Планирование на предприятии и его цели

Содержание
Введение
1. Расчёт коэффициентатехнической готовности
1.1 Расчёт коэффициента технической готовности оборудования
1.2 Проектирование режимов работы лесосечных машин
2. Планирование потребности оборудования и показателей егоиспользования
2.1 Планирование списочного количества машин
2.2 Проектирование транспортного освоения лесного фонда
3. Планирование объема работ и затрат на техническое обслуживания и текущий ремонт
4. План по труду
5. Планирование суммы амортизации
6. Планирование затрат на топливно-смазочные материалы
6.1 Планирование затрат на ТСМ
6.2 Проектирование расхода топлива и смазочных материалов
7. Смета расходов на техническоеобслуживание и текущий ремонт
8. Калькуляция себестоимости
Заключение
Библиографический список

Исходные данные
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели
Годовой объем лесозаготовок, тыс. м3 300 Состав насаждений Ель
Средний объем хлыста, м3 0,14 Валка леса Б/п «Урал» (с помощником) Обрезка сучьев на лесосеке Б/п «Тайга» Трелевка ТТ-4 Расстояние трелевки, м 250 Погрузка хлыстов на верхнем складе ПЛ-1 Вывозка МАЗ-509А Среднее расстояние вывозки, км 45 Тип дороги Грунтовая естественная Расстояние нулевого пробега, км 1,6 Раскряжевка хлыстов на нижнем складе ЛО-15С Выход деловой древесины, % 81/19 Средняя длина деловой древесины/дров, м 5/2 Коэффициент перевыполнения норм на всех видах работ 1,14 Эффективный фонд рабочего времени (на всех видах работ), дни 275 Коэффициент превышения календарных дней над рабочими (на основных и вспомогательных работах) 1,2
Таблица 2
Нормативы времени работы машинПоказатели Виды оборудования Трелевочные тракторы Сучкорезные машины Лесопогрузчики Лесовозные автомобили Раскряжевочные установки
Количество машино-смен (в %), отработанное техникой:
не бывшей в капремонте,
бывшей в капремонте
70
30
81
19
68
32
75
25
85
15 Количество машино-смен, отработанное техникой на прочих работах (в % к числу машино-смен на основных работах) 8 – 2 9 – Коэффициент сменности на основных работах 1 1,2 1,3 2,4 2,7 Коэффициент сменности в ремонтных службах 2 2 2 2 2 Норматив резервных машин 1: 4 1: 4 1: 4 1: 6 –
Таблица 3
Балансовая стоимость оборудованияНаименование оборудования Балансовая стоимость, руб. Наименование оборудования Балансовая стоимость, руб. Трелевочные тракторы — ТТ-4 817000 Лесопогрузчики — ПЛ-1 865000 Автомобили лесовозные — МАЗ-509А 880000 Раскряжевочные установки — ЛО-15С 2260000 /> /> /> /> />
Таблица 4
Продолжительностьпростоя в ТО, час: в ТР — час/100 мото-часов (для лесосечного оборудования);час/1000 км пробега (для автотранспорта); час/100 машино-часов (для нижнескладскогооборудования).Виды ТО ТТ-4 ПЛ-1 МАЗ-509А ЛО-15С ТО-1 3 4 4 7 ТО-2 10 10 14 7 ТО-3 14 14 – – СО 7 7 3 4 ТР 9 9 4 7 КР 25дн. 25 дн. 22 дн. 15 дн.
Таблица 5
Периодичностьвыполнения ТО: ТР — мото-часы (для лесосечного оборудования); км пробега (дляавтотранспорта); машино-часы (для нижнескладского оборудования).Виды ТО ТТ-4 ПЛ-1 МАЗ-509А ЛО-15С ТО-1 50 100 2500 100 ТО-2 250 300 12500 400 ТО-3 1000 900 – – СО 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза ТР – – – – КР 6000 4500 150000 14000
 
Таблица 6
Трудоемкость одногоТО, чел.час: удельная трудоемкость ТР — чел.час/100 мото-часов (для лесосечногооборудования); чел.час/1000 км пробега (для автотранспорта); чел.час/100 машино-часов(для нижнескладского оборудования).Виды ТО ТТ-4 ПЛ-1 МАЗ-509А ЛО-15С ТО-1 5 6 6 13 ТО-2 12 14 27 19 ТО-3 28 30 – – СО 2 9 5 8 ТР 30 32 14 24
Таблица 7
Затраты на ремонтныематериалы и запчасти: руб./100 мото-часов (для лесосечного оборудования); руб./1000км пробега (для автотранспорта); руб./100 машино-часов (для нижнескладского оборудования).Виды ТО ТТ-4 ПЛ-1 МАЗ-509А ЛО-15С Запчасти 534,4 697,8 337,6 635,4 Ремонтные материалы 81,2 104,7 50,6 254,2
Введение
Планирование является одной из основных функций управления предприятием.
В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширениюпроизводства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции,наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п.
Целями планирования являются: оптимизация распределения объемовработ по отдельным видам продукции, лесопунктам, участкам; распределение сортиментнойпрограммы; оптимальное использование лесосечного фонда; обеспечение максимальнойзагрузки и производительности основного оборудования, снижение издержек на производствои реализацию продукции.
В процессе эксплуатации производственное оборудование подвергаетсяфизическому износу, скорость и уровень которого зависит от своевременности проведениятехнического обслуживания и ремонта. Для продления сроков службы оборудования, обеспечениянадежности в эксплуатации применяется система планово-предупредительных ремонтов,для чего необходимо планировать количество технических обслуживании и ремонтов,трудозатраты на их проведение, расход запасных частей и фонда заработной платы ремонтныхрабочих.
Таким образом, планирование на предприятии должно охватыватьвсе стороны его деятельности: производство продукции, ремонт основных фондов, приобретениематериалов, топлива, энергии, реализацию готовой продукции и т.п. Следовательно,планирование на предприятии является залогом его успешной деятельности, что вызываетнеобходимость изучения форм и методов его осуществления.
Целью данного курсового проекта является изучение способов планированияразличных показателей деятельности лесозаготовительного предприятия.
Объектом является лесозаготовительные процессы (рубка, трелёвка,раскряжевка).
Задачи курсового проекта является расчёт плановых показателейдеятельности лесозаготовительного предприятия по всем стадиям лесозаготовительногопроцесса: расчёт коэффициента технической готовности; определение списочного количествамашин; исчисление затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт и т.д.
Предмет работы — расчёт плановых показателей по всем видам машини оборудования используемых в лесозаготовках.
/>1. Расчёт коэффициента техническойготовности
 1.1 Расчёт коэффициента технической готовности оборудования
Техническая готовность каждого видалесозаготовительного оборудования характеризуется коэффициентом, который определяетсяна плановый период как отношение машино-дней нахождения машин в исправном состояниик машино-дням нахождения их в хозяйстве. На конкретный момент времени такой коэффициентможет быть получен делением количества машин в исправном состоянии на общее их наличиепо списку.
Величина коэффициента технической готовности(Kт.г) рассчитывается для каждого вида(марки) машины, оборудования.
В основу расчетов положены нормативы периодичности и продолжительностипростоев при выполнении ремонтного обслуживания в соответствии с действующим в отрасли«Положением о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования»[4].
Метод расчета значений коэффициента технической готовности(Kт.г) основан на том, что на протяжениивсего срока службы машина нуждается в техническом обслуживании и ремонте, проведениекоторых чередуются с временем работы оборудования; в итоге его пребывание на предприятииподразделяется на циклы.
Под межремонтным циклом понимается промежуток временимежду двумя капитальными ремонтами или от начала эксплуатации до первого капитальногоремонта. Время цикла (Тц) находится по формуле:
 
Тц = Т1 + Т2,
где Тц — продолжительность межремонтного цикла,в календарных днях;
Т1 — дни нахождения машин в исправном состоянии,в календарных днях;
Т2 — дни нахождения машин в неисправном состоянии,в календарных днях.
Определив составляющие цикла, легко можно найти значения коэффициентатехнической готовности (Kт.г):
 
Kт.г = Т1/Тц.
 
Т1 и Т2 находятся на основаниинормативов в зависимости от типа машин.
Для лесосечного оборудования:
/>,
где Пт — периодичность выполнения капитальногоремонта, мото-час;
Кпер — коэффициент перевода из мото-часов вмашино-часы (Кпер= 1,18 для агрегатных машин, 1,54 — для трелевочныхтракторов ТТ-4 и ТДТ-55);
К1 — коэффициент превышения календарных днейнад рабочими (на основных и вспомогательных работах),
К1= />=1,2;
 
tсм — продолжительностьсмены, 7 часов; Ксм — коэффициент сменности.
Для лесовозного парка:
/>,
где Па — расстояние от начала ввода до первогокапитального ремонта, км;
Всм — сменный пробег, км:
/>,
где 2 lср — двойноесреднее расстояние вывозки от верхнего до нижнего склада, км;
q — рейсовая нагрузка, м3/рейс;
К0 — коэффициент нулевого пробега:
/>,
где l0 — расстояниенулевого пробега (от гаража до трассы), км;
Нсм — сменная норма выработки, м3:
/>,
где Тсм — продолжительность рабочей смены,мин;
ТПЗ — время на подготовительно-заключительнуюработу и обслуживание рабочего места на смену, мин;
ТОТЛ — время на личные потребности и медицинскийосмотр на смену, мин;
t0 — время нулевогопробега 1 км в обоих направлениях, мин;
К — коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозкина время пробега (более 40 км />);
Т1 — время пробега 1 км в обоих направлениях, мин;
Т2 — время пребывания автопоезда под погрузкойи выгрузкой на рейс, мин.
Для нижнескладского оборудования:
/>,
где ПН — время от начала ввода в эксплуатациюдо первого капитального ремонта, машино-часы.
Т2 — время нахождения машин в ремонте.
/>,
где ТКР — время капитального ремонта, дни;ТТР — время текущего ремонта, рабочие дни; ТСО — время сезонного обслуживания, рабочие дни; ТТО — время текущегообслуживания, рабочие дни. Для лесосечного оборудования:
/>,
где /> – продолжительностьсмены ремонтной службы, 7 часов;
/> – коэффициент сменностив ремонтной службе.
Для лесовозного парка:
/>.
Для нижнескладского оборудования:
/>.
/>,
где ПТО-3 — периодичность выполнения ТО-3;
НТО-3 — часы на одном обслуживании.
/>,
где ПТО-2 — периодичность выполнения ТО-2;
НТО-2 — часы на одном обслуживании.
/>,
где ПТО-1 — периодичность выполнения ТО-1;
НТО-1 — часы на одном обслуживании.
/>,
где 183 — полгода;
НСО — часы на одном обслуживании.
А) Расчет коэффициента технической готовности для самоходнойсучкорезной машины ТТ-4:
/> [кал. дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [кал. дней];
Тц = 1584 + 175 = 1759 [кал. дней];
Kт.г = 1584/1759 =0,90.
Б) Расчет коэффициента технической готовности для челюстногопогрузчика ПЛ-1:
/> [кал. дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дня];
/> [кал. дней];
Тц = 700 + 110 = 810 [кал. дней];
Kт.г = 700 / 810 =0,864.
Г) Расчет коэффициента технической готовности для лесовозноготягача МАЗ-509А:
/>;
/> [м3];
/>;
/> [км];
/> [кал. дней];
/> [дня];
/> [дня];
/> [дней];
/> [дня];
/> [кал. дней];
Тц = 859,34 + 137,56 = 996,9≈ 997 [кал.дней];
Kт.г = 859,34/996,9= 0,862.
Д) Расчет коэффициента технической готовности для раскряжевочнойустановки ЛО-15С:
/> [кал. дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дней];
/> [дня];
/> [кал. день];
Тц = 889+ 271 = 1160 [кал. дней];
Kт.г = 889/1160 = 0,766.1.2 Проектирование режимов работы лесосечных машин
Для установления оптимальных режимов работы лесосечных машинпроведено исследование зависимости коэффициента технической готовности (Ктг)трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.
1. При Ксм=1,0:
T1= (4500*1,18*1,2) /7*1=910 (дн.)
Кт.г=910/1060=0,86
2. При Ксм=1,5:
T1= (4500*1,18*1,2) / (7*1,5) =607 (дн.)
Кт.г=607/ (150+607) =0,80
3. При Ксм=2,0:
T1= (4500*1,18*1,2) /7*2=455 (дн.)
Кт.г=455/ (150+455) =0,75
4. При Ксм=2,5:
T1= (4500*1,18*1,2) /7*2,5=364 (дн.)
Кт.г=364/ (150+364) =0,71
На основании полученных расчётов построим график зависимостикоэффициента технической готовности (Ктг) трелёвочного трактора ЛП-18Аот коэффициента сменности на трелёвке хлыстов.

Рисунок 1
График зависимости коэффициента технической готовности (Ктг)трелёвочного трактора ЛП-18А от коэффициента сменности на трелёвке хлыстов
/>
По результатам исследования построен график зависимостикоэффициента технической готовности трактора ЛП-18А от использования на операциитрелёвки различных по интенсивности режимов работы. По результатам проведённогоисследования можно сделать вывод, что при использовании на трелёвке интенсивныхрежимов работы возрастает износ трелёвочных тракторов, что влечёт за собой снижениекоэффициента технической готовности и увеличение затрат на технологическое обслуживаниеи текущий ремонт.
2. Планирование потребности оборудования и показателейего использования
 2.1 Планирование списочного количества машин
Цель разработки плана — выявить потребность предприятия в машинахи механизмах; установить степень удовлетворения этой потребности наличным паркоммашин; определить основные технико-экономические показатели их использования. Планированиесписочного количества машин и технико-экономических показателей их использованияведется в следующей методологической последовательности:
1) Определяем потребность в машино-сменах для основных работ путем деления годовогообъема производства на плановую сменную норму выработки:
2) Определяем потребность в машино-сменах на прочих работах (в процентах отмашино-смен на основных работах):
3) Определяем количество машино-дней в работе путем деления суммы машино-смен,отработанных на основных работах, и машино-смен на прочих работах на коэффициентсменности:
4) Определяем количество работающих машин путем деления машино — дней в работена число дней работы одной машины в год:
5) Определяем количество резервных машин по нормам:
—   на шестьработающих автомобилей — 1 резервный;
—   на четыреработающих трактора — 1 резервный,
6) Определяем потребность в списочных машинах путем деления числа исправныхмашин (работающие + резервные) на коэффициент технической готовности:
7) Выработку на списочный механизм — делением годового объема работ на списочноеколичество машин.
8) Коэффициент календарного использования — делением машино-дней в работена машино-дни в хозяйстве.
Для лесовозного транспорта дополнительно определяются:
9) Годовой пробег парка машин (Ln), тыс.км:
/>,
lср — среднее расстояние вывозки,км;
V — годовой объем производства, м3;
q — рейсовая нагрузка, м3/рейс;
К0 — коэффициент, учитывающий нулевой пробег.
10) Грузовая работа (Q) в тонно-км:
/>, g — объемный вес древесины, т/м3(принимается 0,8)
11) Годовой пробег одной машины (L1):
/>, Nс — списочное количество машин.
Таблица 8
Планирование списочногоколичества машин и технико-экономических показателей их использованияПоказатели Ед. изм. Наименование машин и оборудования ТТ-4 ПЛ-1 МАЗ-509А ЛО-15С Объем работы
тыс.м3 300 300 300 300 Среднее расстояние вывозки км 45 Нагрузка на рейс
м3 15 Действующая норма выработки на машино-смену
м3 79 174 14,046 79,07 Коэффициент перевыполнения действующих норм 1,14 1,14 1,14 1,14 Плановая производительность на машино-смену
м3 90,06 198,36 16,012 90,14 Отработать машино-смен на основных работах маш. -см. 3331,11 1512,4 18735,95 3328,16 Отработать машино-смен на других работах: на прочих работах (производствах) маш. -см. 266,49 30,248 1686,24 – Отработано машино-смен всего маш. -см. 3597,6 1542,65 20422, 19 3328,16 Коэффициент сменности 1 1,3 2,4 2,7 Количество машино-дней в работе маш. -дн. 3597,6 1186,65 8509,25 1232,65 Число дней работы в году по режиму дни 275 275 275 275 Количество работающих машин шт. 13,082 4,315 30,943 4,482 Количество резервных машин шт. 3,27 1,08 5,16 – Количество исправных машин шт. 16,352 5,395 36,103 4,482 Коэффициент технической готовности 0,9 0,86 0,862 0,766 Списочное количество машин шт. 18 6 42 6 Годовая выработка на списочную машину
м3 16666,67 50000 7142,86 50000 Коэффициент календарного использования парка машин 0,55 0,54 0,56 0,56 Грузовая работа тыс. т. -км 10800 Годовой пробег парка машин тыс. км 1864,08 Годовой пробег одной машин тыс. км 44,38 2.2 Проектирование транспортного освоения лесного фонда
Для оптимизации транспортной схемы освоения лесного фонда проведеноисследование зависимости производительности труда на вывозке леса автопоездами сверхнего склада на нижний от среднего расстояния вывозки.
1. При lcp=55км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*55+30)] *20=15,79 (м3)
2. При lcp=65км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*65+30)]*20=13,50 (м3)
3. При lcp=75км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*75+30)]*20=11,79 (м3)
4. При lcp=85км:
Нсм= [ (420- (36+10+4+4*1,5) / (0,944*8,3*85+30)]*20=10,46 (м3)
Построим график по результатам исследования.
Рисунок 2
Зависимость сменной вывозки леса от среднего расстояния вывозки
/>
По результатам исследования построен график зависимости сменнойвыработки автопоезда на вывозке леса от среднего расстояния вывозки. Результатыпроведенного исследования показали, что при увеличении средней вывозки, снижаетсясменная норма выработки автопоезда. Это обстоятельство вызывает необходимость болееглубоких исследований, действующих схем транспортного освоения лесного фонда дляобоснованного выбора оптимального способа лесозаготовок при повышении среднего расстояниявывозки. При увеличении среднего расстояния трелёвки более чем на 100 км, предпочтительным является вахтовый способ освоения лесного фонда.
3. Планирование объема работ и затрат на техническоеобслуживания и текущий ремонт
Программа ремонтных производств включаетдва вида расчетов: определение годовых объемов работ по техническому обслуживаниюи текущему ремонту (ТО и ТР) всего парка оборудования и объемов капитальных ремонтов(КР), необходимых для поддержания машин в постоянной технической готовностии, следовательно, их высокой работоспособности. Объем ТО и ТР определяется по трудозатратами выражается в нормо-часах и человеко-днях; объем КР — по трудозатратам в нормо-часах.Нормативы трудозатрат: трудоемкость одного ТО и удельная трудоемкость ТРв нормо-ч на 100 мото-ч для машин и оборудования на лесосечных работах, на 100 маш.-чдля оборудования нижних складов и на 1000 км пробега для подвижного состава лесовозного транспорта изложены в [4].
Планирование объема работ
Осуществляем в данном курсовом проекте:
—  умножением числа машино-смен, требуемых для выполнения годового объемаработ, на продолжительность смены (7 часов) и на коэффициент перехода от машино-часовк мото-часам (Кпер = 0,65 — для трелевочных тракторов, 0,85 — для агрегатных машин), определяется общее число мото-часов, которое необходимо отработатьлесосечным оборудованием данной марки в год (Нгод);
—  для автотранспорта определяется общий пробег, в км;
—  для нижнескладского оборудования наработка в машино-часах.
Планирование объема трудозатрат на техническоеобслуживание и текущий ремонт оборудования ведется в данном курсовом проекте в разрезекаждого вида машин и выполняется в следующей последовательности.
Определение количества ТО и ремонтов:
 
Nк.р. = Нгод/ Пт,
где Nк.р. — количествокапитальных ремонтов (сколько в данном парке машин будет кап. ремонтов за год);Нгод — планируемый объем работ; Пт — периодичностьпроведения кап. ремонтов.
/>,
где ПТО-3 — периодичность выполнения ТО-3,мото-ч.;
NТО-3 — число обслуживанийТО-3 за год.
/>,
где ПТО-2 — периодичность выполнения ТО-2;
NТО-2 — число обслуживанийТО-2 за год.
/>,
где ПТО-1 — периодичность выполнения ТО-1;
NТО-1 — число обслуживанийТО-1 за год.
/>,
где nсп — списочноеколичество машин;
NСО — число сезонныхобслуживаний за год.
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
/>,
где tТО-3 — нормативтрудоемкости одного ТО-3, чел. -ч.
/>,
где tТО-2 — нормативтрудоемкости одного ТО-2, чел. -ч.
/>,
где tТО-1 — нормативтрудоемкости одного ТО-1, чел. -ч.
/>,
где tСО — нормативтрудоемкости одного сезонного обслуживания, чел. -ч.
/>,
где tТР — нормативудельной трудоемкости текущего ремонта, чел. -ч/100 мото-ч для лесосечного оборудования,чел. -ч/1000 км для автомашин, чел. -ч/100 маш. -ч для нижнескладского оборудования.
/>,
где Чр.р — численность рабочих на ремонте;
ЭФВ — эффективный фонд времени.
А) Определение трудозатрат на ТО и ТР для самоходной сучкорезноймашины ТТ-4:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов загод:
 
/> [мото-часов];
/> [капитальныхремонта в год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтав год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтовв год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [человека на 18 трелевочныхтракторов].
Б) Определение трудозатрат на ТО и ТР для челюстного погрузчикаПЛ-1:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов загод:
 
/> [мото-часов];
/> [капитальный ремонтв год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтовв год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [человек на 6 челюстныхпогрузчика ПЛ-1].
В) Определение трудозатрат на ТО и ТР для лесовозного тягачаМАЗ-509А:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов загод:
 
/> [км];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтав год];
/> [капитальных ремонтав год];
/> [капитальных ремонтовв год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [человек на 20 лесовозныхтягача марки МАЗ-509А].
Г) Определение трудозатрат на ТО и ТР для раскряжевочной установкиЛО-15С:
Определение количества технических обслуживаний и ремонтов загод:
 
/> [мото-часов];
/> [капитальный ремонтв год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтовв год];
/> [капитальных ремонтовв год].
Определение трудозатрат на выполнение ТО и ТР:
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [чел. -ч];
/> [человека на 6 раскряжевочныеустановки ЛО-15С].
/> [человека на 42 машины].
4. План по труду
План по труду и заработной плате являетсяважнейшим разделом перспективных и текущих планов предприятия и тесно связан с остальнымиразделами.
Целью данного плана является обоснование максимально возможногороста производительности труда с тем, чтобы обеспечить выполнение производственнойпрограммы с минимальной численностью работников и минимальными затратами по заработнойплате.
В основу расчета положены исходные данныев виде объемов по видам работ каждого производства, установленных при планированиипроизводственной программы лесоэксплуатации, а также нормативная база, представленнаяобоснованными плановыми нормами выработки, нормами времени, тарифными ставками иположениями по премированию работников предприятия. В данном плане осуществляютсярасчеты по планированию производительности труда, численности и фонда заработнойплаты по каждой фазе лесозаготовительного производства и в целом по лесозаготовкамв соответствии с [5].
Найдем комплексную норму выработки/> на лесосечных работах (валка,обрезка, трелевка):
а) валка — бензомоторная пила МП-5«Урал» — /> = 0, 194 чел. -ч/м3;
б) обрезка сучьев на лесосеке Б/п«Тайга» — /> = 0,412 чел. -ч/м3;
в) трелевка леса трактором ТТ-4 — /> = 0,177 чел. -ч/м3(см. табл.10), где />, />, /> – норма времени на валке, обрезке,трелевке соответственно.
/>;/> чел. -ч/м3;
/> м3/ чел. -дн.
Таблица 10
Расчет комплексныхнорм выработки, норма времени и расценки на лесосечных работахОперации
Норма выработки на 1 чел. -дн., м3
Норма времени на 1 м3, чел. -ч.
Расценка за 1 м3, коп. Валка леса 72 0, 194 19,9 Трелевка деревьев 17 0,412 41,2 Обрезка сучьев 79 0,177 18,2
ИТОГО
168
0,783
79,3
Комплексные нормы выработки по погрузке,вывозке и раскряжевке определены ранее, при планировании списочного количества этихмашин.
Трудовые затраты (ТЗ) на основныхработах рассчитываются по плановым нормам выработки, установленным на человеко-день.
/>
или />,
т.е. />,
где V — объем работ, тыс. м3;
/>,/> – норма выработки, достигнутаяна предприятии и запланированная, м3/чел. -дн.;
К — коэффициент перевыполнениянорм.
Затем определяется комплексная нормавыработки по комплексу лесозаготовительных работ, м3/чел. -дн.:
/>.
Комплексная норма выработки на одногорабочего лесозаготовок (годовая) составит, м3/чел. -год:
/>.
Численность рабочих на лесозаготовках,чел.:
/>.
Планирование заработной платы осуществляетсяпоследовательно по видам основных и дополнительных частей ее и в разрезе каждоговида основных и подготовительно-вспомогательных работ.
Для определения годового фонда основнойзаработной платы необходимо годовую потребность в человеко-днях умножить на дневнуюзаработную плату, учитывающую премиальные и другие надбавки, включая надбавки порайонному и северному коэффициентам. В рассматриваемом примере расчеты фондов заработнойплаты выполнены для предприятия, находящегося в многолесном районе (районы КрайнегоСевера), где установлен районный коэффициент к заработной плате 1,2 и северная надбавка50 %. Размер премии в среднем принят в расчетах на основных работах лесозаготовокдо 30 %. Плановый фонд заработной платы на оплату отпусков принят по видам лесозаготовительныхработ в размере 12,7 % к основному фонду заработной платы. Размер вознагражденияза выслугу лет принят в плане для лесозаготовительных работ в среднем 10 % от тарифногофонда заработной платы. Среднедневная тарифная ставка по операциям определяетсяна основе действующих часовых тарифных ставок рабочего соответствующего разрядапутем умножения ее на продолжительность рабочего дня.
Если же оборудование обслуживается звеном рабочих (например,раскряжевочную установку), то определяется средняя тарифная ставка:
/> р.
Среднедневная тарифная ставка на лесосечныхработах определяется по комплексной сдельной расценке и комплексной норме выработки:
/> р.
Завершается разработка плана по трудусводом показателей потребности в кадрах и фонда заработной платы в единую таблицу(см. табл.11), в которой дополнительно рассчитываются показатели производительноститруда и средней заработной платы (см. табл.12).
Плановые показатели в сводном планесопоставляются с отчетными за прошлый, где и определяются результаты по росту производительноститруда и средней заработной платы.
Таблица 11
Расчет трудозатрати фонда заработной платы по видам производствВид работы
Объем работы, тыс. м3
Достигнутая норма выработки, м3/чел. -дн. Коэффициент перевыполнения норм
Плановая норма выработки, м3/чел. -дн. Трудозатраты, чел. -дн Среднедневная тарифная ставка, руб. Дневная зарплата, руб. Годовой ФЗП, тыс. руб. Дополнительная зарплата, тыс. руб. Вес годовой ФЗП, тыс.руб. Сдельная Итого (с премией, рай. коэфф. и сев. надбавкой) Основной ФЗП В том числе тарифный На отпуска и гос. обязанности Вознаграждение за выслугу лет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Лесосечные 300 8,94 1,14 10, 19 29440 7,09 8,08 17,86 525,8 237,92 64,67 23,79 614,26 Погрузка 300 174 1,14 198,36 1512,4 8, 19 9,34 20,64 31,22 14,12 3,84 1,41 36,47 Вывозка 300 14,046 1,14 16,01 18738,3 5,95 6,78 14,98 280,7 127,08 34,53 12,7 327,93 Нижний склад 300 39,54 1,14 45,07 6656 5,95 6,78 14,98 99,7 45,14 12.26 4,51 116,47
ИТОГО
300
5,32
 
6,06
56346,7
6,8
7,75
 
 
 
 
 
1095,13
/> [м3/чел.-дн.]. /> [м3/чел. -год].
Таблица 12
Сводный план по труду и фондам заработной платы на годНаименование показателей Единицы измерения План на год Численность рабочих на лесозаготовительных и прочих работах чел. 309472,61/275 = 113 Комплексная выработка на 1 рабочего лесозаготовок
м3 1463 Фонд заработной платы рабочих на лесозаготовках тыс. руб. 1095,13 Среднемесячная заработная плата одного рабочего на лесозаготовках руб. 1095,13/ (13 * 113) = 807,62
5. Планирование суммы амортизации
Амортизация осуществляется в целях накоплениясредств для последующего восстановления и воспроизводства основных средств.
Цель данного раздела — определение амортизационныхотчислений по видам основных фондов.
Амортизационные отчисления по каждомувиду основных фондов (ОФ) рассчитываются исходя из среднегодовой стоимости этихфондов и установленных норм амортизации.
Среднегодовая стоимость основных фондов(ОФср) определяется из выражения:
/>,
где Nc — среднесписочнаяпотребность в оборудовании, шт.;
Цо — оптовая ценаединицы ОФ, р.;
КТ.З — коэффициент,учитывающий транспортно-заготовительные расходы.
Норма амортизации определяется предприятиямисамостоятельно и зависит от срока полезного использования объекта амортизации.
В данном примере годовая норма амортизациипо лесосечному оборудованию составляет 25 %, по раскряжевочной установке — 10 %.Нормы амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2 т установленына 1000 км пробега на полное восстановление — 0,3 %.
Поправочные коэффициенты к нормам амортизацииследует применить:
—  за работу с прицепом — 1,1;
—  за работу по лесовозным дорогам — 1,3.
При необходимости применения к однойи той же норме амортизационных отчислений m поправочных коэффициентов, общий поправочный коэффициент будетна (m — 1) единиц меньше, тогда общий коэффициентприменительно к нашим условиям составит:
1,1 + 1,3 — 1 = 1,4.
Норма амортизации с учетом поправочныхкоэффициентов будет равна:
0,3* 1,4 = 0,42 %.
Годовой пробег одного автомобиля КРАЗ-255Лравен 43,46 тыс. км, тогда норма амортизационных отчислений к стоимости автомобиляпересчитывается следующим образом:
0,42 * 43,46 = 18,25 %.
Это значение пересчитанной нормы амортизациизаносится в таблицу 13 для определения суммы амортизации по автотранспорту. Здесьже подсчитывается сумма амортизационных отчислений и для остального лесозаготовительногооборудования.
Затем подсчитывается общая сумма амортизационныхотчислений, которая относится в смету затрат на производство по элементу с тем женазванием, а по объектам заносится в калькуляцию себестоимости содержания основныхвидов ОФ.
Таблица 13
Расчет амортизационных отчисленийОбъект амортизации Количество единиц Цена за единицу, тыс. р. Стоимость ОФ, тыс. р. Норма амортизации, % Сумма амортизационных отчислений, тыс. руб. ТТ-4 18 857,85 15441,3 25 3860,33 ПЛ-1 6 908,25 5449,5 25 1362,38 МАЗ-509А 42 924 38808 18,64 7233,81 ЛО-15С 6 2373 14238 10 1423,8 Итого 72 – 73936,8 – 13880,32
6. Планирование затрат на топливно-смазочные материалы6.1 Планирование затрат на ТСМ
Для определения потребности в виде топлива необходимы техническиобоснованные нормы расхода его по каждому потребителю, стоимость топлива рассчитываетсяв оптовых ценах, установленных действующими прейскурантами.
Таблица 14
Расчет стоимости топлива и смазочных материаловНаименование топлива и смазочных материалов Единицы измерения Объем работ Ед. измерения нормы расхода Норма расхода на ед. объема Потребность в топливе и смазочных материалах Коли-чество, тыс. литров Коли-чество, тонны Цена за ед-цу, р. Сумма, тыс. р.
Тракторы ТТ-4 Дизтопливо трелевка
тыс. м3 300
кг/1000 м3 554 – 166,2 20000 3324 Дизтопливо прочие работы маш. -час 1865,43 кг/маш. -час 5,5 – 10,26 20000 205,2 Автобензин т 176,46 % 1,0 – 1,765 18000 31,76 Масла: Моторное масло для двигателя т 176,46 % 3,0 – 5,294 35000 185,28 Моторное масло для гидросистемы т 176,46 % 2,0 – 3,529 40000 141,17 Трансмиссионное масло т 176,46 % 0,9 – 1,588 50000 79,405 Пластичная смазка т 176,46 % 0,2 – 0,353 55000 19,41
Итого







3906,82
Бензопилы МП-5 «Урал 2» Бензин (летний сезон)
тыс. м3 300
кг/1000 м3 74 – 22,2 18000 399,6 Масло моторное
тыс. м3 300
кг/1000 м3 20 – 6 35000 210 Смазка УТ-2
тыс. м3 300
кг/1000 м3 0,2 – 0,6 55000 33
Итого







642,6
Бензопилы «Тайга» Бензин (летний сезон)
тыс. м3 300
кг/1000 м3 95 – 28,5 18000 513 Масло моторное
тыс. м3 300
кг/1000 м3 25 – 7,5 35000 262,5
Итого







775,5 Челюстной лесопогрузчик ПЛ-1 Дизтопливо погрузка
тыс. м3 300
кг/1000 м3 155 – 46,5 20000 930 Дизтопливо прочие работы маш. -час 211,74 кг/маш. -час 6 – 1,27 20000 25,4 Автобензин т 47,77 % 1,0 – 0,478 18000 8,60 Масла: Моторное масло для двигателя т 47,77 % 3,0 – 1,433 35000 50,16 Моторное масло для гидросистемы т 47,77 % 2,5 – 1, 194 40000 47,77 Трансмиссионное масло т 47,77 % 1,0 – 0,478 50000 23,885 Пластичная смазка т 47,77 % 0,4 – 0, 191 55000 10,51 Итого – – – – – – – 1096,32 Автомобиль МАЗ-509А Дизтопливо вывозка тыс. км 1864,08 л/100 км 42 782,91 645,9 20000 12918 Дизтопливо прочие работы тыс. тонно-км 10800 л/100 тонно-км 1,3 140,4 115,83 20000 2316,6 Масла: Моторное масло тыс. л 12664,08 л/100 л 3,2 405,2 364,68 35000 12763,8 Трансмиссионное масло тыс. л 12664,08 л/100 л 0,4 50,66 46,1 50000 2305,03 Специальные масла тыс. л 12664,08 л/100 л 0,1 12,66 11,01 40000 440,57 Пластичная смазка тыс. л 12664,08 кг/100 л 0,3 37,99 37,99 55000 2089,45 Итого – – – – – – – 32833,45
 
6.2 Проектирование расхода топлива и смазочных материалов
Для снижения затрат на топливно-смазочные материалы, осуществляемыхпри вывозке леса с верхнего склада на нижний склад, проводится исследование зависимостирасхода ТСМ от среднего расстояния трелёвки.
1. При />= 55:
W= [ (2*55*200000) /20] *1,03=1133000
2. При />= 65:
W= [ (2*65*200000) /20] *1,03=1339000
3. При />= 75:
W= [ (2*55*200000) /20] *1,03=1545000
4. При />= 85:
W= [ (2*55*200000) /20] *1,03=1751000
По результатам исследования построим график.
Рисунок 3
График зависимости расхода ТСМ от среднего расстояния трелёвки
/>
Результаты исследования показали, что расход ТСМ увеличиваетсяпри увеличении среднего расстояния трелёвки. Поэтому целесообразно при больших расстоянияхвывозки осуществлять вывозку леса с двумя или трями прицепами.
7. Смета расходов на техническое обслуживание и текущийремонт
После выполнения расчетов по элементамзатрат приступают к разработке смет по важнейшим вспомогательным производствам:текущему ремонту основных средств, содержанию основных машин и механизмов, ремонтуи содержанию лесовозных дорог и др.
Все затраты на ТР и ТО основных средствпланируются в разрезе номенклатуры калькуляционных статей, приведенных соответственнов таблице 15.
Таблица 15
Смета расходов на текущий ремонт и техническое обслуживаниеОсновные фонды Статьи затрат, руб. Основная зарплата вспомогательных рабочих Дополнительная зарплата вспомогательных рабочих Отчисления на соц. нужды (26%) Ремонтные материалы и запчасти Услуги вспомогательных производств Прочие затраты (3%) ВСЕГО затрат
ТТ-4 48314,75 14015,14 16361,77 102241,27 33360,40 6446,8 221340,14
ПЛ-1 23138,66 3370, 20 6892,30 102241,27 33360,40 3685,24 126526,57
МАЗ-509А 228136,77 33228,62 67955 72391,54 155592 16719,12 874023,05
ЛО-15С 228136,77 6539,8 13374,39 176163,48 30622,44 8148,0 279748,26
Итого – – – – – – 1501638,02
Для ТТ-4:
 
Тариф=8340,11*3=25020,33
Основная заработная плата=25020,33*1,15*1,7=48314,75
Дополнительная заработная плата = 48914,75*0,13* 25020,33* 0,18* 1,7=14015,14
Ремонтные материалы и зап. части= (543,4+81,2)*16369,08/100=102241,27
Услуги вспомогательных производств=8340,11*4=33360,40
 
Для ПЛ-1:
Тариф=3945,21*3=11835,63
Основная заработная плата=11835,63*0,15*1,7=23138,66
Дополнительная заработная
плата=23138,66*0,13+11835,63*0,18*0,17=3370,20
Ремонтные материалы и зап. части =(697,8+104,7) /100*9178,77=73659,63
Услуги вспомогательных производств=3945,21*4=15780,84
 
Для МАЗ-509А:
Тариф=38898*3=116694
Основная заработная плата=116694*1,15*1,7=228136,77
Дополнительная заработная
плата=228136,77*0,3+116694*0,18*0,17=33228,62
Ремонтные материалы и зап.части=
(337,6+50,6) /1000*186480=72391,54
Услуги вспомогательных производств=38898*4=155592
 
Для ЛО-15С:
Тариф=7655,61*3=22966,83
Основная заработная плата=22966,83*1,15*1,7=44900,15
Дополнительная заработная
плата=44900,15*0,13+22966,83*0,18*0,17=6539,8
Ремонтные материалы и зап.части= (635,4+254,2)/100*19802,55=176163,48
Услуги вспомогательных производств=7655,61*4=30622,44
8. Калькуляция себестоимости
Калькуляция себестоимости содержания транспорта и основных механизмовв данной работе составляется на: автомобили; трелевочные тракторы; механизмы, работающиена верхних и нижних складах, по маркам.
Плановые калькуляции себестоимости содержания транспорта и основныхмеханизмов разрабатываются на год (без разбивки по кварталам на весь объем работи принятую единицу учета в разрезе статей затрат).
Все затраты по перечисленным в таблице 16 статьям уже определеныранее в соответствующих элементных расчетах и сметах, здесь же они собираются встатьи по месту осуществления затрат.
Объемы работ могут быть определены по нормативам трудозатратв человеко-днях на содержание машин, устанавливаемых на одну машино-смену, и количестваотработанных машино-смен, рассчитанных при планировании производственной программы.
Стоимость топлива и смазочных материалов для каждого вида оборудованияпереносится из таблицы 14. Сумма амортизации по каждому виду оборудования переноситсяиз таблицы 13. Затраты на текущий ремонт и техобслуживание рассчитаны в таблице15.