Государственная собственность на землю

Государтсвенная собственность на землю
Государственная собственность на названные вещественныефакторы производства — это такая форма их присвоения, при которой субъектомправа владения, пользования и распоряжения является государство. При этом еслиправо владения и распоряжения подавляющей массой ресурсов принадлежитгосударству, которое законодательно выводит их за рамки экономического оборотатоваро-материальных ценностей и передает, в частности, землю, в бессрочное итак называемое бесплатное пользование, — то перед нами государственнаясобственность в том виде, в котором она сложилась и была основой плановойэкономики.
Государственная собственность на вещественные факторыпроизводства в рыночной экономике принципиально ничем не отличается от частнойсобственности любого юридического лица в том смысле, что государство в ходевладения, пользования и распоряжения производственными ресурсами подчиняетсярыночным правилам игры, которые устанавливаются гражданским правом.
Поэтому можно заключить, что частная и государственная формысобственности на вещественные факторы производства различаются толькоприменительно к разным экономическим системам — плановой и рыночной. Эторазличие устанавливается только в рамках взаимосвязи форм собственности ихарактера экономического оборота товарно-материальных ценностей. В пределахэтой взаимосвязи оказывается, что в плановой экономике государственная собственностьна вещественные факторы производства фактически слита, сращена с управляющейфункцией государства в экономике. Со временем, когда источники экономическогороста в экстенсивном режиме оказываются исчерпанными, сохранениегосударственной собственности обрекает экономику на неподвижность. Устранениеэтой формы собственности путем приватизации и разгосударствления содновременным отделением государственной собственности от управляющей функциигосударства — обязательное стартовое условие перехода к рыночной экономике.Опыт 1991—1993 г. г. свидетельствует о том, что отделение государства каксобственника от государства как функции является едва ли не главной проблемойпереходной экономики. Если эта проблема решается не на основе синхроннойприватизации всех вещественных факторов производства, то либо нарушаютсяхозяйственные связи в экономике, либо останавливаются экономические реформы.
Важно иметь в виду, что высокая доля государственнойсобственности и в условиях рыночной экономики может сделать таковую во многомчисто номинальной, существенно замедлить скорость воспроизводства общественногопродукта (время производства и рабочий период). Потому что и в условияхрыночной экономики государство, передавая принадлежащие ему объектысобственности во владение и пользование гражданам и юридическим лицам (аренда,залог, доверительное управление и т.д.), но сохраняя право распоряжения,оказывает тем самым воздействие той или иной силы (в зависимости от долигосударственной собственности в общей ее массе) на динамичность рыночнойэкономики, ее конкурентность и т. д.
В современной российской экономике доля государственнойсобственности прежде всего на землю и другие природные ресурсы такова, что явносдерживает выход экономики из кризиса. Колоссальный природный потенциал Россииоказывается вместе с тем весьма сложным объектом, когда речь идет опреобразовании экономических отношений и форм, складывающихся в ходеиспользования этого потенциала. А так как природный потенциал образуетестественную основу материального производства, то таково же положение иэкономических отношений, складывающихся в рамках этого потенциала, в системеэкономических отношений в целом.
Поэтому весьма важна натурально-вещественная структурагосударственной собственности. Мера влияния ее на экономику определяется непросто долей государственной собственности, но главным образом удельным весомэтой собственности на вещественные факторы, которые используются в материальномпроизводстве. В этом случае имеет значение тип экономического роста. В условияхрыночной экономики и при интенсивном характере общественного производствагосударственная собственность в основном сосредоточена в социальной.сфере,ВПК, экологии. Так, в США около 30% земельного фонда страны принадлежитгосударству. Но это, в основном, земли природоохранного, природно-заповедного,оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Земли,например, сельскохозяйственного назначения, находятся в частной собственностифермеров. Ни федеральными законами, ни законами штатов не ограничиваетсяхарактер и объем земельной собственности, которой могут владеть личность иликорпорация. Ограничения связаны, главным образом, с целевым использованиемземли той или иной категории. Цены на землю регулируются спросом ипредложением.
Доля государственной собственности в рыночной экономикеопределяет и методы государственного регулирования. Оно осуществляется, восновном, посредством государственного бюджета, то есть управлением налогами,ставками процента, изменением доли и структуры государственной собственности.Так, при напряженном, а тем паче кризисном положении экономики, государствосокращает долю принадлежащей ему собственности прежде всего в сферематериального производства. Примером может служить приватизация в Англии,проведенная в 1970—80 г. г.
Рассматривая трансформацию отношений собственности, в томчисле собственности на землю, в ходе формирования рыночной экономики, следуетконстатировать, что этот процесс может осуществляться в форме приватизации иразгосударствления.
Это взаимосвязанные составляющие единого процессапреобразования государственной собственности, сложившейся в плановой экономике,в частную собственность граждан и юридических лиц. Единство сущности конечногорезультата приватизации и разгосударствления — создание условий дляформирования соответствующего сущности рынка процесса обмена всех факторовпроизводства, делающего частную собственность экономической реальностью.
Различие между приватизацией и разгосударствлением в рамкахединого процесса преобразования отношений собственности вытекает из взаимосвязиформ собственности и форм ее реализации (форм рынка в его узком понимании какфазы обмена) и определяется способом отчуждения производственных ресурсов.Приватизация — это смена собственника ресурса путем, как правило, актакупли-продажи, то есть путем реализации в той или иной форме (приватизационныечеки, продажа, бесплатная передача и т.д.) принадлежащей государствусобственности гражданам и юридическим лицам, то есть создание частнойсобственности. Государство как собственник соответствующих объектов такжеоказывается в этом случае частным собственником как юридическое лицо.
Изменение государственной собственности путем ееразгосударствления состоит в том, что объект собственности передается гражданами юридическим лицам в аренду, залог, доверительное управление. То есть различиямежду приватизацией и разгосударствлением пролегают по линии объема правсобственника. В первом случае собственник обладает правом владения, пользованияи распоряжения объектом собственности и результатами использования объекта, вовтором случае — только правом распоряжения объектом собственности. Различия,таким образом, основаны на том, что отношения собственности представляют собойединство прав владения, пользования и распоряжения объектом собственности,следовательно, на том, что объект собственности может одновременно принадлежатьразным физическим или юридическим лицам.
Содержательная однородность приватизации и разгосударствлениякак форм рыночной экономики состоит в том, что, например, арендуемый илизаложенный объект собственности может переходить тем или иным путем всобственность арендатора или залогодержателя. Нормальное функционированиерыночной экономики предполагает наличие определенного соотношения между разнымиформами отчуждения собственности, то есть между отношениями купли-продажи,залога, аренды и т.д. Это соотношение определяет интенсивность движенияотношений собственности, а следовательно, и экономической системы в целом. Этосоотношение зависит от структуры рынка, в частности, от удельного веса в немземли и других элементов недвижимости. Малая эластичность, например,предложения земли относительно спроса на землю и цены земли обусловливаетнизкую интенсивность процесса обмена на земельном рынке. С другой стороны, рыноккапитала характеризуется большой мобильностью, следовательно, изменчивостьючисленных значений соответствующих экономических форм. В нормальной рыночнойэкономике ее интенсивность определяется, таким образом, как средневзвешеннаяинтенсивностей рынков разных вещественных факторов производства. Таким жеобразом складывается и уровень рыночных форм. Силой данного экономическогомеханизма обеспечивается сбалансированность рыночной экономики.
Следовательно, перекосы в современной переходной российскойэкономике можно объяснить прежде всего разным состоянием отношенийсобственности и характером обращения разных производственных ресурсов, в первуюочередь, средств производства и земли. В этом же направлении действует имонопольное положение основных видов природных ресурсов в связи с ихпринадлежностью к государственной собственности. Опыт существования рыночнойэкономики свидетельствует о том, что в собственности государства должнынаходиться, главным образом, объекты социального, экологического, оборонного и иногообщенационального назначения. Вещественные факторы производства, с применениемкоторых функционирует материальная сфера, в рыночной экономике должны, какправило, принадлежать в качестве частной собственности гражданам и юридическимлицам. Критерием тут служит объем продукции, не менее 2/3 которой должнопроизводиться в рамках, в данном случае, частной формы собственности. Этоозначает, что нормально функционирует только моноукладная экономика. Поэтомусущность перехода к рыночной экономике состоит в трансформации моноукладнойэкономики одного типа в моноукладную экономику другого типа. И не более того.
Сторонники так называемой многоукладности применительно кземлям сельскохозяйственного назначения под таковой понимают сосуществованиеколлективных сельскохозяйственных предприятий как крупных землепользователей ипроизводителей сельскохозяйственной продукции, личных подсобных хозяйств икрестьянских (фермерских) хозяйств. При этом под частными земельнымисобственниками понимают, как правило, фермерские хозяйства. Какая формасобственности у коллективных сельскохозяйственных предприятий, при этом неуточняется. Но если учесть, что именно эти землепользователи потребляютпрактически все те дотации, которые государство выделяет АПК, то можно считать,что собственность на землю остается государственной.
При этом сторонники многоукладности в части земли нередкоссылаются на опыт западных стран в этой области (на дотации государствасельскому хозяйству и т.д.). Как в реальности обстоит в этих странах дело? В западныхстранах с нормальной рыночной экономикой нет никакой многоукладности, тем болеенет и никогда не было коллективных сельскохозяйственных предприятий. Так, в США300 тыс. фермерских хозяйств (14% всех ферм), имеющих годовой объем реализациисвыше 100 тыс. долл. на одну ферму, производят более 70% всей товарнойпродукции. На них занято примерно 80% всех наемных сельскохозяйственныхрабочих. На другом полюсе примерно 1400 тыс. хозяйств (63% всех ферм), которыеежегодно производят сельскохозяйственной продукции на сумму менее 20 тыс. долл.Доля этих ферм в производстве сельскохозяйственной продукции не более 9%.Большая часть этих ферм убыточна [5]. Причем средняя площадьсельскохозяйственных угодий, приходящихся на одну ферму, составляет 100—200 га,общая численность занятых в сельском хозяйстве США — 2,2%. Государственныедотации, имеющие место в США, предоставляются, таким образом, убыточным фермам,которые не определяют экономику аграрного сектора.
Понимание частной и государственной собственности на средствапроизводства и землю как единства экономического содержания и юридическойформы, то есть исходя из конкретных форм реализации права владения, пользованияи распоряжения объектом собственности, позволяет представить процесспреобразования отношений собственности как приватизацию и разгосударствление.Это взаимосвязанные составляющие единого процесса преобразованиягосударственной собственности, сложившейся в плановой экономике, в частнуюсобственность граждан и юридических лиц.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выход российскойэкономики из кризиса во многом связан со структурным аспектом приватизации иразгосударствления.
Попытки осуществлять общественное производство присодержательно неоднородных экономических отношениях в основных блоках экономикинеизбежно сопровождаются перекосами и деформациями. Современный опыт переходароссийской экономики к рынку свидетельствует о том, что в силу общего рыночногосостояния экономики (приватизация, либерализация цен и т. д.) нерыночныйхарактер экономических отношений применительно, например, к земле и другимприродным ресурсам приводит к росту нагрузки на те сферы экономики, где этиотношения являются в большей мере рыночными. Это выражается в росте налоговогопресса на прибыль, минимизации инвестиций в материальное производство,недоступности кредита и т. д. Создается парадоксальное положение, когда меры поформированию рыночной экономики являются одновременно и мерами по еесдерживанию. Без устранения источников перекосов в системе экономических отношенийприменительно к основным вещественным факторам производства — производственнымосновным фондам и земле — преодолеть кризис чрезвычайно сложно. По сути,преодоление сложившихся деформаций и должно стать основным содержаниемпредстоящего этапа выхода из кризиса.
Это свидетельствует о том, что нормально функционировать можеттолько такая экономика, в которой установились господствующие, содержательнооднородные экономические отношения собственности на вещественные факторыпроизводства. Опыт рыночной и плановой экономических систем подтверждает, чтоимеет право на нормальное существование только моноукладная экономика, то естьтакая, в которой не менее 2/3 («львиная доля») совокупногообщественного продукта производится хозяйствующими субъектами, относящимися кгосподствующей форме собственности и представляющими ее. Данная пропорцияоставляет, следовательно, место для всякого рода рудиментарных и утопическихэкономических отношений и форм. Но это не означает наличия какой-либомного-укладности. При этом одно и то же экономическое отношение и выражающаяего правовая форма могут быть в рамках одних господствующих отношенийсобственности адекватными этим последним, в других — рудиментарными. Примероммогут служить арендные отношения и постоянное (бессрочное) пользование землей.Первые являются частью земельного рынка в рыночной экономике, но случайными — вэкономике плановой; вторые служат формой реализации государственнойсобственности на землю в плановом хозяйстве, но представляются рудиментарнымтитулом земельной собственности в условиях рынка.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru