Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий

–PAGE_BREAK–Таким образом, значение развития математических представлений в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самоценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.
1.3 Педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий
В педагогическом словаре педагогические условия понимаются, как обстоятельства, от которых что-либо зависит.
Под комплексом педагогических условий понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств в процессе обучения, и является результатами целенаправленного отбора, применение элементов содержания, методов, а также организационной эффективности обучения для достижения определенных дидактических целей.
Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.
Возрастные особенности.
3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Центральной функцией становится память. В этом возрасте проявляется кризис трёх лет. Ребёнок в этом возрасте может впитывать огромное количество информации о внешнем мире. В этом возрасте у детей мышление наглядно – действенное. Операции мышления не развиты. Память двигательная, эмоциональная.
Повышается произвольность поведения ребенка (ребенок может действовать так как надо).маленький ребенок действует с предметами, старший дошкольник устанавливает взаимосвязи, задает вопросы.
Старшие дошкольники предпочитают интеллектуальные занятия, а младшие игровые, практические.
Старший дошкольник овладевает более сложными видами деятельности, где требуется произвольная регуляция, умение соотносить реальные действия, умение оценивать действия и результаты, с действиями происходящими на экране.
Старшие дошкольники могут принимать и понимать учебную задачу, т. е. они понимают, что выполняют то или иное действие не с конкретной точки зрения, а с общей.
Таким образом, старший дошкольник легко может управлять действие компьютерной игры.
Другим условием является использование различных форм и методов обучения.
Развитие математических представлений посредством информационных технологий осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия.
Основным методом развития математических представлений посредством компьютера является комплексный метод развития игры (Е. В. Зворыгина).
Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач всё усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:
1.     Содержательная и эмоциональная подготовка детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере. В подготовке участвуют педагог КИК, воспитатели, родители.
2.     Обучающая игра на компьютере.
3.     Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.
4.     Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей в игровом зале, а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно – ролевых, дидактических и т.д.; в разных видах деятельности детей – в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.
Ведущим методом обучения является метод показа и объяснения.
Метод показа – один из важных в обучении дошкольников.
Показ и объяснение используются для того, чтобы дети поняли как необходимо работать с программой, игрой.
Используются и словесные методы и приёмы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово).
Особое место в руководстве занятием по развитию дошкольников посредством компьютера занимают игровые приёмы. Игра пронизывает всё занятие. В каждом занятии имеется сюжетная линия, которая в процессе занятия плавно переходит от одного компонента в другой.
В процессе обучения детей посредством компьютера на занятии применяется: индивидуальная и подгрупповая формы организации обучения.
— индивидуальная форма организации обучения заключает в себя много положительных факторов, педагог имеет возможность определить задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка.
— подгрупповая форма организации обучения, предполагает не более шести человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но не в коем случае не совпадение в уровнях развития.
Следующим условием является интерес у детей к компьютеру.
Интерес детей к занятиям посредством компьютера влияет на качественное усвоение детьми необходимой информации.
Направление интереса (Иванова Е.):
1.                Нейтральное отношение. Ребенок не проявляет интереса к компьютеру ни при знакомстве с ним, ни в дальнейшем. Такие дети вообще отличаются низким уровнем развития познавательной активности и, как правило, не проявляют интереса и к другим видам деятельности. (Однако следует помнить, что некоторые дети не готовы к овладению именно этим видом деятельности, они ещё не созрели до уровня, позволяющего им самостоятельно контактировать с компьютером, значит, отсутствие интереса будет проявляться у них только по отношению к компьютеру).
2.                Постепенное снижение интереса. Чаще всего наблюдается у детей, не готовых к подобной деятельности. Характерно, что угасание интереса не всегда означает неразвитость мотивационно- потребностной сферы, но может свидетельствовать о склонности ребенка к другим видам деятельности. Первоначальный интерес к компьютеру может быть достаточно сильным, но, удовлетворив потребность в новых впечатлениях, доступных ребёнку по уровню его развития, он неизбежно снижается.
3.                Стабильный интерес. Может характеризоваться различными уровнями. Особое внимание педагогов должны вызывать дети, проявляющие стабильный интерес высокого уровня. Изучение особенностей их мыслительной деятельности, склонностей и личностных качеств позволяет не только найти индивидуальный подход к ним, но и выявить (что вполне реально) их дальнейшую профессиональную ориентацию.
4.                Постепенное повышение интереса. Детей этой группы характеризует достаточно развитая познавательная потребность, выражающаяся в активном, заинтересованном отношении к новому, в стремлении к новым знаниям, в пытливости, любознательности.
Зная направление интереса ребенка можно скорректировать методику работы в соответствии с индивидуальными особенностями личности каждого ребёнка.
Важнейшим условием является индивидуальные особенности детей.
У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу КИК необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений, подбирая необходимый вид помощи (по М. Н. Костиковой):
·              стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений;
·              эмоционально – регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого);
·              направляющая помощь (исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль – взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребёнком);
·              обучающая помощь (т. е. научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).
Таким образом, все вышеперечисленные условия развития математических представлений посредством информационных технологий эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность.
Вывод по главе I
Подводя итоги теоретического исследования изложенного в I главе выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:
1.           В педагогической теории проблема оптимизации развития математических представлений посредством информационных технологий в условиях современного ДОУ несмотря на достигнутые успехи остаётся до сих пор недостаточно решённой.
2.           Нами определён комплекс педагогических условий: учёт возрастных особенностей при подборе компьютерной игры; использовать различные формы и методы; развивать интерес у детей; учитывать индивидуальные особенности детей.
3.           На основе теоретического анализа литературы по проблеме оптимизации развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий, нами решены следующие задачи:
·        выявить сущность понятия «новые информационные технологии»;
·        изучены особенности развития количественных представлений у старших дошкольников;
·        теоретически обоснованы и раскрыты педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников
2.1 Описание констатирующего эксперимента
Базой исследования является ДОУ № 97 г.Магнитогорска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с января по март 2007 года.
Исследовательская работа включает в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента:
Выявить начальный уровень количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи данного эксперимента:
1.                Провести диагностику уровня развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.                Проанализировать полученные результаты.
Для проведения эксперимента была использована диагностика разработанная И.И. Аргинская.
Цель диагностики:
Выявить представления детей о счете предметов и об их упорядоченности.
Материалы:
Картонные круги диаметром 5 см. с точками.
На столе лежат круги с разным количеством точек. Круги расположены в беспорядке. Ребенок должен расположить эти круги в ряд по порядку.
В одних кругах точек мало, в других много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки.
Критерии оценок:
I уровень – задание выполнено самостоятельно и полностью верно.
II уровень – допущены 1-2 ошибки.
III уровень – допущены 3-4 ошибки.
IV уровень – допущено более 5 ошибок.
Результаты диагностики представлены в приложении 1, рисунок 1.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать серию занятий на этапе формирующего эксперимента.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего этапа эксперимента.
2.2 Описание формирующего эксперимента
Цель:
Разработать и апробировать серию занятий по математике посредством информационных технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
формировать представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части целом.
Для реализации цели и задач формирующего эксперимента нами была разработана программа формирующего эксперимента на основе разработанных компьютерных игр (Кривенкова Н.А., Осипова Т.Г., Горвиц М.Г, Пикельнер Б.Л., Яворончук Л.А.), которая включает в себя серию занятий по развитию количественных представлений посредством информационных технологий.
Сроки проведения формирующего этапа эксперимента с февраля по март 2007 года.

Тема
занятия
Цель
Методы
обучения
Средства обучения
Связь с другими видами деятельности
Дальние страны
1.Закреплять названия цифр
2.Упражнять детей в порядковом и обратном счете
Метод комплексной организации занятия, объяснение и показ работы с программой.
Информационные технологии
Занятия по математике, дидактические игры
Архитектор
Учить детей определять состав числа, видимый как модель
Объяснение, Метод комплексной организации занятия, показ, наглядность, беседа, игровой приём
Информационные технологии
Занятия по конструированию, математике.
Рассади зрителей
1.Закреплять навыки порядкового счета
2.Учить детей соотносить количество «зрителей» с цифрой, указанной на карточке клоуна.
Метод комплексной организации занятия, показ, наглядность, беседа, игровой приём
Информационные технологии
Занятия по математике, дидактические игры
Все игры рассчитаны на несколько занятий. Задачи в играх постепенно усложняются.
Методические рекомендации по развитию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством информационных технологий:
1.                Не навязывать ребенку темп игры. Давать больше времени на обдумывание и осмысления задачи поставленной компьютером.
2.                У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу КИК необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений (виды помощи по Костиковой).
3.                Правила компьютерных игр должны объясняться детям заранее.
4.                Компьютерным играм, направленным на развитие математических представлений должны предшествовать традиционные занятия по математике.
5.                Для развертывания самостоятельной игры после окончания компьютерной игры хорошо поддержать заданную в ней игровую ситуацию. С игрой можно связать и гимнастику для глаз. В результате получается как бы импровизация детьми компьютерной игры в новых условиях.
Таким образом, если использовать данные методические рекомендации в практической деятельности педагогов, то повысится эффективность занятий посредством информационных технологий.
2.3 Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов
Констатирующий и формирующий этап эксперимента проходили в естественных условиях функционирования ДОУ № 97. В ходе эксперимента мы проверяли эффективность информационных технологий в ДОУ для развития математических представлений у дошкольников. Эксперимент проходил в рамках разработанной нами программы, с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. А сравнение результатов эксперимента проводилось на основе результатов нулевого и промежуточного срезов. Эффективность экспериментального исследования мы определили в соответствии с динамикой развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.
    продолжение
–PAGE_BREAK–