Свою классическую форму культура Просвещения обрела во Франции. Вольтер (Франсуа Мари Ариэ), Шарль Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Лерон д’Аламбер, Жюльен Офрен де Ламетри, Жан-Жак Руссо, Поль Анри Гольбах, Клод Адриан Гельвеции, Мельхиор Гримм -вот только некоторые, самые известные имена из блестящей когорты французских просветителей. Это люди, которые имели мужество пользоваться своим собственным умом открыто, публично в стране, которая оставалась одним из самых крепких оплотов средневековья в Европе.
Здесь король мог сказать: «Государство – это я», поскольку уже около ста лет не собирались Генеральные штаты (собрание представителей дворянства), а буржуазия, игравшая все более заметную роль в экономике страны, вообще не имела политических прав.
Не имело их и крестьянство (23 из 25 млн чел. населения страны). Католическая церковь, устоявшая перед натиском Реформации, приговарывала к галерам, порола и даже казнила протестантов. Всякое печатное и устное слово подвергалось цензуре, парижский парламент з трещал и одну за другой сжигал книги передовых мыслителей. Крестьяне нищенствовали и вымирали от «народной болезни» (так называли голодную дистрофию).
«Мы приближаемся к эпохе кризиса, к веку революций», – писал Руссо в 1767 г. Прежде чем началась Великая оранцуз-ская революция, она совершилась в умах людей. Вначале было слово… Философы говорили о революции как о крайне опасной и крайне нежелательной перспективе, но вольно или невольно они готовили Францию к штурму Бастилии. Просвещение свидетельствует, что слово философа способно иной р.эз превращаться в дело.
Явление достаточно редкое для истории философской мысли.
Просвещение объединило людей разнообразных философских взглядов и политических убеждений, среди них встречаются материалисты, деисты, скептики, пантеисты, сторонники просвещенного абсолютизма и республиканцы, воинствующие безбожники и последователи «естественной религии». Внутри Просвещения никогда не стихали споры. Но как бы не были велики разногласия между философами, их воззрения имели общую идейную платформу, формировались в русле единого мировоззрения и стиля. Они были едины по крайней мере в следующем:
В своей оппозиционности к официальной Франции. Существующие в стране порядки расценивались ими как неразумные, несправедливые и безнравственные. Гегель, характеризуя эту эпоху, говорил об «отчуждении» мира образованных людей от мира действительности. «Чумше» в своей стране, просветители смотрели на нее как бы глазами иностранцев (это породило своеобразный литературный прием, использованный, например, в «Персидских письмах» Монтескье и в «Простодушном» Вольтера). В глазах ретроградов эти «чужаки» были «опасной сектой», врагами добрых нравов и властей.
Они считали свое время переломной эпохой («Нация начинает мыслить». – говорил Вольтер: «Наука идет вперед семимильными шагами», – радовался Дидро) и с оптимизмом смотрели в будущее, где им грезился «век триумфа философии», «царство разума», которое принесет счастье и благоденствие человечеству.
Философы верили, что история возложила на них особую миссию – распространять и пропагиадировать научные знания. Эта вера отличала их от мыслителей XVII в. и делала просветителями. Влюбленные в науку, они были убеждены в ее всемогуществе и все свои рассуждения о прогрессе строили на этих предпосылках.
Задача, поставленная просветителями, определила форму их философских сочинений: это были не только традиционные для Нового времени объемные трактаты, но и философские диалоги, романы, драмы и комедии, стихи. Это была популярная литература, переводившая сложные философские абстракции на язык здравого смысла и делавшая их доступными для среднего читателя.
Список использованной литературы:
1. Вольтер. Бог и люди: В 2 т. М, 1961.
2. Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М., 1963.
3. Гельвеции К. Соч.: В 2т. М, 1973-1974.
4. Дидро Д. Соч.: В 2 т. М., 1986-1991.
5. Длугач Т. Подвиг здравого смысла. М., 1991.
6. ЛаметриЖ. Соч. М., 1983.
7. РуссоЖ.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. М., 1961.
8. Философия в Энциклопедии Дидро и д’Аламбера. М., 1990.
9. Французская революция и Просвещение. М., 1989.
Бесплатно скачать реферат “Французское просвещение” в полном объеме