Социологическое исследование: понятие и виды

Реферат
«Социологическоеисследование: понятие и виды»

I.         Социологическое исследование и его виды
Жизньставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощинаучного исследования, в частности, социологического. Социологическиеисследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратнойсвязи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными даннымиоб интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненныхпланах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга,состоянием морально-психологического климата.
Цели социологического исследования
Каждоесерьезное дело требует тщательной социологических подготовки. И социологическиеисследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит,и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямопропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоениюметодических и организационных приемов социологического анализа общественныхявлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилами,способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
Подготовкасоциологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ,научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическуюоснову исследования, продумать его общую логику, разработать инструментариисбора информации, сформировать исследовательскую группу.
Цель любогосоциологического исследования — анализ таких проблем, которые имеют ключевоезначение для жизни общества. Предмет внимания социологов должен отличаться ярковыраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призванпомогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел,базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнегодня. Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям —потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающейнаиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп,коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты, представляютсобой «молчание моря». Любое взаимодействие, скрытое от «внешнего глаза»(«молчание моря»), может при определенных условиях выплеснуться бурно, яростно,перечеркивая все расчеты практиков социального управления.
Вместе стем проведение социологического исследования — не самоцель. Как бы ни былазначима его роль и широки возможности, оно выступает в качестве лишь одного изсредств получения социальной информации. Признание за социологическимисследованием статуса «одного из…» не позволяет абсолютизировать его роль ирассматривать, как это иногда бывает, в качестве панацеи от всех бед.
Социологическоеисследование, по мнению большинства.серьезных специалистов-социологов,— это система логически последовательных методологических, методических иорганизационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точныеобъективные данные об изучаемом социальном явлений.)Первенство в любомсоциологическом исследовании отдается методологии.
В научнойлитературе понятие «методологии» имеет довольно много определений. Одно изнаиболее авторитетных научных изданий «Энциклопедический социологическийсловарь» определяет методологию социологического исследования каксоставную часть и особую область социологического познания, имеющую своимсодержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценкитеоретического и эмпирического социологического знания, систему норм ирегулятивов проведения социологических исследований1. Существуют идругие определения понятия «методология». Одним из самых простых являетсярасшифровка этого греческого слова: метод — способ, прием; логос — закон,главное условие, принцип. В данном случае — это способ получения новогознания. Если рассматриваем такой подход, то главная задача методолога —показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемымисоциальными процессами, человеческим взаимодействием. Значит, создаваяисследовательские программы, социолог-методолог должен знать, что следуетотбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал,преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Делается этодля того, чтобы повысить уровень надежности получаемых эмпирических данных,следить за тем, как они вписываются в теорию, если же реальная действительностьпротиворечит теоретическим построениям, то и скорректировать теорию.
В научнойлитературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией.Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту: так тесно они взаимодействуют.Надо запомнить главные их признаки: теория дает объяснение тому или иномуявлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретнуюпроблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как надоисследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.
Социологическоеисследование — это процесс познания, вкотором проявляются два уровня социологического знания:теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются I дедуктивный ииндуктивный методы анализа. •С Социологическое исследование начинается сего подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств,сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.
Второй этап— сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форменеобобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельныеответы опрашиваемых и т.д.
Третий этап— подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса,интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составлениепрограммы обработки, обработка на ЭВМ.
И наконец,заключительный, четвертый этап — анализ обработанной информации, подготовканаучного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендацийдля заказчика, субъекта управления.
Виды социологического исследования
Видсоциологического исследования предопределяется характером поставленных целей изадач, глубиной анализа социального процесса и т.д. Различают три основных видасоциологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное),описательное и аналитическое.
1. Разведывательное(или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой видсоциологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет«обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью,опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др.Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемыесовокупности невелики: от 20 до 100 человек.
Разведывательноеисследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе негоуточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такоеисследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточноили вообще ставится впервые. Разведывательное исследование позволяет получитьоперативную социологическую информацию.
2.  Описательное исследование — болеесложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию,дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении.Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большаясовокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовойколлектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола,возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изученияотносительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту,профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявитьналичие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании можетбыть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетаниеметодов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать болееглубокие выводы и обоснованные рекомендации.
3.  Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическоеисследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления илипроцесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поискпричинно-следственных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательномисследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления,то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и чтоявляется основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. Ваналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающихто или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянныеи временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.
Аналитическоеисследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованногоинструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательноеисследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительноепредставление об определенных элементах изучаемого социального явления илипроцесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. Поиспользуемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, нои описательного исследования.

II.       Программа социологического исследования
Подготовка и разработкапрограммы
Подготовкасоциологического исследования непосредственно начинается не с составленияанкеты (к чему зачастую прибегают малокомпетентные исследователи), а сразработки его программы, состоящей из двух разделов (блоков) —методологического и методического.
В методологическийраздел программы входят: а) формулировка и обоснование социальнойпроблемы (проблемной ситуации); б) определение объекта и предметасоциологического исследования; в) определение задач исследователя иформулировка гипотез. Данный раздел требует основательной теоретическойподготовки социолога, осуществляющего исследование, умения логическианализировать обозначенные явления.
Методическийраздел программы предполагает определениеизучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологическойинформации, последовательность применения инструментария для ее сбора,логическую схему (или программу) обработки собранных данных на ЭВМ.
Тщательнаяподготовка программы социологического исследования позволяет избежать ошибок вовремя самого исследования и анализа его результатов.
Существенной(определяющей) частью программы любого исследования является прежде всегоглубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методическихприемов изучения социальной проблемы.
Под социальнойпроблемой следует понимать «социальное противоречие», сознаваемоесубъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствиемежду существующим и должным, между целями и результатами деятельности,возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей,препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектамидеятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей1.
Очень важнопри этом избежать опасности постановки мнимой проблемы или объять необъятное впредполагаемом исследовании.
Программаисследования может быть направлена на много проблемный социологический анализ,хотя большинство социологов полагает, что изучать несколько проблем в границаходного исследования трудно и нецелесообразно. Тому несколько причин:усложняется инструментарий исследования («разбухают» анкета, бланк опроса,интервью и т.д.), увеличивается количество документов, с которыми придетсяработать, и т.п. Все это может снизить качество собираемой статистической исоциологической информации. Такое исследование потребует значительно большевремени, людей, финансовых и технических средств, кроме того, теряетсяоперативность информации: она стареет еще в период обработки. В связи с этиммногопрофильное исследование должно проводиться только в исключительныхслучаях.
Начинающиесоциологи часто путают объект и предмет исследования, хотя это далеко не одно ито же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен всамой социальной проблеме.
Объектомисследования может быть любой социальныйпроцесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественныеотношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречиеи порождали проблемную ситуацию.
Как считаетВ. А. Ядов, «объект социологического исследования — это то, на что направленпроцесс познания»1.
Предметисследования — это те или иные идеи,свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболеезначимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежитнепосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне полязрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множествомразличных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователяинтересует только уровень нравственного сознания рабочих — членов этогоколлектива. Тогда объект исследования — трудовой коллектив, а предмет —состояние нравственного сознания.
Анализлюбой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях взависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулированакак теоретическая. Тогда при подготовке программы основное вниманиеуделяется теоретическим и методологическим вопросам: изучению научнойлитературы по интересующей проблеме, построению концепции предмета исследованияи т.п. В данном случае объект исследования определяется только после того, каквыполнена предварительная теоретическая работа.
Социолог,решающий прикладные практические задачи, прежде всего определяет, какиеконкретно цели ставятся перед ним, после чего с помощью научной литературыпытается выяснить: нет ли типового решения этих задач, чтобы не пришлось«изобретать велосипед». Гипотезы прикладного исследования будут выступать какварианты прочтения типовых решений применительно к конкретным условиям.
Воздвигатькитайскую стену между теоретическим и прикладным исследованиями — ошибка. Любоетеоретическое исследование можно продолжить до уровня прикладного и наоборот,хотя не из всякого прикладного исследования можно сделать верные теоретическиевыводы.
Определениецели исследования позволяет классифицировать, упорядочить задачи, которыеявляются своего рода ступеньками для восхождения к цели. Задачи бывают главнымии дополнительными (или основными и неосновными). В качестве главной можетвыступать как теоретическая, так и прикладная (практическая) задача. Этозависит от заказа на исследование, но главная задача обязательно должна бытьцентральным вопросом исследования. Дополнительные задачи целесообразнеерешать исходя из материала, полученного в процессе поиска ответа на главныйвопрос. Для этого необходимо анализировать ту же самую информацию, но под инымуглом зрения.
Кисследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иныеметоды, приемы. Их число предопределяется гипотезами исследования. Гипотеза —это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов,явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижениегипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологическогоанализа.
Социологическоеисследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. Вних высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы.Исследователь их обобщает, затем формулирует свои предположения в виде гипотез.Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать егообъект, метод сбора социологической информации. Но они не должны связыватьисследователя и предопределять итоги его работы. Гипотезы должны бытьсформулированы ясно и четко, однозначно. Как и задачи, они бывают основными идополнительными.
Логический анализ понятий
Весьмасущественную часть программы социологического исследования составляет логическийанализ понятий. В этом разделе программы разрабатываются методологическиепроцедуры, без которых невозможно заложить в инструментарий концепциюсоциологического исследования. Суть процедур сводится к логическомуупорядочению основных категорий — наиболее общих понятий, которые будутприменяться в исследовании. Понятия могут быть основными и неосновными.Основные категории занимают ведущее место в определении предмета исследования.
Логическийанализ понятий требует глубокого и точного объяснения их содержания иструктуры. Затем определяется соотношение нужных элементов, свойствисследуемого социального явления. Анализ этих элементов и свойств позволитсоставить более или менее целостное представление о состоянии (динамике,статике) исследуемого социального явления. Например, необходимо изучитьсоциальную активность рабочих какого-либо коллектива. Логический анализкатегории «социальная активность» требует вьщелить более дробные понятия, еесоставляющие. К ним относятся активность трудовая, политическая, культурная, всфере образования, общественной работы и т.д. Еще более детализируя,расшифровывая эти понятия, мы подходим к определению сущности отдельныхэлементов предмета исследования. Данные понятия все более приближаются кпоказателям, которые можно «закладывать» в анкету в виде конкретных вопросов.
Чем сложнеепредполагаемое социологическое исследование, тем более разветвленной, сложнойоказывается структура логического анализа основных понятий. Но чем глубже этотанализ, тем логичнее и полнее инструментарий сбора первичной социологическойинформации, которую можно измерить, применив при ее обработке количественныеметоды, т.е. методы точной науки.
III.     Применение выборочного метода
 
Способы выборки
Объектыисследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни тысячлюдей. Как правильно организовать и провести опрос в таких случаях? Ясно, чтоесли объект исследования состоит из 200—500 человек, они все могут бытьопрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитываетболее 500 человек, то единственно верным будет применение выборочногометода.
Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественныххарактеристик и признаков социальных объектов; говоря проще, единицы опросавыбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта —образования, квалификации, пола и т.п. Второе условие: при подготовке выборкинеобходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого и содержалаважнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральнойсовокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объектисследования, на который распространяются выводы социологического анализа.
Выборочнаясовокупность — это определенное числоэлементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу.Элементы выборочной совокупности (респонденты, анализируемые документы и т.п.),подлежащие изучению (опросу, интервьюированию и т.п.), и есть единицыанализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы(студенческие), рабочие коллективы. Формируется выборка таким образом: напервом этапе, например, выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия,учреждения, элементы поселения (малые города или деревни). Среди них отбираютсяэлементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементыназываются единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа.Такой метод чаще всего называют механической выборкой. При такой выборкеотбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т.д. человек. Промежуток междуотбираемыми называется шагом отбора (шагом выборки).
Довольнопопулярен у социологов и статистиков метод серийной выборки. Здесьгенеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту,образованию и т.д.) на однородные части (серии). Затем отбор респондентов идетотдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии,пропорционально общему числу элементов в ней. Из генеральной совокупности,например содержащей 2000 человек, где 300 человек — наладчики станков, 700 —токари и фрезеровщики, 1000 — сборщики, отбираем каждого десятого.Следовательно, предстоит опросить 30 наладчиков, 70 токарей и фрезеровщиков и100 сборщиков.
Социологичасто пользуются методом гнездовой выборки. В качестве единицисследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы.Например, из 30 студенческих групп, в которых занимаются по 20 человек,отбираются 10, и в этих группах проводится сплошной опрос. Гнездовая выборкадает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимальносхожи по важнейшим признакам, например полу, возрасту, видам обучения и т.п.
Висследованиях применяется также целенаправленная выборка, как правило,использующая методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки.Метод стихийной выборки — это обычный почтовый опрос телезрителей,читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структурумассива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкеты. Выводытакого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
Припроведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяютметод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либоконтрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60—70% респондентов,попавших в отобранную совокупность.
Метод квотнойвыборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются втех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные оконтрольных признаках элементов генеральной совокупности. Например, в качестветакого признака (параметра) берется уровень квалификации, образования и т.п. Впереводе с латинского слово «квота» означает часть, приходящаяся на каждого.Отсюда и подход к выборке: необходимо определить, какая часть опрошенных должнаприходиться на долю респондентов с различным уровнем образования иквалификации. Имеющиеся данные о том или ином контрольном признаке выступают вкачестве квоты, а их числовые значения — показателей квоты. Респонденты притаком методе отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот. Числопризнаков, данные о которых отбираются в качестве квот, обычно не превышаетчетырех, ибо при большем числе показателей отбор респондентов становитсяпрактически невозможным.
Определение объемавыборочной совокупности
Это один изсамых важных вопросов теории выборки. С одной стороны, величина выборки должнабыть «статистически значимой», т.е. достаточно большой для того, при анализе изучаемыххарактеристик выявить устойчивые тенденции, с другой — она должна быть«экономной», т. е. в некотором смысле оптимальной. Каков же критерийоптимальности? Таким критерием являются сами характеристики или контрольныепризнаки исследуемого объекта, точнее, — дисперсия элементов генеральнойсовокупности по основным признакам.
В общемслучае формула для вычисления величины выборочной совокупности имеет вид и=с2/Л2,где а2(сигма квадрат) — дисперсия контролируемого признака вгенеральной совокупности; Д — предельная ошибка выборки, значение которой всоциологических исследованиях принимается равным 5% (0,05). Это означает, чтосреднее значение признака в выборочной совокупности будет отличаться от егосреднего значения в генеральной совокупности; не более чем на 5%.
/>Как видно из формулы, чем больше дисперсия, тем больше объемвыборки. И соответственно по мере усиления требования к точности данных опроса(уменьшение предельной ошибки) требуется увеличение объема выборки.
Расчет поформуле производится всегда по какому-то одному признаку. Однако всоциологических исследованиях изучается одновременно ряд характеристик.Совпадение структур выборочной и генеральной совокупностей также контролируетсяодновременно по нескольким признакам. Поэтому вычислять объем выборочнойсовокупности следует по тому признаку, дисперсия которой наибольшая.
Оченьчасто, когда информация о характеристиках генеральной совокупности отсутствует,исключается возможность определения объема выборочной совокупности при помощиформул. Практика социологических исследований свидетельствует, что соблюдениеосновных правил отбора единиц исследования позволяет достичь достаточно высокойстепени репрезентативности при выборке 1000—1200 человек.
Достоверностьвыборки связана с такими понятиями, как точность и репрезентативность. Точностьвыборки связана с проблемой ошибок смещения, которые могут возникнуть всвязи с несоблюдением правил отбора единиц исследования. Степень точностидолжна выражаться степенью совпадения структур выборочной и генеральнойсовокупностей по контролируемым исследователем показателям. Точная ирепрезентативная выборка называется достоверной.
 
IV.     Рабочий план социологическогоисследования
Как ниважны сами по себе программа и выборка, тем не менее без рабочего плана невозможнограмотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываютсяосновные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании.Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств,объем работы — научной, организационной. План создается на базе определенных правил,суть которых состоит в том, что все научно-исследовательские иорганизационно-технические процедуры и операции группируются в четыре раздела(блока).
Первыйраздел предусматривает порядок подготовки,обсуждения, утверждения программы и инструментария социологическогоисследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сборапервичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужнопредусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, котороепокажет, как «работает» инструментарий. И если в каких-либо документах допущеныошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инструментарий,и в программу исследования. Когда документы для работы полностью готовы, онитиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второйраздел включает все организационные иметодические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где икогда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещениеопрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологическогоисследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают всереспонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью раздаются изаполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотретьтакую процедуру в плане.
Третийраздел посвящен обычно планированию операций,связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План долженпредусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимозадействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполненииисследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, подконтролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительнуюмашину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые несодержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытыевопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощиспециальных компьютерных программ. Статистический информационный массив«переваривается» электронными машинами, и исследователи получают сводныетаблицы цифр, процентов — табуляграммы. Существуют различные видытабуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос,раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, не знаю).Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразураспечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются иподготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеютсвои достоинства и недостатки.
Четвертый раздел— это виды работ, связанные с анализом результатов обработки.Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный,промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании,делают выводы, формулируют практические рекомендации.