В основе комплектованияведомственных архивов лежит преемственность архивных и делопроизводственныхдокументов, проявляющаяся в преемственности делопроизводственной номенклатурыдел и архивной описи дел. Номенклатура является основой для составленияархивных описей и используется для учета дел временного (до 10 лет) хранения.
2.      Определение источников комплектования.
Источниками комплектованиягосударственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации ифизические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче вгосархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категориигосударственных организаций, документы которых передаются в госархивы.Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документынегосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорнойоснове на госхранение.
Комплектованиегосархива осуществляется в соответствии со списками юридических и физическихлиц – источников комплектования, составляемыми в архиве на основе критериевисточников комплектования и утверждаемыми Росархивом.
Выделяются следующие группы источников комплектования:
ü Учреждения и организации, документы которых полностьюпередаются в госархив;
ü Учреждения и организации, частично передающиедокументы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов особоценными;
ü Учреждения и организации, от которых осуществляетсягрупповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию,в совокупности отражающую их деятельность;
ü Учреждения и организации, от которых осуществляетсяповидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых дляданного вида учреждений и организаций.
Вреальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.
Впервый список входят учреждения иорганизации, в деятельности которых создаются документы, имеющиегосударственное значение, поступающие в госархив в полном объеме, а такжеучреждения и организации, в деятельности которых документы неравнозначны, апотому поступают в госархив выборочно, как типовые для них; кроме того,учреждения и организации, сдающие в госархив лишь отдельные, особо значимыевиды документов, характеризующих их деятельность. Все эти учреждения иорганизации сдают документы в госархив. Их ведомственные архивы контролируютсягосархивом.
Второй список составляютучреждения и организации, не сдающие свои документы в госархив, но находящиесяпод контролем госархивов как возможные источники комплектования.
Кромесписков учреждений и организаций, сдающих в госархив документы на бумажнойоснове, ведутся списки физических лиц –источников комплектования, а также, при приеме этих документов в архив,списки учреждений и организаций, являющихся источниками комплектованиякинофотофоно- и видеодокументов и электронных документов. Дополнительно можетвестись список негосударственных источников комплектования до заключения с нимидоговоров о передаче ими своих документов в госархив.
При приеме документов вгосархив возможно поступление их полностью или выборочно. При полномпоступлении документов учреждения и организации передают в архив все своиархивные документы.
Привыборочном приеме в архив поступаютвсе ценные документы от отдельных организаций определенного вида (групповойвыборочный прием), или часть ценных документов из числа неповторяющихся вфондах других организаций от конкретной организации (видовой выборочной прием).
Документыв ведомственный архив передаются из структурных подразделений через год после их завершения делопроизводством.В госархив дела из ведомственных архивов поступают по мере истечения ихсрока хранения в ведомственных архивах в соответствии с Положением об Архивномфонде Российской Федерации.
Передачадокументов из ведомственных в государственные архивы происходит посогласованному между ними графику ежегодно. Передача производится поутвержденным госархивом описям с полистным просмотром каждого дела. Вместе сделами в госархив сдаются их описи и научно-справочный аппарат к ним. [1]
Наоснове последней редакции примерных списков каждый государственный архив ведетв соответствии со своей зоной комплектования списки своих источниковкомплектования. Списки должны постоянно уточняться и пересматриваться. Всовременных редакциях списков источников комплектования архивов вместоВерховного Совета СССР значится Федеральное Собрание, вместо Совета МинистровСССР – Правительство РФ,  вместоисполкомов – мэрии и префектуры. Но принцип составления списков осталсяпрежним. Так, например, в 1992 г. Росархив направил на места новые примерныеотраслевые списки учреждений, организаций и предприятий, являющихся и неявляющихся источниками комплектования государственных архивов. Особое вниманиебыло уделено изучению состава и содержания документов вновь образованныхорганов: Администрация Президента РФ, аппарата глав исполнительной власти(президентов республик в составе РФ), администраций краев, областей, автономныхобластей, автономных округов, местной администрации, представительств ипредставителей Президента РФ, мэрий, муниципалитетов, префектур, дум,департаментов и др.
Особоговнимания требует отбор на государственное хранение документов о подготовке ипроведении массовых политических кампаний (референдумов, выборов). Кроме того,весьма усилилась роль учреждений и организаций социально-культурной сферы,общественных организаций и творческих союзов. После пересмотра списков многиеиз этих учреждений стали самостоятельными источниками комплектования.
Таковасистема критериев и методика комплектования государственных архивов, котораясложилась к началу 1990-х гг. и вполне может быть использована прикомплектовании архивов документами, созданными до 1991 г. Однако изменения вгосударственном аппарате, общественно-политической жизни страны, экономическомразвитии привели к тому, что в комплектовании появился целый ряд новых проблем.
Во-первых,после распада СССР бывшие союзные республики, ставшие независимымигосударствами, приняли собственное архивное законодательство, в связи с чемвозникла проблема, связанная с претензиями бывших союзных республик наматериалы, которые уже поступили на государственное хранение. Однако всоответствии с основным научным принципом архивоведения – «недробимостиархивных фондов и комплексов фондов» – было принято нелегкое решение – неперемещать материалы.
Во-вторых,с изменением статуса архивных фондов (объекты федеральной собственности исобственности субъектов Федерации, муниципалитетов) уточняется профилькомплектования архивов: архивы федерального уровня, архивы субъектов федерации,муниципальные архивы. Архивисты предлагают способ решения этой проблемы наоснове «принципа территориальности комплектования», т.е. где родился (архивныйфонд), там и пригодился (принят на государственное хранение независимо от формысобственности и подчинения).
 В-третьих, в связи с распадом централизованнойведомственной системы во всех отраслях управления пересматриваются критерииопределения источников комплектования. Так, например, особое вниманиеархивистов обращено на критерий места учреждения в отраслевой системе, посколькууровень подчиненности учреждений уже не отражает реального значения егодеятельности. Рост самостоятельности государственных учреждений приводит ктому, что все меньше их документации поступает на хранение в фонды вышестоящихорганов. В связи с этим растет число государственных учреждений –самостоятельных источников комплектования.
Вусловиях реформирования экономики архивисты столкнулись также с неотложнойпроблемой приема на государственное хранение документов ликвидированныхучреждений, которые не имеют правопреемников. Это создает для архивов «девятыйвал» внепланового приема документов, вследствие чего они «тонут», не успеваяобрабатывать поступающие документы временного и постоянного хранения. Особоевнимание в данной ситуации следует обратить на документы по личному составу,срок хранения которых 75 лет; иногда они могут быть отданы на постоянноехранение. Сведения из этих документов порой могут решить судьбу человека. Приемэтих документов в государственный архив в составе фондов ликвидированныхучреждений – это один путь решения проблемы, другой – создание специальныхмежведомственных архивов по личному составу, особенно на районном и городскомуровнях. Эти «промежуточные» архивы могли бы освободить Федеральную архивнуюслужбу РФ от большого количества социально-правовых запросов.
В-четвертых,в 1990-е гг. наблюдается устойчивая тенденция к «разгосударствлению» всех сферуправления. Роль государственных структур постоянно сокращается в такихотраслях как экономика, культура, общественно-политическая жизнь. Поэтому, еслиФедеральной архивной службой РФ не будут приняты меры по сохранению документовнегосударственных структур, значительная часть ценных источников по историисовременности будет утрачена. В связи с этим перед государственными архивамистоит двуединая задача:
Выявитьнегосударственные структуры, фонды которых относятся к профилю комплектованияданного архива, и установить, какие из них являются источниками комплектования;
Установить«договорные отношения» с представителями этих структур.
Врезультате выявления негосударственных структур составляются спискипотенциальных источников комплектования госархивов.
Источникамикомплектования негосударственных архивов являются организации нового типа, вдеятельности которых образуются документы, имеющие историческое, культурное,научное, социальное, экономическое, политическое значение, подлежащиеобязательной передаче на государственное хранение (организации сгосударственной или муниципальной формой собственности) и на основе договора (сдругими формами собственности).
Спискиисточников комплектования составляются на основе несколько видоизмененнойсистемы критериев, которая активно обсуждается в современном архивоведении.Критерий
Пояснение
1.      Функционально-целевое назначение учреждения
Выполнение основных задач отрасли, уникальность деятельности, новизна товаров и услуг, стабильность существования, конкурентоспособность, участие в международных и региональных программах
2.      Масштаб деятельности
Многопрофильность производства товаров и услуг; объем уставного фонда; состав учредителей и участников; межрегиональная деятельность; численность работников
3.      Вид организации
Сложившаяся структура и организация деятельности, наличие иностранного партнера, наличие уникальных или наиболее типичных структур
4.      Полнота отражения информации
Степень повторения ценной информации, в том числе в фонде других организаций
Среди источниковкомплектования особую группу составляют общественные организации – партии,союзы, движения, студии, клубы и др. Критерии определения источниковкомплектования отношении этой категории фондообразователей толькоразрабатываются. Однако, опираясь на опыт ЦАОДМа и других центров хранениясовременной документации и архивов общественных движений, можно наметить общиетенденции в отборе на постоянное хранение документов этих организаций. Наосновании изучения хроники общественно-политической жизни архивисты делят всюсовокупность современных общественно-политических организаций по направлениям ихарактеру их деятельности на общественно-политические, религиозные,правозащитные, культурные, экологические и др.
Политические организации всвою очередь по ориентации подразделяются на национал-патриотические,марксистские, социал-демократические, либерально-демократические и др.
В каждой из этих группвыделяются, в свою очередь, лидирующие организации, в документах которыхнаиболее полно должна отразиться история того или иногообщественно-политического направления. Далее, при непосредственном изученииархива организации вступает в силу критерий истории фонда, т.е. наличие вархиве организации документов, наиболее полно отражающих важнейшие событияобщественно-политической жизни страны и региона, а также деятельность самойпартии и ее лидеров и различных движений, структуру региональных отделений движения.
 
3. Организация комплектования.
Рассмотримпроцесс принятия документов на хранение в ведомственном и государственномархивах.
Передача дел на хранение введомственный архив. После оперативной работы с документами деластруктурных подразделений должны быть переданы на хранение в ведомственныйархив. В ведомственный архив сдаются дела, оконченные производством, на срокхранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел введомственный архив осуществляется по описи, составляемой в структурномподразделении.
Впроцессе передачи дел необходимо проверить:
Правильностьформирования и оформления дел;
Соответствиеколичества дел постоянного и долговременного хранения, заведенных всоответствии с номенклатурой, и количество этих же дел, включенных в опись.
Проверкаформирования дела предполагает установление соответствия между заголовком делана его обложке и содержимым дела. Принципы формирования дел отражены в ихзаголовках, которые, в свою очередь, закреплены в номенклатуре дел учреждения.
Дела,передаваемы в ведомственный архив, должны подвергаться в структурномподразделении полному оформлению. Это означает, что каждое дело должно бытьпереплетено и подшито, листы дела должны быть пронумерованы, причем нумерациядолжна быть скреплена заверительной надписью в конце дела, где указываетсяобщее количество листов; обложка дела должна быть правильно оформлена, т.е.содержать название учреждения и структурного подразделения,делопроизводственный индекс дела, заголовок дела, крайние даты дела, срокхранения дела, количество листов в деле. Кроме того, на особо ценные, личные,судебные и следственные дела, а также другие категории дел составляетсявнутренняя опись, в которой указывается заголовок и дата каждого документа, егоиндекс и номер листов дела, на которых находится документ.
Сопоставлениеколичества дел в номенклатуре и в описи – очень ответственная задача. Если вописи дел постоянного и долговременного хранения меньше, чем было заведено всоответствии с номенклатурой, об этом следует составить справку и предпринятьвсе меры к розыску недостающих дел.
Материалыдолговременного хранения по личному составу (до 75 лет), по которым исполняетсямножество социально-правовых запросов граждан, поступают на хранение вобъединенные межведомственные архивы. Сроки хранения документов в ведомствах,имеющих отраслевые фонды, определяются специальным соглашением между ведомствоми Росархивом.
Нижеприводятся сроки хранения документов в архиве учреждения.Вид документации
Срок хранения, лет
Записи актов гражданского состояния; документы по личному составу; записи нотариальных действий и судебных дел; хозяйственные книги
75
Научная, технологическая, патентная документация
10
Конструкторская документация
15
Проектная документация по капитальному строительству
25
Телеметрическая документация
5
Кинодокументы, фонодокументы, видеофонограммы
3
Фотодокументы
3
Документы на машинных носителях
5
Передача дел на хранение вгосударственный архив. Документы принимаются от ведомств по описям делпостоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивногоучреждения, а также по акту приема-передачи.
Вгосударственном архиве строго следят за соблюдением сроков передачи документовот источника комплектования в госархив. Ниже приводятся сроки передачидокументов от источников комплектования в государственный архив.Источники комплектования Срок передачи, лет
Федеральные органы государственной власти; Генеральная прокуратура РФ; органы государственной власти и прокуратуры республик; отраслевые академии; государственные объединения; учреждения, организации, предприятия федерального и республиканского подчинения
15
Органы государственной власти и прокуратура краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; прокуратура городов и районов, государственных учреждений, организаций, предприятий краевого, областного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения
10
Органы местного самоуправления; учреждения, организации, предприятия городского и районного подчинения; предприятия сельского хозяйства
5
Совместные предприятия с участием государства; организации и объединения смешанных форм собственности, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля федеральной или государственной собственности
10
Передачдел из каждого учреждения – источника комплектования в государственный архивосуществляется ежегодно или раз в 3 – 5 лет (в зависимости от объема документовфондообразователя). Естественно, что если у архива 200 источниковкомплектования, регулярное комплектование возможно только при составленииграфика приема документов из учреждений. комплектование государственного архивадокументами данного фондообразователя осуществляется в несколько этапов:
Сначалана заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которыедолжны быть переданы в архив (этот экземпляр описи остается в государственномархиве);
Затемв ведомственный архив выезжает сотрудник государственного архива для проверкифизического и санитарно-гигиенического состояния дел, оформления дел и т.д.;
Наконец,на последнем этапе, в соответствии с описями поединично передаются дела напостоянное хранение. В особо ценных делах проверяется количество листов. Есликоличество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описиделается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку опричинах отсутствия дел.
Основнымдокументом, на основании которого производится прием документов на хранение,является акт приема-передачи документов на хранение. В акте указываетсяучреждение, передающее документы, и архив, в который они поступают, причинапередачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвидация учреждения),а также реальное количество передаваемых копий, количество особо ценных дел идр. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителямигосударственного и ведомственных архивов.
Вместес документами передаются еще два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру,оставшемуся в архиве после утверждения описи на ЭПК государственного архива).Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярахописи, переданных в государственный архив, делается отметка о передачедокументов. Всего составляется четыре экземпляра описи.
Приемдокументов от источников комплектования негосударственной части Архивного фондаРФ имеет свою специфику. Как показывает опыт, сохранность документов у этихфондообразователей оставляет желать лучшего, поэтому рекомендуется приниматьдокументы через пять лет после окончания их делопроизводства. Собственникидокументов могут передавать свои документы в собственность государства нахранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеии библиотеки. При этом передача права собственности на документы оформляетсясоглашением (договором) с архивным учреждением.
Вслучае необходимости условия хранения и использования документов могут включатьограничения права доступа и использования документов, содержащих тайну личнойжизни, коммерческую тайну, являющихся объектом авторского права и др.
Документыличного происхождения также могут поступать в государственный архив по договорударения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов о признаниидокументов бесхозными, по договору купли-продажи.
Навременное хранение (депонент) документы личного происхождения передаются наосновании личного заявления владельца.
Приприеме документов также составляется акт приема-передачи, к которомуприлагается сдаточная опись.
Особоеважное значение имеет договор между архивом и владельцем, поскольку на егооснове документы передаются в государственную собственность. Поэтому следуетдетально обсудить с владельцем каждый его пункт.
Всовременных условиях архивисту зачастую необходимо использовать методы«активного комплектования»:
Проведениебесед с фондообразователями о важности сохранения их документов;
Выявлениепотенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц,а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;
Анкетирование,интервьюирование лидеров и членов партий и движений, запись митингов и другихсобытий общественно-политической жизни, запись устных воспоминаний;
Сборвоспоминаний, составление хроники событий;
Сбордокументов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, «круглыхстолах» с фондообразователями.
Основойработы по «активному комплектованию» является высокий профессионализм,компетентность, вежливость и активная жизненная позиция архивиста.
4. Экспертиза ценности документов.
4.1.Экспертиза ценности документов на основе научных критериев.
При формировании Архивногофонда страны из огромного количества документов лишь незначительная частьпоступает на государственное хранение.
Процессизучения документов на основании принципов и критериев ценности в целяхопределения сроков хранения документов и отбора их на государственное хранениеназывается экспертизой ценности документов.
Основы методики экспертизы начали закладываться в 14-18 вв. Более бурноеразвитие экспертиза ценности получила в 19 в. и окончательно сформировалась в20 в.
Современная экспертиза ценности документов проводится, как правило, наоснове нормативно-методических пособий: перечней, номенклатур дел,классификаторов.
Однако эти пособия, как и законы, обратной силы не имеют. Поэтому не проводитсяэкспертиза ценности документов, например 1920-х гг. по перечням 1990-х гг. Вданном разделе будет рассмотрена экспертиза ценности документов на основенаучных критериев.
Итогом экспертизы ценности документов является полноценное комплектованиегосударственных архивов и всего Архивного фонда страны. Именно в итогеэкспертизы происходит формирование архивных фондов, которые концентрируются вгосударственных архивах.
Задачиэкспертизы ценности документов.
Первая задача – отбор наиболее ценных документов из ведомственных вгосударственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определениепрофильности документов тому или иному государственному архиву.
Вторая задача – определение сроков хранения документов, информация вкоторых может быть использована в течение какого-то периода времени. Взависимости от установленных сроков хранения такие документы могут бытьразделены на две группы:
1)     
2)     
Третья задача – обеспечение полноты состава архивного фонда путемвосполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичныхдокументов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящихучреждений.
Четвертая задача – отбор на хранение наиболее информативно емкихдокументов.
Экспертиза ценности документов проводится в три этапа: вделопроизводстве, в ведомственном и государственном архивах.
В делопроизводстве решается проблема определения сроков хранениядокументов уже при составлении номенклатуры дел, т.е. когда дело еще «неродилось».
В ведомственном архиве происходит выделение из документального фондаучреждения дел для постоянного хранения и подготовка их к сдаче вгосударственный архив.
Если в учреждении имеются юридически самостоятельные структурныеподразделения, то из ценных документов формируют несколько архивных фондов.
Кроме того отбирают для уничтожения документы временного хранения, срокхранения которых истек. При этом особое внимание должно быть уделенодокументам, срок хранения которых 75 лет (по личному составу), ведь за каждымиз них стоит судьба человека. Все эти важные задачи решаются совместно скомиссией, которая по-научному может называться центральной экспертнойкомиссией (ЦЭК) или просто экспертной комиссией (ЭК).
В государственном архиве, во-первых, проверяют решение экспертных органовведомственных архивов и утверждают их и, во-вторых, проводят целевуюкомплексную экспертизу ценности документов или разбор россыпи документов.
Целевая комплексная экспертиза – это экспертиза, которая проводится вцелях выявления дублетности сразу по нескольким фондам:
–         
–         
–         
Такой комплексный подход возможно осуществить только в государственномархиве, куда поступают сотни и тысячи фондов разных учреждений.
В результате экспертизы ценности документов выделяются две группы дел: