Психология фиолетового цвета

Реферат
Психология фиолетовогоцвета

 
Фиолетовый цвет
Вто время, как черный означает абсолютное ничто,
фиолетовыйпредставляет собой скрытую тайну…
ГотфридХаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»
Пожалуй, нет другого столь же противоречивого идвойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного исдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждающий фанатизм красного цветасоприкасается в нем с фатализмом синего цвета. Соединение в единое целоепротивоположных сил мужского начала, присущего синему цвету, и женского,материнского начала, присущего красному цвету, рождает необычайное напряжениефиолетового цвета. Духовное начало синего цвета противостоит здесь плотскомуначалу красного цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры,сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики имудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое иинтуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, онспособствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, котороеможет означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветомсвязывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность ипокаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание,горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.ФАНАТИЗМ КРАСНОГО Û ПРИМИРЯЮЩАЯ ГАРМОНИЯ ФИОЛЕТОВОГО Û
ФАТАЛИЗМ
СИНЕГО
Как идругие цвета, фиолетовый цвет отражает различные эмоции человека. При этом онможет одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположныхпереживаний. Ориентироваться в его символике может помочь выделение полюсовспектра семантических значений фиолетового цвета: от полюса негативных значенийк полюсу позитивных значений.
Позитивный
семантический
полюс +
_
Негативный
семантический
полюс
равновесие, соответствие
мистика, колдовские чары
сокровенное знание
покаяние
фиолетовый
цвет
внутреннее беспокойство
тревога, отречение
меланхолия
Ассоциации
ВильгельмВундт приписывал сумеречному фиолетово-синему цвету одновременно склонность кмрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. УченикВ. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга характеризовал действие этого цвета как«завуалированное возбуждение», отмечая самую частую ассоциацию на фиолетовыйцвет — “вечерние сумерки”. Характерно, что при созерцании вечернего фиолетовогонеба у испытуемых возникали мысли о смерти и конце мира (Stefanescu-Goanga F.,1912).
И.В. Гететакже связывал фиолетовый цвет с “ужасом конца света”. Свое учение о цветевеликий немецкий поэт считал главным делом своей жизни (Гете И.В., 1996, с. 281-349).
Какпоказывают проведенные Ингрид Ридель (Riedel I., 1983) ассоциативныеэксперименты, фиолетовый цвет связывается, прежде всего, с заходом солнца и егоотражением в облаках, в воде, на песке или на снегу.
Сфиолетовым цветом очень часто ассоциируются фиолетовые цветы: фиалки, сирень,прострел сон‑трава, безвременник осенний, которые цветут, прежде всего,при смене времен года.
Из плодовследует назвать, прежде всего, сливы, из овощей — краснокочанную капусту ибаклажаны (которые на юге России и Украины называют “синенькие”).
Тонкиекорешки у многих растений часто бывают фиолетового цвета.
Животные,имеющие фиолетовую окраску — это, прежде всего, разнообразные обитатели моря,такие как медузы, фиолетовые рыбы или же пурпурные улитки, которыеиспользовались в Средние века для изготовления различных оттенков фиолетовойкраски.
Сфиолетовым цветом ассоциируются также фиолетовые бабочки и птицы.
Средикамней с фиолетовым цветом ассоциируется, прежде всего, аметист с его нежнойлиловой окраской. В католической церкви кардинал носит фиолетовый аметист вперстне как символ воздержанности. Считается также, что аметист охраняет отпьянства.
Фиолетовыйцвет символизирует страсти и страдания Иисуса Христа. Это центральный цветадвента и передней части алтаря. Фиолетовый цвет символизирует пост.
В символикефиолетового цвета соединяется витальное начало красного цвета итрансцендентальное начало синего цвета.
В последнеевремя фиолетовый цвет ассоциируется также с движением феминизма как цветсамовыражения и самоутверждения женщины.
Психическоевоздействие
Согласнотесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогеннойвозбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающийхарактер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Вовторой редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R.,Hiltmann H., 1951) называют фиолетовый цвет “двуличным смешением цветов”, вкотором в одинаковой мере соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты.R. Heiss и H. Hiltmann используют два варианта фиолетового цвета: темныйкрасно-синий цвет (фиолетовый цвет № 2) и светлый сине-красный (фиолетовый цвет№3). В тесте цветных пирамид фиолетовый цвет №3 выбирался преимущественноиспытуемыми из группы клинического риска. Он оказывал явно подавляющее,приглушающее воздействие, что дало основание R. Hiess и H. Hiltmann оценить егоскорее негативно, потому что в результате такого воздействия трудно найтивозможность устранить внутреннее беспокойство, которое может означать какопасность, так и шанс чего-то нового.
Согласно Ф.Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912), воздействие фиолетового цветахарактеризуется в основном как “угнетающее, подавляющее, вызывающее печаль,полную меланхолии и тоски”.
По E. Heimendahl(Heimendahl E., 1961), фиолетовый цвет может выражать “напряжение,неудовольствие, неудовлетворенность, беспокойство, обременение, отягощение,отречение, покорность или меланхолию.”
H. Frielingи X. Auer в своей книге “Человек, цвет, пространство” различаюткрасно-фиолетовый и сине-фиолетовый цветовые оттенки. Психологическоевоздействие красно-фиолетового цвета их испытуемые описывали как “чарующее,двоякое, противоречивое, хилое и болезненно-ослабленное”, а воздействиесине-фиолетового как “мистическое, беспокойное, обременяющее, отягощающее”(Frieling H., Auer X., 1956).
 Символика
Согласно E.Heimendahl, фиолетовый цвет — это самый двойственный и противоречивый цвет”.“Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положениемежду жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).
K. Köstlin[] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нетподлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждаютсебя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг сдругом.
В. Кандинскийвоспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом ипсихическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее,что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).
H. Frielingи X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействиефиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас концасвета, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок местрадиоактивного заражения.
J. Chevalier(Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цветеуравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цветсимволизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей,органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Такимобразом, для J. Chevalier фиолетовый цвет — это цвет меры, сдержанности исоответствия.
I.C. Cooper,автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицируетфиолетовый цвет по четырем категориям:
1) знание иинтеллект;
2)религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;
3) тревога,волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;
4) возрасти старость.
Для негофиолетовый цвет — это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).
ИоландаЯкоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контекстеобъединения двух крайних эмоциональных противоположностей — двух полюсов — синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет — это цвет “величия, мистики имудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенноезнание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. Вцерковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего,покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа сплотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизируетбожественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизируетчеловеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.
Идущая отК.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цветможет означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляясобой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая ещепредшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.
М. Люшертакже считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как быпытается слить воедино противоположности красного цвета, как выраженияимпульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражениянежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цветевыражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства вдухе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление(“participation mystique”), например, между человеком и животным, такназываемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.
Выражаятакое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. Всоответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание“магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит такжежелание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожениесубъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположностьмежду желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое иволшебное, символизируемое фиолетовым цветом.
Идентификацияс партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либоположительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к нейстремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорееотрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности инеопределенности.
С такойнедифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделениемна красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, тообстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периодаполового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое местов тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило,фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Средиумственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.
Многиеженщины предпочитают фиолетовый цвет в тесте М. Люшера во время беременности,что может быть обусловлено гормонально. Сразу же после родов этот цвет либосовершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
М. Люшеротмечал также в своих исследованиях, что фиолетовый цвет предпочитаютгомосексуальные пары, в которых мужской и женский полюс в отношениях слит внедифференцированное единство. Во Франции гомосексуалистов называют«фиолетовыми» («les Violets»).
Отвержениефиолетового цвета свидетельствует, в соответствии с этим, о подавлении желанияслияния и единения. Часто это связано с отсутствием предпосылок для этого.Место радости эротического очарования занимает принципиальная сдержанность илижелание ясных, выясненных отношений.
Содержащийсяв фиолетовом цвете символический смысл переносится часто на области эстетики ипрофессиональной деятельности.
В теории “звук-цвет”, разработанной русским композитором Александром НиколаевичемСкрябиным, фиолетовый цвет в большой октаве соответствует ноте «до», «…несущейсостояние торжественности, неясного грядущего начала и, оттого, тревожности».
ВПифагорейской школе, связывавшей воедино “число-звук-цвет”, фиолетовый цвет соотносится с числом «11».
Опираясь наисследования М. Люшера, можно проанализировать предпочтение или отвержениефиолетового цвета в одежде. С начала восьмидесятых годов фиолетовый цветсчитается модным. Особенно он распространился в феминистическом движении наЗападе. Конечно же, важную роль при этом играют нюансы фиолетового цвета.Светлый розово-фиолетовый (pink) цвет может соответствовать приверженности кмузыке Pink-Floyd или soul. Если в одежде человека есть элементы глубокихфиолетовых тонов, то это может говорить о желании очаровывать, покорять своимволшебством и, в то же время, быть самому очарованным и покоренным волшебством.Глубокий фиолетовый цвет связан со стремлением к магии и магическим действиям,которые также в последние годы становятся все более массовыми и популярными.
Склонностьк изысканности, к эксцентричности всегда была связана с особым предпочтениемфиолетового цвета.
Ещенесколько поколений назад темный фиолетовый цвет считался цветом старости,цветом бабушек, а также вдов. Когда этот цвет выбирает сегодня молодоепоколение, это может говорить также и о некоторой ностальгии к прошлому.Изоляции и отчуждению во многих областях общественной и личной жизнипротивостоят сегодня у многих наших современников особенно сильные желаниявзаимного проникновения и слияния в области межличностных отношений. Аналогичнаяситуация наблюдается в религиозной области, где одновременно существуют, содной стороны, тенденции поиска и стремления к слиянию с духовными группами иих лидерами, а с другой стороны, поиск собственного мистического опыта.
Если, содной стороны, в этом можно видеть скорее регрессивные тенденции бегства ипоиска убежища в неразделенности противоречий, которую символизирует фиолетовыйцвет, то, с другой стороны, прогрессивная противоположная тенденция связана состремлением снять существующую расколотость на противоположности, например,символизируемые красным и синим полюсом переживаний. Цель этой тенденции — интеграция противоположностей в единую целостную личность. В этом контекстеможно рассматривать, например, стремление феминистического движения одинаковоразвивать мужские и женские составляющие личности женщины, а не ограничиватьсяболее на зауженных представлениях о женской половой роли. У мужчин иногданаблюдается похожая тенденция, направленная на достижение новой целостностиличности. Такую целостность и символизирует фиолетовый цвет.
В этойсвязи можно упомянуть и частый выбор фиолетовой одежды гомосексуальными парамивнутри женского движения. При этом женское начало как бы достигает полноты исамоутверждения в фиолетовом цвете, приобретает уверенность исамостоятельность, переставая быть ориентированным на отношение к мужчине.
Длябиполярности или бисексуальности также характерен фиолетовый цвет соединяющий всебе два полюса: красный и синий.
Превращениефиолетового цвета в модный цвет и сохранение его популярности уже в течениемногих лет связано, возможно, с утверждением нового антропологического идеала,андрогина или человека-гермафродита. Гермафродит отнюдь не аморфен инедифференцирован, он также уже оставил позади в своем развитии стадию определенияв своей сущности полярности мужской и женской составляющих. Гермафродитнаходится как бы по другую сторону этой полярности, стоя «выше» разделения намужское и женское, одновременно включая в себя в единой целостности и ту, идругую составляющую. Согласно легенде, гермафродит появился из слияния двухполных величия и славы начал, мужского и женского, Гермеса и Афродиты.
В отличиеот гермафродита андрогин — это недифференцированная сущность, в которой еще невыделилась поляризация мужского и женского. И ту, и другую форму сочетаниясоставляющих фиолетового цвета и символизирует собственно фиолетовый цвет. Водном случае он выражает недифференцированное, полное внутреннего напряжениясмешение двух начал, в другом, — сознательное объединение в целостную,взаимоуравновешивающую сущность.Архетипы
На уровнеархетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяниякатолических священников, как посредников между небом и землей.
Посредникоммежду небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традицияиконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страданияХриста в фиолетовых одеждах.
Согласнохристианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении своюмиссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красноеначало, которое характеризует его как человека, он переходит втрансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия.Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором краснаясоставляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier таквыражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета,символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.
Фиолетовыйцвет — это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинствупреображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется вбольших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католическойцеркви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняячасть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.
Как цветтворческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многихпроявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннегосредневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, вфиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звономизображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображениемира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новойэры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фонеиндиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.
Архетипическийобраз двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан ссимволикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессомдуховной трансформации.
В индийскойкультуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. Взападноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизируетверность. При этом соединение мужского и женского символически представленоздесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.
Оченьинтересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камнюаметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтомув античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения.В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромнуюфиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиямиХриста. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считалсяаметист.
Шкаланюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витальногокрасного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синегоцвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующиецвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый),сине-фиолетовый и индиго.
Пурпурныйили «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цветокрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора.Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве нацвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийскихмозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. Вэтом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католическихкардиналов.
Красно-фиолетовыйцвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себесильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явнопреобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие.Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действоватькак что-то болезненное и тщедушное.
В лиловомили средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают другдруга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей междунебом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит своесимволическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединениемужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цветмеры, соразмерности, воздержанности и скромности.
Сине-фиолетовыйцвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильноенапряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается всимволике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждахпредстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте.Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена.
Чернаятяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенкефиолетового цвета. Индиго — это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских боговБардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга(Stefanescu-Goanga F., 1912) непреодолимые мысли о смерти и конце мира.

 
Литература
 
1. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб.пер. с англ. — М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349
2. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб.пер. с англ. — М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220
3. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова.М., “Эйдос” 1996
4. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журналпрактического психолога, 1996, № 3, 4
5. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
6. Николаев, С.М.: Камни — мифы, легенды, суеверия…, Новосибирск,“Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
7. Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. сфранц. Н.С. Автономовой. — М., Высш. шк. 1996
8. Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога,1996, № 4, с. 44-54
9. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
10. Обухов, Я.Л.: Синий цвет,Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41
11. Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2, с. 65-79
12. Обухов, Я.Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога,1997, № 5
13. Обухов, Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапиядетей и подростков. — М., “Эйдос” 1997
14. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950
15. Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris1974
16. Cooper, I.C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols,London 1978
17. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956
18. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
19. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
20. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961
21. Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962
22. Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
23. Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischenPraxis, Fellbach/Oeffingen 1980
24. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970
25. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst undPsychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
26. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmungder farben, in: Psych. Studien XII, 1912

Психология фиолетового цвета

Реферат
Психология фиолетовогоцвета

 
Фиолетовый цвет
Вто время, как черный означает абсолютное ничто,
фиолетовыйпредставляет собой скрытую тайну…
ГотфридХаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»
Пожалуй, нет другого столь же противоречивого идвойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного исдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждающий фанатизм красного цветасоприкасается в нем с фатализмом синего цвета. Соединение в единое целоепротивоположных сил мужского начала, присущего синему цвету, и женского,материнского начала, присущего красному цвету, рождает необычайное напряжениефиолетового цвета. Духовное начало синего цвета противостоит здесь плотскомуначалу красного цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры,сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики имудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое иинтуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, онспособствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, котороеможет означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветомсвязывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность ипокаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание,горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.ФАНАТИЗМ КРАСНОГО Û ПРИМИРЯЮЩАЯ ГАРМОНИЯ ФИОЛЕТОВОГО Û
ФАТАЛИЗМ
СИНЕГО
Как идругие цвета, фиолетовый цвет отражает различные эмоции человека. При этом онможет одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположныхпереживаний. Ориентироваться в его символике может помочь выделение полюсовспектра семантических значений фиолетового цвета: от полюса негативных значенийк полюсу позитивных значений.
Позитивный
семантический
полюс +
_
Негативный
семантический
полюс
равновесие, соответствие
мистика, колдовские чары
сокровенное знание
покаяние
фиолетовый
цвет
внутреннее беспокойство
тревога, отречение
меланхолия
Ассоциации
ВильгельмВундт приписывал сумеречному фиолетово-синему цвету одновременно склонность кмрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. УченикВ. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга характеризовал действие этого цвета как«завуалированное возбуждение», отмечая самую частую ассоциацию на фиолетовыйцвет — “вечерние сумерки”. Характерно, что при созерцании вечернего фиолетовогонеба у испытуемых возникали мысли о смерти и конце мира (Stefanescu-Goanga F.,1912).
И.В. Гететакже связывал фиолетовый цвет с “ужасом конца света”. Свое учение о цветевеликий немецкий поэт считал главным делом своей жизни (Гете И.В., 1996, с. 281-349).
Какпоказывают проведенные Ингрид Ридель (Riedel I., 1983) ассоциативныеэксперименты, фиолетовый цвет связывается, прежде всего, с заходом солнца и егоотражением в облаках, в воде, на песке или на снегу.
Сфиолетовым цветом очень часто ассоциируются фиолетовые цветы: фиалки, сирень,прострел сон‑трава, безвременник осенний, которые цветут, прежде всего,при смене времен года.
Из плодовследует назвать, прежде всего, сливы, из овощей — краснокочанную капусту ибаклажаны (которые на юге России и Украины называют “синенькие”).
Тонкиекорешки у многих растений часто бывают фиолетового цвета.
Животные,имеющие фиолетовую окраску — это, прежде всего, разнообразные обитатели моря,такие как медузы, фиолетовые рыбы или же пурпурные улитки, которыеиспользовались в Средние века для изготовления различных оттенков фиолетовойкраски.
Сфиолетовым цветом ассоциируются также фиолетовые бабочки и птицы.
Средикамней с фиолетовым цветом ассоциируется, прежде всего, аметист с его нежнойлиловой окраской. В католической церкви кардинал носит фиолетовый аметист вперстне как символ воздержанности. Считается также, что аметист охраняет отпьянства.
Фиолетовыйцвет символизирует страсти и страдания Иисуса Христа. Это центральный цветадвента и передней части алтаря. Фиолетовый цвет символизирует пост.
В символикефиолетового цвета соединяется витальное начало красного цвета итрансцендентальное начало синего цвета.
В последнеевремя фиолетовый цвет ассоциируется также с движением феминизма как цветсамовыражения и самоутверждения женщины.
Психическоевоздействие
Согласнотесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогеннойвозбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающийхарактер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Вовторой редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R.,Hiltmann H., 1951) называют фиолетовый цвет “двуличным смешением цветов”, вкотором в одинаковой мере соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты.R. Heiss и H. Hiltmann используют два варианта фиолетового цвета: темныйкрасно-синий цвет (фиолетовый цвет № 2) и светлый сине-красный (фиолетовый цвет№3). В тесте цветных пирамид фиолетовый цвет №3 выбирался преимущественноиспытуемыми из группы клинического риска. Он оказывал явно подавляющее,приглушающее воздействие, что дало основание R. Hiess и H. Hiltmann оценить егоскорее негативно, потому что в результате такого воздействия трудно найтивозможность устранить внутреннее беспокойство, которое может означать какопасность, так и шанс чего-то нового.
Согласно Ф.Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912), воздействие фиолетового цветахарактеризуется в основном как “угнетающее, подавляющее, вызывающее печаль,полную меланхолии и тоски”.
По E. Heimendahl(Heimendahl E., 1961), фиолетовый цвет может выражать “напряжение,неудовольствие, неудовлетворенность, беспокойство, обременение, отягощение,отречение, покорность или меланхолию.”
H. Frielingи X. Auer в своей книге “Человек, цвет, пространство” различаюткрасно-фиолетовый и сине-фиолетовый цветовые оттенки. Психологическоевоздействие красно-фиолетового цвета их испытуемые описывали как “чарующее,двоякое, противоречивое, хилое и болезненно-ослабленное”, а воздействиесине-фиолетового как “мистическое, беспокойное, обременяющее, отягощающее”(Frieling H., Auer X., 1956).
 Символика
Согласно E.Heimendahl, фиолетовый цвет — это самый двойственный и противоречивый цвет”.“Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положениемежду жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).
K. Köstlin[] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нетподлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждаютсебя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг сдругом.
В. Кандинскийвоспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом ипсихическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее,что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).
H. Frielingи X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействиефиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас концасвета, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок местрадиоактивного заражения.
J. Chevalier(Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цветеуравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цветсимволизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей,органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Такимобразом, для J. Chevalier фиолетовый цвет — это цвет меры, сдержанности исоответствия.
I.C. Cooper,автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицируетфиолетовый цвет по четырем категориям:
1) знание иинтеллект;
2)религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;
3) тревога,волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;
4) возрасти старость.
Для негофиолетовый цвет — это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).
ИоландаЯкоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контекстеобъединения двух крайних эмоциональных противоположностей — двух полюсов — синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет — это цвет “величия, мистики имудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенноезнание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. Вцерковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего,покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа сплотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизируетбожественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизируетчеловеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.
Идущая отК.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цветможет означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляясобой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая ещепредшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.
М. Люшертакже считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как быпытается слить воедино противоположности красного цвета, как выраженияимпульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражениянежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цветевыражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства вдухе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление(“participation mystique”), например, между человеком и животным, такназываемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.
Выражаятакое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. Всоответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание“магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит такжежелание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожениесубъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположностьмежду желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое иволшебное, символизируемое фиолетовым цветом.
Идентификацияс партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либоположительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к нейстремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорееотрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности инеопределенности.
С такойнедифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделениемна красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, тообстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периодаполового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое местов тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило,фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Средиумственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.
Многиеженщины предпочитают фиолетовый цвет в тесте М. Люшера во время беременности,что может быть обусловлено гормонально. Сразу же после родов этот цвет либосовершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
М. Люшеротмечал также в своих исследованиях, что фиолетовый цвет предпочитаютгомосексуальные пары, в которых мужской и женский полюс в отношениях слит внедифференцированное единство. Во Франции гомосексуалистов называют«фиолетовыми» («les Violets»).
Отвержениефиолетового цвета свидетельствует, в соответствии с этим, о подавлении желанияслияния и единения. Часто это связано с отсутствием предпосылок для этого.Место радости эротического очарования занимает принципиальная сдержанность илижелание ясных, выясненных отношений.
Содержащийсяв фиолетовом цвете символический смысл переносится часто на области эстетики ипрофессиональной деятельности.
В теории “звук-цвет”, разработанной русским композитором Александром НиколаевичемСкрябиным, фиолетовый цвет в большой октаве соответствует ноте «до», «…несущейсостояние торжественности, неясного грядущего начала и, оттого, тревожности».
ВПифагорейской школе, связывавшей воедино “число-звук-цвет”, фиолетовый цвет соотносится с числом «11».
Опираясь наисследования М. Люшера, можно проанализировать предпочтение или отвержениефиолетового цвета в одежде. С начала восьмидесятых годов фиолетовый цветсчитается модным. Особенно он распространился в феминистическом движении наЗападе. Конечно же, важную роль при этом играют нюансы фиолетового цвета.Светлый розово-фиолетовый (pink) цвет может соответствовать приверженности кмузыке Pink-Floyd или soul. Если в одежде человека есть элементы глубокихфиолетовых тонов, то это может говорить о желании очаровывать, покорять своимволшебством и, в то же время, быть самому очарованным и покоренным волшебством.Глубокий фиолетовый цвет связан со стремлением к магии и магическим действиям,которые также в последние годы становятся все более массовыми и популярными.
Склонностьк изысканности, к эксцентричности всегда была связана с особым предпочтениемфиолетового цвета.
Ещенесколько поколений назад темный фиолетовый цвет считался цветом старости,цветом бабушек, а также вдов. Когда этот цвет выбирает сегодня молодоепоколение, это может говорить также и о некоторой ностальгии к прошлому.Изоляции и отчуждению во многих областях общественной и личной жизнипротивостоят сегодня у многих наших современников особенно сильные желаниявзаимного проникновения и слияния в области межличностных отношений. Аналогичнаяситуация наблюдается в религиозной области, где одновременно существуют, содной стороны, тенденции поиска и стремления к слиянию с духовными группами иих лидерами, а с другой стороны, поиск собственного мистического опыта.
Если, содной стороны, в этом можно видеть скорее регрессивные тенденции бегства ипоиска убежища в неразделенности противоречий, которую символизирует фиолетовыйцвет, то, с другой стороны, прогрессивная противоположная тенденция связана состремлением снять существующую расколотость на противоположности, например,символизируемые красным и синим полюсом переживаний. Цель этой тенденции — интеграция противоположностей в единую целостную личность. В этом контекстеможно рассматривать, например, стремление феминистического движения одинаковоразвивать мужские и женские составляющие личности женщины, а не ограничиватьсяболее на зауженных представлениях о женской половой роли. У мужчин иногданаблюдается похожая тенденция, направленная на достижение новой целостностиличности. Такую целостность и символизирует фиолетовый цвет.
В этойсвязи можно упомянуть и частый выбор фиолетовой одежды гомосексуальными парамивнутри женского движения. При этом женское начало как бы достигает полноты исамоутверждения в фиолетовом цвете, приобретает уверенность исамостоятельность, переставая быть ориентированным на отношение к мужчине.
Длябиполярности или бисексуальности также характерен фиолетовый цвет соединяющий всебе два полюса: красный и синий.
Превращениефиолетового цвета в модный цвет и сохранение его популярности уже в течениемногих лет связано, возможно, с утверждением нового антропологического идеала,андрогина или человека-гермафродита. Гермафродит отнюдь не аморфен инедифференцирован, он также уже оставил позади в своем развитии стадию определенияв своей сущности полярности мужской и женской составляющих. Гермафродитнаходится как бы по другую сторону этой полярности, стоя «выше» разделения намужское и женское, одновременно включая в себя в единой целостности и ту, идругую составляющую. Согласно легенде, гермафродит появился из слияния двухполных величия и славы начал, мужского и женского, Гермеса и Афродиты.
В отличиеот гермафродита андрогин — это недифференцированная сущность, в которой еще невыделилась поляризация мужского и женского. И ту, и другую форму сочетаниясоставляющих фиолетового цвета и символизирует собственно фиолетовый цвет. Водном случае он выражает недифференцированное, полное внутреннего напряжениясмешение двух начал, в другом, — сознательное объединение в целостную,взаимоуравновешивающую сущность.Архетипы
На уровнеархетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяниякатолических священников, как посредников между небом и землей.
Посредникоммежду небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традицияиконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страданияХриста в фиолетовых одеждах.
Согласнохристианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении своюмиссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красноеначало, которое характеризует его как человека, он переходит втрансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия.Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором краснаясоставляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier таквыражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета,символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.
Фиолетовыйцвет — это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинствупреображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется вбольших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католическойцеркви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняячасть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.
Как цветтворческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многихпроявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннегосредневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, вфиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звономизображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображениемира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новойэры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фонеиндиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.
Архетипическийобраз двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан ссимволикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессомдуховной трансформации.
В индийскойкультуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. Взападноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизируетверность. При этом соединение мужского и женского символически представленоздесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.
Оченьинтересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камнюаметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтомув античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения.В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромнуюфиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиямиХриста. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считалсяаметист.
Шкаланюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витальногокрасного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синегоцвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующиецвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый),сине-фиолетовый и индиго.
Пурпурныйили «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цветокрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора.Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве нацвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийскихмозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. Вэтом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католическихкардиналов.
Красно-фиолетовыйцвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себесильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явнопреобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие.Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действоватькак что-то болезненное и тщедушное.
В лиловомили средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают другдруга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей междунебом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит своесимволическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединениемужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цветмеры, соразмерности, воздержанности и скромности.
Сине-фиолетовыйцвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильноенапряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается всимволике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждахпредстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте.Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена.
Чернаятяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенкефиолетового цвета. Индиго — это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских боговБардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга(Stefanescu-Goanga F., 1912) непреодолимые мысли о смерти и конце мира.

 
Литература
 
1. Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб.пер. с англ. — М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349
2. Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб.пер. с англ. — М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220
3. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова.М., “Эйдос” 1996
4. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журналпрактического психолога, 1996, № 3, 4
5. Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
6. Николаев, С.М.: Камни — мифы, легенды, суеверия…, Новосибирск,“Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
7. Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. сфранц. Н.С. Автономовой. — М., Высш. шк. 1996
8. Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога,1996, № 4, с. 44-54
9. Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
10. Обухов, Я.Л.: Синий цвет,Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41
11. Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2, с. 65-79
12. Обухов, Я.Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога,1997, № 5
13. Обухов, Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапиядетей и подростков. — М., “Эйдос” 1997
14. Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950
15. Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris1974
16. Cooper, I.C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols,London 1978
17. Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, München 1956
18. Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
19. Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
20. Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961
21. Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962
22. Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
23. Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischenPraxis, Fellbach/Oeffingen 1980
24. Lüscher, M.: Klinischer Lüscher -Test, Basel 1970
25. Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst undPsychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
26. Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefühlsbestimmungder farben, in: Psych. Studien XII, 1912