МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ:Первобытная культура, главные факторы становления и развитиякультуры первобытного общества. Основные этапы развития первобытной культуры
Выполнила студентка 33 группы
Михайленко Татьяна
Киев 2009
Историякультуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов иих творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцветаи гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Мыто не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особойостротой видеть, как много вокруг и внутри нас того, что складывалось впрошлом. Мы много раз отвергали и опровергали прошлое, пытаясь переписать егонабело, и столько же раз начинали отыскивать в нем свои корни, чтобы лучшепонять себя сегодняшних. Пожалуй, только в XX веке человечествоосознало свою главную ошибку: погоня за материальными благами и научнымиоткрытиями не всегда означает движение вперед, а забвение “ужасного” прошлогоможет обернуться стократ более ужасным будущим. Увидеть связь тысячелетий,поколений, народов, найти и понять единство в смене культур значит осознать иосознанно выстроить свое будущее.
Можетвозникнуть (и возникало) представление о том, что любая культура обречена. Нони одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождаласьв последующих фазах развития, давала новые неожиданные ростки. И пока хотя быодин человек на земле умеет делать из природного материала необходимыепредметы, хранит в памяти слово, мелодию или образ и воспроизводит их, культуране погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести иплодоносить.
Возникновениекультуры связано с появлением человечества. Множество различных теорийстремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественноесотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометейлепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного”[34, Быт. 2:7]. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактическогоподтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” [там же, 1:27],человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему,приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественногосуществования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), емугрозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков.Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология [см. труды Д.Эттенборо, Я.Линдблада, Э. Б.Тайлора, К. Леви-Строса и др.].
Другая,весьма распространенная, теория — теория эволюции, начало которой положил Ч.Дарвин. Для него человек был высшим природным творением, выжившим лишьблагодаря тому, что оказался наиболее приспособленным к существованию даже всамых неблагоприятных внешних условиях. Существуют и современные вариантыэволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер(1874—1928) считал, что человек вовсе не был совершенством в животном мире,напротив, он был физически слабее многих своих животных собратьев, его органычувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром подражания и жил “померке любого вида” животных, используя различные способы укрытия, питания иприспособления [349; 92].
Л.Н. Гумилёв создал теорию происхождения человечества, которую можно назвать“космической”. Он считает, что человечество существует как особое явлениеприроды, часть биосферы[1]. Биосфера, сего точки зрения, “не только биомасса всех живых существ, включая вирусы имикроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности — почвы, осадочные породы,свободный кислород воздуха… Все это — энергия, нас питающая” [86, с. 54].Другие виды энергии — это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов,пучки космической энергии. От совокупного действия разных видов энергии зависятпериодические всплески пассионарности (лат. passio “страсть”), пассионарныетолчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения,развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основевозникновения человеческого общества. Гумилёв представляет историю культуры какисторию пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель тойили иной культуры.
Этипредварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и впутешествии по ней понять труды и дни людей в мире от древности до сегодняшнегодня, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельнойчеловеческой жизни и жизни всего человечества.Главныефакторы становления и развития культуры первобытного общества
Благодаряработам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивныхнародов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинахпогибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточнымоснованием рассуждать о первобытной культуре.
Можновыделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.
1.Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когдаорудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называетсякаменным веком (свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний(палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменныйвек закончился гораздо ближе к нашим дням.
Палеолит(греч palaios “древний” + lithos “камень”) делится наэолит (“заря камня”), нижний, средний и верхний палеолит. Эолит — эпоха первыхорудий человека, которые могли быть и деревянными и каменными, из которых донас дошли только последние. Часть из них были естественными орудиями, т. е.камнями, по своей природе имеющими форму, пригодную для примитивного труда,часть — искусственными, т. е. осколками кремня и других ломких каменных пород,созданных путем дробления их ударами камней более твердых пород. Нижнийпалеолит характеризуется появлением орудий устойчивой, правильной формы, годныхдля разбивания плодов и костей, убивания животных, разрезывания и т. п. Среднийпалеолит — период возникновения более мелких, но зато более пригодных дляупотребления режущих и колющих орудий.
Кэтой эпохе относится возникновение кровнородственной семьи и восходят следыизобразительного искусства. Присвоение растительной и мелкой животной пищи вформе простого собирательства осуществляется без разделения труда. Верхнийпалеолит— эпоха обработки камня путем надавливания, что позволило придаватьорудиям новые формы и изготавливать каменные ножи, наконечники дротиков икопий, сверла, резцы и т. д. Работая ими, люди ускорили производство, у нихстали появляться и увеличиваться случайные излишки добытого. Охота разветвиласьна звероловство и рыбную ловлю и стала “специальностью” взрослых мужчин. Кэтому времени относится, вероятно, и изобретение добывания огня трением.Развилось и усложнилось разделение труда, появились групповые семьи.
Мезолит(греч. mesos «средний,промежуточный»), или, как его иногда называют, протонеолит (греч. protos «первый»),—эпоха совершенствования камнеобделывания. Появляются лук и стрелы,микролитические изделия (т. е. снабженные тонкими каменными пластинами) сгеометрически правильными формами, с острыми выровненными лезвиями, служившиенаконечниками стрел и вкладными лезвиями в роговых или костяных орудиях, изготавливаютсяручные мельницы, сети, плоты, лодки. С приручением собаки звероловствостановится более продуктивным. Все это обусловило появление постоянных запасов.В первобытном племени складываются матриархально-родовые отношения.
Неолит—дальнейшее усложнение и совершенствование камнеобделывания (полированные исверленые каменные орудия), переход от собирательства и охоты к земледелию искотоводству.
Изготовлениеи применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни все:от анатомии до образа жизни.
Животноеобеспечивает свое выживание в пределах видовых возможностей, воспринимаявнешние стороны вещей. Пользуясь органами чувств и генетическими программами,оно изменяет мир лишь количественно. По мнению многих исследователей, человекможет действовать “по мерке любого вида”, первоначально подражая различнымживым существам. Но постепенно, с расширением образной сферы сознания, он начинаетсоздавать образы желаемого, в том числе и образы предметов для добычи пищи, емустановится недостаточно внешней информации о предметах, у него возникаетпотребность в сведениях об их внутренних, существенных связях. В психикечеловека появляется способность, в корне отличающая его от животных:способность воображения и фантазии. Для дальнейшей же успешной деятельностинужно различать общее и единичное, понимать различные явления действительности,выделять причины и следствия всевозможных состояний мира и самого себя.Современные специалисты по зоопсихологии вообще считают, что человек каксущество, обеспечивающее свое выживание собирательством, наиболее развит иприспособлен к дальнейшему развитию. “… Животные собиратели умны,— пишет Г. В.Правоторов,— они учатся всю жизнь. У них отличная память. У них выдающиесяспособности к классификации, от которой зависит их жизнь… Но ведь это же —мы! Мы собиратели. Вернее, наши предки были собирателями, ибо человек началсвой путь на земле, имея единственную экологическую нишу — собирателя” [250, с.19]. Изобретение инструментов позволило человеку стать хозяином окружающей егосреды. Поисковая деятельность, связанная с жизнеобеспечением, способствоваларазвитию абстрактного мышления, возникновению речи, появлению новых способоворганизации труда и общества, а также различных форм познания — мифологии,религии, искусства. Устанавливаются традиции и обычаи, правила поведения,ритуалы и прочие явления уже культурной деятельности человека.
2.Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлениеморудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Мы ужеговорили (см. ч. I, гл. IV) о запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчиваячисленность рода была одним из условий его выживания. Самое важное последствиевведения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становитсяценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир,преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинаетотличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменникаи по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная ипотому уже опасная неизвестность, страшило людей. Современный итальянскийученый, занимающийся семиотикой, Умберто Эко (р. 1932) говорит, что современныйшовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережитокпервобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашемуобразу жизни, все, что “не наша кровь” [338, с. 29—47].
Другое,еще более значимое для дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связанос регуляцией отношений между полами. В первобытном обществе количество людей вроду во многом зависело от условий существования. При благоприятных условияхналичие беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периодыухудшения условий жизни (природные катаклизмы, необходимость миграции и др.) ихбольшое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Считается, что приухудшении условий жизни появляется необходимость ограничить свои потребности и,естественно, в первую очередь — пищевые и половые инстинкты, считает Ю. И.Семенов [271, с. 108]. Регулирование брачных отношений осуществлялось путемограничения числа брачных пар, прежде всего запрещения брачных отношений междупрямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) усматривал связь этого табу стотемизмом [287]. Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийствототема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которойинициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе,но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легшихв основание единобрачия, моногамии (греч. monos “один, единственный” + gamos “брак”). В условияхродовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисточеловеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывалисьчаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,—ототем “его род”, а у одного из племен австралийских аборигенов — “это нашемясо”) — одной из форм первобытных верований, представлением о некойтаинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животныхили растений как со своими родоначальниками. Табу распространялось и на тотема— своего “родственника” (отца или старшего брата), которого не убивали, не елиего мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда“размножения” тотема. Табу стало основой появления различных обрядов, связанныхс соблюдением запретов и с периодами снятия их — праздниками. Как былозамечено, возникновение табу — одно из условий появления морали. 3.Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновениекультуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствииорганично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи (эолит инижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются свозникновением представлений о загробной жизни.
Вработах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы посторонам света, в направлении восток — запад. Значит, люди связывали своинаблюдения над природой со своим существованием, рождением и смертью.Большинство обнаруженных захоронений находилось в помещении жилой пещеры, хотяи располагалось ближе к ее краям. Умершие не исключались полностью изчеловеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться как реальная.Об этом же говорят и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что ипосле смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народовсложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих стаинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного родакультов, прежде всего культа предков.
4.Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Обигре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлениичеловеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга(1872-1945)в книге “Homo ludens”. Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно вигре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частьюмагического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные скакой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством),воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом.До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному,считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет куспеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровомпроцессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое началослужило выработке определенных форм поведения, ритуалов, связанных смиросозерцанием человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций,поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видовискусств, в особенности театра и танца.
Основныеэтапы развития первобытной культуры
Первобытнаякультура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которыеосваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, нопостоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.
Такаязадача несет в себе биологическое начало и существует в любом животномсообществе с одной только разницей – в качественно новых способахее решения человеком. Самое раннее отношение человека с природой — некоеравновесие, партнерство, или, по выражению Л. Н. Гумилёва, гомеостазис (греч. homoios “подобный, одинаковый” +stasis “неподвижность,состояние”). Человеческое сообщество, представляющее собой небольшую группулюдей (20—50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенныйучасток земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природныхдаров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д.). Этот участок землидля людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительнойбезопасности, имея максимум того, что могут получить. Когда ресурсы оказываютсяисчерпанными, сообщество ищет другую территорию, которая станет для негоследующей экологической нишей.
Первобытнаякультура была консервативной: любое новшество нарушало привычный ход вещей ипотому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или дажесмертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности жизни(средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог бытьзначительным, а сменяемость поколений была частой, поэтому выживание зависелоот точного воспроизведения накопленного опыта. В этой связи первобытнаякультура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипноеповедение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности,накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, нопроисходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мыможем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытнаяобщина и позднепервобытная община [3].
Существованиематриархата [лат. mater (matris) “мать” + греч. arche “власть”], понимаемогобуквально как господство женщины в семье и обществе, условно. Можнопредположить, что где-либо были и такие формы отношений, но в основном мывстречаемся с матрилинейностъю — счетом родства по линии матери, посколькупервобытное сознание долго не понимало роли мужчины в брачных отношениях,считая, что женщины рожают “сами из себя”, о чем говорит множество мифов.Поэтому в раннепервобытной общине основной ценностью считалась женщина какносительница и охранительница жизни. Преклонялись перед ее способностью к деторождениюи выкармливанию детей, о чем говорят самые древние статуэтки, так называемые“палеолитические Венеры”, где нет и проблеска духовности, присутствуют лишьбиологические признаки пола.
Раннепервобытнаяобщина не была производящей: она лишь добывала готовые продукты природы, всеостальное изготовлялось по мере необходимости. Это еще не было производствомвещей, поэтому исследователи охарактеризовали ее как присваивающеехозяйство.
Вэтот период человеской культуры общество существовало как родовая семья. Все еечлены — родственники по крови, каждый из которых не отделял себя от остальных:и мужчины, и женщины равно участвовали в общественно-полезном труде, поэтомувнутри общины не могло быть господства и подчинения [3, с. 190], отсутствовалопринуждение моральное или физическое, как и попытки уклониться от работы.
Данныеэтнографов сообщают, что люди первобытной общины знали повадки животных, моглиориентироваться по звездам и солнцу, разбирались в полезных растениях, строилипредположения о погодных явлениях, имели достаточные сведения о свойствахматериалов, из которых изготовляли необходимые предметы.
Вусловиях раннепервобытной общины медленно — на протяжении тысячелетий —накапливаются сведения о мире и постепенно изменяются отношения внутри общины.Как мы отметили, на ранних ступенях развития брак был групповым — полигамным(греч. poli “много” + gamos “брак”), и только потом появилась моногамнаясемья в современном смысле: с общим ведением хозяйства, общим местом проживанияи общим участием родителей в воспитании детей. Групповой брак предполагал, чтопо взаимному соглашению брачные пары в принятый в данной родовой общине периодгода соединяются. Но после брачного периода они не имеют друг перед другомникаких обязательств. В следующий брачный период они могут сохранять своихпартнеров или менять их — это значения не имело. Дети принадлежали роду,который их кормил и воспитывал.
Чтобырегулировать брачные отношения, супруги не селились вместе, а оставались жить всвоих группах, встречаясь друг с другом эпизодически (вспомним что древнимнужно было регулировать рождаемость для облегчения передвижений всегосообщества). До сих пор у тех народов, которые живут на стадии, напоминающейописываемый период, сохранились обычаи обособления мужчин и женщин.
Существуютдревние сказания о племени женщин-воительниц — амазонках [греч. атагоп
Бракибыли недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужиесуществовало так же, как и многоженство. Правда, и при таких отношениях супругивсе же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктамисобирательства, а жены — охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отецпроявляли заботу о детях, но эти отношения на раннепервобытной стадии развитиясуществовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежалисвоей группе. Подрастая, мальчики проходили обряд инициации (лат. initium “начало”), перехода вовзрослое состояние и пополняли мужскую группу. Родство осознавалось лишьгоризонтально, то есть между живущими родителями, братьями и сестрами. Общегопредка видели только в тотемном животном. “Люди рождались в коллективе, имевшемобщий тотем, и поэтому были сродни друг другу” [3, с. 199]. (Вспомним главнуюфразу-заклинание в сказке о Маугли Р. Киплинга: “Мы с тобой одной крови!”).Изобретения этого времени не покажутся современному человеку значительными, ноони определяли новый уровень отношений с природой. “Освоив составные орудия,человек изобрел рычаг, придумал копьеметалку и лук, в 2—3 раза увеличилдальность полета разящего оружия”. Более всего в этом преуспели “лесные ведды:натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35м навылет пробивали оленя” [3, с. 206]. В раннепервобытной общине появилисьзачатки счета предметов, отсчета времени (по природному а; гндарю), представленияо пространстве тоже были связаны с окружающей средой: например, “близко” — впределах видимости и безопасности.
Появляетсярисуночное письмо — пиктография (лат. pictus “нарисованный” + греч. grapho “пишу”), соединившая всебе попытки зафиксировать и передать информацию с зачатками искусства.Археология убеждает нас, что, прежде всего, появилось изобразительноеискусство. Это можно связать и с магическим мышлением, когда правильноеизображение животного (а найдены изображения только животных) придавалодревнему человеку уверенность в том, что он овладеет этим животным и в реальнойжизни. Высказывается также мысль о том, что эти изображения могли служитьсвоеобразным “наглядным пособием” для охотника в его повседневной практике. Обеэти мысли находят подтверждение в находках, которые сохранили изображенияживотных со следами действий, совершенных орудиями охоты.
Средипамятников первобытного искусства того времени — живопись, рельефы, скульптура,орнаментальные рисунки в виде кругов, зигзагов, прямоугольников, выполненные вцвете при помощи естественных природных красителей. Сохранились рисунки,изображающие танцы, музыкальные инструменты, выполненные из рога и трубчатыхкостей, ударные инструменты (в их наиболее примитивной форме), простейшиеструнные с жилами животных, натянутыми на деревянных основаниях.
До наших дней сохранилисьтанцы, в которых имитируются трудовые действия людей, у многих народов ещесуществуют ритуальные танцы, отголоски древних песен. Каждый из нас в детствераспевал: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи!” Исследователи истоковпесенного творчества считают, что это — песня-заклинание, сохранившаяся отпредков.
Главноеотличие позднеродовой общины от ранней — в том, что она начинает производитьнеобходимые продукты. Возникновение и развитие скотоводства и земледелияпривело к появлению культурных растений, к селекционному отбору животных, кобработке всего, что сопутствовало основным видам деятельности: выделке шкур,поделкам из рога, кости и др.
Производящеехозяйство требовалодругого образа жизни. Если в период потребления люди должны были часто менятьместо обитания, то теперь они тяготеют к оседлости (кроме кочевых племен,связавших свое существование с разведением скота).
Интенсивнееразвиваются каменные орудия труда, необходимые теперь для прочногохозяйственно-бытового обустройства на месте постоянного проживания.Изготавливаются мотыги, серпы, ступки для растирания растений, лодки, различныеловушки, капканы, часто сложной конструкции. Настоящим новшеством сталопоявление керамики. Изготовлением керамических изделий занималисьпреимущественно женщины. Отметим, что уже тогда посуда подвергалась обжигу, чтопозволило улучшить технологию приготовления пищи.
Всеэто постепенно приводит к разделению труда, когда определяющим является неполовой или возрастной, а профессиональный принцип. То или иное занятие можетзакрепляться в группе и позднее даже наследоваться. Но главное заключается втом, что становится возможным обмен продуктами с другими группами людей. Этиизменения повлияли и на численность сообщества, которая в отдельных случаяхдоходила до тысячи человек.
Вусловиях нового способа ведения хозяйства усилилась роль мужчин, хотя женщиныпродолжают выполнять значимую часть работы. Они занимаются земледелием, мужчины— скотоводством, производством орудий труда, охотой. Домашнее хозяйство тогда истало сферой женского труда. Мужчинам доставалась более опасная и труднаяработа, женщинам — более кропотливая. Нельзя сказать, что женщины утратили своезначение. Их роль была велика. Об этом говорил миссионеру один из ирокезов:“Без женщин мы вели бы жалкое существование, так как в нашей стране именноженщины сеют, сажают, взращивают зерно и овощи, готовят пищу для мужчин идетей” [3, с. 293].
Кактолько изменилась роль женщины в обществе, изменилось и отношение к браку. Зажену стали платить выкуп, как за рабочую силу. Сначала выкуп был в формеотработки, а затем — в виде тех или иных материальных ценностей.
Появилисьновые обряды и церемонии, новые формы отношений между людьми, желаниеупорядочить их. С одной стороны, возникают договоры между родами, которыевпоследствии вполне могли стать основанием для законодательства, сохранившегосяу европейских варваров до средних веков в виде разных “правд”, при помощикоторых вершился суд и устанавливалась понятная соплеменникам справедливость. Сдругой стороны, образуются новые ценности, связанные уже не только с удачнойдеятельностью, но и с имущественным положением и авторитетом человека вобществе, который приобретался благодаря его силе, уму, способности влиять налюдей или каким-либо сверхъестественным качествам. Для поддержания своейзначимости соперничают друг с другом, устраивают пиры, совершают обмен дарами“с переплатой”, чтобы поставить того, кому делался этот дар, в зависимоеположение и обеспечить себе сторонника [3, с. 243].
Изменения коснулись иуправления жизнью первобытной общины. Жизненно важные вопросы обсуждали всесородичи, принимая общие решения, поэтому в родовой общине, где интересы людейсовпадали, отсутствовало принуждение. Так же точно общине не нужны были и“руководители”. Старейшина мог бы как-либо влиять на принимаемые решения, еслибы в сознании людей воедино увязывались возраст человека, накопленный имжизненный опыт и важность этого опыта для всей общины. Позднее так и произошло:осознав необходимость и ценность для общины родовой памяти, стали оберегать ееносителей, ибо их потеря была бы равносильна утрате памяти народа.
Разделениетруда выделило из общей массы людей тех, кто осуществлял магические действия иритуалы, однако в прямом смысле этого слова руководителем общины такой человекне являлся: он мог лишь ссылаться на разные знамения, истолковывая их такимобразом, чтобы можно было принять или отвергнуть какое-либо решение.
Военныевожди появляются довольно поздно и не во всех племенах. Кроме того, их влияниеограничивалось рамками деятельности, связанной с защитой племени или нападениемна другие племена. Власть же в полном смысле этого слова стала принадлежатьвсем этим категориям только тогда, когда цели и интересы людей, составлявшихпрежде общину, разделились, а связи между ними ослабли. Но это происходитвместе с разложением первобытного общества.
Развитиесуществующих и появление новых отношений сказалось на духовной жизни общества.Постепенно накапливались и в некоторой степени систематизировались сведения омире, развивались искусство, мифология, религия. В позднеродовой общине началипоявляться зачатки математики, для счета использовались камешки, шнуры сузелками и др. Эти же и другие предметы выступали и как носители информации,напоминающие пиктографию.
Искусствос развитием абстрактного мышления становится более условным в изображении мира.Эти условности оказываются многомерными; они по-прежнему несут в себемагическое начало. Воспроизведение в искусстве различных явлений мирасвязывалось с овладением ими. Точно исполненный ритуальный танец охотниковозначал, что и сама охота будет успешной, близкое к натуре изображениеживотного означало, что человек получил над ним власть. Но если раньше толькоожидали желаемого результата, то теперь пытаются повлиять на мир при помощиспециального действия: осмеять божество, чтобы оно могло себя оправдать добрымделом, помочь природе, действуя вместе с ней или аналогично ей. Возникаютспециальные ритуалы, призванные помочь плодородию земли или увеличениюколичества скота, которые проявлялись в танцах или театрализованных действах.
Изменяютсяи религиозные взгляды. В позднеродовой период развития культуры они усложняютсяпо мере усложнения человеческого знания природы и самих себя. Складывается верав защитную силу духов предков, а позже и в магическую силу некоторыхсоплеменников, которым отводится лидирующее положение в обществе, чтостановится предпосылкой возникновения власти авторитарной, не связанной ни сродственными отношениями, ни с какой-либо выборностью. Но это — уже другойуровень развития общества, другие отношения, другая культура.
Использованная литература
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное идополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “ИздательствоЮКЭА”, 2002. — 712 с.