СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ… 7
1.1 Органы государственного надзора и контроля… 7
1.2 Полномочия государственной инспекции труда… 12
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА………………………………………………………………………………..16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 33
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ-ИМСИТ
Факультет менеджмента
Кафедра экономики нефтегазовой промышленности и управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине ” Основы безопасности труда”
на тему: ” Организация государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодатеьства”
Проект выполнен студенткой
3 курса, группы 08-ЗУП-05
Проект защищен с оценкой______________________
Научный руководитель:
к.т.н., доцент ____________
Краснодар,2010
ВВЕДЕНИЕ
В ч.1 ст. 209 ГПК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.
Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:
1) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;
2) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
3) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
4) государственного управления охраной труда;
5) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда;
6) государственной экспертизы условий труда;
7) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
10) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
11) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
12) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;
13) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;
14) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях;
15) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда;
16) международного сотрудничества в области охраны труда;
17) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установления порядка обеспечения работников средствами
индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.
Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями — физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий.
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в перечисленных направлениях обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку создаваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности.
Из ст.362 ГПК РФ следует, что решение о применении норм трудового права будет законным при соблюдении следующих условий.
Сказанное позволяет вывести формулу применения норм трудового права. Прежде всего правоприменитель должен найти норму трудового права, регламентирующую возникшие отношения. Из содержания этой нормы или нескольких норм определяются обстоятельства, имеющие значение для принятия правового решения. Затем названные обстоятельства проверяются на предмет подтверждения и (или) опровержения относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами.
Во-первых, при правильном определении правоприменителем обстоятельств, имеющих правовое значение. Во-вторых, при правовой оценке этих обстоятельств на предмет подтверждения и (или) опровержения указанных обстоятельств совокупностью относимых, допустимых, достоверных и достаточных, с точки зрения правоприменителя, доказательств.
Подтверждение такими доказательствами каждого обстоятельства, вытекающего из содержания норм трудового права, направленных на регулирование возникших отношений, позволяет сделать вывод об их превращении в юридические факты, что в свою очередь позволяет вынести положительное решение о применении указанных норм. Недоказанность хотя бы одного из этих обстоятельств влечет возникновение юридических фактов со знаком минус, что обязывает правоприменителя отказать в удовлетворении требований, заявленных на основании норм трудового права.
Объектом исследования является деятельность организации Федеральной Инспекции Труда.
Целью исследования является изучение процесса совершенствования деятельности организации Федеральной Инспекции Труда.Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:1)рассмотреть сущность организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;2)показать и объяснить задачи и цели органов государственного надзора и контроля;3)найти наиболее рациональные пути совершенствования деятельности организации гоударственного надзора и контроля.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Органы государственного надзора и контроля
Надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде является особой правоприменительной деятельностью специально уполномоченных органов, целью которых является обеспечение защиты трудовых прав человека. Правовые отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде на производстве выступают, как административно-правовые и относительно трудовых правоотношений выступают как внешние, связанные организацией работы на предприятии и применением работы наемных работников. Об административно-правовом характере правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде свидетельствует содержание этих правоотношений, которое состоит в том, что контролирующий орган может давать собственнику предприятия или уполномоченному ним органу от лица государства властные распоряжения, которые тот должен безусловно выполнить, а в случае нарушения законодательства о труде – применить мероприятия административного взыскания и принуждения.
Надзор и контроль – это разные формы проверочной деятельности уполномоченных на то государственных, ведомственных и общественных органов.
Надзор – это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами, предприятиями и гражданами правил, предусмотренных действующим законодательством и другими нормативными актами.
Контроль – это проверка и учет контролирующим органом того, как контролируемый объект (предприятие, организация, учреждение или физическое лицо) выполняет возложенные на него задачи и реализует свои функции.
Разница между надзором и контролем, на первый взгляд невидная, чувствуется, в первую очередь, в функциях, компетенции соответствующих различных органов.
Субъектами контроля являются, с одной стороны собственники и руководители предприятий, а с другой – контролирующие органы.
Центральные органы исполнительной государственной власти осуществляют контроль по соблюдению законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении. Общественный контроль по соблюдению законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы и их объединения.
В статье 352 ТК РФ перечислены основные способы защиты трудовых прав работников. К их числу отнесены:
1) государственный надзор за соблюдением трудового законодательства;
2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
3) самозащита трудовых прав.
Одним из способов защиты трудовых прав работников является государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. Надзор могут осуществлять полномочные государственные органы. Как правило, основанием для их вмешательства в трудовые отношения является обращение работника с заявлением о восстановлении нарушенного права. Однако в установленных федеральным законом случаях государственные органы по надзору могут выступать в защиту неопределенного круга работников, например, при осуществлении деятельности направленной на признание недействующими нормативных правовых актов.
Государственные органы по надзору и контролю перечислены в ст.353 ТК РФ. Однако правовое положение этих органов изменилось в связи с изданием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», поскольку основные органы надзора за соблюдением трудового права входят в систему государственной исполнительной власти.
Органом государственного надзора и контроля является государственная инспекция труда, которая до издания названного Указа Президента РФ, находилась в ведении Минтруда РФ и его региональных органов. В настоящее время создана Федеральная служба по труду и занятости в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которая осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства. В этой Федеральной службе находится государственная инспекция труда. В ч.2 ст.353 ТК РФ к числу органов государственного надзора в отдельных отраслях и на отдельных объектах промышленности отнесены специально уполномоченные органы, которые в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314 также имеют статус федеральной службы. В ст.366 ТК РФ к числу специально уполномоченных органов отнесен Государственный горный и промышленный надзор, который названным Указом Президента РФ преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящуюся в непосредственном ведении Правительства РФ.
Специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением мероприятий при обслуживании электрических и теплоизолирующих установок в ст.367 ТК РФ названы органы государственного энергетического надзора. Указом Президента № 314 функции по осуществлению данного вида надзора также переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ст.368 ТК РФ специально уполномоченным органом по надзору за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил названы органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Указом Президента РФ № 314 функции по осуществлению государственного надзора за соблюдением указанных норм и правил переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В ст.369 ТК РФ специально уполномоченным органом за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности назван Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор), Указом Президента функции по осуществлению данного вида надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, находящейся в ведении Правительства РФ.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет Генеральный прокурор РФЙ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с имеющейся у них компетенцией. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор может выступать в защиту неопределенного круга работников путем предъявления в суде требований о признании недействующими нормативных правовых актов. В частности, прокуроры Генеральной прокуратуры РФ могут обращаться с заявлением о признании недействующими любых нормативных правовых актов в сфере труда. Прокуроры субъектов Российской Федерации могут требовать в суде признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, локальных актов организаций, которые действуют на территории их юрисдикции. Районные (городские) прокуроры могут потребовать признания недействующими нормативных правовых актов соответствующего органа местного самоуправления, а также локальных нормативных актов организаций, действующих на территории их юрисдикции. Таким образом, реализация надзорных полномочий прокурора в сфере нормативного регулирования заканчивается обращением в суд, который по заявлению прокурора может признать нормативный правовой акт недействующим, т.е. не порождающим правовых последствий с момента вступления судебного решения в законную силу. В соответствии со ст.39 ГПК РФ прокурор может выступать в защиту прав и свобод конкретного гражданина только на основании поданного им заявления.
В соответствии с ч.3 ст.353 ТК РФ внутриведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В связи с чем работники организаций, которые находятся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, могут обратиться с заявлением в эти органы с целью устранения нарушений трудовых прав. В свою очередь указанные органы могут потребовать от руководителей подведомственных организаций устранения нарушений трудовых прав работников.
Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства могут осуществлять профессиональные союзы в лице соответствующих органов. На основании ст.370 ТК РФ общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организации профессиональных союзов с целью осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений, а также в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их работают члены профсоюза, с целью осуществления общественного контроля за соблюдением их прав.3
В соответствии с ч.7 ст.370 ТК РФ профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с государственными органами по надзору. Профессиональные союзы на основании заключения инспекции труда могут подготовить заявление в судебный орган по защите прав неопределенного круга лиц. Профсоюз вправе обжаловать нормативный правовой акт любого уровня на предмет его признания противоречащим федеральному или региональному закону. Признание нормативного акта недействующим исключает возможность его применения с момента вступления в законную силу решения суда. С согласия работника, выраженного в письменной форме, профессиональные союзы могут обращаться в защиту прав в государственные органы по надзору за соблюдением трудового законодательства, а также в суд. В этом случае интересы работника может представлять профсоюзный инспектор или уполномоченный по охране труда. Таким образом, реализация полномочий по общественному контролю за соблюдением трудовых прав работников также может заканчиваться обращением в государственные органы, имеющие механизмы по восстановлению нарушенных прав работников
1.2 Полномочия государственной инспекции труда
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной инспекции труда, является Конвенция МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле.
Естественно, в своей деятельности государственный инспектор труда руководствуется положениями ТК РФ,
В соответствии со ст.12 Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле инспектор труда, имеющий документы, подтверждающие его полномочия, имеет право:
1) беспрепятственного прохода в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции;
2) входить в дневное время во все здания, которые он считает попадающими под контроль инспекции;
3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые считает необходимым, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и, в частности, инспектор труда может: а) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу организации по всем направлениям, относящимся к применению положений законодательства о труде;
б) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии;
в) требовать вывешивания объявлений в случаях, предусмотренных законодательством;
г) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества изъяты и унесены с этой целью4.
В п.2 ст.12 Конвенции говорится о том, что в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Отсутствие законных оснований для проведения проверки деятельности работодателя является поводом для признания действий по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства незаконными, что позволяет признать не имеющими юридической силы и документы, составленные в результате незаконного инспектирования работодателя. Однако выявленные нарушения трудовых прав работников должны быть устранены, поскольку в соответствии со ст.2, 17, 18 Конституции РФ они являются высшей ценностью и составляют смысл государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Однако, исходя из принципа диспозитивности, государственный инспектор труда может потребовать восстановления нарушенного права работника только с его согласия, выраженного в письменной форме. Применение принципа диспозитивности также не позволяет воздержаться от сообщения работодателю сведений о работниках, которые настаивают на восстановлении нарушенного работодателем права. В связи с чем в ТПК РФ следует исключить действие этого принципа, обеспечивая восстановление нарушенного права без выяснения волеизъявления работника. При этом в трудовом законодательстве могут существовать различные способы восстановления нарушенного права. Например, перечисление денежных средств на счет профсоюза, членом которого является работник, с целью их передачи пострадавшему от нарушений трудовых прав. Том случае представители работодателя не должны иметь информации о том, передаются ли денежные средства работнику.
Таким образом, государственная инспекция труда обязана проводить проверку заявлений работников на предмет устранения нарушений их трудовых прав. В ч.2 ст.357 ТК РФ говорится о том, что государственный инспектор труда не должен выдавать предписание, если спор рассматривается в исковом порядке в суде или имеется вступившее в законную силу решение суда. Однако наличие аналогичного заявления в исковом производстве суда, а также вступившего в законную силу судебного решения не является законным основанием для освобождения государственной инспекции труда от обязанности провести проверку заявления работника, в том числе и путем внепланового инспектирования работодателя. По результатам такой проверки государственный инспектор труда должен выдать вместо предписания свое заключение по поводу разрешения заявления работника. При рассмотрении заявления работника в исковом производстве такое заключение исследуется в качестве одного из доказательств по делу. Если заключение выдано после вступления решения суда в законную силу и в нем имеются новые обстоятельства, например доказательства, опровергающ9ие выводы судебного решения, то подобное заключение в соответствии с. п.2 ст.392 ГПК РФ является основанием для пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В связи с изложенным работнику гарантируется восстановление нарушенного трудового права независимо от сроков совершения работодателем правонарушения и его обнаружения, что соответствует ст.2, 17, 18 Конституции РФ, возлагающим на государственные органы обязанность по защите трудовых прав работников, не ограничивая возможность восстановления нарушенного права каким-либо сроком. Тогда как для судебной защиты трудовых прав законодательством установлены укороченные сроки. В свою очередь для восстановления нарушенного трудового права работника в административном порядке, то есть путем обращения в государственную инспекцию труда, сроки законодательством не установлены. Поэтому работники могут требовать рассмотрения своего заявления государственной инспекцией труда независимо от сроков совершения работодателем правонарушения. Следовательно, отказ суда в удовлетворении исковых требований по причине пропуска срока для судебной защиты трудовых прав не препятствует обращению с аналогичным заявлением в государственную инспекцию труда, которая в подобной ситуации может выдать заключение о законности и обоснованности заявленных работником требований. Данное заключение может стать основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Отказ в удовлетворении требований работника государственной инспекцией труда может быть обжалован в судебном порядке. В соответствии с п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о незаконных действиях государственной инспекции труда в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
Государственная инспекция труда в Краснодарском крае в своей деятельности руководствуется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Главой 57 Трудового кодекса РФ, иными федеральными законами, Положением о Федеральной службе и труду и занятости, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 324, Положение о Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, утвержденном приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24.03.2005 г.
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Краснодарского края осуществляет Государственная инспекция труда в Краснодарском крае.
На основании статьи 355 Трудового кодекса РФ деятельность Государственной инспекции труда в Краснодарском крае и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами Государственной инспекции труда в Краснодарском крае являются:
— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Статьей 356 Трудового кодекса РФ установлены полномочия Государственной инспекции труда в Краснодарском крае:
— осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— проведение анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
— осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрения дел об административных правонарушениях;
— направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
— осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;
— проведение анализа состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение его самостоятельно;
— принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получение информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
— запрос у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получение от них информации, необходимой для выполнения возложенных на них задач;
— ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
— осуществление информирования и консультирования работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;
— иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основе вышеперечисленных полномочий Гострудинспекции статьей 357 Трудового кодекса РФ определены основные права государственных инспекторов труда:
— в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей- физических лиц;
— запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
— запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Обязанности государственных инспекторов труда:
В соответствии со статьями 358, 359 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Статьями 362, 363 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.
Статьей 365 Трудового кодекса РФ установлено, Государственная инспекция труда в Краснодарском крае осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, Ростехнадзором РФ, Роспотребнадзором РФ, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.Общие положения:
1.1. Государственная инспекция труда в Краснодарском крае в 1 квартале 2010 года осуществляла свою деятельность на основании Положения Государственной инспекции труда в Краснодарском крае, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 28 декабря 2009 года №431.
1.2. В структуру Государственной инспекции труда в Краснодарском крае на 1 января 2010 года входят: руководитель, 3 заместителя руководителя по направлениям деятельности Гострудинспекции, 4 отдела правового надзора и контроля, 4 отдела надзора и контроля по охране труда, отдел надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в г. Сочи, отдел финансирования и бухгалтерского учета, сводно-аналитический отдел государственной службы и кадров, младший обслуживающий персонал.
На 1 апреля 2010 года утвержденная численность работников Государственной инспекции труда в Краснодарском крае составляет 103 человека, фактическая численность составляет – 94 человека.
Численность государственных инспекторов труда (по правовым вопросам) включая руководство, составляет 38 человек, государственных инспекторов труда (по охране труда) включая руководство – 43 человека, на других должностях (бухгалтерия, кадры, оргработа) – 13 человек, 8 человек тех.персонала.
2 Контроль и надзор в сфере труда:
2.1. Анализ соблюдения законодательства о труде и охране труда в субъекте Российской Федерации.
2.1.1. По данным Департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края о предстоящем высвобождении работников с 1 октября 2008 года по 31 марта 2010 года заявила 291 организация, которыми намечено к увольнению 15467 работников.
За период проведения мониторинга из организаций уволено 11875 человек или 76,8% от общей численности работников, заявленных к увольнению. Из них: 3632 человека (30,6%) – трудоустроены, 1096 человек (9,2%) – оформили трудовую пенсию по старости, 5722 человека (48,2%) – поставлены на учет в качестве ищущих работу, из них 3536 человек – признаны безработными.
По состоянию на 31 марта в простое по вине работодателя находится 1384 работника в 12 организациях, в том числе:
380 человек — ОАО «Сахарный завод «Лабинский» Лабинский район; 185человек–ОАО «Точмашприбор» г. Армавир;
145 человек — ОАО «Ильский завод «Утяжелитель – НПО «Бурение» Северский район;
140 человек – ООО «Санойл-Бакар» г. Армавир;
130 человек – ЗАО «Завод «Ректинал» г. Краснодар;
120 человек — филиал ОАО «ПО «Севмаш» — Оздоровительно-лечебный центр-пансионат «Орбита-1» г. Сочи;
88 человек – ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского» Тихорецкий район;
57 человек – ОАО «Специальное конструкторское бюро испытательных машин» г. Армавир;
46 человек – ОАО «Армавиркабель» г. Армавир;
44 человека – ОАО «Ейскстройматериалы» Ейский район;
39 человек – ООО «Армавирский маслоперерабатывающий завод Бакар» г. Армавир;
27 человек – ОАО «СУ-2» г. Сочи.
По состоянию на 31 марта 2010 года численность работников, занятых неполное рабочее время, составила 9033 человека в 93 организациях:
ООО «Южный город» г. Краснодар – 39 человек;
ООО «81 Бронетанковый ремонтный завод» г. Армавир – 106 человек; ОАО «Кубанское речное пароходство» г. Краснодар – 86 человек; ОАО «Издательство «Советская Кубань» г. Краснодар — 78 человек;
ООО «РИП-Импульс» г. Краснодар – 158 человек;
ООО «Родной хуторок» Динской район – 73 человека;
ЗАО «Новоросс-авто» г. Новороссийск – 23 человека,
ЗАО «Санаторий «Светлана» г. Сочи – 60 человек;
ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» г. Туапсе — 14 человек
и другие.
По информации органов службы занятости населения по состоянию на 31 марта 2010 года в отпусках без сохранения заработной платы находятся 1192 человека в 19 организациях:
ОАО «Новоросцемент» г. Новороссийск – 22 человека,
ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского» г. Тихорецк – 128 человек ООО «Красный молот» г. Тихорецк – 43 человека, ОАО «Павловский сахарный завод» Павловский район – 85 человек,
ООО «Динсксахар» Динской район – 45 человек, ОАО «570 Авиационный ремонтный завод» г. Ейск – 12 человек, ОАО «Туапсинский морской торговый порт» г. Туапсе – 53 человека, ОАО «СУ-2» г. Сочи – 12 человек
и другие.
2.2 Результаты надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде (по институтам трудового права).
2.2.1. По вопросам трудового договора за 1 квартал 2010 года госинспекторами труда проведено 1477 тематических и целевых проверок. Из общего количества нарушений, выявленных госинспекторами труда за истекший период 2010 года, свыше 1,2 тыс. нарушений выявлено по вопросам трудового договора.
Проведенными проверками выявлены случаи привлечения работников к работе без надлежащего заключения трудовых договоров, в нарушение ст. 67 ТК РФ. Например, в организациях г. Краснодара: ООО «Торгово-коммерческий центр АМЗ «Кама-Кубань» (директор Андреев В.Б.), ООО «Фитнес-Лэнд» (директор Сухоруков В.В.), ЗАО «АКВАТОРГ» (генеральный директор Прилепский А.В.), ОАО Торговый дом «Фестивальный» (генеральный директор Юдина Л.П.), ООО фирма «Сеянга» (директор Дмитриенко В.И.), ООО «Кайра-Сервис» (директор Радченко Н.Г.); в ООО «Семпром» Каневской район (генеральный директор Самсонов В.И.), в ЗАО «Нафтранс» Кавказский район (генеральный директор Белопахов А.А.), в ФОСК «Спартак» г. Анапа (директор Музычка А.А.), в ООО «Морион» г. Новороссийска (директор Минасян А.П.) и других – получение работниками второго экземпляра трудового договора не подтверждается подписью на экземпляре договора работодателя.
Аналогичное нарушение выявлено в ООО «Сочикурорт» г. Сочи (директор Рыбальченко И.Э.) в отношении работников Копейкин Н.А., Ковальчук В.М.
В МОУ СОШ №16 Тбилисский район (директор Лиманов Л.К.) с работником Сыманович Г.И., фактически работающим с 01 сентября 2009г. (приказ о приеме на работу №4 от 01.09.2009г.), трудовой договор в письменной форме не заключен, в нарушение ч.2 ст.67 ТК РФ.
Аналогично, в нарушение ч. 2 ст. 67 ТК РФ, трудовой договор не заключен в письменной форме в течение трех дней со дня фактического допущения работника к работе с работником МУЗ Центральная районная больница Усть-Лабинского района (главный врач Ращупкина Т.В.) Копаниной В.Л., с работниками ОАО «Краснодарлегтранс» г. Краснодар (заместитель генерального директора Семенов В.И.), с работником ООО «Кайра-Сервис» г. Новороссийск (директор Радченко Н.Г.) и другими.
По требованию госинспекторов труда за 1 квартал 2010 года заключено 98 письменных трудовых договоров с работниками организаций.
Так, во исполнение предписания госинспектора в ОП ОАО «Москонверспром» г. Сочи (директор Шурпяк А.А.) заключены трудовые договоры с 68 работниками.
В трудовом договоре не указываются все условия, обязательные для включения в трудовой договор – нарушение ст. 57 ТК РФ. Указанные нарушения выявлены в организациях г. Краснодара: ГУ КК «Кубаньземконтроль» (директор Шаплыга А.М.), ООО «Фитнес-Лэнд» (директор Сухоруков В.В.), ООО ЧОП «Нефтегазохрана-3» (директор Макаренко А. Л.); в организациях г. Новороссийска: ООО «Айсберг» (директор Середа С.В.), ИП Коган И.Б., ООО «Дегустатор Плюс» (и.о. директора Мироненко А.В.), ЗАО «Корпорация Спецморстрой» (генеральный директор Колесников Н.А.); в Привольненском сельпо Каневской район (и.о. председателя Карнаух О.А.), в МУЗ Центральная районная больница Усть-Лабинского района (главный врач Ращупкина Т.В.), в Кавказском районном потребительском обществе Кавказский район (председатель Спесивцев В.И.) и других.
Аналогичное нарушение выявлено в ООО «Сочикурорт» г. Сочи (директор Рыбальченко И.Э.), где в трудовые договоры, заключенные с Ковальчуком В.М., Стецурой В.М., Копейкиным Н.А., Шабло О.А., Процай Ю.С., Евдокимовой Н.П., Рыбальченко К.И. и другими работниками не включено обязательное условие — условия оплаты труда.
В ГУ КК «Кубаньземконтроль» г. Краснодар (директор Шаплыга А.М.) заключены срочные трудовые договоры с работниками Миргородской Н.В., Казаковой В.С. без указания обстоятельств (причин), послуживших основанием для заключения срочного договора, в нарушение п.3 ч.2 ст.57 ТК РФ. Отсутствует данное основание и в срочных трудовых договорах с работниками ООО «Фитнес-Лэнд» г. Краснодар (директор Сухоруков В.В.), ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий РАСН г. Краснодар (директор Саломатин В.А.), МОУ СОШ №16 Тбилисский район (директор Лиманов Л.К.).
Срочный трудовой договор с работниками ООО «Евросеть-Ритейл» г. Краснодар (исполнительный директор Денисов Д.В.) Балашовым В.В. заключен при отсутствии оснований, предусмотренных для заключения срочного трудового договора – нарушение ч. 1 ст. 59 ТК РФ.
В ГУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации» Департамента здравоохранения Краснодарского края г. Краснодар (главный врач Гонтмахер А.В.), в нарушение ст. 79 ТК РФ, о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник Удалова А.С. не была предупрежден работодателем в письменной форме за три календарных дня до увольнения. Аналогичное нарушение установлено в ГСОУ школа-интернат ст. Крыловской Крыловской район (директор Детко А.А.), ГУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации» ДЗ КК г. Краснодар (главный врач Гонтмахер А.В.), ЗАО «Красная площадь» (генеральный директор Азаров А.Ю.), ГОУ СПО «Белореченский медицинский колледж» Белореченский район (директор Тлехас О.Д.), ОАО «275 Авиационный ремонтный завод» г. Краснодар (генеральный директор Ведерников В.Н.) и других.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ
Чтобы достич высоких результатов в сфере государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде следует ввести некоторые изменения в систему Государственного надзора и контроля и тем самым усовершенствовать его деятельность:
1… Установить международное сотрудничество в области охраны труда и возможно позаимствовать зарубежный опыт.
Объективности ради, полезно сравнить положение дел в области охраны труда в России и за рубежом. При этом, нельзя не отметить огромную роль профсоюзов в США и Западной Европе. Эти организации берут на себя функции защиты трудящихся, отстаивают их интересы, ведут контроль личной безопасности сотрудников. Несмотря на то, что после спада мировой экономики в конце 90-х, когда в развитых странах резко увеличилась безработица, органы по труду и социальной защиты не снижают своей активности. Стоит хотя бы вспомнить недавние акции профсоюзов во Франции и Италии.
В Германии, известной образцовой системой социального страхования, система охраны труда структурирована по двум направлениям – государственному и профсоюзному. Разделение их функций закреплено законодательно. Верховный орган – Министерство Труда и Социального порядка. Здесь готовятся законопроекты, создаются инструкции по охране труда. Инициатором различных исследований в области охраны труда выступает именно Министерство, которое берёт на себя и финансирование необходимых разработок.
В нашей стране профсоюзы к концу 90-х годов практически полностью утратили свою былую роль, однако на сегодняшний день очевидно возобновление их активности. Пусть пока речь идет о малом – например, сотрудникам бюджетных предприятий вновь предоставляются бесплатные путёвки для отдыха и лечения.
Для России зарубежный опыт очень интересен во многих аспектах. Внедряя западные системы охраны труда, отечественные предприниматели демонстрируют западным партнёрам готовность работать по международным нормам. Дальше начинается цепная реакция – доверие порождает доверие, и оно распространяется на российскую продукцию.
2.Уделять особое внимание профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов по охране труда.
3.Принимать активное участие в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда.
Например: все наемные работники, будь это рабочие или служащие, имеют в Германии определённые права, регулируемые законодательством, тарифным договорами или конкретным трудовым договором.Первоочередная задача трудового права-защита наемного работника.Лица, работающие по найму, независимо от того, имеют ли они трудовой договор в письменной форме, пользуются определенными минимальными правами, например:
право на оплачеваемый отпуск;
право на оплачиваеммый бюллетень и нерабочие дни;
право на защиту от увольнения(вкл.сроки увольнения);
право на получение письменной информации об основных условиях трудового договора;
право на отпуск по беременности и уходу за ребенком;
4.Укрепить защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.Установить строгий порядок обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно – бытовыми помещениями и устройствами, лечебно — профилактическими средствами за счет средств работодателей.
Следует устанавливать и своевременно корректировать мероприятия по проведению предупреждающих и корректирующих действий, являющихся следствием наблюдения и оценки результативности системы управления охраной труда, проверок системы управления охраной труда и анализа эффективности системы управления охраной труда руководством. Эти мероприятия должны включать:
1) определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
2) инициирование, планирование, реализацию, проверку эффективности и документального оформления корректирующих и предупреждающих действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.
Если оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и вредных производственных факторов и рисков неэффективны или могут стать таковыми, то соответствующие обстоятельствам другие меры, согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и документально оформлены.
Следует устанавливать и своевременно выполнять мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и системы управления охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
а) цели организации по охране труда;
б)результаты определения и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
в) результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
г) расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
д) выходные данные ( выводы ) анализа эффективности системы управления охраной труда руководством;
е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех работников организации, включая комитеты (комиссии) по охране труда там, где они существуют;
ж) изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
з) новую информацию в области охраны труда;
и) результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
Процесс выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе была рассмотрена современная Государственная система управления охраной труда в Российской федерации. Из вышеизложенного видно, что на сегодняшний момент в России, в принципе, построена достаточно стройная система управления и контроля за охраной труда.
Однако эффективность этой системы в настоящее время еще не может использоваться в полной мере. Отсутствуют жесткие экономические механизмы, способные заставить как работодателя, так и работника соблюдать норму права, заложенную в законодательстве.
Уровень охраны труда, который сложится в ближайшие годы в Российской федерации во многом будет зависеть именно от развития государственной системы управления охраной труда.
Этому, в частности будет способствовать:
— реализация положений Федерального закона Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и разработка необходимых нормативных правовых актов по его реализации в соответствии с реалиями становления рыночной экономики;
— приведение трудового законодательства России в соответствие с конвенциями МОТ, касающимися охраны и гигиены труда, и общими нормами трудового законодательства стран Европейского Союза;
Внедрение механизма экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска и уровня производственного травматизма (профессиональной заболеваемости), в улучшении условий и охраны труда, основанного на дифференциации страховых тарифов в соответствии с классами профессионального риска отраслей (подотраслей) экономики, в соответствии с реализацией Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях».
Необходимо, чтобы изменилась логика, целевая установка управления охраной труда от прямого контроля и принуждения к экономической заинтересованности.
Если проанализировать подходы, принятые в Европейском Сообществе, а также в других национальных законодательствах, то там центральное место занимает тактика снижения профессионального риска. Такая логика действий диктуется реализацией системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эта система позволяет ввести в действие механизм экономической заинтересованности предпринимателей в сокращении утраты трудоспособности работающих.
Формирование в Российской Федерации новых подходов в государственной системе управления охраной труда с применением экономических механизмов вносят существенные изменения в структуру издержек производства предприятий.
Возложение ответственности за состояние условий и охраны труда на работодателя приводит к увеличению им расходов в связи с введением дифференцированных страховых тарифов системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Таким образом, введение новых экономических механизмов будет способствовать дальнейшему развитию системы Государственного управления охраной труда в России.
В данной работе была рассмотрена сущность организаци Государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, изучены задачи и цели органов Государственного надзора и контроля, предложены пути наиболее эффективного совершенствования Государственного надзора и контроля.Таким образом была достигнута поставленная цель-изучение процесса совершенствования деятельности Федеральной Инспекции Труда.
Системы охраны труда в России, несмотря на очевидные сложности, постепенно развиваются, заимствуя все лучшее за рубежом. Новаторский подход в данном случае выражается в политике предотвращения разнообразных травм на производстве, выявляя их предпосылки и предупреждая саму возможность их возникновения. В масштабах страны с этой целью на базе Института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнёрства (Санкт-Петербург) была создана РИСОТ (Российская информационная система охраны труда), которой активно пользуется, в частности, Департамент трудовых отношений Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Словом, работа идёт – и важность ее сложно переоценить, ведь касается она жизни и здоровья россиян.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов Е.П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 690с.
2. Комментарий к трудовому кодексу РФ (краткий, постатейный) / Отв. ред. проф. Ю.П. Орловский. — М.: Контракт: ИНФРА-М., 2008. — 574с.
3. Миронов В.М. Трудовое право. — М.: Изд-во «Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2005. — 569с.
4. Настольная книга судьи по гражданским делам/ А.Ф. Ефимов (и др.); под ред. Н.К. Толчеева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 512с.
Судебная практика по трудовым делам / сост. Д.И. Рогачев. — М.: С89 ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 344с.
Михайлов Ю.М.Настольная книга руководителя службы охраны труда.Ю.М.Михайлов.-М.: альфа-Пресс,2009.-200с.
Яковлев С.Я. Охрана труда/С.Я.Яковлев, Е.Ф.Школьникова.- М.: Экономика, 2007.- 341с.
Девисилов В.А. Охрана труда/В.А.Девисилов.-М.: Форум: ИНФРА, 2006.- 400с.
Назаров А.К. Теоритические основы безопасности жизнедеятельности/А.К.Назаров.- М.: ДЭФА,2006.- 120с.
Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности.Охрана труда/А.В.Фролов, Бакаева Т.Н. — М.: Высшее образование, 2008. — 752с.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ „Об основах охраны труда в Российской Федерации“(с изменениями 2009 г.)
Касьянова Г.Ю. Охрана труда.Универсальный справочник/Г.Ю Касьянова.-2-е изд., перераб., и доп.-М.: ИД»АРГУМЕНТ”,2008.-506с.
Митрофанова В.В Оформляем кадровые документы: Настольная книга практика/В.В. Митрофанова.-М.: Альфа-Пресс,2009.-200с.
Раздорожный А.А. Охрана труда и безопасность: учебное пособие/А.А.Раздорожный.- М.: Экзамен,2005.-512с.
Кодекс законов о труде Российской Федерации. – М.: “Проспект”,2006. – 112 с.
Гимранов И.Н. Охрана труда на предприятиях/И.Н.Гимранов.-М.: Норма,2008.-677с.