Сочинениена тему: «?»
Ученика9 класса «Г»
СергееваГригорияКонстантиновича
Преподаватель: Романова ЛюдмилаАнисимовна
Оценка: хорошо
«Горе от ума»- одно из ярчайшихпроизведенийрусской литературы.Комедия быланаписана послеОтечественнойвойны 1812 года, в период подъемадуховной жизниРоссии. В этовремя становитсяочевиднымраскол в дворянскойсреде. Влияниеидей французскихпросветителей, европейскихреволюционеров, рост национальногосамосознанияпосле войны1812 года сформировалидекабристскуюидеологию, объединилимногих молодыхдворян в стремленииизменить русскоеобщество. Однакобольшая частьрусского дворянстваоставаласьглуха или враждебнак новым веяниям.Именно этуситуацию, этотконфликт изапечатлелГрибоедов всвоем произведении.
Молодоедворянствов комедиипредставляетв комедии лишьодин человек– АлександрАндреевичЧацкий. Емупротивопоставленцелый кругдворян с наиболееконсервативнымивзглядами. Этоткруг принятоназывать «фамусовскимобществом».Это названиене лишено смысла.Действительно, центральнойи наиболееподробно изображеннойфигурой здесьявляется ПавелАфанасьевичФамусов, в монологах, репликах ипоступкахкоторого наиболееясно видны тезаконы, по которымживет и все егоокружение, единое в своихвзглядах нажизнь. Такимобразом, Чацкомупротивостоитцелый жизненныйуклад, совокупностьпривычек ипредрассудков, все общество, а не отдельныеличности.
В пьесе, гдеизображен всеголишь один деньв доме Фамусова, Грибоедовзатронул наиболееважные вопросывремени: о воспитаниии образовании, о службе отечествуи гражданскомдолге, о крепостномправе и преклоненииперед всеминостранным.Он показалборьбу «веканынешнего»и «века минувшего»в лице Чацкогои фамусовскогообщества.
В доме Фамусоваотношения междулюдьми построенына лжи и лицемерии.Основные занятияобитателейэтого дома –«обеды, ужиныи танцы». И вотв этот дом, гдепороки прикрытыпоказнойдобродетельностью, вихрем врываетсяЧацкий. В образеЧацкого Грибоедовпоказал человеканового складаума и души, воодушевленногопередовымиидеями, готовогопойти противобщества радисвоих идеалов.
В основепьесы лежитлюбовная драма, под которойскрываютсясоциальныйи идеологическийконфликты. Вэтих конфликтахи раскрываетсяхарактер Чацкого.
Чацкий приезжаетв дом Фамусовак девушке поимени Софья, которую любит, но эта девушкаизменила ему.Чацкий страдаетоттого, чтоСофья предпочлаему недалекогои услужливогоМолчалина, укоторого иесть-то всегодва таланта:«умеренностьи аккуратность».При всех своихдушевных задаткахСофья целикоми полностьюпринадлежитфамусовскомуобществу. Онане может полюбитьЧацкого, потомучто он складомсвоего ума идуши полностьюпротивостоитэтому обществу.Софья входитв число «мучителей», оскорбившихсветлый ум ипламенноечувство Чацкого.Поэтому личнаядрама Чацкогоперерастаетв общественнуюи определяетего судьбу какодинокогомечтателя вфамусовскоммире.
Чацкогомучают общественныепроблемы, онпонимает весьужас крепостногоправа, при которомобречены нагонения всякаянезависимаямысль, всякоеискреннеечувство, когда«от матерей, отцов отторженныхдетей» сгоняют«на крепостнойбалет», чтобыудовлетворитьжелание барина, когда людейменяют «наборзые трисобаки». Чацкийвидит, что увласти стоятлюди, которыхне волнуютпроблемы народаи государства, они лишь:
Защиту отсуда в друзьяхнашли, в родстве,
Великолепныесоорудя палаты,
Где разливаютсяв пирах и вмотовстве.
И, конечно, в таком обществеблаженствуютне Чацкие с ихумом, а Молчалины, умеющие «таммоську вовремяпогладить, тамв пору карточкувтереть». Итакой человеккак Чацкийнавсегда будетизгнан из подобногообщества.
Чацкий – эточеловек новогомира. Он не принимаетзаконов старойМосквы. У негосвое представлениео служенииотечеству. Поего мнению, надо служитьчестно, «нетребуя ни местни повышеньяв чин». Чацкийвыступаетпротив людей, которые ценятлишь богатстваи чины, боятсяправды и просвещения.Прогресс обществаон связываетс расцветомличности, развитиемнаук и просвещения, что чуждофамусовскомуобществу. Человек, получившийхорошее образование, обладающийблестящим умом, Чацкий не желаетпринимать заобразцы таких, как МаксимПетрович (идеалФамусова), потомучто не видитв них никакихнравственныхдостоинств.Чацкий ставитпод сомненьеморальныйавторитетотцов, говоряо «подлейшихчертах житья»и сравниваяновый век свеком минувшим, отнюдь не впользу последнего.Чацкий не толькообличитель, он еще и борец.Борец за дело, за идею, за правду.В течение пьесымежду Чацкими обществомпроисходитсвоеобразныйсловесныйпоединок, вкотором каждаясторона отстаиваетсвое мнение.В обществеФамусова идеиЧацкого, егоречи и взглядыостаются непонятыми.Чацкому хочетсявысказать все, что накопилосьу него на душе.Поэтому на балув доме Фамусоваон восстанавливаетпротив себявсех собравшихся.Общество, почувствовавэто, поверглоего и осмеяло.Окружение мститЧацкому заправду, которая«глаза колет», за попыткунарушить привычныйуклад жизни.Любимая девушка, отворачиваясьот него, ранитгероя большевсего, распускаяслух о егосумасшествии.Вот парадокс: единственныйздравомыслящийчеловек объявленбезумцем. «Так! Отрезвилсяя сполна» — восклицаетЧацкий в концепьесы. Что жеэто – признаниепоражения илипрозрение? Да, конец у этойкомедии далеконе веселый, ноправ Гончаров, сказавший офинале так:«Чацкий сломленколичествомстарой силы, нанеся ей, всвою очередь, смертельныйудар качествомсилы свежей».Роль всех Чацких– «страдательная», но в то же времявсегда победительная.Но они не знаюто своей победе, они толькосеют, а пожинаютдругие.
Но в то жевремя, еслирассматриватьЧацкого спрактическойточки зрения, то он побежденный.Почему? Да потому, что он не смоготстаиватьсвои идеалыи дальше, хотяесли бы он твердоверил в них, тодолжен былбороться заних до конца.Но он не выдержал, он ушел и темсамым далфамусовскомуобществу поводсчитать себяпобежденным.Уйти можеткаждый. Но намой взгляд, этопоступок слабого.Сильный человекдолжен остаться, должен собратьвокруг себяпрогрессивныхлюдей, могущихпротивостоятьобществу. Атакие людиесть, и в комедииони упоминаются: двоюродныйбрат Скалозуба, князь Федори другие. Житьв обществе, несмотря нина что, боротьсясо всеми егопороками – вотпоступок победителя.