Эдисон Васильевич Денисов

Эдисон
Васильевич Денисов
(1929–1996)

Русский
композитор, музыковед, общественный деятель. Родился в Томске 6 апреля 1929 в
семье инженера и первоначально получил образование на физико-математическом
факультете Томского университета, одновременно занимаясь в городском
музыкальном училище. В 1950 послал несколько своих сочинений Д. Д. Шостаковичу и,
получив ободряющий ответ, поступил в 1951 в Московскую консерваторию, в класс
композиции В. Я. Шебалина. После окончания консерватории и аспирантуры работал
там же, преимущественно на кафедре инструментовки (одно время вел класс анализа
и впоследствии – композиции). В последние годы жил и работал во Франции, не
порывая, однако, связей с Россией.

Денисов заявил
о себе на рубеже 1950-х и 1960-х годов как бесспорный лидер движения
(А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, в республиках – А.Пярт, В.Сильвестров
и др.), стремившегося воспринять достижения западной современной музыки.
Ключевое произведение этого периода – кантата “Солнце инков” на слова
чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль (1964), написанная в свободно трактованной
12-тоновой технике, а также кантата “Плачи” на русские народные
тексты (1966). Денисов оставался до конца дней ведущей фигурой направления,
имел много учеников и последователей (в том числе среди выпускников Московской
консерватории). Начиная с 1960-х годов он установил прочные связи с
представителями «авангарда» в других странах, способствуя тем самым как
знакомству Запада с деятельностью музыкантов, живших в СССР, так и
распространению в стране знаний о тенденциях западной музыки; с этого же
времени сочинения Денисова часто исполнялись за рубежом и публиковались в
западных издательствах. На рубеже 1970-х и 1980-х годов Денисов выступил
пропагандистом русского музыкального авангарда 1920-х годов (Н.А.Рославец,
В.М.Дешевов, Л.А.Половинкин, А.В.Мосолов и другие); в 1989 создал в Москве
Ассоциацию современной музыки (преемницу одноименной международной организации,
имевшей в 1920-х – начале 1930-х годов свои отделения в Москве и Ленинграде).

Жанровый
диапазон творчества Денисова достаточно широк: его центральным сочинением
считается опера “Пена дней” по Борису Виану (1981), а также ряд
сочинений для оркестра и в особенности для солирующих инструментов с оркестром
(концерты для виолончели, фортепиано флейты, скрипки, флейты и гобоя с
оркестром, созданные в основном по заказам известных исполнителей). В
1980–1990-е годы Денисова привлекали крупные вокально-инструментальные формы
(например, Реквием для солистов, хора и оркестра, в котором разноязычные стихи
Франциско Танцера соединяются с традиционными латинскими текстами, 1980;
сочинение в жанре пассионов “История жизни и смерти Господа нашего Иисуса
Христа”, 1992). В 1990-е годы Денисов осуществил завершение и оркестровку
ранней оперы К.Дебюсси “Родриго и Химена” (1993), а также
реконструкцию духовной оперы-оратории Ф.Шуберта “Воскрешение Лазаря”
(1994).

В отличие от
большинства советских «авангардистов», Денисов творчески был с самого начала
сориентирован не на немецкую (Шёнберг, Веберн и их последователи), а на
французскую культуру, наиболее крупным авторитетом среди современников для него
являлся П.Булез; инструментальное и оркестровое письмо, вообще сонорный облик
музыки Денисова, культура звука обнаруживают преемственность с традицией
французского импрессионизма. Для его зрелой техники характерно свободное
совмещение техник сериализма, алеаторики, сонористики и т.д. Ключевой
категорией своей эстетики сам композитор считал понятие «пластики».

Умер Денисов в
Париже 24 ноября 1996.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/