Владимир Галактионович Короленко Доклад

ВладимирГалактионовичКороленко.

ВладимирГалактионовичКороленко — выдающийсярусский писатель.Родился в 1853 годув городе Житомирев семье чиновника.Учился в житомирскойгимназии, позднее- в ровенскойреальной гимназии.Большую рольв формированиимировоззренияКороленкосыграла демократическаялитература60-х годов, сочиненияН. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко; их взглядыоказали огромноевлияние на всёего творчество.В 1871 году Короленкопоступил вПетербургскийинститут, ноне смог учитьсяиз-за отсутствиясредств. Работалкорректором, рисовальщикомгеографическихкарт. В 1874 годупоступил вПетровскуюземледельческуюи лесную академиюв Москве. Будучистудентом, готовился кпропагандистскойдеятельностисреди крестьян.В марте 1876 годаКороленко былисключён изакадемии, апотом арестованза то, что отимени большинствастудентоввыступил спротестомпротив администрации, выполнявшейчисто полицейскиефункции. С 1879 годав жизни Короленконаступаетдлительнаяполоса ссылок(в Вятскую губернию, в ВосточнуюСибирь, и др.).В августе 1881 годаон был высланв Якутскуюобласть, последемонстративногоотказа подписатьприсягу АлександруIII. В ЕвропейскуюРоссию Короленкобыло разрешеновернутьсяосенью 1884 года.С 1885 года он жилв Нижнем Новгороде, находясь поднадзором полиции.
В первомрассказе Короленко„Эпизоды изжизни искателя”(1879 год) в известноммере отразилисьнародные взгляды.Однако в двухпоследующихрассказах„Яшка” (1881 год)и „Ненастоящийгород” (1881 год)наметился отдыхписателя отнародной иллюзии, чему способствовалонепосредственноезнакомствос народом впериод ссылок.Уже для раннихрассказов иочерков Короленкохарактернореалистичноеизображениенародной жизни, внимание клюдям, непокаривщимсятяжёлой судьбе, полным неукротимогостремлениядобиться правдыи свободы. Стойкостьи мужестворусской девушки- революционеркипослужили темойрассказа „Чудное”(1880 год, заграничнаяпубликация1893 год, в России- 1905год). Протестуетпротив социальнойнесправедливостиякутский крестьянин, герой рассказа„Сон Макара”(1885 год). О способностирусского человекасовершитьподвиг о силеего души говоритсяв очерке „Рекаиграет” (1892 год).В творчествеКороленкораскрыто глубокаявнутренняякрасота людейиз народа, поднимающихсяна борьбу засвоё освобождение.В центре повести„ Музыкант”(1886 год) — душевнаядрамма слепого, который „увидел”мир через высокоеискусство. Этодушевноепроизведение, явившеесярезультатомслепого музыкантас людьми изнарода, помогаетпреодолетьличное горе, из которогоказалось, небыло выхода.На эту мысльповести указалМ. И. Калинин всвоём выступлении25 октября 1919 годана митинге, посвященномобороне Тулыот деникинскихбанд: „Величайшийхудожник словаКороленко всвоем слепом«Слепом музыканте»ясно показал, как проблематично, непрочно этоотдельноечеловеческоесчастье… Человек…может бытьсчастлив, еслитогда, когдавсеми нитямисвоей души, когда всемтелом и всемсердцем спаянон со своимклассом, и толькотогда его жизньбудет полнаи цельна”.
ВпроизведенияхКороленко нашлиотражениерусской действительности, связанные сраспадомпатриархальныхформ крестьянскогобыта и проникновениемкапитала вдеревню. Значительнымбыло его выступлениес очерками ознаменитыхкустарныхпромыслах селаПавлова, близНижнего Новгорода(„Павловскиеочерки”, 1890 года).Народникисчитали этосело примеромкустарногопроизводства, якобы избежавшеговлияния капитализмао свободныхэксплуатации.Решительноотвергая этилживые утверждения, Короленконарисовалправдивуюкартину разорениякустарей, ихполной зависимостиот скупщиковкапиталистов.„Нет простомужика, — писалКороленко вочерках „Вголодный год”,- есть беднякии богачи, хозяеваи работники”.Короленковысказывалсвоё несогласиес беллетристикойпозднегонародничество, которая, по еговыражению, рассматриваладействительность„сквозь призмулжи”. Значительноеместо в творчествеКороленкозанимает повесть„Без языка”(1895 год), где изображенызлоключенияукраинскогокрестьянина, попавшего вАмерику. Геройповести столкнулсяс рабством, безработицей, преступнойвластью денег.Доведённыйдо исступления, он восклицает:„Пусть громразобьёт этотпроклятый городи выбранноговами какого-томэра. Пустьгром разобьёти эту их меднуюсвободу, тамна острове…”.
В годы, предшествовавшиереволюции 1905года, Короленкопродолжаетцикл своихрассказов:„Государевыямщики” (1901 год),„Мороз” (1901 год),„Марусиназаимка” (1903 год),„Феодалы” (1901год). Здесьписатель-гуманистрисует тяжёлуюжизнь людейподневольноготруда, обличаетпережиткифеодально-крепостническихпорядков, затрагиваеттему бесчеловечностибуржуазногостроя. Несмотряна неопределённостьсвоих политическихидеалов, Короленковерил в победународа. К этомуже времениотноситсярассказ „Нестрашное”(1903 год), Которыйпо силе разоблачениябуржуазнойинтеллигентностии по мастерствувыполненияможет бытьотнесён к числулучших произведенийКороленко.
В 1900 годуКороленко былизбран почётнымакадемиком.В 1902 году он, каки А. П. Чехов, отказался отэтого званияв знак протестапротив того, что М. Горькийне был утверждёнцарским правительствомв качествепочётногоакадемика.
Публицистическийталант Короленкос особой силойпроявлялсяв его очерках„В голодныйгод” (1892 — 1893 год),„Султанскоежертвоприношение”(1895 — 1896 год), „Сорочинскаятрагедия” (1907год), „Бытовоеявление” (1910 год).В очерке, посвящённомт. н. Султанскомуделу, писатель-демократвыступил взащиту крестьянвотяков (удмуртов), обвинявшихсяцарской полициейв ритуальномубийстве. Короленкодоказал, чтоэтот процессбыл затеянчерносотенцамив целях разжиганиянациональнойвражды. МаксимГорький писалпо этому поводу:„ „Султанскоежертвоприношение”вотяков — процесс, не менее позорный, чем „дело Бейлиса”, принял бы ещёболее мрачныйхарактер, еслиб В. Г. Короленконе вмешалсяв этот процесси не заставилпрессу обратитьвнимание наидиотскоемракобесиесамодержавнойвласти”. В годыреакции Короленковыступил спамфлетом„Бытовое явление”, в котором обвинялцарское правительствов „оргии казней”и полицейскихиздевательствнад рабочимии крестьянамипосле революции1905 — 1907 года. Со 2-йполовины 90-хгодов принималучастие в изданиилиберально-народногожурнала „Русскогобогатства”(его роль сводиласьглавным образомк редактированиюотдела беллетристики).По письмамКороленко можносудить о егосерьёзныхрасхожденияхс редакциижурнала, разделявшийнароднические, либерально-буржуазныевзгляды. В тоже время писательне мог понятьподеленногозначенияреволюционнойборьбы рабочегокласса, и эторезко отличалоего позициюот позициипролетарскогописателя МаксимаГорького.
К последнемупериоду творчестваКороленкоотноситсякрупнейшиеего произведение„История моегосовременника”, в котором легкорассмотретьхудожественноевоплощениебиографииавтора, её важнейшихэтапов Короленков тоже времязнакомит читателяс развитиемобщественногодвижения 60-х — 70-х годов, с выдающимисяисторическимисобытиями тоговремени. Последниеглавы эпопеи, освещающиедеятельностьнароднойинтеллигенции, были написаныпосле великойоктябрьскойсоциалистическойреволюции. Непоняв её подленногозначения, писатель, однако, видел, что революцияпобедила потому, что в ней участвовалисамые широкиенародные массы.В „Историимоего современника”он сумел показать, сколь наивныбыли расчётынародниковна героизм„избранных”при отсутствииподдержки состороны трудовыхмасс.
Короленковыступал слитературнокритичнымистатьями имемуарнымиочерками. Наиболеезначительныеиз них: „ПамятиБелинского”(1898 год), „О Глебе Ивановиче Успенском”(1902 год), „А. П. Чехов”(1904 год), „Л. Н Толстой”(1908 год), большаяработа о Н. В.Гоголе „Трагедиявеликого юмориста”(1909 год).
РеалистическоетворчествоКороленко всемсвоим содержаниемпротивостоялоупадочнойбуржуазнойлитературепредреволюционнойэпохи. Оно отразилонародный протестпротив буржуазнокрепостническихпорядков царскойРоссии, противнациональногонеравенстваи угнетения.В 1907 году В. И. Ленинназвал Короленко„прогрессивнымписателем”.Демократическийхарактер еготворчестваотмечало в 1913году ленинская„Правда”. Указавна то, что Короленко„стоит в сторонеот рабочегодвижения”,„Правда” в тоже время писала:„Мы чтим в нёми чуткого, будущегохудожника, иписателя-гражданина, писателя-демократа”.Высоко оцениваяобщественноеи художественноезначение творчестваКороленко, ставя его какписателя впример молодымлитераторам, М. Горький писал:„Мне лично этотбольшой красивыйписатель сказало русском народемногое, что донего никто немог сказать”.
Короленкоотличный мастеррассказов, очерка, повести.Пользуясьобширным жизненнымматериалом, развёртываядаже в небольшомпроизведениисложное действиеон всегда остаётсяв естественноскладывающиесякомпозиции.Стремясь кболее точномувоспроизведениюжизни, Короленкоохотно вводилв свои рассказыи повести элементыпублицистики.На эту особенностьнередко указываютподзаголовкииз его рассказов:„Эскизы издорожногоальбома”, „Иззаписок репортёра”,„Из записнойкнижки путешественника”и т. д. Короленковыдающийсяхудожник слова, его искусствовысоко ценилиЛ. Н. Толстой, А. П. Чехов, М.Горький. Короленкооказал значительноевлияние написателейвышедших изнародной среды.„В ранние годына меня сильноповлиял Короленко”,- писал А. С. Сирофимович.Реалистическийметод Короленкосыграл положительнуюроль в развитииукраинской, белорусской, литовской, латышской, якутской прозы.ПроизведенияКороленкопереведенына многие языкинародов СоветскогоСоюза. В связис 25-летием содня его смертиисполнившимсяв 1946 году, СоветМинистров СССРпостановилувековечитьпамять выдающегосярусского писателяцелым рядоммероприятий.ТворчествоКороленко, замечательноеразностороннимбогатствомсодержания, благородствомзамыслов, совершенствомхудожественнойформы, занимаетвидное местов истории русскойклассическойлитературы.