КУРСОВАЯ РАБОТА
АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВГРАЖДАНСКОГО ПРАВА:
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ
В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РФ
2004 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е:
1. Понятиеисточника гражданского права… 3
2. Системагражданского законодательства… 8
3. Законодательствоо хозяйственной деятельности… 11
4. Международныедоговоры… 13
5. Обычаиимущественного оборота… 15
6. Современнаясистема нормативных актов гражданского права… 18
7. Проблемыприменения иных федеральных законов… 23
8. Нормативныеправовые акты федеральных органов… 25
исполнительнойвласти… 25
9. Официальноеопубликование и вступление нормативного акта в силу 26
10.Списоклитературы… 31
/>/>/>/>/>1. Понятие источника гражданского права
Термин«источник права» пришел в современное правоведение из римского права. Втеоретической литературе отмечается его многозначность. В данном случае речьидет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер.Установление или признание государством того или иного источника (формы) праваимеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведьтолько выраженные в таком источнике нормы права могут применяться длярегулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источникправа, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического(общеобязательного) значения.
Сочинения о русском гражданском праве, пишетД.И.Мейер[1],начали появляться с половины прошедшего столетия. Из них первое по времени:Краткое начертание римских и российских прав, Артемьева, М., 1777. Под влияниемсвоего учителя, первого московского профессора прав — Дильтеля, Артемьев всочинении своем старался сблизить русское гражданское право с римским. Затемследуют: 1) Краткое руководство к систематическому познанию гражданскогочастного права России, Терлаича, СПб., 1810, 2 ч. Желание применить наукуримского гражданского права к нашему гражданскому праву выразилось и в этомсочинении; 2) Руководство к познанию российского законоискусства, Горюшкина,М., 1811-1816, 4 ч. Оно обнимает все части права, почерпнуто из разных собранийуказов, научного достоинства никогда не имело; 3) Начальные основания российскогочастного гражданского права для руководства к преподаванию оного на публичныхкурсах, Кукольника, СПб., 1813; 4) Его же, более пространное, Российскоечастное гражданское право, СПб., 1815; 2-е изд., там же, 1813. Оба сочинения — в том же направлении, как и первые два; 5) Опыт начертания российского частногогражданского права, Вельяминова-Зернова, СПб., 1814-1815, 2 ч.; 2-еизд., 1821-1823, 2 ч. Этот опыт гораздо более приближается к настоящемузначению науки русского гражданского права, чем все прочие, до того времениизданные, сочинения; его достоинства доставили Вельяминову-Зернову всеобщееуважение, и известно, что книга его имела влияние даже на составление Сводазаконов: система и многие определения заимствованы из сочиненияВельяминова-Зернова; 6) Основание российского права. СПб., 1821-1822, 2 ч.; это- извлечение из Систематического свода законов (СПб., 1815-1823, 22 т.),изданное Комиссией составления законов с целью облегчить изучение Свода:сочинение обнимает право государственное и гражданское; 7) Новейшее руководствок познанию российских законов, И. Васильева, М., 1826-1827, 2 ч.
Мейер также подчеркивает в своим сочинении, чтогромадное влияние на литературу гражданского права, в смысле ее оживления,оказала судебная реформа 1864 г. Издаются юридические журналы и газеты,появляются солидные монографические работы, составляются систематические курсыгражданского права.[2]
Первый по времени — Курс гражданского права, К.П. Победоносцева, СПб.; 1-е изд.: 1 т. — 1868, 2 т. — 1871, 3 т.- 1880; 2-еизд.: 1 т.-1876, 2 т.-1875, З т.-1890; 3-е изд.: 1 т. — 1883, 2 т. — 1889; 4-еизд.: 1 т. — 1892. Сочинение это, обнимающее, в трех томах, право вещное(вотчинное), семейное, наследственное и обязательственное, отличаетсябогатством сравнительного, догматического, исторического и практическогоматериала; некоторые институты подвергнуты тщательной и самостоятельной научнойразработке; национальные черты нашего гражданского права выступают весьмавыпукло. Главнейшие недостатки — отсутствие строгой системы, недостаточнаяточность и ясность юридических понятий, слабость юридических конструкций иместами очень неглубокий юридический анализ. Одна из причин этих недостатков — отсутствие общей части. Несмотря на все это, курс Победоносцева — капитальныйученый труд.
В современных развитых правопорядкахгосподствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которыхприоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. Вгражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданскогозаконодательства. В прежнем отечественном правопорядке, основанном наогосударствленной экономике, нормативные акты, принятые или санкционированныегосударством, считались единственным источником гражданского права. Поэтомуданное понятие исчерпывалось категорией гражданского законодательства.
Активное включение современной России в мировуюэкономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее национальномзаконодательстве международно-правовых положений. В соответствии с ч. 4 ст. 15Конституции РФ и п. 1 ст. 7 Гражданского кодекса РФ общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью ее правовой системы. Они, следовательно, должны такжеучитываться в качестве источников ее права.
В сфере имущественного оборота в силу егосложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Яркимсвидетельством этого является правовое оформление международного торговогооборота, в котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяютсяразличные международные торговые обычаи и обыкновения.[3]
В советском гражданском праве обычай практическиутратил значение источника права (хотя законодательство придавало ему некоторуюроль, отсылая в отдельных редких случаях к «обычно предъявляемым требованиям»или, например, к обычаям морских торговых портов). С переходом к рыночнойорганизации экономики и развитием имущественного оборота роль применяемых в немобычаев вновь возросла, что нашло законодательное отражение. Таким образом, посути, возродился еще один источник гражданского права (хотя сфера егоиспользования фактически ограничена договорными отношениями).
Вместе с тем признание источником права иных,кроме нормативных актов, явлений несет в себе определенную опасность. Ведьнормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеконе всегда имеет место в иных источниках. В свою очередь, это обстоятельствочревато произволом правоприменителей, в том числе судов, и неустранимымиразногласиями при установлении содержания применимого к данному случаю права.Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права правила морали инравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в основе ряда правовыхнорм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении смысла отдельныхгражданско-правовых правил путем их логического толкования. Следовательно,иные, нежели законодательство, источники права тоже должны быть по возможностиконкретизированы и формализованы как по содержанию, так и по сфере применения.
В англо-американской правовой системе рольосновного источника права выполняет судебный прецедент — вступившее в законнуюсилу решение суда по конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судоввысших инстанций, определенным образом систематизированных или обобщенных,которые и составляют здесь понятие судебной практики. В качестве источникаправа она, по сути, предопределяет даже порядок применения писаного,«статутного права» (statute law), т. е. законов и других нормативных актов. Вконтинентальной, в том числе в российской, правовой системе судебный прецедентформально не считается источником права, хотя фактически значение судебнойпрактики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико, а в известноймере даже формализовано.
Так, высшие судебные органы вправе давать судам «руководящиеразъяснения» по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения «впорядке судебного толкования» обычно принимаются ими в форме постановлений ихпленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм.[4] Эти акты не должны содержать новыхнорм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых нормявляется обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и длясторон различных споров.[5]Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль вустановлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм,безусловно, весьма велика.
Важное практическое значение имеют и публикуемыерешения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а такжеобзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендациивысших судебных инстанций.
Не является источником права цивилистическаядоктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результатдоктринального (научного) толкования закона и других источников, но не имеютобязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущихлиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании)законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретаютнепосредственного юридического значения.
Это же можно сказать и о разрабатываемыхучеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных)законах и иных аналогичных документах.
Не могут считаться источниками права ииндивидуальные акты, или акты локального характера, не содержащиеобщеобязательных предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права частоиспользуются конкретные уставы различных юридических лиц, договоры и т. п. Этиакты обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор- закон для двоих»). Поэтому они имеют значение для регулирования конкретныхотношений, возникших между их участниками, в том числе при разрешении споров(разумеется, при условии их полного соответствия действующемузаконодательству). Именно с их помощью участники гражданских правоотношениймогут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.
Таким образом, к числу источников гражданскогоправа следует относить как законодательство (нормативные акты), так имеждународные договоры, а также торговые обычаи (а в странах «общего права» — прежде всего судебный прецедент). Это обстоятельство характеризует особоепонимание источника права в гражданско-правовой сфере./>/>/>/>/>2. Система гражданского законодательства
Гражданское законодательство представляет собойсовокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль)различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многихслучаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержатне только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе РФ имеютсянормы публично-правового характера, например устанавливающие составгражданского законодательства (ст. 3). В актах гражданского законодательствагражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняютнормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думаето содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых имактов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойствраспределяются на публично-правовые и частноправовые.
Принципиальной особенностью гражданскогозаконодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил,действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения непредусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носятвосполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей покаким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулированиидоговорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них проявляютсяособенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяетучастникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариантповедения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этогосоответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержитопределенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установленодоговором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе,нежели это по общему правилу предусматривает закон.
Однако в гражданском законодательстве имеется изначительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающихникаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статусасубъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержаниявещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридическойприроде конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ееимперативного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленновыражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, втом числе гражданско-правового, регулирования.[6]
Входящие в гражданское законодательствонормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательныймассив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предметагражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняетознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняетустановление необходимых взаимосвязей между составляющими его различнымиактами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенноезначение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
К основным способам систематизации (упорядочения)законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятсяинкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных актовпредставляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник)без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в видеединого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативныхактов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи иСобрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено).Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативныхактов, обычно тематического характера.
Консолидация нормативных актов представляет собойобъединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативныйакт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г.Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах вРоссийской Федерациии, заменившее собой ряд ранее действовавших банковскихинструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй частиГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки»законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явноустаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в ихсодержание.
При большом количестве изменений (новелл),внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность егоповторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которойстарая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемыйотечественным законодателем, значительно облегчает применение официальноготекста нормативного акта.
Высшей формой систематизации законодательстваявляется его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативныхактов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе снепременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основныхправил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневоеместо в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главнымисточником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация может носитьобщий (отраслевой) либо частный характер. В первом случае она выражается впринятии Гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институтыданной отрасли права. Во втором — в принятии закона, в том числе в формекодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группуобщественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торговогомореплавания, Воздушного кодекса и т. п.), для которых возможна разработка инекоторых реальных, а не надуманных общих положений./>/>/>/>/>3. Законодательство о хозяйственной деятельности
Нормы гражданского права нередко содержатся такжев актах комплексного характера, посвященных регламентации хозяйственной, в томчисле предпринимательской, деятельности и носящих в целом публично-правовойхарактер (например, в актах финансового, земельного и даже административногозаконодательства). Вообще, правовое регулирование хозяйственной (экономической)деятельности в той или иной форме осуществляется многими различными отраслямипубличного и частного права, взаимодействующими между собой. Соответственноэтому межотраслевыми по своей юридической природе становятся и многие актызаконодательства, регламентирующего эту сферу.
Потребность в систематизации такогозаконодательного массива порождает идеи о возможностях его специальной,самостоятельной кодификации. Кодификации, в том числе в сфере гражданского(частного) права, обычно носят отраслевой характер, охватывая в основном однородныепо юридической природе нормы. В этой связи можно оценить появившиеся впоследние годы предложения о принятии Торгового или Предпринимательскогокодекса за счет обособления части законодательного материала, традиционносодержавшегося в гражданских кодексах.
Торговый кодекс, как свидетельствует историческийопыт, знаменует собой обособление торгового права. В этом шаге, как ужеотмечалось, отечественный правопорядок не испытывал и не испытывает никакойреальной потребности. Торговые кодексы, как показывает и зарубежнаязаконотворческая практика, никогда не решали задач упорядочения исистематизации законодательства. Классические торговые кодексы, действующие воФранции и Германии (принятые соответственно в 1807 и 1897 гг.), всегдарассматривались как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Приэтом законодательное развитие пошло помимо них — в виде принятиясамостоятельных законов об акционерных и других хозяйственных (торговых)обществах и товариществах, о ценных бумагах, биржах, страховании, банкротстве ит. д., которые даже не основывались на каких-либо предписаниях этих кодексов.
Нельзя признать обоснованными предложения осоздании Предпринимательского кодекса, базирующиеся на идее самостоятельного«предпринимательского» (а ранее — «хозяйственного») права. Такой закон не можетиметь отраслевого характера (о чем говорит бесплодность попыток создания длянего сколько-нибудь развитой и непротиворечивой Общей части), а сфера егопредполагаемого применения, как и сфера «предпринимательского права»,оказывается безбрежной и неопределенной, ибо касается большинства правовыхотраслей (не говоря уже об отсутствии исторических прецедентов принятия такогорода законов).
Печальным памятником некомпетентностизаконодателя останется принятый в 1993 г Кодекс торгового оборота РеспубликиКалмыкия, по сути представляющий собой бессистемный набор правил,заимствованных составителями из ЕТК США, Венской конвенции о международнойкупле-продаже и отечественных положений о поставках. Расходясь к тому же с федеральнойКонституцией, этот акт не может быть предметом серьезного рассмотрения.
Невозможно поэтому и решение им задачисистематизации всего этого огромного массива разнородных законодательных актов.Реализация идеи создания такого необычного документа, как особыйПредпринимательский кодекс, внесла бы лишь путаницу и недоразумения в системузаконодательства о предпринимательстве, повсеместно так или иначе основанную наразделении частных и публичных начал.[7]
Следовательно, законодательство, регулирующеехозяйственную деятельность, может подвергаться систематизации в формахинкорпорации или консолидации, но не кодификации. Последняя, как правило, носитотраслевой характер (межотраслевая, комплексная кодификация применяется вотдельных, узких сферах хозяйственной деятельности, например в транспортной).Вместе с тем, представляя собой массив комплексных нормативных актов, такоезаконодательство может содержать и гражданско-правовые нормы и в этом смыслеявляется одним из источников гражданского права. />/>/>/>/>4. Международные договоры
Рассмотрим различные многосторонние международныедоговоры (конвенции), участницей которых является Россия (как в собственномкачестве, так и в роли правопреемника Союза ССР). Как источник гражданскогоправа международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед еегражданским законодательством. В случае, когда такой международный договор предусматриваетиные правила, нежели национальное гражданское законодательство, применениюподлежат правила этого договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7FK).
При этом международные договоры применяются кгражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора неследует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.(Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качествероссийского права (однако не к отношениям российских субъектов, а к темситуациям, на которые она распространяется в соответствии со своей сферойдействия, обозначенной в ст. 1, т. е. к тем случаям, когда к договораммеждународной купли-продажи подлежит применению российское право).
Парижская конвенция по охране промышленнойсобственности 1883 г. установила, что условия подачи заявки и регистрациитоварных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы(ч. 1 ст. 6). В соответствии с этим в России принят специальный Закон от 23сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров».[8]Сказанное относится и к двусторонним международным договорам РФ, которые тожемогут быть источниками гражданского права (например, договоры о взаимной защитеиностранных инвестиций).
Что касается общепризнанных принципов и норммеждународного права, то они, как и общие принципы гражданского права,определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Ихпримером может служить принцип запрета ухудшения правового положения(дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению снациональными субъектами права./>/>/>/>/>5. Обычаи имущественного оборота
Российское гражданское право придает значениеисточника права обычаям, сложившимся в сфере обязательственных отношений. Приисполнении договорных и иных обязательств их стороны обязаны руководствоваться«обычно предъявляемыми требованиями» при отсутствии специальных требованийзаконодательства или условий обязательства (ст. 309 ГК РФ). Такого рода«обычные требования» по существу и представляют собой обычаи имущественногооборота, т. е. сложившиеся в нем в силу неоднократного единообразногоприменения общепринятые правила поведения, не выраженные прямо ни в законе(нормативном акте), ни в договоре сторон, но не противоречащие им. Обычаи,таким образом, действуют в случаях отсутствия прямых предписаний в нормативномакте или в договоре. Обычай должен быть сложившимся, т. е. достаточноопределенным в своем содержании и широко применяемым в имущественном, прежде всегов предпринимательском, обороте (например, традиции исполнения тех или иныхдоговорных обязательств). Закон иногда придает юридическое значение и инымобычаям, сложившимся, например, в сфере вещных отношений (ст. 221 ГК РФ).
Обычаи традиционно отличаются от обыкновений. Притаком подходе под правовым обычаем понимают фактически сложившееся ипризнаваемое законом общее правило, не выраженное в нормативном акте, ноподлежащее применению, если иное прямо не установлено законом или соглашениемсторон. По существу, обычай рассматривается здесь в качестве своеобразнойдиспозитивной (восполнительной) нормы права («обычное право»). В отличие отэтого обыкновение — такое сложившееся правило, которым прямо согласилисьруководствоваться стороны договора и только потому оно приобрело юридическоезначение. Иначе говоря, оно представляет собой подразумеваемое условие договора(соглашения партнеров). Если такого условия в договоре нет (или намерениесторон руководствоваться им не доказано), обыкновение не учитывается какобязательное правило и при отсутствии специальных указаний законодательства илидоговора.[9]
В основе обыкновений также могут лежатьобщепризнанные обычаи. В современной международной торговле широко используютсяправила, содержащиеся в разработанных парижской Международной торговой палатой(МТП) сборниках международных торговых обыкновений («Правилах толкованиямеждународных торговых терминов Инкотермс» в редакции 1990 г., «Унифицированныхправилах и обычаях для документарных аккредитивов» в редакции 1993 г. и др.).
Все они представляют собой неофициальнуюсистематизацию таких обыкновений, приобретающих юридическое значение лишь дляконкретного договора в случае ссылки на них контрагентов.
От обыкновений отличается «заведенный порядок».Он представляет собой практику взаимоотношений сторон конкретного договора,сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях, и хотя прямо и незакрепленную где-либо.
Однако ни обыкновения, ни заведенный порядок, каки условия конкретных договоров, не являются источниками права, т. е. формойвыражения общеобязательных правовых норм. Этим они принципиально отличаются отобычаев, хотя по своей юридической силе в некоторых ситуациях, как показановыше, и превосходят их.
Различие понятий обычая, обыкновения изаведенного порядка (практики взаимоотношений сторон) учитывается и взаконодательстве об имущественном обороте. Так, Венская конвенция содержит в ч.1 ст. 9 правило о том, что стороны договора «связаны любым обычаем,относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили всвоих взаимных отношениях». Изложенное ранее позволяет сказать, что под«обычаем» здесь имеется в виду обыкновение, а под «практикой» — заведенныйпорядок.
Согласно же ч. 2 ст. 9 указанной Конвенции «приотсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевалиприменение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали илидолжны были знать и который в международной торговле широко известен ипостоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующейобласти торговли». Очевидно, что в данном случае Конвенция имеет в видуклассический торговый обычай и даже дает его определение.
Российское гражданское право различает обычаи и«практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон» договора (т. е.заведенный порядок), в частности обоснованно отдавая последнему предпочтениеперед обычаем при толковании условий договора судом (ч. 2 ст. 431 ГК). Но значениеисточника гражданского права наш закон придает только обычаю.
Вместе с тем из числа обычаев («обычнопредъявляемых требований») у нас особо выделяются обычаи делового оборота (ст.5 и 309 ГК РФ). Они представляют собой обычаи, сложившиеся и широко применяемыев сфере предпринимательской деятельности, т. е. торговые обычаи в ихклассическом, традиционном понимании. Лишь такие обычаи по прямому указаниюгражданского закона применяются, по существу в качестве правовой нормы, крегулируемым им отношениям (при наличии условий, предусмотренных п. 1 ст. 6 ип. 5 ст. 421 ГК РФ), а также должны учитываться при толковании судом условийдоговора (ч. 2 ст. 431 ГК РФ). Законодатель, очевидно, рассчитывал на то, чтопо мере развития профессионального (предпринимательского) оборота в условияхдействия принципа свободы договора роль торговых обычаев будет возрастать.
При этом обычаи делового оборота не применяются,если они противоречат обязательным (императивным) или восполнительным(диспозитивным) положениям законодательства либо условиям договора (п. 2 ст. 5,п. 5 ст. 421 ГК). В своей юридической силе они, таким образом, уступают какнорме права, так и заведенному порядку (практике взаимоотношений сторон). Какотмечал Г. Ф. Шершеневич,[10]обычное право «имеет такую же силу, как и закон — «повальный обычай, чтоцарский указ». Только действие обычного права начинается там, где молчитзакон.… Обычное право не выдерживает при сопоставлении с нормамизаконодательными, как имеющими повелительный характер, так равно и с теми,которые имеют только восполнительное значение. Сила заведенного порядка иная —он только восполняет волю контрагентов… Поэтому заведенный порядок, как идоговор, несомненно, устраняет применение восполнительного закона, который ирассчитан на его отсутствие». Торговые и портовые обычаи, принятые в РоссийскойФедерации, свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ. />/>/>/>/>6. Современная система нормативных актовгражданского права
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционноохватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определеннуюсистему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системыпредопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу вотношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю системудействующего законодательства).
Прежде всего, необходимо отметить, что в составэтой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственныхорганов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданскоезаконодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции.Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ниорганы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местногосамоуправления. Если такие акты были приняты до момента введения в действиечасти первой нового Гражданского кодекса (1 января 1995 г.), они сохраняют силулишь в части, не противоречащей ему.
Вместе с тем следует учитывать, что нормыгражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслейзаконодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п.«к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищноезаконодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащихнормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности,Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектамиФедерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст.76 Конституции РФ).
По своей юридической силе гражданско-правовыеакты распределяются на три группы:
— обладающие высшей юридической силой федеральныезаконы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
— носящие подзаконный характер указы ПрезидентаРФ и постановления федерального Правительства;
— нормативные правовые акты иных федеральныхорганов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Составляющие первую группу актов законывозглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданскоезаконодательство (п. 2 ст. 3 ГК РФ). Иначе говоря, действующий закон придаетэтому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что актыисполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства,поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентскиеуказы и постановления федерального Правительства охватываются понятием иныеправовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК РФ). Наконец, актыфедеральных министерств и ведомств составляют понятие нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти.
Данная терминология, последовательно проведеннаяв нормах ГК, несколько отличается от традиционно используемой в теории. Она,однако, избрана не случайно. С ее помощью не только подчеркивается различие вюридической силе гражданско-правовых актов, но и устанавливаются ограниченияподзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировкеконкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации илиустановления иного решения «законодательством» (либо «законом»), это означает,что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакимиактами исполнительной власти. Если же Кодекс предусматривает возможностьустановления отличных от его правил предписаний «иными правовыми актами» (ср.,например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентскогоуказа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативногоакта.
При отсутствии же таких указаний нормы Кодексаили иного федерального гражданско-правового закона вообще не подлежатконкретизации и тем более изменениям, ибо законодатель счел соответствующуюрегламентацию исчерпывающей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановленияфедерального Правительства, содержащие нормы гражданского права, могутприниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов илипрезидентских указов, т. е. основываться на актах более высокого уровня. Толькоуказы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могутприниматься по вопросам, прямо не урегулированным федеральными законами, нолишь при отсутствии специальных указаний законодательства на то, что данныйвопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п.3 ст. 3 ГК).
Строгое соблюдение изложенных правил призваносделать гражданское законодательство четкой и непротиворечивой системой,избавив его от многочисленных неувязок, пробелов и противоречий, которымиизобилует действующий правопорядок. С этой целью предусмотрен, в частности,запрет применения судом противоречащего закону акта государственного органа(ст. 12 ГК), т. е. акта исполнительной власти.
Центральным, стержневым актом гражданскогозаконодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязанне только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том,чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормыгражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданскогокодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, приколлизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходиморуководствоваться правилами Кодекса.
Новый Гражданский кодекс принимался частями.Первая часть Кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. ивведена в действие с 1 января 1995 г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица»,вступившей в силу со дня официального опубликования части первой ГК РФ — 8декабря 1994 г., а также гл. 17, посвященной вещным правам на земельныеучастки, правила которой вступили в силу одновременно с введением в действиенового Земельного кодекса РФ). В своих трех разделах она охватывает общиеположения (Общую часть) гражданского права, правила о вещных правах и Общуючасть обязательственного права. Вторая часть Кодекса принята ГосударственнойДумой 22 декабря 1995 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. 2 Она включаетодин, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам обязательств(договорных и внедоговорных). Третья, завершающая часть Кодекса, содержит трираздела, посвященные соответственно наследственному праву, исключительнымправам и международному частному праву. Третья часть ГК принята ГосударственнойДумой 1 ноября 2001 г. и введена в действие с 1 марта 2002 г.
Гражданский кодекс РФ является третьим по счету вроссийской истории. Первый Гражданский кодекс был принят в 1922 г. в периоднэпа и знаменовал собой окончательное признание новой властью имущественного(товарно-денежного) оборота. Он учитывал многие положения дореволюционногопроекта Гражданского уложения, хотя, разумеется, прежде всего закреплял экономическиеосновы нового строя. В 1961- 1964 гг. была осуществлена вторая кодификациягражданского законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основгражданского законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому взначительной мере дублировавших друг друга) республиканских гражданскихкодексах (ГК РСФСР был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация вполной мере отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другиеособенности тогдашнего общественного строя.
Переход к рыночной организации экономикипотребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым актомнового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весьпредмет гражданско-правового регулирования (и, по сути, предназначенным игратьроль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик1991 г. В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и былиспециально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, непротиворечащей новым российским законам).
Основную же роль в реформировании имущественныхотношений в России должны были сыграть ее собственные законы и президентскиеуказы. Нередко они содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, какправило, отличались низким уровнем юридической проработки. Созданный имибеспорядок в организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачуновой гражданско-правовой кодификации, которая и решается принятиемГражданского кодекса.[11]И с этой точки зрения основополагающее место ГК в системе источниковгражданского права приобретает принципиальное значение. />/>/>/>/>7. Проблемы применения иных федеральных законов
Предмет гражданского права составляют стольмногообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализациине могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, какГражданский кодекс.
Для этого необходимы многие другие законы,развивающие и конкретизирующие его правила и институты. Новый ГК прямо предусмотрелв ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков такихзаконодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всейотрасли гражданского законодательства. Часть из этих законов, главным образом остатусе отдельных юридических лиц, уже принята, а часть находится в стадииразработки и обсуждения законодателем. Следует иметь в виду, что при наличиипрямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулироватьсоответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Кодекс существенно повысил роль законов врегулировании имущественных отношений, установив в своих нормах прямые отсылкик конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено, по крайней мере, набудущее время, регулирование соответствующих отношений подзаконными актами;во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации теперь существеннорасширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретныхзаконов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязансам законодатель.
По мере реализации этих положений гражданскоезаконодательство приобретает все более отчетливые черты единой кодифицированнойсистемы.
К сожалению, отечественный законодатель не всегдапоследовательно учитывает и реализует собственные намерения. Кроме того, нормыи даже институты гражданского права, как уже отмечалось, часто формулируются имв комплексных законах, нередко не вполне соответствующих общим положениямгражданского права (например, в законах о ценных бумагах, банковскойдеятельности и т. д.). Для устранения негативных последствий такой ситуации,ведущей к появлению противоречий в законодательстве, должны использоватьсяправила п. 2 ст. 3 ГК.
Входящие в эту группу нормативные акты имеютподзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или вином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано имииначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Наибольшей юридической силой среди подзаконныхнормативных актов обладают президентские указы. В сфере, прямо неурегулированной нормами закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое жезначение, что и закон (разумеется, если они не содержат прямых противоречийему).
Многие указы Президента РФ по вопросамэкономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которыебыли изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержатпротиворечащие им правила, теперь могут применяться лишь в части,соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам,которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняютдействие до принятия соответствующих законов.
Правительственные постановления, содержащие нормыгражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральнымзаконам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «наосновании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которыеимеют гражданско-правовое значение.
В сфере хозяйственной деятельности федеральноеправительство принимает большое количество нормативных актов, главным образомкомплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Рядправительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могутрегулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы,сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащейКодексу./>/>/>/>/>8. Нормативные правовые акты федеральных органов/>/>/>исполнительной власти
Нормативные акты федеральных министерств иведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридическойсилой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указанияна такую возможность в акте более высокого уровня — законе, либо президентскомуказе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременноопределяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано спостоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомствисказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственныминтересам.
Поэтому все ведомственные нормативные акты,касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные актымежведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации вМинистерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностьюих содержания).[12]Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты Федеральнойкомиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена иранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). Врезультате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямыепротиворечия с Гражданским кодексом или другими законами./>/>/>/>/>9. Официальное опубликование и вступление
нормативного акта в силу
Регулирование отношений, входящих в предметгражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыминормативными актами. Как показала многолетняя практика, эти акты, особенноподзаконного характера, отличаются нестабильностью, объективно отражая высокийдинамизм самих имущественных и неимущественных отношений. В условияхсоциально-экономических преобразований нестабильными становятся дажегражданские законы. Это придает особое значение точному определению моментоввступления соответствующего нормативного акта в силу и прекращения егодействия, а также установлению действующей официальной редакции его текста.
Нормативные акты, содержащие нормы гражданскогоправа, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликованиеважно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и дляознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений. Кроме того,официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный,общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФфедеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаютсяпринятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции(а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). Втечение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальномуопубликованию в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РоссийскойФедерации». По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текстазакона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе.Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в«Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».[13]
В некоторых законах прямо устанавливается инойпорядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостьюнемедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать иболее поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостьюподготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятиикодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения взаконодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения вдействие основного закона («вводный закон»). Международные договоры, в которыхучаствует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятиязаконов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).
Иные правовые акты (президентские указы иправительственные постановления) также подлежат обязательной официальнойпубликации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащихсведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиденциальныйхарактер) в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РоссийскойФедерации» в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступаютв силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо содня их подписания. Постановления федерального Правительства, затрагивающиеправа, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней последня их первого официального опубликования, а иные — со дня их подписания.Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях можетпредусматриваться и иной порядок вступления их в силу.[14]
Необходимо учитывать, что до 1994 г. ЗаконыРСФСР, а затем Российской Федерации официально публиковались в «ВедомостяхВерховного Совета РСФСР» («Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР иВерховного Совета РСФСР», «Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и ВерховногоСовета РФ»), а также в «Российской газете».
Указы Президента РФ в данный период официальнопубликовались сначала в названных «Ведомостях», а в 1992-1993 гг. — в «Собранииактов Президента и Правительства РФ» и также в «Российской газете».Правительственные постановления в это время официально публиковались в«Собрании постановлений Правительства РСФСР» (СП РСФСР), затем — в указанном«Собрании актов».
Нормативные правовые акты федеральных органовисполнительной власти, как уже отмечалось, подлежат не только официальномуопубликованию, но во многих случаях и особой государственной регистрации. Затемв срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы вгазете «Российские вести» (либо также в «Бюллетене нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти»). Официальному опубликованию неподлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которыесодержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющиеконфиденциальный характер.
Лишь после такого опубликования они вступают всилу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные,но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как невступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешениигражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских правоотношениях должнабыть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащихзакону ведомственных нормативных актов.
Акты гражданского законодательства обычнопрекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате ихнепосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямоуказанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем болеевысокого уровня, что характерно для подзаконных нормативных актов).
Для многих законов последнего времени, ксожалению, характерным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранеедействовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятыйнормативный акт по общему правилу погашает полностью или в соответствующейчасти действие ранее принятого по этому же поводу акта такой же или болеенизкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действиесоответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов). Законом,однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило онеобходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся вдругих законах (п. 2 ст. 3), указывает на необходимость руководствоватьсянормами Кодекса даже при их коллизии нормам иных федеральных законов (если,разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такиеколлизии).
Гражданско-правовые нормативные акты, будучифедеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. Приэтом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к темотношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).
Это традиционное для всякого развитогоправопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Преждевсего, сам гражданский закон может предусмотреть распространение своегодействия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон овведении в действие части второй ГК РФ (ст. 12) распространил действие новыхправил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (в томчисле повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда,происшедшие за три года до вступления в силу соответствующих правил Кодекса (еслиуказанный вред остался не возмещенным).
Правила гражданского законодательствараспространяются на соответствующие отношения российских граждан, юридическихлиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также кгражданским правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства ииностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом(абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ). В частности, при известных условиях они могутприменяться к договорам российских субъектов права с иностраннымиконтрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормамимеждународного частного права (см. разд. VII Основ гражданскогозаконодательства Союза ССР и республик 1991 г. и разд. VIII ГК РСФСР 1964 г.).
Федеральный закон сам может установитьограничения сферы своего применения определенным кругом лиц.
/>/>/>/>/>10.Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М., 2001.
2. Гражданскийкодекс РФ В 3-х частях. — М., 2002.
3. Федеральныйзакон от 14 июня 1994 г «О порядке опубликования и вступления в силуфедеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палатФедерального Собрания» //СЗ РФ 1994 № 8 Ст 801.
4. УказПрезидента РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке опубликования и вступления всилу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерациии нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»
5. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первойГражданского кодекса Российской Федерации»// РГ. 1996.13авг.
6. Правилаподготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной властии их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФот 13 августа 1997 г. № 1009 //СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.
7. Венскаяконвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М,1994. С 34.
8. БрагинскийМ. И. Общие положения нового Гражданского кодекса // Хозяйство и право. 1995. №1.
9. ДозорцевВ. А. Один кодекс или два (нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским)// Правовые проблемы рыночной экономики в Российской Федерации Труды Институтазаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Вып. 57М,1994.
10. Единообразныйторговый кодекс США // Серия «Современное зарубежное и международное частноеправо» М, 1996.
11. ЗыкинИ. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983.
12. ИоффеО. С. Советское гражданское право. М., 1967.
13. КалмыковЮ. X. Вопросы применения гражданско-правовых норм Саратов, 1976.
14. Комментарийчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей.М., 1995.
15. МейерД.И. Русское гражданское право. — В 2-х ч. (Классика российской цивилистики). — По испр. и доп. 8-му изд., 1902. — М.: Статут, 2000.
16. СухановЕ. А. Развитие гражданского законодательства России при переходе к рынку //Гражданское право России при переходе к рынку. М, 1995.
17. ХохловС. А. Концептуальная основа части второй Гражданского кодекса // Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст. Комментарии. Алфавитно-предметныйуказатель. М, 1996.
18. ШершеневичГ. Ф Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.).
19. ЯковлевВ. Ф. О Гражданском кодексе Российской Федерации // ВВАСРФ. 1995. № 1.
20. ЯковлевВ. Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодексаРоссийской Федерации арбитражными судами // ВВАС РФ. 1995. № 5.