Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации

Промышленная политика: проблемы и перспективы модернизации

 
Содержание
Введение
1. Состояниеи проблемы промышленного развития
2. Приоритетныенаправления модернизации промышленности
3. Институциональноеобеспечение промышленной политики
Заключение
Использованыисточники

Введение
В работе исследованы проблемы промышленного развития, обоснованы приоритетные направления модернизациипромышленности и приводятся предложения относительно институционного обеспечения промышленнойполитики на этапе реализации Программы экономических реформ, предложеннойПрезидентом Украины.
Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики, образующейфундамент научно-технической трансформации, экономического роста и социальногопрогресса общества. Проблемы модернизации промышленности Украины занялидостаточно заметную нишу в научных исследованиях последних лет. Актуальностьтакого их направления обусловлена тем, что угрозы и вызовы экономическомуразвитию нашего государства, связанные с технологической отсталостьюотечественной промышленности, набрали «критическую массу»,значительно ограничивая возможности реализации успешной конкурентной стратегиии перспективы экономического роста страны. Ход кризисных процессов такжедобавил аргументов в пользу модернизации промышленности.
Программа экономических реформ на 2010-2014 годы«Состоятельное общество, конкурентоспособная экономика, эффективноегосударство», которую предложил Президент Украины, требует соответствующихкорректировок промышленной политики, с расширением возможностей индустриальнойсоставляющей в обеспечении национальных интересов страны в условиях глобальныхвызовов. Однако в составе Программы предусмотрено модернизировать лишьэлектроэнергетику, угольную отрасль и нефтегазовую промышленность, которые,конечно, достаточно важны для развития экономики, но их реформированием неисчерпываются проблемы модернизации отечественного промышленного комплекса вцелом.
В работе мы попытаемся обратить внимание на проблемы промышленногоразвития, обострившиеся во время кризиса, обосновать приоритетные направлениямодернизации отечественной промышленности и предложить меры поинституциональному обеспечению реализации промышленной политики с цельюускорения послекризисного возрождения производства.

1. Состояние и проблемы промышленного развития
Ускорение процессов глобализации и становление постиндустриальныхобществ непосредственно связаны с качественными изменениями в развитии мировогопромышленного производства. Оно остается важнейшей отраслью материальногопроизводства, получая новые качественные черты в глобальных технологическихсистемах, а также усиливая свое влияние на экономическое и социальное развитиечеловечества.
Промышленная политика как ядро общеэкономической политики должнаобеспечить устойчивый рост промышленного производства, повышение егоэффективности и конкурентоспособности, расширение и становление новых рынков.Как показывает мировой опыт, основным инструментом реализации обозначенныхцелей должна стать технологическая модернизация (и в первую очередь —инновационная, структурная и технологическая перестройка) промышленного производства.
Необходимость модернизации украинской промышленности обозначиласьеще в прошлом веке, на фоне развертывания в мире научно-технической революции.Рыночные реформы лишь обострили проблему, продемонстрировав неадекватностьотечественного промышленного потенциала современным требованиям глобальногорынка. Экономическим индикатором такой неадекватности стало обвальное падение(до 48% от уровня 1990 г.) объемов промышленного производства.
Позитивная динамика промышленного производства в 1999-2007 гт.приблизила украинскую промышленность к объемам производства 1990 г., но такаядинамика почти не связана с ее технологической модернизацией, а стала лишьрезультатом благоприятной конъюнктуры мировых рынков (преимущественносырьевых). Однако отечественные экспортеры не воспользовались экономическимивозможностями, существовавшими на то время, для обновления собственногопроизводства и ассортимента своей продукции за счет дополнительной прибыли,поступавшей благодаря росту спроса на их продукцию и повышению мировых цен нанее.
Пренебрежение к технологической модернизации усилило процессы деиндустриализациинациональной экономики, что стало особенно заметно в условияхфинансово-экономического кризиса. Упала доля промьшленности в создании ВДС(1990 т. — 36% и 2008 г. — 31,3%), в общем выпуске продукции и услуг(соответственно, 50,7% и 46,1%), а также в стоимости основных средств (32,4% и24,1%).
В свою очередь, деиндустриализация негативно сказалась напроцессах воспроизводства. Почти треть товарных ресурсов промышленности имеетимпортное происхождение. Особенно большая доля импорта сложилась по товарнымгруппам легкой промышленности (42,4% общего объема ресурсов), химической инефтехимической отрасли (47,4%), машиностроения (49%). Происходит процесспримитивизации структурной конструкции промышленности, снижения ееэффективности и конкурентоспособности. За 2000—2008 гг. сумма убытков выросла вотрасли почти в 5 раз. Упала рентабельность ее основных валютных доноров — химической и нефтехимической промышленности (с 7,8% до 4,8%), а такжеметаллургии (с 9,8% до 5,2%).
Наиболее проблемными остаются такие особенности украинскойпромышленности.
Во-первых, неэффективная отраслевая структура промышленного производства,которая существенно диссонирует с современным видением индустриальнойсоставляющей экономики развитых стран.
Почти 2/3 общего объема промышленной продукции приходится наотрасли, производящие сырье, материалы и энергоресурсы, то есть продукциюнизкой степени переработки, преимущественно промежуточного потребления ивысокой энергоемкости. Это значительно ограничивает возможности промышленности кэкономическому росту из-за низкой эффективности сырьевых производств поопределению.
Хотя в течение 1999-2007 гг. темпы развития машиностроения несколькоускорились, но все же вследствие кризиса его доля в общем объеме промышленногопроизводства снизилась с 14,4% в 2007 г. до 11,1% в 2009 г., то есть находитсяна уровне, который почти в 3—4 раза ниже, чем в экономически развитых странах.Такое соотношение показателей не способствует процессам технологическоймодернизации промышленности и развитию экономики в целом. Из-за дефицитапродукции собственного машиностроения альтернативой этим процессам становитсядальнейший рост зависимости страны от импорта.
Необходимость структурных изменений пока только декларируется науровне научных дискуссий и программных документов Правительства, — вместо того,чтобы стать действенной стратегией бизнеса и государственных органовуправления. Даже на этапе оживления национальной экономики (2002-2007 гг.)структурные изменения не стали фактором экономического роста. Основная доляприроста ВДС была получена за счет роста объемов производства (85,4%) иповышения эффективности отдельных видов деятельности (14,9%). Структурныйфактор имел отрицательное значение (-0,3%). Не исключено, что одной из причиннедостаточных действенности и эффективности структурных изменений сталапротекционистская политика государства по отношению к предприятиям энергосырьевогокомплекса как основным валютным донорам.
Во-вторых, усиление деградации отечественной промышленности в сторонусырьевого придатка развитых стран и рынка для импортной высокотехнологичнойпродукции.
При общей экспортной ориентации украинского промышленногопроизводства на уровне 34,8% (в 2008 г.), по отдельным видам деятельности онадостигает гипертрофированных размеров: по легкой промышленности — 70,4%, похимической и нефтехимической отрасли — 52,8%, по металлургии — 59,9%. Навнутренний рынок попадает лишь 17% товарных ресурсов легкой промышленности,24,8% — соответственно, химической и нефтехимической отрасли, 34,6% —металлургии и 28,5% — машиностроения. Сегодня промышленность приближается ксостоянию почти «наркотической» зависимости от импортавысокотехнологичной продукции: в частности, в машиностроении она составляет96,2% объема производства, а в химической и нефтехимической промышленности —90,2%.
Отечественное промышленное производство в частности и национальнаяэкономика в целом становятся чрезвычайно зависимыми от конъюнктуры мирового рынка.Финансово-экономический кризис подтвердил порочность существующих соотношениймежду внутренним и внешним рынками. Наибольшие потери в связи с кризисомпонесли именно экспортоориентированные виды деятельности: за 2008— 2009 г.г.,при общем падении промышленного производства в Украине на 24,3%, в легкойпромышленности объем производства упал на 28,4%, в химической и нефтехимическойотрасли — на 28%, в металлургии — на 34,4% и в машиностроении — на 40,4%. За2008 г. дефицит внешней торговли товарами промышленной группы достиг 22,8 млрд.дол. (или почти половины годового объема ВДС, созданного в промышленности),тогда как в 2003 г. отрицательное сальдо составляло 0,6 млрд. дол.
В-третьих, дальнейшее отдаление Украины от экономически развитыхстран вследствие прогрессирующей инновационно-технологической отсталостиотечественного промышленного производства.
Почти 95%промышленной продукции изготавливается на производствах III и IVтехнологических укладов, основанных еще в середине прошлого века.
Сегодня износ основных средств достигает 59%. тогда как в 2000 г.составлял 48,8%. Особенно интенсивно процесс старения основных средствпроисходит в перерабатывающей промышленности: в 2000 г. соответствующийпоказатель составлял 52%, а в 2008 г. — 59,7%.
На крайне низком и даже с тенденцией к снижению уровне остаетсяинновационная деятельность в Украине. В 2008 г доля предприятий, внедрявшихинновации, достигла 10,8% (соответственно, в 2002 г. — 14,6% и в 2007 г. — 11,5%). Почти не развивается рынок инновационной продукции: в 2008 г на нее вобщем объеме реализованной промышленной продукции приходилось 5.9% (в 2002 г. —7% и в 2007 г. — 6,7%). Украинская промышленность, вследствие замедления темповразвития научно-инновационной деятельности в государстве, начинает все большезависеть от инновационных заимствований из-за границы. За 2000—2007 гг. почти40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации отечественнойпромышленности, было приобретено за пределами Украины.
Особенно беспокоит тот факт, что наибольшие заимствованияиностранных технологий осуществляли те отечественные отрасли, которые традиционноимеют достаточно развитую производственную (а главное — научную) базу. Так, в2007 г. предприятия химической и нефтехимической промышленности приобрели запределами Украины 32% новых технологий, металлургические — соответственно,18,4%, а машиностроительные — 35,6%. Это свидетельствует о том, что украинскаянаука утрачивает связь с потребностями собственного производства, оставляяотечественную промышленность в фарватере зарубежного научно-технологическогоопыта.
В силу изложенного следует констатировать: у Украины нет иногопути развития, чем переход к активной структурной политике и модернизациииндустриальной составляющей материального производства. Консервация существующей- экспортно-сырьевой и технологически отсталой — модели промышленногопроизводства лишь усилит процессы его структурной деградации и заблокируетпереход нашей страны к постиндустриальной экономике.

 
2. Приоритетные направления модернизации промышленности
Чтобы предотвратить распыление и нерациональное использованиеограниченных финансовых и материальных ресурсов, модернизацию промышленногокомплекса необходимо осуществлять по следующим приоритетным направлениям:
— оптимизация структуры промышленного производства, с углублениемпереработки, увеличением выпуска продукции конечного потребления и усилениемроли внутреннего рынка;
— инновационно-технологическая модернизация традиционныхпроизводств, с ускоренным развитием наукоемких и высокотехнологичных видовдеятельности V и VI технологических укладов;
— реализация энергосберегающей модели развития, с расширением использованиянетрадиционных и возобновимых источников энергии.
Поскольку кризис значительно ослабил финансово-экономическое состояниепромышленности, то ее модернизацию целесообразно осуществлять в два этапа.
Первый (краткосрочный — 2010-2011 гг.) — создание экономических условийдля ускорения выхода промышленности по финансово-производственным показателямна докризисный уровень.
На этом этапе целесообразно сосредоточиться на следующих мерах:
— предоставить инвестиционные преференции предприятиям, которыеспособны в сжатые сроки (2—3 года) завершить реализацию проектов модернизациипроизводства, приостановленных из-за кризиса (для этого — в зависимости отпроблем, сдерживающих данный процесс, — необходимо стимулировать его льготами ввиде сокращения налогов, предоставления налоговых каникул, компенсациипроцентов по кредитам, отмены таможенных сборов и др.);
— активизировать развитие внутреннего рынка, усилив экономическиеи моральные стимулы для предпринимателей и населения к использованию имипродукции отечественного производства путем:
а) предоставления льготных кредитов на закупку продукцииотечественного производства и на проведение работ по технологической исоциальной адаптации общества к ее использованию;
б) введения налоговых льгот для предприятий, реализующих проектыналаживания собственного производства продукции, которая сегодня закупается поимпорту;
в) распространения бонусной системы платежей в видедополнительного вознаграждения, предоставляемого покупателям (особеннопостоянным) отечественных товаров;
— обеспечить строгий режим санитарного и эпидемиологического контроляза ввозом в страну товаров «секонд-хенд» и вводить антидемпинговыемеры в отношении импорта отдельных видов промышленной продукции, что расширитвозможности внутреннего рынка для реализации отечественных товаров;
— активизировать работы по реформированию и поддержке предприятийоборонно-промышленного комплекса, которые на сегодня являются центрами созданияинновационной наукоемкой и высокотехнологичной продукции военного игражданского назначения.
Второй (среднесрочный — 2012-2014 гг.) — активизацияструктурно-инновационного и технологического обновления производства, особеннов отраслях, которые могут в течение короткого времени повысить свой конкурентныйуровень, опираясь преимущественно на благоприятные национальные условия.
При всей важности скорейшего выхода отечественной промышленностина современный научно-технологический уровень, присущий развитым станам,стратегия второго этапа не должна отрываться от реалий. Ориентируясь надостижения мировой экономики, нельзя игнорировать тот разрыв, который сложилсяв научно-технологическом развитии между Украиной и развитыми государствамимира. Поэтому основное внимание — по крайней мере, на среднесрочную перспективу- должно быть сосредоточено на модернизации традиционного индустриальногобазиса национальной экономики.
Машиностроение следует рассматривать как приоритетное звено модернизациипромышленности, которое должно ослабить зависимость украинской экономики отимпорта технологического оборудования и продукции. Государственную поддержку вразвитии и модернизации должны получить такие виды деятельности:
— производство авиационной и ракетно-космической техники, транспортноемашиностроение, тяжелое станкостроение, энергетическое машиностроение,оборудование для газотранспортных систем, отдельные виды электронной техники исредств связи;
—сельскохозяйственное машиностроение (в частности, создание современноготехнологического оборудования для комплексного оснащения перерабатывающейпромышленности, для внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а такжесистем машин для оснащения фермерских хозяйств, механизации технологическихпроцессов в растениеводстве, животноводстве и лесном хозяйстве);
— разработка машин и оборудования для реализации экологическичистых технологий, переработки и утилизации отходов, а также систем контролясостояния и защиты окружающей природной среды;
— изготовление технологического оборудования для модернизациибазовых отраслей промышленности (электроэнергетики, угольной отрасли, производствметаллургической, химической и нефтехимической промышленности) в направленииресурсо- и энергосбережения, экологизации, автоматизации и повышенияэффективности промышленного производства.
Особого внимания заслуживает социализация машиностроения —развитие производств сложной бытовой техники длительного пользования, которая призваназначительно повысить эффективность и культуру ведения домашних хозяйств, атакже ослабить зависимость украинского потребителя от ее импорта. Модернизациясамой этой отрасли должна предусматривать внедрение сложной наукоемкой ивысокотехнологичной техники, ускорение процессов обновления основных средств,уменьшение среднего возраста производственных фондов до 8—10 лет.
Химическая и нефтехимическая промышленность. Модернизация этой отраслидолжна оптимизировать мощности и объемы производства базовых видов химическойпродукции с учетом спроса внутреннего и внешнего рынков, а также ресурсныхвозможностей страны. Ускоренного развития заслуживают высокотехнологичныепроизводства резиновых и пластмассовых изделий, химико-фармацевтическойпродукции. Приоритетом отрасли должно стать снижение ресурсо- и энергоемкостипроизводства с вовлечением в технологические процессы альтернативных ибиовозобновимых источников энергии и сырья (биоэтанола, синтезгаза, химическихпродуктов коксования, продуктов углубленной переработки нефти).
Горно-металлургический комплекс (ГМК) по технологическому приоритету(III технологический уклад) не может претендовать на ускоренное развитие(особенно в долгосрочной перспективе). Но пока не сформировалосьпроизводительное ядро высокотехнологичных производств, его роль в экономическомбалансе страны остается чрезвычайно важной, поскольку эта отрасль обеспечиваетпочти 15% ВВП.
Модернизация ГМК должна быть направлена на диверсификацию иоптимизацию структуры производства путем увеличения объемов выпуска новых сортаментовметаллопродукции углубленной переработки (электростали, специальных сталей и сплавов,титановых сплавов и проката, алюминиевой фольги, новых видов циркониевойпродукции повышенного спроса, экономичных и сложных видов проката, труб сантикоррозионным покрытием, калиброванного проката, гнутых профилей и др.).
Основнойприоритет следует отдать технологическому переоснащению процессовметаллургической переработки на базе ресурсо- и энергосберегающих, а такжеэкологически чистых технологий (в частности, модернизации обогатительныхагломерационных производств и более качественной подготовке сырья;совершенствованию установок внепечной обработки стали и расширениюиспользования технологии непрерывной разливки стали; использованию в доменномпроизводстве новых видов энергоносителей вместо природного газа). Для снятиякритической зависимости от внешнего рынка приоритетом модернизации ГМК долженстать внутренний рынок металлопродукции, имеющий большой потенциал дляразвития.
Существенный шаг важно сделать в направлении активизации развитиянаукоемких и высокотехнологичных производств. Необходимо максимально задействовать впроцессе инновационно-технологической модернизации базовых отраслейпромышленности научные и высокотехнологичные достижения, которые есть в космическойотрасли, авиа- и судостроении, электросварке, производстве монокристаллов,оборонно-промышленном комплексе. Они должны стать центрами развитиявысокотехнологичной конкурентоспособной продукции оборонного назначения игражданского профиля.
Высокотехнологичный потенциал этих видов деятельности представляетсобой достояние нации. Даже при общем промышленном упадке Украина сохраняетконкурентные позиции в разработке и производстве приборов радиоэлектронного ирадиолокационного слежения, средств наведения высокоточного оружия, систембронетехники и противовоздушной обороны. Заметная ниша на мировом рынкепринадлежит продукции отечественных атомно-энергетического машиностроения,авиационного и энергетического турбостроения. Наше государство является участникоммногих международных проектов разработки ракетной, авиационной и космическойтехники. Одно из главенствующих мест в мире Украина занимает в разработке ииспользовании технологий сверхвысоких частот, в производстве кристаллическихматериалов для микроэлектроники и солнечной энергетики.
Особого внимания заслуживает отрасль приборостроения как одно изприоритетных направлений замещения высокотехнологичного импорта. Отечественные средствасовременного контроля и регулирования должны получить широкое применение втехнологическом переоснащении систем связи и транспорта, а также в управленииоборудованием, технологическими процессами и роботизированными комплексами.Приоритет следует отдать созданию и развитию производства диагностическихсистем и медицинской аппаратуры для оснащения учреждений здравоохранения.Необходимо создать условия для возрождения производства элементной базы икомплектующих, которые позволят реализовать отечественные технологии в отраслимикроэлектроники.
Современное состояние конкретных высокотехнологичных предприятийне является наилучшим: высокого уровня достиг износ основных средств, растетдоля морально устаревших технологий и оборудования, вследствие «утечкимозгов» и старения кадров утрачивается интеллектуальный капитал нации. Какпоказывает мировой да и отечественный опыт, возрождение и активизацияпроизводительного развития наукоемких и высокотехнологичных производстввозможны лишь в условиях весомой государственной поддержки и международнойкооперации. Дальнейшее игнорирование этих отраслей будет означать если неокончательную, то весомую утрату национальной научно-технологическойособенности и закрепление за Украиной сырьевого имиджа на мировом рынке.

3. Институциональное обеспечение промышленной политики
Институциональная среда остается слабым местом в проведении всехтрансформационных процессов. Экономика Украина сложилась как смешанная, ссущественной прослойкой частной собственности, но управление экономикой (вчастности, промышленным развитием) происходит без должной согласованностиинтересов государства и частного бизнеса.
Считается,что недостаточное внимание к процессам структурной модернизации в значительнойстепени связано со следующими причинами:
во-первых, субъекты предпринимательской деятельности, работающие в энергосырьевомсекторе промышленности, имея свою нишу на мировом рынке и привилегированныеусловия хозяйствования дома благодаря протекционистским мерам, не ощущаютдостаточной мотивации к структурно-технологической модернизации производств;
во-вторых, в инновационном секторе (в частности, в машиностроении) пока несформировались мощные хозяйствующие субъекты, которые бы были способныинициировать проведение масштабных структурных изменений.
Поэтому государство непосредственно и через Министерство промышленнойполитики Украины должно взять на себя функции субъекта целенаправленной идинамической структурно-технологической модернизации, создавая необходимыеэкономические и институциональные условия для перехода промышленности в новоекачественное состояние.
Для этого целесообразно:
— провести инвентаризацию инновационно активных предприятий, сопределением их возможностей к производству наукоемких и высокотехнологичныхвидов продукции, которая может пользоваться спросом на внутреннем и внешнемрынках, а также обеспечить национальное присутствие в глобальныхнаучно-технологических системах (Реализация этой меры должна получитьвсестороннюю — экономическую, правовую, политическую — государственнуюподдержку в организации производства и реализации такой продукции путемразработки и финансирования соответствующих инновационных программ и проектов,льготного кредитования, преференционного налогового режима, а также освобожденияот таможенных сборов импортных полуфабрикатов и комплектующих, закупаемых дляэтих производств.);
— стимулировать реорганизацию главной цепочки промышленныхпредприятий, с образованием крупных и крупнейших объединений, которые бы посвоему финансовому, организационному и научно-технологическому потенциалу былиспособны инициировать и проводить структурно-технологические изменения,вовлекая в это всю связанную с ними цепочку средних и малых предприятий (Для этого необходимовнести соответствующие изменения в национальное антимонопольноезаконодательство, пересмотреть как ошибочный принцип разукрупнения крупныхпредприятий, который был взят за основу в моделях демонополизации на начальномэтапе реформ, поскольку развал крупных производственных инаучно-технологических комплексов повлек за собой образование слабых хозяйствующихсубъектов. Тенденции развития мировой экономики подтверждают: на глобальномрынке наиболее эффективными и конкурентоспособными становятся крупные исверхкрупные корпорации, объединяющие исследовательские, производственные,управленческие и коммерческие функции, выступая собственниками производственныхи научно-технологических цепочек в международных интеграционных процессах.);
— активизировать образование институтов развития, которые должныкомпенсировать «провалы рынка» в реализации стратегии модернизациипромышленности (Это могут быть отраслевые банки реконструкции и развития сосмешанным капиталом, венчурные инновационные фонды, агентства потехнологической модернизации, бизнес-инкубаторы, центры по трансферу технологийи др. Их деятельность призвана способствовать снижению инновационных рисков итрансакционных издержек, обеспечивать поддержку инновационных проектов нанеприбыльных стадиях реализации, стимулировать малый и средний бизнес,обеспечивать координацию между инновационными и хозяйствующими субъектами.);
—оптимизировать систему бюджетных научных учреждений отраслевого профиля покритерию результативности научно-технической деятельности (Научный вектор ихдеятельности должен быть максимально направлен на удовлетворение потребностейотечественной промышленности. Для этого необходимо на долгосрочной основе, свведением государственно-частного партнерства, стимулировать созданиенаучно-производственных цепочек по реализации проектов модернизации иобновления промышленных производств, а также содействовать обновлению материально-техническойбазы научных учреждений и укреплению их кадрового потенциала.);
— усилить в системе управления промышленным развитием функциюстратегического предвидения и планирования (Непосредственно в аппарате Министерствапромышленной политики Украины перманентный характер должны приобрести:
прогнозирование инновационного и научно-технологического развитияотдельных отраслей и производств;
мониторинг конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков промышленнойпродукции;
разработка системы контрактов по согласованию взаимных интересовмежду государством (обществом), бизнесом и работниками.);
— поднять уровень информационного обеспечения государственной регуляторнойполитики (Дляэтого считаем целесообразным создать при указанном министерстве ведомственныйинформационно-аналитический центр по оценке текущей работы и перспективразвития подведомственных отраслей и предприятий, а также обязать предприятиявсех форм собственности предоставлять этому министерству информацию,согласованную с Госкомстатом Украины, об основных показателях своейдеятельности, что будет способствовать повышению действенности управленческихфункций по реализации промышленной политики.);
— разработать и утвердить проект Концепции модернизации и развитияпромышленности Украины на период до 2020 года.
Необходимость в таком документе возникает потому, что в условияхускорения процессов глобализации, обострения конкурентной борьбы и роста потерьот экономических кризисов перед страной в целом и промышленностью в частностивозникают новые, более сложные и масштабные задачи, решение которых требует инового, современного концептуального взгляда.

Заключение
Концепция должна обозначить бизнесовым структурам, государственныморганам управления и обществу в целом четкие ориентиры в отношении стратегическоговидения развития украинской промышленности — ее социально-экономическую миссию,производственную и технологическую структуры, место, роль и взаимодействие наглобальном рынке, исходя из национальных интересов и возможностей нашегогосударства. Иначе говоря, этот документ должен стать своеобразной«дорожной картой» развития отечественной промышленности на следующие10 лет.

 
Использованы источники
 
1. Новийкурс: реформи в Україні. 2010—2015. Національна доповідь. К., 2010,232 с.
2. ЯкубовскийН., Новицкий В., Киндзерский Ю. Концептуальные основы стратегии развитияпромышленности Украины на период до 2017 года. «Экономика Украины» №11, 2007
3. ЯкубовскийН. Научно-инновационное обеспечение модернизации украинской промышленности.«Экономика Украины» № 10, 2009
4. АмошаА., Вишневский В., ЗбаразскаяЛ. Промышленная политика Украины: концептуальныеориентиры на среднесрочную перспективу. «Экономика Украины» № 11,2009.
5. http://www.president.gov.ia/doss/Programa_reform_r-TNAL_l.pdf
6. «Статистичнийщорічник України за 2008 рік»
7. Статистическиесборники «Наукова та інноваційна діяльність в Україні» засоответствующие годы.