Лишение государственных наград и почетного звания как вид наказания в российском уголовном законодательстве

Лишение государственныхнаград и почетного звания как вид наказания в российском уголовномзаконодательстве
 
Десятилетие назад вРоссии, как и во многих странах Западной Европы, применение мер наказания, связанныхс лишением свободы, являлось наиболее типичным ответом на преступление. В УК РФ1996 года было положено начало коренным изменениям уголовного,уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства нашейстраны. Одним из основных положений, закрепленных новым УК РФ, стал принципприоритета общечеловеческих ценностей, обеспечения безопасности личности.Закрепляя принципы гуманизма, законности, равенства граждан перед законом, виныи справедливости ответственности, Кодекс вводит ряд новых наказаний несвязанных с лишением свободы. Российское уголовное законодательствоустанавливает наказания не только в виде лишения свободы, но и наказания, нетребующие изоляции от общества.
Их отличительнымиособенностями являются: несколько меньшие ограничения общего правового статусаграждан; правового положения категории осужденных без лишения свободы можетбыть изменение с учетом их отношения к исполнению наказания (нарушение выплатыштрафа, уклонение от работы, противоправное поведение и т. п.) вплоть доприравнивания к правовому статусу осужденных к лишению свободы; наделениеспецифическими правами и обязанностями определяется порядком и условиямиотбывания назначенного наказания; альтернативные[1] наказания вменьшей степени затрагивают личную жизнь осужденных.[2]В настоящее время в РФ установлено 7 видов наказания, не связанных с лишениемсвободы: штраф, исправительные, обязательные работы, лишение права заниматьопределенные должности, заниматься определенной деятельностью, лишениеспециального, воинского или почетного звания, классного чина государственныхнаград, ограничение по военной службе, ограничение свободы. В недавнем времени ученымиТомского Юридического института был проведен социологический опрос, в ходекоторого выяснилось, что только 30% респондентов согласны с тем, что«строгостью наказаний» преступлений не предупредить. Однако, решая аналогичные вопросына индивидуальном уровне граждане оказались более лояльны. Наиболеераспространенными ответами были исправительные работы(32%), возмещениевреда(30%), условное осуждение(25%), штраф(3%).[3]
Дополнительноенаказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания,классного чина и государственных наград может быть назначено при осуждениитолько за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Суд вправе принятьмотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных встатье 48 УК РФ правоограничений (например, при наличии у осужденного воинскогозвания и государственных наград). При изменении судом кассационной инстанцииквалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления напреступление средней или небольшой тяжести, назначенное на основании статьи 48УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского илипочетного звания, классного чина и государственных наград, не назначается.[4]
Объем ограничений правосужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, невелик по сравнениюс ограничениями лиц, осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией отобщества. Разделяют три группы наказания, не связанного с лишением свободы: 1)Наказания, ограничивающие предусмотренные ст. 34-37 Конституции РФ права насвободное распоряжение заработной платой, специальными льготами ипреимуществами, предусмотренными законом для определенной категории граждан. Ктаким наказаниям относят: штраф, лишение специального, воинского или почетногозвания, классного чина или государственных наград, ограничения по военнойслужбе; 2) Ограничение прав граждан предусмотренные статьей 37 Конституции РФраспоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности ипрофессию; 3) Ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права гражданна свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства.[5]
Стоит отметить, что всовременных условиях развития нашей правовой системы необходимо по-новомувзглянуть на некоторые устоявшиеся, но не всегда бесспорные основополагающиепонятия, которые относятся не только к институту уголовного наказания, но и кинституту дополнительного наказания, в котором лишение государственных наград испециального, воинского и почетного звания занимает важное место. Принятые запоследние годы уголовные кодексы, уголовно-исполнительный кодекс и ряд другихнормативных актов вобрали в себя все лучшее, что было создано российскимуголовным законодательством. Но они не содержат четкой регламентации назначенияи исполнения дополнительных наказаний, в том числе и в виде лишенияспециального, воинского или почетного звания и государственных наград. Этинаказания были введены в перечень наказаний УК РФ 1996 года, и порядок исполненияего определяется в УИК РФ. Они не стали предметом глубокого комплексногонаучного исследования. Практика применения этого вида наказания остаетсянезначительной.
К воинским званиямотносят звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, другихвойсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органахслужбы безопасности. Специальными являются звания, присваиваемые работникаморганов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и т. п. Почетнымизваниями являются: заслуженный или народный артист, народный учитель,заслуженный деятель науки Российской Федерации и др.
Невозможно применениеданного наказания к некоторым категориям граждан: имеющим учёные степени извания (кандидат, доктор наук, доцент, профессор), квалификационные звания(спортивные, профессиональные разряды), награды и почётные звания, учреждаемыеобщественными организациями и т.д. Законодатель не устанавливает конкретногосрока отбывания данного наказания (его временные рамки). Эта неопределенностьпорождает определенные дискуссии в уголовно-правовой науке в отношениизаконодательной регламентации срока отбывания этого наказания. Высказываетсямнение о том, что данное наказание определяется как пожизненное, однако в рядестран (Армения, Белоруссия, Бельгия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Украина идр.), где эта мера наказания закреплена законом, только в двух из них(Бельгия, Турция) применяется в качестве пожизненной.
В своей диссертационнойработе В. П. Мосиенко предложил авторский вариант редакции статьи 48 УК РФ:«При осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, привынесении наказания, связанного с лишением свободы, с учетом личности виновногосуд может лишить его специального, воинского или почетного звания и государственныхнаград сроком на пять лет после отбывания основного наказания».[6]Но автоматическое восстановление лишенных прав по истечении определенного нормативно-установленногоединого срока (в том числе по истечении пяти лет после отбывания основногонаказания) не соответствовало бы сущности применяемого вида наказания и не способствовалобы достижению поставленных перед ним целей в силу его специфики. Приусловно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которомубыло назначено дополнительное наказание, либо замене неотбытого наказания болеемягким видом наказания судам надлежит обсуждать вопрос о возможностиосвобождения осужденного полностью или частично и от дополнительного наказания.Если дополнительное наказание исполнено (то есть лицо лишено специального,воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), вопрособ освобождении осужденного от этого дополнительного наказания не решается[7]. Сущность такого наказания состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг(звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении его тех льгот ипреимуществ, которые связывались с ними. Вновь признанные заслуги передгосударством и обществом, что в силу объективных причин не допустимо,противоречили бы не только официально установленным законодательным нормам, нои общепринятым принципам, и в первую очередь негативно скажутся на функционированиинаградной системы государства.[8] Уголовно-процессуальнымкодексом РФ предусмотрено восстановление реабилитируемым соответствующегозвания, классного чина и возвращения государственных наград. К государственнымнаградам относят ордена «За заслуги перед Отечеством», Мужества, «Завоенные заслуги», Почета, Дружбы, «За отвагу», «За спасение погибавших», медалиСуворова, Ушакова, Нестерова, «За отличие в охране государственной границы»,«За отличие в охране общественного порядка», знаки отличия «Забезупречную службу»,[9]
При назначении и исполненииданного наказания, безусловно, стоит расширить рамки его индивидуализации(сейчас данный вид наказания фактически не поддается индивидуализации судом, в связис чем, ставится вопрос об его исключении из системы наказаний), но не посредствомустановления единого срока для всех осужденных, что, напротив, противоречит даннымпринципам, а с учетом специфики целей рассматриваемого наказания –дифференцированных сроков его отбывания. Поэтому нужно установить сроки, поистечению которых осужденный может быть восстановлен в утраченных правах, взависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного, ссохранением при этом установленных восстановительных процедур, возможностьприменения которых поставлена в зависимость от того, достигнута ли основнаяцель наказания – исправление осужденного.
В официальной иерархии поощрений,установленных и признаваемых государством, государственные награды занимаютнаиболее значительное и почетное место.[10] Юридическим основаниемгосударственного награждения является фактический состав, представляющий собой системуюридических фактов: достижение субъектом результатов, попадающих под определениезаслуги; возбуждение ходатайства о награждении; согласование данного ходатайствав различных государственных инстанциях; издание правоприменительного акта оназначении поощряемому лицу конкретной награды. При этом заслуга есть результатцеленаправленных, выходящих за рамки обычного правомерного поведения, действийсубъекта права, принесший существенную пользу государству, обществу или конкретныминдивидам, соответствующий оценочным критериям, разработанным государственнымиорганами в целях награждения достойных кандидатур. Значимость обуславливаетсясоциально-политическим и экономическим значением факта представления кпоощрениям, званиям и наградам, как для награждаемого лица так и для общества.
Представляется, чтосовременное содержание такого уголовного наказание как лишение государственныхнаград, почетного, воинского или специального звания должно быть пересмотрено сучетом всей совокупности системы публичных поощрений. Так, имело бы местовнесение в ст. 48 УК РФ положения о лишении не только государственных наградРФ, но и государственных наград субъектов РФ, наград муниципальных образований.Так же следовало бы разграничить данный вид наказания на два- «Лишениегосударственный наград, специального и почетного звания» и «Лишение воинскогозвания и классного чина». Это необходимо, так как государственные награды,специальные и почетные звания присуждаются исключительно за заслуги передгосударством, обществом или конкретным индивидом, а воинские звания и классныечины назначаются по мере прохождения государственной службы.
Безусловнорассмотренный вид дополнительного наказания должен иметь место в системе наказаний,содействовать исправлению личности осужденного, исключая для этого из его кругаправ те, которые он получал имея специальное, воинское или почетное звание, илигосударственные награды. Но данный институт нуждается в более глубокойразработке его организации, применения и исполнения.
наказаниелишение государственный награда звание