Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта

Оглавление
Введение  3
1. Теоретическиеаспекты роли труда в коррекции нарушений у младших школьников с нарушениеминтеллекта  6
1.1Психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушением интеллекта  6
1.2 Виды труда вспециальной коррекционной школе 8 вида  9
1.3 Роль трудовойдеятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта вовнеклассной деятельности  13
2. Коррекция нарушенийу младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности  19
2.1. Выявлениеособенностей младших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовойдеятельности  19
2.2. Разработка иапробация занятий направленных на коррекцию нарушений у ребенка синтеллектуальной недостаточностью во внеклассной трудовой деятельности  23
2.3. Определениеэффективности занятий  27
Заключение  31
Библиография  33
Введение
Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталыхшкольников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностьюв подготовке учащихся к практической деятельности.
Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должныпроникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязанзаниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовитьсебя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель,к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей синтеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значениев связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности.
В системе педагогических мер воздействия на психику аномальногоребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатковумственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудомумственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительнойстепени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно,что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новойдля них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний иумений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.
Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельностишкольников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, чтотрудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим,экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развиватьчувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такиекачества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы,которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У нихвоспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотойпомещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьниковв разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получитьудовлетворение от его результата.
Актуальность данной проблемы рассматривается на всех стадияхсвоего развития отечественная (российская) вспомогательная школа уделялабольшое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло своеотражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственноотсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н.Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В.Н. Тарасов)
 Цель курсовой работы — изучение роли трудовой деятельности вкоррекции нарушении младших школьников с нарушением интеллекта. Объектисследования — трудовая деятельность учащихся с нарушением интеллекта
Предмет — коррекционное нарушение учащихся с интеллектуальной недостаточностьюв процессе  трудовой деятельности.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемойпроблеме;
2. Определение роли трудовой деятельности в коррекции нарушений уучащихся с интеллектуальной недостаточностью;
3. Экспериментальное выявление эффективности организованнойтрудовой деятельности в коррекции нарушений умственно отсталых младшихшкольников;
4. Разработка практических рекомендаций по организации трудовойдеятельности, направленной на коррекцию нарушений учащихся с умственнойотсталостью.
В исследовании были использованы методы:
— Анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме.
— Наблюдение.
— Педагогический эксперимент.
Даннаякурсовая работа состоит из введения, теоретического исследования,экспериментально – практического исследования, заключения и списка литературы.
Ввведении рассмотрели актуальность данной темы, определили предмет, объект,поставили цель, задачи, перечислили методы исследования.
Втеоретическом исследовании мы рассмотрели роль труда у младших школьников снарушением интеллекта.
Впрактической части  проводили исследования и дали рекомендации по организациитрудовой деятельности младшим школьникам с нарушением интеллекта.
Взаключении дали результаты теоретических и экспериментальных исследований.
1. Теоретические аспекты ролитруда в коррекции нарушений у младших школьников с нарушением интеллекта 1.1 Психолого-педагогическиеособенности младших школьников с нарушением интеллекта
В процессе обучения в коррекционной школе педагог имеет дело сопределенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностямпсихической деятельности существенно отличаются от своих нормальноразвивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы,для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания,для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. длятого, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общегоразвития.
А. Н. Граборов, отмечал, что умственно отсталые дети наиболеемногочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1-3% отобщей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себявесьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга,имеющего диффузный, т. е. широко распространенный, как бы «разлитый» характер.
Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей учеников вспомогательнойшколы составляют дети-олигофрены ( от греческого малоумный). Поражение мозговыхсистем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур, обусловливающихнедоразвитие и нарушения их психики, возникает на ранних этапах развития — вовнутриутробном периоде, при рождении или в первые годы жизни, т. е. до полного становленияречи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный(остаточный), непрогредиентный не усугубляющийся) характер, что дает основаниядля оптимистического а, олигофрены — основной контингент вспомогательной школы.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всейпсихической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сферепознавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, нои глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом,умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормальноразвивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своимпроявлениям.
Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, отмечали, что дети-олигофреныспособны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всехпрогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие олигофреновосуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями,тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящийкачественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.
В. Н. Тарасов отмечал, что у умственно отсталых младших школьниковобнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Ихзатрудняет решение простейших практически-действенных задач, таких, какобъединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выборгеометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему,имеющемуся на поверхности углублению («почтовый ящик») и т. п. Они выполняютподобные задания с большим количеством ошибок, после многих попыток, Причемодни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку дети, не достигнувуспеха, обычно не изменяют однажды избранного способа действия. Надо сказать,что осуществление практических действий само по себе затрудняет олигофренов,поскольку их моторное и чувственное познание неполноценно.
Характеризуя мышление умственно отсталых учащихся, следуетспециально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса. Именнопоэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьниковзатруднения и часто приводит к неправильному выполнению задания.
Специальная психология и педагогика говорит о том, что воспитание,обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей даже более значимы,чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностямиолигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатыватьинформацию, получаемую из окружающей среды, т. е. меньшей, чем в норме,сформированностыо различных сторон познавательной деятельности. Определенноезначение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздоболее узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально-волевойсферы.
Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоениязнаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специальноорганизованное обучение и воспитание. Пребывание в обычной, кассовой школечасто не приносит ему пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям,к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности. Специальное обучение,направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает, в первуюочередь, формирование у них высших психических процессов, особенно мышления.Это важное направление коррекционной работы теоретически обосновано тем, чтохотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именнодефектность мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь,затормаживает и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем, доказано,что мышление олигофрена несомненно развивается. Нормирование мыслительнойдеятельности способствует продвижению умственно отсталого ребенка в общемразвитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптациивыпускников вспомогательной школы.
Таким образом, специфические особенности психики младшихшкольников с нарушением интеллекта ведет к необходимости учитывать данныеособенности при обучении и воспитании младших школьников в коррекционнойшколе 8 вида. 1.2 Виды труда в специальнойкоррекционной школе 8 вида
Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большоевнимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовойдеятельности [2].
Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящимиперед массовой и специальной школами, вспомогательная школа имеет еще своиспецифические задачи.
Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психическогоразвития умственно отсталого школьника. Эта задача находится в тесной связи сдругой, не менее важной задачей — обеспечить сознательное и прочное усвоение-учащимися сообщаемых на трудовых занятиях сведений, навыков и умений.
В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильноеотношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Производяна уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя впроцессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, скоторыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, чтосообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическоезначение [19].
Умственно отсталому школьнику, как известно, учение дается сбольшим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, чтоон не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формируету него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следуеттакже иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для обществаможно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения тойроли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося поокончании школы. Такое осознание дается умственно отсталому ученику с большимтрудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе [11].
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения струдом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. (Сама работа иполучаемый продукт — поделки, игрушки, изделия — вызывают у учащегося живойинтерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.
В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяютсяразличные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать впроцессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида:самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями иживотными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ междуними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимаетсясамообслуживанием, а с другой — помогает навести порядок и в доме; ухаживая заживотными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству.
Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд иобщественно-полезный труд.
Так, большое внимание уделялось ручному труду в первыхвспомогательных школах Петербурга и Москвы, организованных Е. К. Грачевой и МП. Постовской Характеризуя особенности программы вспомогательной школы, М. П.Постовская отмечает, в частности, что «она (программа) предусматриваетобучение девочек домоводству, а мальчиков — ремесленному ручному труду».
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большуюроль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих,технических способностей.
Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе 8 вида.Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Крометого, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитиемладших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному трудууделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание неприступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значениеаппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительноопределить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдатьпоследовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихсявырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранеесоставленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственногопредставления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительныетрудности в правильном расположении деталей относительно друг друга., а так жев самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине,вокруг, над справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрическихфигур осуществляются межпредметные связи с уроками по математике [6].
Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следуетотметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьниковв процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезностьтого, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известноепрактическое и общественное значение. Такому осознанию содействует соединениеобучения с общественно полезным трудом [19].
Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные,нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школезнания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталогошкольника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессевыполнения общественно полезной деятельности.
Лучшие учителя во времена отечесвтенной вспомогательной школы и насовременном этапе с целью приближения учебного процесса к жизни и возможностямумственно отсталых школьников стараются связать его с общественно полезнымтрудом. Это способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу,побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.
Значительный интерес в этом отношении представляет опыт прошлыхлет, например, вспомогательной школы-интерната г. Горького. Придавая большоезначение работе учащихся в школьном саду и на учебно-опытном участке,учительница С. Т. Шанина связывает проходимый на уроках естествознания материалс этой работой [12].
Как указывает В.В.Воронкова для подготовки школьников к труду вусловиях массового производства недостаточно формирования только двигательныхтрудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовыхумений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).
С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудовогообучения учащихся вспомогательных школ — сельскохозяйственный труд (Е. А.Ковалева, О. Д. Кудряшова, Я. А. Якушев, Е. Я. Якушева).
На основе исследований о доступности умственно отсталым школьникамнекоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаныпрограммы по сельскохозяйственному труду.
В настоящее время вспомогательная школа обеспечена программами по5 видам труда в городских условиях (столярному, слесарному,картонажно-переплетному, швейному, обувному) и специальными программами дляшкол с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельскойместности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярноедело). Перспективны программы, разработанные С. Л. Мирским по обслуживающемутруду и Е. А. Ковалевой по цветоводству и декоративному садоводству как дляшкол сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, вряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут бытьтрудоустроены (трикотажное дело, вязальное дело, цветоводство, сетевязальноедело, кулинария, обработка рыбы и др.).
Все проводимые исследования и богатая практика работывспомогательной школы помогают решать многие вопросы подготовки умственноотсталых учеников к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т.е. их социальной и трудовой адаптации.
Таким образом, в специальной школе 8 вида при работе с детьмиприменяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность можетпротекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочнойдеятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как:самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями иживотными, ручной труд. 1.3 Роль трудовойдеятельности в коррекции личности школьника с нарушением интеллекта вовнеклассной деятельности
В.В.Воронкова указывает, что в системе педагогических мервоздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейшихсредств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Натрудовое обучение во вспомогательных школах отводится треть учебного времени.Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий потруду во внеклассное время [19].
Внеурочные занятия трудом — одна из форм работы с умственноотсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитаниюположительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые детислабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочныезанятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во времяобучения, в практической деятельности вне школы.
Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основныхзадач, которые стоят перед трудовым обучением во вспомогательной школе:трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практическиготовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовоеобучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатковумственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствоватьформированию нравственных качеств личности ребенка.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением ктем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.
Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой икартоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной.Ученики старших классов занимаются в основном одним из видов труда — швейным,столярным, слесарным, картонажно-переплетным делом и др., включая и работы посамообслуживанию.
На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами иинструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделийсущественно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошознать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Этопоможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастныхособенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.
Так, например, учащимся младших классов не следует предлагатьтакие виды работ, которые требуют умения самостоятельно производить сложныевычислительные, измерительные и разметочные операции, учащимся старших классов— слишком простые, не интересные для них виды работ. Надо иметь также, в виду,что на внеклассных занятиях не рекомендуется давать более сложные, по отношениюк программному материалу, задания [4].
Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те видытрудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения,не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобызнания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на урокахобщеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять навнеурочных занятиях.
Так, например, если на уроках труда ученики младших классовзанимаются лепкой, то полезно на внеурочных занятиях организовать работу сбумагой или природными материалами.
Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересовумственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельноститребуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержаниевнеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовойдеятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внестив содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, атакже наблюдения в природе. Помимо того, что внеклассные занятия тесно связаныс уроками трудового обучения и общеобразовательными предметами, они еще имеютсвязи и с другими видами и формами детской самодеятельности. К ним относятся,например, кукольный и теневой -театры. А это предполагает изготовление поделокиз дерева, металла, бумаги, папье-маше, изготовление декораций, шитье костюмови т. д.
Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по трудуявляются различные кружки. Во вспомогательных школах это кружки техническогомоделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, «Умелые руки» и др.Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских. В этихкружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшиегруппы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. Вбольшинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках потрудовому обучению.
Единственный недостаток этой формы работы состоит в том, что к занятиямв кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются вэтой.работе, те, у которых ничего: не получается на уроках труда, и, чувствуянеуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе.Руководителям кружков следует проявить максимум внимания к.таким детям,терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.
Значительно большие группы учащихся принимают участие вовнеурочных занятиях под руководством воспитателей в школах-интернатах. Этаформа работы позволяет организовать занятия со всеми учениками класса. Хорошозная состав учащихся, их индивидуальные особенности, опытный воспитатель умелоорганизует эту работу, подбирая такие виды труда, которые могут быть доступны иинтересны всем ученикам его класса.
Большое место во внеурочных занятиях по труду занимает общественнополезная работа учащихся… Во, многих школах организованы бригады по ремонтушкольного здания, мебели, починке одежды и обуви, обслуживанию подсобногохозяйства и др. Такая форма работы, помимо чисто практической выгоды, имеетисключительно важное воспитательное значение.
Следует отметить, что в последние годы со стороны творческиработающих руководителей- школ, учителей и воспитателей заметно повысилсяинтерес к внеурочным занятиям по. труду. Изыскиваются новые формы внеурочнойработы. В ряде школ Москвы, Саратовской, Смоленской и др. областей имеетсяинтересный опыт работы по организации праздников труда, КВН по труду, «ситцевыхбалов» с демонстрацией моделей одежды, выполненных учащимися, перед родителямиучеников и т. д. [19].
Несомненно, что с переходом вспомогательных школ на работу поновому учебному плану интерес этот будет возрастать и опыт работы поорганизации внеурочных занятий по труду в различных его формах будет все болееобогащаться.
Очень большое значение для трудового обучения и воспитанияучащихся вспомогательных школ имеют такие формы внеурочной работы, какэкскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде,просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи ибеседы значительно расширяют представления учащихся о характере различныхпрофессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Желательновозможно чаще проводить такую работу в школах, расположенных вдали от городов икрупных промышленных центров. Используя все многообразие формучебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники вспомогательныхшкол смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихсяк участию в производительном труде общества, коррекции психофизическихнедостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качествличности у детей.
Проводить внеурочные занятия по труду желательно в кабинете потрудовому обучению или, как это указывалось выше, в специально отведенном дляэтих занятий помещении — рабочей комнате. По некоторым видам труда можноорганизовать занятия и в обычной классной комнате, где имеются столы сгоризонтальными крышками. Для того чтобы привлечь большее количество учащихся кзанятиям, рекомендуется периодически устраивать выставки их работ, разрешатьдетям делать часть работ для себя и этим привлечь внимание родителей квнеурочным занятиям. Родители учащихся могут оказать значительную помощьвоспитателю в организационном и материальном отношении—помочь приобрестинеобходимые материалы и инструменты, а в отдельных случаях принять участие впроведении самих занятий.
Подведем итоги 1 главы. Итак, специфические особенности психикимладших школьников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитыватьданные особенности при обучении и воспитании младших школьников в коррекционнойшколе 8 вида. В первую очередь это касается использования в коррекционных целяхразличных видов трудовой деятельности. В специальной школе 8 вида при работе сдетьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельностьможет протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочнойдеятельности. Используются такие виды трудовой деятельности как:самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями иживотными, ручной труд. При грамотном использовании различных видов трудовойдеятельности в специальной школе 8 вида коррекция развития умственно отсталыхучащихся позволит эффективно подойти к их воспитанию и обучению.
2. Коррекция нарушений умладших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами трудовой деятельности 2.1. Выявление особенностеймладших школьников с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальнойкоррекционной школе VIII вида с.Амурзет. В эксперименте принимали участие 25 детей,младшие школьники 9-10 лет.
Важнейшей задачей в коррекции личности учащихся с нарушениеминтеллекта является подготовка к будущей самостоятельной жизни. В этом аспектебыла проведена диагностика умения школьниками выполнять самостоятельно заданияв процессе внеучебной трудовой деятельности.
Методика.
Цель: выявить уровни самостоятельности младших школьников снарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности
Исследование особенностей проявления самостоятельности в разныхвидах труда осуществлялось путем естественно педагогического эксперимента.
Наблюдения проводились в трех видах трудовой деятельности:самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд.
Например, при самообслуживании регистрировались умения, которыми обладаетребенок завязывание шнурков, навыки гигиены. По данным наблюдения выставляласьоценка (балл) — от 1 до 5 который соответствовал уровню развитиюсамостоятельности.
Конкретно наблюдение проводилось следующим образом:
Во-первых, в условиях коррекционного учреждения с. Амурзетпроводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания.То есть, мы наблюдали как младшие школьники с недостатками интеллектаскладывали школьные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д. Впроцессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяютнавыки самообслуживания (об этом подробно ниже).
Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением младших школьниковв столовой (умение правильно пользоваться столовыми приборами ит.д.)
В-третьих, были организованы мероприятия по уборке классногопомещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оцниваласьактивность школьников, принимавших участие в уборке.
В-четвертых, с младшими школьниками с нарушением интеллекта проводилисьзанятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений инавыков детей в трудовой деятельности.
Критерии оценки (был использованы материалы Т.А. Марковой с учетомконтингента специальной школы 8 вида) [9]
1 балл – (низкий) этот уровень характеризуется отсутствиемсамостоятельности. Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приученыскладывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок неспособен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно-бытовом труде — дети не принимают активного участия в уборке, наведениипорядка, не предлагают свою помощь педагогу.
Ручной труд — здесь самостоятельность младшего школьника снарушением интеллекта на очень низком уровне. На занятиях по ручному трудутакие дети редко проявляют инициативу.
2 балла – (выше среднего) на этом уровне дети также малоинициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, принепосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность(например пытаются проявить инициативу — вытереть пыль).
3 балла – (средний) это уровень самостоятельности учащихся с нарушениеминтеллекта в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельноодеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способенсамостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постояннонапоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно — бытовомтруде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком ипытаются проявить инициативу.
4 балла – (выше среднего) уровень учащийся без участияпедагога выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызываетсяпомочь педагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу вконструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.
5 баллов — самый высокий уровень характеризуется полнойсамостоятельностью во всех видах трудовой деятельности. Учащийся проявляет себядля своего возраста полностью самостоятельным.
В процессе наблюдения были выявлены основные группы детей.Результаты были занесены в таблицу №2.1
Таблица 2.1
Уровни самостоятельности учащихся с нарушением интеллекта в зтрудовой деятельностиВозраст, лет
Кол-во
детей Вид труда Уровни самостоятельности (кол / %) 1 б. 2 б. 3 б. 4 б. 5 б. 9 25 самообслуживание 1/4 8/32 16/64 – – Хозяйственно бытовой 5/30 7/28 10/40 3/12 – ручной – 8/32 16/64 1/4 –
Полученные результаты показали, что большинство детей находятся нанизком и средних уровнях самостоятельности, динамика развития самостоятельностис возрастом детей увеличивается медленно, преобладает самостоятельностьрепродуктивного характера с механическим копированием нерациональных способовосуществления трудовых процессов. Творческая самостоятельность, связанная спереносом трудовым умений в новые условия и самоконтролем, способностью кпроявлению инициативы и творчества в нестандартных ситуациях трудовойдеятельности, не выявлена.
На рисунке 2.1. представлена диаграмма, на которой показаны уровниразвития самостоятельности в различных видах трудовой деятельности.
/>
/>Рис. 2.1.
Большое количество детей (16) находятся на 3 уровнесамостоятельности — трудятся охотно, но только под руководством педагога или спомощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствоватьих трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитыватьуверенность в себе.
На втором уровне находятся 8 детей (хозяйственно-бытоваядеятельность), владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящихначатое дело до конца. У них надо развивать интерес к трудовой деятельности,воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общуюпользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.
Эксперимент показал, что низкие и средние уровни самостоятельностив труде учащихся с недостатками интеллекта обусловлены рядом причин. В основномэто связано с особенностями психического интеллектуального развития учащихся снарушением интеллекта.
Недостаточный уровень самостоятельности учащихся в повседневномтруде обусловлен также просчетами в воспитании и обучении.
Таким образом, результаты свидетельствуют о необходимостипроведения дополнительной коррекционной работы по развитию личности учащихся снарушением интеллекта в трудовой деятельности. Для этого необходимо разработатьсистему занятий по трудовой деятельности2.2. Разработка и апробациязанятий направленных на коррекцию нарушений у ребенка с интеллектуальнойнедостаточностью во внеклассной трудовой деятельности
Труд школьников организовывался в процессе деятельности в учебныхучреждениях. Работа строилась на следующих принципах.
1. В дежурствах по уголку природы старались объединить детей из 2и 4 уровня, при этом учитывали не только умения, темп их работы,самостоятельность, но и умение помочь товарищу.
2. Во время дежурств по столовой иногда проводили конкурс,например, на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседовали сдежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучшенакрыть стол, чем его можно украсить (это позволяло подтолкнуть ребенка ксамостоятельным решениям). С интересом и желанием приступали они к выполнениюсвоих обязанностей, относились к ним очень ответственно. Такие приемы особенноблаготворно влияли на детей второй подгруппы(дети находящиеся на 2 уровне): упервых появлялась уверенность в своих возможностях, у вторых — интерес кдеятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.
3. К оценке выполненной работы привлекали детей. Учили их высказыватьсуждение о качестве работы.
Приведем несколько занятий.
Занятие 1
Цель: развивать самостоятельность, учить навыкам самообслуживания,хозяйственно-бытового труда.
Ход занятия:
Педагог: Из хлеба можно приготовить что-нибудь вкусное оченьбыстро. Вообще-то хлеб — готовый продукт, и что-либо делать с ним совсемнеобязательно. Но интересно.
— Сухарики: это для тех, кто умеет зажигать духовку. Кусочки хлеба(как черного, так и белого) нарезать на четкие, аккуратные кубики размеромпримерно 1 х 1 см. Насыпать в один слой на противень (мазать противень ничем ненужно) и поставить в нежаркую духовку на 20-30 минут. Иногда стоит приоткрытьдуховку и посмотреть, не пригорают ли. Если да — уменьшить огонь (следите,чтобы не выключить его совсем, иначе духовку придется зажигать снова). Когдаувидите, что сухарики подрумянились, выключите духовку, но противень невынимайте, оставьте еще на полчаса, тогда сухарики станут легкими и хрустящими.
— Бутерброды: их может приготовить даже дошкольник. Бутербродыможно делать с чем угодно: с сыром, колбасой, с половинкой котлеты, с мясом иогурцом (свежим и соленым), с яйцом и майонезом, с вареньем и джемом… Все,что подскажет фантазия, только следите, чтобы продукты сочетались друг сдругом: сладкое не смешивайте с соленым, рыбу не кладите на мясо и т. д. Намясные бутерброды неплохо капнуть томатного соуса или кетчупа, положить веточкузелени или кружок помидора, огурца; рыбные бутерброды (для них можноиспользовать консервы) хорошо сочетаются с яйцом, зеленью, майонезом.Бутерброды вкуснее на хлебе, который подсушен в духовке или тостере. Можноприготовить горячие бутерброды — на хлеб кладут любую начинку (кроме сладкой),сверху посыпают тертым сыром и ставят в нагретую заранее духовку на 5-10 минут.Как только сыр расплавится и покроет начинку корочкой, можно вынимать. Такиебутерброды быстро засыхают, их лучше есть сразу, горячими.
— Гренки: очень простое блюдо. Нарезать кусочками батон. В мискуразбить 1 яйцо, добавить 1/4 стакана молока (не горячего) и чуть посолить. Насковороде растопить немного сливочного масла (сковороду нагревать несильно, ато масло пригорит), макать кусочки в жидкую смесь по одному и класть насковороду. Когда гренки станут золотистыми с нижней стороны, перевернуть ихвилкой и обжарить другую сторону.
Далее детям предлагается самостоятельно приготовить какое-то блюдоиз хлеба.
Занятие 2
Цель: развивать самостоятельность, умение работать с иголкой,пришивать пуговицы.
Ход занятия.
Пришиваем пуговицы
Педагог. Пуговица — простая вещь, мы с ней каждый деньвстречаемся. У пуговицы есть одна очень неприятная особенность — если онаотрывается, то всегда не вовремя. Например, перед самым походом в театр.
Чтобы этого не случалось, за пуговицами надо присматривать.Видишь, что болтается на нитке, — сразу пришей, а то покинет тебя в труднуюминуту. Как пришить? Очень просто.
Показываем.
Пуговицы бывают самые разнообразные — костяные и деревянные,пластмассовые и стеклянные, круглые, квадратные и треугольные, и даже в видепалочек и бусин. Вот залезь в мамину коробку для рукоделия и посмотри. Глазаразбегаются!
На самом деле все эти пуговичные россыпи можно разделить на двавида — всего-навсего! Это пуговицы на ножке и без нее. Пришивают их по-разному(показываем).
Выбирайте пуговицу, к ней нужно еще подобрать нитку и иголку.
Рассказываем о нитках и иголках
Педагог. Иголка не должна быть слишком толстой, а то может непролезть в отверстие на ножке пуговицы, особенно когда оно будет занятонитками. Нитки должны подходить по цвету. Обычно в каждом доме есть нитки самыхразных цветов, так что всегда можно подобрать что-нибудь похожее. В крайнемслучае (в походе, в спортивном зале, на репетиции спектакля), когда нужнопришить пуговицу на время, только чтобы не упали штаны, используйте белые ниткидля светлых тканей и черные — для темных. А дома перешейте более подходящиминитками.
Даем задание для самостоятельной работы. Затем проверяем, как детисправились с заданием.
Проводились занятия по труду с бумагой картоном, тканью и т. д.(см. Приложение)
Формируя у детей самостоятельность, мы в то же время воспитывали ичувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятноене только для себя.
Если ребенку не удавалось что-либо сделать, мы старались егоподдержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него всеполучится. Особенно важно это было в работе с детьми которые показали 2 и 3уровень самостоятельности в трудовой деятельности. Таких детей мы старалисьпоупражнять в трудовых действиях, в правильном выполнении которых онизатруднялись. Иногда ставили их в такие условия, чтобы они находили выход сами,без помощи воспитателя, проявляли бы самостоятельность, инициативу.
Детей, выполнивших свою работу хорошо, мы хвалим за старание,добросовестное отношение к делу, отмечаем проявленную инициативу,доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей ранее не проявлявшихсамостоятельности это вызывало желание не отстать, они старались не хуже другихвыполнить поручения. Мы учили их со стороны видеть свою работу, поэтому частопредлагали самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить исделать вывод, кто трудился лучше. 2.3. Определение эффективности занятий
Проведенный со школьниками с нарушением интеллекта формирующийэтап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом идругими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждениисоздавались ситуации требующие включения учащихся в сотрудничество с взрослым.Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затемсамостоятельно.
После чего был проведен контрольный эксперимент. Методикапроведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования.
Результаты исследования занесены в таблицу №2.2.
Таблица 2.2.
Уровни самостоятельности детей (контрольный этап)
Возраст,
лет
Кол-
во
детей пол Уровни самостоятельности (кол/ % ) 1 2 3 4 5 9 25 Девочки (14)
– – 8/56 6/44
– Мальчики (11)
– 1/91 8/73 2/18

Наблюдение проводилось следующим образом:
Во-первых, в условиях коррекционного учреждения с. Амурзетпроводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессесамообслуживания. То есть, мы наблюдали как младшие школьники с недостаткамиинтеллекта складывали школьные принадлежности, одевались, шнуровали обувь ит.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточноприменяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).
Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением младших школьниковв столовой (умение правильно пользоваться столовыми приборами ит.д.)
В-третьих, были организованы мероприятия по уборке классногопомещения, в процессе которого велось наблюдение за детьми, оцниваласьактивность школьников, принимавших участие в уборке.
В-четвертых, с младшими школьниками с нарушением интеллектапроводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценкаумений и навыков детей в трудовой деятельности.
Критерии оценки (был использованы материалы Т.А. Марковой с учетомконтингента специальной школы 8 вида) [9]
1 уровень этот уровень характеризуется отсутствиемсамостоятельности. Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приученыскладывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок неспособен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно — бытовом труде — дети не принимают активного участия в уборке, наведениипорядка, не предлагают свою помощь педагогу.
Ручной труд — здесь самостоятельность младшего школьника снарушением интеллекта на очень низком уровне. На занятиях по ручному трудутакие дети редко проявляют инициативу.
2 уровень — на этом уровне дети также мало инициативны, однако ввышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном участиипедагога начинают проявлять самостоятельность (например пытаются проявитьинициативу — вытереть пыль).
3 уровень — это средний уровень самостоятельности учащихся снарушением интеллекта в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельноодеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способенсамостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постояннонапоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно — бытовомтруде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком ипытаются проявить инициативу.
4 уровень — более высокий уровень учащийся без участия педагогавыполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочьпедагогу в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу вконструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.
5 уровень — самый высокий уровень характеризуется полнойсамостоятельностью во всех видах трудовой деятельности. Учащийся проявляет себядля своего возраста полностью самостоятельным.
Как видно из таблицы, контрольный эксперимент выявил значительнуюдинамику развития самостоятельности: 1 уровень исчез полностью,самостоятельность большинства школьников повысилась до 3 уровня, повысилсяуровень творческой самостоятельности.
Уровень самостоятельности обусловлен проведенным формирующимвоздействием, стимулирование активности детей позволило развить у нихстремление к самостоятельности в трудовой деятельности.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь наиндивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развитияпомочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудоваядеятельность является необходимым условием формирования важных качествличности. Совместная с педагогом трудовая деятельность -самообслуживание,хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимо для детей с недостаткамиинтеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешновходить в реальные трудовые отношения.
Совершенствование процесса трудового обучения — одна из главныхзадач в свете реформирования коррекционной школы. Ведь только в труде человекможет полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности италанты, найти свое место в жизни.
Рекомендации по организации трудовой деятельности, направленные накоррекцию нарушений у учащихся с нарушением интеллекта обусловлены проведеннымформирующим этапом. На его основе следует рекомендовать следующее:
1. С целью коррекции нарушений младших школьников с нарушениеминтеллекта должна использоваться разнообразная трудовая деятельность. Впроцессе этой деятельности необходимо вырабатывать навыки самостоятельности,коллективизма и т.д.
2. Трудовая деятельность младших школьников с интеллектуальнойнедостаточностью должна проходить в условиях занимательности, с применениемигровых, развлекательных моментов. Так, во время дежурств по столовой можнопроводить конкурс, например, на лучшую сервировку стола. Можно при этомпроводить беседы с детьми о том, какие приборы понадобятся для сервировкистола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить.
3. Следует привлекать к оценке своей трудовой деятельности самихдетей. И учить их высказывать суждение о качестве работы товарищей.
4. Трудовая деятельность должна строится с учетом психическихвозможностей детей с нарушением интеллекта.
Заключение
Результаты теоретических и экспериментальных исследованийсвидетельствуют о важности трудовой деятельности в коррекционном развитии учащихсяс интеллектуальной недостаточностью.
В настоящее время особо актуальная проблема целостного развитиявоспитанника коррекционного учреждения как индивида, личности, субъектадеятельности и индивидуальности, позволяющая рассматривать развитие целостно,как результат не одной (по критерию природное — социальное), а трехпоследовательных дихотомий (социогенное — психогенное, внешнее -внутреннее,извне предопределенное — изнутри обусловленное. Концепция целостного развитияпозволяет по — иному взглянуть на проблему развития личности ребенка снедостатками интеллекта.
Специфические особенности психики младших школьников с нарушениеминтеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении ивоспитании младших школьников в коррекционной школе 8 вида. В первую очередьэто касается использования в коррекционных целях различных видов трудовойдеятельности. В специальной школе 8 вида при работе с детьми применяютсяразличные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать впроцессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.Используются такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание,хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручнойтруд. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности в специальнойшколе 8 вида коррекция развития умственно отсталых учащихся позволит эффективноподойти к их воспитанию и обучению.
Практическое исследование показало верность выдвинутыхпредположений. Самостоятельность детей возросла, после проведения занятий по трудовомуобучению с использованием ручного труда, самообслуживания,хозяйственно-бытового труда..
Работа показала, что самостоятельность ребенка с недостаткамиразвития в трудовой деятельности обеспечивается соответствующим построениемразвивающей среды, целенаправленной помощи педагога в освоении детьми способовтрудовых действий.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют онеобходимости изменения существующей программа по трудовому обучению с учетомследующих  требований.
1. В основу изменения, программ по труду должен быть положен преждевсего принцип единства обучения детей знаниям, умениям и навыкам по труду скоррекционной работой по исправлению у них недостатков умственного развития.
2. Обучение приобретает силу развивающего фактора только в томслучае, если его содержание доступно учащимся. Подлинная коррекция недостатковумственного развития может быть осуществлена лишь при соблюдения этогопринципа. Поэтому при отборе программного материала по ручному труду не следуетвключать то, что не может быть более или менее осознано, усвоено умственноотсталым ребенком и самостоятельно выполнено.
3. В программе по трудовому обучению необходимо предусмотретьбольше работ, направленных на развитие у детей творческого мышления. В этихцелях необходимо ввести в программу занятия с готовыми деталями— конструкторы,работы с полуфабрикатами для разных строительных игр и т. п.
Самое важное учитывать, необходимость приучения учащихся ксамостоятельности как важного качества личности, необходимого в жизни человека.
Библиография
1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталыхдетей.-М.: Аграф,1997.-128с.
2. Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекцииличности». //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международногосимпозиума. Ч. 2. — г. Биробиджан. — С. 12.
3. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред.ДульневаГ.М. «Просвещение». М, 1965
4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.: Просвещение,1995.-527с.
5. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольныхучреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.-М.: Просвещение,1991. -94с.
6. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. длястуд. высш. пед. учеб. зав./ Гонеев Александр Дмитриевич, ЛифинцеваН.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Академия, 1999.-280с.-(Высшееобразование).
7. Дефектология: Словарь-справочник/Под ред.Б.П.Пузанова.-М.: Новая школа, 1996.-80с.
8. Дульнев Г.М. Труд, как средство компенсации при аномалии умственногоразвития ребенка., М., 1958
9. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе:Рабочая книга для родителей.-2-е изд.-М.: Педагогика-Пресс,1993.-48с: илл.
10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения,воспитания и обучения с древних времён до середины XXвека.-М.: НПО«Образование»,1995.-400с: илл.
11. Занков Л.В. Психологические особенности учащихся младшихклассов вспомогательной школы, «Известия АПН» 1951, вып.37(ксерокопия)
12. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики испециальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших уч.зав./Под ред. В.И.Селиверстова.-М.: Владос,2000.-176с-(Программы для вузов).
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей сотклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред.Б.П.Пузанова.-М.: Академия, 1998.- 144с.
14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Уч.пос.длястудентов пед.ин-ов.-М.: Просвещение, 1991.-143с.
15. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственноотсталых детей.-М.: Просвещение, 1990.-128с.
16. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа вовспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-еизд., испр. -М.: Просвещение, 1983.-104с.
17. Обучение во вспомогательной школе: Лекции поолигофренопедагогике: Для студентов-заочников дефектологическихфак.пед.ин-ов.-М.: Просвещение, 1973.-136с.
18. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития(олигофренопедагогика): Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред, пед. уч.зав.-М.: Академия,2000.-272с.-(Высшее образование).
19. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособиедля учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В.Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
20. Обучение уч-ся I-IV кл. вспомог. школы: Пос.для учителя/Под ред. Петровой В.Г.-2-еизд., перераб.-М.: Просвещение,1982.-285с: ил.
21. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда дляпсихического развития уч-ся вспомог.школы.-М.: Педагогика, 1985.-128с.
22. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., ГоловинойТ.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М.: Педагогика,1979.-176с.
23. Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалыСмирнова А.Н. Корекционно-воспитательная работа вспомог.школы/ Под ред.ЗамскогоХ.С.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1965.-140с.
24. Специальная дошкольная педагогика и психология: Сборникпрограммнормативных курсов для высших уч. зав./Под ред. В.И. Селиверстова.-М.:ВЛАДОС,2001.-335с.-(Программы для вузов).