Специализация, кооперирование, концентрация в таможенном деле» Выполнил: студент дневного отделения 2 курса гр.13214 Т.Д. Теслин Максим Васильевич Научный руководитель: Кемаев Константин Валерьевич Нижний Новгород 2007 г. Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Глава 1. Сущность кооперирования, концентрации и специализации в
таможенном деле 1.Сущность кооперирования в таможенном деле 2. Сущность специализации в таможенном деле 3. Сущность концентрации в таможенном деле 10 Глава 2. Экономическое значение концентрации, кооперирования и специализации в таможенном деле. 1.Проблемы специализации, кооперирования и концентрации в таможенном деле 2.Возможные пути решения проблем специализации, кооперирования и концентрации в таможенном деле 15 2.3.
Экономическая эффективность специализации, концентрации и кооперирования 17 Заключение 27 Список исследованных источников и литературы 29 Введение Актуальность темы исследования. Роль концентрации, кооперирования и специализации, является очень важной в таможенном деле. Это экономические приёмы, которые влияют на экономическую эффективность таможенных органов, следовательно, – на макроэкономические показатели развития всей страны в целом.
Специализация – это процесс, который является следствием многих факторов, особое место из которых занимает концентрация однородного производства. Специализация производства таможенных услуг развивается только в том случае, если появляется объективная необходимость, если становиться экономически выгодным, применять новые технологии и модифицировать деятельность таможенных органов. Цель и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение сущности и проблем специализации,
кооперирования, концентрации в таможенном деле. Для достижения указанной цели решаются такие вопросы, как: сущность, понятие, формы специализации, концентрации и кооперирования в таможенном деле, их проблемы и пути решения, оценка экономического значения этих явлений. Методы и методология. В основу методологии положен комплексный подход, т.к. в ходе исследования применялись разные методы, а именно: системный, статистический, моделирование и прогнозирование.
Временные и пространственные рамки. Исследование охватывает последнее десятилетие развития таможенного дела. Что касается пространственных рамок, то исследование актуально в рамках РФ и её таможенной территории. Научная новизна. Научная новизна данного исследования заключается в анализе принятых в РФ законов и других нормативно-правовых актов в сфере таможенного дела, рассмотрении проблем и предложенных путей их решения. Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы. В первой главе описывается сущность и проблемы специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле. Во второй главе проводится анализ проблем, эффективности специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле. Библиографический обзор. Из всего объема использованной литературы и источников информации хочется особо выделить сайт www.vch.
ru, на котором подробно и обобщенно изложены все законы, нормативно-правовые акты, на которые я опирался при написании работы. А вот учебник А.В. Якушева «Таможенное дело» не дал мне тех сведений, которых я от него первоначально ожидал, поскольку по каждой теме описываемой в учебнике приведено очень мало информации. Глава 1. Сущность кооперирования, концентрации и специализации в таможенном деле 1.Сущность кооперирования в таможенном деле Под кооперированием в таможенном деле понимаются планово-организованные
связи между таможенными организациями, которые представляют собой выполнение работ одними таможенными организациями для других. Кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей между таможенными органами, строгим соблюдением технических условий таможенных организаций-смежников. В кооперировании особое место занимают производственные связи различных таможенных органов. Их необходимость вытекает из специализации таможенных организаций.
Так, например производственное кооперирование существенно отличается от материального или технического, которые не вытекают непосредственно из форм специализации и не всегда основаны на длительных производственных связях. Если производственное кооперирование охватывает связи по деталям, узлам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными таможенными организациями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, оборудования и других средств производства,
необходимых для производства таможенных услуг и операций. Производственные связи таможенных организаций по отраслевому принципу делятся на внутренние и внешние. Наибольшее распространение имеют внут¬ренние связи. Специализированные базовые таможни закупают и поставляют другим таможенным организациям материальные ресурсы. Внутренние таможни выполняют для пограничных таможен рад процедур, и наоборот (например, при
контроле доставки товаров). Производственные связи в таможенном деле обусловлены непрерывностью таможенного контроля и оформления, когда этот процесс осуществляется (начинается и завершается) рядом таможенных организаций. Для понимания этого необходимо рассмотреть ряд режимов и процедур таможенного контроля и оформления (режим переработки, транзита, реэкспорта, реимпорта, временный ввоз-вывоз и других). Что касается внешних производственных связей, то к ним относится взаимодействие таможенных органов
с другими правоохранительными органами (ФСБ, МВД), со смежными организациями, другими перевозчиками товаров и транспортных средств, службами фитосанитарного контроля большое значение имеют производственные связи с Центральным Банком РФ и уполномоченными банками. По территориальному признаку кооперирование делится: -внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между таможенными организациями одного экономического района; -межрайонное — между,
таможенными организациями, расположенными в разных экономических районах страны. Уровень таможенного кооперирования характеризуется следующими показателями: 1.коэффициент кооперирования, или удельный вес средств производства необходимых для создания таможенных услуг, приобретенных в результате производственных связей таможенных органов; 2.количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;
3.соотношение, объемов внутрирайонных и межрайонных поставок; 4.средний радиус кооперирования отдельной таможенной организации. 1.2. Сущность специализации в таможенном деле Специализация в таможенном деле, с одной сторо¬ны, является следствием общественного разделения труда, с другой – результатом концентрации однородного производства. Т.е специализация представляет собой диалектическое единство двух противоположных процессов – дифференциации
и концентрации. Уровень специализации измеряется долей специализированных таможен (постов, подразделений) в их общем числе или долей работников специализированных таможен (постов, подразделений) в общем, числе работников. Примерами специализированных таможен осуществляющих предметную специализацию могут служить: -Энергетическая таможня; -отделы таможенного оформления и контроля; -отделы по контролю и оформлению товаров; -акцизные таможни и посты; -Каспийский трубопроводный пост; –
Нижегородский тыловой таможенный пост; Другие подразделения осуществляют детальную специализацию и выполняют внутренние технологические операции. Это, например – отделы таможенных платежей, нетарифного регулирования и статистики, валютного контроля, оперативная таможня. Таможенный контроль даже различается по видам перевозок (автогрузовых, железнодорожных, морских, речных и авиа) и логистическим параметрам (багаж и международные почтовые отправления).
Важной предпосылкой успешного развития специализа¬ции и кооперирования в таможенном деле являются: – стандартизация (установление и применение норм, требований и правил с целью упорядочения таможенной деятельности); – унификация (привидение различных видов таможенных услуг, средств их производства и документов к рациональному минимуму их типов и видов) таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможен, транспортных средств и товаров.
При этом роль стандартов в обеспечении высокой эффективности таможенных услуг возрастает, если они вводятся не изолированно, а комплексно, охватывая весь технологический цикл от начала до окончания работы с участниками ВЭД. При этом объектами стандартизации являются также нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.п. Стандартизация обеспечивает: – безопасность таможенных услуг; – техническую и информационную совместимости; – качество работ и услуг в соответствии с мировыми стандартами; – единство измерений;
– экономия средств производства таможенных услуг. Стандартизация в таможенном деле основывается на принципах опережения и комплексности. Принцип опережения заключается в установлении повышенных норм, требований к объектам стандартизации в таможенном деле, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующем. Принцип комплексности состоит в согласовании показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объект
стандартизации. Основной целью унификации является устранение неоправдан¬ного многообразия услуг, документов и технологий одинакового назначения. Стандартизация и унификация способствуют повышению эффективности таможенного дела, что обеспечивается ростом производительности труда, улучшением использования материальных и финансовых ресурсов. Для определения уровня специализации применяются различные показатели: -удельный вес специализированных таможен в общем, объёме всех таможен; -удельный вес прогрессивных технологических
процессов. Но для полного анализа уровня специализации необходим выбор и обосно¬вание критериев, которые должны: -давать оценку уровня специализации, позволяющую срав¬нивать во времени специализацию одной таможенной организации с другими; -показывать относительный уровень экономической эффек¬тивности специализации; -реагировать на изменения технического уровня производства; -отличаться простотой расчета; -обладать универсальностью применения. Посредством специализации создаются условия для организации непрерывного
процесса таможенной деятельности. Например, сейчас специализация таможенных органов РФ, заключается в разделении процесса оказания таможенных услуг на отдельные этапы, каждый из которых закрепляется за рабочими местами. Следовательно, при этом легче использовать автоматизацию, для управления различными таможенными операциями. Автоматизация, в свою очередь, создаёт условия для полной загрузки оборудования таможенных органов на базе унификации и стандартизации работ, технологий и документов.
Производственная структура таможен упрощается, так как чем меньше видов товаров или документов обрабатывается таможней, тем меньше структурных подразделений входит в её состав. 1.3. Сущность концентрации в таможенном деле Проблема определения оптимального размера таможенных организаций тесно связана с процессом сосредоточения таможенной деятельности в таможенных организациях и их укрупнения. Такой процесс в основном обусловлен техническим прогрессом.
Научно технический прогресс обеспечивает возможность высокой концентрации таможенной деятельности путём увеличения мощности отдельных организаций. Между тем необходимость более равномерного размещения таможен и их постов по территории страны и решение проблем развития внешнеэкономической деятельности в малых и средних городах требуют создания небольших таможен или постов. Увеличение размеров таможенных организаций создаёт условия для более эффективного использования техники,
роста производительности труда и централизации управления. В этом случае работает эффект масштаба, который, с одной стороны, позволяет увеличить производительность труда (применение достижений научно технического прогресса, которые неэффективны в мелких организациях, более высокий уровень специализации), с другой стороны сэкономить средства на аппарате управления. Это означает, что в более крупной таможенной организации, создаются условия для наиболее целесообразного
разделения труда, что способствует внедрению прогрессивной технологии и организации производства. Расходы по управлению на крупных таможнях, должны быть относительно меньшими, чем на малых, так как они возрастают в меньшей степени, чем масштабы таможенной деятельности. Уровень концентрации производства таможенных услуг характеризуется: – абсолютными показателями объема таможенных работ и услуг – числом оформленных документов; – весом или стоимостью товаров, перемещенных
через таможенную границу; – суммой таможенных платежей и другими показателями. При анализе и планировании процессов оптимизации размеров организаций в таможенном деле используются группировка таможен и постов по показателям объемов работ, численности работающих, стоимости основных производственных фондов, в частности подобная работа проводилась при категорировании таможенных организаций. Укрупнение таможенных организаций осуществляется в двух основных формах, а именно: – посредством увеличения
размеров специализированных и универсальных организаций. Наиболее эффективной является первая форма, при которой появляется возможность применения высокопроизводительных автоматизированных и поточных технологий. Менее эффективной является вторая форма, при которой осуществляется концентрация видов деятельности, несвязанных между собой ни однородностью и последовательностью технологических процессов, ни однородными товарами. Укрупнение таможенных организаций развивается под влиянием двух
главных факторов: -роста потребности в таможенных услугах; -технического прогресса. Поэтому на каждом этапе развития степень концентрации таможенной деятельности должна соответствовать объёмам внешней торговли и производительности оборудования. Излишняя концентрация так же неэффективна, как и недостаточная. Концентрация таможенных услуг и укрупнение размеров таможен осуществляется как путём повышения единичных
мощностей оборудования и размеров сооружений, так и путём увеличения количества одинаковых сооружений и единиц оборудования. Опыт работы отраслей народного хозяйства показал, что в каждой из них имеются свои оптимальные размеры предприятий, которые обеспечивают наивысшие технико-экономические показатели. Точно также существуют и оптимальные размеры таможенных организаций, со временем они будут определены. Под оптимальными размерами таможни понимаются такие показатели (по численности работников, стоимости
основных производственных фондов, объему таможенных услуг), которые обеспечивают выполнение заданий и планов по таможенным услугам в установленные сроки, с мини¬мумом произведенных затрат (сумма текущих и капитальных зат¬рат, приведенных к единице времени) и максимально возможной эффективностью. Часто требуется определить минимальный размер таможни (таможенного поста). Он зависит от избранного технологического процесса.
При этом должна быть обеспечена полная загрузка су¬ществующего оборудования и сотрудников. Тогда оптимальный размер таможни устанавливается посредством увеличения в кратное число раз минимального размера. Оптимальные размеры таможен могут стать нормативами для перспективного развития таможенного дела, разработки типовых проектов таможен, определения уровня специализации таможенного дела, расчёта экономии от создания таможен оптимального размера.
Величина организаций не всегда отражает высокую эффективность её деятельности. Если таможня характеризуется только большими размерами, а структура работ и применяемые здесь технологии не являются, наиболее рациональными, то показатель её размера не будет означать более высокой эффективности её работы. При поиске оптимальных размеров таможенных организаций учитывается влияние внутренних и внешних факторов на эффективность их деятельности. Внутрипроизводственные факторы позволяют определить оптимальные
размеры таможен с точки зрения максимального использования всех производственных ресурсов. К внешним факторам относятся, как правило, наличие внешнеторговых товарных потоков. Конкретные размеры зависят также от географического размещения участников ВЭД и ряда других территориальных условий. Глава 2. Экономическое значение концентрации, кооперирования и специализации в таможенном деле.
2.1.Проблемы специализации, кооперирования и концентрации в таможенном деле Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенных органов, включая их специализацию, концентрацию и кооперирование необходимых для обеспечения таможенного дела, есть еще не мало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране. К примеру, многие таможенные посты, которые стали пограничными со странами
СНГ, не оборудованы для надлежащего выполнения таможенного и пограничного контроля. Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют. Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной и околотаможенной инфраструктуры, способствуют снижению специализации, кооперирования и концентрации
в таможенном деле. Одной из основных проблем существования и развития специализации в таможенном деле является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие. Развитие специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле должны быть одним из приоритетных задач таможенных органов РФ. Т.к. они помогают обеспечить сотрудничество и партнерство между таможенными органами, для реализации их общих интересов – ускорения движения товаров.
2.2.Возможные пути решения проблем специализации, кооперирования и концентрации в таможенном деле К возможным путям решения проблем специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле можно отнести: • углубление и повышение уровня предметной и технологической форм специализации; • освобождение таможенных организаций от производства непрофильных услуг; • формирование новых специализированных подразделений в таможенных органах; • расширение производственных связей между таможенными органами. • осуществление
совместных программ • специализация в договорном порядке Исходной базой разработки решения проблем специализации, концентрации и кооперирования в таможенном деле является, должен быть глубокий и всесторонний анализ достигнутого уровня организации производства таможенных услуг и задачи развития на будущее. В процессе анализа должны проводиться балансовые расчеты производства и потребления таможенных услуг, уточнятся производственные возможности специализированных
подразделений, соответствие производимых таможенных услуг профилю этих подразделений, рассредоточенность производства однородной продукции таможен по участкам и ее целесообразность. Полученные в результате анализа данные должны будут послужить основой для разработки мероприятий по дальнейшему решению проблем развития и углублению специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле. План решения проблем специализации, кооперирования и концентрации в таможенном деле, должен предусматривать:
•максимальное увеличение производства таможенных услуг на специализированных таможенных подразделениях и освобождение от производства таможенных услуг, не соответствующих их основному профилю; •всемерное развитие технологической специализации таможенных органов, учитывая её высокую экономическую эффективность; •создание специализированных таможенных органов для централизованного ремонта оборудования; •рациональное формирование новых подразделений, способствующих наибольшей экономии затрат общественного труда; •расчеты
капиталовложений на развитие специализации, концентрации и кооперирования в таможенном деле; Планы решения проблем специализации, кооперирования, концентрации должны разрабатываться в территориальном разрезе. Задача решения проблем вызывает необходимость составления сводных планов специализации, кооперирования, концентрации в республиках и крупных экономических районах страны как составных частей государственного плана реализации специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле.