Понятие о характере и особенности его формирования

Федеральное Агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет
Волжский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
На тему «Понятие о характере и особенности его формирования»
Выполнил студент
Прокопьева М.А.
специальность 080505
Проверила: Савчук Н.Ю.
Чебоксары 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования характера иособенностей его формирования
1.1 Сущность понятия характер иособенности его формирования
1.2 Содержание понятия характер
Глава 2. Практические основы характера
2.1 Рекомендации по совершенствованию характера
2.2 Применение результатов исследования на практике
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования.
Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу — биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяетсянеобходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворениявозникающих при этом потребностей определяются социально. Социальная сущность человекапроявляется в наличии у него личности. Одной из индивидуальных психологических особенностейличности является характер. Черты характера проявляются в учебной и профессиональнойдеятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностяхобщения с различными людьми в различных ситуациях. Поэтому управленцу необходимознание психологии. Только представляя, что за человек перед ним, можно представитькак он будет работать и взаимодействовать в коллективе. Эта проблема является актуальнойи стоит особенно остро именно сейчас — в эпоху научно — технического прогресса ирыночной экономики.
Цель исследования.
Определить влияние характера человека на его поведение, узнатьоб особенностях формирования характера.
Объект исследования.
Объектом нашего исследования является характер человека.
Предмет исследования.
Мы исследуем особенности формирования характера.
Гипотезы исследования.
Я думаю, что тип характера, определяет линию поведения человека,его отношение к окружающему миру. И в процессе его жизнедеятельности характер егоменяется, но не настолько кардинально как его внешность или настроение. Изначально,я считаю, что характер заложен у человека с рождения и формирование основных чертпроисходит в семье в детстве. С течением времени на него влияет социум, которыйокружает человека, и происходят постепенные изменения.
Задачи исследования.
1. Выявить сущность понятия «характер», определить особенности формированияхарактера.
2. Определить содержание понятия «характер».
3. Дать рекомендации по совершенствованию характера.
4. Обосновать применение полученных знаний о характере человека в жизни.
Методы исследования.
В своем исследовании я проанализировала источники информации,применила метод наблюдения. Наблюдение — это научно-целенаправленное и определеннымобразом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Глава 1. Теоретические основы исследованияхарактера и особенностей его формирования1.1 Сущность понятия характер и особенности егоформирования
Слово «характер» в переводе с греческого означает«печать», «чеканка». В характере как бы запечатлены, отчеканеныосновные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляютсяв поведении человека. Таким образом, характер можно определить как иерархизированную,упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностейличности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способахтипичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.
Черты характера проявляются в жизни, на работе, в его поступкахв различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разномуреагировать, например, на неудачу в том или ином виде деятельности. Один потерпевнеудачу, впадает в уныние, другой — просто откажется от решения задачи и радостнопримется за что-то другое, третьего — неудача только подстегнет, и он с еще большейэнергией и упорством возьмется за дело.
Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностнымиособенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера.В процессе жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногдасущественные изменения. Однако черты характера не могут изменяться быстро и легко,так, например, как настроение человека. Изменение характера — это чаще всего сложныйи длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельностичеловека, а также в результате целенаправленного воспитания и самовоспитания личности.
Характер тесно связан с системой отношений личности к миру, кокружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер — это и есть определеннаясистема отношений человека, только отношения эти стали достаточно устойчивыми. Все-такимежду характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношениячеловека являются, в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера- более неизменными, более статичными.
В психологии принято выделять следующие группы отношений человека:отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к миру вещей и явлений,отношение к делу. Нетрудно заметить, что различные черты характера действительносвязаны с определенными отношениями. Например, увлеченность, самостоятельность,трудолюбие связаны с отношением к делу; эгоцентризм, самовлюбленность, неуверенность,застенчивость отражают отношение к себе; доброжелательность, альтруизм, отзывчивостьили, наоборот, агрессивность, черствость, нетерпимость выражают отношение к другимлюдям. На этом же примере можно наглядно показать и различия между психологическойтеорией характера и психологической теорией отношений. С точки зрения теории характера,отзывчивость, чувствительность, к примеру, является устойчивой личностной особенностьюопределенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях.С точки зрения теории отношений, один и тот же человек может проявлять высокую отзывчивость,чувствительность по отношению к одним людям, и одновременно демонстрировать образцычерствости, нечувствительности по отношению к другим людям. Особенности черт характерачрезвычайно разнообразны. Но особенности отношений личности еще более разнообразныи вариативны [1] [1].
В психологии характера, существует понятие ” акцентуациихарактера”. Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатри психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификациятипов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация,предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. Однако и в том и в другомподходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничностьразвития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливаетповышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняетего адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация является не патологией,а крайним вариантом нормы.
Типы акцентуации характера:
гипертимный тип. Заметной особенностью является постоянное(или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких либовнешних причин для этого, которое сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности.Они общительны, словоохотливы, смотрят на жизнь оптимистически, несмотря на препятствия.
застревающий тип. Отличается высокой устойчивостью аффекта,длительностью переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долгоне забывается и никогда не прощается просто так: злопамятны, мстительны. Переживаниеаффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести, их можно назватьчувствительными и легкоуязвимыми.
эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие реакциив области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональнаяотзывчивость. Все эти особенности видны и постоянно проявляются во внешних реакцияхличности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость.
педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениямиэтого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность.Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам,к принятию ответственности.
тревожный тип. Главной особенностью является повышеннаятревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких.При этом объективных поводов к такому беспокойству нет или они незначительны. Отличаютсяробостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешнимиобстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
циклотимный тип. Важнейшей особенностью является сменагипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. Радостныесобытия вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышеннуюсловоохотливость, активность. Печальные события не только огорчение, но и подавленность.В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления.
демонстративный тип. Особенностью такой личности являетсяпотребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание,быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто в нарочитом поведении, в такихчертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажалюбой ситуации.
возбудимый тип. Особенностью является выраженная импульсивностьповедения. Манера поведения и общения в значительной мере зависит не от логики,а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями.Характерна крайне низкая терпимость.
дистимический тип. Антипод гипертимной. Сконцентрированына мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, ив общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. Обычно этилюди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им не свойственны.
экзальтированный тип. Главной чертой является бурная,экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостныхсобытий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводулюбого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниямнаходят в их поведении яркое внешнее выражение [2].
Формирование характера начинается с раннего детства. В первыегоды жизни у ребенка вообще нет целостного сознания, он все время находится какбы в полудреме и только в редкие мгновения в нем вспыхивает осознание собственнойиндивидуальности. На этом этапе ребенок ничем не может управлять, но первые зачаткибудущего характера закладываются где-то здесь. Есть вообще такая теория, что характерформируется в первые 3-4 года жизни, а потом его можно только переделывать. Нов то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительскиехарактеры. Их характеры и состояние их психики неизбежно накладывают свой отпечаток,но каким образом это скажется на будущем характере ребенка, предсказать нельзя.Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личностиуже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации — подгонки того, чтоесть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает примерять насебя те [2]моделиповедения, которые он видит в своих родителях и других близких людях. Этот процесс,хотя он и происходит в уже более-менее сознательном состоянии, все так же не поддаетсякакому-либо контролю. Все случается как бы само собой. Жизнь ставит перед ребенкомзадачи, и ответы он ищет в том, как подобные задачи решают окружающие его люди.Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы.И если этот автоматический механизм адаптации не дает никакого сбоя, если устройстволичности ребенка не вступает в острое противоречие с личностями родителей, то вишенкаот яблоньки действительно падает поблизости. В этом случае у ребенка просто не возникаетярко выраженной потребности отделиться и обособиться от своих родителей. В определенномсмысле это везение — быть в ладу со своим родом и идти проторенной дорожкой всегдапроще. С другой стороны, увеличивается опасность того, что будущий взрослый человек,так и не станет самостоятельной личностью, а на всю жизнь останется лишь отпрыскомсвоих родителей — проживет простую, но скучную жизнь, без особых горестей или радостей.
В другой же ситуации, когда по той или иной причине ребенок неможет ужиться с родительской системой ценностей, возникает психологическое напряжение,которое разрешается либо бунтом против родителей, либо полным отрывом от них.
В первом случае формируется противоположный тип характера, чтопо своей сути мало отличается от простого копирования родительского образа жизни.Бунт выражает такую же бессознательную зависимость от родителей, как и полное имподчинение. В обоих случаях характер формируется ущербно и однобоко. Ненависть кродителям — такое же слепое чувство, как и безоговорочная к ним любовь.
Во втором случае, когда противоречие между врожденными свойствамиличности ребенка и характером родителей прорывается на сознательный уровень, происходитнастоящий отрыв от прежних корней, и начинается развитие самостоятельной новой личности.Так возникает новый род, новая «фамилия», новая линия жизни. Однако ненужно впадать в крайности. Родителям бессмысленно стимулировать процесс отделения,а детям так же бессмысленно форсировать отрыв от своих корней. Там где действительновозникает необходимость создания своей собственной отдельной стаи, не возникаетникаких вопросов о том, возможно это или нет, — обособление здесь становится необходимостьюна грани выживания.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющихвсе его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанностиразвивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость,аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формированиихарактера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношенияс учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развиваетсясознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувствотоварищества, коллективизм. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков.Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых,к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественнойдеятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественногопорядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержатьчесть школы, класса [3].
Известно, насколько решающее значение для развития личности подросткаимеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Однако из-за особенностей своегохарактера подросток может обнаружить разное отношение к ним. Так, у гипертима обычноочень выражена «реакция эмансипации», т.е. отделение от взрослых, что,конечно, осложняет процесс усвоения социальных норм. Напротив, сенситивный подросток,как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям.В результате у него рано формируются чувство долга, чувство ответственности, повышенныеи даже завышенные моральные требования к себе и к другим.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Несуществует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзябыло бы привить, определенные положительные качества, устранив даже как будто быуже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Необходимым условием воспитания характера является формированиемировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленностьчеловека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки,которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения,убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения,в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтомудля воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой,учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильногоповедения. В процессе формирования характера надо закреплять не только определеннуюформу поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такиеусловия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, вкоторых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержкиили инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются,какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественногочеловека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявитьмужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогдане может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезноми общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываютсялучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшееусловие правильной организации воспитательных мероприятий тесная согласованностьучебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образылитературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом,с которым[3]он сравнивает свое поведение. На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя,будь то родители или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо большевлияет на жизнь ребенка, чем-то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе,как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами,каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характерадетей.
Вряд ли нужно особенно подчеркивать, что проблема влияния характерана формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительноважные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросамо методах воспитания детей, с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактикии разрешения, напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях,о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т.д.
Итак, можно сказать, что активность общества, направленная наформирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом,«встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результатетаких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств.Они и отражены в «типах характера», хотя точнее следовало бы говоритьо «личностно-характерологических типах». Подчеркнем, что типичность обсуждаемыхсочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерноепроявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности [4].
Теперь об обратном отношении, т.е. о влиянии личности на судьбухарактера. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности.Когда человек «отправляет» свой характер, то он скорее побуждается тем,что ему «естественно», что «хочется» или «не хочется».Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что«должно», что «следует», «как полагается». Иными словами,с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общейнаправленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть выражено общейформулой, согласно которой личность в своем развитии «снимает» характер.
Чтобы пояснить это, воспользуемся литературным примером из романа«Идиот». Зададим вопрос: каким характером обладает герой романа князьМышкин? Прослеживая его поведение, особенно в разнообразных и довольно острых ситуациях,можно обнаружить, что трудно определенно ответить на этот вопрос. Князь, конечно,не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человекаупрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливо-тревожного.С точки зрения этих характеристик его поведение противоречиво. Однако это противоречиеразрешается, если увидеть за поступками князя не черты характера, а его «идеологию».Глубокая идейность составляет суть этого образа. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского- это образ личности «per se»! Вот почему трудно определить его характер:он полностью превзойден и «отменен» личностью.1.2 Содержание понятия характер
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятныевремена. Было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология,которое имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами этого ученияна протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениямс целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Типология характеров,как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическиминазываются черты и проявления характера, которые являются общими и показательнымидля некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует пониматьвыражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Следуеттакже отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходятиз ряда общих идей.
1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно ранои на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностноеобразование. [4]
2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека,не являются случайными.
3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертамихарактера может быть разделена на типовые группы.
Одной из таких попыток является объяснение характера и поступковчеловека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характерачеловека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобнаяпопытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем [5].
Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика(от греч. physis — природа, gnomon — знающий) — учение о связимежду внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакаммогут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего ктому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И.К. Лафатера,считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы,конфигурации черепа, мимики и т.д.
характер акцентуация поведение воспитание
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеетхиромантия. Хиромантия (от греч. cheir — рука и manteia — гадание,пророчество) — это система предсказания черт характера человека и его судьбы покожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучениепальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отраслизнания — дерматоглифики. Причем возникновение направления было предопределено научнымипоисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисункаладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертоммесяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного наборародителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому пальцевые узоры следует рассматриватьскорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, а дерматоглификаможет быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии,ярким представителем которого является Э. Кречмер.
Кречмер выделил и описал четыре наиболее часто встречающихсятипа строения тела, или конституции, человека. В соответствии с типом телосложенияон выделил три основных типа темперамента. Помимо этого он предпринимал попыткиобъяснить поведение человека, связав его с типом телосложения. В результате им былсделан вывод о том, что тип тела каким-то образом связан со склонностью к психическимзаболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют с крайневыраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеникии атлетики. Хотя у Кречмера не было научно обоснованных доказательств высказаннойим идеи, практический опыт показывает, что определенная связь между типом характераи телосложением существует, например, у людей с определенным типом строения телаотмечаются акцентуации соответствующих черт характера.
Широко известна типология характера, построенная на отношениичеловека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор — Э. Фромм, которыйназвал данную классификацию социальной типологией характеров.” Социальный характер,- пишет Фромм, — содержит…выборку черт, существенное ядро структуры характера большинствачленов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общегодля этой группы”. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяетмышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующиев обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретаютсилу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи самипо себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особымчеловеческим потребностям.
Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнесяих с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальныххарактеров.
1. “Мазохист-садист”. Этот тип человека, которыйсклонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемыхсоциальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранитьэти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется емупричиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляютсяна себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвамиего агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием,«переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями,непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состоянияизнеможения. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает надними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений».Характеризуя таких людей как врач-психиатор, Фромм писал: «Наиболее часто проявляемыемазохистские тенденции — это чувство собственной неполноценности, беспомощности,ничтожности». Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя,упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения,во всем и, прежде всего стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем.По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегдаприсутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людейв зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатироватьих, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают. Такой типчеловека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные свойствабыли присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера,Сталина и ряд других известных исторических лиц.
2. “Разрушитель”. Характеризуется выраженнойагрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшегофрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишетФромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительностикак к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которыеиспытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальныхи эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций,переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числеи культуру.
3. “Конформист-автомат”. Такой индивид, столкнувшисьс трудноразрешимыми социальными и личными, жизненными проблемами, перестает«быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществулюбого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способповедения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человекапочти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактическиутрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытыватьименно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человеквсегда готов подчиниться любой новой власти, при необходимости быстро и без проблемменяет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобногоповедения. [5]Это тип сознательного и бессознательного приспособленца [6].
Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологическихконцепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешиваютэти понятия. В современной науке среди господствующих взглядов на взаимоотношенияхарактера и темперамента можно выделить 4 основных подхода.
Во-первых, очень часто имеет место отожествление характера итемперамента. Примером тому служит концепция Э Кречмера, который связал тип телосложенияс темпераментом и с особенностями поведения.
Во-вторых, в некоторых психологических концепциях можно обнаружитьпротивопоставление характера и темперамента. Причем чаще всего в данных концепцияхподчеркивается антагонизм характера и темперамента.
В-третьих, изучая психологические концепции, мы можем встретитьсяс мнениями различных исследователей о том, что темперамент является элементом характера,его ядром, неизменной частью. Например, такой точки зрения придерживался С.Л. Рубинштейн.
И, наконец, в-четвертых, некоторые авторы рассматривают темпераментв качестве природной основы характера. К их числу относятся Л.С. Выготский и Б.Г.Ананьев.
Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природойчеловека. С одной стороны, бесспорным является то, что характер формируется послерождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, сдругой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенности организмавсе же накладывают отпечаток на личность.
Нужно со всей определенностью сказать, что признание генетическихпредпосылок характера ни в коем случае не означает утверждение его генетическойпредопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь«норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на средовыевлияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические признакиили свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтомупри обсуждении проблемы формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический,ни средовой факторы.
Изучение крайних аномалий характера заставляет предположить,что в ряде случаев относительно больший вклад в оформление аномалий вносит генотипическийфактор, в других случаях — средовой фактор. Так, в психиатрической литературе описаны«истинные», или «ядерные», психопатии, в происхождении которыхрешающая роль отводится неблагоприятной наследственности. В этих случаях удаетсяустановить наличие того же типа характера у родителей, и у родственников по боковымлиниям. Отмечается также раннее проявление аномалий характера и их относительнаянеизменность в течение жизни. Наконец, установлено, и это важно подчеркнуть, чтопсихопатии могут возникать даже при самых благоприятных условиях воспитания. Вместес тем известны случаи прямо противоположного смысла: к формированию психопатий могутпривести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исходномфоне. Ту же роль могут сыграть биологически вредные средовые воздействия (мозговыетравмы, инфекции), особенно пришедшиеся на ранний период. Наконец, среднее положениезанимают случаи (их большинство), при которых, по словам А.Е. Личко, «семенадурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленнуюпочву», т.е. при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условияхнеблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера.
Итак, анализ проблемы «биологических основ характера»,приводит нас к следующим выводам.
Во-первых, детерминанты свойств характера следует искать какв особенностях генотипического фона, так и в особенностях средовых воздействий.
Во-вторых, степень относительного участия генотипических и средовыхфакторов в формировании характера может быть очень различной.
В-третьих, генотипические и средовые влияния на характер могут,так сказать, алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторовразвитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологическихформ; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенностьк аномалии может не реализоваться или по крайней мере не привести к патологическимотклонениям характера.
Все эти выводы очень важны для психологии. В частности, они заставляютвыдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера удетей и изучения специальных условий воспитания, учитывающих и, возможно, корригирующихэти отклонения.
Каждый тип характера — это не случайный конгломерат свойств,в их сочетаниях проступает определенная закономерность; или «логика».Прослеживание этой логики — важная задача психологических исследований, решениекоторой продвинуто, к сожалению, далеко не достаточно.
Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характеров,предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценкестиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующиетипы характеров:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность,словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек частоспонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодическиеконфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебными семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов,но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительныхчерт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуютэнергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладаюти некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам,повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношениемк своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотоннуюдеятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность,немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являютсяобычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими,ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, готовы имподчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеровпо общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости.Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость,индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодическиесмены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающимилюдьми. В период повышенного настроения — такие люди являются общительными, а впериод подавленного — замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя каклюди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — как люди с дистимнойакцентуацией.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактностьв общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливыи угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной,провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоциональноспокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животныхи маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными,вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.
5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность,занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человекобычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателейв любом деле за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе, особочувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен,мстителен, иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерныетребования к близким и к подчиненным на работе.
6. Педантичный тип. Человек такого типа редко вступаетв конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе онведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместес тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмернымипретензиями на аккуратность. Его привлекательные черты — добросовестность, аккуратность,серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновениюконфликтов — формализм, занудливость, брюзжание.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкаяконтактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступаютв конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтныхситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательнымичертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитноститакже служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.
8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узкомкругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают«с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивнуюроль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты:доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающиечерты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
9. Демонстративный тип. Этот тип характеризуется легкостьюустановления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такойчеловек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонностьк интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типараздражают окружающих своей самоуверенностью и высокими притязаниями, систематическисами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующимичертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью,способностью увлечь других. Неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающиечерты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность,словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытыхконфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной.Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьями близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляютяркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутнымнастроениям.
11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокойконтактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открытыдля любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют вних пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье [6]оничасто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Онирасполагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушатьдругого, сделать то, о чем просят, исполнительны. Отталкивающие особенности: подверженностьвлиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участиюв распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего,характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности,склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликтыс окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабопривязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность,наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это- упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди навсе имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличатьсяот мнения других, и, тем не менее, они продолжают ее отстаивать, несмотря ни начто [7].
Одним из неожиданных препятствий стало распространение модноготипа исследований — так называемых корреляционных, или факторных, исследований«черт личности».
Суть их состоит в том, что с помощью специальной математическойпроцедуры (факторного анализа) на большом числе испытуемых устанавливается, какиечерты личности в среднем сильно коррелируют между собой (положительно или отрицательно),а какие — слабо. В переводе на эмпирический язык положительно коррелирующие черты- это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Например, в исследовании В.Шелдона было установлено, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то онс большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью,жаждой похвалы и одобрения. А вот тревожности, как правило, у него не будет: любовьк комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию.
Таким образом, процедура факторного анализа позволяет выделять«гроздья» черт, чаще всего сочетающихся друг с другом. Однако она, посуществу, снимает вопрос о том, почему такие-то черты сочетаются между собой часто,а другие — редко или вовсе не встречаются в одном индивиде. Психолог получает лишьготовый количественный ответ: вероятность сочетаний определенных свойств, и все.Для выявления же причин такого результата нужны совсем другие методы, а именно качественныйанализ жизненных ситуаций и механизмов поведения.
Высказывание американского психолога Г. Олпорта: «современныйпсихолог, — пишет он, — обычно находит безопасное убежище в чащобах статистическойкорреляции. Будучи запуганы инструментами естественных наук, многие психологи отвергаютболее тонкий регистрирующий инструмент, специально предназначенный для сопоставленияи правильной группировки фактов, свой собственный разум».
Можно с уверенностью сказать, что именно этот «инструмент»не отвергали авторы клинических исследований характера, и в их работах можно найтиинтересные идеи относительно путей и способов образования свойств характера на базеего первичных «измерений».
Например, исходная чувствительность и истощаемость астеника,как это показал П.Б. Ганнушкин, постепенно приводят к наслоению целого комплексадополнительных свойств. Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действуетмалоэффективно. Малая успешность его деятельности, на фоне повышенной чувствительноститяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости,застенчивости, депрессивности и в то же время обостряет самолюбие. В результатепроцесс развивается дальше. Сочетание низкой оценки себя и болезненного самолюбияпорождают напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающиеследят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он начинает вести себяразвязно и заносчиво.
Другой пример, также из Ганнушкина, касается аутизма шизоида.Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида, он формируется и усиливаетсяв процессе жизни. На самом деле шизоид, как и любой другой человек, время от временипытается войти в эмоциональные контакты с окружающими, поделиться своими переживаниями.Однако ввиду парадоксальности его эмоциональной сферы (одновременно раздражительностии холодности) он не находит понимания. В результате он замыкается и уходит в себя.Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность»,«чопорность» и «сухость» шизоида являются скорее вторичнымисвойствами — средствами, которые он «наработал», чтобы отдалиться от окружающихи тем самым защитить себя от эмоциональных травм [8].
Можно напомнить еще один пример из работы К. Юнга. На этот разпример своеобразного «заколдованного круга», в который попадает экстраверт.Ему свойственна повышенная экспрессия в выражении эмоций. Однако она обычно даетобратный эффект: вызывает недоверие окружающих по отношению к передаваемым эмоциями ослабление эмоциональных контактов. Экстраверт реагирует на такое ослабление ещебольшей экзальтацией поведения.
Приведенными примерами дело, конечно, не ограничивается. В описанияххарактеров мы сможем найти ответы на многие другие вопросы: почему тревожность сочетаетсяс нетерпеливостью, склонность к образованию, сверхценных идей — с гневливостью имстительностью и т.п. Конечно, здесь широкое поле деятельности и для открытий новыхсвязей и механизмов.
В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темпераменти характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной формеотражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темпераментаскладываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтомубольшинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развиваетсяна основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенностьили неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию,подвижность или инертность реакции и т.д. Вместе с тем необходимо себе отчет в том,что темперамент не определяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствамитемперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темпераментамогут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных чертхарактера.
Следует отметить, что все существующие концепции типов характераобладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуалени не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и тогоже человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтомувозникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делатьс теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначнони к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольнозначительную часть — до половины всех людей.
Если человек с нормальным характером: ровно ведет себя, правильнообщается, не создает проблем. И вот такую «нормальюность» народное сознаниеопределяет как «бесхарактерность». По-видимому, и для народного сознанияхарактер — это, если можно так выразиться, «острые углы», которые проступаютв поведении человека. Если таких углов нет, то нет и характера — человек «бесхарактерный»(и заслуживает всяческих похвал). Иными словами, «нормального» характеране бывает.
«Что же, выходит, что человек, который не психопат и неакцентуант, — серый и безликий и о нем ничего особенного сказать нельзя?» Нет,совсем не так. В случае гармоничного (с точки зрения характера) человека для описанияего индивидуальности необходимо перейти с языка свойств характера на язык свойствличности. И тогда обнаружится масса уникальных его особенностей, среди которых исвойства его мотивационной сферы, и его нравственность, и мировоззрение, и его внутренниепроблемы, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал ее дальнейшего роста,и многое другое [9].
Существующие научные проблемы являются основанием для поискановых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень частодля этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новыефакты. Одной из таких наук является графология, которая рассматривает почерк какразновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумярядами фактов — особенностями почерка и характером. Не вызывает сомнения, что каждыйчеловек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человекаи, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почеркаот характера.
В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих илиопровергающих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимостьпочерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервнойдеятельности. С другой стороны, еще Н.А. Бернштейн отмечал, что больше всего механикудвижения живого
организма отличает от движения машины «избыточность степенисвободы». Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтомув каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смысломэтого действия, а, следовательно, и психофизиологическими особенностями конкретногочеловека.
Глава 2. Практические основы характера2.1 Рекомендации по совершенствованию характера
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободитьсяот излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки.Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которыхбы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобыхарактер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимопредусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническоевзаимодействие.
Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытныелюди и здесь важно найти пример достойный для подражания. На Востоке говорят:«Если есть ученик, учитель найдется». Здесь заложен глубокий смысл. Никакойучитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться,всегда найдет, на кого ему равняться, с кого брать пример. Характер человека формируетсяво взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сампродемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкостии других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесьнельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяютсяна негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потомвоспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками.Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии если воспитательдля воспитанника является наставником.
Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Этоможет быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокойпринципиальностью и исключительной твердостью, характера, герой войны, передовойученый. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая историяРоссии. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнькоторого является своего рода школой воспитания характера.
Особое значение в формировании характера принадлежит общественнойдеятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственностиперед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования и воспитания характераявляется труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большиезадачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящиена пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контрольза выполнением намеченного. Здесь уместно вспомнить слова Н. Островского:«Мужество рождается в борьбе. Мужество воспитывается изо дня в день, в упорномсопротивлении трудностям». Простым и действенным способом формирования характераявляется занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми,мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимумесвоих сил, проявляет то, на что человек способен.
В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство.Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательствоможет быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительныхсроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, тона помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Вот какую программусамовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге «Какзавоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что ябуду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что «большинстволюдей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми».Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.
2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни,которая меня окружает, а не пытаться приспособить все к моим желаниям. Я приму моюсемью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть, и постараюсьприноровиться к ним.
3. Именно сегодня я позабочусь о своем организме. Я сделаюзарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наноситьвреда, своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машинойдля выполнения моих требований.
4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитиюсвоего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении.Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.
5. Именно сегодня я займусь нравственным самоусовершенствованием.Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное,так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне нехочется делать, — просто для упражнения. [7]
6. Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен.Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне большевсего идет, буду разговаривать тихим голосом, любезно вести себя, буду щедрым напохвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытатьсякем-то руководить или кого-то исправлять.
7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днем,не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцатичасов я смогу делать такие вещи, которые привели бы меня в ужас, если бы мне пришлосьзаниматься ими всю жизнь.
8. Именно сегодня я намечу программу своих дел. Я запишу,что я собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе,но я составлю ее. Это избавит меня от двух зол — спешки и нерешительности.
9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночествеи постараюсь расслабиться.
10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности небуду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, когоя люблю, любят меня.
Одним из положительных моментов этой программы является подчеркиваниетого момента, что характер формируется не столько в трудные моменты жизни (хотяв жизни каждого есть такие переломные события), сколько в повседневной, будничнойдеятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины,следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат добромуделу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживаютчеловека.2.2 Применение результатов исследования на практике
В качестве отдельного направления характерологии можно выделитьподход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позеи положению тела. По мнению некоторых психологов, в позе человека раскрывается егохарактер: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.
Так, поза, при которой одна рука засунута в карман или за обшлагпиджака, а другая жестикулирует, голова приподнята, называется ” дуче Муссолини”.Эта поза говорит о высокомерии, надменности. Контактируя с таким человеком, надодержаться с достоинством и уверенностью. Не раздражаться. Стараясь перевести разговорна темы, в которых собеседник не компетентен.
Если визави сидит верхом, лицом к спинке стула, скрестил рукии положил на них голову, т.е. занял ” круговую оборону”, он не общителен,замкнут, агрессивен. Разговаривать с таким человеком лучше стоя, обращаясь к немусверху вниз или встать сзади, вынуждая его выйти из укрытия.
Если человек сидит или стоит прямо, внимательно слушает собеседника,не перебивая его, идет уверенно, твердо ставя ногу, не горбясь, не размахивая руками,можно предположить, что он воспитан, организован, дисциплинирован, уверен в себе.Также об уверенности в себе говорит прямой зрительный контакт, благожелательноеотношение к словам собеседника.
У агрессивного человека взгляд напряженный, силовой. У подозрительного,недоверчивого — взгляд искоса, украдкой. Сжатие без нервного напряжения губы говорятоб аккуратности. Губы поданы вперед, нервно подрагивают — демонстрация слабого характера,обидчивости, плаксивости. Нижняя губа опущена и выпячена, взгляд прищуренный, свысока- свидетельство брезгливости.
Если при улыбке морщится нос, это говорит о кокетливости, сентиментальности.Если смеясь доброй шутке, человек закрывает глаза, можно предположить его доброту,отзывчивость, готовность в трудный момент прийти окружающим на помощь.
Человек с сильным характером часто держит одну руку в кармане,оставляя большой палец снаружи. Такой человек часто лишен чувства юмора. Контактируяс ним, хорошо быть подчеркнуто вежливым, сдержанным, не провоцировать его на скандал.Сплетенные ноги символизируют о стеснительном характере. Чаще такой характер демонстрируютженщины. В общении с ними необходимо особая мягкость, сердечность.
Руководитель чаще всего не задумывается о воспитывающем влияниисвой позы, о том, что поза выдает его характерные черты. Так, например, если оноблокачивается одной рукой о стол, другой упирается в бок, а тело наклоняет в противоположнуюсторону — создается впечатление о его высокомерии, самолюбовании. При такой позеочень трудно установить контакт с собеседником. Ещё труднее общаться с человеком,когда взгляд его направлен поверх очков, тон менторский, назидательный, поднят чутьсогнутый указательный палец.
Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно.Для правильной оценки берется сумма жестов и подкрепляется внимательным наблюдениемза поведением изучаемого человека. Кроме этого, не следует забывать, что жесты невсегда говорят об одном и том же. Подрагивающие ноги могут говорить о том, что человекзамерз, ему холодно, может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может бытьсвидетельством неуважения, но может быть, у человека ссадина на руке, ему больно.
Наконец, в разных странах и регионах жесты значат не одно и тоже.Элементарная «фига» в России и на Украине значит ” накося выкуси”.Она же в Бразилии и Португалии — защита. А в Дании и Турции — сексуальное оскорбление.Палец у виска в России и Голландии: ” ты сумасшедший”. В США: ” язнаю, что я сделаю”. А во Франции: ” ты говоришь умные вещи”.
Таким образом, внешние проявления не всегда однозначно говорято чертах характера. У тихого, мягкого человека может быть железный характер, а убравого, энергичного, с громким голосом и выразительным взглядом — слабый, при которомон безропотно принимает любое замечание старшего, не имеет собственного мнения,недооценивает свои возможности.
Заключение
В проведенном исследовании выявили сущность и содержание понятия«характер» и особенности его формирования.
Дали рекомендации по совершенствованию характера и применениюполученных знаний на практике.
Гипотеза о том, что характер не является застывшим образованием,он формируется на всем жизненном пути человека, подтвердилась. Анатомо-физиологическиезадатки не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признаниеже зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела,дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существеннымобразом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергаеттезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологииличности.
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон,но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменитьего. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеетопределенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызовобстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие зафразой “Такой уж у меня характер”).
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, «Просвещение»,1968.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М.: «Юрайт»2002.
3. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. Минск, «Народнаяасвета», 1966.
4. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для экономичесих вузов — СПб.:Питер, 2002. — 672 с.
5. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Характер.Л.,1957.
6. Ковалев А.Г. Психология личности, изд.3.М., «Просвещение»,1970.
7 Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера.М., 1956.
8. Левитов Н.Д. Психология характера, изд.3.М., «Просвещение»,1969
9. Маклаков А.Ф. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2003. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
10. Островский Э. В, Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие.- М.: Вузовский учебник. 2007. — 384 с.
11. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. — СПб.: СПбГУП,2003. — 616 с., 4 с. ил. (Серия «Библиотека Гуманитарного университета».Выпуск 15).
12. ПлатоновК.К., Голубев. Г.Н. Психология — «Высшая школа»,Москва, 1977
13. Русалов В.М. Психологический журнал — 1989. — Т.10, — №1
14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и Педагогика.- СПб.: 2008. — 432с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
15. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,Наука”, 1984.
16. Шепель В.М. Управленческая психология. Москва, «Экономика»,1984.