1. Особенности оценки инвестиционныхпроектов в сфере услуг
Чтобы выделить особенности оценки инвестиционных проектов всфере услуг, необходимо, прежде всего, обратить внимание на понятие «услуга». Ведьэто то, что принципиально отличает такие проекты от проектов в сферепроизводства и торговли. В настоящее время существует множество различныхопределений услуги. Во многом это объясняется тем, что сфера услуг чрезвычайномноголика, включает разные виды деятельности, а структура услуг в разныхстранах неодинакова.
Несмотря на разнообразие существующих определений, можновыделить ряд отличительных особенностей услуги.
1) Неосязаемость.
В отличие от материально-вещественного блага, которое можнопотрогать, измерить, взвесить и т.д., услуга не может быть реально представленапотребителем заранее, до её осуществления, т.е. нельзя проверить качествопредоставляемой услуги, не потребив её. Это свойство значительно повышаетстепень потребительского риска. Потенциальные покупатели, чтобы снизить этотриск стараются всевозможными способами заранее составить впечатление обинтересующей их услуге, учитывая при этом мнения своих знакомых, которые ужепользовались данной услугой; пользуясь проспектами, наглядно иллюстрирующими иописывающими какие-то этапы и технологии осуществления услуги; оценивая«респектабельность» офиса фирмы и самой фирмы, оказывающей данную услугу,внешний вид и поведение работников и т.д. Всё это зачастую делается интуитивно.Причём многие понимают, что без этого можно, потратив время, деньги и нервы, неполучить желаемого. Со своей стороны производители услуги, в целях привлеченияклиентов, заинтересованы в том, чтобы сделать её как можно более наглядной.
2) Неотделимостьуслуги от её производителя.
Эта особенность вытекает из трактовки услуги как деятельности.Если рассматривать это свойство подробнее, то можно выделить две стороны«неотделимости услуги».
Во-первых, процесс оказания услуги носит интерактивныйхарактер. Это выражается в том, что при оказании большинства услуг потребительпринимает в этом процессе либо непосредственное участие (например,парикмахерские, медицинские, услуги в области образования), либо участвует«дискретно» — во время заказа и получения результата (например, услугиавтосервиса).
Во-вторых, часто процессы производства и потребления услуги совпадаютво времени и пространстве. Т.е. если товар, имеющий материально-вещественнуюформу, может быть произведён сегодня в одной стране, а приобретён в другойстране послезавтра, то услуга потребляется непосредственно в процессе еёсоздания.
3) Недолговечностьуслуги
Из предыдущих двух особенностей, неосязаемости услуги инеотделимости её от производителя, вытекает такое свойство, как недолговечность.Ведь услуги не могут храниться, складироваться, накапливаться. Производствоуслуги начинается с момента поступления заказа от потребителя и заканчивается,когда потребитель получает её результат.
4) Непостоянствокачества
Непостоянство качества предоставляемой услуги обусловленоспецификой процесса её оказания. Качество услуги напрямую зависит от того, кто,когда, где и как её предоставляет. В данном случае играют роль как объективныефакторы, такие как профессионализм работника, технология оказания услуги и др.,так и субъективные: настроение работника, его умение понять потребности клиентаи др. В связи с этим в юридической практике часто возникают сложности прирассмотрении дел о качестве услуг, ведь оно очень трудно поддаётся контролю. Услугисложно стандартизировать; к ним нельзя применять те доказательстванесоответствия качества требуемым параметрам, которые обычно применяют дляматериально-вещественных товаров, в силу субъективности восприятия услугиклиентом.
5) Отсутствиепередачи прав собственности при оказании услуги.
Если, купив товар в материально-вещественной форме,покупатель автоматически приобретает право собственности на него, позволяющееему использовать товар по своему усмотрению, то сама услуга как таковая нестановится собственностью покупателя. В отличие от материального товара,например, услугу нельзя перепродать. А, воспользовавшись один раз услугой,покупатель может воспользоваться ею повторно, только если ещё раз её купит.
Чтобы выделить особенности оценки инвестиционных проектов всфере услуг, кроме рассмотренных выше характерных свойств услуги необходимотакже определить, что такое инвестиционный проект.
Инвестиционный проект – это план вложения средств инвестора сцелью получения в дальнейшем прибыли.
Работа над инвестиционным проектом подразделяется на 3временных этапа:
1. Прединвестиционный
На этом этапе можно выделить несколько стадий:
1) Описание концепции инвестиционного проекта. Создание схемыреализации проекта.
2) Сбор исходной информации для оценки проекта и составлениебизнес-плана. На этом этапе подробно прорабатываются все аспекты реализацииконцепции проекта, и создаётся соответствующий бизнес-план.
3) Проведение расчётов.
· Расчётэкономической эффективности проекта
Этот пункт позволяет выяснить, стоит ли реализовывать этотпроект с точки зрения инвестора. Для этого рассчитываются критерииэффективности: срок окупаемости, чистый приведённый доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), доходность инвестиций и др.
· Расчёт финансовойсостоятельности проекта
Он заключается в подборе схемы финансирования проекта:источников финансирования и графика их исполнения.
· Оценка рискаинвестиционного проекта
В этом пункте выясняется, в какой степени проект способенвыдержать негативные изменения исходных данных
4) Финальное рассмотрение проекта и принятие по нему решения.
На этой стадии подводятся итоги по предыдущим пунктам,интерпретируются результаты расчётов. А затем решается судьба проекта: либо егопринимают, тогда можно переходить ко второму этапу – инвестиционному; либо егоотклоняют и отправляют на доработку.
2. Инвестиционный
На этом этапе происходит непосредственно инвестирование.Происходит вложение в основные средства: закупка земли, зданий, оборудования,строительно-монтажные работы и др. На этом этапе создаются условия для дальнейшегофункционирования предприятия.
3. Эксплуатационный
Рассмотрим теперь особенности оценки инвестиционного проектав сфере услуг. Прежде всего, отличия будут заметны в разработке бизнес-плана.
Разработка бизнес-плана в сфере услуг должна начинаться сизучения рынка той услуги, которую планируется оказывать. На данном этапеподготовки бизнес-плана рассматриваются основные характеристики спроса ипредложения, определяются основные тенденции, присущие рынку, а также прогнозируютсявозможные пути дальнейшего развития интересующего рынка. Информация, полученнаяна этом этапе, необходима для оценки будущих доходов по проекту.
Следующим этапом составления бизнес-плана в сфере услугявляется разработка маркетинговой кампании. При этом нужно учитывать, в сфереуслуг не всегда можно применять те маркетинговые приёмы, которые широкоиспользуются в сфере материальных товаров. Маркетинговая стратегия дляпредприятия сферы услуг состоит, как правило, из трёх элементов: внешний маркетинг,внутренний маркетинг и маркетинг отношений. Внешний маркетинг предусматриваетпроведение мероприятий, направленных на выработку лояльности потенциальныхклиентов к компании в целом. Целью внутреннего маркетинга является обеспечениеоптимального уровня лояльности сотрудников компании к организации, в которойони работают. Маркетинг отношений создается непосредственно сотрудникомкомпании, работающим с клиентом, поэтому данный вид маркетинга особенно важендля компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг.
Учитывая, что человеческий фактор играет решающую роль вкомпаниях сферы услуг, при составлении бизнес-плана нужно предусмотреть расходына проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации персоналакомпании. Также в процессе подготовки бизнес-плана в сфере услуг необходиморазработать систему мотивации персонала.
Бизнес-план в сфере услуг должен содержать расчёт величиныинвестиционных расходов. К данным расходам относятся затраты, которыенеобходимо осуществить для начала деятельности проектируемого предприятия. Приэтом помимо расходов на приобретение требуемого оборудования следуетпредусмотреть расходы на привлечение и подбор квалифицированного персонала.
Отличительной характеристикой бизнес-плана в сфере услугявляется довольно низкий уровень инвестиционных расходов, а также высокая долярасходов на оплату труда в общем объеме текущих затрат.
Бизнес-план в сфере услуг должен включать в себя такжеописание организационной структуры создаваемого предприятия. Необходимо представитьштатное расписание с указанием основных должностных обязанностей и количестваштатных единиц для каждой должности. Кроме того, нужно оценить уровеньзаработной платы для каждой должности и рассчитать совокупные расходы на оплатутруда с учетом всех дополнительных выплат.
2. История развития вегетарианства вРоссии
Годом возникновения вегетарианской идеи в России считается1878 год, когда в журнале «Вестник Европы» появилась первая научнаястатья о вегетарианстве «Питание человека в его настоящем и будущем»,принадлежавшая перу покойного профессора Андрея Николаевича Бекетова. Через годстатья эта была издана отдельно, а в 1880 была переведена на немецкий язык.Книжка проф. Бекетова имела большой успех, как в России, так и в Германии.
«Посредник» быль второй ступенью российскоговегетарианского движения. В это же время появилась вегетарианская литературадругих издательств, как, например, «Поваренная книга» А.А. Суворовой,«Зло вегетарианства» д-ра Енько, брошюры Быкова и др. Началсяпрогресс вегетарианской идеи в России. В 1894 г. открылась в Москве первая вегетарианская столовая. Прогресс движения сильно тормозился русскими порядками иполицейскими придирками. Устраивать собрания и читать лекции по вегетарианствуво многих местах запрещалось. Слово «вегетарианство» казалось властямчем-то страшным и «неблагонадежным». Когда содержатель первойвегетарианской столовой в Москве г. Silleneek, повесил вывеску с надписью нарусском и немецком языках «Вегетарианская столовая»,«Vegetarisches speisehaus», то весь немецкий текст, а также слово«вегетарианская» было полицией зачеркнуто, осталось только одно слово«столовая». Не теперь время и место упоминать о тех мытарствах,которые претерпели пионеры российского вегетарианского движения. В 1815 г. вегетарианцев в России можно было насчитывать уже десятками тысяч.
1-го декабря 1901 г. возникло в Петербурге первое российскоевегетарианское общество. Члены этого общества деятельно работали. Был выпущенпервый указатель русской вегетарианской литературы, составлен устав общества,который принят всеми существующими теперь в России вегетарианскими обществами,была основана вегетарианская библиотека, и там же народился первый российскийвегетарианский орган «Вегетарианский Вестник», скончавшийся послеполутора годового существования.
Но как ни кратко было существование органа, он сделал многое.Вегетарианская идея получила в лице «Вегетарианского Вестника»действительно вестника, который в течение 18 месяцев беспрерывно извещал осущности и значении вегетарианства.
Сделав краткий исторический очерк вегетарианского движения впрошлом, рассмотрим современное положение вегетарианства в России.
Вегетарианская идея распространена уже по всей России.Единомышленников, хотя и в ограниченном числе, можно теперь повсюду встретить.Домашний вегетарианский обед можно найти в любом городе.
Число вегетарианских столовых, колоний и естественныхлечебниц все более нарождается. Литература увеличивается и быстро растет. Ужене хихикает периодическая пресса, а уделяет вегетарианству целые столбцы. Вмаленьких, глухих местечках, городах и селах, живут никому неведомыеветераны-борцы и творят свое скромное, маленькое дело: распространениевегетарианской идеи.
Постепенно входит в моду идея здорового образа жизни иправильного питания. Поэтому развивается и вегетарианство. Сейчас в Москвеможно найти огромное количество ресторанов, которые предлагают, в том числе ивегетарианские меню. Специализированных ресторанов не так много – в Москвевегетарианец может найти только 4 таких ресторана. Оно и понятно, публика такихресторанов немногочисленна, ведь по статистике вегетарианцами являются лишь 10 процентовнаселения. Рассмотрим подробнее рынок ресторанного бизнеса и проанализируеминтересующий нас сегмент.
3. Анализ отрасли 3.1 Общее исследование рынка
Ресторанный бизнес у нас считается одним из самых рискованных- большие затраты, конкуренция, к тому же всякие «крыши» одолевают — все ж на виду. Даже в Европе, где этот бизнес стабильнее, чем где бы то нибыло, примерно 45 процентов проектов не переживают стартового срока в два года.Согласно данным Всемирного справочника банкротств Дан энд Брэдстрит,ресторанный бизнес уверенно занимает 4-е место в списке банкротств послемагазинов готового платья, мебельных и фотомагазинов.
И тем не менее, по признанию рестораторов, этот бизнес — одиниз самых заманчивых. Хороший ресторан каждый день приносит реальные, немалыеденьги и по доходности уступает, пожалуй, только торговле наркотиками иоружием.
В Москве и Санкт-Петербурге последние два года числоресторанов растет не менее чем на 20 процентов.
Лидером в России является, конечно, Москва. В столице около2800 ресторанов, хотя надо отметить, что эта цифра приблизительная, так какмногие источники включают в их число бары, клубные заведения и кафе. Но все жеэто меньше в три-четыре раза, чем в Праге, и в восемь-девять раз, чем в Париже.А, например, в Нью-Йорке (городе, сравнимым по размерам с Москвой)насчитывается свыше 120 000(!) субъектов ресторанного бизнеса.
Годовой оборот ресторанного рынка в столице составляет около150-250 миллионов долларов. В пик популярности и процветания рентабельностьнебольшого ресторана, расположенного в хорошем месте и с хорошей кухней, оченьдаже не плоха, прибыль не опускается ниже 30 процентов, а годовой оборотсоставляет около 1-1,5 миллиона долларов.
Но несмотря на это лидирующее место в общественном питаниизанимают закусочные «фаст-фуд», причем не только в России, но и вовсем мире. Многие инвесторы рассматривают крупные сети таких заведений какспецифическую модель розничной торговли гамбургерами, пиццами, цыплятами,бифштексами и т.д.
Гамбургеры, конечно, в фаворитах: оборот их продаж в миресоставляет 23,7 миллиарда долларов в год. Затем идут мировые операторы пиццы,их оборот превышает 20 миллиардов долларов в год. Дальше следуют цыплята — 7,3миллиарда долларов. Ну и замыкают цепочку бифштексы — свыше 900 миллионовдолларов в год.
/>
После заведений быстрого питания идут рестораны среднегокласса, где можно пообедать на сумму 30-50 долларов. Надо отметить, что длянашей столицы уходящий год стал просто годом китайского и японского нашествия.В Москве открылось больше десятка японских ресторанов и закусочных и примерностолько же китайских.
Однако надо заметить, что у нас пообедать в таком ресторанеобойдется в два-три раза дороже, чем в Америке или в Европе, так как ресторанытакого класса в столице попадают в разряд модных, тогда как на Западе ихпринято считать предприятиями общепита, где можно быстро и недорого поесть.Такие рестораны не предполагают роскошных интерьеров и затрат на оборудование.
Несмотря на моду, самые сильные позиции держат пивныезаведения. По мнению рестораторов, пивные окупаются быстрее других«тематических» ресторанов. Посещаемость у них больше, а открыватьпивнушки в Москве можно в больших количествах, пока потребность в нихудовлетворена только на 40 процентов. Сейчас в столице более или менееприличных пивных ресторанов уже больше тысячи, и 70 миллионов долларов оборотаприходится именно на них. В эти расчеты не входят заведения с высокимпотреблением пива, но не декларированные как пивные (боулинги, сети«фаст-фудов»).
В категорию наиболее популярных заведений попадают и кофейни.Приятные недорогие кафешки, где можно выпить кофе и поболтать с друзьями, всебольше нравятся потребителям, и их так же не хватает Москве. Их количестворастет только в районе Садового кольца. За кольцом больше преобладают домашниемаленькие недорогие рестораны с национальной кухней, которые рассчитаны нажителей ближайших домов.
Рынок ресторанов высокого уровня уже насыщен, и активногороста здесь не предвидится. Элитные рестораны не остались без клиентов, ноконкуренция сильно ужесточилась. Среди крутых ресторанов по-прежнему лидируетфранцузская кухня для гурманов, затем идет европейская и итальянская. Вообщенадо отметить, что в Москве представлены почти все кухни, начиная с весьмараспространенной мексиканской и кончая тибетско-монгольской.
И все-таки, по оценкам экспертов, в ближайшее времяресторанный бизнес ждут не самые легкие времена. Чтобы он стал силой,необходимо сетевое развитие, а выдавать кредиты под залог существующегоресторана на открытие следующего никто не спешит. Для того чтобы ресторанокупился, нужно от шести месяцев до трех лет, и лишь потом идет чистая прибыль.При этом существует большой риск разориться, а это не добавляет энтузиазмастороне, финансирующей проект. Инвесторам выгоднее вкладывать деньги вторговлю, сервисные центры и производство, где риска меньше и прибыль приходитбыстрее.
К тому же у нас наблюдается дефицит квалифицированногоперсонала. Хорошего менеджера и, самое главное, шеф-повара высокого классанайти очень сложно. Шеф-повар — основная фигура в ресторане. Он творец,художник, менеджер, следящий за технологией производства. В основном вприличных ресторанах на этой должности работают иностранцы, которыеспециализируются на национальных кухнях. Но задерживаются в заведении ониобычно в среднем не дольше полутора лет. Затем их переманивают на более высокуюзарплату, и у ресторана начинаются проблемы. 3.2Исследование рыночного сегмента
Рыночный сегмент представлен 4 ресторанами (не включая спортбары в фитнес клубах и различных студиях). Обратим внимание также на терестораны, кот. находятся в районе, где предполагается открывать ресторан (м.Бауманская).
1. «Джаганнат»
Ресторан «Джаганнат» – это лучшее место в Москве для тех, ктопредпочитает международную вегетарианскую кухню и здоровый образ жизни.
Гостей ресторана приятно удивит разнообразие экзотическихблюд, таких как Гуакомоле, классический индийский обед — Панча Тали, супВон-Тон, Джаганнат-Паэля, вегетарианские суши, с любовью приготовленных изэкологически чистых, здоровых продуктов, привезенных из различных уголковземного шара.
Почитатели макробиотики смогут по достоинству оценитьнезабываемый вкус эксклюзивных блюд, приготовленных по уникальной рецептуре.
Также в ресторане представлен фито-бар, предлагающийэтнические и средневековые напитки. Огромный выбор свежевыжатых соков, чайныецеремонии из лучших в мире китайских чаев и необыкновенные десерты, включающиекак европейские, так и восточные сладости. А для маленьких посетителейресторана предусмотрено детское меню.
Хотя ресторан «Джаганнат» расположен в самом центре Москвы,на Кузнецком мосту, здесь царит расслабляющая атмосфера тепла и уюта. Апрекрасный интерьер, выполненный в индийском стиле, и радушный персонал приятноудивят Вас.
По вечерам музыканты исполняют красивую музыку на редковстречающихся музыкальных инструментах, многие из которых можно услышать толькоздесь.
2. Авокадо
Вегетарианское кафе «Авокадо» находится в историческом,живописнейшем месте Москвы – на Чистопрудном бульваре, который издавнасчитается одним из излюбленных прогулочных мест москвичей и гостей столицы.
В теплое время года здесь можно расположиться на открытойлетней веранде, под вековыми деревьями, где вам предложат закутаться в тёплыйплед, если замёрзните.
В меню кафе представлены блюда, рецепты которых собраны совсего мира, авторская кухня, а также кухня фьюжн. Меню обновляется раз вдве-три недели.
Главный критерий отбора – блюдо должно быть изысканно вкусными полезным.
Особой популярностью у гостей пользуются блюда фьюжн с’пробуждёнными зёрнами’ подсолнечника, кунжута, льна, тыквы, чечевицы и нута.При прорастании количество минералов и витаминов в зёрнах увеличивается в сотнираз, что делает блюда, приготовленные с их использованием, особенно полезными.
Аппетитная итальянская страница меню представляет нескольковидов вегетарианской пиццы: Маргарита, Грибная, Неаполитанская, несколько видовпаст и ризотто.
Всегда на пике популярности блюда японской кухни. Это иразличные вегетарианские роллы, суши, салаты из морской капусты и горячие блюдаиз риса, лапши и обжаренных овощей и, конечно же, традиционный суп ‘мисо’.
В баре можно попробовать всевозможные свежевыжатые соки налюбой вкус – из фруктов или овощей, а так же коктейли из них. На выбор –безалкогольные или алкогольные. Есть даже целебные кислородные коктейли наоснове различных соков. Если хочется просто попить чая или кофе, тогда вашемувниманию предложат огромный ассортимент чая – тонизирующего или расслабляющего(можно заказать чайную церемонию) и разнообразного кофе – с кофеином или безнего.
Совсем скоро в меню кафе будут введены особые чай и кофе –для похудения! А так же особое меню для худеющих. Это специально подобранные исоставленные завтраки, обеды и ужины.
Заслуживает внимания обширный выбор вин из Италии, Франции,Германии, Испании, Чили и ЮАР. Винная карта включает классическое китайскоесливовое вино.
В кафе не курят: «Авокадо» — чуть ли не единственное место вМоскве, где табачный дым не испортит вашу трапезу.
Интерьер кафе выполнен в европейском стиле – лёгком иненавязчивом, в тёплых, светлых тонах. Ему присуща лёгкая гармоничнаяатмосфера. Это идеальное место для деловых и романтических встреч.
В кафе «Авокадо» соблюдаются первейшие правила вегетарианскойкухни. В приготовлении блюд используются только экологически чистые продукты. Аглавное, блюда готовят в хорошем настроении и с приятными мыслями.
3. «Путь йоги»
Ресторан при центре йоги с вегетарианской кухней отшеф-повара Шехзада. В соседнем подъезде проходят занятия йогой, есть массажныйкабинет с квалифицированными специалистами по Аюрведе и остеопатии.
4. «Ганга»
Индия – родина не только вегетарианской кухни, но и науки оздоровом образе жизни – аюрведы. «Аюр-Веда» считается самым древним из всехизвестных на Земле трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию.
Все блюда в кафе «Ганга» готовятся в строгом соответствии спринципами аюрведы (сочетаемость продуктов, общая сбалансированность) иоснованы на рецептах индийской (ведийской) кухни, проверенной тысячелетиями.
Ученые Миланского университета и клиники Меггиор доказали,что вегетарианская диета уменьшает содержание холестерина и канцерогенныхвеществ в крови, что в свою очередь приводит к уменьшению риска заболеваниячеловека атеросклерозом (что становится причиной повышенного кровяногодавления, сердечной недостаточности и инсультов), а также раковымизаболеваниями.
В первую очередь мы хотели бы прислушаться к вашим желаниям ивыслушать ваши предложения о том, чем мы можем вам служить, исходя изпредставленной выше презентации наших возможностей.
5. Ciel
Гурманов наверняка порадуют оригинальные решения традиционныхрецептов, в которых предусмотрено буквально все: от калорийности до внешнеговида блюда.
Разумеется, готовят в заведении исключительно изкачественных, свежих продуктов, используя только собственные соусы иконтролируя весь процесс.
В гастрономической программе ‘Ciel’ найдутся и фирменныесалаты, и необычные миксы, и банкетные кушанья (осетр, кролики, стерлядь) вкрасивой подаче.
Меню обновляется сезонно, так что даже самых преданныхпостоянных посетителей ждут приятные неожиданности и сюрпризы.
Винная карта и выбор алкоголя в ресторане также впечатляет,более того услужливые официанты подскажут, какие именно напитки лучше всегосочетаются с выбранным блюдом.
В будние дни в ‘Ciel’ подают сытные домашние завтраки сомлетами и кашами и недорогой бизнес-ланч из нескольких блюд. А вечером здесьможно не только посмотреть спортивные трансляции за кружечкой свежегоразливного пива, но и провести деловые переговоры в vip-кабинете, либо отметитьсемейное торжество и юбилей, устроить корпоративную вечеринку и пышный банкет — стильный и уютный интерьер заведения очень к этому располагает.
Сценарий праздника в ‘Ciel’ разработают индивидуально длякаждого случая и продумают все до мелочей – и подачу блюд, и украшение зала, ифлористику, и музыкальную программу.
6. Багратиони
Ресторан «Багратиони» удачно сочетает изысканнуюгрузинскую кухню и уникальный интерьер, над которым трудились лучшие дизайнерыи архитекторы города.
Просторный зал на 100 посадочных мест, в центре которогорасположен большой круглый мангал, уникальный 50-метровый диван-река, люстрыавторской работы и стены, увитые виноградными лозами. В зале расположенывидеопроекторы, и когда окна закрывают жалюзи, помещение превращается внастоящий кинозал: на широком экране транслируют виды старого Тбилиси, и нетолько…
Но это все — лишь достойное обрамление для произведенийодного из лучших поваров Грузии, который знает секреты множества блюдгрузинской кухни. В ресторане представлена богатая коллекция вин, которыехранятся в настоящем погребе, в который может пройти любой гость всопровождении сомелье.
7. Бест кафе
Уникальный трехуровневый интерьер, оригинальные дизайнерскиерешения, фривольная черно-белая цветовая гамма с дерзкими вкраплениямикрасного, постеры с сексапильными красотками на стенах и аппетитные женскиеножки у барной стойки…
Помимо необычного интерьера, хорошей музыки, ночныхшоу-программ, душистых кальянов и зажигательных танцев до упада, ‘Бест кафе’предложит гостям отличное фирменное пиво без ограничений (всего за 380 рублей),обширную барную карту с лучшими напитками и недорогую, но вкусную кухню.
Всех засидевшихся до утра, пришедших перекусить в обеденныйперерыв или заглянувших сытно поужинать в выходной в ‘Бест кафе’ ждут нескольковидов классических салатов, традиционные пивные закуски, сытные сэндвичи,итальянская пицца, немецкие колбаски и популярные десерты.
Продвинутую молодежь, уставшую от однообразия и дороговизныпафосных московских заведений, наверняка порадует это приятное и обаятельноеместо с веселой, бодрящей атмосферой, милым обслуживающим персоналом и полнымспектром развлечений на любой вкус.
8. Кнефи
КНЕФИ — это нетипичное городское кафе с легкой инепринужденной атмосферой и собственным ритмом
Параметр «Джаганнат» «Авокадо» «Путь йоги» «Ганга» 1. Ассортимент
Супы
Гарниры
Горячие закуски
Горячие блюда
Холодные блюда
Напитки
Десерты
Супы
Гарниры
Горячие закуски
Горячие блюда
Холодные блюда
Напитки
Десерты
Мороженое
Холодные закуски
Горячие закуски
Супы
Основные блюда
Гарниры
Вегетарианство по-японски
Лепешки
Соуса
Десерты
Бар
Кальян
Выпечка
Овощные блюда
Пицца
Самосы
Салаты
Супы
Гарниры
Торты
Пирожные
Вареники
Сладкая выпечка
Экзотика
Вегетарианские колбасы
Напитки 2. Средний чек 1300 750 1000 200 3. Доставка – – по Москве при заказе от 1500 рублей При стоимости заказа менее 3000 руб. доставка платная (500 руб. по Москве) 4. Услуги
Чайные церемонии
Магазин здорового питания
Проведение встреч, лекций
Проведение фуршетов, банкетов
Детские праздники
Проведение фуршетов, банкетов
Аренда чилаута
По воскресеньям родители могут смотреть детский класс по йоге в прямом эфире за чашкой чая в ресторане Проведение банкетов, фуршетов, экзотических мероприятий Производство тортов любой сложности 5. Местоположение Кузнецкий мост, 11 Чистопрудный бульвар, 12 Пятницкая ул., д. 43, стр. 3 Ленинградский проспект, строение 37 6. Наличие сайта Да Нет Да Да Параметр Ciel Багратиони Бест кафе Кнефи 1. Ассортимент
Вегетарианское меню
Гриль
Завтраки, Мясное меню, Пицца, Постное меню, Разливное пиво,
Рыбное меню
Вегетарианское меню, Выездное обслуживание, Гриль,
Карта вин, Мясное меню, Постное меню, Рыбное меню
Вегетарианское меню,
Карта вин,
Мясное меню, Пицца,
Постное меню, Рыбное меню
Вегетарианское меню,
Карта вин,
Мясное меню, Постное меню, Рыбное меню 2. Средний чек 750 1500 2500 1500 3. Доставка – + – – 4. Услуги Живая музыка, Кальян, Спорт на большом экране Бизнес-ланч, Выездное обслуживание, Детские праздники, Проведение банкетов,
Бизнес-ланч, Выездное обслуживание, Детские праздники, Детское меню,
Еда на вынос, Завтраки, Проведение банкетов,
DVD, Wi-Fi, Видео, Видеопроектор, Дискотека, Живая музыка, Кальян, Концерты, Спорт на большом экране, Спутниковое ТВ, Стриптиз, Танцпол, Шоу-программы
Бизнес-ланч, Детские праздники, Детское меню,
Еда на вынос, Проведение банкетов, 5. Местоположение ул. Фридриха Энгельса, д. 75 Спартаковская пл., д. 1/7 ул. Малая Почтовая, д. 2/2 Рубцовская набережная дом 3 6. Наличие сайта Нет Нет Нет Да 3.3 Виды услуг
· Проведениекорпоративных мероприятий
· Чайные церемонии
· Продажа готовыхпродуктов
· Детские праздники
· Аренда залов
· Различные видыменю:
— Вегетарианское (vegetarian)
— Веганское (vegan)
— Меню для Великого Поста
— Экадашное меню — пища, не содержащаязерна или бобовые. Она может состоять из любых корнеплодов кроме свеклы;фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и всех овощей кроме грибов.При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых также следует избегать:шпината, мёда, баклажанов, асафетиды и морской соли (другие виды соли, такиекак поваренная соль, допустимы).
— Макробиотическое меню
В Макробиотике существует десять режимов питания (см.таблицу), которые позволят добиться хорошего здоровья
Режимы 5, 6, 7 — жесткие (лечебные или монастырские), нонаиболее простые для выполнения.
Режимы 1, 2, 3, 4 — обычные, для повседневного применения.
Режимы 1а, 2а, 3а — мягкие (для редкого применения), нонаиболее сложные для выполнения. 3.4 Целевая аудитория
Посетители – это люди, занимающиеся медитацией, йогой,восточными единоборствами и различными духовными практиками. Кроме того, такойклиент, как правило, серьёзно подходит к своему здоровью, а значит, являетсязавсегдатаем фитнес-клубов и других подобных спортивно-оздоровительныхкомплексов. Это основная клиентская база. Но в таком бизнесе есть и своисезонные колебания в сторону увеличения притока:
· летнее время,когда даже самые заядлые мясоеды предпочли бы лёгкую окрошку жирной и солёнойкотлете
· весна, когдамногие дамы садятся на различные диеты с целью похудеть к пляжному сезону
· православныепосты, особенно Великий пост – между Масленицей и Пасхой.
4. Описание проекта открытияресторана
Цель проекта – получение прибыли от оказания услуг населению.
Задачи проекта: открытие вегетарианского ресторана,обеспечение его стабильной и успешной работы.
4.1 Описаниевыбранного района (рядом с м. Бауманская)
Басма́нный — район в Москве. Находится всеверо-восточной части Центрального административного округа Москвы, граничит сКрасносельским, Таганским и Тверским округами, а также с округами Сокольники, Соколинаягора и Лефортово. Площадь территории округа составляет 816 га, из них площадь зелёных насаждений 75 га: это 47 скверов, 2 парка и дворовые посадки. Численностьнаселения — 100 тыс. чел.
На территории Басманного района расположены 10 станций метро,Курский вокзал и более 30 церквей.
Для открытия ресторана рассматривается улица Бакунинская. Наэтой улице располагается школа йоги, а это потенциальные клиенты ресторана.Недалеко от метро находится федерация йоги, а точнее один из залов. Такженедалеко от метро находится два фитнес центра. С потенциальными партнерамипланируется взаимовыгодное сотрудничество в виде рекламы и предоставленияскидок.4.2 Схемареализации проекта
Ресторан рассчитан на людей, практикующих здоровый образжизни, занимающихся спортом и придерживающихся концепции вегетарианства.Ресторан располагается в бизнес центре класса В+. Выбор данногоместорасположения обусловлен двумя факторами:
1. Вблизи метроБауманская находятся две школы йоги и один фитнес центр, клиенты которыхявляются потенциальными посетителями ресторана
2. Предполагается,что работники офиса захотят отвлечься от своей работы и окунуться в атмосферудуховности и здоровья.
Ресторан предлагает уютный зал, рассчитанный на 20 человек инебольшое помещение, где можно сидеть на полу на 10 человек. Гостей ресторанаприятно удивит разнообразие предлагаемых блюд.
Также в ресторане представлен фито-бар, предлагающийэтнические и средневековые напитки. Огромный выбор свежевыжатых соков,необыкновенные десерты, включающие как европейские, так и восточные сладостиподарят непременно хорошее настроение и зарядят бодростью и энергией. Здесьцарит расслабляющая атмосфера тепла и уюта. Прекрасный интерьер, выполненный изнатуральных материалов и приветливый персонал приятно удивят любого. Повыходным музыканты исполняют красивую музыку на редко встречающихся музыкальныхинструментах, многие из которых можно услышать только здесь.
По субботам проходят лекции известных мастеров в областиздоровья, правильного питания, вегетарианства, все желающие приглашаются кучастию в беседах на философские темы. Данный ход позволит привлечь интерес кресторану. По воскресеньям проходит матепитие., спонсор – компания Мате.ру. Кинтересным услугам можно отнести определение конституции в соответствии сАюрведой и выбор блюд в соответствии с определенной конституцией. Для тех, ктознает свой тип, предлагается готовое меню из подходящих блюд. Кроме того,интересно и представление меню. Рядом с каждым блюдом находится краткоеописание воздействия на конституцию и применение в медицине.
Цены на блюда зависят от дня недели и от времени суток. Вбудние дни с 12 до 15 предлагаются скидки в размере 20% для привлечения людей,работающих в близлежащих офисах на так называемые бизнес ланчи.
Для реализации проекта необходимо подобрать и арендоватьпомещение.
Под аренду выбран 4 этаж бизнес центра, находящийся в 5минутах от метро. Рассматриваема площадь — 150 кв.м.
Лифт: Есть
Тип аренды: Прямая аренда
Тип планировки: Отдельный блок
Состояние ремонта: Высококачественная отделка
Телекоммуникации
Интернет: Оптоволоконная линия
Возможна установка неограниченного количествателекоммуникаций
Наземная охраняемая парковка на: 200 машиномест
Охрана: Круглосуточная охрана, видеонаблюдение по периметруздания
Цена: 400 $ кв.метр в год
НДС: Упрощенная система налогообложения
Коммунальный платежи: Включены в стоимость аренды
Курс: ЦБ на день оплаты.
Оборудование ресторана
Для оборудования ресторана необходимо:
Оборудование ресторана — 75 000 евро
Оборудование фито-бара — 4 000 евро
Оборудование склада, кладовых — 2 500 евро
Оборудование кухни — 15 000 евро
Принято решение приобретать все оборудование у одногопоставщика с целью получения скидок. Данным поставщиком является компания«Перфи». Данная компания была выбрана после тщательного маркетинговогоисследования.
Фирма «Перфи» более 18 лет является поставщикомпрофессионального пищевого оборудования.
Основное направление деятельности — комплексное оснащениересторанов, комбинатов питания, кухонь столовых, хлебопекарен и производств.
Высококвалифицированные специалисты, современная структурасбыта и сервиса, прочные позиции и многолетний опыт в бизнесе — все этообеспечило успех фирмы на рынке профессионального оборудования.
Компания предлагает более 30000 наименований технологическогооборудования от ведущих американских и европейских производителей.
Выбор и размещение технологического оборудованияосуществляется отделом проектирования с учетом современных требований ибогатого опыта.
Постоянство клиентов обеспечивается надежностью и высокимкачеством поставляемого оборудования, оперативной и качественной работой сотрудников.
Фойе
Фойе ресторана решено выполнить из натуральных материалов всоответствии с внутренним дизайном. В фойе нужно поместить удобные мягкиекресла, столики, разложить материалы партнеров, организовать библиотеку. Такженеобходимо организовать раздевалку для удобства посетителей.
Дизайн интерьера ресторана
Общая концепция ресторана – современный минимализм и близостьк природе. Лаконичный дизайн интерьера кафе решен с использованием белого итерракотового цветов. Функциональное зонирование кафе позволяет посетителямкомфортно выбрать место в соответствии со своими пожеланиями. Мягкий,рассеивающий свет позволяет глазам расслабиться и создает благоприятнуюатмосферу для отдыха и общения.
Внешнее оформление ресторана
Учитывая местоположение ресторана, а это современныйбизнес-центр, принято решение поставить указатели около входа в ресторан, напервом этаже около администрации и поставить небольшую вывеску на этаже, накотором располагается ресторан. />/>/>/>/>
Ценообразование
Главной целью проектируемого предприятия являетсяпроникновение на рынок и последующее расширение рыночной доли. Главной стратегиейпредприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукцииболее высокого качества и по более низким ценам, а также расширениеассортимента изделий. Исходя из этого, стратегией маркетинга избираетсястратегия расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовойполитики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительногоимиджа ресторана.
Исходя из целей и стратегии маркетинга, а также с учетомэластичности спроса, установление цен будет осуществляться методом «издержки +прибыль», с учетом величины ожидаемого спроса и поведения конкурентов. Цены напродукцию будут рассчитываться исходя из уровня спроса и издержек и целевойприбыли.
На данный момент существуют следующиеосновные цели:
1) Максимально возможная прибыль
2) Обеспечение и благосостояние рабочих
3) Положение на рынке
План производства и расчет выпуска продукции
Для расчетов мы используем один вид товара:
Томатные чатни
Расчеты производились исходя из средних цен на продукты итовары у предполагаемых поставщиков на момент разработки бизнес-плана.
Цены на основное сырье представлены в таблице
6 спелых помидор
1 ст. лож. гхи
1 маленький острый перец чили, порезанный
0,5 ст. лож. семян горчицы
1 чайн. лож. семян горчицы
1 чайн. лож. свежего тертого имбиря
0,5 лож. соли
4 ст. лож. сахара турбинада
1 ст. лож. КориандраНаименование Цена за 1 кг, руб. Помидоры 150 Гхи 100 Перец Чили 150 Семена горчицы 150 Свежий имбирь 300 Соль 20 Турбинад 200 Кориандр 150
Планируемый суточный объем выпуска
Объем продаж в сутки данного вида продукции составит 30 штук.Стоимость одной чатни равна 13 рублей.
Расчет себестоимости продукции
Общая сумма затрат на производство продукции может изменитьсяиз-за:
· Объема производствапродукции и ее структуры
· Уровня переменныхзатрат на единицу продукции
· Суммы постоянныхрасходов.
Переменные затраты включают в себя:
· Сдельная зарплатапроизводственных рабочих
· Прямыематериальные затраты
· Услуги
Постоянные затраты состоят из:
· Амортизации
· Арендной платы
· Повременнойзарплаты рабочих и административно-управленческого персонала.
Исходя из всего вышеперечисленного, произведем расчетсебестоимости нашей продукции.
С учетом затрат на оплату труда и арендную платусебестоимость на чатни составит 30 руб. Итого полная себестоимость на 30томатных чатни, выпускаемой в сутки, составит 900 руб.
Перед нами стоит задача получить максимальную прибыль, но стем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для наших потребителей, и онине ушли бы от нас к нашим конкурентам. Поэтому, учитывая поставленную задачу,мы будем определять цену методом «средней издержки плюс прибыль», но не будемтакже забывать об уровне текущих цен.
Спрос на нашу продукцию эластичен, так как наш товар имеетзамену.
Придерживаясь общей методики расчёта цены, при её определениибудем следовать следующему плану:
1) Постановка задачиценообразования
2) Определениеспроса
3) Прогноз издержек
4) Анализ цен итоваров конкурентов
5) Выбор методаценообразования
6) Установление окончательнойцены.
Учитывая темпы инфляции, цены на нашу продукцию будутменяться, на момент составления бизнес-плана они составили:ресторан инвестиционный окупаемость финансовый4.3 Оценка объемов выручки и затрат
Оборудование ресторана — $75000
Оборудование фито-бара — $4 000
Оборудование склада, кладовых — $2 500
Оборудование кухни — $15 000
Штат ресторана будет включать директора, шеф-повара, 6поваров, 4 официантов, 2 барменов, 2 кухонных работников, 2 уборщиц, 1 закупщика,1 бухгалтера. Ключевой сотрудник заведения — шеф-повар. Шеф-повар задаеткачество, уровень блюд, выводит новинки, отслеживает популярность того илииного блюда, от него полностью зависит настрой кухни, потому что в большинствеслучаев именно он подбирает персонал. Должность ЗП 1 сотрудника в месяц, тыс руб Количество ЗП всех сотрудников в месяц, тыс руб Директор 50 1 50 Шеф повар 40 1 40 Закупщик 30 1 30 Бухгалтер 50 1 50 Повар 29,5 4 118 Посудомойщик 12 2 24 Уборщик 12 2 24 Официант 12 4 48 Бармен 20 2 40 ИТОГО 424
Основные инвестиционные затраты:Оборудование, в т.ч музыкальное $100 000 Мебель $20 000 Внутреннее обустройство зала $10 000 Создание сайта $500 Система вентиляции и кондиционирования $1 000 Система водоочистки, водоснабжения и канализации $1 000 Система компьютерного учета с программным обеспечением $15 000 Посуда, приборы и стекло $5 000 Привлечение шеф- повара и разработка меню $5 000 Подготовка пакетов документов для регистрации $1 000 Обучение персонала в соответствии с концепций предприятия $5 000 Проведение рекламной кампании $6 000
Итого
$ 169 500 или 5 085 000 руб
Основные текущие затраты:Аренда $5 000 Реклама $1 000 Поддержка сайта $1 000 Хозяйственные расходы $300 Связь $200 Себестоимость продукции Выручка/4 Налоги 15% от прибыли
Итого
7500 или 225000 руб в месяц и
2 700 000 руб в год
Расчет выручки
Исходя из данных о целевой аудитории ресторана, маркетинговыхисследований можно сделать предположение о цене и посещаемости ресторана вбудни и выходные.
5. Экономическая и финансовая оценкапроекта 5.1 Общая схема оценки инвестиционныхпроектов
Оценка экономической эффективности проекта
Инвестиционные проекты описываются финансовыми потоками(потоками платежей и поступлений). При оценке экономической эффективностипроекта строится таблица «Чистые потоки проекта». Она заполняется значениямифинансовых потоков на каждый интервал планирования рассматриваемого горизонта.Потоки поступлений отражаются со знаком «+», потоки платежей — со знаком «-». Втаблице также отражается приток и отток денежных средств, т.е. суммарныезначения соответственно потоков поступлений и потоков платежей. Далеерассчитываются значения чистого потока денежных средств (он равен сумме притокаи оттока) и чистого потока денежных средств с нарастающим итогом. Они занимаютдве последние строки таблицы.
Рассмотрим наиболее часто используемые показатели. Критерии,используемые при анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на двегруппы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр. А именно:а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных(номинальных) оценках. К первой группе относятся:
· чистая текущая стоимость(Net Present Value, NPV)
· индексрентабельности инвестиции (Profitability Index, PI)
· внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return, IRR)
· модифицированнаявнутренняя норма доходности (Modified Internal Rate of Return, MIRR)
· дисконтированныйсрок окупаемости (Discounted Payback Period, DPP).
Ко второй группе относятся:
· срок окупаемости(Payback Period, PP)
· коэффициент эффективности инвестиции (Accounting Rate ofReturn, ARR).
Простой срок окупаемости проекта (PP)
Простой срок окупаемости относится к числу наиболее частоиспользуемых показателей эффективности инвестиций. Простой срок окупаемостипроекта – интервал времени, последующий за тем интервалом, в котором значениечистого потока денежных средств с нарастающим итогом меняет свой знак с «-» на«+».
Чистая текущая стоимость (NPV)
Чистая текущая стоимость проекта – это совокупная прибыльпроекта с учетом дисконтирования, т.е. это разность дисконтированных на одинмомент времени показателей дохода и капиталовложений.
Она рассчитывается на основе данных таблицы «Чистые потокипроекта» следующим образом:
NPV = ЧПДС1 + ЧПДС2/(1 + r) + ЧПДС3/(1 + r)2 +… + ЧПДСn/(1 + r)n-1
где n –горизонт планирования
r – ставка дисконтирования
ЧПДСn– значение чистого потока денежных средств на n-ом интервале.
Чистый приведенный доход бывает двух видов:
· С учетомостаточной стоимости проекта
· Без учетаостаточной стоимости проекта
Первый вариант применяется в том случае, когдапредполагается, что после окончания срока рассмотрения проекта, этот проектможно будет продать. Этот критерий обычно используют по завершению проекта.Второй вариант предполагает, что после окончания срока рассмотрения, проектперестает существовать. Этот критерий обычно используют при оценкеинвестиционных проектов.
Внутренняя норма доходности (IRR)
Внутренняя норма доходности проекта – это такая ставкасравнения, при которой NPVпроекта точно равен нулю. Чем больше внутренняя норма доходности, темэффективнее проект.
Дисконтированный срок окупаемости проекта (DPP)
Дисконтированный срок окупаемости проекта – это интервалвремени, последующий за тем интервалом, в котором значение дисконтированногочистого потока денежных средств с нарастающим итогом меняет свой знак с «-» на«+». Рассчитывается этот показатель аналогично простому сроку окупаемости.Однако в отличие от последнего, он учитывает факт неравноценности денежныхпотоков, возникающих в различные моменты времени.
Индекс рентабельности инвестиций (PI)
Индекс рентабельности инвестиций характеризует уровеньдоходов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений. Чем больше значениеэтого показателя, тем выше отдача каждого денежной единицы, вложенной в данныйпроект.
Оценка риска проекта
Риск проекта – это степень чувствительности показателейэкономической эффективности проекта к негативному изменению исходных данных.
1. Метод критических точек
Метод критических точек основан на расчете двух показателей:точки безубыточности и запаса прочности проекта.
Точка безубыточности – минимальный объем выручки, необходимыйдля покрытия затрат предприятия. Чем меньше значение точки безубыточности, темлучше.
Запас прочности характеризует процентное отклонение реальнойвыручки от точки безубыточности (т.е. на сколько процентов может сократитьсявыручка, чтобы проект оставался безубыточным). Чем больше запас прочности, темлучше.
2. Сценарный подход
В основе этого подхода лежит построение различных сценариевреализации проекта. Обычно помимо наиболее вероятного сценария, рассчитанного впроекте, строятся пессимистичный и оптимистичный. Пессимистичный иллюстрируетсамый худший вариант реализации проекта (т.е. с самыми высокими затратами и приэтом самой маленькой выручкой). При построении оптимистичного сценария,предполагается, что условия для реализации проекта будет благоприятной, в связис чем выручка будет выше, а затраты ниже, чем в наиболее вероятном варианте.Для каждого из сценариев рассчитываются основные показатели экономическойэффективности. Результаты по всем трем вариантам предоставляются инвестору.Такой подход хорошо применять для проектов с большой степенью неопределенности.
3. Анализ чувствительности
Анализ чувствительности позволяет выявить критическиепоказатели проекта.
Анализ чувствительности проводится следующим образом.Выбираются несколько параметров (например, цена продукции, затраты на аренду,заработную плату и др.), которые как предполагается наиболее существенно влияютна значение чистой текущей стоимости проекта. Выбираются несколько значений, накоторые могут ухудшиться рассматриваемые параметры (например, 5%, 10% и 15%).Далее строится таблица чувствительности. Заполнение таблицы происходитследующим образом: в ячейку aij заносится значение NPV, которое получается при ухудшении i-ого параметра на j-ое количество процентов. Наиболее чувствительными, т.е. наиболеерискованными, считаются те параметры, по которым NPV быстрее всего становится отрицательным. Такиепараметры выделяют в другую таблицу с более детальным процентным дроблением длятого, чтобы точнее определить уровень ухудшения этих параметров, при которомпроект становится неэффективным.5.2 Оценкаэкономической эффективности проекта
В качестве горизонта планирования будем рассматривать 6 лет.
Для того чтобы оценить экономическую эффективность проекта, впервую очередь необходимо построить таблицу «Чистые потоки проекта». В нейотражается выручка, текущие затраты и инвестиционные затраты на каждоминтервале планирования.
Чистые потоки проектаНаименование Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5 Год 6 Выручка 11 473 650 13 538 907 15 975 910 18 851 574 22 244 857 26 248 932 Себестоимость 2 868 413 3 384 727 3 993 978 4 712 894 5 561 214 6 562 233 Приток ДС 8 605 238 10 154 180 11 981 933 14 138 681 16 683 643 19 686 699 Текущие затраты 7 788 000 8 566 800 9 423 480 10 365 828 11 402 411 12 542 652 прямые/материальные 2 700 000 2 970 000 3 267 000 3 593 700 3 953 070 4 348 377 з/п 5 088 000 5 596 800 6 156 480 6 772 128 7 449 341 8 194 275 Инвестиционные затраты 5 085 000 Отток ДС 12 873 000 8 566 800 9 423 480 10 365 828 11 402 411 12 542 652 ЧПДС -4 267 763 1 587 380 2 558 453 3 772 853 5 281 232 7 144 047 Налог -640 164 238 107 383 768 565 928 792 185 1 071 607 ЧПДС после налога -3 627 598 1 349 273 2 174 685 3 206 925 4 489 047 6 072 440 ЧПДС нараст ит. -3 627 598 -2 278 325 -103 640 3 103 285 7 592 332 13 664 772
Простой срок окупаемости проекта
По таблице видно, что значение чистого потока денежныхсредств с нарастающим итогом становится положительным на 2 году жизни проекта.Следовательно, простой срок окупаемости проекта равен 3.
Расчеты проводились без учета обесценивания денег.
Чистая текущая стоимость (NPV)
Рассчитаем NPVдля нашего проекта.
Проект рассматривается на горизонте планирования 6 лет.
NPV рассчитывается без учета остаточной стоимостипроекта.
Возьмем ставку дисконтирования 18% годовых.
Тогда NPV = 5 084 095 > 0, следовательно, по этому критериюпроект можно считать экономически эффективным.
Рассмотрим график чувствительности NPV к ставке сравнения.
/>
Из графика видно, что чистый дисконтированный доход убываетдостаточно медленно с увеличением ставки сравнения, следовательно, проектэффективен.
/>
Из графика видно, что зависимость прибыли от выручки являетсяположительной.
Внутренняя норма доходности (IRR)
Проект рассматривается на горизонте планирования 6 лет.
Расчет проводился без учета остаточной стоимости проекта.
Внутренняя норма доходности данного проекта составляетприблизительно 62%.5.3 Оценкариска проекта
Оценка методом критических точек
Точка безубыточности (BEP) – минимальная выручка, при которой покрываютсязатраты фирмы, т.е. это то значение выручки, при котором прибыль равно нулю.
Если П = 0, то Выручка = 8 413 251.
Запас прочности 26,67%.
Запас финансовой прочности показывает насколько далеко предприятиеот точки безубыточности.
Структура и прибыльность затрат
По отношению к объему производства или продаж затратыразделяют на постоянные и переменные.
Переменные затраты — затраты, изменение которых связано сизменением объема произведенной продукции.
Постоянные затраты — затраты, не изменяющиеся при измененииобъемов производства.
Рассмотрим структуру затрат Постоянные затраты % от постоянных затрат % от общих затрат Зарплата 424 000 65% 12% Аренда 150 000 23% 4% Реклама 30 000 5% 1% Поддержка сайта 30 000 5% 1% Хозяйственные расходы 9 000 1% 0% Связь 6 000 1% 0% 649 000 100% 18% Переменные затраты % от переменных затрат % от общих затрат Себестоимость продукции 2 868 413 100% 82% Итого затрат 3 517 413
По Таблице видно, что большая доля затрат приходится напеременные затраты (приблизительно две трети). Это не очень хорошо, т.к. объемпеременных затрат прямо пропорционально зависит от объема выручки офиса, азначит с ростом выручки будут расти и переменные затраты.
Оценка с помощью сценарного подхода
Рассмотрим три сценария: пессимистичный, оптимистичный иреалистичный.
Реалистичный вариант
Согласно данному варианту ежемесячная выручка офисасоставляет 11 473 650 р. в первый год работы. Материальные затратысоставляют 7 788 000 р. в год, а затраты на выплату сотрудникам заработнойплаты – 5 088 000 р.Наименование Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5 Год 6 Выручка 11 473 650 13 538 907 15 975 910 18 851 574 22 244 857 26 248 932 Себестоимость 2 868 413 3 384 727 3 993 978 4 712 894 5 561 214 6 562 233 Приток ДС 8 605 238 10 154 180 11 981 933 14 138 681 16 683 643 19 686 699 Текущие затраты 7 788 000 8 566 800 9 423 480 10 365 828 11 402 411 12 542 652 прямые/материальные 2 700 000 2 970 000 3 267 000 3 593 700 3 953 070 4 348 377 з/п 5 088 000 5 596 800 6 156 480 6 772 128 7 449 341 8 194 275 Инвестиционные затраты 5 085 000 Отток ДС 12 873 000 8 566 800 9 423 480 10 365 828 11 402 411 12 542 652 ЧПДС -4 267 763 1 587 380 2 558 453 3 772 853 5 281 232 7 144 047 Налог -640 164 238 107 383 768 565 928 792 185 1 071 607 ЧПДС после налога -3 627 598 1 349 273 2 174 685 3 206 925 4 489 047 6 072 440 ЧПДС нараст ит. -3 627 598 -2 278 325 -103 640 3 103 285 7 592 332 13 664 772
Пессимистичный вариант
Предположим, что ежемесячная выручка офиса уменьшится на 7%от предполагаемого реалистичным вариантом значения, а материальные затраты изатраты зарплату увеличатся на 7%.Наименование Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5 Год 6 Выручка 10 670 495 12 591 184 14 857 597 17 531 964 20 687 717 24 411 507 Себестоимость 2 667 624 3 147 796 3 714 399 4 382 991 5 171 929 6 102 877 Приток ДС 8 002 871 9 443 388 11 143 197 13 148 973 15 515 788 18 308 630 Текущие затраты 8 333 160 9 166 476 10 083 124 11 091 436 12 200 580 13 420 638 прямые/материальные 2 889 000 3 177 900 3 495 690 3 845 259 4 229 785 4 652 763 з/п 5 444 160 5 988 576 6 587 434 7 246 177 7 970 795 8 767 874 Инвестиционные затраты 5 085 000 Отток ДС 13 418 160 9 166 476 10 083 124 11 091 436 12 200 580 13 420 638 ЧПДС -5 415 289 276 912 1 060 074 2 057 537 3 315 209 4 887 992 Налог -812 293 41 537 159 011 308 631 497 281 733 199 ЧПДС после налога -4 602 996 235 375 901 063 1 748 906 2 817 927 4 154 794 ЧПДС нараст ит. -4 602 996 -4 367 621 -3 466 558 -1 717 652 1 100 276 5 255 069
Оптимистичный вариант
Предположим, что ежемесячная выручка офиса увеличится на 7%от предполагаемого реалистичным вариантом значения, а материальные затраты изатраты зарплату уменьшатся на 7%.
Для каждого из сценариев рассчитаем критерии экономическойэффективности и сравним полученные значения.Наименование Год 1 Год 2 Год 3 Год 4 Год 5 Год 6 Выручка 12 276 806 14 486 630 17 094 224 20 171 184 23 801 997 28 086 357 Себестоимость 3 069 201 3 621 658 4 273 556 5 042 796 5 950 499 7 021 589 Приток ДС 9 207 604 10 864 973 12 820 668 15 128 388 17 851 498 21 064 768 Текущие затраты 7 242 840 7 967 124 8 763 836 9 640 220 10 604 242 11 664 666 прямые/материальные 2 511 000 2 762 100 3 038 310 3 342 141 3 676 355 4 043 991 з/п 4 731 840 5 205 024 5 725 526 6 298 079 6 927 887 7 620 676 Инвестиционные затраты 5 085 000 Отток ДС 12 327 840 7 967 124 8 763 836 9 640 220 10 604 242 11 664 666 ЧПДС -3 120 236 2 897 849 4 056 832 5 488 168 7 247 256 9 400 102 Налог -468 035 434 677 608 525 823 225 1 087 088 1 410 015 ЧПДС после налога -2 652 200 2 463 172 3 448 307 4 664 943 6 160 168 7 990 086 ЧПДС нараст ит. -2 652 200 -189 029 3 259 278 7 924 221 14 084 388 22 074 475
Показатели эффективности для различных сценариев реализациипроектаСценарий Простой срок окупаемости NPV IRR, % Реалистичный 3 5 084 095 62% Пессимистичный 3 489 488 22% Оптимистичный 3 9 678 702 121%
Проанализировав результаты расчета показателей экономическойэффективности для трех сценариев реализации проекта можно сделать вывод, чтовсе три варианта являются жизнеспособными, т.к. все показатели оказались врамках нормы (NPV положительная, IRR превышает предполагаемую при расчетеNPV ставку сравнения, По показателямлучший вариант – оптимистичный, однако в реальной жизни он мало вероятен.Гораздо ближе к реальности пессимистичный вариант.
Заключение
Таким образом, вдипломной работе была проведена оценка экономической эффективности ипривлекательности проекта открытия вегетарианского ресторана. При помощи рассчитанных показателей финансовойсостоятельности, экономическойэффективности, можносделать вывод о том, стоит ли инвестору вкладывать деньги в проект.
По результатам представленных расчетов и вычисленныхпоказателей экономической эффективности, было выяснено, что:
Срок окупаемости проекта 2 года. Чистый приведенный доход безучета остаточной стоимости проекта составляет около 5 млн. руб. при горизонтепланирования 6 лет и ставке дисконтировании 18%. Этот показатель больше нуля,следовательно, проект экономически эффективен.
В результате оценки эффективности данного инвестиционногопроекта было принято решение об его эффективности, о чем свидетельствуютрассчитанные показатели экономической эффективности и чувствительности проекта.Проект может быть рекомендован к исполнению.
Список литературы
1. Р. Брейли, С. Майерс. Принципыкорпоративных финансов. М, Олимп-Бизнес, 2007 г.
2. Ковалев В.В. Методы оценкиинвестиционных проектов. М, Финансы и статистика, 1998 г
3. Идрисов А.Б, Картышев С.В. ПостниковА.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М,Информационно-издательский дом «Филин», 1997
4. Норкотт Д. Принятие инвестиционныхрешений, М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
5. www.cfin.ru – Корпоративныйменеджмент
6. www.finanalis.ru – Материалы пофинансовому, инвестиционному анализу, бюджетированию и др.
7. www.vita.org.ru/veg/veg-history.htm
- Центр защиты прав животных «Вита» — российская некоммерческаяблаготворительная организация
8. www.jagannath.ru/
9. www.omyoga.ru/
10. www.ganga-cafe.ru/
11. www.perfi.com/
12. www.rbc.ru/
Приложение Меню для людей вата-конституции (зимний вариант)Завтрак Обед
Упма или Каша из манной крупы (3)
молоко для каши (по желанию) (Мо)
Чай для завтрака (при желании подсластите) (Д)
Чапати или Пури со специями
«Простой рис»(3)
Рагу из моркови (О)
Кичари из лущеного маша (вата) или Суп из тур дала №2 (М)
Кхир из миндаля, или Рисовый кхир, или Сладкое ласси (Д)
свежий лимон (для добавления в рагу) (Д)
Чатни из кунжута (Д)
Вата чай (Д) Перекус Ужин
сухое хрустящее печенье с имбирем или кунжутом (3)
сладкие фрукты по сезону (О)
горячее молоко со специями (особенно подходит перед сном) (М)
травяной чай или кофе в зернах с молоком (Д)
Чапати или лепешка из цельной пшеничной муки (3)
печеный батат (сладкий картофель) с гхи (О)
одно яйцо или жареные молотые семечки (как добавка в батат) (М)
свежий лимон (Д)
Квадраты из манной крупы (Д)
Чай (Д)
Меню для людей вата-конституции(летний вариант)Завтрак Обед
горячая сдоба из овсянки или блинчики с гхи(З)
фрукты по сезону (следует съесть не раньше чем через час после или до любой пищи) (О)
Чай для завтрака (при желании подсластите)(Д)
Чапати(З)
Рис с шафраном (с рагу) (3)
Овощное рагу (О) или Кичари из лущеного маша (вата) с гхи и кинзой (М)
Сладкое ласси или чай (Д)
свежий лайм или лимон (для добавления в рагу) (Д)
Чатни из арахиса (Д)
Ласси или Чай для обеда (выпейте чай через час после ласси) Перекус Ужин
овсяное печенье (3)
фрукты по сезону (О)
очищенный от кожицы миндаль (М)
горячее молоко со специями перед сном (Мо)
травяной чай, например с ромашкой или кумином (Д)
Рагу из окры или шпината (О)
Кичари из тапиоки (М) (кичари из тапиоки нельзя употреблять с пищей из злаков)
свежий лайм или лимон (для добавления в рагу) (О)
Кхир из батата
Чай для ужина (О)
Меню для людей питта-конституции(зимний вариант)Завтрак Обед
Каша из манн. или овсян. крупы (3)
молоко или гхи с кашей (по желанию) (Мо)
Чай для завтрака или просто Чай с кленовым сиропом (Д)
Чапати (3), или Простой рис, или Рис с шафраном (с бхаджи) (3)
Бхаджи из тыквы (О)
Кичари из лущеного маша (питта) или Бхаджи из фасоли
Халва из моркови и/или Пачак ласси (Д)
лаймовый сок (для добавления в бхаджи) (Д)
Чатни из кинзы (Д)
Чай для обеда (выпейте через час после ласси) (Д) Перекус Ужин
Овсяное печенье (3)
сладкое яблоко или персик (О)
горячее молоко с миндалем или молоко со специями с гхи и куркумой (лучше всего за полчаса до сна)(Мо)
Чапати или Пури (3)
Рагу из картофеля № 1 (О)
Суп из чечевицы или омлет из яичного белка (М)
лаймовый сок (для добавления в рагу) (Д)
Агни чай (Д)
Меню для людей питта-конституции(летний вариант)Завтрак Обед
горячая сдоба из муки с овсяными отрубями с гхи или овсяная или пшеничная каша(З)
фрукты по сезону (О) (следует съесть не раньше чем через час после или до любой пищи)
молоко для каши (по желанию) (Мо)
Чай с мятой или Агни чай (Д)
Чапати(З)
«Простой рис»(3)
Рагу из горькой дыни или зеленой фасоли
маленькая порция салата с растительным маслом (О)
Пачакласси(Д)
лаймовый сок (для добавления в рагу) (Д)
Чатни с мятой (Д)
Чай для обеда (выпейте через час после ласси) (Д) Перекус Ужин
кокосовое печенье (3) фрукты по сезону (О)
домашнее мороженое или охлажденное молоко с розовой водой (Д)
Чай с мятой (по рецепту) или обыкновенный чай с мятой
Чапати (3)
Жареный рис (3)
Овощной суп (О)
жареные молотые семечки (для добавления в суп)(М)
лаймовый сок (для добавления в суп) (Д)
Чай для ужина (Д)
Меню для людей капха-конституции(зимний вариант)Завтрак Обед
каша из ржаной крупы или овсяная каша со специями (3) или
фрукты по сезону (О)
Чай для завтрака с ч. л. меда (по желанию) (Д)
кукурузная лепешка или хлеб из кукурузной муки (3)
Рагу из капусты (только с кичари) (О)
Кичари из лущеного маша (капха) или Тофу с овощами (М)
Лаймовый сок (для добавления в рагу) (Д)
чатни из неспелого манго (Д)
Капха чай (Д) Перекус Ужин
попкорн (без соли и масла) или несоленые кукурузные чипсы с салсой(З)
яблоки или персики или другие подходящие фрукты (О)
стакан любого травяного чая (соответственно конституции)
бездрожжевой ржаной хлеб или ржаные крекеры (3)
Поха с картофелем (3) (О)
Суп из кукурузы (М)
свежий лайм (для добавления в суп) (Д)
Чатни из кинзы (Д)
Чай с масалой (по рецепту) (Д)
Меню для людей капха- конституции(летний вариант)Завтрак Обед
каша из пшена или овсян.крупы (3)
стакан обезжиренного козьего молока или при желании соевое молоко (Мо)
Капха чай с ч. л. меда (по желанию) (Д)
бездрожжевой ржаной хлеб или блюдо из пшена или ячменной крупы со специями (3)
Рагу из зеленой фасоли (О) (М)
свежий лайм или лимон (для добавления в рагу) (Д)
Чатни из моркови (Д)
Чай для обеда Перекус Ужин
1 —2 рисовые лепешки (3)
фрукты или фруктовый сок по сезону (О)
сушеные, жареные несоленые семечки подсолнечника (М)
чашка травяного чая, например имбирного с корицей или мятой (Д)
салат из зеленых овощей с лаймовым (лимонным) соком (О)
Кичари из тапиоки (М) (кичари из тапиоки нельзя употреблять с пищей из злаков) (3)
свежий лайм или лимон (Д)
Чатни с куркумой (Д)
Агни чай