Содержание
Введение
1. История местногосамоуправления
1.1 Российские традицииместного самоуправления
1.2 Возрождение местногосамоуправления
2. Реформированиеместного самоуправления в 2000-е годы
2.1 Проблемыреформирования
2.2 Задачи и сущность ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
3. Современное состояниереформы и перспективы развития
Заключение
Список литературы
Введение
Для многихроссийских городов оказался очень непростым процесс установления границ инаделения муниципальных образований статусом городского округа. Ряд субъектовРоссийской Федерации пытались максимально отойти от поселенческой моделиместного самоуправления, аргументируя свое решение целесообразностьюформирования экономически устойчивых территориальных образований. Например, вцелях укрупнения муниципальных образований происходило искусственноеобъединение значительного числа сельских поселений с городом и создание единогогородского округа.
Реализацияреформы выявила многие скрытые, застарелые проблемы – и во взаимоотношенияхгорода и села, и во взаимоотношениях города и субъекта Федерации. Но их можно инужно решать.
Насегодняшний день во многих областях РФ утвержден план первоочередныхмероприятий, создана рабочая группа по разработке нормативных правовых актов,предложений, рекомендаций, связанных с реформированием местного самоуправления.Проводится также ревизия действующего областного законодательства.
Цель даннойработы – рассмотреть реформу местного самоуправления.
Задачи:
выявитьроссийские традиции местного самоуправления;
рассмотретьвозрождение местного самоуправления в 1990-х гг.;
выявитьпроблемы реформирования;
изучитьсущность Федерального закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» как основного закона реформы местного самоуправления;
рассмотретьсовременное состояние реформы местного самоуправления и перспективы развития.
1. История местного самоуправления
1.1Российские традиции местного самоуправления
«Город – это недома, а люди». В этих словах заключается фундаментальная философская идеягорода как сообщества людей. Предоставляя каждому человеку массу возможностейдля свободного развития, город требует совместного принятия решений и потомусложной системы взаимоотношений между людьми. Именно так, в совместном решенииповседневных проблем города, исторически возникло местное самоуправление.Развитие городов неотделимо от развития местного самоуправления.
Историясвидетельствует о том, что российское местное самоуправление началоскладываться еще в Новгороде и Пскове, где было принято решать важнейшиехозяйственные и политические вопросы «всем миром», в том числе призывая князейна царство.
В XIX векеразвитие самоуправления в городах стимулировало Городовое положение. Задачиорганизации местного самоуправления должны были решить земская и городскаяреформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земскихучреждениях» (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местногоуправления — земства. Формально земские Учреждения состояли из представителейвсех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом.Члены земских собраний (гласные) избирались по трем куриям: землевладельцев,городских избирателей и выборных от сельских обществ (по последней курии выборыбыли многостепенными). Председателем собраний являлся предводитель дворянства.Создавались также исполнительные органы — губернские и уездные земские управы.Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью,решали в основном хозяйственные вопросы, но и в этих пределах ониконтролировались губернаторами.
Вводилисьземства постепенно (до 1879 г.) и не во всех районах империи. Уже в это времяих компетенция все более и более ограничивалась правительством. Однако,несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решениивопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина,земская статистика и т.д.).
Новая системаучреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная наосновании «Городового положения».(1870), была основана на буржуазном принципеединого имущественного ценза. Выборы происходили по куриям, создаваемым всоответствии с размерами уплачиваемого налога. Подавляющее большинство жителей,не имеющих установленного имущественного ценза, оказалось отстраненным отвыборов.
В результатереформы органов местного самоуправления господствующее положение в земствах(особенно на губернском уровне) заняло дворянство, а в городских думах — представители крупной буржуазии.
Органыгородского самоуправления также находились под неослабным контролемправительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городскогохозяйства.
Избирательноеправо предоставлялось каждому городскому обывателю, если он владел в пределахгорода какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу городаособый сбор. Городское общественное управление имело широкую самостоятельностьв ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрацииили Министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановленияДумы[1].
В качествеосновы для налогообложения использовалась оценка ценности и доходностиимущества. Это фундаментальная вещь для городской экономики. Главнымрезультатом новой модели налогообложения стало осознание населением однойнепреложной истины: недвижимость — земля, дом, фабрика или что-то иное — должна«работать» и приносить прибыль. Это положение сыграло значительную роль вэкономическом развитии страны, поскольку вело к увеличению налогооблагаемойбазы и соответственно городских сборов. Именно это стало главным результатомсамостоятельной деятельности населения по решению городских вопросов.
В 1917 годустарые органы городского самоуправления были упразднены, и им на смену пришлиновые, в основу организации которых был положен принцип единства системыСоветов как органов государственной власти. Местные Советы и их исполнительныекомитеты выступали как местные органы государственной власти и управления,являясь структурной частью единого централизованного государственного аппаратауправления[2].
1.2 Возрождение местного самоуправления
Возрождениесамоуправленческих традиций в городах началось в ходе перестройки. Историческойвехой стало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, котораяопределила суть местного самоуправления как «самостоятельное решение населениемвопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальнойсобственностью»[3].Согласно российской Конституции органы местного самоуправления не входят всистему органов государственной власти. В то же время органы местногосамоуправления могут наделяться законом «отдельными государственнымиполномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных ифинансовых средств».
Местноесамоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, другихформ прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местногосамоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельскихпоселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местныхтрадиций. Структура органов местного самоуправления определяется населениемсамостоятельно.
Изменениеграниц территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускаетсяс учетом мнения населения соответствующих территорий[4].
Органыместного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью,формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налогии сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросыместного значения[5].
Местноесамоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту,на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местногосамоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральнымизаконами.
Конституционныепринципы легли в основу Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», который конкретизировал праваграждан на осуществление местного самоуправления, правовые, экономические ифинансовые основы местного самоуправления и другие положения[6].
Еще одна вехав развитии местного самоуправления – ратификация в 1998 году Европейской хартииместного самоуправления. В Хартии подчеркиваются, прежде всего,общедемократические начала местного самоуправления, в ее преамбуле отмечается,что «органы местного самоуправления являются одной из главных основ любогодемократического строя».
Этопринципиальнейший момент и для России. Местная власть — это власть, наиболееприближенная к народу и в наибольшей степени подотчетная ему. Именно на местномуровне в ходе решения вопросов благоустройства своего двора и своего города, входе проведения публичных слушаний по вопросам градоустройства и местногобюджета закладываются навыки демократии. Российское конституционное определениеместного самоуправления подчеркивает эту демократическую составляющую.
Она важна нетолько с точки зрения защиты гражданских прав и свобод, но и с точки зренияоптимальной организации предоставления общественных услуг населению. Ведьэффективное управление такой сложной системой, как современный город,невозможно без постоянной обратной связи с населением.
Десять летразвития местного самоуправления были трудным периодом. Местное самоуправлениепереживало тяжелые «болезни роста», причины которых носили и политический, иэкономический характер.
Широкуюизвестность приобрели попытки органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации на «договорной» основе отстранить органы местногосамоуправления от решения отдельных вопросов местного значения или ограничитьсамостоятельность муниципальных образований иным образом. Сложно шлостановление самоуправления на низовом уровне – организация ТОСов, товариществсобственников жилья.
Хотя поКонституции наделение органов местного самоуправления государственнымиполномочиями должно было сопровождаться передачей необходимых для ихосуществления материальных и финансовых средств, на практике этот принцип постояннонарушался. По данным Института экономики города, средний уровень фактическогофинансирования федеральных мандатов в 1990-е годы составлял около 35%, особеннотяжелой была ситуация по компенсации льгот на оплату жилищно-коммунальных услуги городского общественного транспорта. В то же время, особенно в конце 1990-хгодов, снижалась доля местных налогов и собственных доходов в муниципальныхбюджетах. В частности, за 1999-2002 годы доля местных налогов в структуредоходов местных бюджетов сократилась с 13 до 5%. Доля местных бюджетов всовокупном бюджете страны также снизилась[7].
Недостаточноефинансирование исполнения государственных полномочий и в целом постоянноенедофинансирование местного самоуправления стали причиной многих бед местногосамоуправления. Для городов, к которым естественным образом тяготелиблизлежащие сельские районы, это было особенно тяжело. Именно для нихсложнейшей проблемой стала необходимость обеспечивать общие стандартыпредоставления общественных благ. На этой почве выросли серьезные противоречия.
Теория ипрактика управления такими сложными образованиями, как городские агломерации — мегаполисы, во всем мире представляет огромную проблему. Объективно здесьнеобходимы единые требования к управлению городским хозяйством, и в то же времяэто не повод для сведения функций местного самоуправления практически к нулю.Оптимального баланса между местным самоуправлением и государственной властью вкрупнейших городах страны не удалось найти до сих пор, что привело кзакономерному разочарованию населения.
2. Реформирование местного самоуправления в 2000-е годы
2.1 Проблемыреформирования
Общейпричиной перечисленных выше проблем было нечеткое разграничение полномочиймежду государством и местным самоуправлением. Этим и была во многом обусловленареформа местного самоуправления. Комиссия при Президенте Российской Федерациипо подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предложилапринципы разграничения полномочий между Федерацией и субъектами Федерации имежду государством и местным самоуправлением, а также в конкретных сферах – отприродопользования до межбюджетных отношений.
Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»[8]закрепил новые принципы организации местного самоуправления, в том числекасающиеся его экономической основы. Однако этих принципов было недостаточнодля того, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие городов.Поэтому в Налоговый[9]и Бюджетный кодексы[10]РФ были внесены изменения, предусматривающие перераспределение доходныхисточников и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы, а такжеизменение системы межбюджетных отношений.
Правовуюоснову местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормымеждународного права, международные договоры Российской Федерации, КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральныйзакон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иныенормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения ПрезидентаРоссийской Федерации, постановления и распоряжения Правительства РоссийскойФедерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые актысубъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения,принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальныеправовые акты.
Изменениеобщих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральнымзаконом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений вФедеральный закон.
Преобразованиеммуниципальных образований является объединение муниципальных образований,разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения всвязи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статусагородского округа.
Преобразованиемуниципальных образований осуществляется законами субъектов РоссийскойФедерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органовгосударственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется впорядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с нимзаконом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведенияместного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органовгосударственной власти о преобразовании муниципального образования оформляетсярешениями соответствующих органов местного самоуправления, органовгосударственной власти.
2.2 Задачи и сущность ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ»
Принятиеновой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» положило начало самой крупномасштабнойреформе системы местного самоуправления за последнее время. Проводимая реформапризвана сделать организацию власти на местах эффективной и отвечающейтребованиям современного демократического, рыночного и социальноориентированного государства.
Реформаместного самоуправления затрагивает интересы всех жителей областей.
НовыйФедеральный закон закрепил на всей территории РФ двухуровневую системуорганизации местного самоуправления. Первый уровень — городские и сельскиепоселения, второй – городские округа и муниципальные районы[11].
Формированиеорганов местного самоуправления в городских и сельских поселениях позволяетмаксимально приблизить их к населению. Это наиболее доступная и понятная длялюдей власть, которая решает их насущные и жизненно важные проблемы.
Формированиетерриторий сельских и городских поселений в областях происходит с учетомтребований Федерального закона по численности населения и доступности доадминистративного центра, имущественного, экономического, финансовогопотенциала и существующего административно-территориального устройства,интересов населения, исторических, культурных, национальных и иных местныхтрадиций и особенностей.
Границытерриторий муниципальных образований второго уровня – муниципальных районов игородских округов утверждаются в границах существующих муниципальныхобразований.
Федеральнымзаконом четко разграничены полномочия федеральных органов, органовгосударственной власти области и органов местного самоуправления.
Органыместного самоуправления отдельных поселений вправе заключать соглашения сорганами местного самоуправления муниципального района о передаче им дляосуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых избюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
А органыместного самоуправления муниципального района вправе передать осуществлениечасти своих полномочий отдельным поселениям за счет субвенций, предоставляемыхиз бюджета муниципального района бюджетам соответствующих поселений.
Органыместного самоуправления могут наделяться отдельными государственнымиполномочиями, данные полномочия должны осуществляться органами местногосамоуправления муниципального района или городского округа, если иное неустановлено федеральным законом или законом области.
Финансовоеобеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления, осуществляется за счет предоставляемым местным бюджетамсубвенций из областного бюджета.
Закономорганам местного самоуправления муниципальных районов и городских округовпереданы на исполнение государственные полномочия по социальной поддержкеотдельных категорий граждан, по формированию административных комиссий,комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, по содержанию архивныхфондов, по поддержке сельхозтоваропроизводителей и другие.
Экономическуюоснову местного самоуправления составляют: находящиеся в муниципальнойсобственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные правамуниципальных образований.
Федеральныйзакон определил исчерпывающий перечень имущества, предусмотренного для решениявопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа,которое может находиться в муниципальной собственности. В собственностимуниципального образования находится имущество, предназначенное для осуществленияотдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления; для обеспечения деятельности органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работниковмуниципальных предприятий и учреждений. «Излишнее» имущество подлежитперепрофилированию, либо отчуждению.
Органыместного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельновладеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Каждоемуниципальное образование имеет свой бюджет (местный бюджет). Бюджетмуниципального района и свод бюджетных поселений, входящих в составмуниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципальногорайона. Для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальныхобразований создаются: региональные и районные фонды поддержки муниципальныхобразований.
Передачамуниципальным образованиям дополнительных полномочий, касающихся земельныхотношений, владения и пользования муниципальным имуществом, содержания и строительстваавтомобильных дорог и мостов, создания условий для предоставления населениютранспортных услуг, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайныхситуаций, осуществление мероприятий по гражданской обороне, обеспечения мерпожарной безопасности, охране и сохранении объектов культурного назначения,требует дополнительных финансовых ресурсов.
Экономическуюоснову местного самоуправления составляют находящееся в муниципальнойсобственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные правамуниципальных образований.
Муниципальнаясобственность признается и защищается государством наравне с иными формамисобственности.
Органыместного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельновладеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми всоответствии с ними нормативными правовыми актами органов местногосамоуправления.
Органыместного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временноеили в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органамгосударственной власти Российской Федерации (органам государственной властисубъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальныхобразований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральнымизаконами.
Порядок иусловия приватизации муниципального имущества определяются нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральнымизаконами.
Доходы отиспользования и приватизации муниципального имущества поступают в местныебюджеты.
Органыместного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения,участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных,необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органыместного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельностимуниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают надолжность и освобождают от должности руководителей данных предприятий иучреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренномуставом муниципального образования.
Органыместного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарноотвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают ихисполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Дляобеспечения исполнения полномочий по решению вопросов местного значения,определенных Федеральным законом, в муниципальных образованиях формируютсяорганы местного самоуправления. В структуру органов местного самоуправлениявходят представительный орган муниципального образования, глава муниципальногообразования, местная администрация (обязательные органы местногосамоуправления), а также контрольный орган, иные органы и выборные должностныелица, предусмотренные уставом муниципального образования. Структура органовместного самоуправления определяется представительным органом, либо населениемна местном референдуме и закрепляется в уставе муниципального образования.
Представительныйорган местного самоуправления поселения избирается на муниципальных выборах.Численность депутатов представительного органа поселения, в том числегородского округа определяется уставом муниципального образования в зависимостиот численности населения.
Численностьдепутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа,определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек — при численности населения менее 1000 человек;
10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.
Численностьдепутатов представительного органа муниципального района определяется уставоммуниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатовпредставительного органа внутригородской территории города федеральногозначения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее10 человек.
Представительныйорган муниципального района может избираться на муниципальных выборах, либо привыполнении установленных Федеральным законом условий состоять из главпоселений, входящих в состав муниципального района и депутатов представительныхорганов поселений с равной независимо от численности населения поселения нормойпредставительства. Численность депутатов представительного органамуниципального района не может быть менее 15 человек. Представительный органмуниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избранияне менее двух третей от установленной численности депутатов.
Главамуниципального образования избирается населением на муниципальных выборах, либопредставительным органом муниципального образования из своего состава. В случаеизбрания на муниципальных выборах, либо входит в состав представительногооргана с правом решающего голоса, либо возглавляет местную администрацию.
Уставоммуниципального образования имеющего статус сельского поселения может бытьпредусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа,возглавляемого главой муниципального образования, исполняющего полномочияпредседателя представительного органа муниципального образования. В городскихпоселениях, городских округах и муниципальных районах глава муниципальногообразования, исполняющий полномочия председателя представительного органа, возглавлятьместную администрацию не может. Местную администрацию возглавляет главамуниципального образования, либо лицо, назначенное на должность главы местнойадминистрации по контракту, заключенному по результатам конкурса.
Структураместной администрации утверждается представительным органом муниципальногообразования по представлению главы местной администрации.
Органыместного самоуправления наделяются правом юридического лица. Органы местногосамоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственностьперед населением муниципального образования, государством, физическими июридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Ответственностьорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправлениянаступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения имиКонституции РФ, федеральных и областных законов, устава муниципальногообразования, а также в случае ненадлежащего исполнения, переданных им отдельныхгосударственных полномочий. Это означает, что глава муниципального образования,глава администрации в установленном Федеральным законом порядке может бытьотстранен от должности, а представительный орган местного самоуправления –распущен.
Депутатпредставительного органа, выборное должностное лицо местного самоуправленияможет быть отозван избирателями муниципального образования. Основаниями дляотзыва депутата представительного органа, выборного должностного лица местногосамоуправления могут служить только их противоправные решения или действия(бездействие) в случае подтверждения в судебном порядке. Основания отзыва ипроцедура отзыва депутата, выборного должностного лица устанавливаются уставоммуниципального образования. Депутат, выборное должностное лицо считаетсяотозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей,зарегистрированных в избирательном округе.
Реформаместного самоуправления предполагает активное вовлечение населения в управлениетерриторией. Конечно, далеко не все жители муниципального образования смогут принятьнепосредственное участие в работе органов местного самоуправления. НоФедеральный закон предусматривает и другие формы участия граждан в местномсамоуправлении. Это:
проявлениеактивной позиции на муниципальных выборах и местном референдуме;
участие всобраниях, конференциях по месту жительства, участие в публичных чтениях пообсуждению проекта устава и бюджета муниципального образования, программсоциально-экономического развития;
нормотворческаяинициатива;
высказываниесвоего мнения при проведении опросов;
принятиеактивного участия в социально значимых работах на территории своихмуниципальных образований.
И, пожалуй,одна из наиболее распространенных и наиболее значимых для каждого жителя формучастия населения в местном самоуправлении – территориальное общественноесамоуправление. Это когда граждане самоорганизуются по месту жительства длясамостоятельного и под свою ответственность решения собственных инициатив порешению вопросов местного значения. В ряде территорий органы ТОС ведут большуюработу по благоустройству охране общественного порядка, работе с детьми ипрестарелыми гражданами. Развитие территориального общественного самоуправлениябудет напрямую способствовать становлению местного самоуправления областей[12].
3. Современное состояние реформы и перспективы развития
Закон былпринят, однако его введение в полном объеме было отложено на два года, чтобыфедеральные и региональные власти смогли подготовиться к реализации закона напрактике. Столь длительный переходный период был объективно обусловленсложностью реформы.
За два года всубъектах Российской Федерации была проделана значительная работа: установленыграницы муниципальных образований, региональное законодательство приводится всоответствие с федеральным. На сегодняшний день практически повсеместно прошливыборы в представительные органы местного самоуправления.
КомитетГосударственной думы по вопросам местного самоуправления тщательно анализировалпроцесс реализации закона. Представители Комитета неоднократно выезжали врегионы для изучения проблем на месте, дважды проводились парламентскиеслушания. В итоге были определены положения федерального закона, требовавшиебезотлагательной корректировки, и приняты необходимые изменения и дополнения.
Для многихроссийских городов оказался очень непростым процесс установления границ инаделения муниципальных образований статусом городского округа. Ряд субъектовРоссийской Федерации пытались максимально отойти от поселенческой моделиместного самоуправления, аргументируя свое решение целесообразностьюформирования экономически устойчивых территориальных образований. Например, вцелях укрупнения муниципальных образований происходило искусственное объединениезначительного числа сельских поселений с городом и создание единого городскогоокруга.
Реализацияреформы выявила многие скрытые, застарелые проблемы – и во взаимоотношенияхгорода и села, и во взаимоотношениях города и субъекта Федерации. Но их можно инужно решать, в том числе исправляя ошибки, допущенные на первом этапе.
Звучалипредложения отложить реализацию нового закона еще на несколько лет. Комитетвыступает за то, чтобы дать тем, кто провел всю необходимую предварительнуюработу, возможность реализовать закон в полном объеме начиная с 2006 года. Поимеющейся информации, большинство регионов к ней уже готовы.
Вместе с тем естьопасения, что не все впервые избранные органы местного самоуправления смогут вполной мере осуществлять свои полномочия. Определенные трудности могутвозникнуть, если не будут решены вопросы формирования налоговой базымуниципальных образований; если органам местного самоуправления не будетвовремя передано имущество, необходимое для решения вопросов местного значения,если не будут решены иные организационные и управленческие задачи.
Дляурегулирования этих проблем переходный период продлен до 1 января 2009 года. Вэто время субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законамиопределять порядок решения вопросов местного значения во вновь образованныхмуниципальных образованиях.
Особенностиосуществления местного самоуправления в переходный период: Выборы органовместного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления вмуниципальных образованиях, образованных до вступления в силу настоящей главы,проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальныхобразований, за исключением случаев:
измененияграниц муниципального образования, повлекшего увеличение численности избирателеймуниципального образования более чем на 10 процентов;
преобразованиямуниципального образования;
продления илисокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актоморгана местного самоуправления сроков полномочий органов местногосамоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целяхсовмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц сднем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации»[13].
В.В. Путинподписал закон, предусматривающий перенос начала реформы местногосамоуправления в России с 2006 на 2009 год. Как сообщила пресс-служба Кремля,президент РФ подписал федеральный закон о внесении изменений в статьи 83 и 85федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ» и ряд других федеральных законов. Этот закон был принят Госдумой 21сентября 2005 года и одобрен Советом Федерации 5 октября. Документпредусматривают перенос начала реформы местного самоуправления в России с 1января 2006 года на 1 января 2009 года. Закон устанавливает, что в переходныйпериод порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселенийопределяется законами субъектов РФ, и органы местного самоуправлениямуниципального района могут самостоятельно решать эти вопросы. При этом с 1января 2006 года до окончания переходного периода положения федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Федерации» могутприменяться в полном объеме.
Главное,конечно, создать условия для роста благосостояния городов. Лучшее лекарство отбедности, как известно, это достойная заработная плата. Благосостояние городазависит от его конкурентоспособности, от возможности привлечь и удержатьбизнес. При этом понятие «благосостояние» шире, чем чисто экономический успех.Это безопасность на улицах, здоровый образ жизни, возможность создать семью,рожать здоровых детей, не опасаясь плохой экологии. Федеральная власть, дажеесли захочет, не может предоставить квартиру каждой молодой семье и обеспечитьуборку мусора в каждом городе.
Нофедеральная власть может и должна обеспечить каждому человеку свободу развития,защиту прав собственности для предпринимателей, защиту трудовых прав длянаемных работников, гарантии получения конкурентоспособного образования длямолодежи и социальную поддержку для инвалидов и ветеранов. А всем им вместе –защиту конституционного права граждан России на местное самоуправление, то естьна «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,пользование и распоряжение муниципальной собственностью»[14].
Насегодняшний день во многих областях утвержден план первоочередных мероприятий,создана рабочая группа по разработке нормативных правовых актов, предложений,рекомендаций, связанных с реформированием местного самоуправления. Проводитсятакже ревизия действующего областного законодательства. При этом составленперечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать и принятьво исполнение федерального закона. Органам местного самоуправления на местахданы методические рекомендации по выработке первоочередных задач пореформированию их системы.
Длякоординации работы непосредственно в городах и районах рекомендуется создать вадминистрациях муниципальных образований рабочие группы, организовать дляработников местного самоуправления постоянно действующий правовой семинар поизучению нового закона. Ведь в нем 86 статей, и такой объем информацииработникам сразу освоить затруднительно. Естественно, рекомендуется в указанныесроки привести действующие нормативные правовые акты в соответствие стребованиями положений нового закона.
К вопросамместного значения муниципального района будут относиться вопросы в основноммежпоселенческого характера, в частности, содержание и строительство автодорогобщего пользования между населенными пунктами, организация в границахмуниципального района электро- и газоснабжения поселений, предоставление людямобразования и другие подобные проблемы. Районный дом культуры, поскольку онвыполняет функции межпоселенческого характера, тоже окажется в ведениимуниципального района и т.д.
Тогда встаетвопрос: что будут из себя представлять в соответствии с новым законом органыместного самоуправления, которые займутся всей этой текущей повседневнойработой?
Их структурадовольно гибкая. Основу составляют органы, наличие которых обязательно. К нимотносится глава, представительный орган и местная администрация(исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования. Глава каквысшее должностное лицо может избираться населением непосредственно иливыбираться из состава представительного органа. Если глава муниципальногообразования не является главой местной администрации, то в этом случаепоследний назначается представительным органом по контракту на конкурснойоснове. Представительный орган избирается населением, но в муниципальном районеон может формироваться из глав и депутатов поселений.
В уставемуниципального образования могут предусматриваться и другие органы, вчастности, контрольные. Контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия могутизбираться на выборах или формироваться представительным органом. В целомструктура органов местного самоуправления определяется на местном референдумеили непосредственно представительным органом.
Заключение
В XIX векеразвитие самоуправления в городах стимулировало Городовое положение (1870 год).Избирательное право предоставлялось каждому городскому обывателю, если онвладел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или жеуплачивал в пользу города особый сбор. Городское общественное управление имелоширокую самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел.Утверждению губернской администрации или Министерства внутренних дел подлежалилишь наиболее важные постановления Думы.
Возрождениесамоуправленческих традиций в городах началось в ходе перестройки. Историческойвехой стало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, котораяопределила суть местного самоуправления как «самостоятельное решение населениемвопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальнойсобственностью» (ст. 130). Согласно российской Конституции органы местногосамоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же времяорганы местного самоуправления могут наделяться законом «отдельнымигосударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществленияматериальных и финансовых средств».
Еще одна вехав развитии местного самоуправления – ратификация в 1998 году Европейской хартииместного самоуправления. В Хартии подчеркиваются, прежде всего,общедемократические начала местного самоуправления, в ее преамбуле отмечается,что «органы местного самоуправления являются одной из главных основ любогодемократического строя».
Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» закрепил новые принципы организации местного самоуправления, в томчисле касающиеся его экономической основы. Однако этих принципов былонедостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивое социально-экономическоеразвитие городов.
Помимо работыс своим бюджетом, городские и сельские поселения будут обязаны заниматься,например, организацией в границах поселения электро-, тепло-, газо-, иводоснабжения, обеспечения населения топливом.
Всоответствии с законом органы местного самоуправления городского округа илимуниципального района могут наделяться отдельными государственнымиполномочиями. Но финансовое обеспечение этих отдельных государственныхполномочий осуществляется только за счет субвенций, предоставляемых местнымбюджетам из соответствующих бюджетов — федерации или региона.
Экономическойосновой местного самоуправления будут являться находящееся в муниципальнойсобственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные правамуниципальных образований. Каждое муниципальное образование, включая сельскиепоселения, будет иметь свой бюджет. Доходы от региональных налогов и сборовбудут зачисляться в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленнымзаконами субъектов федерации в соответствии с законодательством РФ. Длявыравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образованийсоздаются региональные и районные фонды поддержки.
Список литературы
1. КонституцияРФ. – АСТ: Астрель, 2003.
2. Налоговыйкодекс РФ. // Правовая система «Консультант Плюс».
3. Бюджетныйкодекс РФ. // Правовая система «Консультант Плюс».
4. Закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ.
5. Закон«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
6. Закон«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
7. Вопросыреформы местного самоуправления. // Вопросы экономики. – 2003. — №3.
8. Зачемнужно местное самоуправление? // Российская газета. / 2005. – 28 декабря.
9. Проблемыместного самоуправления. // Континет-Сибирь. – 2005. — № 48.
10. Россияи Романовы: Россия под скипетром Романовых. Очерки из русской истории за времяс 1613 по 1913 год. / Под. ред. П.Н. Жуковича. — М.: Россия, Ростов-на-Дону:Танаис, 1992.
11. ШевелевВ.Н. История России: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.