Содержание
Введение
1. Общая характеристика хищения
2. Преступления, связанные с хищением натранспорте: проблемы квалификации и расследования
3. Хищения, совершаемые на отдельныхвидах транспорта
3.1 Хищения на объектах водного иморского транспорта
3.2 Хищения, совершаемые натрубопроводном транспорте
3.3 Хищения, совершаемые нажелезнодорожном транспорте
Заключение
Список использованных источников
хищениетранспорт расследование преступление
Введение
В современных условияхправонарушения в сфере экономики приобретают новые формы. Особенно остро этапроблема проявляется в отношениях собственности, которые все чаще становятсяобъектом преступных посягательств. С развитием рынка происходит расширениесферы имущественных отношений. Предметом товарообмена при заключениигражданско-правовых сделок становятся не только вещи, но и имущественные права.В экономический оборот все интенсивнее включаются природные ресурсы,недвижимость, результаты интеллектуальной деятельности, информация. Поэтомукриминальная ситуация в России в процессе становления рыночных отношений иинформационного общества меняется. Наряду с воздействиями на материальныеценности, виновные лица получают незаконную прибыль от совершения посягательствна различные блага невещественного содержания.
Преступность в Россиистановится все более организованной и профессиональной. Это не могло незатронуть транспорт, который в настоящее время является одной из важнейшихотраслей народного хозяйства страны, имеет статус связующего звена с другимиотраслями экономики России, удовлетворяет все возрастающие потребности во всехвидах перевозок как государства, так и частных промышленных и иных компаний, атакже граждан.
Преступность натранспорте, также как в целом в стране, приобрела организованный характер.Основными видами организованной преступной деятельности на железнодорожномтранспорте являются хищения грузов, незаконный оборот наркотиков и ихконтрабанда, совершение террористических актов, а также контроль надпроституцией на крупных вокзалах, расположенных в них гостиницах, и впассажирских поездах.
Грузовые перевозки натранспорте традиционно являются сферой наибольшей криминальной уязвимости.Сумма убытков, понесенных всеми участниками перевозочного процесса, постоянновозрастает. Законодатель, преследуя цель защиты прав на собственность и исходяиз характера и степени общественной опасности, разместил эти нормы в различныхглавах. Объект преступлений, в том числе и хищений, описанных в главе 21 УК, — общественные отношения собственности. Собственность — важнейшее экономическоематериальное отношение (совокупность которых образует экономический базисроссийского общества), имеющее исключительное значение в жизнедеятельностиграждан, общества, государства. Собственность как социальное явление иэкономическая категория представляет собой триаду фактических общественныхотношений владения, пользования и распоряжения материальными благами,присвоенными и принадлежащими собственнику. Будучи урегулированы нормами права,эти отношения приобретают правовую форму и юридически опосредуются какправомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащимему движимым и недвижимым имуществом (субъективное право собственности).
К числу преступленийпротив собственности уголовным законодательством отнесены следующие: кража,мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищениепредметов, имеющих особую ценность, причинение имущественного ущерба путемобмана или злоупотребления доверием, неправомерное завладение автомобилем илииным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение илиповреждение имущества, уничтожение или повреждение имущества по неосторожностистатьи 158-168 УК РФ).
Запоследние годы фактический порядок погрузки, приема, транспортировки и выгрузкигрузов претерпел значительные качественные изменения, которые усилилинегативные тенденции в обеспечении сохранности перевозимых материальныхценностей. Погрузка грузов клиентским организациям первоначальноконтролировалась, в последующем выборочно проверялась работниками транспортныхорганизаций, в настоящее время — практически бесконтрольна.
Крометого, на обеспечение сохранности перевозимых грузов негативным образом повлиялосокращение пунктов коммерческого осмотра (с 167 до 99) и как следствие,сокращение оперативных заслонов милиции на стыковых, междорожных ивнутридорожных грузовых станциях.
Какследствие, возросло число хищений грузов (+5,5%), в т.ч. совершенных в крупномразмере (+58,3%). Увеличилось число зарегистрированных хищений нефтепродуктов(+18,1%). Материальный ущерб от хищений грузов составил свыше 92 млн. рублей.[1]
Актуальностьданного направления работы связана с тем, что железнодорожный транспортпродолжает оставаться одним из основных потенциально опасных объектовпреступных посягательств.
В основном, исследования ученыхпо раскрытию и расследованию преступных посягательств на грузы были освещены вработах Д.В.Гребельского, В.А.Лукашова, ЛЛ.Околовича, Утевского, Н.Н.Баранова,Е.П.Фирсова, А.А.Жижко, И.И.Колесникова, А.С.Прудникова, А.П.Бабаевой,В.П.Мозгового, В.П.Порубова, В.В.Каверина, Е.П.Рябцева, А.П.Егорова и других.
Цель работы – датьуголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с хищениями,совершенных на транспорте.
Задачи работы:
1. Дать уголовно-правовой анализпреступлений, совершаемых на транспорте;
2. Дать уголовно-правовую характеристикупреступлений, связанных с хищениями, совершенными на транспорте;
3. Раскрыть уголовно-правовыеособенности хищений, совершенных на отдельных видах транспорта.
1. Общая характеристика хищения
Хищения, в какой бы формеони не проявились, представляют собой относительно однородную группупосягательств на отношения собственности. Каждому из них свойственныопределенные общие признаки, одинаковые объективные и субъективные элементы.
Общее понятие хищения —это своеобразный ориентир, позволяющий правильно разрешать частные вопросы,возникающие при квалификации деяний, дающий возможность познатьиндивидуально-определенные признаки совершенного преступления и сверить ихсоответствие требованиям закона.[2]
Правильное определениепонятия «хищение» позволяет наиболее полно уяснить сущность этого общественноопасного деяния, точно его квалифицировать, а также отграничить хищение отдругих посягательств.
Термин «хищение» дляхарактеристики соответствующих преступлений употребляется уже в первых законахСоветской власти. Но в течение многих лет, несмотря на распространенностьхищений, определение их общего понятия отсутствовало. В законе содержалсяисчерпывающий перечень форм этого преступления, выделенных в самостоятельныесоставы преступлений, с точным описанием непосредственно в законе признаковкаждого из них. А в теории уголовного права с некоторыми модификациямивоспроизводилось толкование Пленума Верховного Суда СССР от 11 июля 1972 года,согласно которому хищение «заключается в незаконном безвозмездном обращениигосударственного или общественного имущества в свою собственность или собственностьдругих лиц».[3]
До принятияФедерального закона от 1 июля 1994 года в теории уголовного правапредпринималось множество попыток дать хищению научное определение, но ни одноиз этих определений не получило всеобщего признания. Законодательноеопределение хищения впервые было сформулировано в абзаце первом примечания кст. 144 УК 1960 г. в редакции Федерального закона от 1 июля 1994 г. и сохранилось в примечании 1 к ст. 158 УК РФ1996 г. Согласно данному определению под«хищением» понимаются совершенные с корыстной целью противоправныебезвозмездные изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного илидругих лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этогоимущества”[4].
Предметомхищения является имущество, а объектом — отношения собственности, т.е.общественные отношения в сфере распределения материальных благ коллективногоили индивидуального пользования. Предмет хищения всегда материален, т.е. долженобладать вещными признаками. Таковым могут быть любые вещи, создаваемыечеловеком и обладающие материальной или духовной ценностью, деньги, Ценныебумаги, имеющие нарицательную стоимость, документы, служащие эквивалентамиденег. Документы неимущественного характера, а также не имеющие стоимости, нопредоставляющие право на получение имущества (багажные квитанции, накладные ит.п.), не могут быть предметом данного преступления, хищение же их с цельюиспользования для получения имущества является приготовлением к совершениюмошенничества. Хищение — имущественное преступление, поэтому его предметом немогут быть объекты интеллектуальной собственности, а также электрическая илитепловая энергия. Предметом хищения может выступать только чужое имущество.Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.04.95 № 5 «О некоторых вопросахприменения судами законодательства об ответственности за преступления противсобственности» пояснил, что «предметом хищений и иных преступлений,ответственность за совершение которых предусмотрена нормами гл. 5 УК РСФСР,является чужое, то есть не находящееся в собственности или законном владениивиновного, имущество»[5].
Похищатьсяможет как движимое, так и недвижимое имущество также имущество, изъятое изгражданского оборота. В случае похищения имущества, которое может представлятьопасность для общества или здоровья людей (радиоактивные вещества, оружие,наркотические вещества и т.п.), содеянное квалифицируется по соответствующимстатьями гл.24УК. Главным способом хищения является изъятие имущества усобственника или иного владельца. В том случае, когда виновный владеет чужимимуществом в силу того, что оно ему вверено, переход правомерного владения кнеправомерному можно характеризовать как формальное изъятие.
Одиниз обязательных признаков хищения — безвозмездность. Именно безвозмездностьизъятия чужого имущества влечет за собой причинение ущерба собственнику илииному владельцу имущества. Не является хищением такое изъятие чужого имущества,которое не связано с причинением ущерба собственнику или иному владельцу этогоимущества, если лицо, совершившее изъятие, взамен полностью его оплачивает либопредоставляет иную равноценную компенсацию.
Прихищении имущество обращается виновным в свою пользу или в пользу других лиц.Похитивший имущество, хотя и не становится юридически его собственником,фактически владеет, пользуется и распоряжается им как своим собственным. Всвязи с этим от хищения следует отличать временное корыстное использованиечужой вещи, при котором виновный владеет и пользуется чужой собственностью, ноне распоряжается ею. Такие действия при наличии определенных признаков могутквалифицироваться по ст. 165, 166 УК.
Хищениесчитается оконченным, если имущество изъято, виновный имеет реальнуювозможность им распоряжаться по своему усмотрению или пользоваться им[6].Если же виновный, совершив определенные действия, успел завладеть вещью или,завладев, не имел возможности распорядиться ею как своей собственной пообстоятельствам, от него не зависящим, содеянное квалифицируется как покушениена хищение. Исключением является разбой, считающийся оконченным с моментанападения в целях хищения чужого имущества, при наличии признаков, указанных вдиспозиции ст. 162 УК.
Одиниз признаков объективной стороны хищения — причинение преступлениемматериального ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Уголовнаяответственность за хищение не ограничивается минимальной суммой, если оносвязано с насильственным завладением имуществом. За мелкое хищение чужогоимущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты предусмотренаадминистративная ответственность по ст. 49 КоАП РФ. Материальный ущерб,причиненный собственнику или иному владельцу имущества, должен находиться впричинной связи с действиями лица, совершившего хищение.
Длярешения вопроса о наличии либо отсутствии состава хищения не имеет значениемнение собственника похищенного имущества, причинен ли ему ущерб и следует липривлекать виновного к уголовной ответственности. «Дела о преступлениях противчужой, в том числе и государственной, собственности являются делами публичногообвинения и не требуют для их возбуждения согласия собственника или законноговладельца имущества, ставшего предметом преступного посягательства».
Неоднократность хищений необходимоотличать от продолжаемого хищения, которое является единым преступлением.Продолжаемым хищением признается неоднократное незаконное безвозмездное изъятиеимущества, складывающееся из ряда тождественных преступных действий, имеющихобщую цель и охватываемых единым умыслом виновного. Неоднократные ипродолжаемые хищения имеют сходство в объективной стороне преступления (и втом, и в другом случае совершаются два или более самостоятельных актов),поэтому отграничить их бывает достаточно сложно. Выделим признаки продолжаемогохищения. Прежде всего это ряд тождественных действий, т.е. несколько хищений,совершаемых одним способом (несколько краж, несколько грабежей). Изъятиеимущества разными способами (кража в одном случае и грабеж — в другом)свидетельствует о неоднократности. В продолжаемом хищении все эпизоды, как ужеговорилось, объединены единым умыслом, который возник до начала совершенияпервого из ряда преступных эпизодов. При этом умысел может бытьконкретизированным и неконкретизированным. В первом случае лицо намереваетсяпохитить определенную денежную сумму или определенную вещь по частям. Во второмставит перед собой цель систематически совершать хищения в течениеопределенного времени. Таковы присвоение или растрата, совершаемые материальноответственными лицами. Например, в г. Н. Новгороде работники кафе «Весна»ежедневно присваивали вверенные им продукты питания на небольшую сумму,намереваясь делать это до тех пор, пока сохраняется благоприятная ситуация.Неопределенный умысел характерен также для мошеннических действий.
Кроме двух указанных продолжаемоехищение характеризуется следующими объективными признаками: единство источника,из которого изымается имущество; незначительный промежуток времени междуотдельными эпизодами.
Субъектомхищения признается вменяемое физическое лицо. Ответственность по ст. 158, 161,162 УК, также как по ст. 163, 166 и ч. 2 ст. 167 УК, наступает с 14 лет, а пост. 159,160 УК и за другие преступления против собственности — с 16 лет.
Ссубъективной стороны любое хищение предполагает наличие у виновного прямогоумысла, направленного на преступное завладение чужим имуществом с целью обращенияего в свою пользу или передачу с корыстной целью другим лицам. Виновный всегдаосознает не только общественную опасность своих действий, но и то, чтоимущество чужое. Он предвидит обязательное наступление материального ущерба длясобственника или иного владельца имущества и желает этого. Корыстные мотивыопределяют направленность умысла на хищение, но при этом соучастники могутиметь другие побуждения. Однако они в любом случае должны быть осведомлены охарактере совершаемого исполнителем преступления. Недопустимо признаниевиновным в хищении, если лицо изымало чужое имущество не по корыстным мотивам,а из иной личной заинтересованности либо ложно понятых служебных интересов, атакже для временного пользования с его последующим возвратом. Наряду с корыстнымипри хищении могут быть и сопутствующие мотивы (хулиганские, месть и др.).Причем наличие любого из этих мотивов при отсутствии корыстного мотиваисключает квалификацию содеянного как хищения.
Вуголовном законодательстве ответственность за хищение чужого имуществадифференцируется в зависимости от того, каким способом совершаетсяпосягательство на отношения собственности. Изъятие имущества может быть тайнымили открытым, насильственным или ненасильственным, совершенным путем обмана илизлоупотребления доверием и т.д. Способ изъятия имущества как объективноеобстоятельство, характеризующее хищение, существенно влияет на степеньобщественной опасности преступления, и поэтому учитывается законодателем.
Принято делить хищенияна формы и виды. Форма хищения определяется способом его совершения: тайно,открыто, путем обмана.
Под формой хищенияследует понимать способы и приемы, которые применяет виновный, противоправно ибезвозмездно изымающий имущество из владения собственника или иного законноговладельца, с целью обращения похищенного в свою пользу или третьих лиц.
Действующее уголовноезаконодательство различает шесть форм хищения:
• кражу,
• грабеж,
• разбой,
• мошенничество,
• присвоение,
• растрату вверенногоимущества.
Кражаопределена как тайное хищение чужого имущества. Таким определением охватываетсялюбая форма собственности и, кроме того, подчеркивается, что имуществовыступает для похитителя как чужое, то есть он не имеет на него никаких прав.Анализ уголовного законодательства ряда зарубежных стран показывает, что вуголовных кодексах Белоруссии, Испании, КНР, Франции объектом кражи, как и вРоссии, признается собственность. Между тем в Уголовном кодексе Швейцариисодержится несколько иная позиция. Здесь кража относится не к преступлениям противсобственности, а к разряду преступных деяний против имущества. Таким образом,объектом кражи признаются не юридически значимые отношения собственности, асамо имущество потерпевшего. С таким подходом трудно согласиться, ипридерживается позиции Комкова А.В., поскольку в науке российского уголовногоправа и ряда других государств похищаемое чужое имущество признается необъектом, а предметом кражи.
Мошенничеством же является одной из ненасильственных форм хищения,поэтому ему присущи все признаки этого понятия. Мошенничество представляетсобой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путемобмана или злоупотребления доверием. Мошенничество необходимо отличать откражи, поскольку при ее совершении виновные тоже могут прибегать к обману сцелью проникновения в помещение, жилище, иное хранилище и тайного хищенияимущества. Однако при совершении кражи обман является всего лишь условием,облегчающим в дальнейшем тайное изъятие имущества, и в силу этого необусловливает переход ценностей от собственника к преступнику.
Мошенничество, которое связано сподделкой и использованием фальшивых документов, необходимо отличать от случаевустройства на работу на основании поддельного диплома, в том числе и получениепри этом определенной зарплаты за выполнение круга обязанностей по должности,которое лицо не имело права занимать.
Присвоениеили растрата — это преступление, которое в законе определено как хищение чужогоимущества, вверенного виновному. Присвоение означает незаконное обращение чужогоимущества, вверенного виновному, в его пользу без эквивалентной компенсации.Присвоенное имущество продолжает находиться в распоряжении виновного, оно ещене отчуждено и не потреблено. Растрата представляет собой незаконное ибезвозмездное использование виновным вверенного ему чужого имущества (например,путем личного потребления или иного способа израсходования) либо егоотчуждение, то есть продажа, дарение, передача в долг или в счет погашениядолга и т.д. В отличие от присвоения, которое характеризуется как удержаниечужого имущества, растрата представляет собой издержание этого имущества. Онапризнается оконченной с момента фактического израсходования или отчуждениявверенного виновному имущества.
Грабеж(ст. 161 УК) — это более опасная формахищения, чем кража, мошенничество, присвоение или растрата. Он определяется вУК как открытое хищение чужого имущества. Открытыйхарактер способа действия при грабежа заключается в том, что виновный сознает,что совершает хищение в присутствии потерпевшего или других (посторонних) лиц,которые понимают характер его преступных действий. Как квалифицировать деяние,например, когда человек в одном из залов торгового центра незаметно отокружающих похитил магнитофон и, выйдя в другой зал не скрывая похищенное отпосторонних глаз не спеша, направился к выходу? Конечно же, такие действиянельзя квалифицировать как грабеж, а следует проводить квалификацию по статье158 УК РФ.
Разбой — нападение с целью хищения чужого имущества, совершенное сприменением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применениятакого насилия (ст. 162 УК). Под нападением следует понимать агрессивноепротивоправное действие, совершенное с целью хищения чужого имущества,выражающееся в физическом воздействии на личность. Нападение может бытьсовершено, как открыто, так и скрыто от потерпевшего (нанесение удара сзади).Как нападение следует также рассматривать приведение потерпевшего вбессознательное состояние путем применения опасного для жизни и здоровьяразличных ядовитых или психотропных веществ с целью завладения имуществом. Похарактеру насилия разбой следует отличать от насильственного грабежа. Насилиепри грабеже (п. «г» ч.2 ст. 161 УК) не должно представлять опасности для жизнии здоровья для потерпевшего и выражается в нанесении побоев, причинении легкоговреда здоровью, а также иных насильственных действий, связанных с причинениемфизической боли либо с ограничением свободы. Такого рода действия предусмотреныст. 115 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ст. 116 УК «Побои».При разбойном нападении физическое насилие должно выражаться минимум вумышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК).
Действующеезаконодательство предусматривает особый вид хищения, выделенный в специальныйсостав преступления по признаку особенностей предмета преступления — хищениепредметов, имеющих особую ценность. Предметом данного вида хищения могутвыступать предметы или документы, имеющие особую историческую, научную,художественную или культурную ценность. Это могут быть старинные рукописи,уникальные музейные экспонаты или произведения искусства и любые другиепредметы, а также документы, обладающие не просто значительной, а особойценностью не по своей товарной стоимости, а в силу своей уникальности иважности для развития и преемственности культуры или науки. Хищение предметов,имеющих особую ценность, должно квалифицироваться одинаково независимо отспособа хищения.
Каждой из названныхформ хищения присущи свои особенности, отличающие один состав хищения отдругого. Поэтому точное установление юридических признаков каждой формы хищения- непременное условие правильной квалификации преступления.
В свою очередь хищенияв любой форме делятся на виды в зависимости от наличия или отсутствияквалифицирующих признаков. Так, различаются простая кража (основной состав)
— часть 1 статьи 158,квалифицированные виды кражи — часть 2 статьи 158 и особо квалифицированныевиды — часть 3 статьи 158 УК РФ.
Установление видахищения позволяет учесть степень общественной опасности преступления взависимости от размера причиненного (могущего быть причиненным) имущественногоущерба.
Существует четыресамостоятельных вида хищения: мелкое хищение; в значительном размере; крупное иособо крупное. Форма и вид хищения существуют только вместе, но в виду того,что мелкое хищение выделено в самостоятельный состав, за основу образованиясостава взят размер похищенного и ему подчинены формы хищения, за исключениемграбежа и разбоя ввиду их высокой общественной опасности.
Различные виды хищениядолжны обладать определенными общими для них признаками: во-первых, похищенноеимущество должно находиться во владении собственника или иного законноговладельца; во-вторых, действия при хищении должны носить противоправныйхарактер, то есть запрещенный уголовным законом; в-третьих, действия прихищении складываются из изъятия имущества из владения собственника ифактического завладения им виновного; в-четвертых, противозаконное изъятие изавладение имуществом носят безвозмездный для собственника характер; в-пятых,результатом изъятия и завладения должно быть уменьшение имущественной массысобственника, то есть причинение положительного материального ущерба, без учетаупущенной выгоды; в-шестых, целью хищения является присвоение похищенногоимущества, то есть внесение его похитителем в свою имущественную массу дляпоследующего использования, эксплуатации в свих интересах, либо передаче такогоимущества другим лицам, но с корыстной выгодой[7].
Все сказанное вышекасается всех форм хищения. Однако каждая форма хищения дополнительно имеетсвои характерные признаки.
/>2.Преступления, связанные с хищением на транспорте: проблемы квалификации ирасследования
Преступления в сферехищения грузов на транспорте как разновидность общего понятия хищения вуголовно-правовом аспекте охватывают значительную часть главы 21 УК РФ«Преступления против собственности», являющейся частью раздела «Преступления всфере экономики», а также связаны с рядом других диспозиций статей уголовногозаконодательства РФ.
Необходимо отметить,несмотря на то, что подавляющее большинство в сфере хищений грузов в настоящеевремя составляют кражи, в связи с усовершенствованием технологии и механизмовуправления железнодорожным транспортом, автоматизацией и компьютеризациейуказанных процессов увеличивается число хищений грузов путем мошенничества, втом числе с использованием компьютерной техники.
Видоваякриминалистическая характеристика хищений грузов на транспорте представляетсобой систематизированное и упорядоченное описание закономерных особенностейсубъекта, ситуации и способов совершения действий, которые находят своевыражение в следах преступной деятельности. Типичные следы хищений грузовсоставляют базовую информационную модель, которая используется в практикерасследования данных преступлений. [8]
Классификация способовхищения грузов должна быть построена на основании последовательностисовершаемых действий и их отношения к грузоперевозочному процессу. Всоответствии с указанным принципом выделяются три группы способов хищениягрузов, совершаемых путем:
а) разрушения объектахранения груза либо подвижной единицы;
б) нарушения правилналожения запорно-пломбировочных устройств и иным путем, не связанным сразрушением объекта хранения груза либо подвижной единицы;
в) нарушения правилгрузоперевозочного процесса либо документального оформления перевозочныхопераций.
Способы хищений грузовна транспорте, как правило, включают в себя стадию подготовки к реализациипреступного замысла. Спонтанные хищения грузов на железнодорожном транспортеявляются нетипичными для данного вида преступной деятельности.
Преступления,совершаемые на транспорте и связанные с перевозкой грузов, зачастую носятлатентный характер. И как следствие, первая проблема, с которой приходитсясталкиваться как представителям перевозчика, так и представителямправоохранительных органов и страховой компании, — это определение места ивремени совершения хищения груза. Что затруднительно, так как хищения натранспорте всегда носят скрытый характер.[9]
Существенноосложняет расследование преступлений и продолжающаяся практика перевозки грузовпо так называемым серым схемам. Это особенно распространено при международнойперевозке, когда груз к месту назначения приходит совершенно с другимидокументами, чем при его отправке. На внутренних перевозках груз зачастуюотправляется без надлежаще оформленных перевозочных документов и, в частности,товарно-транспортных накладных.
Другаяособенность преступлений на транспорте — широкий спектр правовой квалификациитакого рода преступных деяний: от банальной кражи до разбойного нападения.
Впрактике нередки случаи, когда правоохранительные органы получают информацию осговоре совершивших преступление лиц с работниками перевозчика. Конечно, этоочень сложно доказуемые факты, но они имеют место на рынке транспортнойлогистики.
В2009 году на объектах транспорта выявлено свыше 22 тыс. преступлений экономическойнаправленности. Возросло число выявленных преступлений против государственнойвласти и интересов службы в коммерческих организациях (+1%, или 2988преступлений), в т.ч. связанных с взяточничеством и коммерческим подкупом (+7,3%, или 952 преступления). Возмещение материального ущерба по оконченнымуголовным делам экономической направленности составило более 500 млн. рублей.
Так,только в ходе проведения совместных мероприятий по декриминализации сферыгрузовых перевозок и розыску «пропавших» вагонов были выявлены и пресеченыпреступные схемы хищения подвижного состава парка ОАО «РЖД» на общую суммуболее 1,8 млн. руб., в т.ч. на Юго-Восточной железной дороге — 7 вагонов наобщую сумму более 1 млн. руб., Восточно-Сибирской железной дороге — 4 цистернына общую сумму более 600 тыс. руб., Северной железной дороге — хоппер-дозатор — более 200 тыс. руб.
Втекущем году в сфере грузовых перевозок пресечено и раскрыто свыше 3,6 тыс.преступлений, в т.ч. 2,3 тысячи преступлений, связанных с хищением имуществапредприятий транспорта и грузов. За хищения задержано более 2,3 тыс.правонарушителей. Обеспечено возмещение материального ущерба по оконченнымуголовным делам на сумму около 34 млн. рублей. [10]
Негативнымобразом на сохранность перевозимых грузов сказывается участие работниковтранспорта в совершении преступлений в сфере грузовых перевозок. В текущем годувыявлено 219 работников транспорта, совершивших хищение грузов и 524 (+32,3%) — совершавших хищения грузов в составе преступных групп.
Однакоесли говорить об особенностях расследования преступлений по событиям нажелезнодорожном транспорте, то здесь сложилась достаточно эффективная система.В ее основе лежат нормы, закрепленные в Уставе железнодорожного транспорта РФ,распоряжении ОАО «РЖД» от 11.05.2004 N 2020р «Об обеспечении сохранностиперевозимых грузов в ОАО «РЖД» и в указании Генпрокуратуры РФ от 03.04.95 N19/23, МВД РФ N 1/1609, МПС РФ N 103 «О порядке реагирования на признакипреступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищениях грузов».
Всеслучаи утраты грузов в процессе перевозки, независимо от их стоимости,расследуются специальной комиссией по обеспечению сохранности перевозимыхгрузов с участием руководителей подразделений в составе отделения.
Расследованиепроводится на основе оперативной информации о факте пропажи груза. Нормативнымиактами установлены достаточно жесткие, но реальные сроки: расследование должнобыть полностью закончено на станциях и в отделениях железных дорог в 10-дневныйсрок, а на железной дороге — в 20-дневный срок с момента отправленияоперативного донесения.
Основнымдокументом и важным доказательством, служащим основанием для возложенияответственности за несохранную перевозку, является коммерческий акт,составляемый по требованию грузополучателя. Коммерческий акт содержит всюнеобходимую информацию об обстоятельствах хищения, размере убытка и служитправовым основанием для принятия решения страховщиком по выплате страховоговозмещения.
Приучастии в расследовании таких дел сотрудники сталкиваются в первую очередь снесвоевременным поступлением информации об утрате (хищении) груза и снеправильным оформлением документов, фиксирующих первичные следы преступления.Ведь следы преступления утрачиваются в процессе перевозки.
Зачастуюкоммерческие акты составляются формально, в них искажаются существенныесведения, в экспертном отчете не содержится обоснованных сведений о размереущерба, не указаны все обстоятельства страхового события, не выявленыпричинно-следственные связи, что не позволяет определить потенциальных лиц,причастных к преступлению. Иногда имеет место сговор представителейзаинтересованных сторон, например грузополучателя и представителя склада.
Входе расследования может выясниться и то, что груз в процессе перевозкинадлежащим образом не охранялся, хотя при заключении договора страхования этозаявлялось как необходимое условие. Или что перевозка осуществлялась с использованиемэкспедитора без надлежащего оформления договора транспортной экспедиции. Всеэто значительно затрудняет расследование преступления.
Приполучении уведомления об утрате, гибели или повреждении груза, в том числе врезультате противоправных действий третьих лиц, задача страховщика — преждевсего проследить за правильностью действий страхователя при формированиидоказательственной базы о произошедшем событии. Должен быть соблюден порядокоформления случаев недоставки/повреждения грузов в зависимости от типаперевозки.
/>3.Хищения, совершаемые на отдельных видах транспорта/>3.1 Хищения на объектах водного и морского транспорта
Морской транспорт РоссийскойФедерации переживает сложные, зачастую противоречивые процессы реформирования.Допущенные в ходе его структурной перестройки просчеты привели Ряду негативныхпоследствий, в том числе к росту правонарушений в различных сфераххозяйственной деятельности.
В последнее времянаметилась тенденция совершения незаконных сделок с объектами водноготранспорта. Материальная база крупнейших транспортных предприятий подвергаетсярасхищению и незаконному использованию при попустительстве ответственных лиц.Предметом хищений, совершаемых в сфере морского транспорта и наносящих наиболеезначимый ущерб являются портовое имущество, морские суда, денежные средства, втом числе выделенные из бюджета для модернизации флота, также добытые водныебиоресурсы и продукты, изготовленные из них.
Хищения и иныепреступления, совершаемые в процессе расчетов по обязательствам. Их объединяетиспользование фиктивных товарно-транспортных документов с неверным указанием вних объема переданных или выполненных товаров, работ, услуг и их стоимости.Преступления могут совершаться как членами команды судов, так и многочисленнымипосредниками, обслуживающими объекты морского транспорта (сюрвейторы,шипчандеры, буксировщики).
Хищения, совершаемые впроцессе продажи активов под видом неликвидного имущества. Как правило,имущество и товарно-материальные ценности реализуются по заниженным ценам снезаконным получением вознаграждения лицом, уполномоченным для совершениясделки. Так, по материалам Дальневосточного УВДТ было возбуждено уголовное делопо ст. 160 УК РФ в отношении представителя ОАО «Корсаковский морской торговыйпорт», который при реализации лома черных металлов вьетнамской фирме «Олбико»присвоил 12 млн руб
Хищения, совершаемые впроцессе смены собственников В связи с бесконтрольностью со стороныдепартаментов морского транспорта (ДМТ) не принимаются меры по фактамнезаконной эксплуатации или продажи судов, зарегистрированных и поставленных научет на территории России, что позволяет судам, находящимся под российскойюрисдикцией, выполнять международные рейсы в обход установленных правил. Так,возбуждено уголовное дело по ст. 201 ч 1 УК РФ в отношении генеральногодиректора судоходной компании ЗАО «ФРИМ», который в ущерб компании с цельюнезаконного отчуждения теплохода СТ-1315 заключил заведомо невыгодный договорзайма, в результате чего компании был причинен ущерб на сумму 0,6 млн. долл. Пост. 159 ч. 3 УК РФ — по факту хищения теплохода «Мариам» путем подделкидокументов о смене владельца.[11]
Хищения, совершаемые впроцессе использования объектов морского транспорта, находящихся вгосударственной собственности. Так, по материалам Северо-Западного УВДТвозбуждено уголовное дело по ст. 165 ч. 3, 286 ч. 1 УК РФ в отношении руководителяДепартамента эксплуатации ледокольного флота и руководителей ОАО «Мурманскоеморское пароходство», которые в период 1998-2004 гг. не перечисляли в доходгосударства денежные средства от коммерческого использования переданного им вдоверительное управление федерального имущества (восемь атомных ледоколов, двадизель-электрических ледокола, атомный лихтеровоз и др.). Ущерб государствусоставил более 7 млн. долл.
Хищения, совершаемые впроцессе использования бюджетных средств. Имеют место злоупотребленияруководителей отрасли различного уровня, связанные с хищениями и нецелевымиспользованием денежных средств, в том числе от сдачи в аренду федеральногоимущества и выделенных для модернизации флота денежных средств. Так,представляют интерес уголовные дела Северо-Западного УВДТ, возбужденные вотношении руководителей коммерческих предприятий, которые использовали своеслужебное положение для хищения денежных средств. Например, в отношениидиректора коммерческой организации, который похитил около 1 млн. руб. путемоформления подложных финансовых документов на фиктивных работников, быловозбуждено уголовное дело по ст. 201 ч. 1 УК РФ.
Практика показывает,что для организации лжеэкспорта злоумышленниками часто используется морскойтранспорт. Особенности формирования партий и их отгрузки, перевалка груза сдругих видов транспорта, оказание экспедиционных услуг удлиняют Цепочкузадействованных фирм-перевозчиков, усложняют документооборот, тем самыммаскируются следы фальсификации данных о вывозе товара с территории РФ.
Механизм хищенияоснован на использовании льгот, предоставляемых законодательствоморганизациям-экспортерам и заключающихся в применении к вывозимой за рубежпартии товаров нулевой ставки НДС (пп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). Так какфирмы-посредники, приобретая товар с целью поставок на экспорт, не являютсяпроизводителем вывозимого имущества, то суммы НДС, Уплаченные в бюджет наэтапах производства и перепродажи товара, подлежат возмещению. Право навозмещение НДС связывается не с фактическим внесением налога поставщиками, а суплатой суммы НДС покупателем поставщику при оплате товара.
Поэтому все претензиипо неуплате НДС в процессе перепродажи продукции возникают не кфирме-экспортеру, а к ее поставщику, который, как правило, являетсяфирмой-»однодневкой» Таким образом, фирма-экспортер получает право требованияфактически ранее не уплаченных сумм НДС из бюджета.[12]/>3.2 Хищения, совершаемые на трубопроводном транспорте
К числу опасныхкриминальных тенденций последних лет относится стабильный рост краж нефти ипродуктов ее переработки путем несанкционированных врезок в нефтепроводы инефтепродуктопроводы. В течение ряда лет эта разновидность краж из разрядаредких преступлений трансформировалась в масштабную угрозу безопасноститопливно-энергетического комплекса страны. По данным ГИАЦ МВД России, в 2006году выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системемагистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являютсяПриволжский (220 преступлений) и Южный (65 преступления) федеральные округа.[13]
Основным видом преступногопосягательства на нефть и нефтепродукты являются их хищения, совершаемыененасильственными способами (путем кражи) при транспортировке различными видамитранспорта, в первую очередь, трубопроводным транспортом. Большинство такихкраж совершается с использованием особых технологических приспособлений(врезок), кустарно устанавливаемых на трубопроводы. Так называемые «врезки» вмагистральные нефтепроводы нарушают технологическую безопасность, создаютопасность, как для жизни самих похитителей, так и для жителей близлежащихнаселенных пунктов и окружающей среды. Масштабы и количество такихпреступлений, к большому сожалению, ежегодно увеличиваются.
Отсутствие четкихмеханизмов статистического учета преступлений, совершаемых в нефтяной отрасли,и критериев оценки отнесения тех или иных событий к преступлениям, вопределенной степени способствует тому, что некоторые недобросовестныедолжностные лица правоохранительных органов используют названные недостатки длясоздания положительного имиджа этих органов в сфере борьбы с экономическойпреступностью.
Хищения нефти инефтепродуктов характеризуются определенными криминологическими особенностями,относящимися к способам и механизмам их совершения, используемым орудиям иприспособлениям, а также характеризующим личность преступников. Наиболеесущественными из таких особенностей являются:
— исключительнокорыстные мотивы их совершения;
— организованность игрупповой характер их совершения;
— устойчивость инаправленность на длительную деятельность;
— обязательноеиспользование специального автотранспорта, соответствующего инструмента,технологических и технических устройств и приспособлений;
— наступление, какправило, в результате совершения рассматриваемых преступлений тяжкихпоследствий в виде гибели людей или причинения вреда их здоровью, негативныхэкологических последствий (загрязнение окружающей среды в результате разливанефти или иных нефтепродуктов, пожары, техногенные аварии и катастрофы и т.д.)или возникновение угрозы наступления таких последствий
В числе причин,способствующих стабильному росту данного вида преступлений, можно назвать:
а) невысокуюэффективность применения следственными и судебными органами мер уголовнойответственности за кражи нефти и нефтепродуктов, вследствие неполного инекачественного использования их возможностей, ошибок в квалификации и т.д.;
б) отсутствие усубъектов государственной системы охраны правопорядка на объектах нефтянойотрасли соответствующих правовых механизмов профилактического воздействия наданные правонарушения, в том числе мер специально-криминологическогопредупреждения;
в) слабое оперативноеобслуживание органами внутренних дел предприятий нефтяной отрасли и т.д.;
г) невысокуюэффективность деятельности частных охранных структур, обеспечивающихбезопасность объектов нефтяной отрасли.[14]
Необходимостьцеленаправленного воздействия на преступность и смежные с ней явления, в целомносящие негативный антиобщественный характер и оказывающие деструктивноевлияние на институты государственной власти, общественные ценности,демократическое и стабильное развитие общества, как представляется, носитбесспорный характер.
В совокупности проблем,связанных с различными проблемами противодействия преступности и инымправонарушениям, можно выделить следующие аспекты:
во-первых,необходимость разработки государственной политики, стратегии и тактики борьбы спреступностью, основанной и отражающей политику и идеологию государства вданной сфере;
во-вторых, постановкуво главу угла борьбы с преступностью права, реализующего основные ценностиправового государства, а именно: обеспечение безопасности личности, общества игосударства, прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость иобщественное спокойствие;
в-третьих,методологическое и методическое выделение и обеспечение на федеральном ирегиональном уровнях многоаспектного характера уголовной политики, в частности,ее концептуального, законодательного, правоприменительного и другихсоставляющих.
Одной из основныхпричин стабильного роста количества совершаемых экономических преступлений,как, впрочем, и преступности в целом, является рассогласование отдельныхнаправлений уголовной политики, осуществляемой государством в сферепротиводействия преступности и иным правонарушениям.
Центральной задачейправоохранительных органов в сложившихся условиях становится качественное совершенствованиеуголовно-правовой борьбы с преступностью, и усиление интенсивности борьбы поотдельным направлениям. Необходимость такого усиления является вынужденноймерой, ответной реакцией на активные процессы криминализации общественныхотношений. Усиление уголовно-правовой борьбы с преступностью, включаяэкономические преступления в нефтяной отрасли предполагает применение всейсистемы мер уголовно-правового воздействия и, по возможности, обеспечениеэффективности каждой меры
Определенные трудностив применении названных уголовно-правовых мер связаны с определением в ходепредварительного расследования размеров ущерба, причиненного хищением нефти илинефтепродуктов. По смыслу части четвертой примечания к статье 158 УК РФ,размеры ущерба, причиненного кражей, определяются только стоимостью похищенногоимущества.
Однако фактическиеразмеры ущерба, причиненного хищением нефти из трубопровода, могут значительнокрупнее. При расчете его размеров необходимо исходить из совокупного ущерба,складывающего из а) ущерба, причиненного преступлением собственнику нефти, б)ущерба, причиненного собственнику трубопровода, и в) ущерба, причиненногоэкологии данной территории (если такие последствия наступили), и, кроме того,необходимо учитывать стоимость работ по ликвидации негативных экологическихпоследствий. Таким образом, ущерб от повреждения нефтепровода всегдаоценивается как значительный.
Факт самовольногоподключения к магистральному трубопроводу с целью последующего совершения кражинефти содержит признаки умышленного уничтожения и повреждения имущества,совершенного общеопасным способом (ч. 2 статьи 167 УК РФ), и долженквалифицироваться по совокупности статей.
Необходимо сделатьвывод, о том что действия, выразившиеся в осуществлении самовольногоподключения к нефтепроводу путем установки специального технического устройствас целью последующего совершения кражи нефти или нефтепродуктов, если при этомвиновные были задержаны и им по этой причине не удалось довести преступление доконца, должны квалифицироваться по совокупности преступлений, как оконченноепреступление, предусмотренное статьей 215.1 УК РФ и как покушение на кражу изнефтепровода или нефтепродуктопровода, предусмотренное ч. 3 статьи 158 УК РФ.
Следует в этой связиотметить, что эффективность борьбы с хищениями нефти и нефтепродуктов во многомзависит от масштабов и интенсивности специально-криминологическогопредупреждения, продуктивности используемых при этом тактики, методик иконкретных приемов деятельности органов внутренних дел. При транспортировкелегче создать условия, существенно затрудняющие совершение преступногопосягательства, чем выявить и раскрыть его на всем протяжении пути следованияот производителя до получателя груза./>3.3 Хищения, совершаемые на железнодорожном транспорте
Пунктом 3 ст. 1Федерального закона РФ от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожномтранспорте в Российской Федерации» устанавливается, что функционирование железнодорожноготранспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работыжелезнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемыхуслуг; развитие конкуренции и формирование рынка услуг железнодорожноготранспорта; согласованность функционирования единой транспортной системыРоссийской Федерации.
При этом реализацияпервых двух из указанных принципов в определенной мере зависит от уровняэффективности деятельности по выявлению и раскрытию преступлений экономическойнаправленности, совершаемых в условиях железной дороги. Принцип «качествооказываемых услуг» тесно связан с понятием «сохранность перевозок», так какхищение грузов различными способами является одним из самых распространенныхпреступлений, совершаемых в условиях железнодорожного транспорта. Кроме того, всоответствии с п.7. ст. 10 раздела II Устава открытого акционерного общества«Российские железные дороги», утвержденного Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», одной из основных задач обществаявляется обеспечение сохранности перевозимых грузов.
В настоящее времяжелезнодорожный транспорт — это наиболее развитой и технически оснащенный видтранспорта, выполняющий более 80% грузооборота всех видов транспорта и 40 %пассажирооборота. «Отраслевые» особенности железнодорожного транспортаопределяют некоторые криминологически значимые факторы, накладывающие отпечатокна структуру и иные показатели преступности на данном виде транспорта и, в своюочередь, определяющие ее особенности, делающие железнодорожный транспорт«привлекательным» для преступников. Данные факторы заключаются в следующем:
1.Сосредоточение наобъектах железнодорожного транспорте большого количества товарно-материальныхценностей — грузов и багажа. Это в свою очередь, не может не привлекатьвнимание преступников к объектам железнодорожного транспорта, на которыххранятся и перевозятся грузы. Не случайно, на протяжении длительного временикражи грузов являлись самыми распространенными преступлениями нажелезнодорожном транспорте.
2. Нахождение напассажирских станциях, вокзалах, в пассажирских поездах большого количествапассажиров, имеющих при себе определенные, порой значительные суммы денег идругого имущества, что также привлекает внимание преступников, посягающих насобственность.
3. Достаточно быстроеперемещение грузов и багажа, пассажиров в пространстве и во времени. Нередкоподвижной состав (вагоны, цистерны, полувагоны с контейнерами), из которыхсовершаются хищения, быстро перемещаются от места хищения в другие места, в томчисле на другие отделения железных дорог, и даже в другие государства. Этозатрудняет определение факта и места совершения преступления, его следов,позволяет преступникам быстро скрываться с места преступления и избегатьпривлечения к уголовной ответственности.
4. Подвижной составжелезнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, как грузовые, так ипассажирские, контейнеры, цистерны) весьма удобны для перевозки предметов, изъятыхиз гражданского оборота (наркотиков, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ,радиоактивных. материалов), а также драгоценных металлов и камней, валюты идругих предметов.
5. Железнодорожныйтранспорт является источником повышенной опасности. Эксплуатация, в первуюочередь, транспортных средств (локомотивов, вагонов, платформ) связана с рискомпричинения вреда жизни, и здоровью граждан, а также вреда окружающей среде.[15]
Повышенная опасностьжелезнодорожного транспорта заключается еще и в том, что на нем перевозятся такназываемые «опасные» грузы. Это грузы, которые в силу присущих им свойств, приопределенных условиях могут стать причиной взрыва, пожара, химического илииного заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования идругих объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинениявреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. К числу таких грузовотносятся взрывчатые и взрывоопасные вещества, щелочи, кислоты, нефтепродукты.
Преступность нажелезнодорожном транспорте можно определить как негативное, достаточномассовое, исторически-изменчивое социальное явление уголовно-правовогохарактера, имеющее характерные особенности, определяемые спецификойжелезнодорожного транспорта, складывающееся из совокупности всех совершенных наего объектах преступлений за определенный период времени. Преступность наназванном виде транспорта в последние годы характеризуется негативнымиколичественными и качественными показателями. Согласно статистическим данным с2002 по 2006 годы преступность на железнодорожном транспорте возросла более чемна 20%. При этом она отличается достаточно высоким уровнем латентности. Пооценкам сотрудников органов внутренних дел на транспорте ими регистрируется неболее 30% преступлений, совершаемых на железной дороге. Эти данныеподтверждаются результатами и других исследований.
Исследованиепоказывает, что самые распространенные преступления на изучаемом видетранспорта — это преступления против собственности; против экономическойдеятельности; против здоровья населения и общественной нравственности (восновной массе это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков).
Если в начале 90-хгодов в России регистрировалось свыше 66 тыс. преступлений, связанных схищениями и они являлись самыми распространенными преступлениями на данном видетранспорта, то в последние годы ситуация изменилась. Например, в 2006 году былозарегистрировано 4 040 таких преступления, что составило 5,1% от общегоколичества всех зарегистрированных преступлений. Основная масса таких деянийсовершается путем кражи.
Согласно результатамнашего исследования преступники чаще всего похищали: цветные и черные металлы(16,7%); продукты питания (15,1%); одежду и обувь (15, 0%). Установлено, что67,8% хищений совершены из вагонов; 28,6% с платформ, а именно из перевозимыхна них контейнеров; 2,3 % — из полувагонов и 1,3 % — из самосвальных вагонов ицистерн. Основная масса названных уголовно наказуемых деяний совершена во времястоянок составов на крупных грузовых станциях (48,7%); 35,6% — нажелезнодорожных перегонах (участках железной дороги между двумя станциями).
12,6% хищений грузовпроизошло на небольших, расположенных, как правило, в сельской местностистанциях, а 3,1% изученных хищений — на пассажирских станциях, во времякратковременных там остановок грузовых составов. Основная масса таких хищений(70,8%) совершены в период с 18 часов вечера до 06 часов утра.
В последние годыотмечается переориентация преступников с распространенных способов хищенийгрузов (срыв запорных устройств, проруб стен потолков вагонов и контейнеров) наболее скрытые способы, совершаемые путем переадресовки грузовых отправок,замены и подделки подлинных перевозочных документов. Преступления подобногорода заранее тщательно подготавливаются, могут иметь межрегиональный имежгосударственный характер, отличаются высокой степенью латентности. В нихчасто принимают участие работники железнодорожного транспорта или лица, знающиетехнологический процесс перевозки грузов, а также представители коммерческихструктур, занятых на железнодорожном транспорте.
Преступныепосягательства на железнодорожные грузы все больше носят групповой, в томчисле, организованный характер. Согласно результатам исследования 40,1 %изученных краж грузов так же были совершены группами лиц, из них 3,3 % всоставе организованных преступных групп.[16]
Хищения имуществаграждан, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, отличаютсяспецификой, обусловленной основными элементами криминалистическойхарактеристики:
1) обстановка совершенияпреступления – преступление совершается либо на вокзале, железнодорожнойстанции, либо в движущемся поезде;
2) способ совершения –путем свободного доступа к имуществу пассажиров в условиях вокзала илипригородного электропоезда, либо путем открытого нападения, либо путемпроникновения в купе поезда;
3) способ сокрытияпреступления – передача имущества соучастникам, сокрытие в движущемся поезде,выбрасывание из движущегося поезда;
4) личностьподозреваемого, обвиняемого – в большинстве случаев это лицо, ранее совершавшеепреступления в условиях железнодорожного транспорта и имеющееся в учетахлинейных подразделений ОВД на транспорте,
5) личностьпотерпевшего, который в большинстве случаев отличается виктимным поведением припроезде на железнодорожном транспорте – употребляет алкоголь, оставляет вещибез присмотра, контактирует с незнакомыми людьми и т.д.
Различным видам хищенийимущества пассажиров на железнодорожном транспорте свойственны единыезакономерности расследования. Следственные ситуации определяются, прежде всего,не видом хищения, а местом совершения и поведением потерпевшего, что позволяетсоздать единую базовую методику расследования этих видов преступлений.
Заключение
В данной работе былирассмотрены понятие и признаки хищения чужого имущества, было отмечено, что подхищением понимаются совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездноеизъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц,причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. Были такжерассмотрены формы хищения чужого имущества. Было указано, что закон выделяетследующие формы хищения: кража (ст. 153), мошенничество (ст. 159), присвоение(ст. 160), растрата (ст. 160), грабёж (ст. 161), разбой (ст. 162). Была данаподробная уголовно-правовая характеристика каждого из вышеперечисленныхсоставов преступлений, даны их квалифицирующие признаки, затронуты вопросы оразмере причинённого ущерба.
В условиях развитиярыночной экономики в современной России для уголовного законодательства РФбольшое значение приобретают вопросы его дальнейшего совершенствования в части,связанной с хищением чужого имущества. Это связано с очень широкойраспространённостью данного вида преступлений в настоящее время. Одним из путейпрекращения роста этих преступлений является дальнейшего совершенствованиязаконодательства в данной сфере.
Проблемы обеспечениясохранности грузов и борьбы с хищениями на транспортных магистралях Российскогогосударства существуют с давних пор. Их совокупное количество колеблется от 10до 85% от всех преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте вразличные годы, в зависимости от социально-экономического и политическогоположения в стране. Так, в военные годы и периоды экономической нестабильностив истории нашей страны удельный вес в структуре всех преступлений, совершаемыхв сфере железнодорожного транспорта, хищения грузов достигали своего пика. Этопрежде всего объяснялось дефицитом продуктов питания, а также промышленныхтоваров народного потребления, которые и являлись, как правило, предметомпреступного посягательства.
В настоящее времяосновную часть похищенных грузов составляют нефтепродукты, металлы и другиесырьевые ресурсы, огромная доля которых приходится на экспортные грузы России,что, несомненно, наносит ущерб экономике государства и экономическим интересамроссийских компаний, в которых перевозочные процессы играют важнейшую роль. Какправило, данные преступления являются тщательно подготовленными. Анализуголовных дел показывает, что преступления в сфере хищения грузов в основномподготавливаются и совершаются организованными преступными группами с участиемдолжностных лиц, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных,а также коммерческих организаций в масштабе Российской Федерации.
Снижению уровняпреступности на транспорте способствовали принимаемые меры профилактическогохарактера. Особо активизирована работа по выявлению лиц, совершающихадминистративные преступления на объектах транспорта, распивающих спиртныенапитки, а также находящихся в пьяном виде в общественных местах. Пресекаетсямелкое хулиганство и хищения в незначительных размерах. Эта работа, подчас несовсем заметная и не привлекательная в глазах граждан, позволяет предотвращатьсовершение более тяжких преступлений.
/>/>Список использованных источников
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 26.01.2009. — №4. — Ст. 445.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. — 28.12.2009. — № 52 (1 ч.). — Ст. 6428.
3. Уголовныйкодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собраниезаконодательства РФ. — 22.02.2010. — № 8. — Ст. 780.
4. ПостановлениеПленума ВС РФ от 23.12.1980 N 6 — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от23.12.1980 N 6 «О практике применения судами Российской Федерациизаконодательства при рассмотрении дел о хищениях на транспорте» (в ред. от06.02.2007) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ. 1961 — 1993. М.: Юридическая литература, 1994; БВС РФ. 2007. N 5
5. АндреевВ.К. О праве частной собственности в России. — М.: Волтерс Клувер, 2007. – 420с.
6. БатуринА., Трефилов А. Преступления против безопасности движения транспорта требуютадекватного наказания // Законность. – 2005. — №9
7. БезверховА.Г. Собственность и имущественные отношения в уголовном праве //Законодательство. – 2002. – № 12.
8. БикетовП.В. Некоторые аспекты криминологической характеристики хищений нефти инефтепродуктов через несанкционированные врезки // «Черные дыры» в Российскомзаконодательстве. М., 2008, № 3.
9. ВолженкинБ.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002
10. ДубовойИ.П. Преступность на железнодорожном транспорте // «Черные дыры» в российскомзаконодательстве. 2006. № 4. С. 168-170.
11. Комментарийк Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И.Чучаева. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009
12. КоробеевА.И. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность. М., 1990. С.6 — 7.
13. КудрявцевВ.Н. Общая теория квалификации преступлений. — М., 2004.
14. ЛопашенкоН.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону(раздел VIII УК РФ). – М.: Волтерс Клувер, 2006
15. ПетровА., Чуб А.В. Хищения на транспорте: диалог юристов // ЭЖ-Юрист. – 2007. — №10
16. ПодчерняевА.Н. О предмете хищения в нефтяной отрасли // Российский следователь – 2007. №8
17. ПроценкоС. Значение общественно опасных последствий в составе транспортногопреступления // Уголовное право. – 2008. — №1
18. РоссаА.А. Особенности выявления и пресечения экономических преступлений в сфереобъектов морского транспорта / Государственное Учреждение «ВсероссийскийНаучно-Исследовательский Институт Министерства Внутренних Дел РоссийскойФедерации» // Севрюков А.П. Уголовно-правовая характеристика кражи// Адвокатская практика. – 2003. — №2. – С. 38
19. Уголовноеправо России. Особенная часть: В двух полутомах / Под ред. Г.Н. Борзенковаи В.С. Комисарова. – М.: Зерцало-М, 2005.
20. ЭминовВ.Е. Проблема совершенствования норм об ответственности за преступные нарушенияправил безопасности движения // Проблемы уголовно-правовой борьбы снеосторожной преступностью. Тюмень, 1991. С. 20. Юрин В. Преступления противсобственности: проблемы доказывания // Законность. – 2001. — №8