Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации План I. Полномочия КС РФ II. Структура и организация деятельности КС РФ III. Статус судьи КС РФ IV. Порядок рассмотрения дел в КС РФ 1) Поводы и основания к рассмотрению дел в КС РФ 2) Участники и стороны процесса 3) Порядок принятия решения
V. Заключение Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган Конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются
Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданин, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный
Суд Российской Федерации: 1. разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: 1.1. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; 1.2. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 1.3. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 1.4. не вступавших в силу международных договоров Российской Федерации; 2. разрешает споры о компетенции: 2.1. между федеральными органами государственной власти; 2.2. между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2.3. между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3. по жалобам на нарушение конституционных основных прав и свобод гражданин и по запросам Судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле; 4. даёт толкование Конституции Российской Федерации;
5. даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или иного тяжкого преступления; 6. выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 6.1. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, федеративным договором и федеральными конституционными законами;
может также пользоваться правами предоставляемыми ему заключёнными в соответствии со статьёй 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Конституционный
Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трёх четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определённым сроком. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Основными принципами деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально–техническом отношении от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской
Федерации производится за счёт Федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объёме. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Организационные формы конституционного судопроизводства Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях
палат Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат все судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очерёдность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в её заседаниях
определяется на заседании палаты. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судьёй Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией,
имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается Советом Федерации в срок не позднее 14–ти дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья
Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность тайным голосованием. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные либо общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность на срок двенадцать лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации семьдесят лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Гарантии независимости судьи Конституционного
Суда Российской Федерации Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской
Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Он не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован без согласия
Конституционного Суда Российской Федерации, за исключением случаев задержания на месте преступления. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечён к какой–либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также за принятое Конституционным Судом Российской Федерации решение.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если: 1. было дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2. судья по состоянию здоровья не способен выполнять свои обязанности. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Полномочия судьи
Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду: 1. нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным Конституционным законом; 2. истечения срока полномочий судьи или достижения судьёй предельного возраста пребывания в должности;
3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраст пребывания в должности; 4. утраты судьёй гражданства Российской Федерации; 5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; 6. совершения судьёй поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 7. продолжения судьёй, несмотря на предупреждение со стороны
Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд Российской
Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, неопределённость в понимании Конституции Российской Федерации. Участники процесса Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты переводчики.
Стороны и их представители Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: 1. заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение; 2. органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; 3. государственные органы, компетенция которых оспаривается. Стороны обладают равными процессуальными правами.
Стороны и их представители в праве знакомится с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, не допускается и влечёт за собой предусмотренную законом
ответственность. Гласность Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Принятие решения Решение
Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путём поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовали большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Опубликование решения Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Юридическая сила решения Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его
провозглашения. Сроки исполнения решения Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нём не оговорены. Последствия невыполнения решения Невыполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечёт ответственность, установленную
Федеральным конституционным законом.