–PAGE_BREAK–
2. Риски в предпринимательстве. Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве.
2.1. Риск в предпринимательстве. Методы снижения риска.
Хозяйствующие субъекты — домашние хозяйства, фирмы, государство, осуществляя свою предпринимательскую деятельностью, идут на риск. Риск является одним из основных признаков предпринимательства, его ключевым элементом [14, 66 с.].
Риск — это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.
В толковом словаре В. Даля риск определяется, с одной стороны, как опасность чего либо, а с другой — как действие наудачу, требующее смелости, решительности, предприимчивости в надежде на счастливый исход. В этом определении прослеживаются две черты риска: с одной стороны, неудачные экономические последствия хозяйствования, ведущие к потере ресурсов и прибыли; с другой — надежда предпринимателя на высокую прибыль ипредпринимательский доход [7, 54 с.].
Риском можно управлять.
Управление предпринимательским риском включает в себя стратегию и тактику. Стратегиябазируется на долговременных целях и оценках неопределенности хозяйственной ситуации. Она предопределяет тактику.
Тактика— это совокупность методов и приемов, использованных в конкретных условиях данной хозяйственной ситуации для достижения поставленных целей. В стратегии управления риском используется ряд методов.
Первый метод управления риском — это устранение, предотвращение риска. Однако здесь существует ряд ограничений:
• невозможно предотвратить риск, связанный с природными катаклизмами (землетрясение, наводнение и т. п.);
• не представляется возможным заранее и точно определить изменения в
поведении конкурентов;
• нельзя предвидеть все обстоятельства собственной инновационной деятельности.
Можно, конечно, не принимать рискованных решений, но тогда субъект хозяйствования лишится шанса реализовать себя в качестве истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход.
Чтобы «не прогореть», предприниматель обязан:
• избегать катастрофических рисков, способных вызвать потери, близкие к размеру собственных оборотных средств;
• избегать риска нежизнеспособности инновационного проекта;
• принимать лишь такой проект, предполагаемые доходы от которого способны покрыть затраты на его реализацию и принести прибыль не ниже уровня банковского процента;
•уходить от рисков незавершенного строительства, невозврата кредита и т. п.
Второй метод управления риском состоит в системе его страхования. Для достижения этой цели должна быть сформирована эффективная система страхования.
Третий метод управления риском состоит в уменьшении неблагоприятного влияния различных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности. Для достижения этой цели должны приниматься превентивные меры:
• повышение качества управления производством;
• создание системы резервных фондов;
• улучшение государственного регулирования;
• выбор оптимальной стратегии поведения предпринимателя и др. Четвертый метод управления — это овладение риском. Чтобы сознательно идти на риск, предприниматель должен:
• овладеть знанием экономических законов и закономерностей;
• нести экономическую ответственность;
• иметь достоверную информацию о рынке;
•овладеть теорией принятия управленческих решений и механизмом их реализаций.’
Для тщательности анализа риски принято классифицировать. В основе классификации рисков лежат разные признаки. В зависимости отвозможного результата(рискового события) риски можно подразделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения отрицательного или нулевого результата. К ним относятся риски:
• природно-естественные;
• экологические;
• политические;
• транспортные;
• коммерческие (не все, а лишь имущественные, производственные, торговые).
Спекулятивные риски делятся на два вида: риски, связанные с покупательнойспособностью денег(инфляционные и дефляционные риски, валютные риски и риски ликвидности), и риски, связанные с вложениемкапитала (риск упущенной выгоды, риск снижения доходности и риск прямых финансовых потерь) [5, 44 с.].
Риск необходимо анализировать и оценивать. Назначение анализа риска— дать потенциальным партнерам необходимые данные для принятия решений о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.
В анализе риска заинтересованы все основные участники предпринимательства: заказчик, инвестор, исполнитель (подрядчик), продавец (покупатель), страховая компания.
Обычно производится качественный и количественный анализ риска.
Качественный анализопределяет факторы риска, этапы работы, при выполнении которых риск возникает, устанавливает потенциальные области риска.
Более сложной проблемой является количественный анализ,т. е. численное определение размеров отдельных рисков и риска проекта в целом.
Анализ риска предполагает определение зоны риска. Зоны риска различаются величиной ожидаемых потерь.
Безрисковая зона — это область, в которой потери не ожидаются, где результат хозяйственной деятельности положительный.
Зона допустимого риска — это область, в пределах которой величина вероятных потерь не превышает ожидаемую прибыль, а значит, коммерческая деятельность имеет экономическую целесообразность.
Зона критического риска — это область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли. В этой зоне предприниматель рискует не только не получить никакого дохода, но и понести прямые убытки в размере всех произведенных затрат.
Зона катастрофического риска — это область экономической катастрофы, связанной не только с имущественными потерями, но и с угрозой здоровью и жизни людей. Катастрофический риск может привести фирму и предпринимателя к краху и банкротству. В зоне катастрофического риска потери превосходят критический уровень и могут достигнуть величины, равной собственному капиталу фирмы.
Учитывая зоны риска, можно построить кривую распределения вероятности потерь прибыли, которую называют кривой риска .
Существует несколько методов анализариска. К ним относятся:
• статистический;
• экспертных оценок;
• аналитический;
• оценки финансовой устойчивости и платежеспособности;
• оценки целесообразности затрат;
• анализа последствий накопления риска;
• использования аналогов;
• комбинированный метод.
Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, которое может сделать осуществление проекта рискованным.
Метод экспертных оценок отличается от статистического лишь способом сбора информации. При этом методе осуществляются сбор и изучение оценок, сделанных различными специалистами, как данного предприятия, так и внешними экспертами, касающихся вероятности возникновения различных уровней потерь.
Аналитический метод сложнее двух предыдущих. В его основе лежит теория игр, поэтому он доступен лишь узкому кругу специалистов [3, 91 с.].
Существуют методы снижения риска.
Общим в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:
• не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
• не забывать о последствиях риска;
• не рисковать многим ради малого.
Считается, что проектам, предполагающим получение наибольшего дохода, сопутствует и наибольший риск. Поэтому любая фирма должна принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации риска.
Этих методов много. Наиболее значимыми являются следующие:
1.Получение наибольшей информации о выборе проекта. Чем полнее информация, тем больше вероятности сделать хороший проект и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (например, проекта приобретения сырья), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
2.Распределение риска между участниками проекта. Практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако частенько именно этот партнер недостаточно стабилен в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков. Поэтому риски распределяются между всеми участниками контракта. Происходит это распределение на стадии разработки финансового плана.
3.Диверсификация как метод снижения риска.
Диверсификация — это процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными друг с другом объектами вложений с целью снижения риска.
Фирма использует разнообразные формы диверсификации.
A. Диверсификация предпринимательской деятельности.Цель
этого рода диверсификации состоит в сочетании разнообразных ви-
дов деятельности в рамках одной фирмы. Если в результате непред-
виденных событий один вид деятельности будет убыточен, то другая
деятельность будет все же приносить прибыль, что спасет фирму и пред-
принимателя от банкротства. В последние годы в предприниматель-
стве распространены концентрическая и горизонтальная диверсифи-
кация.
Концентрическая диверсификация — это пополнение ассортимента
изделиями, похожими на товары, уже выпускаемые фирмой.
Например, фирма, специализирующаяся на продаже ванн, может также торговать мини-бассейнами для дачных участков.
Горизонтальная интеграция — это пополнение ассортимента изделиями, не похожими па товары предприятия, но интересными для потребителей.
Например, туристическая фирма, торгующая путевками, в «мертвый сезон» охотно переключается на торговлю зимней обувью.
Б. Диверсификация портфеля ценных бумаг.Она позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом доходности инвестиционного портфеля.
B. Диверсификация кредитного портфеля.Она направлена на сни-
жение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие по-
купателей ее продукции и услуг.
Г. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Она позволяет в случае сбоя поставок одним предпринимателем переключаться на другого, не тратя средств на поиски альтернативных поставщиков.
Д. Диверсификация валютной корзины фирмы. Она предусматривает выбор фирмой нескольких видов валют для совершения внешнеэкономических операций [17, 22 с.].
Успешное функционирование всех секторов экономики в значительной степени определяется уровнем овладения предпринимателями теорией рисков. Не только мелкий и средний, но и крупный бизнес подчас терпят фиаско по той причине, что в условиях жесткой конкуренции либо не идут на риск вообще, либо бездумно бросаются в рискованные проекты, не просчитав заранее возможные результаты и не определив методы нейтрализации риска [13, 82 с.].
Факторы риска.
Факторы риска
Пути решения
1. Невыполнение плана продаж
1. Дополнительные затраты на стимулирование покупателей.
2. Несвоевременная поставка товара
2. Вести закупку товара из нескольких источников и в случае нарушения сроков оговоренных в контракте, штрафовать.
3. Кадровый риск
3. Принятие в штат фирмы стажера-продавца
4. Валютный риск
4. Все сделки совершать лишь в твердо конвертируемой валюте.
5. Инфляционный риск.
5. Иметь все сбережения в твердо конвертируемой валюте
.2 Особенности предпринимательства в сельском хозяйстве.
Современное сельское хозяйство все большую роль отводит крупным холдинговым компаниям (во всяком случае в аграрно-развитых областях, например в Белгородской). Однако по прежнему около 80 % производства овощной продукции приходится на индивидуальные подворья.
Население нашей страны привыкло ожидать манны небесной. Сначала от Барина или царя, потом от «вождя» и партии, теперь от Государства и от президента лично. Не вызывает сомнений, что Государство должно оказывать поддержку своим гражданам решившим ступить на путь сельскохозяйственного бизнеса. Но у гетмана Хмельницкого на шашке была надпись, вольный перевод которой звучит так: «Надежда в Боге, но Сила в руке». К сожалению мало кто из Российского крестьянства осознает в полной мере тот факт, что никому кроме самих себя они не нужны.
Итак первая проблема – Индифферентность.
Сельское хозяйство плотно засело в «рабском (крепостническом) духе». Человек всю жизнь просидит на завалинке с бутылкой горилки в руке, ругая «проклятых демократов» и жалуясь на свою, несомненно нелегкую долю. А ведь мог бы сделать, что-нибудь и сам.
Одна из сторон этой проблемы – Инертность. То есть упорное нежелание что-либо менять: технологию производства, сорта продукции, использовать автоматизацию под предлогом того, что «так жили всегда».
Как следствие и вторая проблема – Низкое качество продукции.
Продукция не соответствует стандартам, что сильно мешает переработке (например, многие сортировочно-упаковочные, очистительные машины рассчитаны на определенный размер). А невдохновляющий товарный вид затрудняет реализацию. Сорта низкого качества, устаревшие морально не дают такой обильный урожай как новые и более качественные. Список негативных последствий этой проблемы можно продолжать бесконечно.
Третья проблема– Сельское хозяйство не имеет достаточно инфраструктурных объектов, предприятий транспортировки и переработки.
Все просто:
Отсутствие на территории убойного цеха снижает мотивацию всерьез заняться мясным скотоводством; Отсутствие молокоприемных пунктов тормозит молочное животноводство. А именно эта отрасль могла бы серьезно повысить жизненный уровень села. Самый перспективный, на мой взгляд, сегмент на сегодня – овощехранилища являющиеся центрами переработки, фасовки, логистики районного масштаба. Обеспечивающие вывоз продукции от производителя, формирование объемов и доставку потребителю в сферы общепита, розничные сети и т.д. Они отсутствуют даже в развитых областях, что снижает стимул к овощеводству. Каноническая Российская беда – дороги.
Четвертая проблема, обусловлена предыдущими – Сложности со сбытом продукции.
Cельское хозяйство выдает продукцию низкого качества. Отсутствие переработки также серьезная преграда на пути к конечному потребителю. Малому сельхозбизнесу практически нереально самостоятельно выйти в розничную сеть. Меры по развитию ярмарочной торговли и открытого доступа личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на муниципальные рынки явно недостаточны.
Отсутствие базового экономического образования на селе – пятая проблема.
Неумение спланировать и продумать собственный бизнес (зачастую вообще отсутствие восприятия свой деятельности как бизнеса) мешает взаимопониманию с кредитными учреждениями. Не хватает умения сопоставлять затраты и прибыли, сравнивать различные культуры и технологии, проводить хотя бы примерный анализ рынка, планировать. Занимаясь какой-либо деятельностью по привычке или традиции, упускаются многие возможности, по сути, не требующие огромных вложений. Проще говоря, многие хозяева не умеют считать.
продолжение
–PAGE_BREAK–