Как подготовить специалиста: некоторые основные принципы обучения студентов

В.Тарасов, доктор медицинских наук, профессор, зав.кафедрой «Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях», МГУ имЛомоносова, ОБЖ № 9 2004 г.
Всистеме подготовки студентов к действиям в условиях природных, техногенных исоциальных чрезвычайных ситуаций центральное место занимает преподаватель. Вего задачу входят вооружение обучаемых комплексом знаний, навыков и умений,предусмотренных программой обучения, а также осуществление психологическойподготовки к деятельности в условиях различных ЧС. Обучению присущи свои,специфические психолого-педагогические закономерности. Знание их помогаетпреподавателю правильно определять необходимые пути и средства воздействия настудентов, не допускать механического подхода к учебно-воспитательной работе.
Впедагогическом плане обучение — это двусторонне активный процессвзаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов. Функции преподавателейздесь многогранны. Они организуют учебную деятельность студентов и руководятею, в систематическом виде излагают учебный материал и показывают наиболеецелесообразные приемы работы. Преподаватели развивают у студентов интерес идругие положительные мотивы учения, формируют у них потребность и привычкусамостоятельно приобретать знания, навыки, умения и совершенствовать своемастерство, проверяют подготовленность обучаемых к самостоятельной деятельности,оценивая их знания, навыки, умения и профессиональные качества.
Решаяэти задачи, преподаватель выступает как организатор учебной деятельностистудентов. Он воздействует на них словом, показом, примером, отношением. Силаего воздействия возрастает, если в идейно-политическом, нравственном ивоенно-научном отношениях преподаватель служит образцом для обучаемых. Подвлиянием внутренних побуждений и воздействий преподавателя студенты включаютсяв активную учебную работу: читают, пишут, слушают, наблюдают, обсуждаютпоставленные вопросы, проводят исследования, выполняют практические действия,анализируют свою работу и т.д. В процессе этого они овладевают соответствующимизнания-ми, навыками и умениями. Одновременно у них развивается мышление, закаляютсяволя и характер, формируются моральная и эмоциальноволевая устойчивость,психологическая готовность к работе в чрезвычайных ситуациях.
Взаимодействиемежду обучающими и обучаемыми, взаимоотношение между ними являются центральнымпунктом любого обучения. Во всех случаях обучение оказывается эффективным,когда воздействия преподавателя на обучаемых соответствуют их познавательнымвозможностям и характеру деятельности. Такая связь (необходимая, постоянная,двусторонняя), раскрывающая существенные отношения процесса обучения, являетсяего важнейшей закономерностью. Она выражает направленность усилий обучающего иобучаемых, характер их совместной деятельности. Преподаватель же направляетдеятельность обучаемых, руководит ею, учитывая при этом задачи и содержаниеобучения, познавательные возможности, а также мотивы и характер работыстудентов.
Установлениесоответствия в деятельности преподавателя и обучаемых — одна из труднейшихпедагогических задач. Педагогический процесс подвержен постоянному изменению,поэтому не может иметь полного соответствия. Но соответствие как тенденция, какнаправленность в совместной работе обучающего и обучаемого вполне достижимо.
Важнуюроль в обучении студентов играет моделирование реальных условий, использованиеэлектронных средств решения поставленных задач.
Современныйпроцесс обучения на кафедре характеризуется насыщенностью его техническимисредствами, которые повышают наглядность обучения, позволяют передать студентамполную и точную информацию, развивать и поддерживать у них активность исамостоятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, повышают интересстудентов к занятиям, помогают более конкретно воспринимать изучаемый материал,позволяют создать разнообразные учебные ситуации, снижать утомление.
Вместес тем насыщенность процесса обучения техническими средствами видоизменяетдеятельность преподавателя и обучаемых. Студенты на занятиях испытывают на себевлияние техники, от работы которой зависят характер, структура и ритмдеятельности обучаемых. Меняются мышление, эмоциональный фон, наст-рой иповедение студентов. По-этому преподаватели кафедры, учитывая психологическиепроцессы у студентов при работе с материальной частью, улавливают малейшиеотклонения от нормы в системе «человек — машина» и принимают меры для их устранения.
Большоевнимание на кафедрах должно уделяться непрерывному развитию и совершенствованиюпроцесса обучения; обучаемые последовательно продвигаются от незнания к знанию,от неумения к умению, от простого умения к мастерству. Так, студентам читаютсялекции по темам программы, на которых они получают определенные теоретическиезнания, а затем углубляют их в процессе самостоятельной подготовки. В ходелабораторных работ студенты приобретают практические навыки, совершенствуютсвои умения до пределов мастерства. Вместе с этим совершенствуются знания иметодическое мастерство преподавателя. Программа подготовки студентов для всеходинакова, а уровень подготовки каждого из них неодинаков. Поэтому оптимальнымвариантом обучения будет такой, когда программа меняется параллельно ходуусвоения материала.
Привоспитании и обучении студентов следует учитывать, что каждому периоду жизни,каждому возрасту человека присущи свои особенности духовного и физическогоразвития, психического склада. Задача педагога: познать психический складличности студента, выявить те психические, общие черты, которые отражаютпсихологию группы, раскрыть ее индивидуальные особенности. Успех в обученииможет быть достигнут лишь при понимании преподавателем интересов и целей,которые ставит перед собой молодежь, ее стремлений, при учете особенностейдуховного и физического развития, психического склада, присущих молодым людям.
Студенты— это молодые люди от 17-18 до 23-25 лет. Этот возраст занимает особое место вжизни человека. Организм молодого человека считается физически зрелым, в этотпери-од заканчивается структурное формирование всей нервной системы и органовчувств. Функциональные физиологические процессы в коре головного мозга оченьинтенсивны, взаимодействие процессов возбуждения и торможения складывается вопределенную индивидуальную систему. Все это обусловливает сложнуюпсихологическую структуру студента, его активную мыслительную, эмоциональную иво-левую деятельность.
Вто же время процессы возбуждения в силу интенсивности биохимических ифизиологических процессов в организме, а также недостаточности жизненного опытаеще преобладают над процессами торможения. Психический склад людей такоговозраста сложен и противоречив. Это ведет к тому, что поведение молодых людейне всегда бывает последовательным. В одних условиях они проявляют высокуюзрелость, дисциплинированность, а в других — нарушают элементарные нормыповедения. Эти особенности, как физиологические, так и психологические,педагогу надо уловить и использовать.
Важнойособенностью любого коллектива, в том числе и студенческого, являетсявзаимовлияние. Находясь постоянно в тесном контакте, студенты дополняют другдруга лучшим, что есть в каждом из них. В коллективе наиболее полноскладывается общественное мнение о человеке, о его качествах, рождаютсяпривязанность друг к другу, сплоченность, групповые настроения и чувства,внутриколлективные традиции. Если в коллективе преобладает эмоциональныйподъем, царит деловое настроение, сформировано и поддерживается высокоидейное общественноемнение, то налицо его высокая сплоченность, дисциплина. Когда же в коллективевозникают конфликты, берут верх отрицательные групповые настроения, то на успехв его деятельности рассчитывать нельзя. Степень положительного влиянияколлектива на личность, его сплоченность во многом зависят от правильногопонимания преподавателями сути различных процессов и явлений, возникающихвнутри коллектива. Формирование коллектива является сложным процессом.
Ввоспитании этих качеств первостепенную роль играет преподаватель. От егоквалификации в значительной степени зависит состояние всегоучебно-воспитательного процесса. Высокий уровень организации обучения ивоспитания студентов обеспечивается педагогами, которые обладают высокойкультурой, глубоко знают свой предмет и хорошо знакомы со смежными областяминауки, практически разбираются в вопросах общей и особенно студенческойпсихологии, в совершенстве владеют методами преподавания и воспитания.
Задачапреподавателя состоит не только в вооружении студентов определенной системойзнаний, навыков, специальных умений, но и во всемерном развитии их умственныхсил, в формировании общих интеллектуальных умений: самостоятельно добыватьновые знания, решать нестандартные задачи, находить оригинальные способырешений, рационально работать с различными источниками информации.
Большоезначение в преподавании имеет педагогическое мастерство. Авторитетпреподавателя должен быть высоким, но его нужно завоевать упорным, настойчивымтрудом. Мы знаем, что наука не-прерывно развивается, каждый день появляетсячто-то новое. Поток научной информации настолько велик, что даже специальныеинституты научной информации не успевают ее переработать, донести до читателя.В этом потоке необходимо найти нужное, следить за новым и привносить это новоев лекции. Это требует постоянного поиска, непрерывного творческого труда.
Вучебно-воспитательном процессе большое значение приобретает активностьстудента, его самостоятельная работа. Знания, подлежащие усвоению, уже не могутбыть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могутбыть усвоены лишь в результате выполнения определенной системы действий.Прослушав лекцию пассивно, студент вскоре многое забывает, а когда он активноработает, то знания усваиваются прочнее, глубже.
Практикапедагогической работы показывает, что обучение идет быстрее и эффективнее, еслистудент проявляет интерес к изучаемому предмету; обучение более эффективно,если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут бытьперенесены в условия реальной жизни, для которой они предназначены. Другимисловами, лучше усваивается то, что нужно в практической деятельности.
Обучениеидет быстрее, если студент узнаёт результат каждого своего ответа немедленно, ане только на экзаменах, т.е. важную роль играют текущий контроль знаний,внедрение контролирующих машин, методов тестов, решение летучек.Систематический контроль за подготовленностью студентов к занятиям, а такжепроверка правильности и полноты усвоения материала, наряду с совершенствованиемметодики доведения информации, трудно переоценить. Без такого контроля оченьсложно добиться, чтобы все студенты работали над учебным материалом активно ипостоянно. Регулярный контроль с оценкой знаний дает возможность подводитьитоги работы не только студентов, но и преподавателей. Контролируя и оцениваязнания студентов, преподаватель получает данные, позволяющие ему анализироватьи совершенствовать методику и качество обучения.
1.Этому может помочь создание проблемных ситуаций, что побуждает обучающегомыслить. И экзамен должен идти не на уровне памяти, а на уровне понимания.
2.Важным элементом педагогической деятельности является тщательная общая инепосредственная подготовка к проведению занятий.
3.Современная система обучения должна сочетать все виды обучения припревалирующей, определяющей роли самостоятельной работы. Если слушатель нехочет, то преподаватель не может способствовать усвоению материала.
4.Исходя из сказанного, следует требовать от студента не столько запоминать,сколько думать. Не- обходимо научить его выбрать из потока информации то, чтоему нужно.
Рассмотреввыше некоторые основные принципы обучения, в заключение следует сказать, что,используя рекомендации, разработанные современной педагогикой, мы можем болееэффективно готовить квалифицированных специалистов по защите населения вразличных чрезвычайных ситуациях.
Передвысшими учебными заведениями стоят ответственные задачи по дальнейшемусовершенствованию обучения и воспитания специалистов, улучшению качестваподготовки кадров в соответствии с современными требованияминаучно-технического прогресса и достижениями науки. Выполнению этой задачиспособствуют совершенствование учебных планов и программ, повышение качествавсех видов занятий, широкое применение технических средств обучения и полученияинформации.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.school-obz.org/