Содержание
Введение
Основные средстваисправления осужденных
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Главной задачейуголовно-исполнительной системы Российской Федерации является исправлениеосужденных, возвращение в социум полезных, созидательных людей, способных безпостороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь, достойную человека.
Современная уголовная политика Российской Федерации направлена наусиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременномсмягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и среднейтяжести.
Следует признать, что УИСРоссии имеет самый низкий в мире показатель рецидивной преступности. Причинойэтого, на наш взгляд, является система А.С.Макаренко, положенная в основупенитенциарной теории и практики, а также разработанность методов исправления осужденных,что закреплено на законодательном уровне.
Так, уголовно-исполнительный кодексуказывает, что основными методами исправления осужденных являются: режим,воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования,профессиональная подготовка и общественное воздействие.[1]
Пенитенциарная теория ипрактика признают обучение одним из главнейших средств исправленияпреступников. В УИС функционирует 338 профессиональных училищ и 664 школы иучебно-консультационных пунктов (число последних увеличилось за последний годна 148). Осужденные могут получать высшее и дополнительное образование. Висправительных учреждениях (ИУ) организуется заочное и дистанционное обучение(ДО). Одним из перспективных направлений является дистанционное обучение. Новыетехнические методы решают проблему отсутствия компетентных специалистов,которые не идут работать со столь сложной категорией учащихся. [2]
В этом и заключаетсяактуальность данной работы.
Задача определения средствисправления осужденных состоит в закреплении этих средств в конкретной нормезакона, а затем в установлении правового механизма их реализации. Особеннаячасть УИК применительно к особенностям исполнения отдельных видов наказаниярегулирует механизм реализации данных средств. Наглядно это проявляется в разд.IV УИК, определяющем порядок исполнения лишения свободы: гл. 12 и 13регламентируют режим в исправительных учреждениях; гл. 14 — труд,профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных; гл. 15 — воспитательное воздействие на осужденных и их общее образование. По аналогичнойсхеме, но в более сжатом виде в соответствии с указанной задачей регулируетсямеханизм реализации основных средств исправления осужденных применительно кисполнению иных видов наказания.
Цель данной работы — основные средства исправления осужденных, иххарактеристики, возможности применения, последствия после их применения.
Задачи работы можно выделитьследующие:
— определить понятие основныхсредств исправления осужденных;
— дать характеристикукаждому;
— выявить способы примененияи цели определенного средства исправления;
— раскрыть их значение.
Основныесредства исправления осужденных
В соответствии со ст. 9 УИКРФ, под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительногоотношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициямчеловеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Основными средствами исправленияосужденных являются:
— установленный порядокисполнения и отбывания наказания (режим),
— воспитательная работа,
— общественно полезный труд,
— получение общегообразования,
— профессиональная подготовкаи общественное воздействие.
Средства исправленияосужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степениобщественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и ихповедения.
Под режимом понимаетсяурегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовногонаказания в виде лишения свободы. В психологическом отношении он представляетсобой организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии стребованиями законов и подзаконных актов. Организация жизни и деятельностиоказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у негодолжный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.
Режим выполняет тривзаимосвязанные функции:
— карательную;
— воспитывающую;
— обеспечивающую.
Карательная функция режимасостоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества,находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляетсяпринудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга.
С точки зрения психологии,режим — это долговременный фрустратор, который лишает человека определенныхблаг, ограничивает удовлетворение практически всех базисных физиологических исоциальных потребностей.[3]
Неудовлетворение этих потребностейнеизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания. Ограничиваякруг потребностей, режим воздействует на эмоции и волю осужденного, вызываетотрицательные психические состояния, способные удерживать его от совершенияновых преступлений.
В противном случае, если бывсе потребности человека, подвергнутого уголовному наказанию, беспрепятственноудовлетворялись, то наказание как таковое не было бы реализовано. Однако,вызывая страдания, оно не должно оказывать пагубного влияния на здоровье исостояние психики человека.
Кара, заключенная в режиме,психологически по-разному воспринимается и переживается осужденными. Одни изних сильнее переживают ограничения в удовлетворении физиологическихпотребностей, другие — социальных, третьи — с одинаковой остротой страдают отограничения тех и других. [4]
Воспитывающая функция режима.Режим обладает самостоятельной воспитывающей функцией. В самом деле, четкийраспорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятияпищи и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственнонакладывают отпечаток на характер, поведение осужденного, дисциплинируют его,вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (аккуратность, точность,исполнительность).
Обеспечивающая функция режимасостоит в том, что благодаря поддержанию установленного порядка отбываниянаказания в исправительном учреждении создаются благоприятные условия дляорганизации труда, обучения, политико-воспитательной работы, деятельностиколлектива и самодеятельных организаций осужденных, а также для руководства имисо стороны администрации и воспитателей учреждения.
Режим является действеннымсредством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другиминегативными явлениями в среде осужденных, так как создает условия дляпостоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденныхточно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к нимсанкций (изменение условий содержания в худшую сторону путем водворения в ШИЗОи ПКТ).
Режим в исправительных учреждениях — установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актамипорядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану иизоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на нихобязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасностьосужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных,различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения,назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Режим создает условия дляприменения других средств исправления осужденных.
Режим выражает сущность исодержание наказания, поскольку в нем осуществляется совокупность применяемых косужденным мер принуждения и правоограничений. [5]
Одновременно режимустанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, ихправа и обязанности по поводу исполнения и отбывания наказания. То есть в сферувоздействия режима включены осужденные, администрация ИУ, администрацияорганизации, где работаю осужденные, представители общественных объединений,участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль заисправительными учреждениями, должностные лица государственных учреждений,помещающие эти учреждения и участвующие в УИ процессе, граждане, находящиеся наобъектах ИУ и территориях, прилегающих к ним.
Важна территориальная сферадействия режимных правил: их действие распространяется на прилегающие к ИУтерритории, на которых установлены режимные требования — на этих территорияхадминистрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, атакже изымать запрещенные вещи и документы.
При проживании осужденных запределами ИУ на них также распространяется ряд режимных требований. Выполняетфункции карательную, воспитательную, обеспечивающую, предупредительную.
Воспитательная работа с осужденнымик лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденныхуважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам итрадициям человеческого общежития, на повышение их образовательного икультурного уровня.
Воспитательная работа сосужденными — одно из важных средств их исправления. Вся системанравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направленана достижение основной цели — перевоспитать осужденных, то есть прежде всегоизменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть кнормальной жизни.
Одно из основных средствпсихологического воздействия воспитателя на осужденного является переубеждение.Под переубеждением понимается коренная ломка и перестройка взглядов и убежденийличности, замена их другими, противоположными по содержанию. Чтобы разрушитьстарые взгляды и убеждения, необходимо прежде всего породить сомнения в ихистинности, помочь осужденному осознать их противоречивость илинесостоятельность. Если у осужденного возникли такие сомнения, то воспитателюнеобходимо показать ошибочность и несостоятельность его взглядов и убеждений.Однако осознание ошибочности взглядов — это только начало отказа от них.Нередко осужденный понимает ошибочность и даже вредность своих взглядов иубеждений, но окончательно отказаться от них не может: действует инертностьсознания. [6]
Переубеждение не завершаетсяразрушением ошибочных взглядов. Решительно преодолеть их можно только заменив,вытеснив другими. Формируя у человека новые убеждения, необходимо опираться наположительное в нем, а также стараться изменить круг его общения, микросреду.
Наибольшую трудность длявоспитателя представляет формирование установки на исправление у лиц,осужденных к длительным срокам лишения свободы. Они внушают себе, что есливыйдут на свободу, то проживут недолго, поэтому, мол, нечего думать о каком-тоисправлении. Разрушить подобные взгляды и отношение к жизни, убедить этих людейвстать на путь исправления — большое искусство воспитателя.
Участие в воспитательныхмероприятиях учитывается при определении степени исправления, применении к ниммер поощрения и взыскания. Распорядком дня могут быть предусмотренывоспитательные мероприятия, участие в которых обязательно.
Воспитательная работапроводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденныхи обстоятельств совершенных ими преступлений. Основные формы и методывоспитательной работы — нравственное, правовое, трудовое, физическое и иноевоспитание, способствующее исправлению.[7]
Анализ направлений и основных форм воспитательной работы с осужденнымидает основание для вывода о том, что по своему содержанию она лишена каких-либокарательных элементов. Однако воспитательная работа осуществляется в рамкахрежима отбывания, правила которого обеспечивают, в том числе и принудительнымисредствами, посещение мероприятий воспитательного характера, создают условиядля соблюдения осужденными дисциплины и порядка при их проведении.
Общественно полезный труд — каждыйосужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах,определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста,трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочихмест).
Наряду с режимом трудявляется одним из важнейших средств исправления и перевоспитания осужденных.Труд осужденных выполняет воспитательную и экономическую роль.
Воспитательная роль трудасостоит в том, что он предохраняет человека от деградации: он организуетпсихику, интегрирует жизнедеятельность определенной целью, создает условия дляполноценного межличностного общения. Хорошо организованный труд — мостик связичеловека с обществом. Еще Ф. М. Достоевский отмечал, что арестанты без работыпохожи на пауков в склянке, которые готовы поесть друг друга. Мука вынужденногосожительства ослабляется уходом человека на работу. [8]
Производительный труд вусловиях исправительного учреждения при его правильной организации способствуетфизическому развитию и поддержанию здоровья осужденных, развивает различныесвойства личности за счет повторения (тренировки), упражнения, обучения,формирует чувство взаимной трудовой ответственности. Труд имеет такжесублимирующую (замещающую) функцию, отвлекая осужденных как от угнетающихмыслей, так и от различного рода антиобщественных действий.
Труд в условияхисправительного учреждения преследует не только воспитательные, но иопределенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещениюгосударству части расходов на содержание исправительного учреждения.
Одним из важных условийтрудового перевоспитания осужденных является изготовление в процессе трудапродукции, пользующейся повышенным спросом. Ряд исправительных учреждений имеютсобственное высококвалифицированное и механизированное производство, на которомизготовляется сложная и пользующаяся спросом продукция. В тех учреждениях, вкоторых осужденные изготовляют такую продукцию, производительность их труда,коллективная сплоченность значительно выше, чем в тех учреждениях, где онизаняты на второстепенных работах и где труд их организован кое-как, чтобы лишьзанять свободное время. [9]
Осужденные привлекаются ктруду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых)мастерских исправительных учреждений, на федеральных ГУП УИС и др.
Осужденные мужчины старше 60и женщины старше 55 лет, инвалиды 1 и 2 группы, привлекаются по желанию.
Общественно-полезный труд осужденных регулируется Конституцией РФ,[10]УИК РФ,[11]Приказами и инструкциями МЮ РФ.
Важным средством исправленияосужденных, особенно несовершеннолетних, является воспитывающее обучение,которое предполагает постановку воспитательных целей на каждом проведенномучителем школы или преподавателем профтехучилища уроке.
В исправительных учреждениях организуется обязательное получениеосужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного иобщего образования.[12]Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного)общего образования, администрацией учреждения и соответствующими органамиместного самоуправления создаются необходимые условия.
Большое значение дляперевоспитания осужденных в ходе их обучения имеют межпредметные связи, которыеспособствуют более качественному усвоению учебного материала. Значительныевозможности для реализации воспитывающего обучения имеются и в профтехучилищах.Учебная программа профессиональной подготовки осужденных построена такимобразом, что каждый преподаваемый предмет непосредственно связан не только спроизводственным обучением учащихся, но и с их деятельностью на производстве висправительном учреждении, а также после освобождения из колонии.[13]
Получение общего образования — в исправительныхучреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободыдо 30 лет, общего образования (старше 30, инвалиды 1 и 2 группы — по желанию).
Получение образованияпоощряется и учитывается при определении степени исправления.
Осужденные, отбывающиепожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются (им создаютсяусловия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбываниянаказания).
Организация получения осужденными образования, создание, реорганизация иликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, устанавливаемомМЮ РФ по согласованию с Министерством образования РФ.
Профессиональная подготовка — осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный можетработать в исправительном учреждении и после освобождения из него,обеспечиваются получение начального профессионального образования илипрофессиональная подготовка.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных клишению свободы.[14]В исправительных учреждениях организуется обязательное начальноепрофессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных клишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденныйможет работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Для мужчин от 60 и жен от 55лет, инвалидов 1 и 2 группы — по желанию.
Отношение осужденных кполучению начального профессионального образования и профессиональнойподготовки учитывается при определении степени их исправления.
Осужденные, отбывающиепожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получаютнепосредственно на производстве.
Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовкаосужденных осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию сМинистерством образования РФ.
Общественное воздействие реализуетсяпутем участия общественных объединений в работе воспитательных колоний.[15]
Для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательногопроцесса создается попечительный совет при воспитательной колонии изпредставителей государственных предприятий, учреждений, организаций,общественных объединений и граждан. Организация и деятельность этого советарегламентируются примерным положением, утверждаемым Правительства РФ.
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденныхи оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах могутсоздаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близкихродственников осужденных.[16]
Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемымначальником воспитательной колонии.
Общественные объединения могут оказывать содействие в работе учреждений иорганов, исполняющих наказание, принимать участие в исправлении осужденных.[17]
Заключение
Подводя итоги, следует заметить, что при исполнении наказаний в виделишения свободы, исправительных работ, обязательных работ, ограничения свободы,ареста, ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинскойчасти к осужденными применяются наряду с карой и меры педагогического,воспитательного характера, меры исправительного воздействия.
Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения кчеловеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежитияи стимулирование правопослушного поведения.[18]
Исправительное воздействие представляетсобой особый вид воспитательного процесса, осуществляемого в процессеисполнения перечисленных выше наказаний. К мерам исправительного воздействияотносятся: 1) общественно-полезный труд; 2) воспитательная работа; 3)общеобразовательная и профессиональная подготовка; 4) общественное воздействие;5) часть режима, в которой отсутствуют элементы кары.
При исполнении наказания в виде лишения свободы происходит соединение егос мерами исправительного воздействия, т.е. кара или правоограничениясоединяются с общественно-полезным трудом, воспитательной работой, обучением вшколе, получением специальности, общественным воздействием.
Мы выяснили, что одним из элементов мер исправительного воздействияявляется общественно-полезный труд осужденных.
Общественно-полезный труд является основой исправления осужденных. Основулюбого общественного строя составляет труд.
Именно в процессе труда вырабатываются такие черты личности гражданинаобщества, как сознательное отношение к порученному делу, бережное отношение ковсем формам собственности, чувство коллективизма, дисциплинированность,трудолюбие и т.д.
Воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление,формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, труду нормам,правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательногои культурного уровня.[19] Онапредставляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственно,правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующих ихисправления.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
1. Применение к осужденным мер исправительного воздействия – это особыйвид воспитательного процесса, который осуществляется в процессе исполненияуголовных наказаний с целью исправления осужденного.
2. Исправительное воздействие осуществляют не только администрацияучреждений и органов, исполняющих наказания, но и преподаватели школ, ПТУ,общественность.
3. Применение мер исправительного воздействия только частичнорегулируется уголовно-исполнительным законодательством, а методика ихприменения в большинстве случаев основывается на положениях педагогики ипсихологии, основ воспитания.
Цель данной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Список использованной литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации от 12.12.1993(ред. от 30.12.2008). — Консультант-Плюс.
2. Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от17.12.2009).- Консультант-Плюс.
3. Бебенин В.Г. Обопыте работы ВУЗов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.- Сетевой электронныйнаучный журнал «Системотехника». – 2006. — № 2. – systech.miem.edu.ru. –С.1-17.
4. Елеонский В.А.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы.-М.: Юристъ, 2008.- 761 с.
5. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) /под ред. А.И. Зубкова. – Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2007.- 984
6. Пономарев П.Г. Эффективность правовых норм, регулирующихприменение основных средств исправления и перевоспитания осужденных к лишениюсвободы.- М.: Статут, 2009.- 327 с.
7. Станиславич М.Я.Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2006.- 469 с.
8. Уголовно-исполнительноеправо: Учебник / под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2005.- 623 с.
9. Шиханцев Г.Г.Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 875с.