Коммерческая тайна предприятия

Содержание
Введение
§1 Коммерческая тайна: историческая справка
§1 Зарубежная практика
§3 Коммерческая тайна: содержание и критерии определения
§4 Угрозы утечки конфиденциальной информации
§5 Обеспечение сохранности коммерческой тайны
Заключение
Список литературы

Введение
В условиях становления рыночной экономики каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел, за свое доброе имя. Само понятие “безопасность” принимает расширенное содержание, оно включает в себя как составляющие информационно-коммерческую, юридическую и физическую безопасность. Вопросы информационно-коммерческой безопасности занимают особое место и в связи с возрастающей ролью информации в жизни общества требуют особого внимания. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценнейшим товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию. Наряду с государственными секретами в нашей стране получила право на жизнь промышленная секретность, в российском законодательстве появилось понятие коммерческой тайны предприятия. (В законодательстве дореволюционной России использовалось понятие “промысловая тайна” [1]). Понятие “безопасность” определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов (Закон РФ “О безопасности”). Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы восприятия безопасности как исключительно относящейся к сфере компетенции государства и специальных органов. Отсюда традиционно “слабое” понимание специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение ими вопросов информационной безопасности к не основной деятельности. В итоге нередко вопросы защиты коммерческой тайны упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции. Такие упущения приводят к утечке коммерчески значимой информации, затрудняют определение собственника на результаты работы. Переход экономики на рыночные отношения, в том числе и в вопросах интеллектуальной собственности, требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии информационной безопасности, в том числе специальной программы по защите интеллектуальной собственности, определения подразделений и лиц, ответственных за проведение на предприятии данной работы. Данная работа посвящена проблеме анализа различных подходов к нормативному регулированию и описанию различных способов и методов реализации правового режима коммерческой тайны в законодательстве Российской Федерации. §1 Коммерческая тайна: историческая справка
Правителями государств в различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью коммерческой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества или наступления банкротства. В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие суть данного понятия и использовавшие ключевое слово “тайна”. Под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну. Производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ. Под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства (речь идет о современном понятии “ноу-хау”). Торговую тайну составляли элементы индивидуальности, например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и иное. Коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия. Тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность в современном понимании. В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Режим промысловой тайны основан на принципе свободы конкуренции как на соревновании сил, способностей и труда каждого конкурента, но не на использовании работы соперника, потому что в противном случае речь идет о недобросовестной конкуренции. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и иное) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний или взыскание убытков по гражданским искам). Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 года в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новая власть весьма быстро осознала, что предприятие должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. На первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера. В 1926 году ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну. В СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений. Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах. Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту упоминалось в статье 33 Закона СССР “О предприятиях в СССР” и в статье 28 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в статьях 10 и 15 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В мае 1991 года были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в статье 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту “ноу-хау”. Наконец, 29 июля 2004 г был принят федеральный закон о коммерческой тайне. Нормы действующего законодательства имеют в основном декларативный и отсылочный характер. Согласно пункту 3 статьи 184 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках. При этом не указывается срок, в течение которого действует это ограничение, не определяется и ответственность лица, нарушившего данный запрет. Еще одна норма (пункт 2 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации) обязывает участников хозяйственного товарищества (общества) не разглашать конфиденциальную информацию о его деятельности. С учетом основной задачи коммерческой организации (получение прибыли) уместнее говорить о коммерческой тайне. Подобных примеров можно привести множество. Особое значение для регулирования охраны коммерческой тайны имеет ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой к объектам гражданских прав впервые отнесена информация. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации определены признаки коммерческой тайны как особого объекта гражданских прав, а также основания и формы ее защиты. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации не проводятся различия между коммерческой и служебной тайнами, хотя правовая природа соответствующих видов информации различна. Это вызывает проблемы при определении понятий названных видов информации и их правовой защите. В статье 139 Гражданского кодекса Российской Федерации информация подразделяется на служебную и коммерческую. Речь идет о действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, которые не известны третьим лицам. В силу их неизвестности владелец получает преимущества в производстве и реализации товаров на рынке. Многие решения, квалифицируемые как “ноу-хау”, являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки от конкурентов. В мировой практике такие новшества защищаются институтом коммерческой тайны. Что касается, принятия мер к ее охране, то механизм реализации ограничения доступа к информации на законодательном уровне не урегулирован. Это осложняет ее охрану органами государственной власти. Законодательством определена система взаимоотношений между предприятием любой формы собственности и государственными органами , осуществляющими контроль за его деятельностью, но механизм этих отношений противоречив , особенно в части ответственности должностных лиц за ущерб, причиненный предприятию вследствие незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну и полученных в ходе проведения проверок или ревизий. Из всех государственных органов только Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его органы на местах несут в соответствии с законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. Остальные отвечают за ущерб в целом, без уточнения конкретных наказуемых действий. Существуют проблемы и в части определения действий, нарушающих право предприятия на коммерческую тайну, установления ответственности за конкретные действия либо бездействие юридических и физических лиц и порядка возмещения ущерба. Состояние законодательства по отношению к регулированию коммерчески ценной информации предопределяет необходимость его развития и совершенствования.
§1 Зарубежная практика
В отличие от начинающей складываться в России практики заключения трудовых договоров (контрактов), учитывающих условия неразглашения ряда сведений, зарубежное законодательство имеет более продолжительную историю, а значит, и ряд значительных преимуществ. В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие “коммерческая тайна” и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США. Правовые нормы, касающиеся регулирования коммерческой тайны, содержатся в различных нормативных актах, например, в уголовном кодексе, законах о недобросовестной конкуренции, о свободе доступа к информации. В Чехии и Югославии коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ под понятие “коммерческая тайна” подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии. Тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме. Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе о коммерческой тайне 1979 года: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам. могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите. В отдельных странах законодательно определены сведения, которые не могут являться коммерческой тайной: научные теории, математические методы и иное. Зарубежная фирма, совершив определенные действия, обеспечивает себя соответствующими доказательствами, имеющими юридическую силу. Например, практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает заключение соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого в ходе оформления на работу, а также проведение специальной разъяснительной работы, которая также регламентирована соответствующими документами. Поступающему на работу может быть предложено написать заявление, касающееся посторонней частной информации, которую он получил по месту предыдущей работы. Практически речь идет о своего рода предупредительной работе, которая проводится в конкретной фирме и направлена на сохранение ее высокой репутации в деловом мире. Нанимающийся на работу сообщает, как правило, что он обязан сохранять в тайне секреты, полученные им по прежнему месту работы и срок сохранения такой информации в тайне, а также информирует нового работодателя о том, что эту информацию он не вправе раскрывать и использовать по новому месту работы. Практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает написание заявления увольняющегося служащего, где он фактически ставит фирму в известность относительно взятых им на себя обязательств о сохранении коммерческой тайны. В заявлении служащий сообщает, что обязательства по сохранению коммерческой тайны им выполнены и что в процессе своей работы он не участвовал в какой-либо деятельности, составляющей конкуренцию или противоречащей его обязательствам как служащего. Руководитель организации, откуда уволился работник, может поставить в известность нового работодателя в отношении информированности о коммерческой тайне организации принятого на службу работника. Кроме того, обычно руководитель организации письменно напоминает уволившемуся служащему об обязательствах по сохранению коммерческой тайны, что были подписаны им при приеме на работу. В соответствии со статьей 10 (“Секретность”) трудового соглашения между фирмой и работником, применяемого в Германии, сотрудник обязуется сохранить в тайне все ставшие ему известными в рамках его служебной деятельности производственные дела, в особенности деловые секреты. Обязательство неразглашения действует и после прекращения трудовых отношений. Практика защиты коммерческой тайны в Германии выработала сходную с практикой США методику, в соответствии с которой администрация работодателя предлагает работнику подписать дополнение к трудовому соглашению, где детализируются основные моменты, связанные с охраной прав обладателя коммерческой тайны, и обязательства работника на случай увольнения. Сотрудник обязуется по увольнении возвратить находившуюся у него в связи с его деятельностью документацию работодателю. Он не имеет права предъявлять какие-либо претензии на сохранение подобной документации у себя. Подобное соглашение в одном документе содержит условия, которые защищают работодателя от возможных убытков , связанных с разглашением коммерческой тайны работником. Приведенные примеры условий трудовых соглашений о сохранении информации, составляющей коммерческую тайну, фактически отражают состояние правовой урегулированности отношений, возникающих в связи с использованием информации, составляющей коммерческую тайну. В США имеет место некоторое усложнение как порядка оформления трудовых отношений, так и их прекращения. В основе такого подхода лежат сложившиеся правила деловых обычаев и обыкновений, без которых, невозможно нормальное функционирование экономических отношений. Высокая степень разработанности и подробная детализация законодательства позволяют осуществлять правовое регулирование трудовых отношений) предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну, без каких-либо дополнительных действий, направленных на усиление правовой защищенности как обладателя коммерческой тайны, так и иного хозяйствующего субъекта. В качестве примера правового регулирования защиты конфиденциальной информации и, в частности, коммерческой тайны можно привести следующие законодательные акты Германии: Германское торговое уложение, Акционерный закон, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о производственных и хозяйственных кооперативах. Правовое регулирование трудовых отношений, предметом которых является информация, составляющая коммерческую тайну, в России характеризуется недостаточной степенью разработанности законодательства в целом и отсутствием каких-либо норм в трудовом законодательстве в частности.
§3 Коммерческая тайна: содержание и критерии определения
В правовой обиход введены различные представления о тайне. Наряду с государственной, служебной, врачебной, коммерческой и иными вводится представление об адвокатской тайне, биржевой тайне, банковской тайне , налоговой тайне, тайне вклада и тайне договора , тайне телефонных переговоров и множества иных видов тайн. Учитывая то, что в законодательстве часто встречается слово “тайна”, следует уяснить его содержание и соотношение с термином “конфиденциальная информация”. Закон, употребляя термин “тайна”, часто не раскрывает его содержание. В русском языке “тайна” традиционно означает “все сокрытое, неизвестное, неведомое”, а также “нечто скрытно хранимое, что скрывают от кого-либо”. Таким образом, “тайна” имеет два смысловых значения: нечто абсолютно неизвестное всем и нечто относительно неизвестное для какого-либо круга лиц. Очевидно, что уголовно-правовой смысл имеет только второе значение. Тайна есть информация. В соответствии со статьей 2 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц. При этом основанием известности сведений тому или иному лицу может быть профессиональная или служебная деятельность последних, семейно-брачные отношения и иное. Общим для всех видов конфиденциальных сведений является факт, что свободный доступ к ним ограничен в силу предписаний федерального законодательства. Нарушение неприкосновенности охраняемой законом тайны влечет юридическую (в том числе и уголовную) ответственность. На лицах, которым доверена такая информация, лежит правовая обязанность не нарушать ее конфиденциальность. В уголовном праве тайну можно определить как сведения (информацию), доступ к которым ограничен в соответствии с положениями федерального законодательства и за несанкционированное нарушение конфиденциальности которых установлена уголовная ответственность. Сведения (информация), составляющие ту или иную тайну, являются предметами права. Обычно предмет права есть вещь материального мира, имеющая определенные физические характеристики. Такими характеристиками может обладать носитель информации, но не сама информация. В Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации” под информацией понимаются в том числе нематериализованные сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, отраженные в образах, в том числе и вербальных. Действующее законодательство не вполне определяет юридическое существо тайны. По отношению к государственной тайне закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Юридически значимая тайна лежит в основе возникающих определенных отношений. Сведения или информация, составляющие тайну, должны расцениваться как объект правоотношений, реализующийся и существующий в форме общественного отношения по его защите или использованию. Характер общественных отношений должен лежать в основе видовой классификации тайны. Личная тайна связана с обеспечением конституционных и иных прав личности.
Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Содержание банковской тайны определено в статье 856 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую (банковскую) тайну, о них речь пойдёт ниже.
Уголовная ответственность за нарушение коммерческой и банковской тайны наступает при собирании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также при незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца. Государственная тайна как вид тайны неоднократно указывается в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации и имеет непосредственное уголовно-правовое значение, связанное с обеспечением внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. Государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. На основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто “государственная безопасность” в широком понимании, а внешняя безопасность государства. Государственная тайна в уголовно-правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой
Одним из наиболее часто цитируемых нормативных правовых актов является статья 4 Федерального закона ”О коммерческой тайне” (О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну) В документе сказано, что Правительство РФ постановляет что: режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Определение сведений, составляющих коммерческую тайну, представляет собой одно из центральных звеньев в системе мер, осуществляемых предприятием по защите своей интеллектуальной собственности. Неправильное или несвоевременное выделение предмета защиты существенно снижает эффективность этой системы, либо вообще сводите ее на нет.
Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, могут быть следующие: во-первых, эта информация должна быть коммерчески выгодной вам или выгодной для вашего конкурента в случае ее попадания в чужие руки. В качестве критерия важности конкретной информации принимается количественных показатель величины наносимого ущерба. То есть наиболее важной, с точки зрения безопасности предприятия, является информация, утечка которой, например, угрожает структурной целостности предприятия или способствует перекрытию каналов поступления материальных ресурсов; во-вторых, эта информация не должны быть общеизвестной или общедоступной на законных основаниях; в-третьих, эти сведения не должны являться государственными секретами или защищаться согласно нормам авторского или патентного права; в-четвертых, информация, составляющая коммерческую тайну, должна быть зафиксирована в письменной или иной материальной форме или находиться в исключительном ведении предприятия; в-пятых, такая информация должна быть понятным образом специально обозначена (“грифована”) и в отношении нее должны быть обеспечены необходимые меры по сохранению конфиденциальности; в-шестых, эти сведения не должны напрямую касаться деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу, жизни и здоровью людей (нарушение законов, загрязнение окружающей среды и т.д.), а также использоваться в целях недобросовестной конкуренции, уклонения от налогообложения, осуществления запрещенной или незакрепленной в уставе предприятия деятельности.
§4 Угрозы утечки конфиденциальной информации
Интеллектуальная собственность представляет собой весьма специфический вид собственности. Основным “производителем” и “держателем” этой информации является человек. Это первичный канал как возникновения, так и утраты любого объекта интеллектуальной собственности. Исходя из этого основное внимание должно быть уделено сотрудникам предприятия (фирмы), начиная от момента их поступления на работу. Миграция специалистов, особенно имевших дело с конфиденциальной информацией, – самый основной и трудно контролируемый канал утечки информации. Так, получившая у нас в последнее время широкое распространение практика разного рода совместительства сотрудников, прежде всего научно-исследовательских организаций и т.п., где они используют свои профессиональные знания, опыт и навыки, приобретенные по основному месту работы, т.е. фактически интеллектуальный продукт организации, только должным образом не оформленный в ее собственность, является одним из наиболее вероятных каналов утечки служебной информации. По опыту зарубежных стран и после увольнения сотрудника (по крайней мере в течение года) внимание к его дальнейшей деятельности не должно ослабевать [2]. Вторым по значимости каналом утечки конфиденциальной информации являются всевозможные публикации в печати, депонированные рукописи, монографии, отчеты по НИОКР. Не следует упускать из виду также устные доклады и выступления сотрудников. Трудно ожидать, что сотрудники, чьи профессиональные позиции и личные амбиции нередко находятся в противоречии с интересами предприятия по сохранению информации, объективно оценивают, что может быть открыто для всеобщего ознакомления. Как отмечают эксперты, “советская привычка сотрудников делиться друг с другом (так называемый традиционный обмен опытом) является одним из существенно значимых факторов, способствующих утечке коммерчески значимой для фирм информации” (“Бизнес и безопасность”. – КМЦ “Центурион”, 1992). Особым каналом утраты интеллектуальной собственности, или, по крайней мере, ее коммерческой ценности являются совместные работы с другими фирмами, контакты с клиентами и инвесторами, где особое место занимают переговоры. (Так, например, в целях сбора интересующей их информации инофирмы нередко идут на создание совместных предприятий). Не следует упускать из виду также технические средства недобросовестной конкуренции (промышленного шпионажа), которые все чаще проникают и на наш внутренний рынок. Тем более, что многие производственные процессы сопровождаются явлениями, имеющими физическую, химическую, биологическую и иную природу, в результате которых переноситься та или другая информация. Анализ и обращение возможных каналов утраты интеллектуальной собственности (а следовательно, и мероприятий по их перекрытию) должны вестись по следующим основным направлениям:
1. Человек.
2. Документ.
3. Изделие – процесс.
Учитывая большое количество и разнообразие конкретных каналов утечки информации, наиболее целесообразным является построение работы именно исходя из перечисленных направлений. Разработку мероприятий по сохранению коммерческой тайны предприятия следует осуществлять, соблюдая принцип комплексного перекрытия возможных каналов утечки информации и обеспечения равнозначной надежности защиты всех ее носителей. Угрозы сохранности коммерческой тайны могут быть внешними и внутренними. Внешние угрозы возникают вследствие непосредственной деятельности недобросовестных конкурентов, преступных элементов, из-за неумелой постановки взаимоотношений фирмы с представителями государственных структур, общественных организаций, средств массовой информации, а внутренние – инициируются персоналом предприятия. Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем: попытки похищения документов или снятия копий с документов, дискет; снятие информации, возникающей в тракте передачи в процессе коммуникаций; уничтожение информации или повреждение ее носителей; случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов или материалов, содержащих вашу коммерческую тайну.
Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывания с целью получения информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую фирму и т.п. Внутренние угрозы представляют наибольшую опасность для вновь сформированных и не устоявшихся коллективов, где не успели сложиться традиции поддержания высокой репутации предприятия, однако внимание своевременному вскрытию этих угроз должно уделяться повсеместно. Не исключена вероятность того, что отдельные сотрудники с высоким уровнем самооценки из-за неудовлетворенности своих амбиций (уровнем зарплаты, отношениями с руководством, коллегами и пр.) могут предпринимать шаги по инициативной выдаче коммерческой информации конкурентам, попытаться уничтожить важную информацию или пассивные носители (например, внести компьютерный вирус). По оценкам психологов, до 25 % всех служащих фирм, стремясь зарабатывать средства любыми способами и любой ценой зачастую в ущерб интересам своей фирмы, ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи. Отсутствие профилактической воспитательной работы с сотрудниками и обучения создают угрозу непроизвольного разглашения важных сведений.
§5 Обеспечение сохранности коммерческой тайны
В договор (контракт) работника, допускаемого к коммерческой тайне хозяйствующего субъекта (далее – организация), либо в приложение к нему могут быть включены следующие обязательства: – не разглашать составляющую коммерческую тайну организации информацию, которая будет ему доверена или станет известна по работе; – не передавать третьим лицам и не раскрывать публично информацию, составляющую коммерческую тайну организации, без согласия администрации организации; – сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну тех организаций, с которыми имеются деловые отношения; – выполнять относящиеся к работнику требования приказов, инструкций и положений по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации; – не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, для занятия другой деятельностью, которая в качестве конкурентного действия может нанести ущерб организации; – в случае попытки посторонних лиц получить от работника информацию, составляющую коммерческую тайну организации, незамедлительно известить об этом соответствующее должностное лицо; – незамедлительно сообщать соответствующему должностному лицу организации об утрате или недостаче носителей информации, составляющей коммерческую тайну, удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов, личных печатей и о других фактах, которые могут привести к разглашению коммерческой тайны организации, а также о причинах и условиях возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну; – в случае увольнения все носители информации, составляющей коммерческую тайну организации (документы, чертежи, рукописи, магнитные ленты, перфокарты, перфоленты, диски, дискеты, распечатки, кино- и фотоматериалы, изделия и др.), которые находились в распоряжении работника в связи с выполнением им служебных обязанностей во время работы в организации, передать соответствующему должностному лицу организации. Помимо указанных положений в трудовом договоре (контракте) может быть предусмотрено также ограничительное условие на случай увольнения работника, в соответствии с которым уволившийся работник обязан в течение определенного срока (два, три года) не разглашать и не использовать для себя или других лиц информацию, составляющую коммерческую тайну. Здесь же может быть предусмотрено и положение, предупреждающее работника о возможном наступлении гражданской, административной, уголовной либо иной ответственности в случае нарушения взятых работником обязательств. Работник под расписку должен быть предупрежден об ответственности за нарушение этих положений (невыполнение взятых на себя обязательств). Кроме того, в трудовом договоре (контракте) либо его неотъемлемой части (обязательстве о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну) следует предусмотреть порядок ознакомления работника с действующими в организации положениями и инструкциями по обеспечению сохранности коммерческой тайны. На руководителя организации должны быть возложены обязанности по обеспечению сохранности коммерческой тайны организации. В связи с этим в контракт, заключаемый с руководителем при его найме, назначении или избрании, целесообразно включить соответствующие положения по данному вопросу. При формулировании указанных положений нужно исходить из следующих критериев: – необходимо обязать руководителя строго хранить коммерческую тайну организации и не использовать ее для занятия любой другой деятельностью в ущерб организации; – в контракте следует отметить, что руководитель организации несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны организации; – руководитель организации, как и члены трудового коллектива, должен быть предупрежден об ответственности за нарушения режима коммерческой тайны и о том, что последствиями этого могут стать расторжение контракта, а также наступление предусмотренной законом юридической ответственности. Министерство труда Российской Федерации постановлением от 14.07.93 года N 135 утвердило Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме. В соответствии с пунктом 12 Рекомендаций при заключении трудового договора (контракта) не могут устанавливаться по соглашению сторон трудового договора (контракта) основания увольнения. Действующим законодательством не предусмотрено такое основание увольнения, как “разглашение коммерческой тайны”.
Исследование экономических, материальных и организационных условий производства, процессов, обслуживающих производство, вспомогательных процессов и процессов, связанных с созданием основного вида продукции, позволяет выявить признаки проявления форм коммерческой тайны, установить наиболее уязвимые участки производства товаров. Они могут быть связаны с подбором и расстановкой кадров, использованием техники и оборудования, планированием и финансированием производства, проведением осмотра и ремонта оборудования и техники, использованием материальных ценностей, разработкой конструкции инструмента и приспособлений, оснасткой моделей и подготовкой их производства, разработкой и использованием стандартов предприятия, проектированием и конструированием изделий, разработкой их технологий, испытанием и выпуском опытных образцов, и, наконец, с реализацией (сбытом) готовых товаров. Речь в данном случае идет о неохраняемой научно-технической, промышленной, технологической и иной информации, обладающей экономической ценностью, о различных приемах и производственном опыте. Эту информацию называют ноу-хау, что в переводе с английского означает “знать, как это сделать”. Она характеризует научно-техническую сторону производства. Сказанное относится и к деловой информации, характеризующей управленческую, финансовую, маркетинговую и другую деятельность, позволяющую успешно вести дела и заключать взаимовыгодные сделки. Соответствующие сведения могут быть использованы конкурентами для налаживания производства аналогичных товаров. В коммерческой деятельности большое значение имеет деловая информация, включающая планы и результаты маркетинговых исследований и рекламной деятельности, планы производства и сбыта товаров, организацию сбыта при помощи торговых посредников, новые приемы и технологии сбыта товаров, списки клиентов, посредников, финансовые страховые и иные операции по обеспечению эффективного товарооборота на рынках и др. На стадии производства коммерческая тайна проявляется в форме технологических секретов, а на стадии обмена товаров (торговли) – в форме деловых секретов. Обе эти формы объединяет понятие “коммерческая тайна”. Данный термин подразумевает промышленные и торговые секреты, т.е. секреты, характеризующие техническую и технологическую стороны производства товаров, планирование и сбыт продукции. В соотношении понятий коммерческой информации и коммерческой тайны можно сказать, что коммерческая тайна составляет лишь часть коммерческой информации, непосредственно касающейся коммерческой деятельности. Коммерческая тайна включает не только сведения коммерческого характера, но и техническую, технологическую информацию (ноу-хау). Объем и характер сведений, отнесенных к коммерческой тайне, могут меняться в зависимости от цикла производства и реализации товара, когда происходит обновление или замена технической и технологической информации, отнесенной к ноу-хау и охранявшейся в режиме коммерческой тайны. Скорость этого процесса обусловлена влиянием факторов коммерции и конкуренции на рынке конкретного вида товаров. Для этапа реализации товаров характерны различные уровни и степени концентрации деловой информации, отнесенной к коммерческой тайне, в зависимости от этапов существования товаров на рынке (внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад), которые образуют экономический цикл не только конкретных изделий, но и их групп (классов товаров). Проблемы конкуренции, достижения преимущества в борьбе за потребителя на рынке ставят перед предприятием задачу защитить коммерческую тайну с помощью правовых средств. В настоящее время в этой сфере действуют более ста нормативных правовых актов. Важнейшими их них являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации ” и иные. Руководство предприятия устанавливает процедуры, направленные на защиту коммерческой тайны. Последние могут входить в устав, учредительный договор, различные положения и инструкции, приказы и иное. В хозяйственных договорах, заключаемых с другими предприятиями, делается оговорка о защите коммерческой тайны. При подготовке и реализации актов купли-продажи стороны могут передавать друг другу информацию, являющуюся коммерческой тайной, сопровождая данную процедуру оговоркой о конфиденциальности или же составлением и заключением отдельного договора о защите коммерческой тайны (о конфиденциальности). В предмете договора раскрывающая сторона отражает содержание передаваемой информации, являющейся секретом фирмы, а получающая сторона указывает цель получения такой информации и правовые основания передачи (договор о совместной деятельности, сделка купли-продажи). Получающая сторона берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию третьим лицам и соблюдать достаточную степень секретности, позволяющую избежать утечки информации по различным каналам. Стороны определяют особые условия, при которых информация не будет являться коммерческой тайной (если полученная информация уже известна получающей стороне, раскрыта по требованию правительственного органа). Сам факт заключения договора между сторонами не разглашается. Стороны могут предусмотреть ответственность получающей стороны за неумышленное разглашение информации, если она не предпринимала мер в разумных пределах для защиты полученной коммерческой тайны. Следует иметь в виду, что договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению коммерческих соглашений по передаче лицензий, ноу-хау, договоров купли-продажи товаров или же заключаться в момент подписания основного договора. Стороны могут указать в договоре способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имеется в виду не столько защита информации как таковой, сколько защита прав обладателя на эту информацию. В случае незаконного использования или получения коммерческой тайны ее владелец, если он принял необходимые меры для защиты этой информации, вправе требовать в судебном порядке прекращения незаконного ее использования, а также возмещения убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключение
На основании всего сказанного выше можно следующим образом представить работу по совершенствованию законодательства в части установления правового режима коммерческой тайны. Прежде всего необходимо уточнить перечень сведений, которые не могут быть отнесены к режиму коммерческой тайны. Далее необходимо отделить понятие коммерческой тайны от всех иных видов и модификаций различных типов “тайн”. Одновременно, такое разграничение может служить функциональным основанием для определения и вычленения правового статуса коммерческой тайны. Наконец, нужно установить ответственность за нарушение режима коммерческой тайны. Вид и форма ответственности может быть связаны либо с процедурой, нарушающей правомерный доступ к коммерческой тайне, либо с упущенной выгодой и моральным вредом. При работе следует обратить внимание на приведенные в данной работе особенности правового регулирования коммерческой тайны: Ответственность может наступать для субъекта, действия которого связаны с неправомерным нарушением процедуры защиты коммерческой тайны либо с причинением ущерба, только в случае, если коммерческая тайна была задокументирована на материальном носителе, а сам нарушитель был предупрежден о неправомерности своих действий. Умысел является главным доказательством вины. Правонарушение режима коммерческой тайны никогда не связано с неосторожностью или халатностью. Ущерб может быть причинен иным лицом, чем нарушитель режима коммерческой тайны. Другими словами, следует развести правовую коллизию, когда нарушитель режима коммерческой тайны может не нанести вреда и потому не отвечать за нарушение режима, а правомерный владелец коммерческой тайны нанести вред собственнику и не отвечать за это. Информационные сообщения в сети Интернет требуют особого режима правового регулирования. Электронные сообщения могут быть носителями коммерческой тайны.
Список литературы
Федеральный закон “О коммерческой тайне” от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Северин В.А., “Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую деятельность” (“Законодательство”, N 1, январь 2000 г.) Коломиец А., “Проблемы ответственности по трудовому договору (контракту) за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну” “Хозяйство и право”, 1998, N 6. Куликов А. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. 2002. N 11. Чумарин И. Г. Тайна предприятия:что и как защищать. – Спб, 2001 www.dvgu.ru Экономическая безопасность предприятия. Объективные причины появления коммерческой тайны. www.dvgu.ru Защита коммерческой тайны. Элементарные основы промышленной секретности.