Реферат: Римская община

По мнению многих современных историков в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой (гентильный) строй. Сородичи должны были помогать друг другу в беде, они могли иметь общее имущество и наследовать друг другу при отсутствии прямых наследников. Римский род состоял не из кровных родственников, как при классическом родовом строе, а из отдельных семей – фамилий, поэтому на самом деле представлял собой скорее клан, чем род в строгом смысле этого слова.
Семья (фамилия) была единым сакральным и хозяйственным целым. И до и после образования государства она являлась ключевой ячейкой римского общества и вместе с тем его отличительной особенностью. Римляне гордились тем, что такой семьи не было ни у одного другого народа. Ее уникальность была связана с громадной властью домовладыки (отца семейства pater familias). Он считался верховным жрецом семейных культов и собственником всего семейного имущества. Все домочадцы: жена, незамужние дочери, сыновья и их семьи были подвластны домовладыке вплоть до его смерти. Все, что приобретал кто-либо из них, автоматически становилось собственностью домовладыки, который был вправе распоряжаться не только их трудом, но и личностью: он мог отдавать их в кабалу, продавать в рабство, наказывать по своему усмотрению и даже приговаривать к смертной казни. Правда, он сам находился под властью общественного мнения. В случае явного злоупотребления своим положением он мог лишиться и своей отцовской власти (patria potestas), и даже жизни.
Римский род имел такую же организацию, как и греческий. В каждом роде все его члены сообща владели землёй, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п. Старшина рода избирался, по-видимому, всеми его членами. Древнейший общественный строй выглядел следующим образом: важнейшими делами общины ведал совет старейшин, или сенат, состоявший из старейшин родов. Постепенно вошло в обычай избирать старейшин из одной и той же семьи каждого рода. Этот обычай, вызванный развивавшейся имущественной дифференциацией, привёл к образованию в Риме родовой знати, к возникновению так называемых патрицианских семей. Развитие имущественной дифференциации привело к появлению в римской общине двух сословий: патрициев (с их клиентами) и плебеев.
Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Высшим сословие были патриции. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовский». Что это означает? Вероятнее всего, «патрициями» первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сами, в свою очередь, могли иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и законными родственными связями являются только связи по отцу. Действительно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархального типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это «правом жизни и смерти».
Члены рода вели свое происхождение от общего предка и, кроме личного имени (например, Гай, Луций или Публий), носили общее родовое имя (например, Юлий, Марций или Корнелий). Со временем роды могли разделяться на отдельные ветви, которые обозначались третьим именем, так называемым родовым прозвищем (например, Цезарь, Сципион или Катон). Так появилось состоящее из трех составных частей римское имя (например, Гай Юлий Цезарь).
У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетельствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле. У патрицианских семей царского периода в частной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения, а не частной собственности.
Список использованной литературы:

1. Балух В.О. Історія античної цивілізації(Текст): (підручник для внз): у 3-х томах/В.О. Балух.-Чернівці: Наші книги, 2007-2008. –Т.2. Стародавній Рим.- 2008.-847 с.
2. Джеймс Паула Римская цивилизация: Пер с англ.. – М.: Изд.дом «Гранд»: фактор-Пресс, -2000.-270с.
3. Древний Рим: история, быт, культура:/ Сост. Л.С. Ильинская.- М.: Москов. Лицей, 1997, – 432с.
4. История Древнего Рима: Учебник для вузов по направлению и специальности «история»/В.И.кузишин, И.Л.мали, И.А.Гвоздева, Г.Г. Ершова- 4-е узд., перераб. И доп.- М.: вісшая школа, 2000.- 383 с.
5. Из истории Древнего Рима Сб. статей. Ред.колегия: проф. В.Ф.Семенов и др. М., 1960.-94 с.
6. Кадеев В.И. История Древней Греции и Рима: Курс лекций/ В.И.Кадее.-Х.: Колорит, 2006.-327с.
7. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность/ Очерки.-М.: Искусство, 1986.-2006 с.
8. Ковалев С.И. История Рима: Курс лекцый/ Под ред. Є.Д. Фролова, ЛГУ им. Жукова.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 742 с.
9. Кризис полиса и политические воззрения римських стоиков. –М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.-64с.
10. Ливий Тит История Рима от основания города: перевод/ Тит Ливий.- М.: ладомир, 2002.- 1 т.
11. Маяк И.Л. Рим превих царей: генезис римского полиса.-М., Изд. МГУ, 1983.- 269 с.
12. Момзен Т. История Рима .- Санкт-Петербург, Лениздат, 1993. -268 с.
13. Немировский А.И. История раннего Рима и Италии. Возникновение классового государства и общества.- Воронеж, Изд-во Воронеж. У-та, 1962.-299с.
14. Немировский А.И. Єтрусски: от мифа к истории.-М.: наука, Глав. Ред.. вост. Л-ри, -1983.-261с.
15. Нечай Ф.М. Образование римського государства.- Минск, Изд-во БГУ, 1972.-272с.
16. Проблеми политической истории античного общества: межвузовский сб./ЛГУ им. А.Жукова, Отв.ред. Д.Фролов.- Л.: ЛГУ, 1985, 181с.
17. Cмышляев А.Л. История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов //Курс лекций. Лекция 3. Рим в царский период.
Бесплатно скачать реферат “Римская община” в полном объеме