Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

ГОУ ДПО Челябинскийинститут переподготовки
и повышенияквалификации работников образования
Кафедравоспитания и дополнительного образования
ШишковаЛариса Николаевна
Организацияученического самоуправления
в общеобразовательнойшколе
 
Выпускнаяаттестационная работа на соискание квалификации
«Технологияуправления персоналом»
Научный руководитель:
кандидат педагогическихнаук, заведующий
кафедрой воспитания идополнительного образования
А.В.Кисляков
Челябинск-2010

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основания организации ученическогосамоуправления в общеобразовательной школе
1.1. Организацияученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическаяпроблема
1.2. Педагогическаясистема организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.3. Комплекс условийреализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательнойшколе
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности функционированияпедагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательнойшколе
2.1. Общий замысел организации иосуществления экспериментальной работы
2.2. Методические аспекты организацииученического самоуправления в общеобразовательной школе
2.3. Анализ результатов экспериментальнойработы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной и цитируемойлитературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Развитие ученическогосамоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии сЗаконом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с«Основными направлениями и планом действий по реализации программы развитиявоспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобреннымирешением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается вкачестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сферевоспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сихпор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практическогоиспользования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставеобщеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано[37].
В последние годы ситуациянесколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешноприменяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные моделиученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Целью настоящего исследования являетсяизучение форм самоуправления для дальнейшего внедрения в школьной практике.
Основное предназначениеученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребностиобучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав иинтересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированиюболее четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе идругим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыкиповедения и установок на самостоятельное принятие решений в социальныхпроблемных ситуациях.
Самоуправление учащихсявыражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решенияи реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило,самоуправление проявляется в планировании деятельностиколлектива, организации этой деятельности, анализе своей работы,подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [1].
В настоящее время впрактике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумеваетсякраткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют вдемократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частностидолжны стать реалиями всего образовательного процесса,процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении.Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможностипроявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать еговыполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современнойшколе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детскойобщественной организации (объединения). Эти два вида детской активностинастолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделитьодно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионахпоявляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации(объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того жеобщеобразовательного учреждения.
На основании вышесказанного можно поставить для исследования следующие задачи:
1. Классифицироватьошибки и затруднения, создающие педагогические проблемы при созданииученического самоуправления, а также выявить причины их возникновения и рассмотретьпути их преодоления.
2. Определить функциипедагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученическогосамоуправления
3. Рассмотретькомплекс условий для реализации педагогической системы организации ученическогосамоуправления в общеобразовательной школе
4. Экспериментальнаяпроверка эффективности функционирования педагогической системы организацииученического самоуправления в МОУ «Каменносанарская ООШ».
Целью школьногообразования является адаптация молодого человека к существующейдействительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь.Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемыеобществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств:умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качестваспособствуют самореализации человека в настоящей действительности.
Одна из задач школьнойсистемы образования – подготовка детей к выполнению функций граждандемократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнятьсвои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуютсяинициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их,сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личностиспособствует организация школьного ученического самоуправления и егодеятельность [5].

Глава I. Теоретические основания организацииученического самоуправления в общеобразовательной школе
 
1.1. Организацияученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическаяпроблема
 
Затруднения – эторазличные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.),которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, неискажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты,которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, кего деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом[33].
Классификация ошибок изатруднений, создающих педагогические проблемы, а также причины ихвозникновения и пути их преодоления:
1 Группа ошибок: Связанныес пониманием сути ученического самоуправления
1) Смешение организационныхформ детской активности:
а) самоуправление детской общественной организации;
б) школьное ученическоесамоуправление.
Причины:– Слабое знание Законов и нормативныхактов;
– Прошлый опыт участия вдеятельности общественных организаций.
Пути их решения: — Изучитьтребования Законов РФ и других нормативных актов;
— Подписать соглашение опартнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.
2) Подмена моделиученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательногоучреждения.
Причины:– Не способность или не желаниепедагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школыподсистему ученического самоуправления.
Пути их решения: — Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельнойвоспитательной технологии.
3) Восприятиеученического самоуправления как игры, например, в «День дублера».
Причины:– Распространенный взгляд на игру какна несерьезное дело;
— Отсутствие готовностирассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Пути их преодоления: — Использовать игровую модель «День дублера» как первый этап, например,для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементовреального самоуправления.
4) Изоляция органовученического самоуправления от жизни остальных учащихся.
Причины:– Неверно составленныерегламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственностьорганов ученического самоуправления.
Пути их преодоления:- Изменитьрегламентирующие документы в части ответственности и отчетности органовсамоуправления;
– Сделать болеепростым и «доступным» путь вхождения состав этих органов.
5) Абсолютизация принципа«Сначала делается то, что хотят дети».
Причины:– Стремление «заигрывать» сучениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работуученического самоуправления.
Пути их преодоления:-Включить в нормативные документы положения об ответственности органовсамоуправления за состояние сферы их компетенции
6) Подмена ученическогосамоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
Причины:– «Узкий» взгляд навозможности ученического самоуправления;
— «Расширительное» толкование потенциала КДТ.
Пути их преодоления: Находитьоптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например,органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
7) Использование вструктуре органов самоуправления правоохранительной системы, включаяпрокуратуру.
Причины:– Излишнее стремление использовать«карательные» функции ученического самоуправления в«воспитательных целях».
Пути их преодоления: Максимальноосторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как онарегулируется реальным УК РФ и УПК РФ.
2 Группа ошибок Связанныес качеством модели самоуправления
1) Неточные,«размытые» формулировки цели и задач создания ученическогосамоуправления.
Причины:– Слабое представление о цели изадачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательномучреждении;
— Отсутствие навыковцелеполагания.
Пути их преодоления: Получитьквалифицированную консультацию у специалистов;
– Провестиколлективный «мозговой штурм» для определения целей и задачсоздаваемого ученического самоуправления
2) Слабая проработкаструктуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев.
Причины:– Отсутствие четкости впредставлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
— Отсутствиеразграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Пути их преодоления:-Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть каждомуоргану самоуправления четкие полномочия и объем ответственности
3) Серьезные юридические«промахи» при составлении документов, регулирующих функционированиеорганов самоуправления.
Причины:– Низкая правовая грамотность присоставлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Пути их преодоления:-Внимательноизучить соответствующую нормативную базу;
– Получитьквалифицированную консультацию у специалиста.
4) Чрезмерное увлечениемасштабными моделями типа «Каждый класс — республика».
Причины:– Стремление соответствовать«моде»на использование государственной символики.
Пути их преодоления:-Вернуться к более «естественным» моделям организации самоуправленияна уровне класса по типу местного самоуправления;
— Использовать даннуюмодель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей однойструктурой самоуправления
5) Высокая степень«наукообразия» при описании модели ученического самоуправления.
Причины:– Стремление соответствоватьзадаваемым научно-методическим «стандартам»;
— Желание иметь научноеруководство, чтобы быть «не хуже других».
Пути их преодоления:-Используянаучный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторскоймодели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, таки родителям и старшеклассникам.
3 Группа ошибок Связанныес функционированием ученического самоуправления
1) Отсутствие или низкоекачество нормативной базы, регулирующей деятельность ученическогосамоуправления.
Причины: Непониманиенеобходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует всеосновные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированиемученического самоуправления.
– Пути ихпреодоления: Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
– Просмотреть Уставшколы и внести необходимые изменения;
– Разработать ипринять дополнительные локальные акты.
2) Отсутствие подготовкиактивистов и органов ученического самоуправления.
Причины: Недопонимание необходимостисистематического обучения активистов самоуправления, подготовки«преемников».
Пути их преодоления: — Разработать и внедрить системуобучения активистов, которая обеспечить «преемственность поколений» ;
– Постояннообновлять программы и методику обучения актива.
3) Слабая методическаяподготовка педагогов.
Причины: – Пренебрежение этой сферойпедагогической деятельности;
— Объективное отсутствиевозможности повышения квалификации по этой тематике.
Пути их преодоления: -Сформировать методическоеобъединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
– Организоватьсистематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
4) Отсутствие илинедостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходныхматериалов и т.д.”
Причины: –Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самойоргтехники и т.д.;
— Непониманиенеобходимости и важности создания определенных условий для работы ученическогосамоуправления.
Пути их преодоления: — Выделить (по возможности) специальное помещение или составить графикиспользования определенного помещения для организации работы органовученического самоуправления.
5) Отсутствие илинедостаток специально отведенного времени
Причины:– Убеждение, что самоуправление нетребует специально выделенного времени, действия по принципу «все самособой образуется».
4 Группа ошибок Связанныес отношением к ученическому самоуправлению
1) Изоляция органовученического самоуправления от деятельности педагогического совета иродительского комитета школы.
Причины:– Замкнутость взрослых на своейпрофессиональной сфере.
Пути их преодоления: -Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги,и родители;
– Проведение совместноподготовленных мероприятий.
2) Излишнееадминистрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
Причины:– Четко выраженное недоверие корганам ученического самоуправления.
Пути их преодоления: — Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление можети должно быть полностью самостоятельным.
3) Игнорирование проблемученического самоуправления со стороны взрослых
Причины:– Ложно понимаемое представление онеобходимости «максимального невмешательства в деятельность органовученического самоуправления».
Пути их преодоления:-Понять необходимость позиции «консультанта» и «помощника» ипринять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
4) Практическоеигнорирование возможностей родительской общественности.
Причины:–Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьногосамоуправления.
Пути их преодоления: — Не следует рассматривать родителей только в качестве источникадополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления;
– Найти формы ихпривлечения к содержанию работы ученического самоуправления.
5) Замкнутостьдеятельности ученического самоуправления на проблемах школы.
Причины:– Стремление «уйти» отвнешних проблем, которые могут «помешать» благополучной жизни органовученического самоуправления.
Пути их преодоления:-Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественныеорганизации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
5 Группа ошибок Связанныес педагогическими стереотипами
1)Формализация внедрения ученического самоуправления
Причины: – Стремление «отчитаться» отом, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическоесамоуправление.
Пути их преодоления:-Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления;
– Создаватьблагоприятные условия для «естественного» выращивания той или иноймодели ученического самоуправления
2) Переноспрофессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению
Причины – Не понимание (илисознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления какпринципиального иного способа общения в системе «ребенок- взрослый».
Пути их преодоления:-Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения,согласования, совместной деятельности.
3) Смещение акцентаработы ученического самоуправления только на досуговую деятельность
Причины – Восприятие ученическогосамоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.
Пути их преодоления: — Наделениеорганов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями,включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
4) Изоляция ученическогосамоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения ужепринятых планов
Причины – Восприятие ученическогосамоуправления как «исполнительного органа власти педагогов».
Пути их преодоления: — Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
5) Использованиеформальных выборов органов ученического самоуправления
Причины – Отсутствие механизмовдемократических выборов и практического опыта их применения.
Пути их преодоления: — Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов навсех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения.
6) Включение педагогов всостав детских органов самоуправления
Причины – Стремление получить дополнительныемеханизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.
Пути их преодоления: — Формировать детские органы самоуправления только из представителей детскихколлективов
Приорганизации самоуправления важны развитие активности всех членов ученическогоколлектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть созданаобстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решениюглавных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправленияпомогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформироватьсоциальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Современныйподход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает созданиеусловий для социального становленияучащихся, что обеспечиваетсявключением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся вколлективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себякачества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношениядетей к целямсовместной деятельности зависит их позиция в решенииуправленческих проблем.
Необходимоотметить, что типичной ошибкой педагогов — организаторов ученическогосамоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог,поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому,чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становитсяорганизатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свойвариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когдаучащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решенияпоставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым дляформирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексияпозволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом напоследующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель,реализуемую впоследствии детским коллективом.
Самоуправлениеможет развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оноразвивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявлениясамоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединятьодно: деятельностныйподходк структуре органов управления. Сначаланадо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создатьсоответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом,появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.
1.2. Педагогическаясистема организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
 
Функции педагоговобщеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления
Развитие ученическогосамоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит отдиректора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительноеотношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важностиих многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральнаяподдержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных всамоуправление, — все это является важным условием создания в школе эффективнойсистемы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательногопроцесса [33].
Директоробщеобразовательного учрежденияотвечает за разработку стратегии воспитательного процесса,включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директоррегулирует процессы создания правовой базы и материально-техническогообеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора повоспитательной работепринимает активное участие в разработке концепции и программы развитияученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения иобучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директорасотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящийвариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели.Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученическогосамоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организаторзанимается практическими вопросами,поддерживая органы ученического самоуправления как на уровнеобщеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Этоодин из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательныепрограммы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В егофункционал, как правило, входит координирование деятельности детских имолодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательномучреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель,который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путьиндивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают вколлективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развитияученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезнымисоциально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегамв реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни(организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль вразвитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональнымзнаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей,организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистовсамоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов иадминистрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организацииученического самоуправления.
Учитель-предметниктакже может внести свой вклад вразвитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своегопредмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимогосилами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), приподготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательныеэлементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведениеконкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможностьпроработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебныекурсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться всамоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, вэффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной иззадач которого является активизация ученического самоуправления, участвует втой или иной степени почти весь педагогический коллектив.
Длясоздания органов самоуправлениянеобходимо:
1.Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьнойдеятельности.
2.Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
3.Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должныподелиться реальной школьной властью с учениками, т. е. делегировать полномочия.
Детямможно отдавать следующие области школьной жизни:
1.Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческиедела и т. д.
2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы,пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
3.Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение,реклама.
4.Спорт и спортивные мероприятия.
5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений,мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
6.Производственнаядеятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах(контроль над заработанными средствами, доходами, распределением,стимулированием и т. д.).
7.Производственно-коммерческаядеятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказовнаселения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т.д.
8.Шефскаяработа с престарелыми, больными людьми, ветеранами
войны и труда.
9.Ремонт,уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
10.    Реальноеучастие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.
Учитьсамоуправлению — значит создавать коллективную перспективу и планировать путиее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности ивырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человекеличность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет своииндивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережноеотношение. Для решения этих задач могут быть использованы ролевые игры: «Деньдублера», «День самоуправления в школе» и др.
Дляпедагога-организатора важно постоянно отслеживать, как развиваетсясамоуправление в классах и школе. Для этого можно провести опрос учащихся попредлагаемой в приложении 3 методике. Предложенные в данной методике вопросысоответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его вученических коллективах.
В работес детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позицияучителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, гдешкольники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в нейсобытия, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствованиисобственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело докаждого. Ввести в школе самоуправление — значит поставить всех детей в позициюорганизаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами идействовали как хозяева. При этом установить правильное соотношениепедагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления впроцессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения,установить связь межу ними — главная задача управления школой.
Важнойособенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей ипедагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия вразнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам исклонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий наразвитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важнымспецифическим направлением являются защита личной ценности и достоинствавоспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужносоздать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу,отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическаяроль школьника соответствовала его статусу.

1.3. Комплексусловий реализации педагогической системы организации ученическогосамоуправления в общеобразовательной школе
Условия развитияученического самоуправления
Развитие ученическогосамоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решенияцелого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического,социально-психологического характера.
Организационные условиясостоят в том, чтобысамоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный,первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Прежде всего, дляэтого необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которойработает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и ихродителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи,которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-техническиеи кадровые возможности [2].
Кадровые условия— возможность профессионального ростапедагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогическихдискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученическогосамоуправления в частности должно быть организовано в рамках продуманнойсистемы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работниковобщеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничествас коллегами, участвующими в процессах самоуправления.
Необходимо в течениеучебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов,родителей и других» специалистов обучать активистов ученическогосамоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученическогосамоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородныхлагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыти базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках региональноговзаимодействия.
Программно-методическиеусловия.Развитиеученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методическогообеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Цели и задачипрограммно-методических документов должны отражать общую стратегию развития,основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линииработы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача,решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководствомнаиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов(методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений,научных сотрудников).
Программы обучениянавыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности ипозволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группойактивистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми длявнесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач,отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
Возможен отдельный курс впрограмме «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местногосамоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления,который может послужить серьезной теоретической основой для организацииграмотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдениемвсех положений и требований современного российского законодательства.
Социально-психологическиеусловия.Администрацииобщеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическуюразъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явноенедовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводитьэту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогическийколлектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия собучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления,которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всехшкольников.
Недопустимо отношение кданному виду педагогической деятельности как к «второсортной». Директор, егозаместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрятьтех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своимопытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системысамоуправления.
Желательно моральное иматериальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих всамоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участникиобразовательного процесса.
Для развития ученическогосамоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ(школьные стенгазеты, радио и т. д.), а также современные компьютерныетехнологии, возможности всемирной сети Интернет.
Необходимо активнеепривлекать к организации выборов органов ученического самоуправленияспециалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих попрограмме Центризбиркома «Правовая культура молодого избирателя».
В число организационныхусловий можно включить и постоянную работу над совершенствованиемнормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

Выводы по первой главе
Школа – нашвторой дом. Школа для всех жителей республики одна, и всем должно быть в нейуютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать своюзначимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, ворганизации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность.Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить,сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель,которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – этоопределенный жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшиекачества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность –воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека,всесторонне развитой личности.
Школа –большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решатьсвои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чемнеорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаныдруг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества,взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную рольиграет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организациюс органами школьного самоуправления – вот наша задача.
В данномпроекте будет описана та модель школьного самоуправления, которая функционируетна данный момент в нашей школе. Может быть, в ней еще много недодуманного,требующего пересмотра, корректировки, но ведь мы только в начале своего пути кидеалу, у нас еще все впереди, ведь не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать.Постараемся не допустить, тех ошибок, описание которых приведено выше. Мы хотимзнать, как можно работать лучше, поэтому верим, что самосовершенствование насвыведет на верный путь.
Глава II. Экспериментальная проверкаэффективности функционирования педагогической системы организации ученическогосамоуправления в общеобразовательной школе
 
2.1 Общий замыселорганизации и осуществления экспериментальной работы
Основныеэтапы реализации развития ученического самоуправления
 I этап- 2005-2006 г. (диагностический) — изучение общественного мнения овозможной модели ученического самоуправления и пути её разработки;диагностирование внутришкольного пространства отношений.
 II этап-2006-2007 г. (проектный) — разработка (совершенствование) моделисамоуправления с учётом предложений членов школьного коллектива;
 III этап-2007-2008 г. (этап поддержки) – утверждение, оценка разработанноймодели и формирование на её основе органов ученического самоуправления;
 IV этап-2008-2009 г. (практический) – подготовка актива к реализации исовершенствованию модели ученического самоуправления в школе.
 V этап – 2009-2010 г. (обобщающий)– обработка и интерпретация данных за5 лет; соотношение результатов реализации программы с поставленными целями изадачами; представление результатов на конференции.
Первый этап предполагал:
1) Постановку вопросов об ученическомсамоуправлении на заседаниях методических объединений педагогов школы,педагогических советах, совещаниях классных руководителей,учителей-предметников, родительских и ученических собраниях.
2) Подготовку специальных методическихвыставок по проблеме ученического самоуправления.
3) Изучение передового опыта посамоуправлению.
4) Использование различных формизучения общественного мнения педагогов, учащихся, родителей по разработке моделиили путей совершенствования ученического самоуправления: дискуссий, проблемныхстолов, деловых игр, конкурсов на лучшее предложение, анкетирование.
Вопрос об ученическом самоуправлениив нашей школе стоял давно. Создание органов самоуправления обсуждалось на заседанияхметодических объединений педагогов школы, педагогических советах, совещанияхклассных руководителей, учителей-предметников, родительских и ученическихсобраниях.
На первом этапе работы над созданиеморганов самоуправления в нашей школе мы образовали инициативную группу, кудавошли педагоги, представители родителей. Вокруг инициативной группы педагогов иродителей объединились учащиеся.
По отношению к стремлению заниматьсяв школе общественной деятельностью учащиеся разделились на три группы:
 тех, кто хотел бы заниматься- 60 %;
 тех, кто не хотел бы — 10 %;
 и ещё не определились в этомвопросе — 30%.
Было проведено анкетирование средиучащихся. В числе прочих были такие вопросы:
— «Что такое самоуправление?»
— «Для чего нужно самоуправление?»
Вот такие получены ответы;
q  Это когда мы сами всем классом решаемсвои школьные проблемы, только советуясь с классным руководителем или педагогом-организатором.
q  Это такая организация нашей жизни,когда ребята сами решают о необходимости проведения того или иного мероприятия.
q  Это здорово! Это значит, что к моемумнению прислушиваются, что мой «голос» может оказаться решающим при принятиикакого-либо решения.
q  Для того чтобы мы могли самипринимать решения, активно участвовать в жизни класса.
q  Для того чтобы быть похожими навзрослых, чтобы хоть чуть-чуть понять их заботы и проблемы.
q  Участвуя в самоуправлении класса,школы, мы привыкаем к взрослой жизни, понимая, какие нас дальше ждут проблемы.
q  Участвуя в организации жизни класса ишколы, поневоле становишься более организованным, собранным, самостоятельным
q  Самоуправление приучает кответственности.
Таким образом, мы пришли к выводу,что большинство наших учеников имеют потребность в реализации своей социальнойактивности через участие в органах самоуправления.
Второй этап:
1) Анализ и обобщение собранныхпредложений в ходе изучения общественного мнения.
2) Формирование творческой группы дляразработки конкретных документов, определяющих структуру и содержаниедеятельности органов ученического самоуправления в школе.
3) Включение в разработку конкретныхдокументов учащихся, родителей, педагогов.
На втором этапе работы были собраны,проанализированы и обобщены все предложения по созданию органов ученическогосамоуправления. Учащиеся предлагали создать и Школьную республику, и Школьныйпарламент, но мы остановились на системе школьного самоуправления «Лидер». Затембыла сформирована творческая группа, которая занялась разработкой конкретныхдокументов, определяющих структуру и содержание деятельности органовученического самоуправления в нашей школе. В эту группу вошли не только членыпедагогического коллектива, но и родители, учащиеся, а также представителиобщественности. На этом этапе были разработаны:
· Положение обобщешкольной конференции (приложение 1)
· Положение оСовете школы (приложение 2)
· Положение обученическом Совете учащихся (приложение3)
· Паспорт ученическогосамоуправления
Третий этап:
1) Обсуждение разработанной моделиученического самоуправления и документов, определяющее содержание ихдеятельности в педагогическом, родительском и ученическом коллективах.
2) Сбор творческой группойпредложений и практических замечаний по совершенствованию разработанныхдокументов.
3) Организация экспертной оценкиразработанных документов.
4) Выборы органов ученическогосамоуправления.
Прошло обсуждение модели ученическогосамоуправления во всех коллективах нашей школы: педагогическом, родительском иученическом.
Четвёртый этап:
1) Подготовка выборного ученическогоактива к организаторской работе в органах самоуправления.
2) Проведения школ актива.
3) Составление памяток работы активаи подразделений органов ученического самоуправления.
3) Проведение членами творческойгруппы консультаций для актива.
4)Вооружение актива методикойсамообразовательной деятельности.
Пятый этап:
1)Обобщается опыт работы ученическогосамоуправления,
2)Разрабатываются рекомендации,проводятся научно-практические конференции,
3)Оформляется и описывается опытработы по формированию органов самоуправления в школе.
 
2.2 Методическиеаспекты организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Развитие ученическогосамоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспеченияэтого вида деятельности на всех уровнях.
Цели и задачипрограммно-методических документов должны отражать общую стратегию развития,основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линииработы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача,решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководствомнаиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов(методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений,научных сотрудников).
На втором этапе внедренияв практику школьного самоуправления были разработаны основные методическиедокументы, первым из которых являлся паспорт ученического самоуправления
ПАСПОРТ
ученического самоуправленияобщеобразовательного учреждения
МОУ «КаменносанарскаяООШ»
1. Полное название формы ученическогосамоуправления
Ученический Совет «Лидер»
2. Ученическоесамоуправление работаетнепрерывно с 2005 года
3. Количествоклассов, включенных в систему ученического самоуправления — 5 (среднее звено 5-9 классы)
4. Документы,регламентирующие деятельность органов ученического самоуправления:
1) Положение об Ученическом Совете,регламентирующее деятельность органов ученического самоуправления. Принято наКонференции 18 сентября 2004 года учащимися, педколлективом и администрацией.
2) Уставмуниципального общеобразовательного учреждения «Каменносанарская основная общеобразовательнаяшкола», принят 10.10.1995год.
3) Приложение к УставуМОУ «Каменносанарская основная общеобразовательная школа», приняты 20.05.2006г.и 26.10.2008г.
4) Положение о Советешколы, принято 30.10.2005года
5. Существование и деятельностьорганов ученического самоуправления отражены в Уставе учебного учреждения.
Выписка из Устава школы;
п 5.3 «Высшим органомсамоуправления Школы является Конференция обучающихся, педагогическихработников. родителей (законных представителей)… Конференция проводится не реже1 раза в год… Делегатами на конференцию избираются:
· от родителей10человек,
· от работниковшколы 10человек,
· от обучающихся — по 3 человека от класса.
5.4 Управляющий советШколы ( Совет) – коллегиальный орган, созданный для реализации принципагосударственно-общественного характера управления образованием и наделённыйполномочиями в соответствии с настоящим Уставом» [39].
5.4.1. В состав Советаизбираются:
· 3 представителяродителей
· 3 представителяобучающихся 2-й ступени обучения (7-9классы)
· 3 представитя отродителей
6. Цели и задачи органовученического самоуправления;
Выписка из Положения обУченическом Совете Школы:
«Цель деятельностиУченического Совета:
Формирование активнойжизненной позиции, развитие лидерских качествшкольников, социальнойответственности
Задачи:
· вовлечениеучащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видовдеятельности;
· развитиетворческой индивидуальности учащихся;
· воспитание уучащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферыдружеских отношений;
· защита правучащихся»
6.Перечень существующих органов ученическогосамоуправления, их состав по поручениям, связи, подчиненность:
СТРУКТУРАОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Базисныйуровень
Ученическоесамоуправление в классах
/>

Школьныйуровень
Структура УченическогоСовета
/>
 
Коллективныйуровень
Общешкольноесамоуправление
/>
/>
8. Кто возглавляетУченический совет в текущем учебном году, срок полномочий:
Замараев Иван – учащийся9класса,
Демченко Светлана — егозаместитель, ученица 9класса. Оба входят в Управляющий Совет Школы.
Срок полномочий: до конца2010-2011 учебного года.
9. Выборы ученическогосамоуправления проходят:
Сначала на собраниях классныхколлективов выбирают представителей всех указанных направлений. Этипредставители входят в состав секторов (с 5-го по 9 класс).
Каждый сектор выделяет поодному представителю из учащихся 5-9 классов в состав Ученического Совета.Таким образом, Ученический Совет состоит из шести человек (по одному человекуот каждого направления, председателя и его заместителя). Кандидатуры председателяУченического Совета и его заместителя рекомендует Педагогический Совет, аутверждает – Конференция.
Таким образом, выборыпроходят ступенчато.
10. Как и кемпредставлены интересы учеников начальной школы в органах ученического самоуправления:
Интересы представленыклассными руководителями и родителями учащихся начальной школы.
11. Содержаниедеятельности:
(Вопросы, относящиеся ккомпетенции органов ученического самоуправления.)
Каждый сектор выполняетопределённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в школе.
Сектор «Знание» — оказывает помощь учащимся впреодолении затруднений в учёбе, помогает устранять пропуски и прогулы уроков,помогает классным руководителям проверять дневники учащихся, помогает ворганизации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции,подготовке к интеллектуальным марафонам, конкурсам, олимпиадам, помогаетучащимся старшеклассникам проводить уроки в младших классах в ДеньСамоуправления ( в День Учителя).
Сектор «Патриот» — организует и проводит мероприятия повоенно-патриотической тематике (к 23 февраля, Дню Победы), ведёт работу подальнейшему развитию Школьного музея.
Сектор « Порядок» — проводит работу с нарушителямидисциплины и порядка, осуществляет организацию дежурств и субботников, следитза своевременной уборкой и чистотой школьных кабинетов, снабжает учебниками,разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора,контролирует озеленение классов и школы.
Сектор « Олимпиец» — оказывает помощь в организации ипроведении спортивных мероприятий, массовых праздников и соревнований.Организует школьные ежегодные турслёты на Окунцовом плёсе.
Сектор «Досуг» — способствует культурному исодержательному проведению досуга, организует культурно- массовые мероприятия вклассах и школе, занимается с классными руководителями организацией экскурсий,посещением театров и музеев .
Сектор « Пресс-центр» — контролирует выпуск классамигазет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельностиучащихся, готовит и проводит радио-уроки к Дню Конституции, Дню примирения исогласия и другим датам, осуществляет контроль за содержанием и периодичностьюсмены информации на школьных стендах.
Вопросы, находящиеся всовместном ведении администрации учреждения образования и органов ученическогосамоуправления.
Вся деятельность учащихсянаходится в совместном ведении администрации школы и Ученического Совета.
12. Документ,регламентирующий сферу полномочий администрации учреждения образования иорганов ученического самоуправления.
Положение об УченическомСовете.
Устав МОУ«Каменносанарская ООШ»
13. Имеются ли символы иатрибуты органов ученического самоуправления (гимн, герб, эмблема, флаг, девиз,форма и знаки отличия и др.)
У школы есть свой герб,флаг, гимн и девиз, предполагается введение эмблемы и знаков отличия для членовУченического Совета, парадная форма.
14. Традиции:
· Праздникпосвящения в первоклассников;
· Конкурс на лучшийосенний букет;
· День Учителя –День Самоуправления;
· День пожилогочеловека;
· День матери
· Весеннийсубботник;
· Встречи светеранами ВОВ в декабре, феврале и мае.
· День рожденияшкольной детской организации «Школьный корабль»
· Последний Звонокдля выпускников
15. Педагоги в органахученического самоуправления представлены на основании:
· избраны всеобщимголосованием
· назначеныадминистрацией
· делегированыпедагогическим советом
16. Входит липредставитель органа ученического самоуправления в состав:
1. Педагогическийсовет
2. Управляющий Советобразовательного учреждения( 2 чел.)
3. Других советов
17. Партнеры органовученического самоуправления:
· в образовательномучреждении – педсовет, родительский совет, объединения дополнительногообразования;
· в районе, округе,городе – комиссия содействия семье и школе при Кособродской сельскойадминистрации, Управление по делам образования Троицкого муниципальногорайона
Разработкадокументов, предусматривающих сотрудничество детей и взрослых на основевзаимной ответственности, позволяющих членам самоуправления реализовать своифункции; с четким разграничением органов самоуправления при организацииконкретной деятельности.
 
2.3 Анализ результатовэкспериментальной работы
В школе введено ифункционирует школьное самоуправление. Благодаря четко выдержанным этапамвведения самоуправления, учащиеся понимают суть своей деятельности. Достигнутыследующие результаты:
• самостоятельностьв выборе и принятии решений;
• ответственностьза свои решения, действия и поступки;
• способностьтерпимо относиться к своему ближайшему окружению, родным людям;
• готовностьдействовать в самых непредвиденных и нестандартных ситуациях;
• мотивированность наполучение прочных знаний;
• способность ксовершению нравственных поступков и сохранению чувства собственного достоинствав самых трудных ситуациях;
• компетентность вучебной и будущей профессиональной деятельности;
• способностьощущать себя одновременно как гражданином своей страны, так и мира бытьнациональным патриотом;
• умение жить владу с другими народами, культурами;
• уважительноеотношением к мнению других людей, терпимостью в общении
Но все-таки проблем мы неизбежали и первая и, по-видимому, основная проблема заключается в отношениях садминистрацией учебного заведения.
Эта проблема былавысказана многими учащимися на конференции по ученическому самоуправлению. Еёпреодоление может заключаться в жестком разграничении полномочий и прав междуадминистрацией и ученическим самоуправлением, а это, в свою очередь.
Вторая проблемазаключается в непонимании и незнании учащимися выгоды, возможностей и правученического самоуправления. Для преодоления этой проблемы должна проводитьсяпросветительская работа через административные ресурсы, а так же припривлечении молодёжных организаций.
Выводы по второй главе
 
При активной работе исерьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошейопорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественногосознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области,которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Так же развитиеученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций,осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
А главное, ученическоесамоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так ишкольных коллективов, а так же способствует общению между школами и различнымимолодёжными организациями.
Ученическоесамоуправление дает:
Учащимся:
· развитие навыковработы в группе, в команде;
· ведет к повышениюуровня обученности и качества обучения учащихся;
· ведет к улучшениюдисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
· выбор роли ворганах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям иинтересам;
· защищает права ребенка;
· учитцивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
· помогаетсамоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
· организуетсвободное время детей;
· ведет к улучшениюучебной результативности детей;
· снижаетконфликтность в семье;
· дает возможностьактивно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
· помогаеторганизовать детей;
· сплотить детскийколлектив;
· повышаетдисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
· раскрываеттворческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
· апробацияинновационных технологий;
· обобщение опытаработы через средства печати
· углубление впроблему через опытно – экспериментальную работу

Заключение
Итак, работасамоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Онпостоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новыхпроблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самоеглавное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которыеприходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их.Поскольку ученическое самоуправление достаточно молодо, готового материала, накотором можно было бы строить работу в нашей школе, практически не было.Приходилось изначально (и это проблема не только нашей школы) за основу братьлучшее, что было когда-то в советских школах (пионерская организация и т.д.)Неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создатьсначала детскую организацию, где был бы свой президент, его помощники, своеназвание и девиз. Постепенно учащиеся и педагоги понимали, что работа детскойорганизации не дает возможности каждому учащемуся школы принимать активноеучастие в управлении жизнью школы. Можно очень многое в школе делать вместе, иэто получается намного лучше, чем просто при манипулировании детскимколлективом. Ребята стали активнее. Несмотря на все трудности в работе сученическим самоуправлением, в нашей школе сложилось твердое убеждение:самоуправлению быть! Но вот какому самоуправлению? Ведь не секрет, что наначальной стадии работы дети воспринимают его только как средство достиженияопределенных целей: сделать свою жизнь легче и удобнее за счет удовлетворенияисключительно потребительских желаний. Приходилось сталкиваться и снепониманием целей и задач движения, и с демагогией и популизмом средипедагогов и учащихся. На данной стадии мы добились того, что есть коллективединомышленников: детей и взрослых, который объективно оценивает своивозможности, стремится к совершенствованию, желает изменить жизнь школы клучшему. Об этом свидетельствует последний опрос учащихся и педагогов, выдержкииз которого и представлены вашему вниманию ниже.

Списокиспользованной и цитируемой литературы
 
1. Рогаткин, Д.В. Школьноеученическое самоуправление [Текст] /
Д.В.Рогаткин. — Петрозаводск, Юниорскийсоюз «Дорога», 2003. – 92 с
2.  Прутченков, А.С. Организация иразвитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] /А.С. Прутченков. — М:,2003. -328с.
3.  Кон, И.С. Психология ранней юности[Текст] / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
4.  Коротов, В.М. Самоуправлениешкольников [Текст] / В.М.Коротов Изд. 2-е, дополненное и переработанное — М.:Просвещение, 1976. – 175 с.
5.  Бочкарев, В.И. Директору школы осамоуправлении [Текст] / В.И.Бочкарев – М.: ВЛАДОС, 2001. – 192 с.
6.  Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст]/ Н.Е.Щуркова — М.: Педагогическое общество России, 2000. -128с
7.  Филатова, Л.И. Комплексный подход квоспитанию школьников [Текст] / Л.И. Филатова, Т.В.Сорокина – М:, Просвещение,1982. – 82с.
8.  Сорокина, Т.В. Воспитание школьниковво внеучебное время [Текст] / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
9.  Макаренко, А.С. Педагогическая поэма[Текст] / А.С.Макаренко — М.: Педагогика, 1977. – с.180
10.  Максимов, В.И. Организация младших школьников:Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И.Максимов – М.: Просвещение,2003. – 254 с.
11.  Рожков, М.И. Развитие самоуправленияв детских коллективах [Текст] / М.И.Рожков — М., «Владос», 2002 – 160 с.
12.  Хуснутдинова, И.Н., Сборник практическихматериалов по организации отрядной работы [Текст] / И.Н.Хуснутдинова — М:,Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
13.  Байкова, Л.А. Методика воспитательнойработы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений [Текст]: Л.А,Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-еизд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
14.  Образование в сфере прав человека вшколе. Сборник материалов. [Текст]: Юниорский союз «Дорога» — Петрозаводск,2003. – 68 с.
15.  Направления, содержание, формы иметоды воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе(методические рекомендации). [Текст]: – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004.– 160 с.
16.  Профориентация. Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство дляклассных руководителей и школьных психологов [Текст]/ Под науч. ред.Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005. – 240 с.
17.  Фадеева, Е.И. Лабиринты общения[Текст]: Учебно-методическое пособие./ Е.И.Фадеева – М.: ЦГЛ, 2003.
18.  Управление образовательнымисистемами: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.
19.  Созонов, В.В. Планированиевоспитательной работы: от результата к замыслу [Текст] / В.В.Созонов// Народноеобразование. – 2001. №1.
20.  Быкова, В.Г. Воспитательная системашколы в современных условиях [Текст] / В.Г.Быкова // Классный руководитель. –2004. №6
21.  Никитюк, А.С. Самоуправление класса[Текст] / А.С.Никитюк // Классный руководитель. – 2001. №3
22.  Симонова, Т.Е. Положение о советестаршеклассников [Текст] / Т.Е.Симонова // Классный руководитель. – 2001. №5
23.  Скачкова, О.С. Положение о советестаршеклассников [Текст] / О.С.Скачкова, // Классный руководитель. — 2000. № 4
24.  Викторов, Н. Досуг – дело серьезное[Текст] / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
25.  Дольникова, Е. Нам бы тольковыучиться жить [Текст] / Е.Дольникова // Воспитание школьника. – 2001. №8
26.  Изучение и прогнозирование развитияличности ученика. [Текст] // Воспитание школьника. – 2001. №7
27.  Майкон, А. И. зам. Директора повоспитательной работе школы №180 г. Новосибирск. Пять + один! (из опытасоздания системы воспитательной работы) [Текст] / А.И.Майкон // Классныйруководитель. — 2000. №5.
28.  Об опыте коммунарских сборов. //Воспитание школьника.- 2001. №7
29.  Проект деятельности как средстворазвития воспитательного процесса. // Воспитание школьника. – 2001. №7
30.  Соколова, А. К взрослой жизни черезтворчество [Текст] / А.К.Соколова // Воспитание школьника. — 2001. №5
31.  Схема формирования самоуправления влицее //Классный руководитель. – 1999. №3. – с.75
32.  Бочкарев, В. Школьное самоуправлениев вопросах и ответах [Текст] / В.Бочкарев, В.Опалихин // Воспитание школьника.- 1996. №2. – с.14
33.  Калиш, И. Типичные ошибкиученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., СолодоваО.//Народное образование.-2003, №7
34.  Прутченков А., Подготовка ксознательному и компетентному участию в выборах [Текст] / А. Прутченков,В.Высоцкий // Воспитание школьников. — 2004, №1
35.  Организация деятельности органовученического самоуправления. // Классный руководитель. — 1999, №2. – с.45
36.  Рогаткин, Д.В. Служба примирения всистеме школьного самоуправления [Текст] / Д.В.Рогаткин // Вестниквосстановительной юстиции. -2002. №4
37.  Рекомендации по теме«Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования J игровой технологии ученическогосамоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив подруководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова),обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления вобщеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практическойконференции. [Текст] // Внешкольник. — 2005. №5
38.  Закон об образовании
39.  Устав школы
40.  Концепция воспитательной системышколы
41.  Устав детской организации

Приложение1
Принято:                                                  Утверждено:
на общешкольнойконференции             Управляющим советом
Протокол № ___1_                                  Протокол№ _2__
«__21__»__марта____2003_ г.             «__02__»апреля_ 200_3 г.
Положениеоб общешкольной конференции
Настоящее«Положение» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Обобразовании», Уставом МОУ «Каменносанарская ООШ», иными нормативно-правовымиактами определяет общешкольную конференцию (ОШК) как одну из форм реализацииправ на государственно-общественное управление школой Управляющим советомшколы, созданным и действующим в настоящем образовательном учреждении.
1. Общиеположения.,
1.1.Вданном «Положении» под термином «Общешкольная конференция» понимается
собрание представителей общественных организаций, работников школы, родителей,обучающихся и иных организаций для решения текущих и перспективных вопросовдеятельности школы.
1.2.КонференцияШколы — орган самоуправления Школы
2.Полномочия ОШК.
2.1. Полномочия,состав участников, порядок образования и деятельности Общешкольной
конференции определяются законодательством Российской Федерации об образовании,Уставом образовательного учреждения.
2.2. Конференция Школы:
— принимает положение обУправляющем совете школы;
— принимает решение опредставительном составе избираемых членов Управляющего совета;
— заслушивает ежегодныйотчет Управляющего совета;
— вправе принять решениео прекращении деятельности действующего состава Управляющего совета иформировании нового состава.
3.Порядок подготовки ОШК.
3.1 Конференцияпроводится не реже 1 раза в год. Решения принимаются простым большинствомголосов от числа делегатов конференции.
3.2.Делегатами на конференциюмогут быть избраны представители:
От родителей (законныхпредставителей) — на классных родительских собраниях по 1-2 человека от каждогокласса.
От работников школы — наобщем собрании трудового коллектива численностью не менее 1/2 от общей численностиработников.
От обучающихся — на классныхсобраниях 7-9 классов до 5 человек от каждого класса. Заседание Конференцииправомочно, если на нём присутствует не менее половины членов конференции.
3.3.Все делегаты имеютравные права и обязанности.
4. Порядокпроведения ОШК.
4.1.Общешкольная конференция проводится ежегодно. Порядок созыва и проведенияконференции определяется ее Регламентом.
4.2.Регламент конференции определяет:
—порядок ведения конференции, выборов председателя и секретаря;
—утверждениеповестки дня;
—рассмотрениевопросов, внесенных в повестку дня;
— принятие резолюций, контроль за их исполнением.
5.Решение ОШК.
5.1.Резолюция — решение, принятое в результате обсуждения на общешкольнойконференции. Принятие решений конференции осуществляется коллегиально, открытымголосованием.
52.Принятым считается решение, получившее большинство голосов от присутствующих наконференции. Решение по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав илокальные акты осуществляется квалифицированным большинством (2/3 от числаизбранных делегатов).
5.3.   Решенияобщешкольной конференции, а также ее поручения, вызовы, запросы и обращенияподлежат исполнению администрацией, а также структурами, созданными и функционирующимив учебном учреждении.
5.4.Решение общешкольной конференции может быть пересмотрено толькообщешкольной конференцией.
5.5.В решении конференции, в зависимости от характера рассматриваемоговопроса, должны содержаться следующие сведения:
—наименованиедокумента, дата и место его принятия;
—околичестве лиц, принявших участие в голосовании по решению;
—необходимыеданные об инициаторе обращения (если таковой имеется);
—формулировкарассматриваемого вопроса, основания для его рассмотрения;
—доводыв пользу принятого конференцией решения, а при необходимости также доводы вобоснование не принятия решения;
—формулировкарешения;
—указаниена порядок, сроки и особенности вступления решения конференции в силу.
5.6.Решение подписывается председательствующим и секретарем конференции.
5.7.Контроль за исполнением решения конференции осуществляется УправляющимСоветом школы, о чем делается соответствующая запись.
5.8.В случае непринятия решения по обсуждаемому вопросу право на повторноеего внесение в повестку дня может быть осуществлено на следующей очереднойобщешкольной конференции. По данным вопросам могут быть использованыпредварительные согласительные процедуры.
6.Обязанности председателя и секретаря ОШК.
6.1.   Проводитконференцию избранный большинством голосов председатель, который вносит нарассмотрение делегатов вопросы, подлежащие рассмотрению в соответствии спредложенной повесткой дня, а также осуществляет и другие полномочия в соответствии   с        данным «Положением» и Уставом образовательного учреждения.
6.2.   Секретарьконференции избирается большинством голосов от присутствующих.
Организационнообеспечивает проведение конференции, ведет протокол.
7.Заключительные положения.
7.1. Данное«Положение» вступает в силу после утверждения на общешкольной конференции.

Приложение 2
Утверждено на заседанииСовета 30.10.2003 г. №1ПоложениеоСовете МОУ «Каменносанарская ООШ»
I. Общие положения
1. Настоящееположение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.35,п.2), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.69).
2. Совет МОУ«Каменносанарская ООШ» орган самоуправления школой, состоящий из трехпредставительств: представительство учителей, представительство родителей(законных представителей), представительство учеников, осуществляющий в соответствиис Уставом общее руководство школой.
3. Цель деятельностиСовета МОУ «Каменносанарская ООШ» – руководство функционированием и развитиемшколы в соответствии со стратегическими документами – Программой развития,целевыми программами и планами развития отдельных направлений.
4. Руководстводеятельностью Совета МОУ «Каменносанарская ООШ» осуществляет избранный назаседании председатель.
5. Представители,избранные в Совет МОУ «Каменносанарская ООШ», выполняют свои обязанности наобщественных началах.
6. Изменения идополнения в настоящее положение вносятся Советом МОУ «Каменносанарская ООШ» иутверждаются на его заседании.
II. Задачи Совета МОУ «КаменносанарскаяООШ»
—  определениеперспективных направлений функционирования и развития МОУ «КаменносанарскаяООШ» (совместно с Педагогическим советом);
—  привлечениеобщественности к решению вопросов развития школы;
—  созданиеоптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в МОУ«Каменносанарская ООШ»;
—  защита законныхправ учащихся, работников МОУ «Каменносанарская ООШ» в пределах своейкомпетенции;
—  решение вопросов,связанных с дальнейшим пребыванием учащихся в школе, в случаях нарушения УставаМОУ «Каменносанарская ООШ»;
—  решениеконфликтных вопросов с участниками образовательного процесса в пределах своейкомпетенции.
III. Организация деятельности
1. Совет МОУ«Каменносанарская ООШ» избирается на три года. Представители с правом решающегоголоса избираются в Совет МОУ «Каменносанарская ООШ» открытым голосованием насобрании обучающихся II и III ступеней, родительском собрании,Педагогическом совете по равной квоте три человека от каждой из перечисленныхкатегорий.
2. ПредседательСовета МОУ «Каменносанарская ООШ» проводит его заседания и подписывает решения.
3. Организациядеятельности Совета МОУ «Каменносанарская ООШ» осуществляется по принятому научебный год плану.
4. Совет МОУ«Каменносанарская ООШ» собирается председателем по мере надобности, но не режедвух раз в год. Внеочередные заседания Совета МОУ «Каменносанарская ООШ»проводятся по требованию одной трети его состава, собрания обучающихся II и III ступеней, родительского собрания, Педагогическогосовета, директора МОУ.
5. Решение СоветаМОУ «Каменносанарская ООШ» является правомочным, если на его заседании присутствовалоне менее двух третей состава Совета МОУ «Каменносанарская ООШ» и если за негопроголосовало не менее двух третей присутствовавших, среди которых были равнымобразом представлены все три категории членов Совета МОУ «КаменносанарскаяООШ».
6. Процедураголосования определяется Советом МОУ «Каменносанарская ООШ».
7. Решения СоветаМОУ «Каменносанарская ООШ» доводятся до всех участников образовательногопроцесса не позднее, чем в течение трех дней после прошедшего заседания.
IV. Компетенция Совета МОУ«Каменносанарская ООШ»
—  утверждение планаразвития МОУ «Каменносанарская ООШ»;
—  утверждениеразработанных программ развития перспективных направлений деятельности МОУ«Каменносанарская ООШ»;
—  принятие решенияоб исключении обучающегося из МОУ «Каменносанарская ООШ»;
—  направлениеходатайств, писем в различные административные органы, общественныеорганизации, учебные заведения, предприятия и организации различных формсобственности по вопросам перспективного развития;
—  образованиеэкзаменационной комиссии в случае несогласия обучающегося, его родителей (законныхпредставителей) с годовой оценкой;
—  проведениесобеседования с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросамвыполнения ими своих обязанностей в соответствии с действующимзаконодательством, Уставом и локальными актами МОУ «Каменносанарская ООШ»;
—  издание локальныхактов в соответствии с Уставом.
V. Документация и отчетность СоветаМОУ «Каменносанарская ООШ»
1. Основнымидокументами для организации деятельности Совета МОУ «Каменносанарская ООШ»являются:
—  Отраслевыенормативно-правовые документы.
—  Устав и локальныеакты МОУ «Каменносанарская ООШ».
—  Программаразвития МОУ «Каменносанарская ООШ».
—  План работыСовета МОУ «Каменносанарская ООШ» на учебный год.
—  Протоколызаседаний Совета МОУ «Каменносанарская ООШ».
2. ПредседательСовета МОУ «Каменносанарская ООШ» в начале нового учебного года отчитывается порезультатам деятельности Совета МОУ «Каменносанарская ООШ» за прошедший учебныйгод перед собранием педагогических работников, учащихся, их родителей (лиц, ихзаменяющих);

Приложение 3
Утверждено
конференцией учебногозаведения
” 16» сентября 2006 г.
 
Положениеоб Ученическом Совет
1.1. Ученический советявляется выборным органом ученического самоуправления образовательногоучреждения ( далее «Школы»).
1.2 Ученический советфункционирует на основании действующего законодательства, Устава школы инастоящего Положения.
2. Цели и задачиученического совета
Цель деятельности УченическогоСовета:
Формирование активнойжизненной позиции, развитие лидерских качествшкольников, социальнойответственности
Задачи:
· вовлечениеучащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видовдеятельности;
· развитиетворческой индивидуальности учащихся;
· воспитание уучащихся уважительного отношения к членам коллектива, укрепление сферыдружеских отношений;
· защита правучащихся
3. Функции ученическогосовета:
3.1. Выступает от имениучащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнениешкольников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органахуправления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательногопроцесса;
3.2. Содействуетреализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия дляих реализации;
3.3. Содействуетразрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем,согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу позащите прав учащихся.
4. Права ученическогосовета
Ученический совет имеетправо:
4.1. Проводить натерритории школы собрания, в том числе и закрытые, и иные мероприятия не режеодного раза в неделю;
4.2. Размещать на стендеученического совета и в школьных средствах информации, получать время для выступленийсвоих представителей на классных часах и родительских собраниях;
4.3. Направлять вадминистрацию школы письменные запросы, предложения и получать на нихофициальные ответы;
4.4. Знакомиться снормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
4.5. Получать отадминистрации школы информацию по вопросам жизни школы;
4.6. Представлятьинтересы учащихся перед администрацией школы, на педагогических советах,собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;
4.7. Проводить встречи сдиректором школы и другими представителями администрации не реже одного раза вмесяц;
4.8. Проводить средиучащихся опросы и референдумы;
4.9. Выступать синициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникамшколы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношениипедагогов по фактам нарушения прав учащихся;
4.10. Направлять своихпредставителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
4.11. Организовыватьработу общественных приемных ученического совета, сбор предложений учащихся,проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых учащимисяпроблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;
4.12. Принимать решенияпо рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы идругие органы о принятых решениях;
4.13. Пользоватьсяорганизационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательнуюработу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;
4.14. Вносить вадминистрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательногопроцесса в школе;
4.15. Вносить вадминистрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а прирассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии поотношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;
4.16. Опротестовыватьрешения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учетапредложений ученического совета;
4.17. Опротестовыватьрешения администрации и других органов управления школой, действия работниковшколы, противоречащие Уставу школы;
4.18. Создавать печатныеорганы;
4.19. Участвовать врешении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя иосвобождении от этой должности;
4.20. Устанавливатьотношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советамидругих учебных заведений;
4.21. Направлятьпредставителей ученического совета на заседания органов управления школой,рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;
4.22. Использоватьоргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию садминистрацией;
4.23. Участвовать вразрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
4.24. Вносить предложенияв план воспитательной работы школы;
4.25. Представлятьинтересы учащихся в органах и организациях вне школы;
4.26. Участвовать вформировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня ивыше;
4.27. Осуществлять иныеполномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
5. Порядок формирования иструктура ученического совета.
5.1. Ученический советформируется на выборной основе сроком на один год;
5.2. В состав ученическогосовета учащимися 5-9 классов делегируется по одному представителю от класса;
5.3. Ученический советсамостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего составаПредседателя ученического совета;
5.4. В составеученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.
6. Заключительныеположения.
6.1. Настоящее положениевступает в силу с момента утверждения;
6.2. Изменения внастоящее положение вносятся школьной конференцией по предложению ученическогосовета (школьной ученической конференцией).