СТАВРОПОЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
«Человеки мир человекав творчестве
Ф.М.Достоевского»
Выполнила: студентка 2курса
ФМФп/м гр.Б
ВойленкоСветлана
Проверила: преподаватель
ЗолотоваБэлла Хусиновна
Ставрополь,2001г.
План
Введение
Вывод(заключение)
Мир человекаширок, многогранен, глубок и в своейтаинственнойнеобъятностиоткрыт какбесконечномусовершенствованию, так и беспредельномупадению. Но вто же время миредин, что позволяетвести разговоро вполне определенныхзакономерностяхи соответственновозможных путяхего развития.
Ктакому разговоруи приглашаетнас классическаялитература, в которойозабоченностьсудьбами всегочеловечестваи пристальноеисследованиедуши отдельнойличности слитыв неразрывноецелое. Характерноедля крупнейшихотечественныхписателейглубинноеизучение человеческойприроды позволялоим в недрахсовременностивидеть процессыбудущего.
Впоследние годывосстанавливаетсяприоритетобщечеловеческихценностей надвсеми другими.Признание этогоприоритетаи обещает настоящуюдуховную, мировоззренческуюреволюцию, которая являетсяобязательнымусловием установленияадекватныхотношений междулюдьми.
Творческийопыт русскойклассическойлитературыявляется своеобразнымкамертономдля осознаниясути тех илииных традиций, для различенияподлинных имнимых ценностей, без чего невозможноотчетливоепредставлениенастоящих путейулучшенияобщественныхотношений.
Для следует обратитьсяк творчествупоистине великого(………..) Ф.М.Достоевского(……посмотретьв сочинениях).
Всвязи с ………целью даннойработы (является)
разобраться в …
составить общее представление о …
выяснить …
осветить подход Достоевского к видению мира человека
.
Одногопониманияприроды человекамало – нужносоединятьзнания и жизнь, слово и дело.Такое соединениеспособствуетнравственномуочищению иукреплениюсознания, распространениюэнергии добрав мире. И напротив– без него обреченына провал самыевысокие, самыегуманные начинания.
ПоДостоевскому, высшее содержаниежизни человекнаходит в собственнойличности, в еенеисчерпаемости, в отношенияхсвоих к другим, которые тоженеисчерпаемы, бесконечны.
Третьяфилософскаятема романа«Братья Карамазовы»- мораль состраданияи духовнойлюбви междулюдьми. Достоевскийнадеется черезбратскую любовьвернуться крадости, очищеннойот «карамазовщины».
Достоевскийпроповедуетв своих романахлюбовь и братство, человеческоеравенство; сэтими идеямион вошел в русскуюи мировую литературу.
Карамазовысоставляютединое семействотолько биологическии только юридически.Их больше связываетвражда, чемсогласие. Онижестоко разъединились: сын и отец –соперники впритязанияхна женщину, этот сын и другойсын опять-такивступают втрудный спор, и при этом предметспора – тожеженщина, наэтот раз издругого общественногокруга. Междуотцом и старшимсыном непримиримыеденежные счеты, из четырехсыновей одинтолько Алешавзирает на отцабез злобы. Помысли Достоевского, семействоКарамазовых– вся Россия, какая она естьсейчас, в своемдобре и зле, абольше – в зле, в темных своихсостояниях.
Берковский.
(Взакл.)
Тернистыйпуть борьбыи страдания, который проходитчеловек на путик обновлению, к идеалу – вотглавная темароманов Достоевского«Преступлениеи наказание»и «БратьяКарамазовы».
Тюнькин.
Вместесо всей русскоймыслью Достоевский- антропроцентричен.Нет для Достоевскогоничего дорожеи значительнеечеловека, хотя, быть может, нети ничего страшнеечеловека. Человек- загадочен, соткан изпротиворечий, но он являетсяв то же время- в лице самогодаже ничтожногочеловека — абсолютнойценностью.Поистине — нестолько Богмучил Достоевского, сколько мучилего человек,- в его реальностии в его глубине, в его роковых, преступныхи в его светлых, добрых движениях.
Силаи значительностьподобногоантиномизмау Достоевскогов том, что обачлена антиномииданы у него ввысшей своейформе. Основнаятайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он естьсущество этическое, что он неизменнои непобедимостоит всегдаперед дилеммойдобра и зла, откоторой он неможет никудауйти: кто неидет путемдобра, тот необходимостановитсяна путь зла.
Этаэтическаясущность человека, основная егоэтическаянаправленностьне предвзятаяидея у Достоевского, а вывод из егонаблюденийнад людьми.
ФилософскоетворчествоДостоевскогоимеет не одну, а несколькоисходных точек, но наиболееважной и дажеопределяющейдля него былатемаочеловеке.Вместе со всейрусской мысльюДостоевский—антропоцентричен.Нет для Достоевскогоничего дорожеи значительнеечеловека, хотя, быть может, нети ничего страшнеечеловека. Человек- загадочен, соткан изпротиворечий, но он являетсяв то же время– в лице самогодаже ничтожногочеловека –абсолютной ценностью.Поистине – нестолько Богмучил Достоевского, сколько мучилего человек, в его реальностии в его глубине, в его роковых, преступныхи в его светлых, добрых движениях.Обычно – исправедливо, конечно, прославляютто, что Достоевскийс непревзойденнойсилой раскрыл«темную» сторонув человеке, силы разрушенияи беспредельногоэгоизма, егострашный аморализм, таящийся вглубине души.Да, это верно.АнтропологияДостоевскогопрежде всегопосвящена«подполью»в человеке.Было бы, однако, очень одностороннене обращатьвнимания нато, с какой глубинойвскрываетДостоевскийи светлые силыдуши, диалектикудобра в ней. Вэтом отношенииДостоевский, конечно, примыкаетк исконнойхристианскойантропологии.Не только грех, порочность, эгоизм, вообще«демоническая»стихия в человекевскрыты уДостоевскогос небывалойсилой, но неменее глубоковскрыты движенияправды и добрав человеческойдуше, «ангельское»начало в нем.В том-то и силаи значительностьантропологическогоантиномизмау Достоевского, что оба члена антиномии даныу него в высшейсвоей форме.
Мы назвалиперсонализмДостоевскогоэтическим,— и этозначит, преждевсего, что ценностьи неразложимостьчеловеческогосущества связаныне с его «цветением», не с его высшимитворческимидостижениями,—ониприсущи и маленькомуребеночку, ещебеспомощномуи бессильному, еще не могущемуничем себяпроявить. ПерсонализмДостоевскогоотносится контологии, ане к психологиичеловека,— к егосуществу, а нек эмпирическойреальности.Но само восприятиечеловека уДостоевскоговнутреннепронизаноэтическойкатегорией,—онне только описываетборьбу добраи зла в человеке, но он ищет еев нем. Человек, конечно, включенв порядок природы, подчинен еезаконам, но онможет и долженбыть независимот природы.Как раз в «Запискахиз подполья»с поразительнойсилой высказанаэта независимостьдуха человеческогоот природы,—итам же провозглашается, что подлиннаясуть человека— в егосвободе и тольков ней. «Все-тодело человеческое, кажется, действительнов том толькои состоит, чтобычеловек поминутнодоказывал себе, что он—человек, а не штифтик»,—читаемв тех же «Запискахиз подполья».Это самоутверждениеесть утверждениесвоей независимостиот природы,—вседостоинствочеловека в этомкак раз и состоит.
Но именнопотому подлинноев человеке исостоит лишьв его этическойжизни—здесь, и только здесь, человек естьпо существуновое, высшее, несравнимоебытие. В этомсмысле ужев «Запискахиз подполья»мы находимтакой апофеозчеловека, которыйпревращаетего если не вцентр мира, тов важнейшееи драгоценнейшееявление. Достоевскомусовершенночужд и противентот «антропологизм», который мывидели раньшеу русскихпозитивистови полупозитивистов(Чернышевский, Лавров, Кавелин, даже Михайловский), — он ближевсех к Герценус его патетическимутверждениемнезависимостичеловеческогодуха от природы.Натурализмв антропологиивысмеян беспощадноДостоевскимв «Запискахиз подполья»,— и поэтомувсе его дальнейшееучение о человекетак глубокоотлично от тех(более поздних)учений, которые, сходясь с Достоевскимв учении обаморализмев человеке, трактуют этов духе примитивногонатурализма.Для Достоевскогоаморализм, скрытый в глубинечеловека, естьтоже апофеозчеловека,—этот аморализм— явлениедуховногопорядка, а несвязан с биологическимипроцессамив человеке.
Но чем категоричнееэто онтологическоепревознесениечеловека, тембеспощаднеевскрываетДостоевскийроковую неустроенностьдуха человеческого, его темныедвижения. Основнаятайна человекав том и состоит, по Достоевскому.что он естьсущество этическое, что он неизменнои непобедимостоит всегдаперед дилеммойдобра и зла, откоторой онне может никудауйти: кто неидет путемдобра, тот необходимостановитсяна путь зла.Эта этическаясущность человека, основная егоэтическаянаправленностьесть не предвзятаяидея у Достоевского, а вывод из егонаблюденийнад людьми.
Но здесьначинаютсяпарадоксы, вкоторых раскрываетсяуже не толькоэта основнаяэтическаясущность человека, но и вся проблематикачеловека. Преждевсего, с исключительнойедкостью Достоевскийвысмеиваеттот поверхностныйинтеллектуализмв пониманиичеловека, которыйдостиг наиболееплоского своеговыражения впостроенияхутилитаризма.«Записки изподполья», вбессмертныхстраницах, говорят о том, что «человекесть существолегкомысленное», действующееменее всегодля собственнойвыгоды: «когда, во все тысячелетиябывало, чтобычеловек действовализ одной своейвыгоды?» Представлениео человеке, каксуществерассудочном, а потому иблагоразумном, есть чистаяфикция,— «так какнатура человеческаядействует всяцеликом,—всем, чтов ней есть—сознательнои бессознательно».«Хотенье может, конечно, сходитьсяс рассудком., но очень частои даже большейчастью совершеннои упрямо разногласитс рассудком».«Я хочу жить,—продолжаетсвои замечаниячеловек изподполья,—длятого, чтобыудовлетворитьвсей моей способностижить, —а не для того, чтобы удовлетворитьодной толькомоей рассудочнойспособности.Рассудокудовлетворяеттолько рассудочнойспособностичеловека, ахотение естьпроявлениевсей человеческойжизни». Самоедорогое длячеловека— «своесобственное, вольное и свободноехотение, свойсобственный, хотя бы и дикий, каприз»; самоедорогое и важноедля человека— «по своейглупой волепожить», и потому«человек всегдаи везде, где быон ни был, любитдействоватьтак, как он хочет, а вовсе не так, как повелеваетему разум исовесть».
Психологическийволюнтаризмпереходит уДостоевскогонезаметно виррационализм, в признание, что ключ к пониманиючеловека лежитглубже егосознания, егосовести и разума,— в том«подполье», где он «сам».ЭтическийперсонализмДостоевскогооблекаетсяв живую плотьдействительности:«ядро» человека, его подлиннаясуть даны в егосвободе, в егожажде и возможностиего индивидуальногосамоутверждения(«по своей глупойволе пожить»).Онтологиячеловека определяетсяэтой жаждойсвободы, жаждойбыть «самимсобой»,—ноименно потому, что Достоевскийвидит в свободесокровеннуюсуть человека, никто глубжеего не заглядывалв тайну свободы, никто ярче егоне вскрывалвсю ее проблематику, ее «неустроенность».Бердяев справедливоподметил, чтодля Достоевского«в свободеподпольногочеловека заложеносемя смерти».Если свободадороже всегочеловеку, еслив ней последняяего «суть», тоона же оказываетсябременем, снестикоторое слишкомтрудно. А, с другойстороны, в нашемподполье,—а«подпольный»человек и естькак раз «естественный»человек, освободившийсяот всякой традициии условности,—вподполье нашем, по выражениюДостоевского, ощущаетсясмрад, обнажаетсявнутреннийхаос, злые, дажепреступные, во всяком случаепостыдные, ничтожныедвижения. Вот, например, Раскольников: разложив вработе разумавсе предписаниятрадиционнойморали, он сталвплотную передсоблазном, что«все позволено», и пошел напреступление.Мораль оказаласьлишеннойоснования вглубине души, свобода оборачиваетсяаморализмом, напомним, чтои на каторгеРаскольниковдолго не чувствовал никакого раскаяния.Поворот пришелпозже, когдав нем расцвелалюбовь к Соне, а до этого вего свободеон не находилникакого вдохновенияк моральномураздумью. Этовскрываеткакую-то загадкув душе человека, вскрываетслепоту нашейсвободы, посколькуона соединенатолько с голымразумом. Путьк добру неопределяется одной свободой; он, конечно, иррационален, но только в томсмысле, что неразум движетк добру, а воля, сила духа. Оттого-тов свободе quandmeme, оторваннойот живых движенийлюбви, и естьсемя смерти.Почему именносмерти? Да потому, что человекне может посуществу отойтиот Добра,—иесли, отдаваясьсвободной игрестрастей, онотходит отдобра, то у негоначинаетсямучительнаяболезнь души.Раскольников, Ставрогин, ИванКарамазовпо-разному, новсе страдаютот того, чтозаглушили всебе живоечувство Добра(то есть Бога), что осталисьсами с собой.Свобода, еслиона оставляетнас с самимисобой, раскрываетлишь хаос вдуше, обнажаеттемные и низшиедвижения, тоесть превращаетнас в рабовстрастей, заставляетмучительнострадать… Этозначит, чточеловек созданэтическимсуществом ине может перестатьбыть им. С особеннойсилой и больюговорит Достоевскийо том, что преступлениесовсем не означаетприроднойаморальности, а, наоборот, свидетельствует(отрицательно)о том, что, отходяот добра, человектеряет нечто, без чего емужить нельзя.Еще в «Запискахиз Мертвогодома» он писал:«сколько великихсил погиблоздесь даром! Ведь надо ужевсе сказать: да, это былнеобыкновенныйнарод, можетбыть, самыедаровитые, самые сильныеиз народа».Несомненно, что это былилюди, наделенныене только большойсилой, но исвободой—исвобода-то ихи сорвала спутей «традиционной»морали и толкнулана преступление.Вот и семя смерти! В «Дневникеписателя» запоследниегоды Достоевскийписал: «злотаится в человекеглубже, чемпредполагаютобычно». Шестовнапрасно видитв этом «реабилитациюподпольногочеловека»,—наоборот, подчеркиваявсю таинственностьзла в человеческойдуше, Достоевскийпоказываетнеустроенностьчеловеческогодуха или лучше— расстройствоего, а вместес тем и невозможностьдля человеческогодуха. Отойтиот этическойустановки.«Семя смерти», заложенноев свободе, означает, что расстройстводуха имееткорень не наповерхности, а именно в последнейглубине духа, ибо нет ничегоглубже в человекеего свободы.Проблематикасвободы в человекеесть вершинаидей Достоевскогов антропологии; свобода не естьпоследняяправда о человеке—этаправда определяетсяэтическимначалом в человеке, тем, к добруили злу идетчеловек в своейсвободе. Оттогов свободе есть, может быть,«семя смерти»и саморазрушения, но она же можетвознести человекана высотыпреображения.Свобода открываетпростор длядемонизма вчеловеке, ноона же можетвозвыситьангельскоеначало в нем.Есть диалектиказла в движенияхсвободы, ноесть и диалектикадобра в них. Нев том ли заключаетсясмысл той потребностистрадания, окоторой любилговоритьДостоевский, что через страдания(часто черезгрех) приходитв движение этадиалектикадобра?
Эта сторонав антропологииДостоевскогочасто забываетсяили недостаточнооценивается,— междутем в ней лежитключ к объяснениютой системыидей, которуюмы характеризоваливыше, как «христианскийнатурализм»у Достоевского.Приведенныемельком (в «Идиоте»)слова о том, что «красотаспасет мир», вскрывают этусвоеобразнуюэстетическуюутопию Достоевского.Все его сомненияв человеке, всеобнажение хаосаи «семени смерти»в нем нейтрализуютсяу Достоевскогоубеждением, что в человекетаится великаясила, спасающаяего и мир,—горелишь в том, чточеловечествоне умеет использоватьэту силу. В«ДневникеПисателя»(1887 г.) Достоевскийнаписал однажды:«величайшаякрасота человека, величайшаячистота его…обращаютсяни во что, проходятбез пользычеловечествуединственнопотому, чтовсем этим дарамне хватилогения, чтобыуправить этимбогатством».Значит, ключк преображению, к устроениючеловека в неместь, и мы тольконе умеем овладетьэтим ключом.Старец Зосимавысказал такуюмысль: «мы непонимаем, чтожизнь есть рай(уже ныне, В.3.), ибо стоиттолько намзахотеть понять, и тотчас же онпредстанетперед нами вовсей своейкрасоте». Взамечательныхсловах Версилова(«Подросток»)по поводу картиныЛоррена выражената же мысль отом, что свети правда ужеесть в мире, ноостаются наминезамеченными.«Ощущениесчастья, мнееще неизвестное, прошло сквозьсердце мое дажедо боли». В чуднойформе это ощущениесвятыни в человекепередано вгениальном«Сне смешногочеловека». Вматериалахк «Бесам» находимтакое место:«Христос затеми приходил, чтобы человечествоузнало, что иего земнаяприрода, духчеловеческийможет явитьсяв таком небесномблеске, на самомделе и во плоти, а не то что водной мечтеи в идеале,— что этои естественнои возможно».Как ясно изэтих слов, этоосновное учениеДостоевскогоо человекеближе к антропологииРуссо (с егоосновным принципомо радикальномдобре в человеке), чем к антропологииКанта (с егоучением о«радикальномзле в человеке»).
Однако, диалектика«естественногои возможного»добра предполагаетв человекерелигиознуюжизнь .«Весь законбытия человеческоголишь в том—говоритв «Бесах» СтефанТрофимович,—чтобычеловек могпреклонитьсяперед безмерновеликим; Безмерноеи Бесконечноетак же необходимычеловеку, какта малая планета, на которой онживет». Несчастьечеловечествав том, что в нем«помутиласьэстетическаяидея»; оттоготеперь красотастала «страшнаяи ужасная вещь», она и «таинственнаявещь—тутдьявол с Богомборется, а полебитвы—сердцечеловеческое»(Бр. Карамазовы!.. Вот это «помутнениеэстетическойидеи», в силукоторого дьяволовладеваетчеловеком, когда в немпробуждаетсяэстетическийвосторг,—иобъясняет, почему утерянолюдьми «уменье»владеть святыней, открытой егосердцу.
АнтропологияДостоевскогокасается последнихглубин человеческогодуха, вскрываетнепобедимуюсилу этическогоначала в человеке, но и помутнениечеловеческогосердца, в силучего прямойпуть к добрузакрыт. Свободавобрала в себя«семя смерти», в глубине души, замутненнойгрехом, завелсясмрад и грех,—носила добрапродолжаетжить в человеке.Лишь черезстрадания ичасто черезпреступлениеосвобождаетсячеловек отсоблазнов злаи вновь обращаетсяк Богу. Оттогои говорит Алешао старце Зосиме:«в его сердцетайна обновлениядля всех,—тамощь, котораянаконец установитправду на земле…»Социалистическаямечта прежнихлет, романтическаямечта о «восстановлении»добра в людях(термин, взятыйу V.Hugo)держалась, таким образом, до конца жизниу Достоевского, и его антропологиястоит посерединемежду чистоцерковной исекулярнойидеей о человеке.Для полногосоответствиявзглядов Достоевскогоучению Церквиему не хваталопоставленияна верховноеместо тогоцентральногоучения христианства, которое видитв страданияхи смерти СпасителянеобходимоепредварениеспасительногоЕго воскресения.Мы уже говорилио том, что вхристианскоммиропониманииДостоевскогоподчеркнутото откровениео мире и человеке, которое данонам в Боговоплощениии Преображении, но нет того, что дано в Голгофе…Все же вера вчеловека торжествуету Достоевскогонад всеми его«открытиями»хаоса и смрадногоподполья вчеловеке,—ив этом моментеантропологияДостоевскогопронизаналучами пасхальныхпереживаний, столь существенныхдля Православияи его основнойтональности.Эстетическийгуманизм, стольхарактерныйдля русскихмыслителей, сохраняетсяи у Достоевского, только самаприрода эстетическихпереживанийтрактуетсяу Достоевскогопо-новому (см.ниже §10).
Частосчитают, чтов «Легенде оВеликом Инквизиторе»особенно суровои жестко рисуетДостоевскийничтожествочеловека, которомуне по плечу«бремя» христианскойсвободы. Нозабывается, что слова отом, что Христос«судил о людяхслишком высоко», что «человексоздан слабееи ниже, чемХристос о немдумал»,—чтоэто все словаВеликогоИнквизитора—нарочитоим сказаны, чтобы оправдатьто превращениецерковногонарода в рабов, которое онзатевает. Невериев человека унего как рази отвергаетсяДостоевским, хотя «Легенда»и содержит всебе так многоглубочайшихмыслей о проблемесвободы. Основнойистиной о человекеостается дляДостоевскогото, что человекуневозможнопрожить безБога—икто теряет верув Бога, тотстановится(хотя бы не доходядо конца) напуть Кириллова(«Бесы»), тоесть ступаетна путь человекобожества.Кто отвергаетБогочеловечество, как откровениео человеке, находящем своюполноту в Боге, тот неизбежноударяется вчеловекобо-жество…
9.Мы подчеркивалиуже несколькораз, что в антропологииДостоевского, и самом восприятиичеловека у негона первый планвыступаетэтическаякатегория.Действительно, размышленияна этическиетемы, заполняющиеего произведения, определяютсяэтим изначальным этицизмоммысли Достоевского.Его этическиймаксимализм, вся страстнаянапряженностьэтическихисканий, придающаятакую глубокуюзначительностьего основнымхудожественнымобразам,—всеэто вытекаетиз того, что внем доминируетнад всем проблематикадобра и путейк нему. Он былглубоко самостоятеленв этическихего исканиях— иименно в этойобласти особенновелико влияниеДостоевскогона русскуюфилософскуюмысль—ктотолько в последующихпоколенияхрусских мыслителейне испытал насебе глубочайшеговлияния Достоевского.Достоевскийпреисполненэтическогопафоса и едвали не главныйкорень егофилософскихразмышленийлежит в сфереэтики.
КогдаДостоевский(по возвращениииз каторги)стал высказыватьсяи в публицистическихстатьях, ихудожественныхпроизведенияхна темы этики, то он считался, прежде всего, с тем упрощенным, можно сказать, плоским пониманиемморальной сферыв человеке, которое мызнаем по Чернышевскому, Кавелину идругим представителямутилитаризмаили полупозитивизма.Сам Достоевскийбыл отчасти(но лишь отчасти)близок к этимтечениям в тотпериод жизни, когда он увлекалсясоциализмом.Достаточновспомнитьпатетическиестраницы, посвященныеэтому периодув воспоминанияхо влиянии ЖоржСанд (в Дневн.Писат. за1876 г., Июль).Но элементынатурализма, шедшие черезФурье от Руссосохранилисьлишь в религиозныхвзглядахДостоевского(в том, что мыназываем«христианскимнатурализмом»у него), в пониманииже этическойпсихологииэто совершенноисчезло у негопосле каторги.В такой раннейвещи, как «Запискииз подполья», мы встречаемисключительноострую, беспощаднуюкритику утилитаризмаи моральногорационализма.В «Преступлениии наказании»этическая темавстает уже втакой глубине, которая былановой не дляодной русскоймысли. Мы ужевидели прианализе антропологииДостоевского, что он вскрываетрешительнуюнеустранимостьэтическойустановки вчеловеке, вскрываетвнутреннююдиалектикудобра в человеческойдуше.
Этическиймаксимализму Достоевскогополучаетисключительнояркое и сильноевыражение. Весьбунт ИванаКарамазовапротив Богаопределяетсяименно этическиммаксимализмом, не принимающиммира потому, что его «будущаягармония» имеетв основе страдания.Особенно страданиядетей—мотивчрезвычайноволновавшийДостоевского—неприемлемыдля моральногосознания. Непод влияниемли этих страстныхречей Ив. Карамазовазадумал Влад.Соловьев свое«Оправданиедобра». Во всякомслучае, в Достоевскомэтическиймаксимализмдостигаетнаиболее глубокогои сильногосвоего выраженияи входит ужедальше неустранимымэлементом вэтическиепостроенияпоследующихмыслителей.
Столь жеострое, непревзойденноглубокое выражениенаходит уДостоевскогои темасвободы, как последнейсущностичеловека. Топониманиесвободы, котороес такой силойотвергаетВеликий Инквизитор, есть поистинесамое высокоепроникновениев тайну свободы, открывшуюсяво Христе: никтов этом не стоитвыше Достоевского.Но и всю проблематикусвободы никтоне раскрываетс такой силой, как Достоевский— мы достаточноговорили обэтом в предыдущемпараграфе.Можно сказать, что никто—нидо, ни послеДостоевского—недостигал такойглубины, какон, в анализедвижений добраи зла, то естьв анализе моральнойпсихологиичеловека. Верав человека уДостоевскогопокоится нена сентиментальномвоспеваниичеловека,—она, наоборот, торжествуетименно припогружениив самые темныедвижения человеческойдуши.
Надо признатьбольшим преувеличениемто, что писалГессен об этическихвзглядахДостоевского.Но верно то, что Достоевскийотвергал нетолько этикурассудочности, но и этикуавтономизма, что он сознательнозащищал этикумистическую. Преждевсего это означалодля Достоевского, что моральныедвижения определяютсяне чувствами, не рассудком, не разумом, апрежде всегоживым ощущениемБога,—игде выпадаетэто ощущение, там неизбеженили не знающийпределов цинизм, ведущий к распадудуши, или человекобожество.С другой стороны, Достоевский(и здесь он примыкалк учению славянофилов)очень глубокочувствовалнеправдусамозамыкающегосяиндивидуализма(«обособления», по его любимомувыражению).Достоевскомупринадлежитформула, что«все виноватыза всех», чтовсе люди связанытаинственнымединством, потенциальнозаключающимв себе возможностьподлинногобратства.Достоевскийгорячо принималидеи Н. Ф. Федорова(см. о нем воII томе гл.V.) о духе«небратства»в современности—достаточновспомнить егобеспощадныеслова в «Зимнихзаметках олетних впечатлениях».Вот эти слова:«Кто, кромеотвлеченногодоктринера, мог бы принятькомедию буржуазногоединения, которуюмы видим в Европе, за нормальнуюформулу человеческогоединения наземле?» Да, идеяподлинногобратства былав основе раннегосоциализмау Достоевского, она продолжалажить всю егожизнь,— и онаопределяласобой ту религиознуюутопию, которойокрашено быломировоззрениеДостоевского(утопию превращениягосударства, то есть всегоземного порядкав церковь).
Мистическаяоснова мораливыражена сбольшой силойи смелостьюв предсмертныхречах старцаЗосимы («Бр.Карамазовы»).«Бог взял семенаиз миров иныхи посеял на сейземле… и взошловсе… но взращенноеживет и живолишь чувствомсоприкосновениясвоего к таинственныммирам иным».«Многое наземле от насскрыто, но взаментого дарованонам тайноесокровенноеощущение живойсвязи нашейс миром иным».Это все—формулымистическойэтики у Достоевского: действительно, живое и подлинноеотношение кжизни для насизмеряетсялишь любовью, переступающейграницы и рассудка, и разума. Любовьстановитсясверхразумной, подымаясь доощущениявнутреннейсвязи со всеммиром, дажемертвым, дажес вещами («Братья, любите всякуювещь. Будешьлюбить всякуювещь и тайнупостигнешьв вещах»).Этот универсализмлюбви весьдержится всеже живым чувствомБога.
Список литературы
1. КарякинЮ.Ф. Достоевскийи канун XXIвека. – М.: Советскийписатель, 1989. –656 с.
83.3Р5 К 279
2. ТарасовБ.Н. В мире человека.– М.: Современник,1986. – 319 с.
Р1.3 Т 191
3. ДостоевскийФ.М. Преступлениеи наказание.– М.: Детскаялитература,1981. – 400 с.
Р1 Д 706
4. БерковскийА.Н. О русскойлитературе.– Л.: Худож. лит.,1985. – 384 с.
8Р1 Б 489
5. КашинаН.В. Человек втворчествеФ.М.Достоевского.– М.: Худож. лит.,1986. – 318 с.
8Р1 К 312