Ещё при жизни о нём ходило множество легенд, рассказывали совершенно невероятные истории. Так, очевидцы уверяли, что только от одного его взгляда злой, с недобрыми мыслями человек мог в одночасье поседеть; что пули отскакивали от него, в пример чему приводили племя голоков, однажды напавшее на его экспедицию в Центральной Азии. Сообщения о его гибели трижды появлялись в мировой прессе.
Николай Рерих действительно был уникальной личностью. Философ, мистик, археолог, писатель, путешественник. И ещё ¾ художник. Он написал более семи тысяч полотен, многие из которых находятся в самых престижных музеях мира.
Николай Рерих принадлежал к древнему скандинавскому роду, предки которого перебрались в Россию ещё в начале 18 века. В переводе на русский «рерих» ¾ богатый славой. Представители рода полностью оправдали своё имя, о чём свидетельствуют саги и предания, восхваляющие славные подвиги храбрых воинов Рерихов. Были в богатом славой роду и государственные мужи, много сделавшие для процветания своих стран ¾ Дании, Норвегии, епископы.
Родился Николай Рерих в Петербурге 10 октября 1874 года. Отец его ¾ Константин Фёдорович ¾ владел процветающей нотариальной конторой. . Николай вырос в благополучной обстановке русской семьи, принадлежавшей к верхушке среднего класса, со всеми связанными с этим положением преимуществами – например, возможностями контакта с писателями, художниками, учеными, которые были частыми гостями в доме Рерихов. Уже в раннем возрасте он проявил интерес и талант к самым разным занятиям. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал для исследований в их районе и взял юного Рериха с собой на раскопки древних захоронений. Захватывающий процесс раскрытия своими собственными руками тайн забытых веков зажег в нем любовь к археологии; эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Благодаря другим контактам, в нем развился интерес к коллекционированию доисторических предметов, монет, минералов. Он создал свой собственный гербарий для изучения трав и деревьев. С самого раннего возраста он проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником.
Семейный совет спокойно выслушал смелые прожекты юноши и постановил: он может учиться где угодно и на кого угодно, но, так как является наследником и продолжателем дела отца (нотариальная контора переходила со временем к Николаю), то просто обязан окончить юридический факультет. Возражения, обжалования и бунты не принимались. В итоге Николай выбрал юриспруденцию и живопись.
Рерих поступает в Академию Художеств. Он выполняет общие классные задания, при этом пытается работать самостоятельно над конечно же историческими темами. И чётко формулирует свою задачу: «пролитие света, иллюстрация родной истории» картина «Плач Ярославны» получает высшую оценку Академии.
Закончив фигурный, а затем и натурный классы, Рерих должен был сам выбрать руководителя и мастерскую. Выбрал Репина, но свободных мест не оказалось. Один приятель предложил пойти к Куинджи, который пользовался огромной популярностью и любовью среди учеников. Мудрый куинджи предоставлял ученикам полную свободу в творчестве. Наряду с обязательными пейзажами Рерих разрабатывает сюжеты на исторические темы. Своеобразный рассказ о древней Руси, о славянских поселениях, походах, о кудесниках и князьях. Целая серия исторических полотен на тему жизни русичей в 9 веке. Первая из них ¾ «Гонец» ¾ была написана в 1897 году. Есть у неё и другое название «Восстал род людской». Она была представлена на отчётной ученической выставке в Академии художеств и имела грандиозный успех. Не торгуясь, что не часто случалось с Третьяковым, он купил её для своей коллекции. За «Гонца» в 1897 году Академия досрочно присвоила Рериху звание художника.
Весной 1900 года в Париже открывалась Всемирная выставка. Художественный отдел представляли многие русские художники, в том числе и Рерих с картиной «Сходятся старцы». Но выехать сразу в Париж Рериху не удалось. Тяжело заболел отец. Он быстро терял память его всё раздрожало, и во всех, даже домашних видел врагов. Константину Фёдоровичу казалось, что у него хотят отобрать контору, разорить имение. Обстановка в доме становилась невыносимой. Отца пришлось поместить в клинику. Там он и скончался летом 1900 года. И только к осени, продав контору и получив долю от раздела наследства, Рериху удалось выехать во Францию. В Париже он снимает мастерскую на Монмартре и отправляется в студию Ф. Кормона, известного исторического живописца. Вопреки опасениям, у Рериха с мэтром сложились вполне искренние и дружеские отношения. В 1901 году Рерих вернулся в Париж. И в этот же году женился.
Они познакомились однажды летом на даче в Бологом. Встречались осенью в Петербурге. «Сегодня была Е. И. В мастерской. Боюсь за себя ¾ в ней очень много хорошего», ¾ записывает в дневнике Николай. Ей было 20. ему ¾ 25. к тому времени он был уже известным в творческих кругах художником – увы, с весьма скромным финансовым положением. Она была светской красавицей, окружённой кавалерами, украшением петербургских балов. Ему было сложно решиться сделать ей предложение. У неё было масса достоинств. Красота и чудный характер. Образование для женщины того времени блестящее: Мариинская женская гимназия (золотая медаль), Санкт-Петербургская музыкальная школа. Рисовала говорила на четырёх иностранных языках. Ещё, она великолепно играла на фортепиано, выступала с сольными концертами, ей предсказывали карьеру профессиональной пианистки. И наконец, происхождение и положение: дочь академика архитектуры Шапошникова, племянница композитора Мусоргского, внучатая племянница знаменитого полководца Кутузова. Самые интересные женихи предлагали ей руку и сердце. Оно блестящими партиями не прельщалась ¾ проявляя независимость от родителей, отклоняла выгоднейшие предложения. Отказала, к негодованию семьи, молодому миллионеру, наследнику (будущему владельцу) крупного пароходства. Она ждала настоящей любви
Предложение Николая Елена приняла вопреки воли всей семьи. Родня невесты боролась с влюбленными, как могла. Влюблённые сами отложили свою свадьбу на год ¾ из-за смерти отца Николая. Жених уехал во Францию завершать образование. Он пишет невесте из Парижа: «Без тебя не сдвинуть этих громад, висящих надо мною. Помнишь ли в сказке требовалась молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина невидимой рукой ведёт мужчину далеко».
Жене посвящал Николай Константинович много своих работ. На одном из таких полотен («Ведущая») к горным вершинам пробираются двое: женщина, уже ушедшая вперёд, ведёт за собой мужчину. Метафора.
Она вообще была добрым ангелом-хранителем семьи. Американцы в альбоме репродукций работ Николая Константиновича, один из разделов так и назвали: «Под крылом Елены Рерих». С самого первого года замужества она проводила лето на раскопках в Новгородской губернии, живя с мужем в землянках, просто одетая, как того требовала их совместная работа, на удивление всех её родных. Они, родные, не понимали, как она могла мириться с такими, на раскопках, первобытными условиями жизни. Крутой поворот для молодой дворянки: из бальных гостиных ¾ в землянку археолога. Грязь, старинные черепки, истлевшие берестяные грамоты. В одной из таких поездок в 1902 году появился на свет (буквально в походных условиях) первый сын ¾ Юрий. Так началась биография Елены Рерих ¾ замечательного философа 20 века. Путешественницы, писательницы, удивительной женщины. Жизнь жены русского художника: совместные семейные путешествия с вечным багажом ¾ коробками красок, кистей, кипой холстов. Второго сына ¾ Святослава, она родила в 1904году во время большого путешествия с художественными целями по русским городам.
Целью Рериха было сравнительное изучение стилей и исторического своеобразия русской архитектуры. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием, так как в каждом из посещенных ими мест Рериху удавалось открыть следы русского прошлого: древние монументы, церкви, городские стены, замки. Во многих случаях все это находилось в полном запустении в течение многих веков. Как археолог и историк искусства, Рерих понимал, что эти памятники старины являются ключом к истории русской культуры, и пришел к решению привлечь общественное внимание к этой проблеме и каким-то образом найти пути и возможности для сохранения и защите этих ценностей. В качестве первого шага к этой цели он написал серию из семидесяти пяти картин, изображающих древние строения. Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Н.К.Рериха, так как по возвращении в Санкт-Петербург он начал развивать план, который, как он надеялся, должен был привести к организации повсеместной защиты культурных ценностей. Тридцать один год спустя эта его деятельность увенчалась принятием международного Пакта Рериха. Такое направление мышления не было типичным для начала века; оно предвосхищало понимание важности сохранения культурного наследия.
В 1906 году Рериха назначают директором Петербургской школы общества поощрения художеств. По мнению Бенуа эта школа имела репутацию «самой закостенелой». Вот такое хозяйство и пришлось принять Рериху. Первое, что он сделал, заменил почти весь преподавательский состав, пригласил известных художников. Открыл помимо живописных классов, классы графики, чеканки, прикладного искусства. Создал новые мастерские: иконописную, рукодельную, ткацкую. Ввёл в программу уроки музыки, создал школьный хор. Во время каникул устраивал ученикам экскурсии в Великий Новгород, Псков. Посещение музеев было для них обязательным. За короткий срок Школа совершенно преобразилась. «Чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха», – писал Бенуа. Первая же выставка студентов привлекла весь Петербург.
В 1916 году судьба увела семью Рерихов из предреволюционной России: у Николая ¾ затянувшаяся жесточайшая пневмония. Чтобы переломить болезнь, по совету врачей едут в Карелию. Там и застала их революция. А поутру они проснулись за границей. В 17-м после октябрьских событий Карелия, как часть Финляндии, объявляется зарубежьем, граница перекрывается. Николаю Константиновичу удалось инкогнито добраться до Питера. Вернулся с такими наблюдениями, что на семейном совете было решено: возвращаться в российскую столицу при таких событиях не представляется возможным и нужным. В 1919 семья отправляется в Лондон.
В Лондоне Елена и Николай Рерихи «однажды случайно» встречаются с некой загадочной личностью. Дата важной встречи известна точно: 24марта 1920 года, обстоятельства встречи хранились Рерихами в тайне.
В мифологии многих стран существует предание о «сокровенных местах». По-разному именуют предания этот край: Беловодье, град Китеж, Шамбала. Там, по легендам, живут мудрецы, намного опередившие человечество в своём развитии, ушедшие по пути эволюции далеко вперёд ¾ высокие, чистые и мудрые души. Загадочная страна является, по сути, главным «штабом» эволюции человечества, и работа оттуда ведётся соответствующая. Также рассказывают, что страна эта затеряна где-то в горах и имеет реальные географические координаты, но вот отыскать это место или однажды встретить вестника «оттуда» можно лишь не случайно. Можно верить в это, а можно сомневаться: Рерихи утверждали, что их жизненными учителями были обитатели восточной Шамбалы. И именно с представителем загадочной страны жизнь свела Рерихов в Лондоне.
Рерихи работали на культуру, на просвещение, на внутреннее обогащение людей. Они считали целью своей работы привнесение в «просто жизнь» высоких материй.
Николай Константинович писал книги и удивительные картины. Существует мнение, что его полотна обладают исцеляющим эффектом. Он был признанным мастером цвета. Гагарин, впервые увидев в иллюминатор космический пейзаж, записал в бортовой журнал: «Краски, как на полотнах художника Рериха».
Елена Ивановна пробовала себя как переводчица ¾ именно она перевела с английского на русский язык и опубликовала в России фундаментальный многотомный труд Елены Блаватской «Тайная доктрина». Она хорошо писала сама. К славе совершенно не стремилась, книги выходили в свет под различными псевдонимами. Главный труд её жизни ¾ 14 томов Живой Этики (Агни Йоги, как её ещё называют), синтеза философии и науки, восточной и западной религиозной мудрости. Это очень не простая книга ¾ Учением 20 века именуют сегодня Живую Этику последователи Рерихов. «Живая Этика» выходила на разных языках (на русском в Латвии в 20-30 годы). У нас она всегда числилась в списках запрещённой литературы. «Живая Этика» вышла в свет без упоминания каких-либо фамилий на титульном листе. Елена Рерих всегда категорично отказывалась от своего авторства, она говорила, что лишь записала «продиктованную» восточными Махатмами весть для всего человечества. Первые строки были записаны ею 24 марта 1920-го ¾ после судьбоносной встречи в Лондоне. Последние ¾ спустя почти двадцать лет.
Отправившись в США с выставкой картин, Рерихи остаются там на три года. Собирают средства на исследовательскую экспедицию по Центральной Азии. Эта экспедиция ¾ мечта их жизни. Наконец им удаётся найти средства для её осуществления. Экспедицию согласились финансировать американские общественные организации и бизнесмены (например, миллиардер Генри Форд) при условии, что экспедиция будет проходить под американским флагом. В 1923 году, с целым экспедиционным отрядом, Николай и Елена Рерихи вместе с 21-летним сыном Юрием, отправляются в путь. Юрий, выучивший в Сорбонне несколько живых и мёртвых восточных языков, становить незаменимым переводчиком.
Индия. Археологические раскопки, монастыри, километры пути. Через три года, в 1926 году, через посольское консульство, они получили разрешение заехать в Россию. Николая Рериха приняли два наркома ¾ Чичерин и Луначарский. Позже Николай Константинович и Юрий отправились на Лубянку на приём к Дзержинскому. Пришли утром и сидели в приёмной много часов в ожидании. В один момент вдруг началась какая-то непонятная беготня и суета. К ним подошел доброжелатель: «Срочно уезжайте из Москвы, срочно из Союза! Только что у себя в кабинете умер Дзержинский». Они уезжают в Монголию ¾ но, рискуя, едут через Алтай, решив включить этот маршрут в план своей экспедиции. В Монголии их догоняет правительственная телеграмма, полученная советским консульством: художника Рериха немедленно вернуть в СССР, если же он ехать в Москву не пожелает ¾ семью арестовать и переправить через границу. Консул Быстров, уважающий Рерихов, рискуя собственной жизнью, просит экспедицию срочно уезжать из Монголии, а сам отправляет в Москву телеграмму: увы, экспедиция уже покинула страну.
Индия, Алтай, Монголия, Китай, Тибет, Индия. В трудном пути погибали люди, лошади, экспедиционные коллекции. Долгий путь, палатки, горные перевалы. Писались картины, записывались легенды, восточные религиозные тексты, изучались языки, история азиатских народов, восточное искусство. Искали следы Шамбалы. С монахами в монастырях и отшельниками разговаривала Елена Ивановна ¾ они ей доверяли. Побывали там, где никогда не ступала нога европейца. Пять с половиной лет шла беспримерная экспедиция по Центральной Азии. По окончании экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов у подножья Гималаев, с великолепным видом на долину и окружающие ее горы. Это место стало их домом на долгие годы. Здесь они организовали Гималайский Исследовательский Институт “Урусвати”, целью которого было изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований. Научные направления Института включали ботанику, этнографию, лингвистические исследования и изучение археологических находок. Под руководством отца сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели глубокое исследование по ботанике и древней медицине. С институтом сотрудничали известные учёные мира: Альберт Эйнштейн, Николай Вавилов, Луи ле Бройль.
Трагедией семьи Рерихов была невозможность вернуться в Россию. Николай Рерих писал: «Каждый из нас в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности».
С 1936-го посылали они и письма и запросы в советские консульства, в Москву. Безрезультатно. В 1947-м году в то, что скоро вернуться с Россию, так верилось, что даже собрали вещи, отправили в порт ящики с картинами. Николай Константинович умер что называется «на чемоданах». Воспаление лёгких. 13 декабря 1947 года его не стало. По индусскому обычаю тело его предали огню, а прах развеяли с вершины горы.
Старший сын ¾ Юрий ¾ один из всей семьи вернулся в Советский Союз. Во время визита в Индию советской делегации он просто подошёл к Хрущёву с просьбой разрешить ему вернуться.
Святослав женился на звезде индийского немого кино Девике Рани и остался жить в Индии. Умер он в январе 1993 года, завещав наследие Рерихов России.
Елена Ивановна до самой смерти трудилась, руководила рериховскими обществами всего мира, отправляла невероятное количество писем с комментариями к «Живой Этике». Она ушла от нас в октябре 1955 года.