Роль бюджета в финансовом обеспечении социально – культурной сферы

–PAGE_BREAK–2.                Расходы бюджетной системы РФ на образование, культуру и искусство.
В 2008-2010 годах финансирование образования происходило, и будет происходить под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см. таблицу 1).

Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Таблица 1

Динамика расходов федерального бюджета на финансирования образования в 2008-2010 годах

На развитие образования 2008-2010г. должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с 2006 годом, а численность учащихся в школе снизится на 6% (с 14,8 млн. человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%.

Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) — 6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.

Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения.

Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% — в 2008 году, 77,8% — в 2009 году, 74,9% — в 2010 году (см. таблицу 2).

Таблица 2

Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу

К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации отнесены:

·        содержание федеральных государственных учреждений и проведение мероприятий общероссийского характера в указанных сферах;

·        сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;

·        охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2008, 2009,2010 годы  характеризуются снижающейся динамикой (см. таблицу  3).

Таблица 3

Динамика бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Российской Федерации на 2008-2010 годы

 

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Общий объем, млрд. руб.

67,8

82,7

70,2

67,5

Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, %

1,2

1,3

0,9

0,8

Прирост к предыдущему году, млрд. руб.

 

14,9

-12,5

-2,8

Прирост к предыдущему году, %

 

21,9

-15

-3,9

Рост к уровню 2007 года, %

100

122,1

103,7

99,6

    продолжение
–PAGE_BREAK–3.                Расходы бюджетов на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на период 2008-2010 годы по сравнению с 2007 годом возрастут на 33% (см. таблицу 4).

Таблица 4

Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт»  на период 2008-2010 годы

* Включая зарезервированные средства на реализацию отдельных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» в объеме 38,8 млрд. рублей до принятия решений о формах их реализации.

Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи (см. таблицу 5).

Таблица 5

Структура бюджетных ассигнований проекта  федерального бюджета по разделу «Здравоохранение,  физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы,  в % к общему объему расходов по разделу

Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возрастет по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» — с 3,07% до 3,28%.

Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
    продолжение
–PAGE_BREAK–4.                Расходы бюджетной системы на социальную поддержку РФ.
Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста (см. таблицу 6), но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность. Это наглядно иллюстрирует структура расходов по разделу «Социальная политика» и темпы их роста в 2008-2010 годах (см. таблицу 7). Существенное увеличение ассигнований по данному разделу связано с ростом денежного довольствия военнослужащих, в соответствии с которым рассчитывается пенсионное обеспечение указанных лиц, а также индексацией ежемесячного пожизненного содержания судей по уровню роста потребительских цен (см. таблицу 8). С учетом данной структуры расходов доля собственно социальных расходов бюджета составит не более 11% распределенных расходов.

Таблица 6

Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика»

Таблица 7

Структура расходов по разделу «Социальная политика», в %

1 Основной объем ассигнований направляется на пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению и пожизненное содержание судей.

Таблица 8

Расходы по подразделу «Пенсионное обеспечение»

По подразделу «Социальное обеспечение населения» ассигнования федерального бюджета на 2008,2009,2010 годы имеют достаточно устойчивую динамику (см. таблицу  9).

Таблица 9

Расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения»  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов

В составе расходов указанного подраздела предусмотрены ассигнования на:

·        реализацию мер по реформированию системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в объемах, указанных выше. Удельный вес этих ассигнований в структуре расходов подраздела на 2008-2010 годы составляет соответственно 20,6%, 42,3% и 41,1%;

·        реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в 2008 году — в сумме 35,6 млрд. рублей, в 2009 году — в сумме 38,8 млрд. рублей, в 2010 году — в сумме 47,5 млрд. рублей;

·        предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (более 1,6 млн. человек), с учетом индексации исходя из уровня инфляции в 2008 году — в сумме 5,43 млрд. рублей, в 2009 году — в сумме 5,93 млрд. рублей, в 2010 году — в сумме 6,31 млрд. рублей;

·        выплату компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (более 50 тыс. человек), с учетом индексации размеров указанных выплат исходя из уровня инфляции, а также средств, необходимых для осуществления компенсационных выплат указанной категории граждан в размерах, установленных на основании судебных решений, осуществляемых Рострудом в 2008 году — 5,51 млрд. рублей, в 2009 году — 5,88 млрд. рублей, в 2010 году — 6,26 млрд. рублей (общий объем ассигнований на указанные цепи с учетом средств, предусмотренных ведомствам «силового блока», составляет: в 2008 году — 6,84 млрд. рублей, в 2009 году — 7,21 млрд. рублей, в 2010 году — 7,62 млрд. рублей);

·        выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам (более 37 тыс. человек), — по 371,6 млн. рублей ежегодно;

·        выплату компенсации безработным гражданам (более 700 тыс. человек) материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность, — по 10,0 млн. рублей ежегодно;

·        обеспечение ремонта более 3 тыс. индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, — по 700,0 млн. рублей ежегодно;

·        выплат пособий и компенсаций военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным из их числа в 2008 году — 8,49 млрд. рублей, в 2009 году — 1,03 млрд. рублей, в 2010 году — 1,1 млрд. рублей;

·        выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан в связи 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363), — по 1,46 млрд. рублей ежегодно;

·        выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам вследствие военной травмы (Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887) в 2008 году — 195,6 млн. рублей, в 2009 году — 196,0 млн. рублей, в 2010 году — 197,5 млн. рублей;

·        выплат компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти (46 тыс. семей) в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 475 в 2008 году — 1,66 млрд. рублей, в 2009 году -1,73 млрд. рублей, в 2010 году — 1,8 млрд. рублей;

·        ежемесячные денежные выплаты женам граждан, призванных на военную службу в 2008 году — 1,59 млрд. рублей, в 2009 году — 1,69 млрд. рублей, в 2010 году — 1,8 млрд. рублей;

·        обеспечение инвалидов транспортными средствами (более 6 тыс. человек) в 2008 году — 885,1 млн. рублей (105,9% к уровню 2007 года), в 2009 году — 935,4 1 млн. рублей (105,6% к уровню 2008 года), в 2010 году — 985,21 млн. рублей (105,3% к уровню 2009 года).

Следует обратить внимание на крайне недостаточное финансирование расходов по обеспечению инвалидов транспортными средствами, осуществляемые в соответствии с ранее принятыми федеральными обязательствами, что имеет место на протяжении последних четырех лет. Общая численность инвалидов, имеющих право на бесплатное получение транспортного средства составляет более 140 тыс. человек. Однако ассигнования федерального бюджета на указанные цели, даже с учетом их незначительного увеличения в 2007 году и планируемых объемов на 2008-2010 годы, выделяются в три раза ниже уровня 2004 года (2,5 млрд. рублей). Это приводит к фактическому «замораживанию» обязательств государства перед самыми социально незащищенными категориями граждан.

В этой связи целесообразно существенно увеличить ассигнования на указанные виды расходов.
    продолжение
–PAGE_BREAK–