Москва «серебростольная»

Лазарь Исаакович Фрейдгейм

Записки коллекционера

Привычно
и ювелирно-красочно звучит: «Москва златоглавая». Не умаляя достоинства
«сорока сороков» вызолоченных куполов, хочу обратить внимание на Москву
«серебростольную». Речь пойдет о моем собрании столового (и не только) серебра
с видами Москвы. Но сначала — небольшое вступление.

…Прожита
долгая большая жизнь: предвоенное благостное детство, годы войны с недетскими
заботами, послевоенный период со своими трудностями и радостями. Потом — «прыжок»
через океан в неизвестность (в настоящее время автор живет в США. — Ред.). В Москве
— корни. Город продолжает жить во мне. Живет и тяга к старому русскому серебру.
В симбиозе этих двух привязанностей родилась идея собрания изделий из серебра с
видами Москвы. Подобные вещи стали для меня некоторым материальным
свидетельством неразрывности моей связи с Москвой. Только что вернулся из
трехнедельной поездки в этот постоянно изменяющийся город. И вновь захотелось
пройти по его улицам и площадям, ощутить все это в вечном отображении ювелиров,
когда-то перенесших виды Москвы на свои изделия. Сегодня я организую
«экскурсию» по Москве разных эпох, перебирая обычные (или не совсем обычные)
изделия российских серебряных дел мастеров. Эти изделия стоят и лежат на
полках. Их не очень-то много, так что на каталожную полноту я не
претендую. Возможности мои для собирания коллекции были невелики. В семье
матери от ее родителей осталось столовое серебро и серебряные предметы старого
быта, которые не успели отнести в Торгсин. Все это, завернутое в старую
наволочку, обычно лежало в дальнем углу шкафа. Но во дни праздничных застолий
ложки, вилки, ножи и прочее переходило на стол. Я до сих пор пользуюсь
предметами из той наволочки, доставшимися мне по наследству. Впоследствии
оказалось, что среди них есть изделия очень известных российских фирм…

А
теперь мы можем начать.

Вот
портсигар, дающий возможность охватить взглядом классическую панораму Кремля с Большого
каменного моста. Иван Великий занял центр, его обрамляют силуэты соборов.
Созвучно этим вертикалям устремились ввысь кремлевские башни. Слева, как бы
намекая на даль, виден Большой Кремлевский дворец. В левом углу портсигара в ветвях
деревьев «спрятана» подпись автора — «Миронов». Клейма: овал «875» с профилем
рабочего с молотком, знак «дельта» Московского пробирного управления, «ЮХА» — предположительно
Ювелирный художественный комбинат, «1953–54 гг.»1.

Почти
тот же ракурс, но с совершенно другими пропорциями, представляет панорама на
памятном знаке по случаю II Международной конференции «История сердечно-сосудистой
хирургии», выполненном в 2002 году главным художником Московского монетного
двора В. М. Ерохиным. Здесь центром композиции стал Большой Кремлевский дворец
архитектора К. А. Тона. Знак выполнен с такой детализацией, что, кажется, можно
различить кирпичную кладку башен, узор наличников и буквы на верхнем ярусе
колокольни Ивана Великого. Размер знака — 70х40х5 мм. Он имеет клеймо пробы — «СрМ925»,
женский профиль в круге, именник «ММД» и «БМ». Еще одна интригующая деталь: по
данным архива Московского монетного двора, знак выпущен тиражом всего 27 экземпляров!

На
старой театральной сумочке с цепочкой (проба 84, Москва, мастер Ф. А. А. — Ф. А.
Абакумов, владелец ювелирного заведения в 1868–1908 годах, пробер «А. А/1891» —
А. А. Арцибашев) в черненом геометрическом орнаменте — тот же ракурс панорамы
Кремля. Исторические изменения (а они значительны) в таком масштабе увидеть
трудно.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/

Дата добавления: 30.08.2012