Министерство образования и науки Украины Киевский университет туризма, экономики и права Учебно-консультативный пункт г. Луганск Контрольная работа по предмету: Международный рынок туристических услуг студентки 5-го курса группы 51-ОАЗ Кременчуцкой Светланы Валерьевны г. Луганск 2004г. Международный рынок туристических услуг в Германии
В Германии нет теплых морских пляжей, и в ее садах не цветут лимонные деревья. Однако эта страна всегда привлекала и впечатляла туристов. Германия располагается в центре Европы. Она граничит с девятью государствами: на Севере это – Дания, на Западе – Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франции, на Юге – Швейцария и Австрия, а на
Востоке – Чешская Республика и Польша. Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны. Почти 3 миллиона рабочих мест связаны непосредственно с туризмом. Наряду с торговлей это – самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей. Ежегодно Германию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых
проводит в гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы, американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города – Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден. В сравнении с другими отраслями экономики отрасль туризма занимает второе место после автомобилестроения. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений
от налога на зарплаты и прибыль в кассы коммун. Следует отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением. Руководитель московского представительства Немецкого национального офиса по туризму (DZT) Ирина КЕЙКО в интервью журналу «Туристический Бизнес» отметила, что согласно статистике ВТО, в последние годы Германия прочно вошла в десятку стран – лидеров по приему зарубежных туристов,
а по валютным поступлениям в отрасли она занимает 6-е место в мире. Отмечается устойчиво положительная динамика туристских прибытий – в среднем 16,1 миллиона иностранных туристов в год, что больше показателя 2002г. на 3,5%. Число туристских ночевок за тот же период увеличилось на 3,7%. Наибольший рост этих показателей достигнут за счет гостей из
США, Нидерландов, Италии, Соединенного Королевства. Доходы в туристской отрасли, к примеру, в 2002 году составляли 15,7 миллиардов евро и в настоящее время находится вблизи уровня в 20 миллиардов евро. Ирина КЕЙКО сообщила, что тенденция роста сохраняется – число туристских ночевок увеличивается в среднем на 6,1% в год. В 2002 в Германии было зафиксировано 293,6 тысяч ночевок украинцев (1,7% от общего количества
ночевок), и по сравнению с 2001 годом этот показатель вырос на 10,6%. Вместе с тем нельзя не отметить диспропорции в распределении туристского потока внутри страны – львиная его доля приходится на так называемые «старые земли» Германии. Немецкие туристы являются весьма привлекательными для многих стран, т.к. во время своих путешествий они тратят довольно большие суммы, в среднем в 2-3 раза больше, чем любой другой иностранный турист,
что весьма выгодно для принимающей страны. В связи с этим между принимающими странами разгорается борьба за привлечение немецких туристов. Чтобы не остаться в стороне от этих изменений на мировом туристском рынке, необходимо провести глубокий и всесторонний маркетинговый анализ основных тенденций развития туризма Германии, следует изучить как внутренние факторы, влияющие на выбор туристских дистанций, так и внешние факторы. Анализ динамики выездного туризма
Германии за 1990-2002 годы, согласно диаграммы 1, свидетельствует о постоянном росте количества зарубежных путешествий. За последнее десятилетие дважды произошел рост абсолютного числа выезжающих за рубеж туристов по сравнению с предыдущим годом. Диаграмма 1. Динамика зарубежных путешествий немцев Можно выделить следующие основные факторы, которые привлекают туристов в страну: 1. Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей;
2. Упрощенный визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров); 3. Высокий уровень сервиса. Диаграмма 2. Сезонные колебания числа выезжающих туристов Туризм, как известно, носит ярко выраженный сезонный характер, поэтому представляет интерес анализ динамики совершения зарубежных поездок по месяцам. Из диаграммы 2 видно, что помесячная динамика количества выезжающих за рубеж туристов сохраняется из года в год и достаточно стабильна.
Отклонения от общей тенденции вызваны обычно нестандартными ситуациями, например, резкое уменьшение количества выехавших туристов в декабре 2001 года связано с сильным тайфуном, а увеличение в декабре 2002 – с удачным сочетанием выходных дней. Особый интерес представляет анализ половозрастной структуры немецких туристов, совершающих зарубежные поездки. Из общего числа 16,8 млн. немцев, совершивших в 2001 году зарубежные поездки, 9,13 млн. составили мужчины и 7,67 млн. – женщины.
Т.е. удельный вес туристов-мужчин составил 54%, а туристов-женщин – 46%, что практически не изменилось с предыдущим годом. Рост числа туристов по сравнению с предыдущим годом составил для мужчин 0,5%, а для женщин – 0,8%. С точки зрения объема туристского рынка наиболее крупным сегментом продолжали оставаться женщины в возрасте от 20 до 29 лет (2,82 млн. чел), а за ними мужчины в возрасте от 40 до 49 (2,01 млн. чел) и мужчины в возрасте от 30 до 39 лет (1,97 млн. чел).
Диаграмма 3. Сезонные колебания числа выезжающих туристов Если посмотреть на общую тенденцию развития выездного туризма Германии с 1990 по 1998, представленную в таблице 1, то на фоне общего увеличения потока в 6,8 раза и, в частности, возрастания в 7,4 раза потока немецких туристов в страны Европы, количество немецких граждан, посетивших Украину, тоже увеличилось в 2,36 раза.
Казалось, имеются положительные тенденции, но в абсолютных показателях это весьма малая часть из всего числа немецких туристов, которые ежегодно выезжают за пределы Германии. Так, если в 1998 году выехало за рубеж около 16 млн. немцев, то Украину посетило чуть меньше 40 тыс т.е. 0,25% от общего числа выехавших немецких туристов. Таблица 1 Динамика зарубежных путешествий немцев по регионам
Годы Всего зарубежных путешествий В том числе: В Европу в % от всего В Украину в % от всего в Европу в Украину 1990 10997431 1219449 41107 11,09% 0,37% 1993 11790699 1349371 45995 11,44% 0,39% 1994 13578934 1664464 36823 12,26% 0,27% 1995 15298125 1847784 36934 12,08% 0,24% 1996 16694769 2030744 38034 12,16% 0,23% 1997 16802750 2190043 37862 13,03% 0,23% 1998 15806218 2228052 39367 14,1% 0,25% Привлечение иностранных туристов в страну зависит от множества различных факторов: экономических, политических, экологических и, конечно, связано с проблемой безопасности туристов и уровнем развития сервисных услуг. Это, прежде всего, качество обслуживания иностранных туристов в гостиницах, на транспорте, туристско-
экскурсионных предприятиях и культурно-развлекательных учреждениях, уровень информационного обслуживания и пр. Немецкие туристы требуют высокого уровня комфорта от мест размещения, транспорта, информационных служб, не уступающего немецкому. При этом они желают, чтобы получаемое удовольствие соответствовало оплате и не придерживаются принципа “чем дешевле, тем лучше”. Кроме того, немецкие туристы считаются весьма специфическими туристами с точки зрения особенностей
питания, обычаев, весьма чувствительны к вопросам безопасности и санитарии, поэтому их прием должен быть заранее подготовлен. Как констатируют германские эксперты по туризму, в настоящее время связи в области туризма между Германией и Украиной вступают в качественно новую фазу. В частности, это объясняется тем, что культурные отношения между Украиной и Германией имеют давние и глубокие корни,
Германия продолжает испытывать влияние украинского искусства, в особенности, литературы и музыки. К сожалению, у немцев отношение к Украине остается в целом негативным. Это связано с низким уровнем безопасности в Украине, практически отсутствием информации об украинских туристских ресурсах, которая доступна немецким туристам, низким уровнем обслуживания и т.п. Основные направления работы по привлечению в Украину японских туристов можно сформулировать следующим
образом: предоставление точной и новейшей информации о туризме в Украине, составление рекламно-информационных материалов, рассчитанных на немцев, создание соответствующей организационной системы приема немецких туристов с учетом их национальных особенностей и интересов, улучшение имиджа Украины на рынке зарубежного туризма. Во многом выполнение этих мероприятий зависит не только от туристских предприятий, но и от общей политики
государства в области развития туризма. В Германии еще в мае 2000 года на прошедшей во Франкфурте-на-Майне туристической выставке German Travel Mart (GTM) была представлена концепция развития национальной туристической отрасли, которая базируется на 4-х «китах»: «Культурный туризм», «Агротуризм», «Событийный туризм», «Интернет-технологии». И в каждой из перечисленных стратегических областей развития стране есть, чем гордиться.
Вот, например, некоторые цифры, характеризующие инфраструктуру «культурного» туризма в Германии – более 4 тыс. музеев, 8,8 тыс. постоянных и временных выставок, 220 рекреационных и тематических парков. Не менее значима и роль природного фактора – 13 национальных парков, 6,2 тыс. заповедников и заказников, значительное число сельских гостиниц и агрохозяйств. Далее рассмотрим структуру и состав рынка.
Среди крупнейших участников туристического рынка Германии можно выделить 3 крупнейших туристических корпорации: «TUI Deutschland», «REWE-Touristik» и «Tomas Cook», которые сосредоточили в своих руках 70% рынка туристических услуг. Туризм в Германии получил импульс и начал бурно развиваться только после Второй мировой войны. Вся существующая на сегодняшний день система была создана фактически из ничего
в течение нескольких десятилетий, и в настоящий момент находится на высоком современном уровне и продолжает прогрессировать. Сегодня в Германии все маленькие фирмы, которые существовали изначально, концентрируются вокруг нескольких мощных объединений. К примеру, в туристическую систему «REWE» входят 1260 туристических бюро. Кроме туризма, «REWE» занимается иной производственно-коммерческой деятельностью, всего в системе работает две с половиной тысячи различных бюро. По итогам прошлого года «REWE» занимает третье место
на немецком туристическом рынке, годовой оборот концерна составил 60 млрд. евро . Принцип всех немецких концернов, занимающихся туризмом, заключается в наличии собственной авиакомпании, собственной системы гостиниц и транспорта. Все это дает им возможность концентрировать свою деятельность и предоставлять клиентам полный пакет услуг. В Германии не существует отдельного министерства или департамента по туризму, поскольку это не та страна, которая охотно посещается туристами, как
Италия или Испания. В большей степени здесь развит транзитный и выездной туризм. Можно сказать, что она являемся одной из ведущих стран мира в области выездного туризма. Поэтому вся туристическая система принадлежит министерству экономики. В Германии существует Федеральный туристический союз, представители этого союза работают в парламенте, и есть Национальный совет по туризму, который входит в министерство экономики.
Таким образом, существует достаточно рычагов, чтобы лоббировать интересы туризма на всех уровнях. Весь немецкий выездной туризм – это частная собственность. Но государство выделяет определенные суммы для поддержания въездного туризма. В Германии в прошлом году наблюдалось положительное сальдо по туризму: туристы вывезли 15,5 млрд. евро, а ввезли 20,4 млрд. евро. Это является положительным моментом, но, как и в большинстве стран, туристический
бизнес Германии все еще продолжает работать в минус: все еще сказываются события 11 сентября, и очень влияет мировая политика и та нестабильность, которая сегодня ощущается повсюду в связи с войной в Ираке и другими возможными боевыми действиями. Но на сегодняшний день интерес к отдыху просыпается у жителей Германии с новой силой. Их уже меньше пугают военные конфликты. В последние сезоны немцы в основном посещают Испанию,
Турцию. Существует интересная особенность немецкого менталитета: если так случается, что житель Германии два года подряд не проводит отпуск за границей, то на третий год он выезжает обязательно. Другая важная особенность – это однодневные поездки, которые являются главным фактором путешествий в Германии. Институт изучения немецкой экономики при Мюнхенском университете вычислил, что в 2002 году было совершено 2,3 миллиарда однодневных поездок (без
ночевок), которые были совершены немцами по делам или в частном порядке. Из этого количества 2,1 млрд. поездок было совершено внутри страны.