Введение
Целью настоящегоисследования является анализ российского рынка скутеров.
Скутер представляетсобой двухколесное транспортное средство, которое отличается от традиционногомотоцикла меньшим размером колес (10-16 дюймов) и, как следствие, способом посадки (без преодоления рамы сбоку), расположением двигателя (в задней частимашины), а также автоматической коробкой передач.
Основное достоинствоскутера состоит в исключительной простоте управления (необходимо только уметьдержать равновесие и научиться пользоваться газом и тормозом). Кроме того,скутерами с объемом двигателя менее 50 куб. см. («полтинниками») иимеющими максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч могут управлять лица, начиная уже с возраста 16 лет, без водительских прав и регистрации вГИБДД. Собственно на эту группу приходится основная часть продаж скутеров.Скутеры с объемом двигателя более 50 куб. см, хотя и занимают незначительнуюдолю рынка, но растут опережающими темпами по сравнению с рынком в целом.
За последние 5 летскутер как транспортное средство прочно обосновался на дорогах крупных городовРоссии. При этом ежегодные объемы продаж техники увеличились за этот периодпримерно на порядок.
Значительная частьскутеров приобретается исходя из практических соображений различнымикомпаниями. В частности, скутер является оптимальным средством передвижения вмегаполисе для логистических операторов и служб доставки корреспонденции,небольших посылок, продуктов питания, малогабаритной техники и т. п. Егомобильность позволяет избежать пробок, что в немалой степени провоцируетводителей традиционных четырехколесных транспортных средств. Другая сфераприменения скутеров – активный отдых на туристических базах, пансионатах, влетних лагерях, загородных гостиницах и т.п.
Опросы московскихвладельцев скутеров показывают, что скутер становится семейным видом транспортадля среднего класса, доступным для каждого из членов семьи. Кроме того, скутер– сезонное транспортное средство, которое часто используется для летних поездокна природу, на дачу или в деревню, за продуктами и т.п. Согласно таможеннойстатистике на предсезонье (II квартал) традиционно приходится порядка 40-50%годового объема импортных поставок, которые впоследствии реализуются в течениевсего лета.
Существует также узкаяпрослойка владельцев скутеров, использующих их в гоночных целях. На этом рынкепредпочтение отдается европейским и японским моделям.
В своей работе япопытался обозначить крупных производителей и поставщиков скутерной техники,назвать принципиальные технические особенности и различия, произвестигруппировку по различным аспектам.
Необходимостьскутера
В настоящеевремя, как в мегаполисах, так и в маленьких городах, самым популярным ивостребованным средством передвижения считается скутер. Учитывая, что ежедневноцены на бензин только повышаются, то намного выгоднее будет оставить свойавтомобиль в гараже и пересесть на скутеры. Можно сэкономить, если купитьскутер на бензине, так как у них минимальный расход топлива. К тому же еслииспользовать скутеры, то проблема с парковкой в Москве совсем отпадет. Вообщескутеры являются полностью автоматическими, так как равновесие на немудерживается с использованием вращения рукоятки газа, то с управлениемсправиться даже ребенок – ничего сложного в этом нет. Необходимо знать, чтоскутеры в России не требуют наличия водительского удостоверения, а,следовательно, никаких проблем с ГИБДД не должно возникнуть.
Если вы нелюбите передвигаться в общественном транспорте, и к тому же вам надоели всепроблемы и неприятности, которые приносит автомобиль, вам следует купитьскутер. Сейчас продажа скутеров стала особенно популярной. Ведь скутерпредставляет собой маневренное, легкое средство передвижения, которое можно гдеугодно припарковать, он проедет везде, где только вам необходимо, и даствозможность ощущать себя комфортно, удобно и свободно за рулем, неважно скутерыиз Японии это или китайские скутеры.
Историяскутера
Само словоскутер произошло от английского «to scoot», что означает удирать. Таккак скутеры являются маневренными, маленькими, легкими, способные без проблемлавировать и ездить там, где и автомобиль, а иногда даже мотоцикл не проедет.Они очень востребованы и распространены в Москве. А вообще, эти преимущества,которыми обладает скутер, использовали в различных ситуациях английскиеподростки, удирая от полиции и преследователей по узким, извилистым улочкам.
Первым транспортнымсредством, которое по конструктивным особенностям можно отнести к скутерам,считается Auto-Fauteuil («авто-кресло») французского инженера ЖоржаГотье, созданный им в 1902 году. Этот прототип современных скутеров имел седлосо спинкой и подлокотниками, расположенное над двигателем, и колеса меньшегодиаметра, чем у мотоциклов того времени. Рама между седлом и рулевой колонкойимела проем для удобной посадки. В 1915 началось промышленное производство «скутеров-самокатов»- Autoped с маленькими колесами, платформой-подножкой и складным рулем. Седлоотсутствовало. Переднее колесо приводилось во вращение 155-кубовым двигателеммощностью 1,5 л.с.
Таким как мыпривыкли видеть, первый скутер был разработан именно в Японии. Сначала продажаскутеров осуществлялась для домохозяек, которые ездили в магазины запродуктами, так как скутер, как средство передвижения не требовало особыхнавыков и конструировалось как примитивное и недорогое. Корзинки для продуктовустанавливали и спереди, и сзади скутера. Женщины могли купить скутер и ездитьна нем даже в длинном платье, так как посадка была как у сидящего на табурете. Современные скутера используются нетолько для поездок за покупками, а и для многих других целей. К этому временинамного расширился ассортимент этого средства передвижения. И поэтому сейчаскаждый имеет возможность купить скутер любой модели и ценовой категорий.
Итогиминувшего года показали, что мотопромышленность более устойчива в условияхэкономического кризиса, чем автомобильная. Продажи мототехники снизились менеезаметно, чем продажи автомобилей, а в отдельных случаях даже возросли. Внаиболее выигрышном положении оказались производители и продавцы скутеров. Так,например, британские продажи этой наиболее экономичной техники увеличились на1,1% за 2008 г. При этом самый значительный рост продемонстрировали дорогиемодели – 8,6%. Согласно прогнозам британской Ассоциации мотопроизводителей(Motor Cycle Industry Association – MCI), в текущем году мотоотрасль продолжитиспытывать негативные воздействие со стороны экономического кризиса, нодвухколесная техника продолжит лидировать на рынке транспорта. При чем, спросна скутеры и мотоциклы может даже возрасти.
Производители
Скутеры,представленные на рынке России, условно можно разделить на 4 группы: б/уяпонские; новые японские и европейские; корейские и тайваньские; китайскиескутеры. Начну по порядку.
Рыноквчера. Японский феномен. Если бы мы могли вернуться лет на десять назад, то мы бы увидели, чтоскутерного рынка как такового тогда просто еще не существовало. Отечественныймотопром со своими Стрижами и Зидами скромно жался в сторонке. Новые японские иевропейские модели стоили немалых денег, да их практически и не было. И здесьстали появляться первые б/у японские Хонды и Ямахи, привезенные из Владивостокаи Японии. Сочетание хорошего качества с невысокой ценой определили их будущуюпопулярность в России.
Изначальноскутеры привозились частниками и продавались по гаражам и автомобильнымстоянкам – скутерного рынка еще не было. Время шло. И мы познакомились с новымвеянием под названием скутер. Стали появляться специализированные магазины.Подавляющее большинство продаваемых скутеров составляли именно б/у «японцы».Причем объем продаж рос от года к году, ведь японские скутеры имеют рядособенностей: более форсированные двигатель, который усилен высококачественныепластиковыми облицовками и рамной конструкцией. Оригинальные скутеры из Японииотличает большой ресурс и очень высокое качество производства. Скутеры изЯпонии, например, скутеры honda или скутеры yamaha, отличает высокая мощностьдвигателя, прекрасная динамика разгона, которая так нужна при движении вгородском потоке, а также самостоятельный выбор режима работы автоматическойкоробки. Кроме этого, продажа скутеров из Японии еще и потому так частопроисходит, что эти скутеры маневренны, необычайно управляемы и устойчивы надороге. Японские скутеры hondaи yamaha оснащены надежной и эффективной тормозной системой, а на малейшийповорот ручки газа способен реагировать двигатель такого скутера.
СкутерыYamaha.
Немалую частьв производстве техники в компании yamaha занимают скутеры. Особенно в СШАнаблюдаются самые большие продажи скутеров yamaha, что и неудивительно, ведьяпонские скутеры yamaha считаются самыми надежными и долговечными.
Скутерыyamaha имеют целый ряд преимуществ: надежная телескопическая передняя подвеска,а задняя представлена усиленным моноамортизатором, отличная конструкциядвигателя, высококачественный прочный пластик, просто потрясающие ходовые идинамические характеристики, которые даже новички отмечают. Никакие скутеры,кроме скутеров yamaha, так часто не подвергаются модернизации иусовершенствованиям – инженеры компании постоянно разрабатывают новинки иинновационные технологии, которые потом и внедряют в свои японские скутеры.
Нижепредставлены основные модели скутеров Yamaha.
Многим хорошознакомы характерные сдвоенные фары настоящего большеколесника. Так вот YamahaBWs, со своими широкими колесами и изящной рамой, представляет собойоригинальный скутер для самых разнообразных поездок. Скутер Yamaha BWs отличаетмалый вес, простое управление и проворство. Это идеальный скутер, расширяющийгоризонты за пределы каменных джунглей.
50-ти кубовыйYamaha Jog RR – по спортивному легкий скутер с отличной управляемостью,12-дюймовыми колесами, спортивными обтекателями и отсеком для шлема подсиденьем. Особенность Yamaha Jog RR заключается в окрашенном боковомвоздухозаборнике: двигатель скутера оборудован жидкостным охлаждением. Этаособенность позволяет скутеру развивать на треть больше мощности и крутящегомомента по сравнению с аналогичными двигателями воздушного охлаждения.
ЯМАХА АПРИО — недорогой, надёжный скутер. Скутер начального уровня, неприхотлив вэксплуатации.
СкутерыHonda.
Что касаетсяскутеров honda, то хотя они и считаются не такими надежными, как скутерыyamaha, но эти японские скутеры являются очень конкурентоспособными и считаютсялидерами по соотношению цена-качество продукции. На скутер хонда намного прощеи дешевле достать запчасти и другие комплектующие, в отличие от техники другихкомпаний. И еще капремонт скутера honda сделают в любой мотомастерской, так какэти японские скутера считаются самыми ремонтопригодными среди всей мототехники.
Скутеры hondaимеют широкий модельный ряд, благодаря чему каждый водитель может выбрать тумодель, в которой ему больше импонируют свойства – ведь можно купить скутерэкономичный, или удобный и комфортный, или динамичный и скоростной, или самыйпростой. Все зависит непосредственно от пожеланий, требований и финансовыхвозможностей. Японский концерн Honda, как известно, богат своими традициями иразработками в производстве всего, что движется. Скутеры от Honda — одни излучших на мировом рынке, хотя и стоят дешевле европейских. А скутеры линейкиHonda Lead — настолько популярны у отечественных любителей данного способапередвижения, что вполне могут получить со временем титул легендарных. Такойлюбовью скутеристов Honda Lead обязаны своей удачной конструкции, позволяющейчувствовать себя относительно комфортно на далеких от понятия качествапокрытиях отечественных дорог, а также линейке достаточно мощных, для своегокласса, моторов, благодаря которым и старт и крейсерская и максимальнаяскорость вполне сопоставимы с другими участниками дорожного движения. Наиболеепопулярными Honda Lead и существующими в наличии на сегодняшний день являютсяскутеры второго поколения семейства. Последние скутеры Хонда Лид представленынесколькими моделями.
Honda LeadAF20/HF05 между собой различаются в основном моторами (двухтактные двигатели 49см³ и 89 см³ соответственно, выпускались в 1988-1998 годах). Наиболеепопулярен среди них Honda Lead 90 (он же HF05), отличается сиденьем,отформованным под двух пассажиров, разметкой спидометра и, понятно, почти в двараза более мощным мотором. Это полноценный двухместный мотороллер, его рычажнаяподвеска отвечает повышенным требованиям неидеального дорожного полотна,конструкция маятников при движении помогает поглощать маленькие и даже среднихразмеров выбоины. Если говорить о технических характеристиках скутеров ХондаЛеад 90. Есть одна особенность набора скорости — до 30 км/час — за 2-3 секунды,потом небольшой «провал», и снова резкий разгон, начинающийся сотметки 40 км/час. Максимальная скорость на Lead 90 до 100 км/час (средняякрейсерская — 60 км/час). Габариты: 1795 мм в длину, 680 мм в ширину, 1060 мм полной высоты, база 1255 мм, дорожный просвет — 110 мм, высота по сиденью 735 мм. Тормозная система: передний дисковый и задний барабанный тормоза.
Наиболеечасто встречающаяся поломка — недостаточно функциональная на высоких оборотахработа масляного насоса (что приводит к перегреву двигателя), которую можнорешить либо заменой либо (по советскому способу решения проблемы) организациейподачи дополнительной порции масла в бензин.
Преимуществаскутеров Хонда Лид 90 — хорошая эргономика, приятный экстерьер, комфортный ход,экономичность, цена. Наиболее широко популярной в узких кругах российскихскутеристов моделью на сегодня остается именно Honda Lead 90. Цены на нее, взависимости от состояния и пробега, варьируются от 600 до 1000 у. е.
Honda LeadAF48/JF06 имеют между собой те же отличия (объем двухтактного двигателя 50см³ и 100 см³, сиденье и спидометр), производились в 1998-2003 годах.Хонды Лид, выпускавшиеся в эти года, получили телескопическую подвеску спереди(что улучшило управляемость) и более усиленную пружину сзади, немножко большуюмощность двигателя и некоторые изменения внешнего вида (усовершенствованнаяпанель приборов, прозрачная фара продолжается единым блоком с поворотниками,округлый обвес, увеличенная площадь полика). А также несколько отличаются отпредшественников и габаритами: они стали уже на 35 мм, база длиннее на 20 мм, дорожный просвет 115 мм, при этом высота по сиденью уменьшилась на 75 мм. Цена на наиболее популярную из серии модель подержанного Honda Lead 100 доходит до 1500 у.е.
После этоговыпуск Honda Lead был прерван и возобновился в 2008 году с появлением новогодолгожданного всеми поклонниками модели скутером Honda Lead JF 19 (он же HondaLead 110). Новая «Лида» внешне получилась более величественной,обзавелась полноценной приборной панелью. Изменения коснулись рамы — она сталалегче и при этом прочнее. Honda Lead 110 может похвастаться весьма серьезнымдвигателем — 4-тактный двигатель с жидкостным охлаждением объемом 107 см³.Изменения коснулись также размеров: Lead 110 имеет увеличенное переднее колесо(12 дюймов, заднее — 10 дюймов), скутер стал на 40 мм длиннее, выше по седлу (уровень Lead 90), дорожный просвет стал также выше и составляет 125 мм. Не претерпела изменений тормозная система. В целом от своих предков обновленную модельотличает еще более улучшенные маневренность и устойчивость, мощность двигателя иболее современный дизайн. За скутер Honda Lead new 110 в салонах дилеров просятцену от 145 тысяч рублей.
HONDA DIO AF 18 –представляет собой недорогой и надёжный скутер. Очень лёгкий, походит для тех,кто только знакомится с мототехникой. Один из самых популярных скутеров вРоссии. Очень маневренный по городу, так же хороший помощник на даче
Поразительно,но факт — огромная доля скутеров, колесящих по России, являются именноскутерами Honda Dio. По некоторым данным, более 30% из всей японской скутерной техникив России — это Хонда Дио. О том, каковы причины такой популярности Honda Dio вРоссии, различные аспекты его покупки и эксплуатации, и, конечно, техническиехарактеристики.
Причиныпопулярности линейки скутеров Honda Dio просты:
· Вопервых, это уже легендарное качество сборки скутеров Honda. Кстати, модельHonda Dio af 18 была выпущена в Японии в конце 80-х годов и до сих пор еще встрою. Можно даже сказать, что Honda Dio – яркий пример выдающегося японскогокачества.
· Вовторых «Старичок» Honda Dio может дать фору большинству китайскихскутеров не только по качеству сборки, но и по скоростным характеристикам.
· Дажеесли со скутером Honda Dio произошла неприятность — скутер поразительно легок времонте. А стоимость ремонта, в большинстве случаев, получается просто «копеечной»!
· Комуи этого мало — скутер Honda Dio очень легко поддается тюнингу — и вот это уже «совершеннодругой» Honda Dio.
Скутеры HondaDio –оптимальны для езды по городским (асфальтированным) дорогам. Благодаряреализации конструкции передней телескопической вилки, скутер Honda Dioобладает великолепной управляемостью на асфальте. Можно сказать, что подвеска уHonda Dio изначально настроена на полуспортивный вид езды. Ход вилки не большойи позволяет ему предельно крепко держаться за дорогу, в том числе, входить вповороты с большей скоростью. Отсюда же возникает требование Honda Dio кдостаточно ровному дорожному покрытию. В городе, несомненно, телескопическаявилка будет большим плюсом — она позволяет прекрасно маневрировать в пробках.
Но многиепокупают скутер Honda Dio и для грунтовых дорог. В таком случае надо бытьготовым, как минимум, к профилактической замене передних и задних амортизаторовкаждый сезон. Стоит сказать, что амортизаторы для Honda Dio практически всегдаесть в свободной продаже и найти нужные – не проблема.
Несомненныйплюс Honda Dio — на нем, как и у всех Honda, установлена отличная защитаглушителя, а воздухозаборник и сам фильтр располагается достаточно высоко, чтосущественно снижает его загрязнение песком и пылью на проселочных дорогах.
О легендарнойнадежности двигателей Honda Dio можно и не говорить. Об устойчивости к поломкамговорит даже тот факт, что Honda Dio может бегать на любой марке бензина, в томчисле 76. Хотя, конечно, злоупотреблять эти не стоит, лучше все таки заливать95-й.
Говоря одвигателе Honda, стоит упомянуть о его динамике. Его динамике воплощается впрекрасном разгоне Honda Dio, что весьма актуально в потоке во времяманеврирования между автомобилями.
Практическивесь модельный ряд Honda Dio без труда может выдавать свои положенные 60 км/ч, но у них остается еще достаточный запас скорости. То есть после не сложного тюнинга, вы безтруда разгоните Honda Dio до 70 или даже 80 км/ч.
Передвигатьсяна скутере Honda Dio по городу, как мы уже сказали — очень удобно, но толькокогда на нем едет один человек. Конечно, можно передвигаться на Honda Dio ивдвоем — конечно, это уже менее комфортно. Но малый размер скутера имеет своиплюсы: это малый вес и маневренность. Еще одним преимуществом скутеров хондаможно назвать то, что капремонт ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) этоймототехники можно выполнить за три-пять часов, так как не нужно двигательотсоединять от рамы.
SUZUKI LET’S4 — новейший скутер от Suzuki. Благодаря 4-х тактному инжекторному двигателю инебольшому весу. Suzuki Lets 4 new выйдет победителем на улицах городаблагодаря небольшому весу и отличной маневренности.
Suzuki Sepia- недорогой скутер от SUZUKI. Даст фору многих скутерам одноклассникам от HONDAи YAMAHA. Благодаря мощному двигателю и небольшой стоимости очень популяренсреди молодежи.
Пиком стали2003-2004 годы. Объем продаваемых мопедов потребовал определенной легализации ицивилизации рынка. В результате, мы получили феномен японских б/у скутеров.Впервые во всей мировой практике на б/у мопеды стала даваться гарантия.
/>
Однако,бесконечно так продолжаться не могло. Сегмент б/у техники может на какое-товремя занять значительную долю общего рынка, в какой-то момент может дажеоказаться формирующим, но заменить собой весь рынок он не может. Особенновторичный рынок одной страны. Модели, пользующиеся у нас заслуженнойпопулярностью (такие как Honda Tact 16, Honda Dio 18, ранние версии Yamaha Jogи др.), в Японии не производятся с начала 90-х годов. Японский рынок б/ускутеров не безграничен и перечисленные выше модели просто закончились, невыдержав растущего спроса со стороны России и других стран. Спрос же на новыеяпонские скутеры так и не сформировался: причиной тому — слишком высокая ценадаже для японской техники.
Говоря о б/уяпонских скутерах, необходимо отметить, что при всех их достоинствах, этомаленькие скутеры, рассчитанные на людей небольшого роста. Рослому европейцуездить на них неудобно даже одному, а вдвоем практически невозможно. Поэтомунаибольшей любовью они пользовались именно у подростков.
Все этопривело к неизбежному уменьшению доли б/у японских скутеров на российскомскутерном рынке. По существующим прогнозам, через один-два года б/у японскиескутеры полностью исчезнут из магазинов, заняв свое место в гаражах и наавтомобильных стоянках.
Японскийрынок б/у скутеров оказал важную услугу нашему российскому скутерному рынку,подготовив площадку для появления продавцов новой техники. Здесь уместно будетвспомнить ситуацию с праворульными б/у японскими машинами, которые одно времяпользовались большой популярностью из-за хорошего качества и невысокой цены.Они и сейчас встречаются на улицах нашего города, но покупка такого автомобиляуже давно перестала быть популярной. Аналогичная судьба, по-видимому, ждет ияпонские мопеды.
Нижепредставлена таблица с основными производителями и наиболее интересными модями,ценами на представленные аппараты и прочими показателями.
/>
Европейскаястабильность
Товар из Европы хвалить излишне: репутация компаний, десятилетиямивыпускающих скутеры, говорит сама за себя. Они давно стали законодателями моды,причем не только стилистической, но и технической. К тому же в Европе работаетцелая индустрия товаров для тюнинга этих скутеров, позволяющих и улучшитьездовые качества машины «на каждый день», и, более того, превратитьее в аппарат для гонок. Что же до цены — она адекватна и техническому уровнюпродукта, и уровню комфорта для водителя.
Огромный выбор пятидесяти-кубовойтехники самого разного назначения предлагает итальянский концерн Piaggio — подмарками Aprilia, Derbi, Gilera, Vespa и собственно Piaggio. Благодаряруководству компании Piaggiо, которое любезно предоставило свой годовойфинансовый отчет, видно, что объем продаж в 2009 году сократился по сравнению с2008-м на 9%, а товарооборот на 4,6%. Говорит это о том, что кризис никого необошел стороной, и его влияние на спавшие объемы продаж очевидны.
/>
Покупателиутилитарных машин имеют возможность выбрать между 2-тактной и 4-тактнойверсиями, причем разница в цене не так уж велика. Термин «утилитарный»в приложении к итальянским скутерам отнюдь не следует рассматривать какуничижительную характеристику. Убедитесь в этом, когда посмотрите на стильнуюмашину Vespa LX50. Можно заказать и специальную ретро-версию — Vespa LXV50, онавыполнена в стиле 60-х годов.
Удобны ифункциональны скутеры на колесах большого диаметра. Классическое решение — скутер Piaggio Liberty 50. Как и Vespa, его можно заказать как с 2-тактнымдвигателем Hi-Per2, так и с 4-такт-ным Hi-Per4. Конструктивно унифицирован сним скутер на 12-дюймовых колесах Piaggio Fly 50.
Классикаскутера-«большеколесника» — чрезвычайно популярный в Европе ApriliaScarabeo. Базовая 50-кубовая модель оснащена 4-тактным двигателем, модификацияStreet — 2-тактным мотором.
/> />
VESPA LX50 PIAGGIO Liberty 50 в отличие от других скутеров, у этого несущий стальной кузов, Чтобы увеличить объем багажника под седлом, передняя рычажная вилка с антиклевковым устройством заднее колесо 14-дюймовое..
/> />
APRILIA Scarabeo 50 PIAGGIO NRG PureJet Чрезвычайно популярна в Европе. Оснащен довольно редкой силовой установкой 2-тактным двигателем с системой впрыска топлива.
Спортивныескутеры отличаются компактными размерами, жесткими рамами, высококласснымиподвесками и форсированными моторами. Популярный Piaggio NRG выпускается в трехвариантах: версия DT оснащена 2-тактным двигателем воздушного охлаждения изадним барабанным тормозом (при дисковом переднем), вариант DD — 2-тактным моторомжидкостного охлаждения и дисковыми тормозами на обоих колесах, а топ-модель DDPureJet, кроме того — впрыском топлива.
Обновленный ксезону 2007 года скутер АрмМа SR50R — еще один типичный представительспортивного племени. В стальной пространственной раме установлен 2-тактныйдвигатель жидкостного охлаждения. Версия Factory оснащена мотором с впрыскомтоплива.
«Образцовый»спорт-скутер Gilera Runner 50SP по многим узлам, включая 2-тактный двигательжидкостного охлаждения, унифицирован с моделью Piaggio NRG. Но эта машина с ещеболее спортивным характером: большой «горб» между седлом и рулевойколонкой говорит о том, что остов машинки — жесткая пространственная рама.Переднее колесо — 14-дюймовое. На приборной панели центральное место занимаеттахометр. А модель Gilera DNA вовсе уподоблена скутербайку: задний блокдвигатель-трансмиссия-подвеска соединен со стальной диагональной рамой ителескопической вилкой мотоциклетного типа.
Еще дальше попути сращивания скутера и мотоцикла ушла испанская модель Derbi GP1 50: еедвигатель жестко закреплен в диагональной алюминиевой раме, передача на заднееколесо — цепью. Поскольку такое техническое решение оказалось весьма дорогим впроизводстве (да и неподрессоренная масса 50-кубового силового агрегата нестоль мала), недавно компания запустила в производство версию Derbi GP1 Open страдиционной скутерной компоновкой.
Особняком вгамме Piaggio стоят еще две своеобразные модели. Piaggio Typhoon — скутерредкого внедорожного типа, на пухленьких 10-дюймовых шинах. Aprilia Mojito 50Custom — представитель еще более редкой категории скутер-чопперов. Обе машинкиоснащены 2-тактными двигателями воздушного охлаждения.
Атакуконцерна Piaggio на наш рынок с Запада поддерживает еще одна итальянскаякомпания — Malaguti своим скутером F10 WAP. Его выпускают много лет, но простаяконструкция аппарата вкупе с удачным вневременным дизайном до сих пор находитпоклонников (чему порукой и цена — это один из самых дешевых для нас скутеровиз Европы). Большеколесный Malaguti Ciak Master представляет покупателю навыбор два типа двигателей: 2-тактный и 4-тактный. Представители спортивногоплемени F15 FireFox и F12 Phantom оснащены 2-тактными моторами, причем в двухверсиях: воздушного и жидкостного охлаждения. В нынешнем сезоне на рынок выйдетобновленная версия модели F12 Phantom — с 13-дюймовыми колесами и тормознымидисками волнообразной формы.
/> />
MALAGUTI F10 WAP MALAGUTI F12 Phantom Один из самых дешевых скутеров европейского производства. Модернизированная версия образца 2007 года.
/> />
GILERA DNA DERBI GP1 50 типичный образчик спортивного скутер-байка. Привлекает такими техническими решениями, как закрепленный в алюминиевой раме двигатель, передняя вилка — перевернутого типа, тормоза — с радиальными скобами.
/>
PIAGGIO Typhoon Выпускается не первый десяток лет, однако воплощенная в нем концепция легкого внедорожного скутера остается очень привлекательной для покупателей.
Таблицаприведенная ниже отражает основных европейских производителей скутернойтехники, цены на их продукцию и прочие показатели.
/>
Дары Востока.Скутеры,произведенные в Южной Корее и на острове Тайвань, занимают промежуточноеположение между продукцией из «развитых» мотодержав и развивающегосяКитая, которое зовется золотой серединой. Пусть на фоне «гламурных»европейцев и технологически развитых японцев они не блещут дизайном, да итехнические решения, за малым исключением, достаточно консервативны. Затокачество изготовления — более чем пристойное, а цены — прямо-таки бальзам надушу.
/>
ТайваньскийCPI Oliver 50 — простая машина незамысловатого дизайна, оснащенная 2-тактнымдвигателем воздушного охлаждения. Воплощение ее развития — куда более нарядныйCPI Aragon 50, щеголяющий «двухэтажной» галогенной фарой иуказателями поворотов на светодиодах.
МодификацияCPI Aragon 50GP характерна тем, что в ней форсированный двигатель,газонаполненный амортизатор задней подвески, приборная панель сжидкокристаллическим дисплеем. Особняком стоит скутер-байк CPI GTR50 — его блокдвигатель-вариатор-подвеска соединен с пространственной стальной рамоймотоциклетного типа.
/> />
DAELIM E-Five YAMAHA Jog RR Внедорожный скутер с Дальнего Востока. «Японец» европейского происхождения.
/>
KYMCO Super 9 Хотя производитель при сборке утилитарных моделей перешел на использование 4-тактных моторов, спортивную версию по-прежнему комплектуют 2-тактным.
Компания изЮжной Кореи Daelim завозит на наш рынок целую серию 50-кубовых скутеров с2-тактными двигателями воздушного охлаждения. Самая компактная, легкая идешевая версия — модель Daelim Cordi. Три другие модели построены фактически наодних и тех же агрегатах: базовая -S-Five, пережившая небольшой рестайлинг — A-Four и внедорожная версия — E-Five.
По тому же путисоздания гаммы моделей на одной основе пошла и другая компания из Южной Кореи — Hyosung. Базовый скутер Hyosung SF50РМugf — машина на 12-дюймовых колесах, с2-тактным двигателем воздушного охлаждения. Модификация Racing отличаетсяброской внешностью с двумя миниатюрными фарами, версия Rally — внедорожныйвариант на 10-дюймовых колесах.
КомпанияKwang Yang Motor (торговая марка Kymco) — один из немногих мотопроизводителейТайваня, предлагающих 50-кубовые 4-тактные моторы. Такой двигатель стоит наскутере Kymco Agility 50 — компактной и экономичной машине для повседневныхпоездок. 4-тактные агрегаты применены и на скутерах Kymco People S-50 и Super8. А вот на скутерах спортивного типа, таких как модель Super 9, компанияпредпочитает использовать динамичные 2-тактные моторы.
Хотя скутерPGO Ligero 50 рожден на Тайване, его плавные линии обводов заставляют вспомнитьклассические итальянские мотороллеры. Машина оснащена 2-тактным двигателемвоздушного охлаждения. Форсированная версия этого силового агрегата применена ина спортивном скутере PGO PMX50. Аппарат выпускается также в версии Naked — спо-мотоциклетному «голым» рулем.
Компания изТайваня Sanyang Industry (торговая марка Sym) предлагает как модели,разработанные уже давно (они привлекательны своей ценой), так и болеесовременные, броско оформленные скутеры. К первым относится Sym DD50 — машина,примечательная разве что обилием фар: одна — на руле и две — в облицовке. Изтой же категории заслуженных моделей и популярная некогда Jet старого образца,нынче она продается под названием Sym Jet BasiX 50. Представитель новогопоколения — Sym Jet EuroX 50, у него выразительный современный дизайн, литые (ане штампованные, как на «старичке») 12-дюймовые колеса. МодификацияSym Jet SportX 50S с дизайном в стиле «новая грань», а еще с переднимтормозным диском лепесткового типа, задним фонарем на светодиодах. У версии50SR -дисковые тормоза на обоих колесах. У всех 50-кубовых скутеров компании — проверенные временем 2-тактные двигатели.
Новички нанашем рынке — скутеры тайваньской компании TGB. Модель TGB 101R и еевнедорожная версия TGB 101S собираются на единой элементной базе: 2-тактныедвигатели воздушного охлаждения, простые подвески, незамысловатый дизайноблицовок. Но обратная (и приятная) сторона этой простоты — цена,привлекательная даже на фоне других машинок с острова Тайвань.
Рыноксегодня. Китайский феномен Если два года назад скутерный рынок Москвы выглядел достаточно просто –90% объема составляли б/у японские скутеры, то сегодня картина существенно усложнилась.И если раньше главным был вопрос «Где покупать?», то сегодня напервое место выходит вопрос «Что покупать?»
/>
Как видно из диаграммы,почти 70% рынка занимают скутеры производства КНР. 20% занимают б/у «японцы» и 10%приходится на новую Японию, Европу, Тайвань, Ю. Корею. Причем, если с краснымсегментом (б/у Япония) все понятно – его доля будет постепенно уменьшаться, товот об оставшихся поговорим подробнее. Китайский феномен коснулся не толькоскутеров. Не замечать развития китайской промышленности сегодня стало ужепросто невозможно. Относительно дешевая рабочая сила позволила выпускатьпродукцию, которая оказалась в несколько раз дешевле аналогичных товаров,выпущенных в Японии или Европе. Большинство крупных японских и европейскихпроизводителей перенесли производство своих товаров в Китай. В результате,покупка продукции под известной японской или европейской маркой, собранной вКитае, стала нормой.
Конечно, покачеству китайские товары уступают продукции, изготовленной в Европе илиЯпонии. Но не так сильно, как мы привыкли думать. Да и если бы цена былаединственным аргументом в пользу китайских производителей, вряд ли бы их товарыполучили сегодня такое распространение. Как ни печально это констатировать, нореальность такова, что товары именитых производителей становятся все хуже ихуже, а срок их службы катастрофически снижается. И дело здесь не только (и нестолько) в том, что они собираются в Китае, Тайване и Малайзии, а скорее, вобщей политике, исповедуемой большинством производителей, на ускорение ротациитовара. Компаниям просто невыгодно, если вы купите себе один телевизор, ибудете смотреть его ближайшие 20 лет. Производителям телевизоров нужно, чтобычерез 2-3 года вы пошли покупать новый. Не стал исключением и мото-рынок. Какпоказывает практика, покупая товар китайского производства, вы можете и непочувствовать существенной разницы, а экономия будет ощутимой. И конечно, важноотметить, что рынок китайских скутеров стал более цивилизованным. Если два годаназад китайские скутеры привозили в Россию непонятные личности, то сегодняпоявляются официальные представительства китайских компаний, открываютсясервисные центры, растет комплекс сопутствующих услуг. Если приплюсовать кновым китайцам, новых европейцев, японцев, тайваньцев и корейцев, проценткоторых за последние годы также вырос, то мы сможем говорить о началеформирования рынка НОВЫХ скутеров, который до последнего времени находился взачаточном состоянии. Очевидно, что именно рынок новых скутеров будет расти,вытесняя б/у технику. Об этом говорит приведенный ниже график, основанный наданных компании Скутер Дайджест.
/>
Скутерыкитайских марок на нашем рынке не так давно, но уже уверенно выбились в лидерыпо объемам продаж. Репутация у них, в который раз приходится повторить,неоднозначная. Впрочем, прагматики утверждают, что не имеет права насуществование понятие «некачественная продукция». Вопрос следуетставить по-другому: соответствует ли качество цене? Поскольку китайских50-кубовых скутеров на нашем рынке множество (и их выбор постоянно растет), обовсех рассказать попросту невозможно, рассмотрим самые популярные и интересныемодели. Для этого в нижеприведенной таблице отражены китайские производители,их модельный ряд, примерные цены и прочие показатели.
/>
/>/>
Дебютант нароссийском рынке — Baotian BT49QT-12. Он с 4-тактным двигателем, по китайскиммеркам, современным дизайном, ну, скажем, у него сдвоенные фары. Длинноесиденье, оригинальная форма полика. Грузоподъемность — 160 кг, что позволяет перевозить пассажира. А вот калининградский «Балтмоторс» почивает наподувядших лаврах крупнейшего импортера скутеров из Поднебесной — за последнийгод в ряду «полтинников» (их семь моделей) лишь один с большойнатяжкой можно назвать новым — очередной клон Joy, на этот раз с буковкой «X»(в смысле «икс»). И это при необъятных возможностях выбора встране-экспортере!.. Логика появления модификации BW1 JoyX, судя по всему, втом, чтобы оснастить популярную модель с 4-тактным мотором самыми дешевыми ипростыми, как соха, узлами — штампованными колесами, рычажной вилкой, переднимбарабанным тормозом. Наиболее продаваемой, как пирожки в базарный день, модельюостается 2-тактная малютка ВМ Smile 50 с цепной трансмиссией по цене, недотягивающей до «двадцатки». В цене, собственно, и весь секрет успеха«улыбки».
/> /> />
SUKIDA Dragonfly SK50QT-11 M JovX REGGY Odissey Новинка с внешностью a’la Suzuki Новая модель в доступном ценовом секторе. Новинка от американо-китайского бренда. и мотором a’la Yamaha.
/> />
PGO Liqero 50 GEELY JL50QT-15 Выполнена в стиле ретро. Предлагают меньше чем за 20 000 рублей.
/> />
DEFIANT DT50QT-3 Nostalflv KEEWAY Flash 50 Красивый скутер в ретро-стиле. Укомплектован системой дистанционного запуска.
/>
IRBIS Stinger Мощный 5-сильный двигатель, глушитель с «саксофоном» и тахометр на приборной панели.
У еще одногороссийского бренда со стажем — Defiant — модели такие же старые (их три).Впрочем, Defiant DT50QT-3 Nostalgy это не очень портит. А вот E-Moto добавила всвой актив Е-МОТО YH50QT — довольно боевого вида аппаратец с мощным (поболе 4 л.с.) «двухтактником».
Не особенноуспевает обновлять модельный ряд и Forsage: все шесть его моделей — типичныйкитайский «середняк», подкупающий невысокой ценой. Зато (для этойкомпании — «зато») у Forsage FT50QT-3C с 12-дюймовыми алюминиевыми колесами самый мощный среди ее «полтинников» 2-тактныймотор: ему по силам скорость 60 км/ч.
GeelyJL50QT-15 поражает тем, что в столичных гипермаркетах эту, в общем не самуюплохую модель, продают дешевле 20 000 руб.
Еще одиндебютант, компания GX Moto, выставляет четыре модели. Наиболее оригинален GXMotO Flash — с 4-тактным мотором и, опять-таки, умеренной для своих показателейценой.
Вторая вРоссии по объемам продаж и первая по количеству 50-кубовых моделей (их восемь)китайская компания Honling предложила скутер нового облика, с красноречивымназванием Honling Ataka. Машину выделяет целый ряд любопытных решений — вдизайне и конструкции, а сочетание мощного 4-тактного мотора и небольшой массыделают аппарат на дороге действительно проворным. Другой скутер, лидер продажкомпании последних лет, Honling Cruiser — самый большой из «полтинников»,его по виду можно принять за «осьмушку», к тому же и спидометрпроградуирован до 140 км/ч. Но пусть вас не обманет эта цифра.
Irbis Stinger- один из самых дорогих «китайцев». У него, как и у модели IrbisZ50R, заявлена самая высокая мощность 2-тактного двигателя — 5 л.с. Машины этого российского бренда выделяет из прочих пестрая спортивная раскраска,примечательный глушитель, а еще — тахометр на приборке: не часто его увидишь на«полтиннике». По контрасту с этими «снежными барсами»дворовыми кошками смотрятся Jialing JL50QT-10 и Jialing JS50QT-19 с «барабанами»спереди и редкими нынче рычажными вилками. Хорошо, что берут за них недорого.
«Кивэи»- «белая кость» китайского мотопрома. Из пяти моделей «полтинников»,продающихся в России, самая свежая — Кееwау RY8. Дизайн ее разработан с явнойоглядкой на итальянскую школу: во внешности угадываются мотивы скутернойлегенды — Gilera Runner. Двигатель, конечно же, «боевой» — 2-тактный.Своеобразен и Keeway Flash 50. Эта машинка комплектуется системойдистанционного запуска двигателя, а также каталитическим нейтрализатором.
Скутер новойдля нашего рынка марки — Linhai 50 QT-2 выполнен в традициях китайскойклассики. И этим многое сказано.
Ижевско-китайскийPatron, должны вам сообщить, вышел на второе место по числу моделей — их теперьсемь. Самые интересные — Patron Shark 50 и Folly 50. Первая — «Акула»- пленяет размерами и дизайном, хотя настораживает маломощность ее 4-тактногодвигателя (см. таблицу характеристик и цен): наверняка он «задушен».Folly, хотя он и близняшка хонлинговской «Атаки», выгодно от нееотличается — передним «дискачом» и литыми колесами. Но моторчикпослабее будет…
Компания — носитель американо-китайского бренда Reggy не гонится за наращиваниеммодельного ряда: в этом сезоне появился 4-тактный Reggy Odissey — и на томспасибо. Дизайн отнюдь не оригинален, хотя иные утверждают, что он популярен умолодежи.
Универсальныйскутер Sukitla Dragonfly с внешностью от Suzuki Let’s — новинка. Владельцудолжен вселять оптимизм по части драйва на «Стрекозе» 2-тактныйдвигатель от Yamaha Jog.
Скутеры ещеодной американо-китайской компании — Vento выпускаются с богатой отделкой: сметаллическими накладками на полике, цветными вставками в сиденья. Правда, этиукрашения из года в год устанавливают на старые 2-тактные модели (их четыре).Vento Triton GT5, помимо долголетия на нашем рынке, удерживает и еще одинрекорд: это самый дорогой из китайских «полтинников» — продается за50 000 руб.
Мощно вступилна российский рынок бренд Zadira — он выбросил сразу шесть 50-кубовых моделей всредней ценовой группе. Наиболее дорогая — Zadira MD50QT-6 с грузоподъемностью 150 кг и 3-сильным 4-тактным мотором.
Продукциюкрупнейшей китайской компании Zongshen представляет фирма «Русскаямеханика» из Рыбинска. Модель ZS-PM 50 QT-4A — «не первый год замужем»:это типичная «рабочая лошадка»
На российском рынке существует негласное правило: если компания-продавецв своем названии не содержит ярко выраженной азиатской фонетики, значит, этобренд российской фирмы, торгующей той же китайской или тайваньской техникой.Таких компаний с более благозвучными для нашего слуха названиями становится всебольше, ассортимент их товаров не ограничивается каким-то одним видом — скутерами, мотоциклами или ATV.
Кроме того,под этой маркой могут продаваться машины различных производителей, и определитьих принадлежность можно, лишь расшифровав буквенно-цифровой код (что сделать нетак просто)… Еще одна тенденция — помимо ошеломляющего роста числа китайскихкомпаний, ускоренными темпами на наш рынок стала внедряться тайваньскаятехника, впервые всерьез заявили о себе производители из Индии…
BAOTIAN Крупная китайская компанияSino-Hongkong Baotina Motorcycle Industrial Co. Ltd. продает свою продукцию(скутеры и мотоциклы) в Европе и Америке. На российском рынке она первый год.Из всего, что содержит модельный ряд, состоящий из полутора десятков скутеров,для нас пока доступны лишь несколько моделей с 4-тактными моторами воздушногоохлаждения. Самая современная из них -Baotian BT151T-2C. Это аппарат на больших 16-дюймовых колесах, дизайн явно навеян априлиевскими «скарабеями».Передняя облицовка спроектирована под радиатор жидкостного охлаждения, заднийфонарь — на светодиодах. У скутера не столь оригинальной, но популярнойвнешности Baotian ВТ125Т-2 подготовка пластиковых поверхностей и окраскаскутера произведены по итальянской технологии. Передний тормозной диск — извысокопрочного алюминиевого сплава. Чехол седла по долговечности не уступаеттем, что на японских скутерах. В светотехнике использованы комплектующие отPhilips, карбюратор — японский.
Классическийстиль Baotian BT125T-17 подчеркивают круглая фара, своеобразной формы руль,рычажная вилка. Дань современным веяниям — литые колеса и передний дисковыйтормоз. Для пассажира созданы все удобства — откидные подножки, рукоятки побокам облицовок и ремешок, протянутый поперек большого седла. Мотор мощностью 7,5 л.с. разгоняет аппарат до 80 км/ч.
С модным вЕвропе ностальгическим Baotian дизайном — Baotian BT49QT-11. Маши-Rebel 49 напримечательна внушительным глушителем-прямотоком, передней вилкой с «гидравликой»и огромным для «полтинника» — 7-литровым бензобаком. Болеесовременный дизайн Baotian BT49QT-12, со сдвоенными фарами. Длинное сиденье,форма полика и грузоподъемность 160 кг позволяют перевозить пассажира. У ещеболее изысканного Baotian Rebel 49 мотор удовлетворяет нормам Евро-3.
GIANTCO Сравнительно новое и по китайскимпонятиям «средней руки» (объем производства — до 120 000 единицмототехники в год) предприятие Giantco, его мототовар только появился на рынкеРоссии. Как и в большинстве случаев, российские дилеры, выбирая из модельногоряда товар для продажи у нас, действуют по безотказному правилу: «Чтобдешево и сердито!».
У моделидвухгодичной давности — Giantco Sprint 50 достаточно расхожая для китайскогомотопрома внешность, литые 10-дюймовые колеса, «телескоп» и переднийдисковый тормоз. Оборудован скутер 4-тактным мотором умеренной мощности снейтрализатором отработавших газов. Следует ожидать, что появитсяностальгического плана скутер Giantco Venus (внешне — точная копия Yamaha Vino)- новый в модельном ряду компании.
JIALING Другая китайская компания-новичок — China Jialing Industrial Co., Ltd. Она примечательна уже тем, что именнос ней великая корпорация Honda Motor Со. образовала совместное предприятие попроизводству скутеров и узлов к ним. Техника Jialing, хорошо известная вЕвропе, до России только-только начинает доходить, причем ввозимые моделидалеко не самые продвинутые. Скутер Jialing JL 50QT-18 оборудован 4-тактныммотором с умеренной мощностью (2,5 л.с.), барабанными тормозами и переднейрычажной вилкой.
Рассчитан наодного человека, способен передвигаться со скоростью до 50 км/ч. У построенного на той же платформе Jialing JL 50QT-10B чуть более современная внешность. Намодификацию Jialing JL 50QT-10i устанавливают 2-тактный мотор.
Самый мощныйиз продаваемых у нас скутеров компании (по утверждению самих продавцов) — Jialing JL 50QT-30. Его 4-тактный мотор выдает 6,5 л.с., что позволяет ехать вдвоем со скоростью 80 км/ч. Откровенно говоря, эти данные вызываютсомнения.
JIANSHE Крупная китайская компания Jiansheхорошо известна у нас своими мотовездеходами. Теперь настало время появиться искутерам. Правда, ничего оригинального в них не найдете. У модели JiansheJS50QT-19 внешность типичная для предыдущей волны скутеров китайскогомотопрома, а они не претендовали на технические изыски — лишь бы оправдываливложенные в них деньги и сразу после покупки не разваливались. Мотор — 2-тактный, малофорсированный (3,3 л.с.).
Подвескипростейшие — без «гидравлики» (спереди рычажная вилка), тормоза — барабанные. Последуют ли другие, более пафосные модели компании, пока не ясно.Да и эта модель распространилась из славного города Ярославля, куда один изпредпринимателей завез ее пару вагонов…
MINSK Продукцию минского завода «Мотовело»пришлось включить только потому, что наш ближайший во всех смыслах западныйсосед пришел на российский рынок со своей новой продукцией на одной волне свосточными.
Минский мокикММВЗ-2.154 (название модели — Demo) отдаленно напоминает бесшабашнымспартанским дизайном Sachs MadAss. Такая же открытая рама, она из трубыбольшого диаметра, «по совместительству» выполняющая функциюбензобака.
Двигатель — китайский клон «кубовского» (от Honda) мотора, куцее сиденье. Однакоскопирован минский мопед с более древнего чешского «трубороллера»Majek Vision MV-01. Отличия Demo — спицованные колеса, барабанные тормоза и4-тактный мотор. Комплектующие электросистемы (мигалки, пульты на руле,контрольные приборы со спидометром) — от «больших» аппаратов с аистомна эмблеме. В отличие от большинства аналогичных китайских моторов, этот — с «ручным»сцеплением. Порядок включения передач у 4-ступенчатой КП — по мотоциклетномустандарту (первая — вниз). Имеется и электростартер.
МодельММВЗ-2.154 — первая серийная машинка от белорусского завода «Мотовело»с кубатурой движка 50 см3 (если не считать мотовелосипеды «Кроха» содноскоростными моторчиками). Этот первый «блин» «комковат»- крайне небрежно подогнаны пластиковые детали, экстремально «дубоваты»седла — они изготовлены если не из черного мрамора, то из какого-то схожего потвердости материала. А ведь средства защиты для пятой точки нынче в дефиците…
Несомненноедостоинство мокика — универсальность его использования. 16-дюймовые колесапозволят ездить по дорогам любого качества и даже по грунтам. Подвески, хотяони и без «гидравлики», но с большими (относительно скутеров) ходами.Достоинством машинки назовем и малый расход топлива — около 2 л на «сотню». Ну и, разумеется, относительно низкая цена (24 500 руб.).
SACHS Оказывается, и европейцы не прочьполакомиться плодами китайского мотопрома, более того — попотчевать ими других.Прославленная и старейшая немецкая компания Sachs Fahrzeug — undMotoren-technik GmbH широко использует в своей малокубатурной технике узлы идетали китайского происхождения, а также продает лучшие модели под своимбрендом. Семейство скутеров с этого года выезжает и на наши дороги.
По-современномускроен дизайн «пернатого хищника» Sachs Eagle 125. Совсем другой — «дутый»дизайн «пчелы» — Sachs Bee 125. А вот облик «полтинника»Sachs 49er 12″ хорошо знаком по скутерам других китайских компаний.
Аналогичнаему версия на 10-дюймовых колесах Sachs 49ег 10″. Показательно, что всеэти «мопеды» (по терминологии ГИБДД) рассчитаны на перевозкупассажира. У скутеров под маркой Sachs достаточно типичный «среднекитайский»уровень: простая телескопическая вилка, литые колеса с незамысловатойконфигурацией спиц, тормоза — как водится: передний — дисковый, задний — барабанный. А также среднефорсированный 4-тактный мотор воздушного охлаждения.Они не претендуют на лидерство по «наворотам», зато добротно сделаны- что гарантирует прославленный бренд.
В серединесезона следует ожидать, что появится и скутер крейсерского класса под маркойSachs от известной компании FYM. Модель FY400T нетипична для китайскогомотопрома — ни кубатурой мотора жидкостного охлаждения, ни количеством «наворотов»,характерных для машин японского или европейского происхождения (например,2-дисковые передние тормоза). Мотор мощностью 27 л.с. позволяет мчаться с пассажиром со скоростью 120 км/ч. Держитесь, «Ямахи», «Сузуки»и иже с ними!
TGB Компания, аббревиатура которойрасшифровывается как Taiwan Golden Bee Co., Ltd. («Золотая пчела Тайваня»),производит широкую гамму мототехники с 1978 года, она неплохо зарекомендоваласебя в Европе скутерами и ATV с моторами от 50 до 450 см3. Часть этого «рояпчел» в виде скутеров долетела и до нас. На одной платформе на «солидных»12-дюймовых колесах выполнены TGB 101г и его внедорожная модификация. TGB 101s- со своеобразным защитным каркасом над передним обтекателем. За динамичнойвнешностью TGB 303R скрываются усиленные подвески, покрышки с увеличеннымииндексами скорости и нагрузки, бензобак довольно большого объема. В новинкеэтого года — TGB R50X — компания применила конструкции, пришедшие измотоспорта: мощные спортивные подвески, колеса увеличенной размерности,дисковые тормоза на обоих колесах, глушитель типа «саксофон», нааппарате полностью электронная приборная панель. У скутера яркая спортивнаявнешность.
Моторы у всех- из вымирающего вида двухтактников. У них довольно высокая мощность — 4,9 л.с., она подразумевает езду со скоростью, значительно превышающей 50 км/ч. «Боливары», то есть «пчелы», вынесут двоих: заявленная максимальнаянагрузка на все модели — 150 кг. Аппараты оснащены пассажирскими подножками, увсех моделей регулируемые задние амортизаторы.
ТОМОТО Эта малоизвестная китайская компанияснабжает Европу, США и Австралию мототехникой небольшой кубатуры,преимущественно спортивно-развлекательного назначения. «Нарисовалась»она и у нас (и уже получила ник «томато»). Мотоцикл-эндуро TomotoPY250 (на российском рынке — ТМ250) скорее предназначен для внедорожныхпрохватов, чем для езды по дорогам: у него клиренс 340 мм, зацепистая резина размером 21/18 дюймов, одноместное седло, оба тормоза — дисковые. Тем неменее грузоподъемность машины — 160 кг, она оборудуется светотехникой, «поворотниками»,зеркалами, площадкой под номер. Скорость на дороге — до 110 км/ч.
Мини-круизерTomoto 150-A/F3 — на литых колесах, с одноцилиндровым мотором мощностью 9,5 л.с., весит 126 кг. Сиденье — ступенькой, для пассажира предусмотрена небольшая спинка.
Типичныйдорожный мотоцикл Tomoto 125-4В с двумя амортизаторами сзади, небольшимстальным багажником, на литых колесах со спицами в виде изящных 5-конечныхзвезд. Аппарат — как мул: несмотря на небольшую собственную массу (115 кг) может везти двоих — его грузоподъемность составляет 185 кг.
TVS Знаковым событием стал выход на нашрынок представителя индийского мотопрома, а именно компа-нии TVS Motor. Оченьдостойно выглядит ее мотоцикл TVS Apache со 150-кубовым мотором мощностью 13,5 л.с. Стильный аппарат «нагреб» у себя на родине в 2006 году целую кучу призов в самыхразных номинациях. Однако наиболее ценным достижением называют признаниеяпонцев: те назвали изделие TVS соответствующим критериям японского качества. Ивот его можно получить всего за 50 000 рублей. Полярной «апачу»моделью — не по качеству, а по назначению — выступает мопед TVS Champ (названиепереводится то ли как сокращение от «чемпиона», то ли как «чавкать,грызть удила»). Откровенно говоря, с первого взгляда машинка не будоражитвоображение, и рука не тянется к бумажнику, чтобы выложить за нее хоть исмешные, но все же кровные 20 000 рублей. «Совкопеды» последних летжизни (в конце 80-х) были симпатичнее. В этих же видишь абсолютно пофигистскоеотношение к экстерьеру и наплевательство на все, что мог бы дать техническийпрогресс. Барабанные тормоза, подвески без «гидравлики», простейшаясветотехника и контрольные приборы, 2-тактный мотор без каких-либо на-воротов(установили хотя бы электростартер!), ни тебе раздельной смазки, нилепесткового клапана. А уж запуск моторчика педалями!.. Тем не менее именнотакими аппаратцами наводнены азиатские и африканские страны, где основной массеездоков «не до жиру», а передвигаться надо. Отсюда «плюсы»Champ’a: надежность (ломаться просто нечему), простота и неприхотливость кобслуживанию, малый вес и мизерный расход топлива. И кто знает, может, и у насначнут ездить на «чавкалках» — от безысходности… Но чудес не бывает- двух «лошадок» в движке при отсутствии коробки передач не хватает,чтобы одолевать крутые подъемы, и тогда приходится педалировать. «Максималка»- в лучшем случае 50 км/ч (это когда ветер в спину и едешь под горку). Еще один«привет от развивающихся стран» (не самый неприятный) — полноценное2-местное седло и подножки для пассажира (заявленная грузоподъемность машинки — 130 кг). Причем не просто подножки, а целые платформы (и неоткидные) — на нихв Индии неэмансипированные женщины-пассажирки ставят обе ноги, когда сидятбоком в национальной одежде — сари.
Но самаяприкольная (уверен, так расценят очень многие) — модель первого в Россиискутера исконно индийского происхождения. Это 90-кубовый Scooty Рерt,оснащенный 5-сильным 4-тактным двигателем. Вообще-то, кубатура эта у нас неочень популярна — с такой, по-хорошему, требуется регистрация в ГАИ и права. Вобщем-то, обидно будет затевать всю эту волокиту за скутер, динамика и размерыкоторого чуть выше, чем у среднестатистического «полтинника». Сдругой стороны, вряд ли какой инспектор заподозрит в этом аппаратце с передним «барабаном»и абсолютно непритязательной, спокойной внешностью нечто большее, чем мопед. Ускутера есть «чудинки» — розетка для прикуривателя или зарядкимобильника, подсвечиваемый замок зажигания, оснащен подсветкой и бардачок подсиденьем. Скутер оборудован откидной площадочкой под ноги, но с одной (левой)стороны -опять-таки, для пассажирок в сари, которые только и могут, что ездить,сидя боком. Вместе с тем, имеются и «нормальные» откидные подножки.Кстати, в российских Правилах не прописано, как именно должен сидеть пассажир.Так почему бы не по-индийски?!
Потребители
Целевая аудитория. Желаниепокупать новую технику вполне естественно и связано с изменением покупательскойаудитории. Если раньше на скутерах ездила либо молодежь, любо фанатыдвухколесной техники, то теперь большую часть составляют вполне респектабельныелюди, покупающие скутер так же, как раньше покупали автомобиль, велосипед илироликовые коньки, и не имеющие ни малейшего желания лишний раз копаться вдвигателе или регулировать трансмиссию. Поэтому выбор в пользу новой техники, сгарантией и плановыми ТО вполне объясним.
Исследование
Агентство МосБРЕНДпровело исследование, целью которого было получить портрет покупателя новыхскутеров. Вот что получилось.
1. Возраст
/>
В большинствесвоем это взрослые, сложившиеся люди. 60% опрошенных — старше 32 лет. И только8% составляет молодежь в возрасте до 22 лет.
2. Пол
Вполнеестественно, что скутер выбирают, в основном, мужчины (88%), но и 12% женщинтоже нельзя не учитывать.
3.Образование
/>
А вот здесьочень интересно: большинство покупателей новых скутеров — это образованныелюди, имеющие высшее образование (56%), 28% имеют среднее образование и 16%составляют студенты.
4. Наличиеработы в настоящий момент времени
«Работают»– так ответили 84% опрошенных. И лишь 16% не имеют работы.
5.Семейное положение
72%опрошенных имеют семьи. Большинство имеют детей.
6. Ктоездит (будет ездить) на скутере
Респондент –46 %
Дети – 8%
Всей семьей –46%
Интересно,что большинство опрошенных покупают скутер для себя и своей семьи, и лишь 8% — только для детей.
7. Гдеэксплуатируется (будет эксплуатироваться) скутер
17% ответили,что будут ездить в городе, 33% — на даче и 27% респондентов ездят и в городе ина даче.
В результате,мы имеем портрет взрослого, образованного, хорошо зарабатывающего человека,имеющего семью и состоявшегося в жизни.
То естьскутеры стали покупать обычные обыватели в хорошем смысле этого слова. Те люди,которые покупают машины не ради участия в гонках формулы один, а ради того,чтобы ездить на дачу и на работу, те, кто покупают ролики и велосипеды. И спросименно этих людей формирует сегодня рынок.
Выбор поцене.
Выбираякакой-либо товар, покупатель всегда исходит из собственных финансовыхвозможностей. Так же происходит и при выборе скутеров. Поэтому, целесообразно разделитьпредлагаемые модели по ценовым категориям.
/>
Китайскиескутеры первой волны помимо низкой цены отличаются еще и очень плохимкачеством. Это небольшие 2-тактные скутеры с аляповатым дизайном и плохоподогнанным пластиком. Они находятся в ценовой категории до 1000 долларов и досих пор с успехом продаются в Москве.
Основныепокупатели – приезжие, покупающие скутер не в результате логического анализа, ачасто импульсивно, в подарок. Также большой популярностью они пользуются уперекупщиков: в своем селе дорогой скутер просто никто не купит, а так — всамый раз. Вообще, как показали последние годы, покупать китайский скутер можнотолько при условии, что на нем установлен 4-тактный мотор.
В случае,когда денег 800-900 долларов, а скутер купить очень хочется, без сомнения стоитвыбирать б/у японский аппарат. Но, экономя на цене покупаемого аппарата, будьтеготовы к периодическим ремонтам.
Несмотря нато, что японские б/у скутеры пока еще занимают достаточно большой сегментрынка, ситуация с ними уже сейчас начинает стремительно ухудшаться.
Большинствупродавцов просто невыгодно привозить б/у японские скутеры. Низкая цена означаеттехнически плохое состояние скутера. Значит, необходима серьезная техническаяподготовка и последующее обслуживание. Это дополнительные затраты на запчасти,аренду мастерской и зарплаты механикам. Плюс постоянно повышающиеся таможенныепошлины. Это привело к тому, что большинство скутеров просто пересталиготовить. Ряд магазинов отказались от гарантии на б/у технику. При этом цены наних продолжают расти.
Если Вы всеже склоняетесь к покупке б/у японского скутера, рекомендуем прочитать обзорпрошлого года и наши рекомендации по непосредственному выбору аппарата.
1000-1500$В прошлом году нароссийском рынке появились новые 4-тактные китайские скутеры, цена которыхсоставляет сегодня 1000-1500$. Гарантия на такой скутер в среднем — 1 год.Сделаны эти аппараты специально для европейского рынка, имеют большие размеры,обеспечивающие удобную посадку и водителю и пассажиру. Именно они составляютсегодня до 60% продающихся китайских скутеров.
Опыт общениясо скутерами этого класса показал, что покупать их можно. Единственно, стоитпоинтересоваться, кто осуществляет гарантию, как давно скутеры этой маркипродаются в Москве, имеется ли официальное представительство, в Москве, вкоторое можно будет в случае чего обратиться, какой статус у продающийрозничной организации (лучше покупать у официальных дилеров), насколько полнопредставлен модельный ряд. Если есть сомнения, наберите в командной строке браузераназвание скутера и добавьте в конце “.ru”. Если попадете насколько-нибудь официальный сайт завода или его представительства, то можноотправляться в магазин. Если нет, стоит еще раз все перепроверить.
Если выбиратьмежду новыми китайцами и б/у японцами в этой ценовой категории, то выбор вомногом будет зависеть от ваших пристрастий.
2000$ Примерно столько стоит подавляющеебольшинство скутеров, произведенных на Тайване, в Южной Корее, Малайзии идругих соседних странах. На мой взгляд, они по качеству ничем не отличаются от китайскихскутеров в ценовой категории 1000-1500$. Кроме, собственно, цены.
2500-3500$В этот сегментпопадают новые японские и европейские скутеры. Большинство из них имеют2-тактные моторы, а японские скутеры к тому же еще и небольшого размера. Влюбом случае, это выбор любо ценителей, либо людей, желающих произвестивпечатление. При этом, несмотря на заверения продавцов, не стояло бы быть на100% уверенным, что собираются они не в Китае.
Конечно,чтобы выбрать подходящий скутер, этого обзора недостаточно, тут уже надосравнивать конкретные модели. Многие тесты скутеров уже доступны на различныхспециализированных сайтах, многие появятся в ближайшее время.
Заключение
И дабыподвести итог моей работы, еще раз коротко скажу о каждой группе.
«Японцы»и «европейцы»
Доляподержанных мопедов из страны Восходящего солнца (Honda, Yamaha, Suzuki), самойпопулярной группы еще каких-то несколько лет назад, заметно сократилась. Вседело в том, что обычному покупателю крайне сложно диагностировать и оценитьсостояние скутеров в возрасте десяти лети и старше, тем более что продавцытщательно скрывают реальный год выпуска аппарата, а также его «слабые»места. Гарантию на такой б/у аппарат, как правило, предоставляет редкийпродавец. В лучшем случае она составляет несколько месяцев. А вот трудности впроцессе эксплуатации такого аппарата могут возникнуть серьезные – это иотсутствие необходимой запчасти (особенно на древние скутеры), и сложностьремонта, и частые отказы техники по неизвестным причинам. В итоге, мопед, купленныйза 700-800 долларов, впоследствии обойдется куда дороже.
Но у японскихб/у мопедов также имеются определенные плюсы. Во-первых, это известное качествояпонской техники –что если вам повезет, да и продавец окажется добросовестным ипродаст аппарат, прошедший хорошую предпродажную подготовку, скутер сможетпрослужить достаточно долго. Во-вторых, вторичный рынок б/у японских мопедовразвит неплохо, и при желании можно будет этот мопед продать. Ниже представленытаблицы с производителями и основными показателями.(цена, количество лет нарынке и т.д.)
Новыеевропейские и японские скутеры (Aprilia, Piaggio, Benelli, Beta, Gilera,Malaguti, Vespa – Италия; Peugeot – Франция; Derbi – Испания; Sachs – Германия;Yamaha, Honda, Suzuki — Япония) пока наименее распространены в России. В первуюочередь, это связано с несоизмеримо высокой стоимостью как самого скутера(3000-5000 долл. США), так запчастей и технического обслуживания. Кроме того, вРоссии практически отсутствует вторичный рынок европейских скутеров, так что опоследующей продаже аппарата можно забыть. Плюсы у новых «европейцев»и «японцев», конечно, есть: стильный дизайн, высокое качествоисполнения, хорошие ходовые свойства, «проверка» временем (всекрупные европейские компании, занимающиеся производством скутеров, отметили неодин десятилетний юбилей). Но заоблачные цены все же перевешивают все этидостоинства.
МеждуЕвропой и Китаем – «корейцы» и «тайваньцы»…
Для тех, ктоне хочет по каким-либо причинам приобретать китайский скутер, но в то же времяне может себе позволить потратить несколько тысяч на европейский или японский,есть неплохая альтернатива – тайваньские и южнокорейские мопеды (TGB, Sym,Kymco, PGO, CPI – Тайвань, Daelim – Южная Корея). Они стоят дороже «китайцев»(от 1500-2000 долл. США), но гораздо дешевле «европейцев». Какпоказала практика нескольких лет, эти аппараты оказались вполне приличногокачества, а компании, их реализующие, предлагают обязательную гарантию иосуществляют сервисное обслуживание.
«Китайцы»… О том, что 2007 год провозглашенгодом Китая в России, знают многие – тому способствовали и реклама нацентральных телеканалах, и многочисленные дружественные и деловые визитыофициальных лиц. Сотрудничество с КНР приобретает все более цивилизованныеформы, хотя определенные проблемы, в том числе и с посредственным качествомкитайских товаров, конечно, остались.
Надпись «Made inChina» достаточно часто встречается на товарах, импортируемых в Россию.Исключением не стали и скутеры: если всего два-три года назад большинствопокупателей относились скептически к этим аппаратам, предпочитая приобрести б/у«японца» лохматого года выпуска, нежели за те же деньги взять новыйкитайский мопед. Надо отметить, что в рассуждениях приверженцев подержаннойяпонской техники присутствовал определенный здравый смысл. Большинствоновоявленных бизнесменов, стремясь извлечь максимальную и быструю прибыль,покупали в Китае откровенную груду железа без каких-либо документов, инструкцийпо эксплуатации, запчастей и гарантий, накручивая цену в несколько раз. И дажепри таких неимоверных накрутках цена в Москве не превышала 30000 рублей. Стоиттолько догадываться, какой скутер можно приобрести в Китае за 200-300 долл.США. Кстати, в то время как такие предприниматели получают по 100-300процентов, продавцы скутеров европейского производства зарабатывают лишь 20-30процентов при гораздо меньшем товарообороте. Покупатели, которых подкупиланевысокая стоимость китайских скутеров, в скором времени столкнулись ссерьезными проблемами: отсутствием запчастей и частым ремонтом. Поэтомузачастую такие аппараты, прослужив от силы сезон, выбрасывались на свалку. Вомногом из-за таких ситуаций о продукции китайского мотопрома сложилосьнегативное мнение, которое бытует по сей день.
Используемаялитература
1) Статистические данные опросов,проводимые агентством МосБРЕНД и центром Ю. Левады, а также статистические данныежурнала Скутер Дайджест;
2) Результаты анализа выставок Мотосалони Мотор Парк;
3) Анализ ассортимента и работы скутерныхмагазинов, рынков и пунктов продаж скутеров .
4) Годовой отчет компании THE PIAGGIO GROUP за 2009г.