Контрольнаяработа №1
Тема:«Золотой век греческой культуры».
План:
1. Введение…………………………………………………2
2. Древнегреческаямифология……………………………3
3. Греческийтеатр…………………………………………3
4. Архитектура,скульптура, живопись…………………..4
5. Философия……………………………………………….5
6. Ораторское искусство…………………………………..5
7. Зарождениеисторической науки……………………….6
8. Геродот……………………………………………………7
9. Фукидид………………………………………………….7
10. Ксенофонт………………………………………………..7
11. Литература……………………………………………….8
Введение.
Древнегреческая культуразанимает особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующемисторическом развитии человеческая цивилизация в целом, в особенности культуранародов Европы. В сфере эстетической, художественного творчества наследиегреков – не только источник современного знания, но и живая, полная обаяниядуховная сила. Не только корни европейской культуры лежат в античности, но иантичная культура является составной частью современной культуры. Знаменательно,что перелом в истории западноевропейского искусства начинается с эпохи Ренессанса,т.е. возрождения античного искусства.
Образы античной мифологииполучили многочисленные воплощения и толкования в живописи Леонардо да Винчи,Боттичелли, Тициана, Рубенса, Рембрандта, А.Иванова, в скульптурах Витали,Козловского и др. Её сюжеты использовали широко многие писатели и музыкантывсех времен и народов: Данте, Шекспир, Пушкин, Гайдн, Оффенбах, Стравинский.Едва ли можно найти ту область, в которой не ощущалось бы влияние греческойкультуры. И в этом ее непреходящее значение. На рубеже III-IIтыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилежащих островахпроисходит возникновение классового общества. Цивилизация эпохи бронзы,возникшая на острове Крите, получила также название минойской по именилегендарного царя Миноса, резиденция которого была обнаружена в Кноссе. Этацивилизация получила также название дворцовой, т.к. изучена главным образомблагодаря ей. Дворцы имели прекрасную систему водоснабжения и канализации,продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высокомхудожественном уровне, часть – из драгоценных металлов. И все же Минойскаяцивилизация, апогей которой приходится на XV в. до н.э., лишь в незначительной мере позволяет нам судитьо древнегреческой культуре. Поэтому основное внимание мы сосредоточим накультуре классической эпохи, времени наивысшего ее подъема (V-IV вв. до н.э.)
Древнегреческаямифология.
На протяжении почти всейантичной эпохи мифы пользовались огромной популярностью среди населениягреческих городов-государств. Без них, без их влияния, без постоянного обращенияк их сюжетам и образам сейчас невозможно себе представить ни классическоегреческое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, нигреческую культуру в целом. Нельзя забывать, что мифы были важнейшей частьютого культурного наследия, которое оставили грекам их далекие предки. Именномиф был для подавляющего большинства греков наиболее доступным и понятным способомосмысления прошлого – седой старины, воспоминания о которой сохранились лишь впроизведениях древних поэтов – создателей греческого эпоса. Нет ничегоудивительного в том, что молодая историческая наука в Греции еще долго не моглавырваться из материнских объятий мифологии, в лоне которой она родилась.
Как древнее, и к тому жесвященное предание, миф не нуждался ни в каких доказательствах иподтверждениях. В то, о чем рассказывали мифы, следовало просто верить, нетребуя от рассказчика никакой аргументации. В любом греческом городе и егоокрестностях столетиями сохранялись детали ландшафта, памятники, простопредметы, связанные с различными мифами и как будто подтверждающие ихисторическую достоверность. Так, например на Крите, заезжим путешественникамобычно показывали знаменитую Идейскую пещеру, в которой родился сам владыкабогов Зевс.
В мифах сплошь и рядомописываются происшествия, плохо укладывающиеся в обычное человеческое сознание.Без тени сомнения авторы мифов сообщают нам о чудесных превращениях людей вживотных и растения, о поединках героев с чудовищами, о путешествиях в царствомертвых и многом другом, столь же невероятном. На сцене мифическогоповествования постоянно появляются боги, которые вмешиваются в человеческиедела. Авторы мифов произвольно обращались с такими категориями, как время и пространство.В то же время каждый из мифов – будь то Троянский или Критский циклы,представляет собой очень ценный источник, позволяющий заглянуть в самыесокровенные и загадочные глубины духовной жизни древнего человека.
Греческий театр.
Одним из самыхзамечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник наоснове народных песен и плясок во время праздника бога Диониса – покровителясельского хозяйства и виноделия. Весной, когда распускалась виноградная лоза,отмечался праздник весенних Дионисий, а осенью, во время сбора винограда,праздновались осенние Дионисии. Этот праздник был особенно весел, и любимгреками. Пили молодое вино, устраивали пляски и распевали песни. Исполнителиобрядовых песен в честь Диониса – дифирамбов – были одеты в козлиные шкуры.Отсюда и происходит слово «трагедия», т.е. «песнь козлов» («трагос» — по-гречески козел, «оде» — песня). Из дифирамбов и возникла греческаятрагедия. Ряд песен в честь Диониса носил веселый, озорной характер. Ониположили начало возникновения комедий.
Обычно песни пелись хоромво главе с запевалой, который носил название корифея. Слушатели располагалисьвокруг небольшого холма, где пел хор. Чтобы зрителям было лучше видно и слышнокорифей и ведущие артисты стояли на возвышении – специальном деревянном помосте,а зрители располагались на скамьях, которые шли амфитеатром.
Так возникли театральныепредставления. Место, где выступали актеры, называлось сценой (от греч. «скене»- палатка). Около сцены располагался хор; это место получило название орхестры.Затем шли места для зрителей. Греческий театр всегда был под открытым небом.Театры обычно вмещали до 25 тыс. зрителей. Это и неудивительно, т.к. гражданеприходили на концерты целыми семьями.
И женские и мужские ролиисполнялись только мужчинами. Каждый актер играл в сапогах с высокимиподставками – котурнах, чтобы его лучше видели зрители. Актеры такжепользовались масками, каждая из которых соответствовала своей роли. Театр былшколой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали,политики и идеологии. Неимущим гражданам выдавались из городской казныспециальные деньги на посещение театра. Театральные представления шли несколькораз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. В эти днигреки смотрели представления с утра до позднего вечера. Выдающимися авторамитого времени были Аристофан, Эврипид, Софол и Эсхил.
Архитектура,скульптура, живопись.
Ведущими архитектурнымисооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировкагородов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он былпрямоугольной формы. Крышу на определенном расстоянии друг от другаподдерживали колонны. Самыми знаменитыми образцами греческой архитектурыявляются Фенон и Эрехтейон. Замечательный Перфенон был посвящен богине Афине.Эрехтейон стоит против Парфенона. Его колонны стройны и изящны. Кариатиды –изваяния девушек – поддерживают крышу небольшего портика (навеса) у стен храма.
Греческая скульптура V в. Представлена именами такихваятелей как Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон – автор скульптурного изображениядискобола. Движение скульптора отражено настолько живо, что зритель как бывидит тот момент, когда юноша бросает диск. Агросский скульптор Поликлетизображал главным образом прекрасных юношей. Особенно известны его статуи«Копьеносец» и «Диодумен». Обе статуи полны изящества и силы. Произведенияафинянена Фидия прекрасны и величавы. Самой знаменитой была его статуя богиниАфины, стоявшая в Перфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. ВОлимпии Фидий изваял статую Зевса Олимпийского, сидящего на троне. Он изображалбогов и богинь, подчеркивая их совершенство и величие.
Великим ваятелем IV в до н. э. был Пракситель,изображавший богов и богинь виде красивых, изящных юношей и молодых женщин.Самое известное его произведение Гермес. Выдающимися скульпторами были также Скопаси Лисипп.
Живопись была широкораспространена в древней Греции, но к сожалению, почти не сохранилась до нашеговремени. Сюжеты фресок и мозаик составляли сцены из мифологии и семейной жизни.Определенные представления о греческой живописи дают нам краснофигурные ичернофигурные вазы, дошедшие до нас.
Философия.
Стремление к обобщениямрезультатов наблюдений за природой и деятельностью людей имело своим конечнымрезультатом расцвет философской мысли. В трудах Гераклита Эфесского нашлизавершение изыскания натурфилософов предыдущего времени. Он первым пришел кмысли о диалектическом развитии материального мира. Своей вершины материалистическоепонимание мира в Греции достигло у Левкиппа и особенно Демакрита. Основнаяособенность учения Демокрита – соединение атомизма с идеей диалектическогоразвития. Проблемами человека, разума был увлечен Сократ. Он был занят поискомкритерия истины. Сократ считал, сто истина познается в споре. Его учениеПлатон разработал теорию идеального государства.
Ораторское искусство.
В середине V в. в Афинах наблюдается устойчивыйинтерес к судебным речам, что было связано со стремлением привить молодежинавыки искусного спора, прений на любые темы. Ораторское искусство IV в до н.э. вплоть до последних вековантичности оставалось непревзойденным образом литературного мастерства,правильности, чистоты и красоты стиля. На рубеже V-IV вв. до н.э.заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. В его речах – яркое,житейски психологически достоверное бытовое повествование; замечательныехарактеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типысовременников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисия классическимобразцом аттической прозы.
Великолепным стилистомбыл оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждатьслух, составляются из расчлененных, тщательно рассчитанных даже по количествуслогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. В 391 г. до н.э.Исократ создал первую платную риторическую школу. Из этой школы вышлизнаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликурт. Сам Исократ,не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но в политической жизниАфин его роль была очень велика. Он призывал греков сплотиться под эгидой ФилиппаМакедонского и совместно выступить против общего врага – Персии. По преданию,разуверившись в своих идеях, он уморил себя голодом.
Лучшим из учениковИсократа был выдающийся оратор Демосфен, который вырос в обстановке остройполитической борьбы. Он стал одним из страстных и неуступчивых вождейантимакедонской партии. Своих противников – Филиппа Македонского и егосторонников в Афинах Демосфен атакует беспощадно, и его речи против Филиппа(«Филиппики») и «о венке» не имеют себе равных по выразительности во всейгреческой литературе. Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне вступилив союз с фиванцами против македонян. В этой борьбе и сложил впоследствии своюголову знаменитый оратор.
Заклятым врагом Демосфенабыл оратор Эсхин, бывший драматический актер. Стиль его речей отличалсязвучностью и мелодичностью. За изящество и благозвучие речей древние ценилиГиперида.
Установление македонскогогосподства в Афинах привело к упадку ораторского искусства на рубеже IV-II вв. до н.э.
Зарождениеисторической науки.
Два основных истокаисторической традиции у греков – поэтические сказания и официальныехроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее историописание,отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением ииспользованием источников. Становление истории как науки связано с творчествобольшой группы ученых и писателей. Первый отряд греческих историков представлент.н.логографами (по-греч., дословно «пишущий речи»). Наиболее яркимипредставителями логографов были Гекатий Милетский и Гелланик Лесбосский (VI-V вв до н.э.). Хотя основным содержанием их трудов быламифологическая или легендарная история, логотрафы отличались стремлениемдовести свое повествование до современного периода, к чему, зачастую, ихпобуждали политические интересы.
Геродот (Vв до н. э.)
Геродот знаменуетследующую и решающую фазу становления античной науки История. Многопутешествуя, он объездил почти весь известный тогда людям мир, делая массузаметок. У Геродота мы видим ясное понимание задачи и цели историческогорассказа – описать события и деяния, как эллинов, так и варваров. Автор сознаетнеобходимость не только описания самих политических событий, но и раскрытия ихпричинно-следственных связей. Его труд «История» состоит из 9 книг, каждая изкоторых названа именем одной из девяти муз.
Фукидид (V– нач IVв до н.э.)
Фукидид представляетсобой высшую стадию в процессе становления античной исторической науки. Еготруд – «История Пелопонесской войны» — сугубо событийная политическая история.Примечательно понимание Фукидидом сущности задачи истории как науки – отысканиеистины посредством кропотливой исследовательской работы, состоящей в подбореисточников и в извлечении из них надежных сведений ради достоверной реконструкциифактов. Для него в высшей степени характерен критический подход к полученным историческимфактам. Повествовательный стиль Фукидида – сжатый, сосредоточенный. Бросает вглаза и строгое единство композиции.
Ксенофонт (сер.V-сер. IVвв. до н.э.)
Третьим выдающимсягреческим историком заслужено признается Ксенофонт, автор как ряда историческихпроизведений («Греческая история», «Анабасис»), так и целой серии трактатов («Одоходах», «Апология Сократа», «Лвкедемонская полития», «Киропедия» и др.). Этотчеловек, подобно Геродоту и Фукидиду, описал большинство событий, в которыхлично принимал активное участие. Ксенофонта отличал повышенный интерес к актуальнымполитическим проблемам. Именно он первым высказал идею единения греков иорганизации совместного похода на Восток, явившись своего рода идейнойпредтечей эллинизма.
Литература:
1. АрнольдовА.И. Введение в культуру. — М.: Народная Академия культуры и общечеловеческихценностей, 1993
2. БоннарА. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1994
3. Культурология(учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону,«Феникс»,1997
4. КуманецкийК… История культуры Древней Греции и Рима. – М., «Высшаяшкола»,1990
5. ЛюбимовЛ. Искусство Древнего Мира. – М., «Просвещение»,1971
6. В.Н.Пивень, Введение в культурологию (конспект лекций), 1993г., Ростов-на-Дону.