Исполнительная власть в РК. Становление и развитие

Содержание

Введение
Глава I. Становление исполнительной власти в Республике Коми
Глава II. Институт Главы Республики Коми
Глава III. Правительство и министерства Республики Коми на
современном этапе
§1.Правительство Республики Коми: формирование, состав и
полномочия
§2.Министерства и ведомства Республики Коми
Заключение
Библиографический список

Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в системе органов государственной власти органы исполнительной власти занимают особое место. Главное их назначение – исполнение законов. Эта власть, включая в свою структуру основную массу государственных органов и большинство государственных служащих, фактически организует жизнь в государстве. Для выполнения своих функций она осуществляет большую распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан.
Практическая значимость – попытка выработать предложения, реализация которых будет способствовать совершенствованию деятельности исполнительной власти Республики коми.
Объект исследования – Исполнительная власть Республики Коми.
Предмет исследования – становление и развитие исполнительной власти в Республике Коми.
Самостоятельность исполнительной власти выражается в наличии особых организационных форм, наборе исполнительных функций, не совпадающих с функциями других носителей государственно-властных полномочий. Она обусловлена тем обстоятельством, что как никакая другая власть является приближенной к объектам государственного руководства независимо от их характера. Самостоятельность государственного органа проявляется в его ответственности, причем часто мера этой ответственности закрепляется в Основном законе. Исполнительство означает профессионализм и компетентность, самостоятельность и ответственность.
Реализация государственно-властных велений составляет содержание самого процесса государственного руководства, в этом смысл и назначение исполнительной власти, этим определяется ее место в государственном механизме [23.c.26].
Исполнительная власть предполагает наличие субъекта, ее осуществляющего, статус которого закрепляется конституцией и который наделяется конституцией исполнительной компетенцией.
Конституция РФ 1993 года официально ввела понятие «исполнительная власть» [1. 237], что привело к автоматическому изъятию из нормативной практики терминов «управление», «государственное управление», «орган государственного управления».
Исполнительная власть не тождественна системе государственного управления: в институциональном плане последняя намного шире. Субъект исполнительной власти осуществляет государственное управление преимущественно по отношению к нижестоящим органам. Учитывая государственно-правовое происхождение института исполнительной власти, принципиально важно определить границы исключительных действий субъекта этой власти и закрепить это законодательно.
Субъект исполнительной власти – это государственный орган общей компетенции, обладающий властными полномочиями, статус которого урегулирован в Основном законе, а функциональная компетенция распространяется на все объекты управления соответствующей территории, что предполагает общеобязательный характер его актов, является органом постоянного действия.
Таким образом, исполнительная власть – это государственная власть, которая предполагает наличие особых звеньев государственного аппарата (органов государственного управления общей компетенции), деятельность которых направлена на реализацию общих норм, установленных субъектами законодательной (представительной) власти в целях регулирования различных сторон общественной жизни [19.c.3].
В президентских республиках исполнительную ветвь власти возглавляет глава государства; в парламентских или смешанных республиках, даже если глава государства не входит в структуру исполнительной власти, его функции все же больше тяготеют к исполнительной власти. Не случайно в большинстве конституций полномочия главы государства излагаются в разделах, посвященных исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст.80 Конституции Республики Коми «исполнительную власть в Республике Коми осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им Правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми министерства и иные органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан» [2.c.21].
В методологическом плане работа основывается на формально-юридическом методе исследования. Учтены также результаты и отдельные положения работ историков и правоведов в области исследования становления и развития исполнительной власти в Республике Коми – А.Д. Напалкова, А.Ф. Сметанина, Ю.В. Гаврюсова и др.
Таким образом, целью настоящей работы является изучение отдельных вопросов становления и развития исполнительной власти Республики Коми.
Для реализации данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные этапы развития исполнительной власти Республики Коми;
2. Определить структуру, компетенцию и основные направления деятельности исполнительной власти Республики Коми на современном этапе.

Глава I. Становление исполнительной власти
в Республике Коми
После Октябрьской революции с 1917 года одной из центральных проблем решаемых при создании национальной государственности коми народа стал вопрос о формировании эффективной системы управления. Следует иметь ввиду, что новое государственное строительство началось как бы на пустом месте. Преемственность с дореволюционным опытом управления территориями была почти полностью прервана, хотя многое из него можно было применить и в новых условиях. Однако этого не случилось. Старый государственный аппарат был сломан и речь шла о создании принципиально нового механизма власти, ставка при который делалась на привлечение к управлению широких трудящихся масс [22.c.91].
Следует отметить, что для всего советского периода истории коми государственности и характерна незавершенность разделения законодательной и исполнительной власти до логического конца. Законодательно этот вопрос так же оформлялся по-разному.
Так, до 1937 г. функции исполнительного свойства выполнялись областным исполкомом, структура которого была сформирована 30 января 1922 года [24.c.193-194].
Первая Конституция Коми Автономной Советской Социалистической Республики, принятая 23 июня 1937 года Чрезвычайным XI Съездом Советов Коми АССР в статье 19 определила, что Коми АССР осуществляет государственную власть на автономных началах» [25.c.67].
В Конституции Коми АССР 1937 года впервые законодательно определялся круг предметов ведения и полномочий высших органов власти и органов государственного управления республики. Причем перечисление этих предметов в едином перечне в статье 18 делало затруднительным определение какие собственно полномочия должны были реализовываться высшими органами власти (ныне это законодательная власть), а какие – высшими органами государственного управления (ныне – исполнительная власть). Вместе с тем, указанный механизм определения полномочий является источником многолетнего последующего опыта государственного строительства в СССР, где длительное время не ставилась задача четкого разграничения полномочий между разными ветвями власти во имя ее четкого и грамотного осуществления.
Высшим органом государственной власти Коми АССР провозглашался Верховный Совет Коми АССР (статья 19), высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти – Совет народных комиссаров Коми АССР (статья 38). Местные органы государственной власти были представлены в форме Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов (статьи 49-72).
Принятие Верховным Советом Коми АССР 22 мая 1978 года новой, второй по счету Конституции Коми АССР не было чем-то особенным по отношению к общему конституционному процессу в СССР. Этот шаг – закономерное движение республики вперед вслед за новой союзной и российской конституциями, поскольку новый этап состояния общества требовал нового подхода к его нормативному оформлению, а также постановки новых задач на будущее. Да и 40 лет действия первой Конституции Коми АССР, несмотря на ряд внесенных в Основной закон изменений и дополнений, сделали насущно необходимым ее коренное изменение.
Новая Конституция оставила прежний подход к определению предметов ведения республики в лице ее высших органов государственной власти и управления, изложив снова весь этот перечень в одном списке, несколько уточнив редакцию пунктов в сторону осовременивания самих формул (статья 66) [21.c.27]. Один из главных недостатков предыдущей Конституции – неразграниченность полномочий между разными видами органов: законодательными и исполнительными – в полной мере можно отнести и на счет новой Конституции. Это положение, просуществовавшее вплоть до ноября 1989 года. 3 ноября 1989 года Верховный Совет Коми АССР внес существенные изменения в Конституцию Коми АССР. В частности изменения претерпели нормы, определяющие полномочия органов государственной власти республики. Полномочия Верховного Совета, его Президиума, Совета Министров закреплялись отдельно, что должно было служить наиболее качественной и современной работе по регулированию правоотношений в республике каждым из указанных органов.
К числу положительных моментов Конституции можно отнести и тот факт, что она закрепляла виды нормативных актов принимаемых исполнительными органами власти республики: Совет Министров – постановления и распоряжения (статья 115), исполнительные комитеты – решения и распоряжения (статья 131).
Конституционная комиссия, созданная еще в 1990 г. во главе с Председателем Верховного Совета Ю.А.Спиридоновым, к началу 1994 г. завершила свою работу и над проектом новой Конституции Республики Коми, которая была принята Верховным Советом Республики Коми 17 февраля 1994 г. Кроме того, был принят закон о формировании органов государственной власти республики нового типа. По мнению Главы Республики Коми Ю.А.Спиридонова, депутаты, принявшие Конституцию и целый пакет законов о формировании органов государственной власти республики, «выполнили свою главную задачу и создали правовое поле для функционирования современной государственной власти» [26.c.1].
Согласно принятым государственным актам в республике был введен институт Главы Республики Коми, который возглавлял исполнительную власть в республике и избирался жителями республики. В мае 1994 г. состоялись первые выборы Главы Республики Коми, которым был избран Ю.А.Спиридонов.
Таким образом, в результате реформирования органов власти с мая 1994 г. в республике исполнительную власть стал возглавлять всенародно избранный Глава Республики Коми, назначаемое им Правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми министерства и иные органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан.
О самостоятельной роли Главы Республики Коми в системе исполнительной власти свидетельствовал Указ Главы Республики Коми «О Правительстве Республики Коми» от 13 февраля 1998 г. Назначая Правительство, Глава Республики Коми не указал о своем вхождении в его состав. Однако следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст.20 Закона РК «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» от 9 апреля 1999 года Глава Республики Коми входил в состав Правительства Республики Коми.

Глава II. Институт Главы Республики Коми

Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Им является должностное лицо или коллективный орган, который занимает высшее место в иерархии институтов власти. Вызвано это тем, что в системе функций государственного управления существует высшее представительство государства. Глава государства выступает от имени всего государства вовне и внутри страны, он является символом единства нации и государства.
Главой государства Коми является Глава Республики Коми. Он избирается гражданами Республики Коми на 4 года путем народного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Голосование является тайным. Главой может быть избран гражданин Республики Коми, достигший 30-летнего возраста и обладающий избирательным правом.
Глава Республики Коми не может быть депутатом Государственного Совета Республики Коми, депутатом иных представительных органов в Республике Коми. Он не занимает никакие другие оплачиваемые должности в государственных органах, коммерческих организациях и общественных объединениях, не имеет права на предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность.
Полномочия Главы Республики Коми изложены в ст.85 Конституции Республики Коми. Политическая роль Главы Республики Коми сформулирована в п.1 этой статьи, который гласит: «Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории». Как высший представитель Республики Коми вовне он имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений и в отношениях между субъектами Российской Федерации. Глава Республики Коми:
– представляет Республику Коми в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях; ведет переговоры и подписывает международные договоры (п.2);
– с согласия Государственного Совета назначает и отзывает представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в иностранных государствах и международных организациях (п.10).
Как высший представитель государства внутри Республики Коми Глава Республики Коми имеет определенные полномочия в отношении Государственного Совета, Правительства и судебной власти. Особенно широкими являются полномочия Главы Республики Коми в отношении Правительства Республики Коми. Глава Республики Коми:
– возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Республики Коми и с федеральными органами государственной власти (п.3);
– с согласия Государственного Совета Республики Коми назначает и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми (п.7);
– с согласия Государственного Совета формирует структуру органов государственного управления Республики Коми (п.8);
формирует Правительство, назначает и освобождает от должности министров и руководителей иных органов государственного управления Республики Коми (п.9);
– отменяет акты органов государственного управления Республики Коми в случаях их противоречия Конституции Республики Коми и законам Республики Коми, указам Главы Республики Коми.
В законодательном процессе Глава Республики Коми наделяется правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми (п.4). Он подписывает и обнародует законы Республики Коми, обладая правом отлагательного вето (п. 16); обращается в Конституционный Суд Республики Коми и Конституционный Суд Российской Федерации (п. 13).
В сфере судебной власти Глава Республики Коми вносит предложения в Государственный Совет о кандидатах для избрания на должность судей Конституционного Суда Республики Коми, а также из их числа на должность Председателя Конституционного Суда Республики Коми и его заместителя.
Очень важным являются полномочия Главы Республики Коми в экономической сфере. Он представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные доклады о положении в республике, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период, информирует Государственный Совет Республики Коми о важных вопросах внутренней и международный политики (п.5). Глава Республики Коми разрабатывает и представляет Государственному Совету Республики Коми бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении республиканского бюджета (п.6).
В качестве высшего представителя государства Глава Республики Коми имеет отдельные полномочия в сфере так называемого личного статуса, т.е. в отношениях с гражданами Республики Коми. Он награждает государственными наградами Республики Коми и присваивает почетные звания Республики Коми, представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации (п.14). К сфере личного статуса Главы Республики Коми относится предоставленное ему право решать в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Коми (п. 11). Однако, это право не может быть реализовано, т.к. для получения гражданства Республики Коми гражданину Российской Федерации достаточно проживать на территории Республики Коми.
Кроме того, Глава Республики Коми осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами Республики Коми. В Законе Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» в редакции от 9 января 2002 г. [7.c.2] детализируются конституционные полномочия Главы Республики Коми. На основании ст.9 этого Закона Глава Республики Коми правомочен на основе единоначалия решать все вопросы государственного управления в Республике Коми, отнесенные Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми к его ведению (73).
В целях реализации конституционных полномочий Глава Республики Коми:
– осуществляет взаимодействие с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти по реализации общественных программ, а также двухсторонних соглашений между Республикой Коми и Российской Федерацией;
– координирует работу органов государственного управления Республики Коми по осуществлению единой республиканской программы в экономической и социальной сферах;
– обеспечивает в соответствии с законодательством Республики Коми и Российской Федерации нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти;
– обращается в Государственный Совет Республики Коми по вопросу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан.
Глава Республики Коми организует управление объектами государственной собственности, а также объектами федеральной собственности, расположенными на территории Республики Коми, полномочия по управлению которыми переданы Российской Федерацией в ведение Республики Коми. Он совместно с органами государственного управления обеспечивает разработку и реализацию республиканских программ развития и поддержки приоритетных отраслей хозяйства Республики Коми, социальной защиты населения республики в условиях рыночных отношений, жилищного строительства, экономической безопасности и природопользования, охраны материнства, отцовства и детства, других программ.
Глава Республики Коми распределяет обязанности между заместителями Главы Республики Коми; принимает решения по вопросам, предварительно рассмотренным Правительством Республики Коми; поощряет министров Республики Коми, руководителей иных республиканских органов государственного управления Республики Коми и налагает на них дисциплинарные взыскания.
Разнообразная деятельность Главы Республики Коми реализуется посредством издания указов и распоряжений (ст.10 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми»). Указ – это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу лиц и действующий продолжительное время. Это нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер и не являться нормативным актом. Указы ненормативного значения издаются при назначении того или иного лица на определенную должность или при освобождении от должности.
Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Главы Республики Коми. Это акты индивидуального организационного характера. Они не носят нормативного характера. Так, например, определением от 4 августа 1995 г. Конституционный Суд Республики Коми отказал в принятии к рассмотрению обращение работников АО «Мезеньлес» о проверке конституционности Распоряжения Главы Республики Коми от 24 января 1995 г. «Об учреждении акционерного общества открытого типа «Мезеньлес». По мнению Суда, Распоряжение Главы Республики Коми не является нормативным правовым актом (общеобязательным правилом поведения). Оно касается только АО «Мезеньлес» и является актом применения права [17.c.332]. Такие споры рассматриваются арбитражным судом, а не Конституционным Судом Республики Коми.
По поручению Главы Республики Коми часть его полномочий либо исполнение полномочий Главы Республики Коми на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.) осуществляет один из его заместителей. Первые заместители, заместители Главы Республики Коми координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и других органов государственного управления Республики Коми, контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты указов и распоряжений, представляемых Главе Республики Коми.
Как и в любом государстве, Глава Республики Коми работает, опираясь на вспомогательный аппарат, который позволяет ему получать альтернативную официальным каналам информацию, обеспечивать взаимодействие с конституционными органами власти. Сотрудники этого аппарата объединены в единую структуру – Администрацию Главы Республики Коми (ст. 24 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми). Иногда политическое значение Администрации даже более весомо, чем значение конституционных органов.
Администрация Главы Республики Коми занимается вопросами подготовки аналитических, информационных и других материалов выработки соответствующих предложений, подготовки проектов указов и распоряжений, контроля за исполнением решений Главы Республики Коми. Ее возглавляет руководитель Администрации Главы Республики Коми. Руководитель Администрации Главы Республики Коми, его заместители, а также руководители основных подразделений Администрации Главы Республики Коми назначаются и освобождаются от должности Главой Республики Коми. Права, обязанности и ответственность работников Администрации Главы Республики Коми определяются Положением об Администрации Главы Республики Коми [15.c.3] и законодательством о государственной службе [5.c.2].
Глава Республики Коми пользуется неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется законом. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и личному досмотру.
В случае смерти Главы Республики Коми, отрешения его от должности, отставки либо подтвержденной медицинской комиссией невозможности дальнейшего исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья впредь до избрания нового Главы Республики Коми его полномочия передаются в пятидневный срок Государственным Советом Республики Коми временно исполняющему обязанности Главы Республики Коми с одновременным назначением внеочередных выборов Главы Республики Коми (ст. 86 Конституции РК, ст. 12 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми»).
С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. [3.c.5005] возникла необходимость внесения поправок в законодательство Республики Коми, устанавливающее статус Главы Республики Коми, в том числе в Конституцию Республики Коми. Для приведения законодательства субъектов федерации в соответствие с этим федеральным законом и обеспечения преемственности власти установлен переходный период – два календарных года со дня официального опубликования Закона [20.c.28].
В настоящее время в Конституции Республики Коми отсутствует норма, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности (эта норма нашла отражение лишь в ст. 5 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми», согласно которой Глава Республики Коми не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд). Тогда как на основании п.5 ст. 17 Федерального закона «высшее должностное лицо субъекта Российской федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд».
Заслуживает внимания и вопрос об увеличении срока полномочий Главы Республики Коми с четырех до пяти лет. В зарубежных странах срок полномочий Главы государства, как правило, превышает срок полномочий парламентария. При этом обеспечивается несовпадение выборов в парламент и главы государства и, следовательно, преемственность власти. Кроме того, глава государства при более длительном сроке полномочий приобретает дополнительный опыт.
Согласно ст.86 Конституции РК и ст.11 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» полномочия Главы Республики Коми прекращаются досрочно в случаях:
1) его смерти;
2) его отставки в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом Республики Коми;
3) его отставки по собственному желанию;
4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом;
5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) утраты им гражданства Российской Федерации.
Кроме того, существует и процедура выражения Главе Республики Коми недоверия Государственным Советом Республики Коми, которая осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Республики Коми.

Глава III. Правительство и министерства Республики Коми на
современном этапе

§ 1. Правительства Республики Коми: формирование,
состав и полномочия
В науке конституционного права под правительством обычно понимают коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значимых органов исполнительной власти, а иногда и представители науки. Такое определение не совсем подходит к президентским республикам, где администрация с общей компетенцией возглавляется не коллективным органом, а единолично президентом. Поэтому, например, в США правительства в точном значении этого понятия нет. В этой стране министры, помимо управления своими ведомствами, выполняют роль советников Президента и не образуют правительства. Они выглядят скорее как кабинет президента, его совещательный орган. Министры осуществляют свои функции на основе делегирования им соответствующих полномочий президентом.
Республика Коми является полупрезидентской республикой, поэтому ей присущ институт правительства. Однако правительство выполняет своеобразную роль. Им руководит Глава Республики Коми. Но входит ли Глава Республики Коми в состав Правительства Республики Коми? Ответить на этот вопрос непросто. На основании ст.80 Конституции исполнительную власть в Республике Коми осуществляют Глава Республики Коми и возглавляемое им Правительство. Таким образом, законодатель выделил, дистанцировал Главу Республики Коми от Правительства. Это несколько напоминает американский вариант организации исполнительной власти в стране.
На 1 мая 2002 г. в состав Правительства Республики Коми входили 3 заместителя Главы Республики Коми; Руководитель Администрации Главы Республики Коми; 8 министров Республики Коми-2 председателя комитетов Республики Коми [15.c.4].
Глава Республики Коми с согласия Государственного Совета назначает и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми и министра финансов Республики Коми. Остальных министров Глава Республики Коми назначает единолично.
Правительство – это орган общей компетенции. Обычно оно осуществляет широкую деятельность, охватывающую все сферы жизни. Однако Правительство Республики Коми в структуре органов исполнительной власти занимает особое место. На основании ч.1 ст.14 Закона РК «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» «правительство Республики Коми является высшим и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Коми, возглавляемым Главой Республики Коми» Основными задачами Правительства Республики Коми являются:
– осуществление в пределах своих полномочий мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
– разработка для представления Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми проекта республиканского бюджета Республики Коми, а также проектов программ социально – экономического развития Республики Коми;
– обеспечение исполнения республиканского бюджета Республики Коми и подготовка отчета о его исполнении, а также отчетов о выполнении программ социально – экономического развития Республики Коми для представления их Главой Республики Коми в Государственный Совет Республики Коми;
– управление и распоряжение государственной собственностью Республики Коми в соответствии с законами Республики Коми, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Коми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– предложение органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Коми, законам Республики Коми и иным нормативным правовым актам Республики Коми;
– заключение в соответствии с федеральным законом договоров с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашений о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
– утверждение положения о министерствах Республики Коми и об иных органах исполнительной власти Республики Коми и формирует их;
– установление порядка образования территориальных органов исполнительной власти Республики Коми;
– утверждение Регламента Правительства Республики Коми;
Кроме того, Правительство Республики Коми обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми;
Решения Правительства Республики Коми носят рекомендательный характер и реализуются в форме указов и распоряжений Главы Республики Коми. В случае разногласий между Главой Республики Коми и Правительством Республики Коми Глава Республики Коми проводит в жизнь свое решение.
Правительство Республики Коми образуется на срок полномочий Главы Республики Коми и прекращает свою деятельность с момента вступления в должность нового Главы Республики Коми.

§2. Министерства и ведомства Республики Коми

Министерства и ведомства – это государственные органы исполнительной власти специальной компетенции, т.е. специализированной в определенной сфере государственного управления. Министерства, как правило, создаются для осуществления руководства порученными отраслями народного хозяйства. Ведомства (комитеты, управления и т.д.) осуществляют межотраслевое (функциональное) управление различными сферами. Они наделяются властными межотраслевыми полномочиями, занимаются межотраслевой координацией, контролем и иными функциями.
Деятельностью министерства руководит министр. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Главой Республики Коми. Только министр финансов Республики Коми назначается на должность и освобождается от должности Главой Республики Коми по согласованию с Государственным Советом Республики Коми. Назначение на должность и освобождение от должности министров и их заместителей производится Главой Республики Коми по представлению заместителей Главы Республики Коми в соответствии с распределением обязанностей.
В целях коллективного рассмотрения наиболее важных вопросов руководства порученной отраслью в министерствах могут образовываться коллегии – совещательные органы при министрах. Состав коллегии министерства утверждается и изменяется Главой Республики Коми. Решения коллегий проводятся в жизнь приказами министров. В случае разногласия между министром и коллегией, министр вправе провести в жизнь свое решение.
Права и обязанности министров и руководителей других республиканских органов государственного управления определяются положениями о министерствах и других республиканских органах государственного управления и законодательством о государственной службе. Они несут персональную ответственность за выполнение соответствующими министерствами и другими органами государственного управления Республики Коми возложенных на них задач и осуществление ими своих функций, они не вправе занимать никакие другие оплачиваемые должности, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Министерства и другие органы государственного управления Республики Коми осуществляют руководство порученными им сферами деятельности, несут ответственность за решение задач, отнесенных к их компетенции. В пределах своей компетенции они издают акты (приказы, инструкции) на основе и во исполнение законов Российской Федерации и Республики Коми, актов Президента Российской Федерации, Главы Республики Коми, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты министерств Республики Коми и других органов государственного управления Республики Коми могут быть отменены Главой Республики Коми в случае их противоречия Конституции Республики Коми, законам Республики Коми, указам Главы Республики Коми.
Кроме министерств, в систему органов исполнительной власти Республики Коми входят Комитет по поддержке и развитию предпринимательства Республики Коми [9.c.5], Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Коми, архивное управление Республики Коми [6.c.2], управление печати Республики Коми [11.c.4], государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники [10.c.5], лицензионная палата Республики Коми [16.c.4.], региональная энергетическая комиссия Республики Коми [12.c.3], администрация Программы развития экономики Республики Коми [13.c.3].
В городах и районах Республики Коми создаются территориальные структуры республиканских органов исполнительной власти [8.c.5]. Они действуют на основании положений о них, утвержденных соответствующими органами исполнительной власти Республики Коми. Назначение руководителей территориальных структур республиканских органов исполнительной власти осуществляется руководителями соответствующих органов исполнительной власти Республики Коми по согласованию с главой администрации соответствующего муниципального образования.
При осуществлении своих полномочий органы исполнительной власти Республики Коми тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти Российской Федерации. Они входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации по вопросам:
– находящимся в ведении Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Коми;
– находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми;
– переданным Республикой Коми в ведение Российской Федерации в соответствии с договорами (соглашениями);
– переданным Российской Федерацией в ведение Республики Коми в соответствии с договорами (соглашениями).
Органы исполнительной власти Республики Коми совместно с Правительством Российской Федерации определяют объем и порядок своего участия в выполнении федеральных программ, совместных проектов, мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они направляют предложения по проектам важнейших постановлений Правительства Российской Федерации, по предметам федерального и совместного ведения, по проблемам межтерриториального значения, взаимодействуют с министерствами, государственными комитетами, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации при решении взаимосвязанных вопросов экономического и социального развития.
Глава Республики Коми или по его поручению иные республиканские органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти на основании соглашения с ними выполнение части своих полномочий, а также принимать на себя исполнение полномочий, переданных им федеральными органами исполнительной власти. Объем и характер полномочий, передаваемых республиканскими органами исполнительной власти федеральным органам, предварительно согласовываются с Государственным Советом Республики Коми.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также их территориальные структуры в Республике Коми, осуществляя на территории Республики Коми собственные функции по руководству конкретной отраслью управления, межотраслевого регулирования, контрольные, разрешительные или надзорные функции, действуют в соответствии с законами и положениями об этих органах, а также в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, договорами (соглашениями) Российской Федерации к Республики Коми, касающимися вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Коми.
Территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются на территории Республики Коми по согласованию с Главой Республики Коми или по его инициативе. Они действуют на основании положений о них, утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Главой Республики Коми.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных структур на территории Республики Коми производится по согласованию с Главой Республики Коми. При этом Глава Республики Коми вправе предложить кандидатуру руководителя территориальной структуры этого органа федеральному органу исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации и подведомственные ему органы не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органов исполнительной власти Республики Коми. Разногласия, возникающие между органами исполнительной власти Республики Коми и федеральными органами исполнительной власти, разрешаются путем согласительных процедур или в судебных органах в установленном законом порядке.

Заключение
В соответствии с Конституцией Республики Коми исполнительную власть в республике осуществляют Глава Республики Коми, возглавляемое им правительство, а также входящие в систему исполнительной власти Республики Коми местные администрации как органы государственного управления, осуществляющие исполнит, и распорядительную функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан на соответствующей территории.
Глава Республики Коми является главой государства. Он избирается сроком на 4 года. Указы и распоряжения Главы Республики Коми, издаваемые им в пределах своих полномочий и во исполнение действующего законодательства, имеют обязательную силу на всей территории республики. Глава Республики Коми обеспечивает права и свободы граждан республики, государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность Республики Коми, законность и правопорядок на ее территории; представляет республику в отношениях с РФ и ее субъектами, а также в международных отношениях; возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти республики и с федеральными органами государственной власти; обладает правом законодательной инициативы в Государственном совете Республики Коми; представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные доклады о положении в республике, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период; разрабатывает и представляет Государственному Совету республиканский бюджет и отчет о его исполнении; с согласия Государственного Совета назначает и освобождает от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов республики, министров и руководителей иных органов государственного управления, назначает и отзывает представителей Республики Коми в РФ и ее субъектах, в иностранных и международных организациях, формирует структуру органов государственного управления и правительство Республики Коми; отменяет акты органов государственного управления Республики Коми и глав местной администрации в случае их противоречия Конституции и законам Республики Коми, указам Главы Республики Коми; обращается в Конституционный суд Республики Коми и Конституционный суд РФ в соответствии с законом; в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное положение в Республике Коми или в отдельных ее местностях; подписывает и обнародует законы Республики Коми; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Коми и законодательством.
Кроме того, в систему исполнительной власти Республики Коми входят Правительство и министерства и ведомства Республики Коми.
По состоянию на 1 мая 2002 г. в состав Правительства Республики Коми входили 3 заместителя Главы Республики Коми; Руководитель Администрации Главы Республики Коми; 8 министров Республики Коми-2 председателя комитетов Республики Коми.
Одной из проблем функционирования исполнительной власти Республики Коми на современном этапе остается то, что в Конституции Республики Коми отсутствует норма, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности (эта норма нашла отражение лишь в ст. 5 Закона РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» от 09.01.2002 г. №16-РЗ, согласно которой Глава Республики Коми не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд. Следует отметить, что в предшествующем Законе РК «Об органах исполнительной власти Республики Коми» такой нормы не было, в связи с чем, экс-Глава Республики Коми Ю.Спиридонов смог выдвинуть свою кандидатуру на выборах Главы РК проходивших в декабре 2001 года 3-ий раз подряд). Тогда как на основании п.5 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «высшее должностное лицо субъекта Российской федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд».
Таким образом, в целях совершенствования деятельности исполнительной власти Республики Коми, считаю необходимым закрепить в Конституции Республики Коми норму, которая бы определяла предельный срок пребывания Главы Республики Коми в должности.
Кроме того, заслуживает внимания и вопрос об увеличении срока полномочий Главы Республики Коми с четырех до пяти лет. Как свидетельствует опыт зарубежных стран срок полномочий Главы государства, как правило, превышает срок полномочий парламентария. При этом обеспечивается несовпадение выборов в парламент и главы государства и, следовательно, преемственность власти. Кроме того, глава государства при более длительном сроке полномочий приобретает дополнительный опыт.
Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. – 1993. – №237.
2. Конституция Республики Коми от 17.02.94 // Ведомости органов государственной власти РК. – 1994. – №2. – Ст. 21.
3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №42. – Ст. 5005.
4. Конституция Республики Коми от 17.02.94 // Ведомости органов государственной власти РК. – 1994. – №2. – Ст. 21.
5. Закон Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» от 25.03.96 г. №12-РЗ // Республика. – 1996. – №62.
6. Закон Республики Коми «Об архивном фонде Республики Коми и архивах» от 29.10.1996 г. №33-РЗ // Республика. – 2000. – №233.
7. Закон Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» в редакции от 09.01.2002 г. №16-РЗ // Республика. – 2002. – №6.
8. Указ Главы Республики Коми «О территориальных структурах органов исполнительной власти Республики Коми» от 17.05.1999 г. №178 // Республика. – 1999. – №95.
9. Указ Главы Республики Коми «Об утверждении положения о Комитете по поддержке и развитию предпринимательства Республики Коми» от 30.06.1999 г. №238 // Республика. – 1999. – №144.
10. Указ Главы Республики Коми «О государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники» от 03.08.1999 г. №291 // Республика. – 1999. – №158.
11. Указ Главы Республики Коми «Об утверждении положения об управлении печати Республики Коми» от 28.03.2000 г. №136 // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. – 2000. – №7. – Ст. 1339.
12. Указ Главы Республики Коми «О региональной энергетической комиссии Республики Коми» от 19.02.2001 г. №78 // Республика. – 2001. – №6.
13. Указ Главы Республики Коми «Об утверждении положения об Администрации программы развития экономики Республики Коми» от 02.08.2000 г. №317 // Республика. – 2000. – №151.
14. Указ Главы Республики Коми «Об Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми» от 01.02.2002 г. №64 // Республика. – 2002. – №32.
15. Указ Главы Республики Коми «О Правительстве Республики Коми» от 08.02.2002 г. №78 // Республика. – 2002. – №27.
16. Постановление правительства Республики Коми «О лицензионной палате Республики Коми» от 28.02.2002 г. №19 // Республика. – 2002. – №82.
17. Определение Конституционного Суда Республики Коми «По обращению работников ОА «Мезеньлес» о проверке конституционности решений органов власти и должностных лиц, направленных на учреждение открытого акционерного общества «Мезеньлеспром»» от 04.08.1995 г. // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. – 1995. – №10. – Ст. 332.
18. Гаврюсов Ю.В. Проблемы становления конституционного права в Республике Коми. – Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления. – 2000 г.
19. Журавлев А.Л. Структура исполнительной власти Российской Федерации в современный период // Конституционное и муниципальное право. – 2001. – №1. – С. 2-9.
20. Макосейчук Т.М. Роль закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ в создании системы органов исполнительной власти // Правоведение. – 2001. – №6. – С. 28-32.
21. Напалков А.Д. Государственное строительство в Коми СССР во второй половине 40-х – 80-е годы. – Сыктывкар: КНЦ УРО РАН, 1997 г.
22. Национальная государственность финно-угорских народов Северо-Западной России (1917-1940 гг.). – Сыктывкар: Коми НЦ УРО РАН, 1996 г.
23. Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. – 1999. – №4. – С. 18-27.
24. Образование Коми автономной области: сборник документов. – Сыктывкар: Книжное издательство, 1971 г.
25. Республика Коми – 80 лет / Сост. О.Ю. Кузиванова. – Сыктывкар, Коми книжное издательство, 2001 г.
26. Спиридонов Ю.А. Республика свободных людей // Республика. – 1998. – 26 июля.