Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны

Былили в Германииплавающие танкинакануне 2 мир.войны?

Данный вопросволнует множестволюдей интересующихсяисторией 2 мировойвойны – этоподтверждаеттот факт, чтов Интернетеочень многофорумов посвященныхэтой теме. Ятакже заинтересовалсяэтой проблемойи решил высказатьсвое мнениев этом сочинении.
Впервые этотвопрос поставилбывший сотрудникГРУ В.Суворов, утверждавший, что наличиев СоветскойАрмии плавающихтанков свидетельствовалоо том, что руководствоСССР, в лице И.Сталина, готовилопланы по вторжениюв Европу, с цельюустановлениятам коммунистическогостроя. В этойже книге Суворовутверждает, что в германскихтанковых войскахплавающихтанков не было, что неприемлемопри ведениинаступательнойвойны. В то жевремя Гудериан, в своих мемуарахписал о наличиив германскихтанковых войскахплавающихтанков, предназначенныхдля форсированияводных препятствий.
Прежде чемприступитьк вопросу оплавающихтанках, я хотелбы рассмотретьобщее состояниетанковых войскГермании.
Состояниегерманскихбронетанковыхвойск 1939-1945 г.г.
О состоянииPanzerwaffe в разныепериоды ВторойМировой Войныможно судитьпо числовымданным о материальнойчасти. Наиболееполно по танкам, истребителямтанков, штурмовыми артиллерийскимсамоходнымустановкамони представленыв трудах Б.Мюллера-Гиллебранда.
Итак, на 1 сентября1939 года (началоВторой МировойВойны) Вермахтрасполагал3190 танками, изних Pz Kpfw I — 1145, Pz Kpfw II — 1223, Pz Kpfw35(t) — 219, Pz Kpfw 38(t) — 76, Pz Kpfw III — 98, Pz Kpfw IV — 211,215 — командирскими,3 — огнеметными,5 штурмовымиорудиями.Безвозвратныепотери в Польскойкампании составили198 машин.
На 1 мая 1940 года(канун вторженияво Францию)имелся 3381 танк, из них Pz Kpfw I — 523, Pz Kpfw II — 955, Pz Kpfw 35(t) — 106, Pz Kpfw 38(t) — 228, Pz Kpfw III — 349, PzKpfw IV — 278, 135 — командирских,6 — штурмовыхорудий.Изних на Западек 10 мая — 2574 машины.
На 1 июня 1941 года:5639 боевых машин, в том числе 377штурмовыхорудий. Из них4575 боеспособных.Для войны противСССР предназначалось3582 машины.
На 1 марта1942 года: 5087 машин, из них 3093 боеспособных.Это самый низкийпоказательза всю войну.
На 1 мая 1942 года(канун летнегонаступленияна советско-германскомфронте): 5847 машин, из них 3711 боеспособных.
На 1 июля 1943 года(канун Курскойбитвы): 7517 машин, из них 6291 боеспособных.
На 1 июля 1944 года:12990 боевых машин, в том числе7447 танков. Из нихбоеспособных11143, в том числе6087 боеспособныхтанков.
На 1 февраля1945 года приходитсямаксимум количествагерманскойбронетехники:13620 боевых машин, в том числе6191 танков. Из нихбоеспособных12524, в том числе5177 боеспособныхтанков.
И, наконец, добавим, чтона советско-германскомфронте постояннонаходилосьот 65 до 80% германскихбронетанковыхсил.
Необходимозаметить, чтони один извышеперечисленныхтанков не являетсяплавающим, носледует ли изэтого выводо том, что в Германииих не было?
Скажемпросто, онидействительнобыли! Преждевсего необходимоуточнить, чтоже мы понимаемпод термином«плавающийтанк». Это танк, который помимоведения наземногобоя, способенфорсироватьводные преграды(реки и т.д.).Действительно, танки приспособленныек этому в Германиибыли и довольнодавно.
Подводноефорсированиенемецким танками(TauchpanzerIII)
16 июля1940 немецкоекомандованиеприняло планвторжениягерманскихвойск в Англию- «Морской лев»(«Seelove») с готовностьюна 15 августа.Срок началаоперации неоднократнопереносился, пока в концеконцов её неотменили. Темне менее, немцыуспели основательноподготовитьсяк десантированию.Были разработаныи изготовленыморские транспорты, и десантныесуда. Согласноутверждённомуплану немецкимтанкам предписывалосьпройти участокот транспортнойбаржи до берегасвоим ходом.Для этого былсформирован18-й танковыйполк укомплектованныйспециальнымитанками соборудованиемдля подводноговождения. Заоснову взялиPzKpfw III Ausf F,G,H и успелипереоборудовать168 машин. Со временемоперацию «Морскойлев» отменилии решили перепрофилировать«плавающие»танки дляфорсированиярек. Первоебоевое крещениенемецкиетанки-амфибииполучили 22 июня1941, когда форсировалир.Южный Бугнедалеко отБреста. Форсированиесовершил 1-йбатальон МанфредаШтрахвица 18-гоТП. В 04.45 танк №1унтер-офицераВиршина первымвошёл в реку.
Изначально, подводноеоборудованиеустанавливалосьдля конкретнойоперации, иявлялось явнымтехническимуспехом. Однако, позднее, этаидея сыгралазлую шутку снемецкимтанкостроением.Начиная с PzKpfw AusfVI Tiger I, на германскихтанках сталбыстро прогрессироватьизбыточныйвес. Тяжёлыемашины уже невсегда моглипройти по капитальныммостам и совсемне могли понаплавным. Ао форсированииреки на парометеперь не былои речи.  Тактическоеприменениеновых танковзаметно ухудшилось.В качествевыхода, немецкиеконструкторыпредложилиинтегрироватьустройстваподводногофорсированияещё на стадиипроектированиятанка. Звучалозаманчиво, ана практике, оказалосьобычной отговоркойнеуменияконтролироватьрост веса имощности. Подводноеоборудованиезаняло ограниченныевнутренниеобъёмы танка.В итоге, перегруженныедвигателинаходилисьв тесных отсекахи не получаядостаточногообдува, частоперегревались.А движение похолмистойместности сталосерьёзнойпроблемой дляновых танкови сопровождалосьпостояннымиперегревами.Но, что самоеинтересное, все эти бедыне компенсировалисьподводнымфорсированием.В боевых условиях, из-за абсолютнойбесполезности, ОПВТ простоснималось станков экипажами.Это подтверждает, тот факт, чтокомандованиедаже не рассчитывалов своих планахна «водолазные»способноститяжёлых танков.Иначе оно непозволило быремонтныммастерскимдемонтироватьОПВТ. А позднее, уже и на заводахпересталиснабжать танкиОПВТ, это удешевилопроизводство, но ни как неулучшило надёжность.Такой шагпроизводителейявился прямымпризнаниемтого, что ОПВТоказалосьвредной и дажепреступнойуловкой немецкихконструкторов, к которой прибегли, чтобы протащитьсвои несовершенныепроекты в серийноепроизводство.

Как видно, эти танки тожеможно отнестик «плавающим», хотя они насамом деле ине плавают, апредназначеныдля передвиженияпо дну рек идр. водныхпрепятствий.
Плавающиетанки

Работы посозданию плавающихтанков в Германиивелись оченьинтенсивно.Еще в двадцатыегоды были созданытяжелые танки, названные вцелях конспирациимирным именем«Большой трактор», умеющие плавать, несмотря насвою внушительнуюмассу. Но в 1937 г., Управлениевооруженийсухопутныхвойск (Heereswaffenamt) сочлоизготовлениеспециальныхдорогостоящихплавающихтанков, имеющихк тому же ограниченныебоевые возможности, нецелесообразным.Для оснащениявермахта в 1939г. была выбранаиная концепцияпреодоленияводных рубежейтанковымиподразделениями.Для этого вселегкие танки(а также некоторыеPzKpfw III) должны былибыть оборудованыбыстросъемнымимореходнымипоплавками, а средние итяжелые иметьвозможностьпреодолеватьводные преградыпо дну. Но еслио последнихизвестно немало, то первыенезаслуженноостались «втени», тем болеечто успехи«Блицкрига»и первой фазы«Барбаросса»отменилинеобходимостьмассовогопроизводстватаких «плавунцов».А к концу 1941 г.фактическипрекратилисвое существованиеи сами легкиетанки, какполноценныебоевые единицы.
/>
Рис1 ТанкPzKpfw II с присоединеннымипоплавками( испытания1940 г.)
Именно поэтому, порой труднонайти точныецифры о количествеплавающихтанков в армииВермахта.
Как видно, заявленияВ.Суворова несоответствуютистине. Плавающиетанки в Германиибыли и в довольнобольших количествах, однако их техническоенесовершенствоне позволилозаявить о себе, как о серьезнойразновидностибронетанковыхвойск.
Теперь рассмотримналичие плавающихтанков в СССР.

Малый плавающийтанк Т-37А
В 1933 г. был принятна вооружениеКрасной Армиипод названием«малый плавающийтанк Т-37А». Танкимел клепаныйили сварнойгерметичныйкорпус из катаныхброневых листов.Трансмиссиярасполагаласьв переднейчасти корпуса: боевое отделениеи отделениеуправлениябыли выполненысовмещенными, механик-водительнаходилсяслева, командир– справа походу движения.Автомобильныйдвигатель«Форд-АА» размещалсясзади, вдольоси танка. Дляувеличенияплавучестик надгусеничнымполкам слеваи справа крепилисьпоплавки, заполненныепробкой. Движениена плаву обеспечивалосьгребным винтом, маневрирование– рулем. Приэтом лопастигребного винтамогли поворачиваться, позволяя, такимобразом, осуществлятьреверс ходана плаву. Придвижении посуше танк преодолевалподъем до 35°, ров шириной1,4 м и стенкувысотой до 0,5м.
За времясерийногопроизводствабыло выпущено1909 линейных танков,643 радиотанкаТ-37ТУ с радиостанциями, а также 75 такназываемыххимическихтанков с огнеметнойустановкой.
Танк состоялна вооружениитанковых ротразведывательныхбатальоновтанковыхмотострелковыхи стрелковыхдивизий. В каждойроте было 3 взводапо 5 машин.
Малый плавающийтанк Т-38

В 1935 году былапроведенамодернизациятанка Т-37А, направленнаяна улучшениеего ходовыххарактеристик.При сохранениипрежней компоновкиновый танк, получившийобозначениеТ-38, стал нижеи шире, что повысилоего устойчивостьна плаву, аулучшеннаясистема подвескипозволилаувеличитьскорость иплавность хода.Вместо автомобильногодифференциалана танке Т-38использованыв качествемеханизмаповорота бортовыефрикционы. Припроизводстветанка широкоиспользоваласьсварка. Машинабыла принятана вооружениеКрасной Армиив феврале 1936 годаи находиласьв производстведо 1939 года. Кроместандартныхмашин выпускалиськомандирскиетанки с радиостанциями71-ТК-1, танки модификацийТ-38М и Т-38М1 с рулевымуправлениемпланетарноготипа, а такжетанки наиболеесовершенноймодификацииТ-38М2 с более мощнымдвигателеми улучшеннойкоробкой передач, что позволилоповысить скоростьтанка.
Узлы и механизмытанка Т-38 использовалисьпри созданииопытной самоходнойустановкиСУ-45, вооруженной45-мм противотанковойпушкой, и выпускавшегосясерийно бронированногоартиллерийскоготягача Т-20 «Комсомолец».
Всего промышленностьюбыло выпущено1382 танка Т-38. Онисостояли навооружениитанковых иразведывательныхрот отдельныхтанковых бригад.Необходимоотметить, чтов то время нив одной из армиймира такихтанков не было.
Позднее началвыпускатьсяТ-40.

На основаниивышеизложенного, я могу сделатьвывод о том, что в Германиибыли танкиспособныепреодолеватьводные препятствия, но настоящиеплавающиетанки, былитолько в СССРи нигде болеев мире.
источники:По даннымжурнала «Полигон»№1 2000г. стр. 14