Рекламные службы как объект автоматизации

Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровская государственная академия культуры иискусств
Факультет информационных технологий
Кафедра технологии автоматизированной обработкиинформации
Рекламные службы как объект автоматизации
Курсовая работа
Кемерово
2003

ОГЛАВЛЕНИЕ
 TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc44008970 h 3
Глава1. Информационное обеспечение рекламных служб. PAGEREF _Toc44008971 h 5
1.1. Деятельность рекламных  служб. PAGEREF _Toc44008972 h 5
1.2. Характер и структура информационного потока в  рекламе.PAGEREF _Toc44008973 h 10
1.3. Предпосылки автоматизации рекламных служб. PAGEREF _Toc44008974 h 14
Глава2. Выбор и внедрение систем автоматизации в производственный процессрекламных  служб. PAGEREF _Toc44008975 h 17
2.1. Определение и классификация систем автоматизации. PAGEREF _Toc44008976 h 17
2.2. Критерии выбора системы автоматизации деятельностирекламных служб  PAGEREF _Toc44008977 h 20
2.3. Сравнительная характеристика  системавтоматизации деятельности рекламных служб. PAGEREF _Toc44008978 h 23
Заключение. PAGEREF _Toc44008979 h 31
Списоклитературы… PAGEREF _Toc44008980 h 33
Введение
С развитием экономики возрастает объемвзаимосвязанных данных, необходимых для решения коммерческих и административныхзадач. Взаимосвязанные данные называют информационной системой. Такая система впервую очередь призвана облегчить труд человека, но для этого она должна какможно лучше соответствовать очень сложной модели реального мира. Длявоссоздания моделей бизнес-процессов предприятия служат информационные системы,называемые системами автоматизации предприятия.
Процесс автоматизации представляет собойсовокупность методических, языковых, технических и программных средств,позволяющих организовать работу конечных пользователей в некоторой предметнойобласти.
Основные преимущества автоматизации и новойтехнологии переработки информации сказываются там, где приходится выполнятьповторяющиеся задачи, предусматривающие запрограммированные решения, либозадачи с большим объемом вычислений или чисто механического труда. Такие задачисоставляют достаточно большую часть работы, которую многие люди считаюттворческой или оригинальной. Компьютерная техника позволяет ускорить почтилюбой творческий процесс. Результатом освоения людьми компьютерной техники иновых информационных технологий обычно является развитие творчества, посколькузначительно облегчается перебор различных вариантов. К учреждениям, основнымвидом продукции которых является информация, можно отнестифинансово-бухгалтерские подразделения, издательства, рекламные агентства и т.п.Разработка систем автоматизации для данных типов предприятий и учрежденийстановится актуальной задачей на современном этапе развития индустрии.
В деятельности организаций и структур,работающих в сфере рекламных услуг, передача информации является первостепенными непременным фактором нормального функционирования. При этом особое значениеприобретает обеспечение оперативности и достоверности информации. Для рекламныхслужб внутрифирменная система информации носит производственный характер и приправильном подходе обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.
Объектом исследования курсовой работыявляются подразделения рекламных служб (отделы рекламы в небольших фирмах, икрупные рекламные агентства).
Предмет исследования – автоматизациярекламных служб.
Цель курсовой работы – исследоватьдокументальный поток по проблеме автоматизации рекламных служб.
Исходя из данной цели в курсовой работеставятся следующие задачи:
—  Рассмотреть деятельность рекламных служб.
— Раскрыть характер и особенности информационногопотока на данных предприятиях.
— Рассмотреть требования, предъявляемые к информации врекламных службах и сформулировать критерии выбора системы автоматизациидеятельности данных служб.
— Дать сравнительную характеристику распространенныхна рынке программного обеспечения АИС рекламных подразделений.
Курсовая работа включает в себя введение,  две  главы, заключение и список используемойлитературы, включающий 50 источников.
В первой главе рассматриваютсяпонятие рекламной службы и понятие информационного потокана данных предприятиях. Дается содержательное обоснованиеосновных требований к организации информационного обеспече­ния рекламы, рассматриваютсяподходы к автоматизации информационной системы рекламных служб.
Вторая глава содержит постановку задачипостроения системы автоматизации информации в рекламном подразделении, в связис чем дается определение и классификация систем автоматизации. Вводятсятребования, предъявляемые к АИС рекламных служб. Дается сравнительнаяхарактеристика уже существующих систем автоматизации рекламных служб.
Глава 1. Информационное обеспечение рекламных служб1.1. Деятельность  рекламных  служб
За последнее время реклама прочно обосновалась в нашей жизни. Этасфера маркетинга активно развивается в нашей стране. Открываются различныеучреждения, обучающие искусству рекламы. Точно так же растет и число фирм, специализирующихсяв сфере посреднических рекламных услуг, — рекламныхагентств.
Реклама (от фран. «выкрикиваю»), как  информация о потребительских свойствахтоваров и видов услуг с целью создания спроса на них – это важнейшая составнаячасть комплекса маркетинговых[1]мероприятий, своеобразный информационный выход на потребителя (11). 
Реклама – это естественный инструмент экономики и важный регуляторрыночной системы. Организация комплекса эффективных рекламных мероприятий – сложнаязадача, для реализации которой требуется слаженная работа квалифицированныхспециалистов торгово-сбытовых, маркетинговых или специальных рекламныхподразделений предприятий (отделов рекламы) или отдельных самостоятельныхслужб, к которым обращаются предприятия.
Рекламное агентствопредставляет собой независимую фирму, специализирующуюся на выполнении рекламныхфункций: проведении рекламных исследований, разработке планов рекламнойдеятельности, разработке и проведении рекламных кампаний, в т. ч. подготовкерек­ламных обращений, производстве рекламоносителей, размещении рек­ламныхобращений и т. п. Рекламное агентство делает все это от име­ни своихклиентов-рекламодателей и за их счет. Оно имеет перед рекламодателямифинансовые, юридические и морально-этические обязательства.
Крупнейшие мировые рекламные агентства уже давно преврати­лись вгигантские транснациональные корпорации со сложной орга­низационной структурой.Но и они не могут без ущерба для эффективности своего бизнеса обойтись безпомощи рекламных агентств. Это вызвано следующими причинами:
1. Рекламное агентство ежедневносталкивается с широким спектром маркетинговых ситуаций, что позволяет емуприобрести более глу­бокое понимание интересов аудитории, навыки икомпетентность. В свою очередь, это определяет более высокое качество рекламы исоответствующий уровень ее эффективности.
2. Агентство является независимой организацией, что позволяет взглянуть напроблемы рекламодателя «со стороны», т. е. более объективно. Таким образом,снижается отрицательное воздействие таких субъективных факторов, как излишняязависимость рекламы от вкусов отдельных руководителей, неверные установкиотноси­тельно ожидаемой ответной реакции потребителей и т. п.
3. Рекламное агентство, как правило, имеет налаженные взаимоотно­шения сосредствами массовой информации, стабильно и заблаго­временно закупая у нихвремя и место для размещения рекламы. Сотрудничество с рекламным агентствомпозволяет рекламодате­лю оперативно решать свои проблемы, помогает емусэкономить средства и время.
4. Обращение к рекламным агентствам (особенно к тем из них, ко­торыеобеспечивают полный комплекс рекламных услуг) позво­ляет обеспечить системныйподход в рекламе, что значительно по­вышает ее эффективность.
Наиболее весомы, как отмечают Кушнарева Е. и Маркова Е. (5), уотечественных рек­ламодателей такие показатели, как возможность оказания услугпол­ного цикла (наличие собственной полиграфической и производствен­ной базы,компетентных специалистов по выполнению маркетинговых исследований и т. п.),творческие возможности агентства.   
Существует условное деление рекламных агентств на агентства с полнымциклом услуг и агентства, предлагающие специализированные услуги. К первойгруппе относятся рекламные агентства, осуществляю­щие исследования,планирование, творческую деятельность, производ­ство рекламной продукции, атакже услуги нерекламного характера (например, разработка и обеспечениепроведения мероприятий паблик рилейшнз, разработка упаковки).
В последние годы в рекламной практике имеется тенденция к боль­шейспециализации агентств. В результате, возникают агентства, зани­мающиесяразмещением рекламы в газетах или определенных телеканалах. Некоторые агентстваспециализируются на конкретном виде рекламной продукции (например, реклама нафасадах высотных домов, рекламные щиты).
Крупные рекламные агентства, выполняющие широкий перечень рекламныхуслуг, ощущают необходимость объединить различных специалистов в отделы. Обычнодеятельность отдела ориентирована на выполнение определенной функции.
На рис. 1 приведена типичная организационная схема достаточнобольшого по величине рекламного агентства с полным циклом услуг.

телестудия  SHAPE * MERGEFORMAT
Президент (директор) рекламного агентства
Руководитель творческого отдела
Руководитель отдела использования заказов
Руководитель производственного отдела
Руководитель отдела маркетинга
Финансово-хозяйственный отдел
Редакционно-художественный совет
Руководители рабочих групп клиентов
Отдел кадров
Финансовая служба
Вспомогательные службы
Текстовики (копирайтеры)
Художественные редакторы
Сектор оформления макетов
Сектор маркетинговых исследований
Сектор планирования
Сектор по связям со средствами распространения рекламы
Сектор паблик-рилейшнз
Сектор печатной продукции
Сектор кино-, видеопродукции
Типографский (полиграфический) участок
Рис. 1. Организационная схемарекламного агентства с полным циклом услуг (12)
Коротко рассмотрим основные элементы схемы и функции конкрет­ныхотделов.
Можно выделить пять основных функциональных подразделений:
1)  творческий отдел;
2)  отдел исполнения заказов;
3)  производственный отдел;
4)  отдел маркетинга;
5)  финансово-хозяйственныйотдел.
Как правило, представители первых четырех названных выше отделоввключаются в состав рабочих групп клиентов для вы­полнения конкретного заказа.После постановки задачи перед рабочей группой, ее сотрудники в тесномвзаимодействии между собой и отде­лами, которые они представляют, разрабатываютконцепцию реклам­ного обращения (планы рекламной кампании и т. п.). Концепцияутвер­ждается, с одной стороны, клиентом; с другой — представителями высшегоруководства агентства (иногда — создаваемым в агентстве экспертным советом).После этого начинается процесс окончательной разработки обращений ипроизводства рекламоносителей.
Творческий отдел объединяет текстовиков, художников, специалис­тов-графиков,режиссеров, редакторов и других творческих работни­ков. Они осуществляютгенерирование идей рекламного обращения, находят верные средства их реализации.В связи с тем, что очень вели­ка роль психологического фактора в обращении, сучетом определен­ной близости рекламы к искусству, роль этого отделачрезвычайно высока (19).
Отдел исполнения заказов, помимо его начальника, включает руко­водителейрабочих групп. Руководитель рабочей группы, именуемый иногда ответственнымисполнителем проекта, или контактором, является центральной фигурой во всемпроцессе выпол­нения заказа. Он представляет интересы заказчика в своемагентстве и, наоборот, — агентство представлено в лице контактора вовзаимоотношениях с заказчиком. Руководитель рабочей группы координирует всюработу внутри агентства по выполнению заказа от начала до его реализации.
Производственный отдел занимается изготовлением рекламных но­сителейи в некоторых случаях объединяет такие производственные подразделения, кактипография, мастерские по производству реклам­ных щитов и т. п.
Сотрудники отдела маркетинга осуществляют маркетинговые ис­следования;производят анализ рынков рекламируемых товаров и рынка рекламных услуг;организуют сбор информации о фирме-кли­енте и ее товарах; контролируютэффективность рекламных кампаний.
Помимо осуществления своих специфических рекламных функций,рекламное агентство должно эффективно вести свою финансово-хо­зяйственнуюдеятельность, обеспечить ее эффективное управление, а также иметьсоответствующие вспомогательные службы. Решением этих задач занятфинансово-хозяйственный отдел агентства.
Итак, при правильной организации реклама способствует быстройбесперебойной реализации производимой продукции. При этом ускоряется возвратоборотных денежных средств предприятий, устанавливаются деловые контактыпроизводителей с покупателями и потребителями продукции, спрос возрастает ипревышает предложение, что, в свою очередь, является объективной основойрасширения производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Такимобразом, современный подход к организации рекламной деятельности немыслим  без правильной организации информационногопотока в данных подразделениях. 1.2. Характер и структура информационного потока в  рекламе.
Информационное обеспечение рекламы является подсистемой болеекрупной системы — системы маркетинговой информации фирмы-коммуникатора[2].Фирма постоянно должна заниматься сбором маркетинговой информации для того,чтобы объективно оценивать ситуацию во внешней маркетинговой среде, производитьанализ собственной деятельности, снижать маркетинговые опасности, находитьнаиболее выгодные целевые рынки, определять отношение к себе со стороныпотребителей, изучать текущий и потенциальный спрос и т. д. Взаимо­связьподсистемы информационного обеспечения рекламы с системой маркетинговойинформации настолько велика, что во многих случаях невозможно выделитьрекламную информацию из общей массы маркетинговой информации.
Основные требования к организации информационного обеспече­ниярекламы достаточно универсальны:
1)  полнота информации;
2)  объективность информации;
3) разумная достаточность для принятия эффективных управлен­ческихрешений;
4) информация должна быть систематизирована и удобна для пользованияуправляющими.
Вся маркетинговая информация, в том числе информация по обеспечениюуправления рекламой, условно делится на такие виды :
а)  внутрифирменная текущаяинформация;
б)  внешняя текущаямаркетинговая информация;
в) первичная информация, получение которой требует проведенияспециальных исследований.
Структура информационного обеспечения в рекламном менеджментепредставлена на рис. 2.

Рис. 2.  Структураинформационного обеспечения в рекламном менеджменте  (3)
Для принятия управленческих решений менеджер может обращать­ся кразличным подсистемам маркетинговой системы информации. Основные еесоставляющие заняты сбором информации: подсистема внутренней отчетности,подсистема сбора внешней вторичной инфор­мации и подсистема маркетинговыхисследований. Кратко рассмотрим эти подсистемы так, как предлагает КрикуновМ.В. (12, С.351-352).
Подсистема внутренней отчетности, иначе называемая иногда систе­мойвнутрифирменной текущей информации, занята сбором вторичной (уже имеющейся вналичии) информации, источником которой является сама фирма, ее подразделения исотрудники. Сюда относятся вся бух­галтерско-финансовая отчетность; данные опоказателях текущего сбы­та, объемах затрат и получаемых доходов; сведения одвижении денеж­ной наличности и средств на различных счетах; показатели объемовтоварных запасов; уровни цен фирмы и т. д.
Подсистема сбора внешней текущей маркетинговой информациипредставляет собой комплекс источников, приемов и средств получения вторичнойинформации о ситуации во внешней маркетинговой среде. Основными источникамиэтой информации выступают клиентурные рын­ки, поставщики, контактные аудитории,органы государственного уп­равления и др. Внешняя текущая информация поступаетна фирму из разговоров с покупателями; в отчетах сбытовых агентов, дилеров и ди­стрибьюторов;из специальных журналов, справочников, информацион­ных бюллетеней; из статей идругих материалов газет и общедоступных журналов и т. д. Внешняя текущаяинформация, ее получение и систе­матизация могут быть результатом работыспециального отдела фирмы, занимающегося только этой проблемой.
Приведем пример использования ин­формации рассматриваемой подсистемыв управлении рекламой (12): после анализа отчетов торговых посредников,изучения материалов прессы и данных о характере рекламы по местнымтелевизионным каналам управляющий по маркетингу фирмы А сделал вывод, что ихближайший конкурент фирма В активизировала рекламную поддержку своего това­раV, являющегося конкурентом-маркой товара 2, выпускаемого фир­мой А. Результатыанализа данной информации стали основанием для принятия решения обинтенсификации рекламы по товару 2. Для этого решено: 1) значительно увеличитьрекламный бюджет по товару 2; 2) внести изменения в график рекламных публикацийв газетах и журна­лах; 3) активизировать мероприятия по стимулированию сбыта;4) пред­принять иные меры, адекватные действиям конкурента.
Таким образом, информационное обеспечение рекламы являетсяподсистемой (элементом) более крупной системы — системы маркетинговойинформации (СМИ) фирмы-коммуникатора.
Для принятия управленческих решений различного уровня менед­жерможет обращаться к конкретным подсистемам маркетинговой системы информации:подсистеме внутренней отчетности, подсис­теме сбора внешней вторичнойинформации, подсистеме марке­тинговых исследований и подсистеме маркетинговогоанализа.
Маркетинговые исследования представляют собой систематизи­рованныйсбор, анализ и представление определенного круга дан­ных, полученныхпосредством специально проводимых для этого процедур и необходимых для принятиясоответствующих управ­ленческих решений.
Рекламные исследования являются разновидностью маркетинго­выхисследований. Они имеют общую методологическую основу с исследованиями в другихфункциональных сферах маркетинга. Основными направлениями рекламныхисследований являются: определение характеристик потребителей; анализ товара;изуче­ние рынка; анализ медиаканалов; контроль эффективности реше­ний в сферерекламы (6).
Основными методами получения первичной информации явля­ются:наблюдение, опрос и эксперимент.
Особенность рекламной деятельности в том, что она связана снеобходимостью принятия решений в условиях неполной информации.Неопределенность приводит к тому, что последствия этих решений длярекламодателя априорно оценить затруднительно. Поэтому планирование,осуществление и контроль рекламной кампании следует выполнять исходя изтребования минимизации или ограничения возможных неудач и потерь. Так какобычно затраты на рекламу весьма значительны, то использование на практикеметода проб и ошибок чревато существенными финансовыми потерями рекламодателя.Основой управления риском и выработки рациональных, а в отдельных ситуациях – иоптимальных решений, служит предварительное моделирование рекламной кампании соценкой необходимых показателей. Такой подход, как отмечают авторы брошюры«Информация и риск в маркетинге» (2), гарантирует ограничение рискарекламодателя. Однако для его реализации необходимо иметь соответствующиеметодические разработки, а также программные средства, их реализующие, которыесоставляют основу данного бизнес-решения.1.3. Предпосылки автоматизации рекламных служб
В современных условиях важную роль в производственном процессерекламных служб стало играть информационное обеспечение, которое состоит всборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных маркетинговыхрешений. Передача информации и взаимный обмен информацией между всемиподразделениями любого современного предприятия, и рекламных служб в том числе,осуществляются на базе современной электронно-вычислительной техники и другихтехнических средствах связи.
Любая организация обрабатывает информацию для выработки двух видов«продукции»: информации (данных, документов, речевой информации) и решений(оперативных и стратегических). Организация получает начальную (входящую)информацию в различных видах: документы, доставляющие информацию в виде слов ицифр; речевая информация по телефону; данные от ЭВМ, часто в электронной форме.Конечная (исходящая) информация вырабатывается в таких же видах.
Производственный цикл организации может включать перекомпоновкуинформации, объединение данной информации с другой, накопление информации.
По точности и достоверности к информации предъявляются определенныетребования. А именно, правильный отбор первичных сведений, оптимальностьсистематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
Основными принципами и целями внутрифирменной системы информации,как отмечает Ахаян Р.  с  соавторами (26),  являются: 1)Определение требований ксодержанию информации и ее характеру в зависимости от целенаправленности; 2) Выработкасистемы хранения, использования и предоставления информации в централизованноми децентрализованном управлении; 3) Определение потребностей в техническихсредствах (в том числе, в компьютерной технике) в компании в целом; 4) Разработкапрограммного обеспечения, создание и использование банков данных; 5) Автоматизированнаяобработка и выдача текстовой информации.
Анализ деятельности рекламной службы позволяет, как отмечают авторыброшюры «Информация и риск в маркетинге» (2), классифицироватьзадачи, ею решаемые. А именно.
Наиболее простые задачи образуют класс полностью формализованных(или хорошо структурированных) процедур, выполнение которых, кроме затратвремени, трудностей для исполнителей не представляет. Эти задачи легкостандартизируются и программируются. К таким задачам относятся: учет иконтроль, оформление документов, их тиражирование, рассылка и т.п.
Второй (промежуточный) класс задач составляют слабоструктурированныезадачи, содержащие неизвестные или неизмеряемые компоненты (количественно не оцениваемые).Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственныхпреобразований данных. Постановки задач базируются на принятии решения вусловиях неполной информации.
Третий класс задач содержит неформализуемые процедуры, базирующиесяна неструктурированной информации, которая определяется высокой степеньюнеопределенности. К таким задачам относится большинство проблемпрогнозирования, перспективного планирования и т.п. Основой решения этогокласса задач остаются творческий потенциал человека и различные атрибуты егодеятельности (информированность, квалификация, талант, интуиция и т.п.).
Таким образом, у рекламной фирмы (или подразделения) имеютсяпроизводственные задачи и исполнители этих задач. Остается определить требуемыефирме технологические процессы автоматизации.
Из всего вышеизложенного видно, что особенности информационногообеспечения рекламной деятельности требуют специфического подхода кавтоматизации таких предприятий.
Глава 2. Выбор и внедрениесистем автоматизации в производственный процесс рекламных  служб2.1. Определение и классификация системавтоматизации
Функционирование систем автоматизации связано с накоплением иобработкой информации; под информацией понимается совокупность знаний офактических данных и зависимостях между ними. Информация, вводимая в системуавтоматизации, а также выдаваемая системой пользователю, представляется в видедокументов.
Источником информации для систем автоматизации являются люди идокументы, потребителем – люди (пользователи).
Пользователей систем автоматизации можно разделить на три категории(38): администраторы системы, отвечающие за ее эксплуатацию, прикладныепрограммисты, разрабатывающие прикладные программы для решения различных задач,и конечные пользователи, составляющие наиболее многочисленную группупотребителей информации. Конечным называется пользователь, обращающийся ксистеме для получения необходимых ему данных. Естественно, что им может бытькак неспециалист в области вычислительной техники, так  и любой программист.
Обращение пользователей к системе автоматизации осуществляется ввиде запросов. Запрос – это формализованное сообщение, поступающее на входсистемы и содержащее условие на поиск данных и указание  о том, что необходимо проделать с найденнымиданными. Интерпретация введенных запросов, выполнение действий, указанных вних, формирование и вывод сообщений и документов составляют основные этапыработы системы автоматизации.
В целом под системой автоматизации понимается совокупностьинформационных массивов, технических, программных и языковых средств,предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и выдачи данных позапросам пользователей (38).
Многие отечественные фирмы проходят два основных этапа автоматизацииделовых процессов. На первом этапе чаще всего фирма приобретает один-двакомпьютера, предназначая их для системы учета. Причем каждый ПК используется идля других целей, например для подготовки различных документов. Наконец, вжизни фирмы происходит перелом, связанный с осмыслением такой простой проблемы,как перенос информации с одного компьютера на другой (например, для созданиятвердой копии, поскольку обычно принтеров в офисе значительно меньше, чемкомпьютеров). Потребность в этом иногда возникает и при установке болеесовременного ПО. В обоих случаях руководство неизбежно приходит к выводу онеобходимости установки локальной вычислительной сети (ЛВС), объединяющейресурсы всех компьютеров фирмы.
Существует несколько подходов к автоматизации предприятий. Можнопостепенно закрывать узкие участки, приобретая готовые программные продукты длярешения отдельных задач (бухгалтерского учета, планирования и т.д.). Можноразрабатывать систему силами собственных специалистов. Наконец, уже имеетсявозможность заказать разработку под ключ комплексной информационной системы уфирмы-интегратора, обладающей современной технологией и солидным опытом(системный подход). При системном подходе к автоматизации предприятий на первыйплан выходят такие параметры системы, как надежность, масштабируемость, безопасность.
Системы автоматизации можно классифицировать по ряду признаков. Воснову классификации, приведенной на Рис. 3, положены наиболее существенныепризнаки, характеризующие возможности и особенности современных системавтоматизации.
Повышение эффективности использования информационных системдостигается путем сквозного построения и совместимости информационных систем,что позволяет устранить дублирование и обеспечить многократное использованиеинформации, установить определенные интеграционные связи, ограничить количествопоказателей, уменьшить объем информационных потоков, повысить степеньиспользования информации (41).
Важную роль в исследуемых нами рекламных службах играют способырегистрации информации, обработки, накопления и передачи; систематизированноехранение информации и выдача ее в требуемой форме; производство новой числовой,графической и иной информации.
Процесс автоматизации деятельности рекламных служб включает такиеэтапы как разработка технического задания, описание и проектированиебизнес-процессов, создание базы данных, кодирование пользовательскогоинтерфейса, тестирование и отладка системы автоматизации.
Для автоматизации решения задач рекламной фирмы необходимы мощнаяреляционная СУБД и  система разработкиприложений.  Практически все существующиеСУБД имеют средства разработки приложений, которые могут быть использованыпрограммистами или квалифицированными пользователями при создании процедур дляавтоматизации управления и обработки данных. 2.2. Критерии выбора системы автоматизациидеятельности рекламных служб
Основными критериями оценки эффективности системы автоматизации выступаютденьги (затраты на автоматизацию) и время (период, в течение которого будутдостигнуты конкретные результаты). Результатом должен являться максимум отдачиот автоматизации на единицу затраченных средств в течение фиксированноговремени (40).
Итак, основной критерий выбора информационной системы — функциональная полнота системы. Система должна уметь выполнять все основныеоперации учета на предприятии, а также некоторые специфические операции,характерные для конкретного типа компании. Исходя из этого, можносформулировать ряд общих критериев,которыми надо руководствоваться при выборе системы. Вот эти основные критерии:
1. Система должна быть понятной.
Разработанная система должна быть понятной сотрудникам фирмы.Функциональные возможности системы и реализация должны соответствовать основнымбизнес-процессам, происходящих на предприятии.
2. Система должна быть удобной.
Разрабатываемая система может считаться удобной только тогда, когдаона удобна для конкретного человека, именно его оценка должна быть решающей. Неисключен и путь постепенного усиления системы по мере роста компьютернойквалификации специалиста.
3. Система должна быть надежной.
Следует прежде всего правильно понимать проблему надежности системыавтоматизации. В принципе любая система ненадежна — компьютер воспринимаетабсолютно одинаково и миллионы долларов, и копейки. Программа, если она хотькак-то тестирована (впрочем, известны случаи, когда на рынок выбрасывалисьсистемы, вообще неспособные отличить символьную информацию от числовой), будетзащищать пользователя от грубых ошибок. Однако это вовсе не означает, что всистеме предусмо