Социальная политика Республики Беларусь: основные направления и механизмы реализации

РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 35 с., 2 рис., 21 источников, 1 табл., 1 прил.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА,СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙПОЛИТИКИ, ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙПОЛИТИКИ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Объект исследования – социальная политика государства, основныенаправления и механизмы её реализации.
Предмет исследования – анализ проблемы реализации социальной политики вРеспублике Беларусь, выявление её особенностей; показатели результативностисоциальной политики.
Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её рольв экономике, изучить методы социальной политики, применяемые в зарубежныхстранах (на примере стран Европы), а также осветить проблемы и путисовершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
Методы исследования: метод описания, систематизации, классификации,аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический,метод сбора фактов, группировок, экономико-математический.
Исследования и разработки: рассмотрены сущность, целии основные направления социальной политики; изучены показатели результативностисоциальной политики; исследованы особенности социальной политики в зарубежныхстранах; рассмотрена социальная политика Республики Беларусь, особенности еёреализации, её проблемы и разработаны конкретные предложения посовершенствованию социальной политики.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия,сообщение на научном кружке, выступление на поточной конференции по итогамгода, выступление на университетской конференции.
Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовойработе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражаетсостояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и другихисточников теоретические, методические положения и концепции сопровождаютсяссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Социальная политика: теоретические аспекты.
1.1Сущность, цели и направления социальной политики.
1.2Показатели результативности социальной политики
2. Особенности реализации социальной политики в зарубежных странах.
3. Проблемы социальной политики и особенности её реализации вРеспублике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕА Уровень жизни населения.
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью функционирования любой экономическойсистемы несомненно является создание качественных условий для жизни иустойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности исоциального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитиеневозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться наразных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такойполитики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, какихметодов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтовбыстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этихпроцессах, зависит листабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базойдля успешного развития экономики, как осуществляют социальную политикуевропейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемыобусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы.
Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужнопонять, что конечной целью его экономической деятельности является созданиематериальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужноучитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаныдруг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не можетпроисходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В своюочередь, это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятныхусловий жизни всех индивидов. Данной деятельностью и занимается социальнаяполитика.
Социальная политика, с точки зрения функционирования экономическойсистемы, играет двоякую роль. По мере экономического роста созданиеблагоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономическойдеятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономическогороста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста.Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то людиутрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем вышедостигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям,обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В своюочередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мерпо улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению иустранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровняграждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснованиереформирования социальной политики государства, оценить достоинства инедостатки различных вариантов этих преобразований.
Цель написания курсовой на данную тему – уточнение сущности и основныхпринципов социальной политики в современной экономике, раскрытие особенностейреализации ее основных направлений в трансформационный период в РеспубликеБеларусь, рассмотрение теоретических и практических проблем социальнойполитики.
Задачами исследования являются: определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов, рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики, анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие социальной политики, её сущность, функции, затрагиваются и характеризуются проблемы социальной политики. Во второй главе описываются механизмы социальной политики, используемой в зарубежных странах. В третьей главе рассматриваются особенности проведения социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее дальнейшего развития.
При написании работы были использованы такие источники, как «Макроэкономика» А.В. Бондаря, «Социальная политика в Республике Беларусь» Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко, «Макроэкономика» Э.А. Лутохиной при рассмотрении сущности, целей, направлений и показателей результативности социальной политики и опыта зарубежных стран. Был проанализирован материал статей журналов «Проблемы управления», «Охрана труда и социальная защита», «Общество и экономика», «Экономист».
 
1 Социальная политика: теоретическиеаспекты1.1 Сущность, цели и направления социальной политики
Социальная политика – это система мер, направленных надостижение социальных целей и результатов, связанных с повышениемблагосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политическойстабильности, социального партнерства в обществе [1, с.275].
В литературе выделяют следующие задачи социальнойполитики, обеспечивающие нормальное развитие общества:
1. социальная защитачеловека и его основных социально-экономических прав;
2. обеспечениеусловий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
3. поддержаниеопределенного статуса различных социальных групп и отношений между ними,формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
4. развитиесоциальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь,образование, здравоохранение, информация);
5. формированиеэкономических стимулов участия в общественном производстве;
6. создание условийдля всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможностиреализации в свободном труде [2, с.129].
Слово «социальный» характеризует все то, что связано сжизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политикирешает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда,повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояниянарода, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворениеразнообразных запросов населения исходя из спроса. Однако рынок не можетобеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социальноуязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу облагосостоянии всех граждан общества.
В социальной политике выражаются конечные цели и результатыэкономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех формделовой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской.
Социальная политика осуществляется на разных уровняхэкономической деятельности:
1) социальнаяполитика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;
2) региональнаясоциальная политика применительно к регионам;
3) государственнаясоциальная политика;
4) межгосударственнаясоциальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем,преодолением социально-экономической отсталости стран [2, с.137].
Возможности решения задач социальной политикиопределяются объемами ресурсов, которые государство может направить на ихреализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровняэкономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационнуюстадию развития. Ее отличительные особенности: высокая наукоёмкостьпроизводства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализмачеловеческого ресурса.
Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции«развития человеческих ресурсов». Основные положения этой концепции: ориентацияна высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; непрерывность процессаобогащения знаний и роста квалификации; гибкость организации труда; демократизациясистем экономической власти; партнерские отношения между участникамипроизводства. Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческогокапитала [3, с.342].
Социальная политика государства в переходной к рынкуэкономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоевнаселения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий дляразвития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования издравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулированиисферы трудовых отношений.
В соответствии с одной из предложенных учеными классификаций, социальная политика строится на основе определенных принципов— основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. К ним относятся:
1) политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);
2) политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан)
3) социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);
4) развитие отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры, жилищной сферы, физической культуры и спорта);
5) защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи, семьи);
6) политика в области инфраструктуры социальной сферы (жилье, транспорт, дороги, связь, бытовое обслуживание);
7) экологическая политика;
8) демографическая и миграционная политика [4, с.15].
Все выше перечисленные направления связаны междусобой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальнойполитики на основе выделения ее основных приоритетов. Приоритеты социальнойполитики – это основополагающие направления целевых действий, ориентированныхна решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временномизмерении [4, с.15].
Социальная политика в переходный период реализуется потрем основным направлениям: политика доходов; политика занятости; политикасоциального партнерства.
Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политиказанятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политикасоциального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений междуработодателями и работополучателями [3, с.347].
Социальная политика, выполняющая широкий спектрфункций, сложна и в структурном отношении ( Рисунок 1):
/>

Рисунок 1 – Структура социальной политики
Примечание — Источник: [5, с.201].

Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективностисоциальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательствоснижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождаютиждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска новогорабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат назаработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределениедоходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулированиякапитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другиеэкономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики проводятсямероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, созданиеновых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальнойстабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционногоклимата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенноважен для стран с переходной экономикой. 1.2Показатели результативности социальной политики
Показателями результативности социальной политикиявляются уровень и качество жизни населения.
Понятие уровня жизни.
Уровень жизни – это фактически сложившиеся условияжизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченныхмассой товаров и услуг [1, с.280]. Перефразировав, можно сказать, что этостепень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными,духовными и социальными благами. Его определяют и как совокупность условийжизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
Уровень жизни в значительной степени зависит от величины доходовнаселения.
Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме,получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную и денежную форму. Натуральныедоходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг идругой продукции в натуральной форме. Денежные доходы представляют собой суммуденежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времении предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.
Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемогои реального доходов.
Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая отналогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и другихобязательных платежей, т.е. те средства, непосредственно используемыенаселением на потребление и сбережение.
Реальный доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрестина сумму располагаемого дохода [1, с.285].
РД=(НД – НП)*1/I,
где РД – реальный доход, р.; НД – номинальные доходы, р.; НП – налоги иобязательные платежи, р.; /I –индекс потребительский цен [1, с.285].
Иногда реальные доходы населения определяются через показательпокупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров иуслуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени.
Уровень жизни зависит как от потребления материальныхи духовных благ, так и от развития потребностей.
Уровень потребления — это особенность потребления,которая зависит от количества потребителей.
Обычно различают три уровня потребления: индивидуальный,на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека; коллективный,на котором происходит потребление коллективов людей; общественный, связанный спотребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охранапорядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи.В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может[6, с.300].
Факторами, обусловливающимиколичественные и качественные характеристики уровня жизни, являются состояниепроизводительных сил, характер производственных отношений,природно-климатические условия, географическое положение государства и другиеособенности окружающей среды.
Уровень жизни можно рассматривать нетолько при анализе благосостояния отдельных групп населения, но и на национальномуровне. Это позволяет сравнивать уровни жизни населения в различных странах.
Потребление основных продуктов на душунаселения — это их использование для удовлетворения потребностей. Потреблениевсегда многообразно, потому что разнообразны потребности человека. Существуетпонятие «норма потребления». Это средняя величина потребления продуктов втечение определенного промежутка времени (например, года, месяца, суток). Нормыбывают двух видов: реально существующие (реальные) и научно обоснованные(рациональные).
Для подсчета реальных норм используютпоказатели потребления населения всей страны. Реальные нормы потребления используютсядля сравнения с научно обоснованными нормами потребления. Последние разрабатываются,чтобы знать, к каким показателям надо стремиться для удовлетворенияпотребностей человека с наибольшей пользой.
Имеются и другие показатели уровняжизни. Система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкийкруг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей: рождаемость,смертность и другие демографические характеристики населения; санитарно-гигиеническиеусловия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образованиеи культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимостьжизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальноеобеспечение; свобода человека [7, с.89].
Существуетобъективная сложность расчета ряда из указанных показателей. Однако, в мировойстатистике, начиная с 1990 года, по рекомендациям ООН стали использовать особыйпоказатель, называемый ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧПопределяется как среднеарифметическая величина трех индексов:
уровняобразования;
реальногоВВП на душу населения;
ожидаемойпродолжительности жизни.
Каждый изтрех индексов рассчитывается по соответствующей формуле, общее выражениекоторой имеет следующий вид:
/>,
где /> — данные фактические,минимальные и максимальные соответственно.
Если, предположим, индекс продолжительности жизни (Iпж)встране, рассчитанный по данной формуле, составил 0,75, то, рассчитав другие составляющиеИРЧП – индекс уровня образованности (Iобр) и индекс среднедушевогоВВП (IВВП), общий ИРЧП можно определить по формуле

ИРЧП=/>
Общая величина ИРЧП служит основой для рейтинговой оценки стран мира.
Республика Беларусь с 1992 года входит в группу стран с высоким уровнемразвития, однако ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 68-й в 2007 [7, c.89].
Однако следует еще раз отметить, что оценка на основе любого обобщающегопоказателя, в том числе уровня жизни, — проблема весьма сложная и трудная,особенно на макроэкономическом уровне. Это следует учитывать при использовании такихпоказателей на практике [7, с.93].
Система показателей уровня жизниимеет свои специфические особенности в различных странах мира. Например, встабильных экономических системах особое значение придается показателямдоходов, уровню и динамике заработной платы, социальных трансфертов, уровню идинамике безработицы. В трансформационных экономиках, напротив, весьмасущественное значение имеют показатели душевого потребления продовольственныхтоваров или обеспеченности семей товарами длительного пользования, их анализпомогает измерять глубину существующих проблем, что важно для выработки социальнойполитики [7, с.92-93].
Качество жизни.
Качество жизни – уровень развития истепень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающихблагополучие людей [5, с.212]. Другими словами, качество жизни — это совокупностьхарактеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурноеблагополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни,условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.
Под качеством жизни также понимаютусловия человеческого существования: обеспеченность материальными благами(пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи;возможности для получения образования и развития способностей; состояниеприродной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражениямнений и влияние граждан на политические решения.
Оценки и уровня, и качества жизниизменяются во времени и зависят от уровня развития страны. Уровень, которыйсчитался 30—40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «чертебедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для другихокажется низким.
Все большая часть жителей развитыхстран осознает негативные тенденции развития экономики и соответственно меняетжизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не можетопределяться количеством потребленных благ. Основное внимание будет уделятьсяхарактеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальныхотношений и природной среды [7, с.41].
Понятие социальной справедливости в распределениидоходов.
Задача построения экономической системы, ориентированнойна человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальнойсправедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательныйпотенциал.
Принципами социальной политики являются: 1) Принцип справедливости; 2) Принципиндивидуальной социальной ответственности; 3) Принцип солидарности; 4) Принципсоциальной компенсации; 5) Принцип всеобщности; 6) Принцип социального равенства(паритетности).
Центральным из них можно назвать принцип социальнойсправедливости. С одной стороны – это вознаграждение за личный труд и успех,или распределительный тип справедливости. С другой стороны – обеспечение всемчленам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных исоциальных различий (уравнительный тип справедливости).
Социальная справедливость в сфере экономики — это соответствиесистемы экономических отношений (преимущественно отношений распределения)представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе [8,с.400]. Если вкладчеловека в общественное благосостояние оказывается существенным, тоестественным будет и высокое вознаграждение его труда.
В рыночной экономике неизбежны расслоение общества накрупных и мелких собственников, а также существование неравенства доходов. Всвязи с этим государство должно защищать интересы определенных социальных группнаселения, перераспределять доходы через налоговый механизм, развивать и поддерживатьмалый и средний бизнес, создавать условия для индивидуальной трудовойдеятельности и т.д. Во многих странах доходы регулируются с помощью рынка труда,коллективных договоров, заключаемых работниками с предпринимателями, развитияколлективных форм материального стимулирования по результатам хозяйственнойдеятельности предприятий и фирм.
Денежные доходы распределятся между людьминеравномерно. С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблемабедности.
Бедность – состояние длительного вынужденногоотсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образажизни [5, с.203]. Основным методом определения численности бедных являетсяустановление черты (границы) бедности – минимально допустимого критическогоуровня жизни, который правительство страны должно гарантировать своим гражданам[1, с.290]. В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджетпрожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетомслужит также для количественной оценки бедности
Прожиточный минимум – это минимальныйнабор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельностичеловека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум используется в качествебазы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата— это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты трудана предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки илипочасовой оплаты.
Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величинапрожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается всреднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Минимальный потребительский бюджет – это расходы,необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг дляудовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностейчеловека.
Основой натурально-вещевой структурыминимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набортоваров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человекав определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся встране [1, с.291]. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги.Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизнии сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколькосотен наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой этипоказатели ниже. При расчете потребительской корзины рекомендуют братьрациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека),минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условийсуществования) и физиологический минимум потребления (уровень физическогосуществования).
Потребительская корзина формируется по основным статьям расходов:питание; одеяла, белье, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства; мебель,предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения; жилище и коммунальныеуслуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых; бытовые услуги,транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги,обязательные платежи, накопления; прочие расходы [7, с.177-178].
Различают минимальную потребительскуюкорзину, которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и рациональнуюпотребительскую корзину, отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованнуюструктуру потребления. Минимальная потребительская корзина рассчитывается длястандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста,и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которогосоциально не приемлемо. Минимальная потребительская корзина по отдельнымсоциально-демографическим группам рассчитывается по-разному и лежит в основеопределения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточногоминимума.
На основании бюджета прожиточного минимума и минимальногопотребительского бюджета можно выделить группы с разным уровнем материальнойобеспеченности:
бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимумаили равен ему;
малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточногоминимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале междуминимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
богатые семьи, в которых душевой доход выше рациональногопотребительского бюджета.
Крайним проявлением бедности являетсянищета. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потреблениене обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирнойорганизацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% ихсовокупного дохода.
Для того чтобы оплата труда была справедливой,необходимо обеспечивать соблюдение, по крайней мере, двух принципиальныхусловий:
1. оплата трудадолжна составлять большую часть вновь созданной стоимости;
2. производительдолжен быть активным потребителем произведенных в экономике товаров [9, с.120].
Первое условие обеспечивает устойчивый и весомый доходнаселения, второе — динамичное развитие экономики.
Принцип социальной справедливости базируется насоблюдении горизонтальной и вертикальной справедливости. Принцип горизонтальнойсправедливости предполагает применение одинаковых мер ко всем лицам,находящимся в одинаковом положении, тогда как принцип вертикальнойсправедливости основан на применении дифференцированных мер к лицам,находящимся в неравном положении. Так, в соответствии с первым принципомпредполагается единая налоговая ставка на равные по величине доходы независимоот их источников, второй же устанавливает разную по величине налоговую ставкуна разные по величине доходы.
Оплата труда должна как можно более полно учитывать,кто и как работает. Она возрастает, если работник относится к делудобросовестно, и уменьшается, если он не стремится искать, созидать, учиться.
Стремление к обеспечению равенства доходов приводит кпонижению эффективности производства, так как незачем эффективно работать ни«бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет).В свою очередь неравенство доходов обеспечивает экономическую эффективность,ибо порождает стремление к улучшению индивидуальных результатовпроизводственной деятельности с целью получения повышенных доходов.
К числу наиболее распространенных индикаторовдифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов(индекс Джини) и кривую Лоренца, характеризующие степень удаления от состоянияравенства в распределении доходов. Величина коэффициента может варьироваться от0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем болеенеравномерно распределены доходы в обществе. Степень неравенства враспределении доходов в западной экономической литературе измеряется пометодологии Парето—Лоренца—Джини.
Согласно закону Парето, 80% ВВП присваивают 20%населения, а остальные 20% ВВП распределяются среди 80% населения. Поэтомузакон Парето называют законом 80/20.
Распределение доходов в обществе можно проиллюстрироватьна кривой Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % отобщего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – долидоходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможностьабсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, котораяуказывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующийпроцент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены набиссектрисе.

/>
Рисунок 2 – Кривая Лоренца. Примечание — Источник: [5, с.207]
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределениедохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общегодохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линиейабсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенствадоходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Еслибы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца ибиссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределениядоходов в различные периоды времени или между различными группами населения. [1,с.288]
Для характеристики распределения совокупного доходамежду группами населения применяется индекс концентрации доходов населения(коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициентДжини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремитсяк нулю [5, с.396].
В зарубежной экономической теории выделяют четыре принципасправедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный; роулсианский;утилитарный; рыночный.
Эгалитарный принцип означает, что в обществе отсутствует неравенство враспределении доходов. Роулсианский принцип предполагает справедливой такуюдифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенстводопустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокогоабсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный принцип основанна том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности ихиспользования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночноераспределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого факторапроизводства предельному продукту, полученному от данного фактора [9, с. 25].
Таким образом, само слово «социальный» характеризует все то, что связанос жизнью и отношениями людей в обществе. Основными задачами социальной политикиявляются повышение благосостояния людей, улучшение условий труда и жизни;осуществление принципа социальной справедливости. Целью социальной политикиявляется поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой ипредпринимательской. Возможности решения задач социальной политики определяютсяобъемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию.Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеетособенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальнойподдержке малоимущих граждан, создании условий для развитияпредпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования издравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулированиисферы трудовых отношений. Сама же характеристика негативных и позитивных сторонсоциальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальнуюи экономическую безопасность общества, оставляет обездоленными тех, ктонуждается в поддержке со стороны государства.
Показателями результативностисоциальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизнивключает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степеньудовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг,величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологическойбезопасности и т.п. Уровень жизни зависит, во-первых, от фактическогопотребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.Чем выше потребности, тем выше уровень жизни. Качество жизни — это совокупностьхарактеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурноеблагополучие населения. Этот показатель включает в себя, помимо уровня жизни,условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.
Развитие современной рыночнойэкономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, созданиясоциальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Задача построения экономическойсистемы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности,основывается на идее социальной справедливости. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединениясоциальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая силапобуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества засчет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающихтехнологий.
2. Особенности реализации социальнойполитики в зарубежных странах
Социальная политика в странах европейского сообществареализуется по следующим основным направлениям.
Социал-демократическая модель типична дляскандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, чтосоциальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеютправо на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение.Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системыгосударственного социального обеспечения отделено только страхование побезработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социальногообеспечения довольно высок и финансируется в основном за счет налогов.
Как пример социал-демократической модели можнорассмотреть социальную политику Швеции. Этой стране принадлежит приоритет помногим важным начинаниям социально-экономического плана: в проведении активнойполитики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджетнационального продукта; организации социального диалога; переходе от политикипотребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологическидружественной политике промышленного развития через ужесточение нормзагрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.
Швеция первой на Западе перешла на путь развития наосновах принципов социально ориентированного рыночного хозяйства. Ееэкономическая система ориентирована на достижение следующих социальных целей:обеспечение относительной эталитарности, понимаемой как уменьшение при помощиналогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспеченииполной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение черезгосударственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продуктастраны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатноездравоохранение, образование и др.
Гуманность шведской социальной политики проявляется ив том, что работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фондыпенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваютсяв размере 90% заработка [10, с.85]. Государство в Швеции превратилось вкрупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно длятрети экономически активного населения. Новшеством, существенно продвигавшимШвецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-хгг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налоговинвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководствошведскими корпорациями.
Швеция является пионером также и в отношении организациидейственной системы социального партнерства, начало которому было положено ещев 1938 г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерацияработодателей заключили «Сальтшебаденское соглашение» о мирном разрешении трудовыхконфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системысоциального диалога явилось то, что на первых порах он функционировал безвмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швециистало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулированиедоходов через увеличение налогов. Политическая и экономическая элита Швециинаучилась уважать законные интересы всех социально значимых слоев и групп населениябез войн и революций. Экономическая политика работает на опережение острыхсоциальных конфликтов, реагируя даже на слабые сигналы, свидетельствующие о неблагополучии.Сложилась своеобразная политическая культура — культура мирного разрешенияконфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой[10, с.87].
Сравнение шведской модели с западноевропейскойпоказывает, что она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионеромв создании особой формы общества благоденствия, в то же время эта модель оченьблизка в своих базовых характеристиках и к германской «концепции социальноориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзомстратегию достижения Социальной Европы. Не случайно, например, то, что Швецияодной из первых стран-участниц Евросоюза полностью адаптировала свое социальноезаконодательство к общему социальному законодательству ЕС, поскольку социальныестандарты Евросоюза более низкие, чем в Швеции и других скандинавских странах,обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень экономической безопасности.Можно сказать, что социально-экономические доктрины, лежащие в основе общественногоразвития Евросоюза и стран Севера Европы, развиваются во встречном направлении:ЕС идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества приуменьшении неравенства в доходах и борьбе с социальным отторжением иобеспечения относительной эталитарности, а Скандинавские страны, нескольколиберализировали свою экономику, с тем чтобы уменьшить перегруженностьгосбюджета социальными расходами, сделав, ее более адресной, сохраняя высокийуровень социальных гарантий.
Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция истраны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальномустрахованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и,соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модельназывают «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальноеобеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающеенаселение. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счетвзносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или инойпрофессиональной группе [10, с.91].
Более подробно рассмотрим корпоративную модель напримере Германии. Проанализируем это „германское чудо“ или»третий путь”, как иногда называют социальную рыночную экономикуГермании.
В экономике Германии преобладают следующие принципы:
1. Свободная конкуренция (здесь основополагающимявляется закон о запрете ограниченной конкуренции 1957г., дающий правосвободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы вформировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческогопотенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуюттакой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономикидобиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многиепредприниматели и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, сусловиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренциии о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров,накладывая на недобросовестных производителей материальные штрафы иобязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускаетболее 3% скидок для конечного потребителя.
2. Экономической свободе и ориентации на экономическийрост.
3. Свобода внешней торговли, свободный обмен валют ирасширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так какнемецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.
Для решения социальных вопросов в социальной рыночнойэкономике ставятся следующие цели и задачи:
1. Создание социального порядка фирмы, когда рабочийценится как человек и сотрудник.
2. Реализация порядка конкуренции как задача права идеятельности правительства.
3. Антимонопольная политика с целью борьбы созлоупотреблением экономической властью.
4. Политика стабилизации, направленная на обеспечениебезопасности рабочего, в период экономических спадов.
5. Выравнивание разности в доходах в соответствии срыночным порядком (прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидиина жилье, бесплатное образование).
6. Политика развития городов и субсидий государства нане дорогостоящее жилье.
7. Передача капитала малым и средним фирмам, чтобыдать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большимкапиталом.
8. Дальнейшее развитие социальной безопасности.
9. Городское планирование.
10. Введение правительством кооперативных элементоврыночного хозяйства.
11. Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночноехозяйство должно определить минимальную зарплату в результате процессасвободного торга [11, с.2].
Германия продолжает свое экономические развитие и всвоих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:
1. Окончательная интеграция новых федеральных земель вэкономическую систему единой Германии.
2. Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширениеСоюза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательностидля инвестирования новых районов на востоке.
3. Проведение существенной перестройки экономики впользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширенияинтернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада вобразование, инвестиций в науку.
4. Пенсионная реформа, когда наряду с государственнымсоциальным страхованием будет развиваться частная система страхования.
5. Решение вопроса безработицы, который на сегодняшнийдень является одним из острейших.
6. Развитие энергосберегающих технологий за счетэкологического налога, решение экологических проблем в «глобальном»масштабе.
Социальная рыночная экономика Германии остаетсяубедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усилениеконкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость отказа внекоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальнойбезопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностямисоциальной безопасности.[11, с.3]
Либеральная модель. Данная модель определяется какпредполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальныхнизов. Эта модель получила распространение в Великобритании и Ирландии ивключает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне,и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль. Внутрианглосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобританиигосударственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услугивсем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоватьсятолько граждане, имеющие низкооплачиваемую работу. Рассматриваемая модель в томили ином виде нашла распространение и за пределами европейского континента— вСША, Австралии и Новой Зеландии [12, с.256].
Выделяют еще одну модель социальной политики —рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь впоследние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных измененийсозданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Онивключают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целомуровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все ещеисходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется черезсемью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется какразвивающаяся или переходная.
Таким образом, мы видим, что социальная политика встранах европейского сообщества и за пределами европейского континентареализуется по следующим основным направлениям: социал-демократическая модель,типичная для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия); корпоративнаямодель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса); либеральная модель (США,Австралия, Новая Зеландия). Социальная политика в этих странах развивается надостаточно высоком уровне. Социальные услуги здесь определяются как гражданскиеправа, где все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налоговсоциальное обеспечение.Социальная политика этих государств включает гармонизацию отношений междуучастниками рыночной экономики в форме социального партнёрства, котороепредполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеровправительством, национальным объединением работодателей и профсоюзамиобщественного договора в области экономической и социальной политики.
3. Проблемы социальной политики иособенности её реализации в Республике Беларусь
Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономическихи социально-трудовых отношений, сформированных в условияхадминистративно-командной системы. Наша страна делает попытку создатьсовременную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизнинаселения в экономически развитых европейских государствах.
Выступая важнейшим амортизатором накопившихся социальныхпроблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативныесоциальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствоватьсохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги вэкономике.
Расходы Беларуси на образование и здравоохранениесамые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств– членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Оценка перспектив сокращения бедностив Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительноувеличения доходов населения [Приложение А, Таблица А1], доступностиобразования [Приложение А, Таблица А2], здравоохранения [Приложение А, Таблица А3]и социальной защиты. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП послеэкономического кризиса начала 90-х годов: в 1995 году ВВП составлял 121403 тыс.руб., в 2001 году – 17173 тыс. руб.(после деноминации 2000 года (уменьшение в1000 раз)) [12, с.132].В 2009 – 136790 тыс.руб. В январе-октябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличилсяпо сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Прогнозомна 2010 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595 предусмотрен его рост на 11-13%. Удельный вес в ВВП добавленнойстоимости промышленности составил 27,8%, сельского хозяйства – 8,3%,строительства – 10,8%, транспорта и связи – 9,3%, торговли и общественногопитания – 11% [14]. Значительно снизила уровень бедности повысилась покупательная способностьнаселения [Приложение А, Таблица А4] и сохранила широкий охват населениябазовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто безсущественного увеличения неравенства в доходах. Принятые направлениясоциально-экономического развития способствовали более эффективному поддержаниюжизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран спереходной экономикой [15, с.221].
Сегодня наиболее важнымисоциальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения,устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в2009 году безработица составляла 0,9% (при задании 1,1-1,2), настоящий моментуровень безработицы составляет 0,8% (программными документами предусмотрено1,2-1,4%)), охрана и безопасность труда ( в марте 2009 года созданРеспубликанский центр охраны труда Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченныхграждан и их семей (продолжает работу программа государственной адреснойсоциальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы [16,с.4-5]. Своевременное их решение будет не только способствовать более полномувключению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессуперехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечныецели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни длякаждого человека, семьи, населения в целом [16, с.4].
Проведение макроэкономических реформ, постепенная отменасубсидирования, в том числе перекрестного субсидирования, предполагаетперестройку социальной политики, обеспечивающую переход от моделигосударственного патернализма к рыночной модели, основанной насоциально-экономической ответственности трудоспособных членов общества,выработке новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативноевоздействие рыночных реформ.
Эта модель (назовем ее субсидиарной) предполагает:
1) обеспечение доступности и бесплатности для всехграждан основных базовых минимальных социальных услуг, прежде всего, вобразовании и здравоохранении;
2) перераспределение социальных расходов государства впользу самых уязвимых, малообеспеченных групп населения при одновременном сокращениипомощи обеспеченным семьям;
3) предоставление трудоспособным гражданам возможностисвоим трудом и предприимчивостьюобеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;
4)сокращение бедности и социального неравенства;
5) развитие человеческого потенциала.
Что касается человеческого потенциала, по индексу ИРЧПБеларусь входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческогопотенциала:
Таблица 1. Индекс развития человеческого потенциала иего компоненты для Республики Беларусь в 2010 годуРеспублики Беларусь Рейтинг страны по ИРЧП 61 место Индекс развития человеческого потенциала. 0,732 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) 69,6 Средняя продолжительность обучения (лет) 9,3 Ожидаемая продолжительность обучения (лет) 14,6 Продолжение
Валовой национальный
доход (ВНД) на душу населения (ППС в долл. США 2008 г.) 12 926
ВНД на душу населения минус
рейтинг по ИРЧП 1
Значение ИРЧП, не связанное
с доходом 0,763
Примечание ― Источник: [17, С.141]
Переход к новой модели социальной политики предполагаетизменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования,социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальнойполитики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, преждевсего, в сфере занятости.
В настоящее время в республике формируется переходныйсмешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмыопределения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения ивозникновение безработицы] в ходе структурной перестройкиэкономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкаямобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства врезультате недостаточного в экономическом, организационном и политическом планеоформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда — наемныхработников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существованиескрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложениярабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола,территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпыобновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частногопредпринимательства; преимущественно пассивный характер политикигосударственной службы занятости; отсутствие реального страхования побезработице; невысокий уровень пособия по безработице. Анализ существующихпроблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах срыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованиюгосударственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработкапрограмм создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностейструктурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственнойподдержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансированиесоздания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочейсилы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки;внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованиюпо безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки иповышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальнымобразованием.
Важнейшим компонентом рынка труда является заработнаяплата.
В настоящее время в Республике Беларусь политикаоплаты труда основывается на принципах государственного регулирования,установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий. Сегодняможно сказать, что прежняя система тотального государственного управлениязаработной платой разрушена, а новая, рыночная так и не создана. Реальнаяпрактика подтверждает это, так как свидетельствует о росте заработной платы приснижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевыхразличиях в заработной плате и в то же время об уравнительности в оплате трударазличных профессионально-квалификационных групп работников, в особенности вбюджетной сфере. [18, с.26]
В контексте социальной политики заработная платадолжна выполнять двойную функцию: стимулировать опоры на собственные силы черезвысокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.
Ни одну из этих функций заработная плата в республикев полной мере не выполняет. Действующая модель заработной платы не обеспечиваетмотивацию высокопроизводительного труда и трудовую активность работников, нестимулирует предприятия к совершенствованию структуры рабочих мест и не создаетусловий для сокращения дифференциации доходов и уменьшению бедности.
Перестала выполнять роль социальной гарантии дляработников минимальная заработная плата(МЗП). Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000руб., часовая – 2360 руб [19].Хотя это и выше, чем в России, но данная МЗП не может в полной мере выступать вкачестве нижней границы цены рабочей силы. Ухудшается ее соотношение со среднейзаработной платой и минимальным потребительским бюджетом. Более того, следуетотметить, что минимальная заработная плата в республике играла несвойственнуюей роль технического норматива при определении различного рода выплат (штрафов,пошлин, сборов, стипендий, социальных пенсий и т.д.). Такого рода выплаты непозволяли существенным образом увеличить размер МЗП и только Декрет № 3 от 15февраля 2002 года «О некоторых вопросах минимальной заработной платы»позволил разорвать эту порочную связь [20, с.41].
В качестве основных задач, которые должны быть решеныв результате совершенствования механизма оплаты труда, следует выделить:
— восстановление воспроизводственной функциизаработной платы посредством приближения тарифной ставки первого разряда квеличине бюджета прожиточного минимума и далее минимальному потребительскомубюджету;
— усиление зависимости роста заработной платы отрезультатов производственно-хозяйственной и финансово-экономическойдеятельности предприятий и организаций, личного вклада каждого работника в этирезультаты, то есть восстановление мотивационной, стимулирующей функциизаработной платы.
Система социальной защиты в республике представленатремя видами социальных программ: социального страхования, социальногообслуживания и социальной помощи. Особенно много проблем накопилось впрограммах социального страхования, включая пенсионное обеспечение и социальнойпомощи.
Система пенсионного обеспечения в Республике Беларусьпостроена по принципу текущего финансирования (солидарности), когда трудовыепенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработнойплаты работающих. Это значит, что работающее население финансирует потребностьнаселения пенсионного возраста.
Население Беларуси в соответствии с классификацией ООНсчитается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая частьнаселения (26 %) — лица пенсионного возраста [20, с.53].
Большинство пенсионеров республики являютсяполучателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 годаявляются страховые взносы нанимателей (в основном — 35 % фонда оплаты труда) иработников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этихотчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальныесредства — на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе всвязи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев,предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных создоровлением населения.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащихорганов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших откатастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии,производится (полностью или частично) за счет средств государственногобюджета..
В последнее время наметился ряд негативных тенденций,которые отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий. Этосвидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии в полноймере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этомнеобходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчини 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численностьтаких лиц увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи.Это приведет к тому, что страховые средства необходимо будет распределять междубольшим числом получателей, что может привести к снижению уровня пенсий. Поэтомунужно искать резервы внутри самой пенсионной системы. Достижению этой целидолжна способствовать Программа реформирования пенсионного законодательстваРеспублики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, котораябудет органично сочетать государственные (обязательные) и негосударственные(дополнительные) формы пенсионного обеспечения граждан.
Преобразования пенсионной системы предполагаетсяосуществлять по двум основным направлениям:
— упорядочение (оптимизация) системы, касающееся измененийотдельных ее принципов, схем и элементов и направленное, главным образом, на укреплениеее страховых основ;
— формирование многоуровневой системы, включающейразные формы пенсионного обеспечения.
Много проблем накопилось и в программах социальной помощи.Среди них: высокий, неадекватный состоянию экономики и бюджетов, уровень расходовна развитие программы социальной помощи; неэффективная адресность в помощималообеспеченным семьям; отсутствие соответствующего показателя бедности дляназначения пособий и четкого механизма учета расходов получателей социальнойпомощи, построенного на проверке состояния семьи и одиноко проживающих граждан,оценки их нуждаемости; раздробленность программ, схем управления ими ифинансирования.
Переход к рыночной модели социальной политикипредполагает соответствующие изменения в предоставлении социальной помощи. Кчислу таких изменений следует отнести:
— поэтапный переход от традиционно сложившегося уравнительногопринципа предоставления социальной помощи к адресному ее назначению на основеединых критериев, основанных на принципах нуждаемости;
— определение критерия оценки нуждаемости, основанногона исчислении совокупного дохода семьи, одиноко проживающих граждан ипроведении обследования их материально-бытовых условий жизни, что позволяетобеспечить адресный охват малообеспеченного населения;
— постепенное введение унифицированных критериев вовсе программы социальной помощи;
— отмена неадресных пособий, льгот и субсидий;
— консолидация действующих программ в рамках единойпрограммы адресной социальной помощи;
—усиление муниципализации предоставления социальнойпомощи.
После 2000 г. (в первое десятилетие) ставятся задачипоследовательного повышения Уровня и качества жизни на основе ежегодного приростареальных доходов населения не менее 5,0—5,5%. Основными целями в областисоциальной политики на ближайшие годы являются: сокращение масштабов бедности;повышение доли трудовых доходов и их реального роста; улучшение качества жизни.Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплениюздоровья населения, расширению возможностей получения образования, улучшению условийтруда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основныхмеханизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходовнаселения и повышение их реального содержания; сокращение отставанияминимальных доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественногорасслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году долярасходов на образование увеличена до 10% ВВП с 6,9% ВВП в 2006 году. В 2006году завершена подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим МинобразованияБеларуси разрабатывает программу «Кадры», в соответствии с которойбудет отслеживаться прибытие каждого выпускника к месту работы в соответствии собязательным распределением [21, с.19].
На основании главы можно сделать следующие выводы:расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ ипревышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организацииэкономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстровосстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов,значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населениябазовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальнойполитики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфересоциального страхования, социальной помощи населения. На формирование новойрыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация нарынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты вреспублике представлена тремя видами социальных программ: социальногострахования, социального обслуживания и социальной помощи.
Сегодня наиболее важнымисоциальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения,устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения,охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных ималообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальнойсферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полномувключению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессуперехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечныецели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни длякаждого человека, семьи, населения в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем некоторые итоги. Социальная политика занимает важное место вэкономике, так как ее главными целями являются повышение общественногоблагосостояния, улучшение качества жизни народа и обеспечениесоциально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основусоциальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самомобщем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека исправедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечиваетсясоздание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц,находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечениесбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление иизвлечение прибыли.
Структура социальной политики представлена следующими направлениями:политикой обеспечения занятости; политикой регулирования доходов населения;политикой защиты здоровья и экологической безопасности населения и политикойсоциальной защиты и социальных гарантий. Уровень доходов членов обществаявляется важнейшим показателем их благосостояния, так как определяетвозможности материальной и духовной жизни индивидуума. Для оценки уровня идинамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемогои реального дохода.
Основой для формирования гибкой системы социальной защиты, котораяпозволит предупреждать возможные факторы социально риска и обеспечит соблюдениеважнейших социальных прав членов общества, является система минимальныхсоциальных стандартов. Формирование и применение социальных стандартовосуществляется на основе общедоступности социальной защиты и услуг; целевого иадресного финансирования; широкой информативности граждан о социальныхстандартах. Результативность социальной политики можно оценить при помощиследующих параметров: уровня и качества жизни, которые достаточно сложны врасчете. Поэтому в последнее время рекомендуется использовать такой показатель,как ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. ИРЧП, определяемый каксреднеарифметическая величина трех индексов: уровня образования; реального ВВПна душу населения; ожидаемой продолжительности жизни. Неравенство враспределении доходов населения можно измерить, используя кривую Лоренца,которая выражает зависимость между населением и получаемыми им доходами. Такоенеравенство вызвано рядом причин, в числе которых находятся различия людей вспособностях с рождения, различия во владении собственностью, в образовательномуровне, а также наличие такого фактора, как везение.
Рассматривая политику регулирования доходов населения РеспубликиБеларусь, отметим, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождаетсятрансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг ихисточников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажинедвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современныхусловиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населенияРеспублики Беларусь. Во-вторых, анализируя таблицы покупательной способностинаселения и оценки социально-экономических показателей, мы видим, чтопроисходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальныхденежных доходов населения. То есть в последнее время в Республике Беларусьнаметилась положительная тенденция: наблюдается постепенный рост благосостояниянаших граждан.
В области социальной защиты населения реформирование идет по двумнаправлениям:
1) Для трудоспособного населения создаются условия для вовлечения всех всферу труда и предпринимательства.
2) Для незащищенных слоев населения – оказание адресной социальной помощи в различных формах.
Таким образом, в настоящее время необходим выбор таких приоритетов социальной политики, которые способствуют оздоровлению социально-экономической обстановки и созданию условий для экономического роста. В сфере политики доходов – создание эффективной системы оплаты труда, позволяющей повысить уровень жизни населения и стимулировать высокопроизводительный труд; в сфере социальной защиты населения – защита населения от социальных рисков, социальная защита детей, семей, молодежи, других категорий населения и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Макроэкономика:учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415 с.
2. Слезингер, Г.Э. Социальная экономика: учебник / Г.Э.Слезингер. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 365 с.
3. Макроэкономика:учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – 2-еизд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с.
4. Бондарь, Н.Н.Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И.Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
5. Макроэкономика:социально ориентированных подход: учебник для студентов экон. специальностей иучреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. идоп. / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина,2010. – 442 с.
6. Вечканов, Е.С.Макроэкономика: учебное пособие для студ. гр. экон. и управ. / Г.С. Вечканов. –СПб.: Питер, 2002. – 428 с.
7. Соколова, Г.Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г.Соколова // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 85-105.
8. Булатов, А.С.Экономика: учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениям /А.С. Булатов [и др.]; под. ред. А.С. Булатова. – изд. 4-е, перераб. и доп. –Москва: Экономисть, 2006 – 831 с.
9. Кравцова, Г.Ф.,Цветков, Н.И., Островская, Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика).Учебное пособие / Г.Ф. Кравцова. – Хабаровск. – 2001. – 145 с.
10.  Антюшина Н. Шведская модельэкономической реформы / Н. Антюшина // Экономист. – 2004. – №1. – С. 85-94.
11.  Электронная библиотекаБиблиотекарь.Ру [Электронныйресурс] / Режим доступа: www.bibliotekar.ru/rGeo/15.htm Дата доступа: 20.11.2010.
12.  Базылев, Н.И. Макроэкономика: учебноепособие для экон. спец. вузов / Н.Н. Базылев, С.П. Гурко, М.Н.Базылева. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 189 с
13.  Официальный сайт Национальногостатистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php. Дата доступа: 20.11.2010.
14.  Официальный сайт Национальногостатистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/indicators/uroven.php. Дата доступа: 20.11.2010.
15.  Экономическая теория: в 3 ч. Часть 3:Макроэкономика / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохина. – Минск:Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 327 с.
16.  Щёткина, М.А. Итоги работы системыМинистерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году и задачина 2010 год / М.А. Щёткина // Охрана труда и социальная защита. – 2010. – № 3.– С. 4-8.
17.  Официальный сайт ОрганизацииОбъединённых Наций [Электронный ресурс].Режим доступа: www.un.org/ru/development/hdr/2010/hdr_2010_complete.pdf Дата доступа: 20.11.2010.
18.  Морова, А.П. Безопасность РеспубликиБеларусь в социальной сфере / А.П. Морова // Проблемы управления. – 2009. – № 1(30). – С. 25-29.
19.  Официальный сайт Министерство труда исоциальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: mintrud.gov.by/ru/trud/norm3.Дата доступа: 22.11.2010.
20.  Тур, А.Н. Цели, задачи и приоритеты вПрограмме социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010годы: пособие для студентов и учащихся / Тур А.Н., Плотницкий М.И. – Минск:Мисанта, 2007. – 120 с.
21.  Морова, А.П. Социальная составляющаякачества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П.Морова // Проблемы управления. – 2010. – № 1 (34). – С. 18-23.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Уровень жизни населения.
Таблица А1. Основные социально-экономические показатели уровня жизнинаселения. 1995 2000 2001 2007 2008 2009 2010 Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц 515,7
46,51) 96,2 503,9 648,2 753,6 762,6
Реальные денежные доходы населения,
в процентах к предыдущему году 66,4 114,1 128,1 113,2 111,8 102,7 – Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 65,1 113,8 128,1 113,1 111,8 103,7 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. 755,1
58,91) 123,0 694,0 868,2 981,6 116,7
Реальная заработная плата,
в процентах к предыдущему году 95,0 112,0 129,6 110,0 109,0 100,1 –
Средний размер назначенной пенсии
(на конец года), тыс. руб. 387,2
36,41) 65,0 328,2 389,4 429,5 482,8
Реальный размер назначенной пенсии,
в процентах к предыдущему году 130,3 143,2 122,1 105,4 104,7 100,2 –
__________________
1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).
Таблица А2. Основные показатели образования (на начало учебного года) 1995/96 2000/01 2001/02 2007/08 2008/09 2009/10
Число учреждений, обеспечивающих получение
общего среднего образования1) 5007 4772 4718 3927 3821 3719 В них учащихся, тыс. 1582,2 1547,6 1488,9 1134,9 1083,2 1006,7
Число учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования1) 149 156 156 204 206 211 В них учащихся, тыс. 122,4 150,3 155,4 155,0 157,3 166,6
на 10 000 человек
населения, учащихся 120 150 156 160 163 172
Число учреждений, обеспечивающих получение высшего образования1) 59 57 58 53 53 53 В них студентов, тыс. 197,4 281,7 301,8 413,7 420,7 430,4 Продолжение 1995/96 2000/01 2001/02 2007/08 2008/09 2009/10
на 10 000 человек
населения, студентов 194 282 303 427 435 445
____________________
1)Включая данные по частным учебным заведениям.
Примечание ― Источник: [14].
Таблица А3. Основные показатели здравоохранения (на конец года) 1995 2000 2001 2007 2008 2009 Численность врачей всех специальностей: всего, тыс. человек 42,7 45,8 44,9 47,0 48,1 49,4 на 10 000 человек населения 42,0 45,9 45,1 48,5 49,8 51,1 Численность среднего медицинского персонала: всего, тыс. человек 117,6 122,6 123,2 118,2 120,6 122,2 на 10 000 человек населения 115,5 122,8 123,8 121,9 124,7 126,5 Число больничных организаций 865 830 817 792 773
6611) Число больничных коек: всего, тыс. 127,3 126,2 125,4 108,9 107,7 107,0 на 10 000 человек населения, единиц 125,1 126,3 126,0 112,4 111,3 110,7 Число амбулаторно-поликлинических организаций 1622 1843 1856 2027 2208 2205
Примечание ― Источник: [14].

Таблица А4. Покупательная способность среднедушевых располагаемыхденежных доходов населения (килограммов в месяц). 1995 2000 2001 2007 2008 2009 Хлеб пшеничный 137 150 189 346 378 380 Картофель 194 351 498 655 743 736 Капуста свежая 138 334 304 455 451 688 Морковь 125 226 233 469 404 587 Яблоки 65 104 122 162 145 235 Сахар-песок 56 107 133 260 317 332 Масло растительное 25 45 67 124 101 149 Говядина 24 36 45 62 68 64 Свинина 18 27 33 63 70 70 Рыба 21 26 34 84 97 105 Молоко, л 220 294 310 496 498 491 Масло животное 15 25 36 55 54 55 Яйца, шт. 583 874 1058 2122 2399 2405
Примечание ― Источник: [14].