Федеральноеагентство по культуре и кинематографии
Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Челябинскаягосударственная академия культуры и искусств
Культурологическийфакультет
Контрольнаяработа
подисциплине:
Экономическаятеория
тема:
Социальнаяполитика в условиях кризиса
Выполниластудентка
3курса заочного отделения
ГруппаССО №308
ПрямичкинаЛ.В.
Проверила:Рявкина О.Ю.
г.Челябинск -2009г.
Содержание
Введение1. Социальная политика — как часть государственногоуправления
2. Функционированиесоциального государства
2.1 Концепциядолгосрочного социально-экономического развития РФ
2.2 Социальнаязащита
2.3 Социальныестандарты
2.4 Социальнаястатистика
3. Социальнаяполитика в развитых странах
Заключение
Списоклитературы
Введение
«Развитие человека – это и основная цель, и необходимоеусловие прогресса современного общества, — отмечалось в выступлении В.В. Путина8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «Остратегии развития России до 2020 года». — Это и сегодня, и в долгосрочнойперспективе – наш абсолютный национальный приоритет». [4]
Законодательное обеспечениеконституционных социальных прав и свобод человека и гражданина тесно связано среальным социально-экономическим положением страны и определяющими тенденциямиеё развития. Мировой финансовый кризис, перешедший в острую фазу в серединесентября 2008 года, ожидался давно. Но вместе с тем, как и большинствокризисов, нынешний оказался довольно неожиданным.[1; с.25]Государственная социальная политика является важнейшейсферой деятельности государственного регулирования. Россия, как и другиестраны, оказавшись в условиях мирового финансового кризиса, экономическойнестабильности и замедления темпов экономического роста (свою лепту вносит и инфляции,уровень которой у нас достаточно велик), неизбежно столкнется с различными социальнымипроблемами. Наиболее актуальные из них: снижение уровня жизни россиян ибезработица, с одной стороны, замедление развития отраслей социальной сферы — сдругой [6]
Социальные проблемы любого государствавсегда очень остро стоят перед руководством страны, а больше всего волнуютнаселение. Тяжелое, зачастую кризисное состояние социально-экономическихусловий жизнедеятельности некоторых категорий населения, нарастающее чувствонезащищенности у граждан в вопросах трудоустройства и материальногообеспечения, неясность и непредсказуемость последствий приближающейсяглобализации экономики как никогда ранее требуют совершенствования сферысоциальной защиты.
Эта тема ярко освещается во многихпубликациях печатных изданий и журналах. «Российская газета», «Областная»,журналы «Вопросы экономики», «Эксперт», «экономический», официальные сайтыправительства – везде можно найти глубокий анализ возникновения кризиса, егоследствия и способы решения этих задач на уровне государства.
Основная цельработы состоит в том, что бы показать, что социальная политика необходимадля нормального функционирования страны и, особенно в условиях финансовогокризиса.
Задачи:
— Осветить результаты социальных реформв пенсионном, трудовом аспекте жизни общества.
— Раскрытьсущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищеннымслоям общества.
— Показатьважность социальных преобразований.
— Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защитетех, кто не может по ряду причин по средствам труда обеспечить себя, или впреклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим отжелания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень долженсоответствовать среднему прожиточному минимуму.
Объектом моей контрольной работы являетсясоциальнаяполитика, как главная государственная программа для выхода из кризиса.
Предметом- федеральныецелевые программы, социальная защита населения, национальные проекты.
В настоящеевремя вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в Россиив эпоху перемен и преобразований он особенно актуален. Социальная защитароссиян в условиях кризиса — приоритетная задача правительства, и, несмотря насокращение бюджетных расходов, финансирование социальных программ будетсохранено, заявил премьер-министр Владимир Путин в своем выступлении наконференции министров социального блока стран Совета Европы по социальномусплочению. В целом же, пообещал премьер, стратегическая цель России каксоциального государства остается, невзирая на кризис, прежней — подтянутьотечественные социальные стандарты до лучших европейских и мировых образцов.
Владимир Путин подчеркнул, что темафорума «абсолютно востребована». По его словам, экономический рост,не подкрепленный решением социальных задач, грозит углублением общественныхпротиворечий, усиливает неравенство и нестабильность. И кризис эти проблемытолько обостряет. Именно поэтому, заявил премьер, «в непростой периодглобального финансового и экономического кризиса мы считаем необходимымобеспечить дополнительные гарантии для наших граждан». [8]
Президент России Дмитрий Медведев вдекабре 2008 года провел Совет по реализации приоритетных нацпроектов идемографической политике, на котором обсуждались планы на 2009-2012 годы. Онговорил, что кризис не может быть основанием для сворачивания социальныхпрограмм. Правительство должно профинансировать все обязательства в полномобъеме… Ничего не будет закрыто и все будет продолжено.
1. Социальнаяполитика — как часть государственного управления
Статья 7 Конституции РФ [9] гласит, чтоРоссийская Федерация – социальное государство, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальная политика государства включаетв свое предметное поле широкий круг вопросов: доходы населения, занятость,социальную защиту и поддержку населения, здравоохранение, физическую культуру испорт, образование и трудовые отношения и т.д. В той или иной мерегосударственная социальная политика охватывает все население страны. [7, с.42]
Экономическая теория социальногогосударства возникла после второй мировой войны и предполагает проведениеразумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций,антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальныхотраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле,устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контролядля достижения следующих целей:
q развития и устойчивой работыотечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасностьдля страны;
q реального участия граждан вуправлении производством, общественной и государственной жизни;
q осуществления тарифной политики винтересах работодателя и работника;
q социальной защиты и поддержкинуждающихся;
q проведения политики справедливогораспределения доходов, социальной солидарности граждан;
q активной социальной политики исоциального партнерства.
Социальная политика всегда связана сотношениями между людьми по поводу использования ими материальных и духовныхблаг и должна рассматриваться как часть общей экономической политики, конечнойцелью которой является повышение благосостояния населения.
Доходы населения:
· — заработная плата;
· — социальное, пенсионное и медицинское страхование;
· — доходы от собственности
Демография:
· семейная (детская) политика;
· молодежная политика;
· политика в отношении пожилого возраста;
· — политика в отношении сельского населения
Государственная социальная политика
Социальная сфера:
· — здравоохранение;
· — образование;
· — культура;
· — наука;
· – спорт;
· — СМИ;
· — ЖКХ;
· — экология
Трудовая сфера:
· — занятость;
· — миграция;
· — условия и охрана труда;
· — социальные программы /> /> /> /> /> /> /> /> Структурасоциальной политики [7, С. 43]
Социальная политика – комплекс мергосударственного воздействия, направленных на поддержание экономической исоциальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения,обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.[2, с.210]
Основные направления социальной политикигосударства :
· Обеспечение определенного стандартаблагосостояния для всех членов общества:
— Перераспределение доходов в обществе;
— Выплаты пенсий и пособий нетрудоспособным,малообеспеченным и безработным;
— Общее образование и необходимая медицинская помощьдля всех.
· Обеспечение всем трудоспособнымблагоприятных возможностей для предпринимательства и труда:
— Либерализация бизнеса;
— Поощрение малого бизнеса;
— Поддержка высокой занятости;
— Регулирование трудовых отношений;
Государственная социальная политикаявляется важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Онапреследует следующие цели:
· защитаграждан от экономического и общественного вреда и деградации в результатеболезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;
· обеспечениенеобходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;
· контрольморально-этических основ общества.
Это предполагает перераспределениедохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через системугосударственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других формсоциальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не толькосоциальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Какуровень социальных гарантий, так и понятие социальной справедливостиобусловлены степенью развития производительных сил того или иного общества, егокультурными и политическими традициями.
Для того,чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своейсоциально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу вкатегории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупностиотношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинаютносить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически.
Обязанностьзащиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самогогосударства, которая заключается в установлении политически детерминированнойсоциальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особаяполитическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятияэкономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политическоговлияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами,находящимися в его распоряжении. Социальная сфера при этом предстает перед намикак конституируемые социальные права и обеспеченные экономическимивозможностями социальные гарантии.
Социальныеправа граждан — это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступнаникаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельностигосударства, где его полномочия абсолютны. Социальные права — это реализуемыеотношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивидсвободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий состороны кого бы то ни было. Социальные права — это особая форма регулированияотношений в обществе со стороны государства и особая институциональная формаразрешения социального конфликта.
Социальныегарантии — это обязательные для государства социальные права, т.е. такиеотношения, которые не могут не состояться. Социальные гарантии — этообеспеченные существующими государственными ресурсами декларированныесоциальные права. Социальные гарантии — это социальные права в действии,реализованные социальные права. Социальные гарантии в связи с этим можнорассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами,которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в егосоциально-политической деятельности является важной проблемой определение кругалиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторыельготы.
Социальнаяльгота — это такое отношение в обществе, при котором индивид или группаиндивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или ихнуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принципнуждаемости. Нуждаемость — это временное или постоянное недопотреблениечеловеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих вобществе распространенный характер. Однако недопотребление не станетнуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государствазначимый характер. Значимое для государства недопотребление и называетсянуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченнаясвязь с обществом становится политической категорией и полностью определяетсягосударством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнегопределов нуждаемости.
Сутьсоциальной политики государства заключается в поддержании отношений, как междусоциальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышенияблагосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий вформировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая каксоставная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулированияусловий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономическойситуацией в стране.
Итак, говоряо социальной политике государства, мы подразумеваем прежде всего действияправительства, направленные на распределение и перераспределение доходовразличных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику вузком смысле слова. В широком смысле социальная политика — это одно изнаправлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальнуюстабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовыеусловия” для граждан страны.
2. Механизмы социальнойполитики. [3; с. 67 — 68]
Социальная политика осуществляется втаких основных сферах социальных отношений, как:
– оплатаи охрана труда;
– рыноктруда, занятость и безработица;
– регулированиедоходов и потребления товаров массового спроса;
– пенсионноеобеспечение;
– социальноевспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
– социальноестрахование;
– социальноеобслуживание — обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
– образованиеи профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
– формированиеи востребованность кадрового потенциала общества;
– наука;
– здравоохранение;
– культура;
– физическаякультура, спорт и туризм;
– демография,семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
– экологическаябезопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
– защитасоциальных прав всех категорий граждан.
Проводя социальную политику, важноравномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одного из перечисленныхвыше направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные.
Сейчас в Российской Федерации с учетомсложившихся в обществе проблем формируются социальные стратегии на относительнопродолжительный период времени, следование которым определяет текущуюсоциальную политику.
2.1 Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации [12]
Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации разработана всоответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседанияГосударственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Цель разработки Концепции – определениепутей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российскихграждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономикив долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России вмировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепциисформулированы:
— характеристика целей долгосрочногосоциально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящегопериода;
— стратегия – способы, направления иэтапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмыстратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целейКонцепции;
— цели, целевые индикаторы, приоритеты иосновные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки итехнологий, структурных преобразований в экономике;
— цели и приоритеты внешнеэкономическойполитики;
— параметры пространственного развитияроссийской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочнойперспективе.
Федеральные целевые программы наближайший период[11]
Раздел 1. Развитиесоциальной инфраструктуры
Программа «Жилище» на2002-2010 годы
Программа «Экономическое исоциальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года»
Программа «Социальное развитие селадо 2012 года»
Программа «Культура России(2006-2010 годы)»
Программа «Социальная поддержкаинвалидов на 2006-2010 годы»
Программа «Предупреждение и борьбас социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»
Программа «Социально-экономическоеи этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы»
Раздел 2. Развитиетранспортной инфраструктуры
Программа «Модернизациятранспортной системы России (2002-2010 годы)»
Программа «Повышение безопасностидорожного движения в 2006-2012 годах»
Раздел 3. Новое поколение
Программа «Реформирование системывоенного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»
Федеральная целевая программа развитияобразования на 2006-2010 годы
Программа «Русский язык» на2006-2010 годы
Программа «Развитие физическойкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
Программа «Дети России» на2007-2010 годы
Раздел 4. Безопасность иэкология
Программа «Мировой океан»
Программа «Преодоление последствийрадиационных аварий на период до 2010 года»
Программа «Государственная границаРоссийской Федерации (2003-2010 годы)»
Президентская программа«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
Программа «Реструктуризация запасовракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы хранения иэксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы»
Программа «Промышленная утилизациявооружений и военной техники (2005-2010 годы)»
Программа «Создание системыбазирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020годы»
Программа «Комплексные мерыпротиводействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы»
Программа «Сохранение ивосстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения иагроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на периоддо 2012 года»
Программа «Снижение рисков исмягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерав Российской Федерации до 2010 года»
Программа «Развитиеуголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»
Программа «Обеспечение ядерной ирадиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»
Раздел 5. Развитие науки итехнологий
Программа «Глобальная навигационнаясистема»
Программа «Развитие гражданскойавиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»
Программа «Электронная Россия(2002-2010 годы)»
Федеральная космическая программа Россиина 2006-2015 годы
Программа «Развитие российскихкосмодромов на 2006-2015 годы»
Программа «Развитие атомногоэнергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015года»
Программа «Исследования иразработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплексаРоссии на 2007-2012 годы»
Программа «Совершенствованиефедеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РоссийскойФедерации (2007- 2010 годы)»
Программа «Национальнаятехнологическая база» на 2007-2011 годы
Программа «Развитие инфраструктурынаноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы
Программа «Развитие электроннойкомпонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 — 2015 годы
Раздел 6. Развитиерегионов
Программа развития Калининградскойобласти на период до 2014 года
Программа «Экономическое исоциальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»
Программа государственной поддержкиразвития муниципальных образований и создания условий для реализацииконституционных полномочий местного самоуправления
Программа «Социально-экономическоеразвитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»
Программа «Юг России (2008-2012годы)»
Программа «Социально-экономическоеразвитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы»
Раздел 7. Развитие государственныхинститутов
Программа «Развитие государственнойстатистики России в 2007-2011 годах»
Программа «Развитие судебнойсистемы России» на 2007-2011 годы
2.2 Социальная защита
Важнейшим инструментом социальнойполитики социального государства является социальная защита.
В целом социальная защита выступает какмеханизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для ихжизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчатьпоследствия таковых. Это – защита от возможных нарушений прав и свобод личностиот административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье,собственность, честь и достоинство человека и от других вредоносных факторов.
В современных условиях российскойдействительности в социальной защите нуждаются, прежде всего, малообеспеченные,социально уязвимые и бедные слои населения.
Тяжелое, зачастую кризисное состояниесоциально-экономических условий жизнедеятельности некоторых категорийнаселения, нарастающее чувство незащищенности у граждан в вопросахтрудоустройства и материального обеспечения, неясность и непредсказуемостьпоследствий приближающейся глобализации экономики как никогда ранее требуютсовершенствования сферы социальной защиты.
2.3 Социальные стандарты [3; с.69]
Важнейшими элементами механизмовсоциальной политики социального государства являются государственные социальныестандарты(ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающиереализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающиеодновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политикисоциального государства.
В настоящее время в практической работепри формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормы инормативы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательноустановленных и закрепленных другими нормативно–правовыми актами социальныхнорм и нормативов определяют гарантии предоставления социальных услуг (ихуровень и соотношения) в отраслях социальной сферы: науки, образования,здравоохранения, культуры и др. Однако этого сегодня недостаточно.
Повышению уровня социальной защищенностичеловека призвана способствовать государственная социальная стандартизация повсем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматриваетвведение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числеминимальных, рациональных и оптимальных.
Большинство этих норм и нормативовявляется обязательствами государства перед различными категориями и группаминаселения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размерыустановленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются взависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
Государственные социальные стандартыустанавливаются в виде законодательных актов и (или) других видов нормативныхправовых актов и обязательны для применения на всей территории РоссийскойФедерации.
2.4 Социальная статистика [5; с. 3]
Изменения в экономической и социальнойсферах в России за последнее десятилетие требует адекватных изменений в системеуправления социально-экономическими процессами. Одной из важнейших стала задачаобеспечения органов управления всех уровней и населения достоверной информациейо процессах, протекающих в экономике и социальной сфере.
Общепризнанно, что показателиэкономического роста не могут быть единственными индикаторами развития. Толькоадекватная оценка социальных факторов позволит добиться их рациональногоиспользования в развитии экономики и повышении ее конкурентоспособности. В настоящеевремя формирование социального государства стало государственной философиеймногих европейских стран с социальным рыночным хозяйством. В социальном государствепрограммной целью становится обеспечение достойных условий жизни и процветаниявсех его граждан.
В России переход к рыночным отношениямчрезвычайно обострил, прежде всего, социальные проблемы и привел к резкомуснижению уровня жизни населения, в котором фокусируются результаты деятельностигосударства в области социальной политики. По данным Госкомстата РФ, в 200…году В России …… млн.человек, или почти ….% (почти треть)населения имелиденежные доходы ниже величины прожиточного минимума
В современных условиях важное значениеприобретает такая задача статистики, как информирование населения, общественно-политическихорганизаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений о процессах,происходящих в экономической и социальной сферах общества.
Статистическая информация используетсяна макроуровне для разработки для разработки экономической политики в стране,формирования проектов бюджета российской Федерации и ее субъектов, полученияпрогнозов социально-экономического развития, анализа реализации федеральныхзаконов и международных обязательств России.
Система социальных гарантий и социальнойзащиты является одним из важнейших элементов поддержания уровня жизниопределенных категорий населения. Социальные гарантии представляют собойобоснованные социально-экономические нормативы, позволяющие обеспечитьнаселению признанный обществом минимальный стандарт уровня жизни в соответствиис возможностями экономики.
Закон о федеральном бюджете в 2009 –2011гг [9;С. 345]
Более 85 процентов расходов федеральногобюджета в 2009-2011 годах, так или иначе, пойдет на решение социальныхвопросов.
Главная ставка в законе о федеральномбюджете на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов сделана на улучшениекачества жизни людей. Несмотря на то, что российская экономика уже ощущает насебе последствия глобального кризиса, в бюджете сохранены все планировавшиесясоциальные обязательства. А многие расходные статьи бюджета 2008-2010 года (егопринимали в прошлом году) теперь прописаны более подробно.
При этом одна из основных социальныхстатей бюджета — это расходы на пенсионное обеспечение. Только в 2009 году онисоставят более 2,5 миллиарда рублей. В 2009 году в общей сложности почти на 40процентов будет увеличена базовая часть трудовой пенсии, ее будут индексироватьв марте и в декабре. Средний размер трудовой пенсии в будущем году составит5859 рублей.
Кроме того, будет увеличен с 4135 рублейдо 4989 рублей среднегодовой прожиточный минимум. Этот показатель служиториентиром для расчета социальной помощи населению. Индексируются, практическивсе виды социальных пособий. Государство по-прежнему будет поддерживать семьи — размер материнского капитала в следующем году вырастет с 276 тысяч рублей до299,7 тысячи. Важно, что пособия при рождении ребенка и его воспитании до полуторалет предусматривается выплачивать и индексировать вне зависимости от кризиса. Ав сегодняшней ситуации особую важность приобретает и относительно новая нормапо выплате этих пособий неработающим женщинам. Внесена поправка,предусматривающая увеличение пособия по безработице на 1,5 тысячи рублей — егомаксимум достигнет 4900 рублей”.
Особого упоминания заслуживает статьярасходов, направленная на решение жилищной проблемы нуждающихся граждан. ОбъемФедеральной целевой программы «Жилище» на 2009 год составит 75,5миллиарда рублей.[] Эти деньги пойдут на обеспечение жильем молодых семей, модернизациюкоммунального хозяйства, переселение граждан из аварийного жилья.
Рост расходов заложен практически повсем бюджетным разделам. При этом больше всего по сравнению с прошлым годомдобавят на здравоохранение, финансирование которого будет увеличено на 59процентов. Почти на 26 процентов больше будет направлено в образование. Врамках «профильного» нацпроекта по 3 миллиарда рублей ежегодно будетвыделяться на развитие Южного и Сибирского федеральных университетов.
Не забыта и национальная экономика.Впервые на ее нужды выделяется 1 триллион рублей, что больше расходов 2008 годана 34,8 процента. Впервые средств на экономику будет выделено больше, чем натакие традиционно затратные разделы, как национальная безопасность иправоохранительная деятельность. При этом почти 40 процентов всех денег по этойстатье получит инфраструктура — транспорт и дорожное хозяйство. К 2011 годуфинансирование национальной экономики по сравнению с нынешним годом вырастетуже на 80 процентов. Государственная программа развития сельского хозяйства ирегулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия в 2009 году получит120 миллиардов рублей.
Полностью будут профинансированыолимпийские стройки. Дополнительные деньги выделяются на развитие Владивостокав рамках подготовки саммита АТЭС. 1,7 миллиарда рублей, как и планировалосьраньше, направят на субсидирование воздушных перевозок для жителей ДальнегоВостока и Крайнего Севера.
Всего бюджетные расходы в 2009 годудолжны составить по плану более 9 триллионов рублей, доходы — 10,9 триллионарублей.
К концу 2009 года объем Резервного фондапрогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национальногоблагосостояния — в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильнуюустойчивость бюджета.
А для того чтобы проблем с бюджетом невозникало в следующем году, разработан механизм, который позволит приниматьоперативные решения в зависимости от ситуации с поступлением средств в казну.
Ближайшие три года станут испытанием напрочность бюджетной системы России. И она его выдержит, несмотря на мировойфинансовый кризис и замедление темпов роста экономики.
Наибольший рост ассигнованийпредусмотрен на национальную экономику и в особенности в части трансфертов вовнебюджетные фонды (прежде всего в Пенсионный фонд). Размеры таких трансфертовувеличиваются с 3,4 процента ВВП в 2008 году до 4,1 процента в 2011 году. Этоговорит о том, что приоритетами бюджетной политики на предстоящую трехлеткубудут национальная экономика и социальная политика.[9; С. 45]
3. Социальная политика в развитыхстранах [10, с. 60- 62]
Формирование современной социальнойполитики в промышленно развитых странах происходило сначала 60-х годов ХХстолетия. Большинство исследователей связывают этот факт с высокой динамикойпреобразований экономического и общественного устройства, которые происходилипод воздействием научно-технической революции и изменения содержания труда.Знания и профессиональная квалификация работника превратились в наиболее важныйфактор производства, что получило свое выражение в ряде теорий: человеческогокапитала, качества жизни и качества трудовой жизни.
Природа государственной социальнойполитики в условиях развитого индустриального общества, по мнению финскогоученого П.Кууси, меняется: если прежде она преследовала цель защиты лишь«слабых» и «нуждающихся», то теперь она ориентируется навсю нацию и превратилась в «национальное достояние».
Действительно, модель государства сразвитой системой социальной защиты населения эволюционирует, преобразуясь вмодель государства высокого качества жизни населения или, как его официальнопровозгласили в конституциях ряда стран, – в «социальное государство»или «государство всеобщего благосостояния». При этом данные категориитрактуются западными учеными с позиции выполнения государством комплексасоциально-защитных функций, ответственности правительства за обеспечениеосновных социальных нужд граждан, включая создание условий для развитиягражданского общества.
Отечественные ученые категорию“государство всеобщего благосостояния” определяют с позиции справедливогораспределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества, а понятие“социальное государство” рассматривают как “правовое демократичное государство,проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальнуюрыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненногоуровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан,создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения,культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержания неимущих ималоимущих слоев населения” .
Анализ существующих экономическиххарактеристик данной модели государства в промышленно развитых странахсвидетельствует о том, что в число его базовых функций входит регулированиядоходов населения и создания предпосылок для высокого качества жизни. В этойсвязи к устоявшимся характеристикам социальной модели государства относятся:
· высокиерасходы общества на заработную плату (40-60% ВВП);
· сбалансированныесистемы доходов населения, которые позволяют предупреждать высокую ихдифференциацию (не более 1 к 10 раз по крайним децильным группам);
· развитаясистема социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20-25% ВВП;
· существеннаядоля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7-9%ВВП) и образование (4-6% ВВП).
Особенность социальной политикипромышленно развитых странах заключается в том, что она направлена не просто назащиту человека от социальных рисков (утраты дохода в связи с болезнью,инвалидностью и старостью), но и на недопущение резкого материального исоциального неравенства, на обеспечение достаточно высокого уровня социальнойподдержки и помощи нуждающимся слоям населения, на предоставление гражданамдоступа к качественным здравоохранению и образованию.
В последние 40-50 лет объем выполняемыхгосударством социальных функций заметно расширился за счет предоставлениягосударством таких социальных услуг населению, как обеспечение занятости,социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, реализацияпрограмм реабилитации отдельных социальных групп, государственные программыподдержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорийнаселения и регионов. С этой целью государство активно использует бюджетноефинансирование социальных программ, принимает всесторонние меры по развитиюинститутов обязательного, добровольного социального и личного страхования,становится центральным субъектом по исполнению социальных функций в обществе.
Страны
1980 г.
1990 г.
1999 г. Германия 20,5 22,8 22,0 Франция 23,2 26,4 28,2 Италия 18,4 22,3 22,7 Великобритания 13,9 15,0 16,8 Швеция 23,2 24,0 28,1 США 11,9 12,4 13,9 Япония 12,0 12,9 17,6 Россия 26,0 17,0 12,7 Социальныерасходы в ряде зарубежных стран и в России (без расходов на социальноестрахование), в % к ВВП [10;с.66]
Если в начале 50-х годов XX века расходы нагосударственные социальные программы (социальное страхование и обеспечение) вбольшинстве западных стран составляли около 7¸ 10% ВВП, то в течение 60-х– 90-х годов они динамично увеличивались (около 8% в год), что вдвое превышалотемпы роста ВВП. За период с 1960 по 1987 год в Великобритании они повысились в2,75 раза, в США — в 3,73 раза, во Франции — в 4,6 раза, в Швеции — в 5,1 разаи в Японии в 12,84 раза. К середине 70-х годов на их долю приходилось от 20%ВВП (Япония и США) до 30% ВВП (в ряде стран Евросоюза). Так, в Италии в 1990году расходы на социальное страхование составляли 15,3% ВВП, а общие расходы насоциальную защиту – 23,1% ВВП.
Темпы роста расходов на социальноестрахование и обеспечение в 80-е и 90-е годы были ниже, однако не отставали оттемпов роста ВВП. Даже в Великобритании, во времена правления Маргарет Тэтчерсоответствующие ассигнования увеличились с 20,5% ВВП в 1980 году до 27,3% — в1993 году.
В ФРГ в 1998 году расходы наобязательное социальное страхование составили 24,5% ВВП, а общие социальныерасходы (так называемый «социальный бюджет») достигли астрономическойвеличины — 1,27 трлн. марок (что равняется десяти годовым федеральным бюджетамРоссийской Федерации), или 33,5% ВВП.
При этом за четыре последних десятилетияXX веканациональные системы социального страхования и обеспечения передовых стран былидополнены государственным регулированием рынка труда, государственнымипрограммами в области здравоохранения и образования, финансируемыми за счетбюджетных средств. Так, на конец 1990-х годов государственные расходы наобразование в странах ОЭСР составляли 5-8% ВВП, на здравоохранение – 6-8% ВВП,а в целом государственные социальные трансферты были равны: 28% ВВП во Франции,25% — в Италии, 21% — в Германии и Швеции, 16% — в Великобритании, США иЯпонии.
Период с середины ХХ века до 1990-хгодов можно определить как второй этап формирования активной государственнойсоциальной политики. В это время государство взяло на себя ответственность заблагосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членамобщества. Достаточно отметить, что государственные социальные трансфертысегодня охватывают подавляющее большинство — от 50 до 90% населения развитыхстран. В среднем по Европейскому Союзу этот показатель составляет 73%. Именно государствонесет в промышленно развитых странах основную ответственность за финансированиесоциальной сферы. На долю государства в странах ОЭСР приходится свыше 87% всехсоциальных расходов.
В этот же период государство ввело взначительных объемах бюджетное финансирование социальных программ, сталодоминирующим субъектом социальных функций в обществе и активизировалодеятельность других социальных субъектов с помощью предоставления различныхпреференций по добровольному пенсионному и медицинскому страхованию.
Этот факт общественного развитиясвидетельствует о том, что включение государства в реализацию социальныхфункций общества не есть результат развития какой-либо отдельной страны, а итогцивилизационного развития мира, осознания ценности человека, пониманияобщественной потребности в обеспечении определенного уровня образования,состояния здоровья, продолжительности жизни населения.
С конца 90-х годов XX века нарастаеткритика социального государства и государства всеобщего благоденствия. Этосвязано с рядом причин: экономическим грузом социальных обязательствгосударства, который составляет по большинству западноевропейских стран околотрети ВВП и демографическими проблемами («старение общества»).Например, в Германии к 2015 году немецкое общество окажется самым старым вмире: половина граждан будет старше 50 лет.
Еще одной причиной «эрозии»социального государства называют переход от индустриального кпостиндустриальному обществу сервиса и знаний. Уменьшается доля«простых» рабочих мест, а новые (более сложные) требуют от персоналавысокой профессиональной подготовки и гибкости, частой смены места работы, чтосопровождается возникновением серьезных различий между группами работающих поинтенсивности и продолжительности труда, его творческому компоненту, поразмерам заработной платы, а также по частоте и видам социальных рисков. Этосопряжено с разрушением прежних (еще недавно приемлемых) механизмов оценок ипрогнозирования рисков (самой «культуры солидарности») и приводит кповышению индивидуализации форм социальной защиты такого персонала.
На смену массовым индустриальным видампрофессиональной деятельности, для которых были применимы усредненныевероятностные характеристики социальных рисков приходит узкоспециализированныйтруд, требующий более точного учета специфики рисков профессиональнойдеятельности.
В докладе ЕС (1993 г.) «Социальная защита в Европе» отмечается, что сегодня под угрозой оказывается однаиз основополагающих догм государства всеобщего благосостояния, связанная суниверсальностью пособий. В этой связи усиливается внимание к целенаправленномупредоставлению пособий наиболее нуждающимся.[10, с. 62-65]
Таким образом, основу современных системгосударственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальнойполитики в странах Евросоюза ЕС), составляют два базовых института: социальноестрахование и государственное социальное обеспечение. С их помощью формируютсявесьма крупные финансовые ресурсы, которые достигают 30 и более процентов ВВП.При этом на долю социального страхования в большинстве стран ЕС (в Германии,Франции, Бельгии, Италии) приходится примерно 60-70% всех затрат на целисоциальной защиты. В Скандинавских странах и Великобритании государственноебюджетное финансирование систем социальной поддержки населения и расходы насоциальное страхование приблизительно равны.
Заключение
Крупнейшее событие в сфере законодательного обеспечениясоциальной политики – это переход на трёхлетнее бюджетное планированиефедерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Принятие закона офедеральном бюджете на трёхлетний период позволяет выстроить среднесрочнуюстратегию повышения качества и уровня жизни россиян, полнее обеспечитьреализацию конституционных социальных прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации.
Хорошей законодательной поддержкой развития в Россиифизической культуры и спорта и подготовки к Олимпиаде 2014 года в городе Сочиявляются принятые в текущем году федеральные законы о развитии физическойкультуры и спорта и об организации и проведении XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в городе Сочи.
Важным событием в сфере социальной политики являетсяодобрение в 2007 году Советом Федерации Федерального закона об обязательностиобщего образования в Российской Федерации. Приняты также законы обобразовательных стандартах, об уровнях высшего образования, о единомгосударственном экзамене, об интеграции науки и образования.
Несмотря на большую проделанную работу, ситуация всоциальной сфере имеет ряд существенных проблем.
Недостаточно эффективно решаются задачи преодолениячрезмерной социальной поляризации общества, обеспечения достойной оплаты трудаи благополучной старости. Сохраняется проблема доступности и качества для всегонаселения услуг образования, здравоохранения и культуры. Остра проблема жилья.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думынаходится целый ряд законодательных инициатив Совета Федерации и членов СоветаФедерации по вопросам социальной политики.
Эти законопроекты направлены на защиту прав и интересовпенсионеров, инвалидов, ветеранов, государственную поддержку семьи и детей.
Все эти законодательные инициативы важны длясоциального самочувствия россиян, обеспечения конституционных социальных прав исвобод человека и гражданина в Российской Федерации.
По мнению вновь избранного ПрезидентаРоссийской Федерации Д.А. Медведева, жизненно необходимо «продолжениесоциально-экономического курса, который развивался в нашей стране в последнеевремя. Цель этого курса — улучшение качества жизни всех российских граждан.Теперь основная задача — конвертировать эти экономические успехи в социальныепрограммы, показать, что развитие экономики улучшает жизнь каждого российскогогражданина» [5]
«Наши ценности формируют и нашепредставление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей.Мы знаем — Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в тоже время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых,требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан.[13]
Список литературы1.Алексашенко, С. Кризис – 2008: пора ставить диагноз / С.Алексашенко // Вопросыэкономики. – 2008. – №11. – С. 25-28.
2. Базылев, Н.И.Макроэкономика / Н.И.Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 288с.
3. Гриценко,Н.Н. Социальное государство: перспективы его становления и развития в России /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2004. -№ 15 (235). – С. 45-60.4.Дзядко, Т. Тарифный план «Стратегический» / Тимофей Дзядко, Надежда Иваницкая// Ведомости.- 2008.- 25 марта.- С. 3.
5. Ефимова М.Р.,Бычкова С.Г. Социальная статистика: учеб.пособие / М.Р. Ефимова, С.Г.Бычкова;под ред. М.Р.Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 560с.: ил.6. Каллиома, Л. На что пойдутбюджетные деньги в 2009 году / Л. Каллиома // Российская газета. Спецвыпуск №4858. — 2009. – 27 февраля. – С. 5.
7. Конституция РоссийскойФедерации. Основы Конституционного строя, статья №7 // Российская газета. –2009. – 21 января. – С.3.
8. Михалев, И.В.Социальная модель государства: критерии выбора для России / И.В. Михалев // Аналитическийвестник Совета Федерации ФС РФ. – 2006. — № 6. – С. 42-50.
9. Распределениебюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ на 2008 год:приложение к Федеральному закону от 24 июня 2007 года № 198 – ФЗ «О Федеральномбюджете на 2008 год и плановый период 2009 – 2010 годов» // Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 2007. – 30 июня. – С. 343-380.10.Роик, В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современнойРоссии / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2006. — № 6. – С.54-80.
11. fcp.vpk.ru/Федеральные целевые программы России.12. standart.edu.ruКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.13. www.kremlin.ru/appears/2008/11/05/ Президент России. Послания Федеральному Собранию.