Проблемы методологии истории отечественного государства и права

Федеральное агентство по образованию РФ Белгородский государственный университет Юридический факультет Кафедра Финансы и кредит Проблемы методологии истории отечественного государства и права Курсовая работа студентки гр 100668: Линниковой Инны Владимировны Научный руководитель: доц. кафедры Белгород 2007 Содержание Введение 3 Глава 1 Предмет и метод истории государства и права

России 4 Глава 2 История государства и права России 2.1 Нормы гражданского права в Псковской судной грамоте 2.2 Судебная реформа 1864 года 2.3 Изменения в уголовном праве после принятия Уголовного уложения 1903 года 2.4 Создание основ советского права 2.5 Изменения в государственном строе после 1956 года 21

Заключение 25 Список литературы 26 Введение История государства и права России – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества, и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектами изучения являются государство и право. Предметом науки истории государства и права

России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период. Говоря о методе истории государства и права России, отвечаем на вопрос, как изучается история государства и права России. Мы изучаем государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении,

развитии, исходя из законов диалектики. Глава 1. Предмет и метод истории государства и права России. История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития. Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств.
А история государства и права России изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности. Перед данной наукой стоит и еще одна задача – разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны. Одной из основных задач науки истории государства и права России является критика реакционной, антинаучной историографии, начиная с разоблачения нормандской лжетеории

происхождения древнерусского государства и кончая показом несостоятельности “концепции” ряда советологов, часто клевещущих на наше современное государство и право. Истории государства и права России принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права.

Освещая историю государства и права России, мы исходим из того, что история общества есть история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; а способ производства является главной определяющей силой общественного развития. Мы исходим из учения об экономическом базисе и надстройке общества. При изучении истории государства и права России как части надстройки следует исходить из положения об определяющем воздействии на их развитие базиса.

Экономический базис определяет, в конечном счете, всю надстройку в целом и государство и право как части этой надстройки. Следует иметь в виду важное положение об обратном воздействии государства и права на базис. Развитие государства и права также тесно связано с борьбой антагонистических классов в обществе. На развитие государства и права также оказывают воздействие внешнеполитические и географические факторы, религия, исторические традиции и т.д. Государство и право в нашей стране возникли, развивались и развиваются
на основе общих закономерностей развития человеческого общества. История государства и права России использует и метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Этот метод применительно к изучению государства был сформулирован В.И.Лениным в лекции “О государстве”. Метод историзма конкретизируется в единстве исторического

и логического способов исследования истории государства и права. Применяя исторический способ, изучают государство и право с момента их возникновения и прослеживают весь процесс их развития. Логический способ дает теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта, т.е. государство и право рассматриваются во всех их существенных, закономерных связях и отношениях. В последние годы вновь широко стал применяться в науке истории государства и права

России сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран. Можно сравнивать последующий период в развитии государства и права с предшествующим. Возможны и другие варианты применения этого метода при изучении истории государства и права России. Глава 2. История государства и права России 2.1 Нормы гражданского права в Псковской судебной грамоте.

В период феодальной раздробленности Руси наряду с основным источником права – “Русской правдой “- использовались так называемые местные правовые акты. К ним относится и законодательный сборник – Псковская судная грамота, которая сформулировала ряд новых норм и оказала большое влияние на развитие русского права. Она датируется 1397 годом, хотя ученые считают, что она составлена в несколько приемов, т.к. в нее вошла грамота князя Константина Дмитриевича, бывшего князем в
Пскове в 1407-1414 гг а весь сборник утвержден при участии священства пяти соборов, из которых последний относится к 1462 году. Источники сборника указаны в его заглавии. Он составлен на вече, на основании грамот князей Александра и Константина и записанных обычаев. Под князем Александром Ю. К. Краснов признает Александра Невского, спасшего в 1241 году

Псков от немцев. Однако, есть версии, что это могли быть и Александр Тверской, княживший в Пскове в 1327-1330 г. г и князь Александр Ростовский, трижды побывавший в Пскове в 1410-1434 гг. Как бы там ни было, нормы Псковской судной грамоты стоят на одном уровне по своей развитости с нормами большинства западноевропейских юридических сборников

XIV-XV вв а по богатству содержания этот сборник превосходит даже позднейшие законодательные сборники московской эпохи. Грамота включает в себя 120 статей, посвященных судебному процессу, гражданскому и наследственному праву, уголовному праву. Главная ценность ее состоит в разработке институтов гражданского законодательства, основанного на обменных и товарных отношениях, что обусловлено, видимо, высоким их развитием в Псковском государстве. Больше половины статей

Псковской судной грамоты посвящено нормам гражданского права, которые регулировали право собственности, обязательственное право. В научной литературе указывается, что вещи, согласно Грамоте, делились на движимость – “живот” и недвижимость “отчина” (в первую очередь это была земля) . Для недвижимости устанавливался особый режим владения. Князья не могли отдавать землю в собственность по своему усмотрению, им разрешалось выделять ее в управление

гражданам с согласия администрации. Это было как бы “временным держанием”. Существовал и институт пожизненного пользования имуществом, именуемый “кромлей”. Пользователь имел право на доходы, но не мог распоряжаться имуществом и отчуждать его. Попытка продать рыболовное угодье или земельный участок, находящийся в условном держании, приводила к потере каких-либо прав на него. Недвижимым имуществом владели и женщины , причем имущество супругов
считалось раздельным, с самостоятельным правом распоряжения. Имущество сбежавшего за рубеж зависимого шорника переходило к его господину в качестве компенсации за недополученные выгоды от его работы. Предусматривала Грамота и процедуры истребования вещей из чужого законного и незаконного владения (в случае находки, приобретения краденых вещей). Приплод от скота после его покупки принадлежал новому собственнику.

Защита права собственности осуществлялась уголовно-правовыми мерами, путем возврата объектов собственности и возмещения убытков. Грамота не устанавливала специальных штрафов в пользу государства по спорам о собственности (кроме судебных издержек), это считалось частным делом самих субъектов. В тяжбах о собственности решающая роль принадлежала документам и вещественным доказательствам, затем – свидетельским показаниям; могли назначаться судебные поединки.

Тесно связано с правом собственности обязательственное право. В Пскове сформировалась система обязательственного права с развитой имущественной ответственностью, основанной на товарно-денежном обмене. В самой Грамоте к обязательствам относят около 40 статей. Давая общую характеристику обязательствам в ПСГ, В. А. Рогов пишет, что «законодатель здесь явно отдает предпочтение имущественной ответственности должников;

письменным формам заключения сделок; равенству положения сторон в договорах без учета сословного положения». Свободные граждане не имели различий в гражданско-правовых отношениях и вступали в договоры на основе свободного волеизъявления и частной инициативы. Ничего в Грамоте не сказано о возрасте лиц, вступающих в обязательства, а также о правомочиях холопов и женщин при заключении сделок. Однако известно, что зависимые от господина шорники и полковники не теряли гражданских
прав и могли предъявлять иски своим хозяевам. Судная Грамота различала три способа заключения договора: запись, доска, устное соглашение. Запись представляла собой письменный документ, копия которого сдавалась на хранение в архив Троицкого Собора. Доска была простым домашним документом, написанным на доске или бересте. Копия его в архив не сдавалась, поэтому достоверность его могла быть оспариваема.

Денег по доске можно было давать в долг до 1 рубля включительно. Если кто-нибудь предъявлял иск на сумму свыше 1 рубля и подтверждал свое требование доской, то такой документ не имел силы. При заключении устных соглашений требовалось присутствие людей сторонних, т.е. свидетелей. Рассмотрим подробнее виды договоров, которые были отражены в Псковской судной грамоте: Договор купли-продажи: согласно грамоте, проданные вещи должны быть доброкачественными.

Например, если оказывалось, что купленная вами корова больна, сделка расторгалась, и деньги возвращались покупателю. Вещи должны принадлежать продавцу на законном основании. При предъявлении иска о краденных вещах со стороны третьих лиц обязанность доказательства законности сделки лежала на продавце. Сделка, заключенная в пьяном виде, считалась недействительной и могла оспариваться стороной. Сделки о недвижимости должны были заключаться в письменной форме при свидетелях.

Договор заклада: недвижимость была предметом заклада, оформляемого соответствующим актом. Заключение подобных договоров свидетельствует о наличии индивидуального частного хозяйства. Договор займа: займ на сумму до одного рубля мог совершаться в устной форме при свидетелях и без залога. При сделке свыше рубля представлялся имущественный залог, без которого иск запрещалось рассматривать. Разновидностью займа была денежная ссуда, она не требовала заклада, но должна была письменно оформляться
с передачей копии администрации. При ссуде могли устанавливаться проценты. Договор дарения: собственник мог дарить движимое и недвижимое имущество родственникам в присутствии священника и свидетелей. При составлении соответствующих документов новый собственник вступал во владение подаренным имуществом и в том случае, если он не был упомянут в завещании. Договор поклажи: при заключении договора поклажи (хранения) требовалось его письменное оформление с

передачей копии властям. В документах о поклажах должно было подробно перечисляться имущество, без чего иск о хранении не применялся. Договор поручительства: при возникновении нужды в наличных деньгах поручитель обязывался за нуждающегося. Закон устанавливал, что подобные сделки могут заключаться на сумму не свыше 1 рубля. Поручитель отвечал за доверенное лицо собственными средствами. Договор найма: в нем определялись права и обязанности сторон, и заключался он при поступлении в обслуживание,

обучении ремеслу, в хозяйственную зависимость (шорничество). Так же был довольно распространен имущественный найм земли, лесов, водных угодий в форме аренды на несколько лет. Условия этих договоров и плата оговаривалась сторонами. Обобщая вышеуказанное, можно сказать, что по части норм гражданского права Псковская судебная грамота “далеко ушла” от своей предшественницы “Русской правды”, так как здесь можно

встретить ряд гражданско-правовых институтов, не отраженных в “Русской правде”: институт давности; право откупа отчужденной земли, право пользования чужой вещью; два вида обеспечения обязательств: порука и залог; дарения движимых и недвижимых вещей и т. д. 2.2 Судебная реформа 1864 года. Судебная реформа, как и другие реформы 60 – 70-х годов (крестьянская, земская, городская, военная), была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и как
называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии. Дореформенный суд основывался на законодательстве Петра I и Екатерины II, а в отдельных случаях использовались даже нормы Соборного уложения 1649 года. Естественно, все они были, мягко говоря “немного устаревшими”.

Кроме этого, дореформенный суд обладал рядом других” пороков”: множественность судебных органов (особые суды для дворян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды; ряд судебных функций выполняли губернские правления, органы полиции и другие органы); поголовное взяточниство; крайне низкая общая и юридическая грамотность судей; принцип письменности (суд решал дело, опираясь лишь на письменные материалы, полученные во время следствия); признание как основание для окончательного приговора

и так далее. Работа по подготовке судебной реформы началась ещё в 50 – е годы. К началу 1861 года на рассмотрение Государственного совета было представлено 14 законопроектов предполагавших различные изменения в структуре судебной системы и судопроизводства. В итоге 1862 году в судебные инстанции был разослан проект “основных положений, преобразований судебной части в России” созданный специальной комиссией, работу которой возглавлял известный юрист, статс-секретарь

Государственного совета С. И. Зарудный. Он состоял из трёх частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. Здесь были сформулированы новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определения об “оставление в подозрений, отделение суда от администрации, установление состязательности, гласности, отделение судебной власти от обвинительной, введение института присяжных заседателей и адвокатуры.
1 Итогом дальнейшей работы по судебной реформе стали утвержденные императором 20 ноября 1864 года четыре закона: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и новый, отсутствовавший в “Основных положениях” Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В целом судебные уставы исходили из принципов и идей, заложенных в “Основных положениях”. Согласно судебным уставам, создавались две судебные системы: местные

и общие. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; обще-окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний и областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ включал в себя, как правило, уезд и входящие в него города. Округ делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей. На созывающиеся съезды мировых судей ложилась обязанность кассационного рассмотрения жалоб и протестов, а также окончательное решение дел, начатых участковыми мировыми судьями.

Мировым судьям были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках”, за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до 3 месяцев) , заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей. В сфере гражданско-правовой на мировых судей возлагалась рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей) , дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным судебной реформой, были присяжные заседатели. На суд присяжных предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а так же всех или некоторых особенных прав и преимуществ”. Присяжным заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года).

Не могли быть присяжными профессиональные юристы, священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. При окружных судах учреждался институт следователей, осуществляющих под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках. Таким образом, реформа отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное,

с предъявлением обвинения). На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, также дела о должностных и государственных преступлениях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии сословных представителей: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины. Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных

без участия присяжных заседателей, и могли заново рассматривать уже решённое дело. Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение” прямого смысла законов”, просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях. В 1872 году было учреждено также особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности.
Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России и могли рассматривать любое дело, решенное в низких инстанциях с нарушением установленного порядка. Кроме вышеперечисленных нововведений, был также создан новый специальный институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных

контор в губернских и уездных городах. Однако, несмотря на все нововведения, реформа несла на себе ряд пережитков прошлого. Эффективность проводимой реформы ослаблялась тем, что компетенция суда присяжных была ограничена, должностные лица предавались суду в особом порядке, независимость судей от администрации была относительной (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению) . Эти и другие изъятия из общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

2.3 Изменения в уголовном праве после принятия уголовного Уложения 1903 года. До принятия уголовного Уложения 1903 года система уголовного права пореформенного периода строилась на основе Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, новые редакции которого появились в 1857,1866,1885 годах. Разработка нового уголовного Уложения была стимулирована рядом существенных недостатков, содержавшихся в прежнем.

К ним И. С. Таганцев относил противоречия, формализацию, неполноту, неопределенность санкций и отсутствия четкой иерархии наказаний. Новое уголовное Уложение принималось довольно долго. Разработка его проекта была закончена уже в 1895 году. До 1897 году проект обсуждался в министерстве юстиции, а в 1998 года он был направлен в Государственный совет. Здесь было создано Особое совещание, которое дополнило и исправило проект, и
в конце 1901 года он поступил на рассмотрение Особого присутствия департамента Государственного совета. В конце 1903 года проект был подписан императором. Вступление в силу Уложения было отложено, но в действие постепенно вводились главы и статьи, содержащие новые составы политических преступлений. Законом 1904 года были введены в действие статьи о бунте против верхней власти, о государственной измене, о смуте.

В целом же уголовное Уложение состояло из 37 глав и 687 статей. Число составов преступлений было сокращено с 2 тысяч до 615. В новом Уложении были четко разграничены Общая и Особенная части. В Общей части давались такие понятия, как преступление, умысел, неосторожность, приготовление, покушение, соучастие. Содержала она следующие главы: 1) о преступлениях и преступниках вообще;

2) о наказаниях; 3) об определении наказания по преступлениям; 4) о смягчении и отмене наказания; 5) о пространстве действий постановлений настоящего Уложения; В Уложении давалось следующее определение преступления: “деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания”. Принцип, присутствовавший в прежнем Уложении и позволявший суду заполнять закон в случаях пробелов в праве, отвергался: “нет преступления,

нет наказания без указания на то в законе.” Как и прежде, преступления делились на тяжкие преступления, преступления, проступки. Субъектом преступления было физическое вменяемое лицо достигшее десятилетнего возраста (ранее субъектом преступления могло быть лицо достигшее семилетнего возраста, а также юридические лица – крестьянские общины). Законодатель предусматривал ситуацию “уменьшенной” вменяемости, относящейся к лицам в возрасте от 10 до 17 лет. В отличие от старого, новое
Уложение не делило умысел на заранее обдуманный и внезапно возникший. Неосторожность подразделялась на преступную небрежность (преступник не предвидел последствий, хотя мог и должен был их предвидеть) и преступную самонадеянность (предвидел наступление последствий, но легкомысленно предполагал их предотвратить). Приготовление к преступлению (приобретение или приспособление средств для приведения в исполнение преступного умысла) наказывалась лишь в случаях, указанных законом.

Добровольный отказ от преступления исключал наказание. Покушение на преступление (действие, которым начинается исполнение преступного умысла, но не доведенное до конца по обстоятельствам, не зависящим от вашего виновного) наказывалось в случаях, предусмотренных законом (при покушении на тяжкое преступление – во всех случаях). Давалось здесь и понятие соучастников: “лиц, действующие заведомо сообща или согласившиеся на совершение

деяния, учиненного несколькими лицами”. Кроме того, закон давал определение исполнителя, подстрекателя и пособника. При совершении проступка наказывался только исполнитель, участие в сообществе и шайке наказывалось особо. Превышением пределов необходимой обороны признавались чрезмерность или несвоевременность защиты. Впервые в уголовном Уложении 1903 года давалось определение пространства действия закона. Он распространялся на всю территорию России, одинакового на всех лиц, на ней прибывающих.

По упрощенной системе наказания они делились на главные, дополнительные, заменяющие. В Уложении предусматривались восемь родов главных наказаний и восемь дополнительных. Сословная принадлежность преступника и жертвы учитывалась судом при определении наказания (предложение отменить сословный критерий было отвергнуто Государственным Советом). Смертная казнь совершалась через повешенье, публично и не применялась к лицам моложе 17 лет
и старше 70 летнего возраста. Приговоренные к смертной казни лишались всех прав состояния и иных прав. Каторга назначалась бессрочно или на срок от 4 до 15 лет (ранее до 20 лет); ссылка назначалась без срока, но с правом досрочного освобождения за хорошее поведение (ранее – на различные сроки в зависимости от удаленности от центра). Заключение в крепость назначалась на срок до 6 лет, в тюрьму – до 2 лет, арест – на срок до 6 месяцев, помещение в исправительный дом – до 8 лет.

Особенная часть Уложения состояла из 36 глав, большинство которых включали нормы, предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностные преступления. 2.4 Создание основ советского права. Для процесса формирования основ нового права характерны следующие черты: а) Советское право возникало во взаимосвязи и одновременно с созданием нового государства и права, что обусловлено органическим единством государства и права.

Советское право создавалось в ходе слома старых государства и права. б) Наряду с новым законодательством более года действовали некоторые старые законы. Это преимущественно те акты, которые содержали не узко классовые, а общечеловеческие нормы. в) При революционном переустройстве всех сфер жизни неизбежно возникают “пробелы в праве”, т.е. некоторые вопросы остаются не урегулированными никакими нормативными актами.

В силу этих обстоятельств рассматриваемый период специфическими источником права являлось революционное правосознание трудящихся. При этом право применяющие органы и лица выносили решение с позиций “революционной целесообразности”, “пользы для революции”, что не могло не приводить и к разнобою, и к субъективизму. г) Правотворческую деятельность в этот период осуществлял довольно широкий круг структур: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, отдельные наркоматы, местные
Советы, а в ряде случаев и общественные организации, в частности, профсоюзы активно участвовали в создании норм трудового права. Это обусловливалось как потребностями, так и первоначальной не разграниченностью компетенции центральных и местных органов. Существенных различий между законом и ведомственным нормативным актом в тот период не просматривалось. Законодательные акты тогда назывались по-разному: декреты, постановления, декларации и т.п. Многие акты вводились в действие по телеграфу.

Далее целесообразно рассмотреть процесс становления основных отраслей советского права. Многие нормативные акты гражданского права юридически оформляли национализацию, т.е. переход земли и ее недр, банков, предприятий и др. в собственность государства. В результате сфера частной собственности граждан и договорные отношения сокращались. Законы пресекали также сделки, направленные на распродажу и разделение крупной собственности с целью

избежать ее национализации. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном на административном, а не на гражданском праве. Декрет ВЦИК “Об отмене наследования” от 27 апреля 1918 г. отменил наследование имущества стоимостью свыше 10 тыс. рублей как по закону, так и по завещанию. Интересы основной части населения этот декрет не затрагивал, поскольку стоимость его имущества не превышала

этой суммы. Реально же декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Наследникам переходило имущество не более 10 тыс. рублей. Остальное становилось общественным достоянием. Особым декретом запрещалось дарение или всякая передача имущества на сумму более 10 тыс. рублей. Для справки: прожиточный минимум тогда определялся в 240 руб. в месяц. Нельзя было передавать по наследству и авторские права.
В этих ограничениях проявились попытки законодателя как-то исключить возможность нетрудового обогащения. Как самостоятельная и новая отрасль формируется трудовое право, в нормах которого отражались марксистские воззрения на трудовые отношения. Уже 29 октября 1917 г. СНК принял постановление “О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени”. Этот акт устанавливал 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму.

Рабочая неделя не должна была превышать 46 часов. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере. В декабре того же года декретом ВЦИК введено социальное страхование. В апреле 1918 г. СНК ввел оплачиваемые отпуска. В целях ликвидации паразитических слоев и оживления

экономики в январе 1918 г. была введена всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. В декабре 1918 г. принят первый Кодекс законов о труде (КЗОТ). Он подробно регулировал трудовые отношения и связанные с ними социальные права (нормы о трудовой повинности, о переводе и увольнении трудящихся, о вознаграждении за труд, об охране труда и т.д.) КЗОТ действовал как на государственных, так и на частных предприятиях.

Кодекс заменял социальное страхование социальным обеспечением из фондов государства. Разумеется, начавшаяся гражданская война ограничивала реализацию норм КЗОТ-а. Семейное право также стало формироваться как самостоятельная отрасль. Декреты ВЦИК и СНК “О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния” и “О расторжении брака” (декабрь 1917 г.) содержали важные новые нормы, регулирующие сферу семейных отношений.

Государство признавало лишь гражданский брак, а церковный брак объявлялся частным правом супругов. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия супругов и моногамная форма брака. Теперь для вступления в брак не требовалось согласия родителей или начальства, не имела значение принадлежность к сословию, расе, религии. Для мужчин брачный возраст был установлен – 18 лет, для женщин – 16. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях.
Вводился свободный развод (через суд или загс). 16 сентября 1918 г. ВЦИК принял “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Этот кодекс был первым в истории советского права. Он более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В частности, подробней регламентировались права и обязанности супругов: брак не создавал общности имущества

супругов, перемена места жительства супруга не создавала для другого обязанности следовать за ним, супруги могли вступать между собой во все имущественно договорные отношения и т.д. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать или оспаривать отцовство судебным порядком. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Таким образом, кодекс, упразднив ряд феодальных правил, установил более цивилизованные нормы семейных

отношений. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачной сфере. Уголовное право с победой Октября не могло не подвергаться коренным изменениям. Прежде всего, ломались основные понятия и институты старого уголовного права. Если до революции преступлением считалось просто всякое нарушение закона, то теперь в понятие преступления

включалась общественная опасность деяния. Другими словами, преступным считалось все, что вредило интересам рабочих и крестьян, делу революции (заговоры, мятежи, саботаж, погромы, мародерство и пр.) Во взглядах на наказание стала оформляться идея сочетания принуждения с убеждением. Соответственно изменился перечень наказаний. Теперь применялись и такие наказания, как общественное порицание, объявление виновного врагом народа, принуждение к обязательным общественным работам и др.
Смертная казнь как высшая мера наказания была восстановлена летом 1918 г. по делам, проходящим через трибунал. На практике высшей мерой было лишение свободы, чаще всего от семи дней до одного года. Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы – не ниже 10 лет. Известная мягкость системы наказаний вытекала из представлений (в чем-то наивных), что с устранением капитализма преступность лишится своей материальной основы – частной собственности.

Характерна для этого периода и неопределенность санкций, когда вместо установления конкретных мер наказания указывалось на необходимость “карать виновных по всей строгости революционных законов”, руководствуясь “велениями революционной совести” и т.п. Вместе с тем этот период характеризуется активным законотворчеством в уголовно-правовой сфере. К концу июля 1918 г. было принято 40 уголовно-правовых декретов и 69 актов об отдельных преступлениях. Были сделаны продуктивные попытки сформулировать составы преступлений, отнесенных

к компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятие “контрреволюционная деятельность”. Особенность действия уголовного права этого периода – возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей или иных служащих старого режима, деятельность которых до 1917 г. приносила вред революционному движению. Однако для этого требовалось всякий раз специальное постановление местного Совета. Формально в этой части закону придавалась обратная сила.

По сути это была превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника. Таким образом, в рассматриваемый период начали складываться основные отрасли советского права, составившие в последующем новую правовую систему. Правовое строительство проходило одновременно с ломкой старого госаппарата, с вытеснением прежних правовых норм. Беспрецедентность задач и острейшая политическая и социально-экономическая ситуация в стране обусловила классовый характер изменений в государственно-правовой
сфере. Однако это не исключало и глубокий демократизм преобразований, и их творческую сущность, и некоторую наивность, и революционный романтизм. 2.5 Изменение в государственном строе после 1956 года. Смерть И. В. Сталина в 1953 году привела к серьезным изменениям в общественной и государственной жизни Советского Союза, открыла новый период в истории нашей страны. Изменились с сторону либерализации и демократизации утверждения законности внешняя и внутренняя политика

Советского государства, государственный механизм и форма государственного единства, общие принципы и отдельные отрасли права. Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея социалистической законности, практика реабилитации нашли своё отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 года), на котором был прочитан “секретных доклад” Хрущева, посвященный анализу феномена “культа личности”.

Доклад разоблачал культ Сталина, в нем говорилось о фактах массовых репрессий и нарушений законности. Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и “коллективного руководства” страной. Началась либерализация общественных отношений, наступили годы так называемой “хрущевской оттепели”; период реформ, протянувшийся до 1964 года – октябрьского Пленума ЦК КПСС, на котором Н. С. Хрущев был освобожден от должности первого секретаря

ЦК КПСС. Реформирование велось в трех направлениях: экономика, право, государственный аппарат. С точки зрения развития государства период характеризуется как разумными реформами, так и надуманными. Общей тенденцией являлось стремление децентрализовать управление государством, что привело к расширению прав союзных республик и местных органов власти и управления. В решениях XX съезда КПСС указывалось на необходимость устранения изменений централизации народным
хозяйством. В целях реализации решений съезда ЦК и Совет Министров СССР 30 мая 1956 года приняли постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тысячи предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности, производства продовольственных товаров, строительных материалов, некоторых других отраслей народного хозяйства, автомобильного транспорта, речного флота. Следует, однако, отметить, что ведущие отрасли экономики оставались в строго

централизованном управлении Союза. В рассматриваемый период были расширены, а фактически восстановлены права союзных республик в области законодательства и осуществлению правосудия. В 1957 году был принят Закон “Об отнесению к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов”. Он позволял обновлять законодательство союзных республик, полнее учесть в нем национальные и бытовые

особенности. Вместе с тем, с учетом федерального устройства государства, за Союзом СССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Ещё одно право, право регулирования областного, краевого, административно территориального движения перешло от Союза СССР к союзным республикам. Соответствующий закон был принят

Верховным Советом СССР в 1957 году. За Союзом сохранялось лишь право по утверждению новых автономных республик и автономных областей. Изменился и состав союзных республик. В 1956 году была ликвидирована искусственно созданная Карело-Финская ССР, а на её место была воссоздана Карельская АССР в составе РФ. Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы
Отечественной войны народов. Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, Черкесская автономная область – в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая АССР, восстановлена Чечено-Ингушская АССР. Однако были и такие народы, чьи права небыли восстановлены (Крымские татары, немцы Поволжья) Стремление преодолеть сложившейся чрезмерный централизм привела и к перестройке государственного

механизма. Стремление к демократизации государственной жизни нашло выражение в мерах, направленных на повышение роли Советов. В январе 1957 года ЦК КПСС принял постановление “об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их в связи с массами” . Результаты сказались скоро – деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировать деятельность постоянных

комиссий Советов, теснее стали связи Советов с населением. Однако следует отметить, что некоторые политические компании не имели здравого смысла, к ним можно отнести и разделение в 1962 году краевых, областных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельскохозяйственные районы, в результате чего нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении.

Управление народным хозяйством было также малоэффективным, так как привычная централизованная система сковывала инициативу предприятий. Поэтому в соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 года, отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным. Были упразднены многие министерства, ведавшие промышленностью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических административных районов.
В каждом из них Совет народного хозяйства (Совнархоз), который руководил предприятиями и стройками. Однако радикальных изменений в развитии промышленности и строительства так и не произошло. Главная причина неудачности эксперимента была в том, что в основу управления промышленностью и строительством не были положены экономические методы. Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 года из МВД СССР выделился комитет государственной безопасности при

Совете Министров СССР. В октябре 1956 года управления МВД и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел, исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. В 1960 году было ликвидировано МВД СССР. Однако это лишь усложнило координацию работы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью.

Существенно были реорганизованы органы правосудия. Принятом в феврале 1957 года Положении пересматривались полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны надзорные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. В декабре 1958 года в соответствии с Основанием законодательства о судоустройстве Союза

ССР, участковая система народных судов была заменена единым Народным судом города или района. Законом от 25 декабря 1938 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь единым для всех судов принципами правосудия, трибуналы учитывали организационную структуру армии. Заключение Значение методологии в познании истории государства и права трудно переоценить.
Поистине условие, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. В общем плане любая наука это есть способ или метод добывания и истолкования фактов. Древние греки, введя в научный оборот понятие метода – «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования человечного общества и окружающего его мира.

Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях. Вместе с тем поиск новых и обогащение арсенала существующих средств теории государства и права смогут решить и свою важнейшую внутреннюю задачу – сводить в единую систему все знания о своем предмете. Значение подлинно научной методологии теоретической государственно-правовой науки, не подвергаемое

сомнению, в обычные времена, резко возрастает в периоды социально-политической напряженности, вызванной крупными общественными реформами, экономическим кризисом, национально-этническими конфликтами, ростом преступности, неэффективностью государственного управления. Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования.

Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее. Список литературы 1.АндрееваО.А. Текст лекции «История государства и права России. www.tp.tsure.ru/uch_material/igpr_lek.ht m 2. И. А. Исаев. История государства и права России. М,
1996. 3. Ю. К. Краснов. История государства и права России. М, 1997. 4. В. А. Рогов. История государства и права России IX-начало XX в. М, 1994. 5. История отечественного государства и права / под ред. О. И. Чистякова, Ч-II. М. 1997. 6. Памятники русского права. М, 1953. 7. Российское законодательство X-XX веков / под ред.

О. В. Чистякова, Т-8, М, 1991. 8. Городецкий В.Н. Рождение Советского государства. 1917 – 1918. М 1987. 9. Чистякова О. И. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Ч.П. М 1997. 10. Чибиряева С.А. История государства и права России / Под ред.

С.А. Чибиряева. М 1998. 11. Первое советское правительство. Октябрь 1917 – июль 1918. М 1991.