Федеральное агентство об образовании РФ
Калужский Государственный ПедагогическийУниверситет
имени К.Э. Циолковского кафедрапсихологии
Тема: «Условия установления контактапсихолога с клиентом»
г. Калуга 2005 год
Введение
Почему люди обращаются за психологической помощью?
Сколько людей – столько оснований дляобращения за психологической помощью. Одни приходят к психологу, надеясьсправиться с трудной жизненной ситуацией и принять верное решение, другие ждутот психолога избавления от душевного страдания и, например, таких симптомов какдепрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращаются такжете, кто испытывают трудности в установлении или поддержании удовлетворяющихличных отношений. Решимость воплотить идею обратиться за психологическойпомощью зачастую возникает, когда человек начинает осознавать, что что-то в егожизни вновь и вновь повторяется с одним и тем же безрадостным исходом.
Консультация с психологом – это первый шаг, который свидетельствует о реальномжелании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или впрофессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более реальным. Обращениеза помощью к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущнойпотребности что-то изменить в своей жизни, с другой, – о готовности взятьответственность за собственную жизнь.
В данном реферате я попробую разобратьпроблему установления контакта психолога с клиентом, так как она является немаловажной для работы над проблемой клиента и достижения результата. Психолог иклиент должны сотрудничать, доверять друг другу и не испытывать негативныхчувств друг к другу. Консультация/лечение происходит в основном принепосредственном контакте, при помощи беседы. Лечение беседой использовалосьуже в Древней Индии и Древней Греции. Начиная с XIX в.
Что должен помнить психолог и знатьклиент для установления контакта?
В работепсихологов-консультантов и психотерапевтов существует ряд этических принципов итребований, следование которым является обязательным. В основе этическихпринципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректногоповедения специалиста. Каждый человек имеет определенные жизненные ценности иустановки. Ценности – это система убеждений и приоритетов, которыевыражаются в предрасположенности людей действовать определенным образом.Психолог должен хорошо осознавать собственные установки и с уважениемотноситься к ценностям своих клиентов. Психолог должен уметь устанавливатьимеющие различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признаватьправо последнего на личные убеждения и верования. Вместе с тем, одна из целейпсихологической и психотерапевтической помощи – помочь клиенту осознать своиустановки и представления: сохранить те, которые ему действительно дороги иотказаться от тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это труднаязадача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такогодоверия – его вера в то, что информация, доверенная специалисту, никогда небудет безответственно передана кому бы то ни было. Конфиденциальность являетсяважнейшим условием оказания психологической помощи. Это значит, что содержаниебесед с психологом-психотерапевтом не может быть кому-либо сообщено безсогласия. Из этого правила существует некоторые исключения. Таким исключением,например, являются ситуации, когда существует реальная угроза здоровью илижизни клиента или другого человека. Одна из серьезных этических проблем связанас неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психологом иклиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача ипациента, адвоката и его подопечного – в любых отношениях, где есть неравноераспределение власти и, когда один может предоставить другому то, в чем оннуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается эксплуатироватьсвое влияние на клиента в личных целях. Использование психологом информации ивозможностей клиента с личной выгодой также считается неэтичным. Психолог такжене имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своихличных переживаниях и проблемах. Время контакта с психологом – это время,которое принадлежит клиенту; оно предназначено для обеспечения профессиональнойпомощи последнему. В любых человеческих отношениях могут возникать симпатии ижелания сделать отношения более близкими. Несмотря на то, что доверие иэмоциональная близость является важным условием психологической помощи(особенно в ходе длительной психотерапии), отношения между психологом иклиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможнымвступление в личные или двойные отношения, т.е. какие-либо иные взаимоотношениямежду психологом-психотерапевтом и клиентом помимо консультативных илипсихотерапевтических отношений.
Факторы, помогающие психологу в общениис клиентом
Отличительной чертой психолога являетсяего особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностнымнапряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявленияхарактера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первыйвзгляд, случайные движения тела. Так психолог учится читать характер клиента, итот предстает перед ним не как пресловутая «открытая книга», а как новая странаперед путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.
Каждая деталь в человеке добавляет своймазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полносмысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека,в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить.Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем этопочти интуитивно.Не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенкидля каждого индивидуума, поэтому психологу следует быть весьма осторожным всвоих выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая назначимость жестов, и выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков наповерхности водоема, которые в каждом отдельном случае указывают науникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковатьжесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.В данном случае можно сформулировать общее предостережение дляпсихологов: предположительный вывод о личностной модели индивидуума следуетделать только на основании совокупности всех доступных и разнообразныхфакторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента,отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех на работе –все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни одиниз них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательноговывода. Даже два, три, четыре признака не дают достоверного материала, толькосовокупность многих признаков, указывающих на одни и те же особенностихарактера, может стать основой для более или менее надежной гипотезы.Психолог получает первое впечатление о характере клиента уже по его манере подходить к кабинету. Твердый, размеренный шаг указывает на мужество; запинающаяся походкаговорит о нерешительности, робости и тайном желании избежать встречи с психологом. Рукопожатие давно признано важным моментом в распознаваниихарактера. Вялое, краткое рукопожатие словно говорит за человека: «Мне нехотелось этой встречи». Такой человек либо робок со всеми, либо просто боитсяименно этой встречи. Грубоватое, крепкое рукопожатие, когда ваш собеседник,словно клещами сжимает вашу руку и с энтузиазмом трясет ее, говорит о желанииклиента предстать перед вами прямым потомком мужественных первопроходцев, чтосамо по себе может оказаться попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности.Рукопожатие – это символ союза двух лиц и, когда оно выражает искреннеедружелюбие, интерес к человеку и желание дать, а не взять, тогда оно говорит одушевном здоровье личности.Что касается одежды человека, то ее значение подтверждается дажепоговоркой. В течение своей многовековой истории человек приучился читатьмногое в манере одеваться. Неверно, что «человека делает одежда», но верно то,что отдельные детали наряда могут намекнуть на характер его владельца. Фрейдразъясняет этот момент с психотерапевтической точки зрения: «Все, что человек делаетсо своей одеждой, часто даже сам того не замечая, представляет не менее важныйинтерес для врача и заслуживает его внимания. Любое изменение в привычномодеянии, любой недочет, не застегнутая пуговица, например, любая привлекающаявнимание деталь, все это средство выражения чего-то такого, о чем сам человекне хочет говорить прямо; как правило, он делает это совершенно бессознательно».Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и томуподобное очень красноречиво говорят о самом человеке. С другой стороны,человек, о котором хочется сказать «отутюженный с головы до пят», сдувающий ссебя пылинки, с безупречно ровным галстуком и отполированными ногтями, какправило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни.Так вот, особенно преувеличенную тщательность в одежде проявляют страдающиеэтим видом невроза.Если женщина красит ногти зеленым лаком или злоупотребляет косметикой,это для нее лишь способ сказать, что она нуждается в нашем внимании. Либо онаиспытывает недостаток искреннего внимания со стороны близких, либо избаловананастолько, что ее требования выходят за рамки разумного. В обоих случаяхнеординарную косметику следует воспринимать как симптом глубоких личностныхнарушений.Особое внимание обращает на свой наряд в день приема тот, кто сильноволнуется по поводу встречи с психологом. Если клиентка является в кабинетпринаряженной, ясно, что она нервничает по поводу предстоящей беседы спсихологом. С другой стороны, изысканность туалета может указывать насубъективный, возможно, неосознанный интерес к психологу какк мужчине. В таком случае, чтобы избежать привнесения субъективного элемента вбеседу, психологу особенно важно правильно понять значение нарядной одежды.Неряшливо одетый гость говорит своим видом о неуважении к тем, с кем емупредстоит провести вечер. А если у человека постоянно неопрятный вид, то этоговорит об отсутствии у него всякого интереса к окружающим.Еще одной подсказкой для понимания клиента служит расстояние, накотором он с вами общается. Если он придвигает свой стул поближе к психологу,это можно воспринимать как дружеское расположение. Если вас разделяетзначительное расстояние, значит, существует невидимый барьер. Такое значениепридавал расстоянию Адлер.Движение в сторону партнера указывает на дружелюбие, заинтересованностьи другие аспекты любви, в то время как движение от партнера выражает неприязньи прочие отрицательные эмоции. Само собой разумеется, что в нашем обществе людинастолько приучены владеть собой, что не позволяют себе явно выказыватьподобные эмоции в своих движениях. Но даже слегка вскинутая голова или едвазаметный наклон в сторону или от собеседника не ускользают от внимания пихолога.Нормой и признаком идеального душевного здоровья является свободное движениенавстречу, распахнутое отношение к жизни, или, другими словами, состояниеобъективной любви. Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, неспособен испытывать чувство любви.Если научиться улавливать неприметные мускульныереакции человека на изменчивый поток его мыслей, томожно разгадать их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождаетсясоответствующим мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чемпросто улыбка или нахмуренные брови. Если психолог легко читает такиепроявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую дляопределения характера человека.Есть много признаков, по которым можно определить, что клиентнервничает во время приема. Это заметно по тому, как он без конца то закидываетногу на ногу, то распрямляет их, или напряженно сжимает ручки кресла, или поего скованной манере держаться. Тогда мы задаем себе вопрос: почему этотчеловек нервничает? Иначе говоря, что он скрывает или с чем ведет внутреннююборьбу? Ответ на эти вопросы выведет нас на его личностную проблему.В чтении характера большое значение имеет также мимика. Многиеиз нас способны с достаточной точностью прочитать значение непроизвольныхизменений в выражении лица собеседника, но, как правило, не в состояниираспознать, что скрывается за притворной маской. Психолог должен обладатьспособностью читать по лицу клиента переживаемое им чувство, будь то радость,боль или страх. Но, помимо этого, он должен уметь разглядеть этуболь за видимой маской уравновешенности и непринужденности. Как правило, увечно улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегдадемонстрирует безукоризненную выдержку, лишь прикрывает этим глубокуюобеспокоенность своими проблемами.Достоевский, этот тонкий исследователь человеческой натуры, точноподметил: «Смех человека может сказать о его характере гораздо больше, чемскучное психологическое обследование». Примечательно, что невротику не таклегко от души рассмеяться. Он может позволить себе сардоническую усмешку илиироническую ухмылку, какую изображает провинциальный актер, играющий злодея встаринной пьесе, потому что при такой мимике уголки рта все равно остаютсяопущенными. Искренний смех – это признак душевного здоровья, приглашение кдружелюбию, прямое доказательство распахнутого отношения к жизни.О многом может поведать нам интонацияголоса, ибо его музыкальность с выразительностьюсимфонического произведения говорит нам об умственном и душевном состоянииговорящего. Даже не расслышав слов, по одной только интонации можно понять смыслсказанного. Отчетливый, ясный голос говорит об искренности, твердый – омужестве, а если голос проникает вам в самую душу, это говорит об интересе клюдям. Если человек мямлит или бормочет себе под нос так, что вы изо всех силнапрягаетесь, чтобы его расслышать, ясно, что он не горит желанием сблизиться свами.Голос наиболее точно отражает состояние нервозности и душевногоразлада. Если клиент говорит медленно и старательно контролирует себя можнопредположить, что он испытывает определенные психологические напряжения. Когдаклиент начинает усиленно возражать психологу, возникает подозрение, что он самне очень-то верит в то, что говорит. И чем больше клиент «упирается», тем вышевероятность подсознательного сомнения в истинности собственных слов (что служитдоказательством того, что клиент старается убедить не только своего слушателя,но и самого себя). С присущей ему проницательностью Фрейд замечает, что, когдачеловек пишет или говорит витиевато и околичностями, справедливо спросить,каким же образом он собирается нас «околпачить»? Прямота высказываний говорит очестности, но если ваш собеседник чрезмерно многословен по вполне ясномувопросу, или в его голосе звучит нервная дрожь, или он, как говорится, ходитвокруг да около, опасайтесь нападения с тыла.
Диалогическийподход
В настоящеевремя, основной способ решения проблемы отношений психолога-клиента вотечественной практической психологии – это своего рода «внутренняяпрофессиональная эмиграция», когда доминирующей формой является репродукция иадаптация существующих разновидностей психотерапии-консультирования – отпсихоанализа до нейролингвистического программирования, от аналитическойпсихотерапии до онтотерапии, от психодрамы до системной семейной психотерапии,от клиенто-центрированной психотерапии до фокусирования и т.д. и т.п.
И, тем неменее, в течение последних 10–15 лет усилиями ряда отечественныхпсихологов-психотерапевтов (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская,А.У. Хараш и др.) была предпринята попытка продуктивного подхода, разработкиотечественной разновидности вне врачебной психотерапии-консультирования. Этаразновидность стала называться диалогическим подходом. Следует, однако,отметить, что теоретической базой данного подхода стала отнюдь не советскаяпсихология, а две фактически досоветские внепсихологические концепции –физиологическая концепция доминанты А.А. Ухтомского (1966) илитературоведческая концепция диалога М.М. Бахтина (1963). В рамкахдиалогического подхода диалог выступает, с одной стороны, как эмпирический фактпсихотерапевтической-консультативной практики, как диадическое общениепсихотерапевта-консультанта и пациента-клиента, а, с другой, – как основнойтеоретический конструкт.
Несмотря нато, что разработчики и сторонники диалогического подхода сближают, почтиотождествляют понятия «доминанта на другом» и «диалог», нам представляется, чтосемантические контексты данных понятий образуют скорее антиномичные, нежелисинонимичные психологические концепции. Для А.А. Ухтомского общение изначальномонологично, поскольку ограничено «двойником», той тенью или системой проекций,которая встраивается в пространство общения между мной и другим, препятствуянепосредственному контакту и непосредственному общению с другим, как другим,замыкая человека в коконе эгоцентрической (аутичной, нарциссической,солипсической) доминанты. Непосредственное (диалогическое) общение возможнолишь в особых случаях, как результат большой и трудной внутренней работы,завершающейся «смертью двойника» и возникновением принципиально иной, новойдоминанты – доминанты на другом (на собеседнике, на его лице).
Всякоепроявление человека рассматривается в этой концепции как реплика в этом большом, глобальномдиалоге. Поэтому любое человеческое проявление (даже молчание, бездействие,игнорирование общения и т.п.) диалогично по своей сути. Монолога не существует a`priori. М.М. Бахтин писал:«Быть – значит общаться диалогически…. Два голоса – минимум жизни, минимумбытия» (Бахтин, 1963, с. 338–339).
В рамкахдиалогического подхода к психотерапии-консультированию противоречиефеноменологической (А.А. Ухтомский) и онтологической (М.М. Бахтин) концепцийдиалога снимается в психологической категории диалога как конкретногособытия общения. В таком диалоге, с одной стороны, возникает доминанта на собеседнике,происходит размыкание границ внутреннего мира, прорыв навстречу другомучеловеку, а с другой стороны, – актуализируется подлинное, диалогическое бытиечеловека, его диалогическая природа. В общении двух людей такой диалог,выступающий как реальная антитеза монологу, может состояться и не состояться.Степень диалогичности общения выступает здесь как результат преодоленияразличных форм неподлинного, монологического (закрытого, ролевого, игрового,манипулятивного, т.е. конвенционального) общения. В этой связи ситуацияпсихотерапевтического-консультативного общения трактуется как такая ситуация, вкоторой диалог оказывается возможным.
Развиваясодержание основной категории диалогического подхода, его сторонникиразработали четыре основных понятия данного подхода – позиция вненаходимости,внутренняя диалогичность, диалогическая интенция и диалогическая позиция.
Позициявненаходимости – особая, профессиональная позиция психотерапевта-консультанта,осваивая которую он перестает воспринимать внутренний мир собеседника(пациента-клиента) как сферу своей практической деятельности или как объектрационального анализирования и гипотезирования, но, напротив, начинаетвоспринимать этот мир как лишь отображаемое и понимаемое содержание. Активностьпсихотерапевта-консультанта, находящегося в позиции вненаходимости, проявляетсялишь как его внимание к различным аспектам внутреннего мира клиента и как егоадресованность к различным психологическим инстанциям (голосам) этоговнутреннего мира.
Внутренняядиалогичность – это важнейшая характеристика внутреннего мира каждого человека(в том числе психотерапевта-консультанта и пациента-клиента). Внутренняядиалогичность – это результат внутреннего диалога, идущего в каждом человекемежду двумя инстанциями его внутреннего мира, между его наличным «я» и егодуховным Я. Психотерапевтическая-консультативная ситуация – это ситуациявстречи (совмещения) двух внутренних диалогов, один из которых блокирован,приостановленилизатруднен (у пациента-клиента), а другой (у психотерапевта-консультанта)осуществляется свободно и беспрепятственно. Психотерапевтически-консультационныйпроцесс развивается при этом как последовательность четырех основных этаповобщения:
– участливоевыслушивание психотерапевтом-консультантом голоса наличного «я»пациента-клиента;
– восприятиепсихотерапевтом-консультантом голоса духовного Я пациента-клиента;
– озвучиваниепсихотерапевтом-консультантом голоса духовного Я пациента-клиента;
– встречаналичного «я» и духовного Я пациента-клиента, восстановление внутреннейдиалогичности, освобождение, очищение (катарсис) и исцеление (обретениецелостности) внутреннего мира пациента-клиента.
Диалогическаяинтенция– это характеристика внутренней активности пациента-клиента в ситуацииблокирования и фрустрации собственной внутренней диалогичности. Диалогическаяинтенция – это возможность внутренней диалогичности, обратная сторона техреальных затруднений, которые испытывает пациент-клиент при вступлении в диалогс психотерапевтом-консультантом. Само существование диалогической интенциипациента-клиента ставит перед психотерапевтом-консультантом задачу еепровокации. При этом общим методическим решением в данном случае является такназываемый «принцип молчания» (А.Ф. Копьев) как специально создаваемыйпсихотерапевтом-консультантом дефицит значимых реакций, депривация обратныхсвязей в общении с пациентом-клиентом.
Диалогическаяпозиция –это профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, образуемая комплексомего установок или внутренних постулатов, в числе которых:
– постулатвнутренней диалогичности любого человека;
– постулатнеравенства позиций психотерапевта-консультанта и пациента-клиента какследствие особой диалогической, вненаходимой и т.д. позиции профессионала;
– постулатдопустимости условного принятия и оценивания психотерапевтом-консультантомналичного «я» пациента-клиента;
– постулатнезавершенности и неопределенности субъектной природы пациента-клиента;
– постулатдопустимости совета как средства установления контакта с пациентом-клиентом,актуализации в его сознании тех или иных содержаний, указания на игнорируемыеаспекты его собственной проблемы;
– постулатсвободы и ответственности пациента-клиента за свою жизнь.
Оценка данногоподхода
Во-первых,следует отметить, что диалогический подход не существует как единое и целостноенаправление, он представлен в работах своих сторонников в виде особых, иногдавесьма различающихся друг от друга вариантов или версий. До настоящего времениникто еще не предпринял попытки интегрировать эти версии в одно целостное,систематически разработанное и представленное единым сообществомпсихологов-практиков направление.
Во-вторых,разработки в рамках диалогического подхода отличает, как это ни парадоксально,монологичность, отсутствие диалога с современным многообразным миромпсихотерапии-консультирования.
В-третьих,множественность, неоднородность, а подчас и противоречивость источников,вариантов и методологических ориентаций внутри диалогического подхода во многомопределяют его многоаспектную маргинальность, его положение между наукой ирелигией, мировой и отечественной психологий, досоветской и советскойпсихологией.
И, наконец,в-четвертых, некоторые постулаты диалогического подхода, имеющиенепосредственное отношение к практике психотерапии-консультирования, явно несогласованы между собой и противоречивы. Например, допустимость условногопринятия и оценивания пациента-клиента в работе психотерапевта-консультантаникак не согласуется с пониманием собеседника не как объекта исследования,диагностики и воздействия, а как равноправного субъекта живого диалогическогообщения; постулируемое неравенство позиций участниковпсихотерапевтического-консультационного общения очевидным образом противоречит самойидее диалога как равноправного общения; и т.д.
Задачи, с которыми приходитсясталкиваться психологу и клиенту
Психолог рассчитывает решить нескольковажных задач, а именно:
· организоватькомфортное пространство для клиента и для себя, ибо без этого успехконсультации ставится под сомнение. Здесь необходимо учесть и цветовые гаммыинтерьера, и удобное, психологически безопасное взаимное расположение клиента иконсультанта, и максимально удобное время визита;
· снятьнапряжение, вызванное самим визитом к психологу как таковым. К сожалению,психологическая культура подавляющего большинства людей крайне низкая и навизит к психологу, психотерапевту решаются не просто и не сразу;
· выяснитьхарактер проблемы, которая мучает, тревожит, требует решения.
Четких временных, порядковых границмежду реализацией перечисленных процессов работы не провести. Сбор информацииначинается уже с того момента, когда клиент входит в кабинет, произносит первыеслова. Для психолога этот процесс энергетически очень насыщен. За ограниченноевремя консультации клиенту не только надо дать выговориться, но необходимоподвести его к самостоятельной формулировке запроса на терапию. Психологическаяработа с объектом подразумевает под собой не просто диалог двух субъектов, гдепсихолог и клиент принимают друг друга, но некое взаимопроникновение двухцелостностей, каждая из которых не подлежит делению на тело, душу и дух. Взаимопроникновение,взаимодействие психолога и клиента специфично. Психолог ориентируются не насодержание текста монолога клиента, а скорее на личный драматический опыт,переживаемый клиентом. Важнейшим условием взаимодействия «психолог-клиент»,является необходимость в жестком разграничении ответственности между ними.Подавляющее большинство клиентов ждут от психологов, психотерапевтов не простоучастия в решении их проблем, но пытаются на них переложить ответственность запредстоящий выбор. Одним из условий успеха психотерапии является установлениеграниц ответственности между психологом и клиентом. Для каждого из нихсуществует своя мера ответственности. В задачи психолога входит уже на первомэтапе организация пространства и условий доверия для взаимодействия. Он долженнастроить клиента на осознание личной меры ответственности за принятие жизненноважных решений. Психолог же несет ответственность за:
· комфортнои безопасно организованное пространство;
· засвое присутствие;
· заумение слушать, выслушивать, слышать;
· заотгороженность от своих личных проблем и переживаний;
· засвой профессионализм и качество его использования;
· засоблюдение этических норм консультирования;
· заневмешательство в микрокосмос клиента (точнее, консультант обязан свести такоевмешательство к минимуму, коль скоро самим фактом взаимодействия таковоепредопределено).
Психолог должен принимать клиентацелостным и неделимым, даже в ситуации, когда клиент демонстрирует то, чтоявляется разрушительным для взаимодействия во всех других сферах.
Следующей специфической характеристикойвзаимодействия «психолог-клиент» является то, что для психолога этот контактимеет совершенно определенную цель. Он должен направить все усилия на то, чтобыпомочь клиенту обозначить истинные причины его внутреннего конфликта, найти всебе силы для принятия решений по выходу из кризиса, поверить в свой внутреннийпотенциал, научиться использовать его для гибкой качественной адаптации к непростымусловиям быстро меняющегося окружающего мира. Главная часть встречи – исповедь,во время которой клиент имеет возможность «выговориться». От того, насколькоудачно прошел этап знакомства и организации пространства, зависит наполненностьповествования клиента. Не менее 2/3 от времени встречи должно бытьпредоставлено клиенту для его монолога. В задачи же консультанта входит, ненарушая ход повествования, организовывать его. Сама по себе исповедь имеетпсихотерапевтическое значение и содержит в себе элемент катарсиса. Попсихическому накалу и очищающему вдохновению ее можно сравнить с чистосердечнойисповедью грехов в храме.
Нормы для психолога
Общие нормы
Границы компетентности
– Психологи и психотерапевты занимаются профессиональнойдеятельностью только в границах своей компетентности, которая определяетсяобразованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональнымопытом.
– Психологи и психотерапевты осуществляют профессиональнуюдеятельность в новых областях или используют новые методики только после ихсоответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и / иликонсультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.
– В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемыестандарты полготовки, психологи и психотерапевты, делают все возможное дляповышения компетентности своей работы и зашиты клиентов от возможного вреда ит.п.
– Психологи и психотерапевты, принимая решение, связанное спрофессиональной деятельностью, должны учитывать свою квалификацию и опытработы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями(возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация,разновидность психологической проблемы, физического или психическогорасстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
Описание и / или объяснение результатов психологической работы
– В работе с клиентами-непрофессионалами психологи ипсихотерапевты используют понятные для них термины и объяснения
– Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученныхрезультатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц)психологи не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, тоони должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.
Уважение права других оставаться другими в своей профессиональнойдеятельности. Психологи с уважением относится к правам других людей наустановки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.
Недискриминация в своей профессиональной деятельности. Психологи всяческиизбегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности,вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического илипсихического расстройства, языка, социоэкономического статуса или иного признака,оговоренного в законе.
Посягательства на честь и достоинство клиентов.
Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могутоскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
Отношение к личным проблемам.
– Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могутвлиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают техобластей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могутотразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельностьклиентам.
– Психологи обязаны делать все возможное для распознавания на какможно более ранних этапах формирования и / или наличия своих личностныхпроблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональнойдеятельности
– Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий восуществлении своей профессиональной деятельности психологи обращаются запрофессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения,налагаемые на свою профессиональную деятельность.
Ненанесение вреда. Психологи делают все возможное, чтобыпредотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональнойдеятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.
Неправильное использование психологических знаний. Признавая силупсихологических знаний, психологи делают все возможное для предотвращениячьего-либо личного, финансового социального, организационного и политическоговлияния с целью принуждения к неправильному использованию психологическихзнаний.
Неправильное использование психологов и результатов их работы.
– Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могутбыть использованы для дискредитации психологии.
– Если психологам становится известно о неправильном использованиирезультатов их работы они делают все возможное для устранения и / илиисправления допущенных ошибок
Бартер с клиентами.
Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков иуслуг от клиентов взамен оказанную им помощь, поскольку такая практика являетсясерьезным источником конфликтов эксплуатации и девальвации профессиональныхотношений Психолог может участвовать в бартере только в тех случаях» когда этоне мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.
11. Денежное вознаграждение.
Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего трудапсихологи решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия склиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства(интервенции).
Ведение профессиональном и научной документации.
Психологи должным образом документируют свою профессиональнуюработу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшейдеятельности, а также для возможности предъявить свою работу в другихинстанциях.
Публичные выступления и публикации
Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры,газетные и научные статьи, резюме интервью в СМИ. лекции и устные выступления,платную или бесплатную рекламу, a также любые материалы, распространяемые электронным путем(Интернет, чат, электронные конференции и т.п.).
Избегание ложных или неверных утверждений
– Психологи в публичных выступлениях и публикациях не допускаютложных и / или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,
– Для подтверждения своего профессионального статуса психологииспользуют только те документы, которые официально признаются государством ипсихологическим сообществом.
Свидетельства и подтверждения. Психологи не используют и не апеллируют ксвидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.
Тестирование, оценка и вмешательство
Оценка и диагноз
– Психологи осуществляют оценивание, диагностические работы ивмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.
– Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозыстроятся только на информации, полученной посредством валидногопсихологического инструментария
Использование психологического инструментария
– Используя любой психологический инструментарий, психологи должныбыть, уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач,а его использование учитывает границы применимости.
– Психологи, пользующиеся инструментарием, знают границыдостоверности, валидности, стандартизации и другие особенности примененияинструментария.
– Психологи не допускают неквалифицированного использованияпсихологического инструментария.
– Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношенииклиента, психологи обращают особое внимание на ограничения в примененииинструментария и интерпретации,полученных с его помощью данных,
– Психологи делают все возможное для определения ситуаций, вкоторых психологические техники или инструментарий могут быть использованынеадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующиеограничения.
Интерпретация данных
При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированныхинтерпретациях, психологи стараются учитывать факторы, зависящие как от данногоинструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять напсихологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи отмечаютлюбые значимые факторы, которые катят на достоверность или ограниченияинтерпретаций.
Создание тестовых оценок и интерпретаций – психологи,распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов,должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимостьпроцедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием. Инесут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, независимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или этоделалось, автоматизировано.
Объяснение полученных результатов – результатыобследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимоот того, кем проводилось исследование – психологом, ассистентом или вавтоматическом режиме,
Обеспечение безопасности психологического инструментария – психологи делают всевозможное для сохранения целостности и безопасности психологическогоинструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартамиданного этического кодекса.
Процедурные нормы
Информирование клиента
– При установлении профессиональных отношений между психологом иклиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить вовремя сессии (ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будутрешаться финансовые вопросы.
– Если в работе психолога участвует супервизор, то этот фактоговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчествасупервизора, если он несет ответственность за данный случай.
– Психологи во избежание какого-либо непонимания предпринимаютвсе, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании,
Осознанное согласие
– Психологи должны получить осознанное согласие наконсультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языкомСодержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако,осознанное согласие в общем, виде отражает, что клиент:
1. Способен дать согласие;
2. Получил значимую информацию относительно всех процедур;
3. Дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и безнажима со стороны;
4. Данное согласие правильно оформлено.
– В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанноесогласие, психологи получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии сзаконом несет за клиента ответственность.
– Дополнительно, психологи:
1. Информируют недееспособных клиентов о проводимыхвмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями;
2. Стараются получить их одобрение и
3. Учитывают личностные пристрастия и интересы.
Взаимоотношения с парой и с семьей.
– В тех случаях, когда психологи оказывают услугу сразу несколькимлюдям, между которыми существуют близкие и / или родственные отношения (муж ижена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи в самом началестараются прояснить:
1. Кто из них является клиентом и
2. Какие отношения будут у психолога с каждым из участниковконсультации.
– Как только психолог сталкивается с выполнением потенциальнопротиворечивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеляодной из этих сторон на бракоразводном процессе). Он должен сделать выбор внаправлении одной из них.
Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами. При принятии решений обоказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психическогоздоровья, психологи тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние наблагополучие клиента. Психологи выясняют у клиентов или тех, кто официальнопредставляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непониманияили конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того,чтобы не нарушить терапевтического процесса
Консультации и взаимодействие с коллегами – психологи организуютнеобходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересовсвоих клиентов и с их согласия.
Прерывание помощи
– Психологи планируют возможность продолжения работы с клиентами вслучаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерейработоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранееуведомляют клиента,
– Если отношения между клиентом и психологом определяютсяконтрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срокадействия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказанияпомощи клиентам.
Окончание профессиональных отношений
– Психологи не бросают клиентов.
– Психологи прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно,что клиент не нуждается больше в его услугах и/иди дальнейшая работа неприносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.
– Перед прекращением терапии психолог выясняет актуальноесостояние клиента и проводят соответствующую подготовку по прекращению работыили предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.
Неформальные отношения
Внепрофессиональные отношения с клиентами
– В ситуациях, когда психологи не могут избежатьвнепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны ивнимательны и учитывать, силу своего влияния.
– Психологи должны стремиться избегать внепрофессиональныхконтактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.
– Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратитьвред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя изинтересов слабой стороны, и в полном соответствии с этическим кодексом.
Конфиденциальность
Обсуждение ограничений конфиденциальности
– Психологи обсуждают с клиентами и / или организациями, скоторыми они устанавливают профессиональные отношения:
1. Вопросы конфиденциальности:
2. Необходимые ограничения на возможное использование информации,полученной во время работы,
– Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самыхранних этапах психологической работы.
– Полученные с согласия клиента любые виды записи сессииохраняются от неправильного их использования клиентами.
Сохранение конфиденциальности – психологи охраняют права наконфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.
Минимизация вторжения во внутренний мир
– Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи вписьменные и устные отчеты, заключения и т.п. Включают только ту информацию,ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.
– Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную отклиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только всоответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, ктоясно представляет границы обсуждения этой информации.
Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации – психологи несутответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке,переносе сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином видеинформации. Психологи сохраняют и используют собранную ими конфиденциальнуюинформацию в соответствии с законом и этическим кодексом.
Разглашение информации
– Психологи раскрывают конфиденциальную информацию без согласияклиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направленона:
1. Обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
2. Проведение необходимых профессиональных консультаций;
3. Защиту клиентов.
– Психологи могут разглашать конфиденциальную информацию приналичии соответствующего разрешения от клиента.
– При консультации с коллегами, психологи не делятсяконфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификацииклиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальнойинформации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологипредоставляют только ту информацию, которая необходима для проведенияконсультации.
Конфиденциальная информация о базе данных
– При введении конфиденциальной информации в базу данных или всистему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами неоговаривался доступ к конфиденциальнойинформации, психологи должны использовать кодирование или другие техническиеприемы для предотвращения вторжения в личные данные.
– предоставляя записи третьим лицам, психолог должен позаботитьсяо том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицироватьучастников этих записей.
– Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующуюучастников информацию, психолог должен получить от идентифицируемых участниковразрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случаеданные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.
Использование конфиденциальной информации в обучении, публикацияхпубличных выступлениях
– В публикациях, лекциях или других публичных выступленияхпсихологи не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможнаидентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное илиустное согласие.
– Во время научного или профессионального общения психологи должнынастолько изменить, конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы онине могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло имвреда, если они узнают сами себя.
Защита записей и данных
– психолог должен быть заранее готов кзащите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности илисмерти, а также изъятия или кражи записей и данных.
Этическиенормы психолога
Последствияобщения с психологом имеют большую личностную значимость для клиента. Какимбудет вмешательство психолога – развивающим или разрушающим личность клиента –зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:/>
1. Ответственность.Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемыхметодов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованностьсуждений, выводов, рекомендаций.
2.Компетентность. Психолог должен иметь необходимуюспециальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие егоквалификации и личным возможностям, постоянно повышать своюквалификацию, знакомиться с новыми разработками в областисвоей профессиональной деятельности.
3.Добровольность. Клиент работает с психологом по собственному желанию иимеет право отказаться от какого-либо вида работыбезобъяснения причин.
4.Конфиденциальность. Информация, полученная психологомв процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передачаеё другим лицам возможна лишь с согласия клиента и если это соответствуетего интересам.
5. Активность.Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился кпрофконсультанту или в службу занятости. Психолог оказывает информационную ипсихологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряетактивность и самостоятельность клиента в принятии им решения. Суждения и оценкипсихолога в процессе работы с клиентом не должныограничивать свободу последнего в принятии им решения.
6. Позитивныйэффект. Психолог интерпретирует полученные результаты с позициисоответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиямконкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации.Он акцентирует внимание на возможностях клиента, поддерживает и стимулирует егопоисковую активность.
7.Лояльность.Психолог уважает личность клиента и защищаетего право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы клиента, дажене соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. Вобщении с любым клиентом психолог должен проявлятьдоброжелательность, тактичность независимо от своего эмоциональногои физического состояния и субъективного отношения к нему.
Актуальностьнастоящей работы определяется тем, что в ней рассматриваются отдельныезначимые, как для психологической науки, так и для общества в целом, аспектыпрофессионального становления личности. Речь идет о формировании уменийустанавливать оптимальный уровень идентификации с клиентами у будущихпсихологов.
Особуюзначимость приобретают знания о механизме идентификации психолога с клиентом.При этом, отождествляя себя с клиентом, психологу не следует погружатьсяполностью в проблемы клиента и его эмоциональное состояние, это наносит вред каксамому психологу, так и его клиенту. С другой стороны, излишняя отстраненностьот клиента приводит к жесткости в поведении психолога, что также являетсянеэффективным в профессиональных взаимоотношениях психолога и клиента. В связис этим возникает необходимость формирования умений устанавливать оптимальнуюидентификации у студентов, обучающихся по специальности психолог.«Проданная»услуга как условие эффективности психологической помощи
Проблема платности психологических услугявляется своеобразной проверкой готовности психолога к внутреннему компромиссуи уровня его профессионального достоинства. Эта проблема как бы аккумулирует всебя все, о чем мы говорили до этого, и преломляет в плоскости взаимоотношенийпсихолога с клиентом. Обычно при анализе данной проблемы ссылаются наисследования (большей частью из области психиатрии и психотерапии), убедительно«доказывающие» большую эффективность именно платных психологических услуг. Дажена уровне здравого смысла можно согласиться с тем, что многие люди любую услугувоспринимают именно как платную, т. к. услуга – это «тоже работа» и за нееобязательно надо заплатить. Обоснование здесь примерно следующее: «Если язаплатил деньги, то я хочу получить результат (услугу). При этом я не хочучувствовать себя обманутым и постараюсь даже помочь психологу лучше решить моюпроблему». Таким образом, клиент готов даже проявить определенную активность врешении своей проблемы и даже сам стремится к сотрудничеству спсихологом-консультантом (хотя бы для того, чтобы «контролировать» его исвоевременно напоминать о том, что «деньги заплачены не зря, поэтому извольтестараться.) При этом часто проводят аналогии с медицинской практикой, когдауспешно отоперированные больные, желая отблагодарить уважаемого врача-хирурга,иногда получали в этом отказ и после этого их состояние здоровья резкоухудшалось. Обычно этому дается примерно такое объяснение: «Раз Вы не хотитевзять от меня в благодарность подарок (или деньги), то, видимо, операция прошланеудачно и Вас просто совесть мучает…». В итоге, больной еще больше «накручивает»себя, и его состояние, действительно, ухудшается.
Мораль:надо не только брать большие деньги за медицинские и психологические услуги, нои стараться держать высокую цену на эти услуги, чтобы вызывать уклиентов-пациентов особое почтение к таким услугам и формировать то, чтопсихологи называют «психотерапевтическим мифом (веру в психолога и в егоудивительные методики, которые, естественно, «многого стоят»). И поскольку такрассуждают большинство клиентов-пациентов, то со всем этим во многом можносогласится, хотя известнейший психотерапевт К. Роджерс предостерегал отрассмотрения психотерапии по аналогии с медициной, т. к. хороший хирург может ине любить своего больного, а психотерапевт – просто обязан на практикедемонстрировать свое безусловное позитивное принятие клиента.
Заключение
Следуетпомнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультантаи что следование им не только обеспечивает этичность профессиональнойдеятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.
Хотелось быотметить, что результат решения задачи так же зависит и от того, на сколькохорошо был установлен контакт между психологом и клиентом, и на сколько хорошобыла понята суть проблемы. Установление контакта в основном зависит отпсихолога, он должен организовать пространство и время, так, что бы клиент смограскрыться перед психологом, чувствовал себя уверенно, раскрепощёно, и понимал,что психолог является другом и помощником в данной ситуации. В своей работе, япопыталась раскрыть те этические нормы, которые должен соблюдать психолог,задачи с которыми приходятся сталкиваться психологу и клиенту, попыталасьраскрыть суть диалогического подхода и факторы, помогающие для установленияконтакта психолога с клиентом, ну и конечно же разобрала вопрос: что долженпомнить психолог и знать клиент для установления контакта?
Использованнаялитература
1. Алешина Ю.Е. «Спецификапсихологического консультирования»/ «Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилитационной работы», №1, 1994
2. БахтинМ.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
3. Е. Климов.Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации
4. КопьевА.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники //Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1.
5. КопьевА.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации //Вопросы психологии, 1990, №3.
6. ОрловА.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.М., 1995.
7. ОрловА.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебнаядисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология – основагуманизации образования. М., 1998, с. 172–173.
8. УхтомскийА.А. Доминанта. М. ‑ Л., 1966.