Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Университет Кафедра экономики и управления на транспорте Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия транспорта Курсовая работа Тема: ”Оценка тарифной политики транспортного предприятия, выбор оптимальной тарифной
схемы”. Студент: ИЭиУТ группа 201 Зиневич К. В. Прeподаватель: доц. Григорян М. Г. Санкт-Петербург 2004 Оглавление Введение Основной задачей транспорта является своевременное качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Становление и развитие рыночных отношений предъявляют новые требования к организации перевозок, систем управления предприятием и к оценке результатов его
деятельности. Результативность хозяйствования на автотранспорте во многом зависит от умения работников управления грамотно и обоснованно принимать решения. Для этого необходимо провести анализ состояния деятельности автотранспортного предприятия, изучить влияние воздействующих на него факторов, выявить взаимосвязи анализируемых показателей и дать им общую оценку. Переход к регулируемой рыночной экономике требует реальной самостоятельности и экономической
ответственности предприятий, как свободных производителей товаров и услуг. Должен быть создан принципиально новый механизм ценообразования, способный отслеживать динамику спроса и предложения на товары и услуги. Нет необходимости говорить обо всей важности вопросов формирования тарифной политики компании, так как это является основой существования любого транспортного предприятия в условия рыночной экономики. Проблемы тарифообразования в условиях становления рыночного хозяйствования
являются сложными и во многом нерешенными. Результаты маркетинговых исследований показали, что транспортная тарифная политика должна основываться на тарифных ставках, связанных с ценами производимой и доставляемой продукции, а также встраиваться в инвестиционные, финансовые и ценовые программы государства. Вмешательство в тарифное регулирование путем проведения соответствующей тарифной политики с учетом интересов субъектов хозяйствования обусловлено потребностями государства, включающими социальные вопросы
по защите населения. Пределы тарифного регулирования зависят от потребностей в льготных тарифах производства и сбыта продукции населению. Тарифы на различных видах транспорта регулируются в соответствии с изменением транспортно-логистических затрат их влиянием на цену предложения конечной готовой продукции или товара, а также с учетом интересов государства и его транспортного комплекса, транснациональных компаний (монополий), снабженческих и сбытовых организаций (посредников), промышленных предприятий, операторов смешанных
перевозок грузов, экспедиторов. Формирование тарифов на транспорте имеет свою специфику, с одно стороны на их величину определяет уровень конкуренции, а с другой те льготы, которые утвердило государство для каждого вида транспорта. Например, в МПС утверждают, что лучше не делать прогнозов относительно изменений в тарифной политике и на самом деле все будет зависеть от решения кабинета министров по пакету законопроектов, внесенных министерством в правительство. По данным же
Счетной палаты, более трети всех издержек Министерства путей сообщения приходится не на основную деятельность, но все равно закладывается в базу тарифов. Также широкие возможности для манипуляций предоставляет амортизационный фонд любого транспортного предприятия. Поэтому должна вестись работа министерств на повышении прозрачности тарифной политики. Таким образом, можно заключить, что формирование тарифов на
ТП является очень сложным процессом, так как зависит от множества факторов, таких как государство и деятельность самого предприятия (заложенная стратегия развития). Для понимания всех зависимостей необходимо более подробно изучить все стороны этого сложного процесса, а также сделать глубокий анализ и разбор всех финансово-хозяйственных операций за интересующий период. Раздел 1.1 Анализ тарифной политики и постановка целей
В первом разделе необходимо произвести анализ тарифной политики и определить оптимальную схему. Под анализом подразумевается система специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть требуется разделить целое на части и изучить его. Целью анализа является определение оптимальной тарифной схемы и одновременно рассмотрение различных
факторов, которые прямо или косвенно влияют на формирование тарифа на перевозку, что в свою очередь сказывается на тарифной политике предприятия. Необходимо отметить те критерии, на основе которых производятся расчеты по определению тарифов транспортных предприятий. Перед этим необходимо отметить, что на каждом виде транспорта этот процесс происходит по-разному в силу своей специфики, но существуют общие показатели оценки такие как:
1)Дата отправки, которая показывает срочность и необходимость доставки, следовательно, влияет прямопропорционально на стоимость; 2)Место назначения, что говорит о дальности перевозки и затратах на топливо и горюче-смазочные материалы; 3)Категория отправителя, здесь иметься в виду кто конкретно является отправителем (юридическое или физическое лицо), здесь в тариф закладываются скидки для физических лиц в целях их привлечения и низкой платежеспособностью по сравнению с юридическими лицами;
4)Вид груза, определяется в зависимости от физических свойств груза соответствующий подвижной состав, вид упаковки, спосб погрузки-разгрузки и т.д.; 5)Ценность груза, которая влияет на выбор используемого вида транспорта, например, известно, что особо ценные грузы перевозятся на воздушном транспорте, для уменьшения риска естественной убыли или потери (кражи); 6)Вес груза, который является одним из самых важных условий и влияет на скорость перевозки, используемый
подвижной состав, затраты на перевозку и т.д. 1.2 Выбор объекта анализа Затем требуется определить объект анализа в нашем случае это тарифная политика предприятия и провести ее диагностику, под которой понимают систему научных знаний и область практической деятельности, имеющие целью исследование экономических процессов на предприятии, выявление слабых и сильных сторон предприятия, определение оптимальных способов улучшения существующей ситуации.
Но прежде чем перейти к диагностике проблемы необходимо выявить ряд ограничений характерных для данного предприятия (отрасли). Получившаяся совокупность ограничений образует систему ограничений и отражает специфику технологии производства продукции (услуг). Одна из мощных систем ограничений на автотранспорте – эксплуатационная – регламентирует условия движения по дорогам. К ней, прежде всего, относятся правила дорожного движения, изложенные в
КДД и дополненные особыми национальными требованиями, а также до сих пор неоднозначно трактуемые в разных странах (в том числе и в странах ЕС) весогабаритные ограничения. Нарушение эксплуатационных ограничений в странах ЕС влечёт за собой неминуемое наказание финансового или финансово-правового характера иногда вплоть до визовых ограничений для иностранцев. Российская система весогабаритных ограничений находится в стадии начального развития.
Сегодня она формализована в виде специальной инструкции, разработанной в основном дорожными службами, сильно отличающейся по содержанию от европейских рекомендаций и правил. Поэтому при планировании международных автомобильных перевозок важно правильно, с учётом эксплуатационных ограничений, рассчитать массу перевозимого груза в кузове автопоезда. Обычно грузы перевозятся на стандартных поддонах.
Следующим ограничением являются административные барьеры, которые мешают созданию потенциала, способного поддержать развитие экономики и обеспечить рост благосостояния населения. Имеющиеся серьезные проблемы международных автотранспортных перевозок, в том числе: слабая материально-техническая база и недостаток инвестиций на ее совершенствование и развитие, несогласованность правовых и законодательных действий и норм в международном транспортном пространстве, отсутствие скоординированных
мер по ликвидации барьеров на пути развития международного автомобильного сообщения и защите национальных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных предпринимателей, недостаточное обеспечение безопасности автотранспортной деятельности и ряд других негативных факторов способствуют ослаблению позиций перевозчиков России на международном рынке транспортных услуг. В целях упрощения анализа и организации работы по преодолению данных препятствий было выделено 4 типичных
группы барьеров: трансграничные – связанные с пересечением границ; технические – ограничения на полную массу и осевые нагрузки автотранспортных средств фискальные – разного рода сборы, пошлины и т.п. многосторонние барьеры – имеющие место во всех государствах. На этом основании Постпредством МСАТ в России разработаны предложения по устранению барьеров для международных автоперевозчиков. Таким образом, видно, что одна группа ограничения не позволяет производить международные перевозки
вследствие несогласованности нормативной базы стран Европы и РФ в вопросах эксплуатации и технологии перевозки. Другие ограничения касаются административных вопросов, которые имеют больше политический характер тем самым, затрудняя выход на внешний рынок и уменьшая конкуренцию со стороны нашего государства. 1.3 Выбор технических средств для обработки информации
Обработка информации в нашем случае не потребуются особых устройств, так как расчеты не составляют большого труда поэтому из технических средств будет достаточно использовать ПК или даже калькулятор. Из программного обеспечения нам поможет MS Excel, а так же MS AutoRoute, который содержит большое количество настроек для расчета затрат на рейс (расход бензина, длина рейса, время рейса, простои на границе и т.д.).
Программа является отличным решением “все-в-одном” с набором карт, достопримечательностей, указаний для водителя, совместимое с Pocket PC. Это продукт, который соответствует всем требованиям, и при этом не требует Интернет-соединения. Программа обладает поистине уникальными возможностями. Приведем некоторые из них: мгновенный поиск любого города, селения или улицы в городе по примерному названию или нескольким буквам из названия; поиск любого города или селения по коду; поиск любых, так
называемых квадратов, в странах Европы; расчет расстояния из города в город(дополнительное задание промежуточных пунктов следования и точнейшее планирование маршрута); подробное графическое описание пути следования (включает мощное масштабирование в плоть до отдельных зданий); расчет примерного времени затраченного на прохождение пути; расчет стоимости и расхода топлива. MS AutoRoute также включает разговорник путешественника, который содержит 12 европейских языков, а
также в ней отражено более 11000 достопримечательностей Европы с указанием их местонахождений, в том числе это горнолыжные курорты, музеи и исторические места. Поддерживает GPS-приемники и автоматически отображает ваше местоположение на карте с расчетом ближайших заправок, отелей и прочих мест. Также при использовании GPS подает своевременную информацию по маршруту (поворотам и т.п.) и ближайшим достопримечательностям.
1.4 Проведение анализа Выполнение анализа производтвенно-хозяйственной деятельности предприятия требует его четкой организации, то есть системы рациональных скоординированных действий для изучения объекта с поставленной целью. Анализ производственно-хозяйственной деятельности включает в себя следующие этапы: подготовительный, диагностический, аналитический (основной) и заключительный. Подготовительный этап связан с разработкой программы исследований и подготовкой материалов для анализа.
Содержание программы зависит от цели и задач анализа, а также направления практического использования результата. Она детализируется при составлении плана-графика и определении состава участников. Отбор, проверку и подготовку материалов проводят в соответствии с программой анализа. На этом этапе, если возможно, выполняют первичную обработку исходных материалов. На этапе диагностики на основе минимального количества информации требуется оперативно сделать однозначный
вывод о состоянии хозяйственного процесса и характере его нарушений. Экономическая диагностика представляет собой своеобразный способ первоначальной оценки производственно-хозяйственной деятельности организации – быстрый, относительно дешевый экспресс-анализ. В то же это не только этап, но и разновидность экономического анализа, который в рыночных условиях позволяет своевременно реагировать на проявление внешних и внутренних проявлений.
Аналитический (основной) этап включает в себя определение направлений и причин отклонений результирующих показателей от плановых, изучение воздействия на них отдельных факторов, установление их взаимовлияния, оценку результатов и выявление резервов. На этом этапе применяются различные способы проведения экономического анализа, современный математический аппарат и компьютерная техника. Этап аналитического исследования является основным не только для оценки использования ресурсов и выявления
резервов, но и , главное, для принятия управленческого решения. Кроме того, на этом этапе следует проверять выполнение мероприятий, намеченных ранее по результатам предыдущего анализа и отраженных в плане повышения эффективности производства. На заключительном этапе обобщаются результаты. К ним прилагают пояснительную записку, содержание которой определяется программой анализа. Эту записку обычно начинают с общих итогов выполнения плана, причин
отклонений показателей от плановых и их изменений по сравнению с предыдущими периодами, выявление взаимосвязи отдельных факторов и их влияния на эффективность хозяйствования. Расчетные данные, как правило, сводят в таблицы, а для иллюстрации представляют в различные графики и диаграммы. Считается, что проведение анализа организовано успешно, когда работы предшествующего этапа плавно переходят в работы последующего, то есть прослеживается тесная связь рассмотренных выше этапов
анализа. Производиться диагностика, где не только устанавливаются причины недостатков, но и намечаются пути их устранения, находятся неиспользованные резервы. В пояснительную записку рекомендуется включать план мероприятий по повышению эффективности производства с расчетом соответствующего экономического эффекта. Этот план представляет собой составную часть стратегической программы деятельности организации.
Выполнение анализа деятельности любого предприятия требует четкой его организации, то есть системы рациональных скоординированных действий для изучения объекта в соответствии с поставленной целью. Ниже на рисунках 1 и 2 представлены схемы проведения анализа и диагностики. Рис.1 Общая схема проведения анализа Рис.2 Общая схема проведения диагностики Раздел 2 2.1 Источники первичной информации при проведении анализа
Во втором разделе необходимо описать все этапы, связанные с проведением анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности, а именно раскрыть все особенности сбора и обработки информации, а также принятия решений относительно лучшего варианта. Прежде чем заняться сбором данных необходимо определить их источники, в качестве которых могут выступать: отраслевая статистика; данные документации (нормативно-правовые акты, бухгалтерские и финансовые отчеты); наблюдения; опросы; маркетинговые исследования.
В нашем случае это будет маркетинговое исследование или так называемый ситуационный анализ, который объединяет такие понятия как SWOT – анализ, анализ стратегических позиций транспортного предприятия (позиционирование и его изменение), анализ сегментов рынка и анализ конкурентной среды. Данный вид анализа объясняется конкуренцией на рынке перевозок, а также доказывает оптимальность выбранной системы у самых прибыльных предприятий. Перед нами стоит задача найти оптимальную систему начисления
тарифа за установленный объем работ, за время, затраченное на выполнение заданной работы или начисление за единицу произведенной работы, то есть за тонно-километры пробега. Вся трудность получения данных состоит в том, что для каждого предприятия автомобильного транспорта это является почти закрытой информацией. Конкурирующие фирмы – это предприятия, имеющие полностью или частично совпадающие сегменты рынка. Наличие конкурентов заставляет каждую фирму быть предельно внимательной
к запросам своих клиентов. Методы сбора данных могут быть следующими: -опрос отдельных лиц; -вырезки из печатных источников; -заполнение специальных формуляров по предприятиям-конкурентам; -сведение информации в доклады. Затем систематизируем данные следующим способом: -создание картотеки данных по предприятиям-конкурентам; -создание специальной библиотеки конкурентных источников; -классификация на основе автоматизированного банка данных. После сбора информации, данных и их систематизации проводится первичный анализ: -составление
резюме; -классификации данных по надежности источников; -периодический обзор основных данных по предприятиям-конкурентам; -тематические обзоры по отдельным аспектам конкуренции; -сравнительный анализ отдельных групп показателей деятельности предприятий-конкурентов. Перед первичным анализом необходимо помнить, что первичная информация может быть не достоверной или не достаточно достоверной в этом случае стоит производить повторный опрос или исследование, которые
влечет за собой дополнительные затраты. 2.2 Методы проведения анализа Важным аспектом анализа являются те методы, которые мы будем использовать при его проведении. Метод – это способ, совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности. При изучении рынка на вопрос средней величины тарифа и применяемой тарифной схемы в основном мы будем использовать межпроизводственный (рейтинговый) сравнительный анализ.
Изучение производственно-хозяйственной деятельности транспортного предприятия различными методами позволяет получить развернутую характеристику ее работы, установить, насколько экономически целесообразно применение существующих производственных процессов, и найти рациональные методы хозяйствования. Способы анализа производственно-хозяйственной деятельности подразделяются на методические и технические. Методическими являются те, которые дают возможность выявить значимые факторы или их группы, а также
характер и степень их воздействия на результат. К числу технических относят все способы проверки, обработки базовых (плановых), учетных и отчетных данных, построение таблиц, графиков и др. Межпроизводственный (рейтинговый) сравнительный анализ позволяет объективно оценить результаты деятельности сопоставляемых предприятий, выявляет причины различного использования внутренних ресурсов, определить резервы повышения эффективности работы, установить общие и частные тенденции развития производства и
оценить место компании среди конкурентов на рынке. Необходимо помнит, что сравниваются только однотипные, однохарактерные, соизмеримые организации, процессы, явления или параметры, несущие одинаковую смысловую нагрузку на одном уровне управления. Мы будем делать упор на такие показатели как прибыль, рентабельность и себестоимость предприятий, то есть показатели ясно характеризующие отдачу от процесса перевозок.
Необходимым условием проведения анализа является сопоставимость рассматриваемых объектов. Сравнению подвергаются однотипные, однохарактерные, соизмеримые организации, процессы, явления или параметры, несущие одинаковую смысловую нагрузку на дном уровне управления. Проведение межпроизводственного сравнительного анализа включает в себя несколько этапов: постановку цели и составление методики сравнительного анализа; выбор объектов сравнения; определение сопоставимости
объектов и перечня анализируемых показателей; сбор, обработку экономической информации и представление ее в сопоставимом виде; сравнение и анализ показателей, оценку результатов, выявление причин и факторов, влияющих на общую совокупность и конкретные объекты исследования; обобщение результатов анализа, выработку общих выводов и частных рекомендаций по повышению эффективности работы на анализируемых объектах, определение эффективности от реализации предлагаемых мероприятий.
Следующим важным методом является метод детализации и обобщения, сущность которого состоит в разложении результирующего показателя (тарифа) на частные с последующим их уточнением. Тариф можно детализировать по периодам времени (год, квартал, месяц и т.д.); виды перевозок (грузовые, пассажирские); элементам затрат заложенных в тариф (оплата труда, материальные затраты, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, статьи калькуляции, процент прибыли заложенной в величину
тарифа). Детализация по времени позволит определить динамику и ритмичность производственно-хозяйственной деятельности, установить тенденции развития организации. Результирующий показатель расчленяется на мелкие: годовой – на квартальные, месячные; месячный – на декадные, суточные и т.д. Таким образом, за счет динамики можно установить периодичность изменений величины тарифа в течение рассматриваемого периода. Детализация по объектам направлена на расчленение исследуемого
показателя на ряд показателей, которые имеют важное значение для выявления среди них передовых и отстающих. С помощью детализации по их составным частям определяют структуру итогового показателя деятельности организации, устанавливают динамику и причины изменения отдельных частей, что в значительной степени способствует выявлению первичных факторов, оказавших влияние на полученный результат. Многократная детализация показателей позволяет последовательно раскрывать результаты деятельности компании
до тех пор, пока не будут установлены первопричины тех или иных результатов работы организации. Степень детализации зависит от объема наличной достоверной информации, поставленной цели анализа и возможного уровня его углубления. Способом обратным детализации является обобщение. Оно позволяет установить связь между частями целого (процесса, явления или объекта), результатами деятельности отдельных подразделений и итогом работы предприятия, показателями, характеризующими моментальные или
краткосрочные наблюдения и значительные временные интервалы. Будучи взаимосвязаны, обобщение и детализация дополняют друг друга. Эта связь наиболее явно прослеживается в алгоритме проведения анализа: после с ознакомлением изучаемого объекта и предварительной оценки его показателей выполняют детализацию этого объекта и воздействующих на него факторов, затем изучают его компоненты, а в заключении обобщают полученные результаты детализации
с целью формирования единого системного взгляда на основе сведений об отдельных элементах. Обобщение служит базой для формулирования выводов анализа и разработки планов мероприятий, направленных на выявление внутренних резервов предприятия и повышения эффективности ее деятельности. И наконец, самым подходящим метод являться функционально-стоимостной анализ. Данный метод является самостоятельным видом технико-экономического анализа и направлен на максимизацию
эффективности деятельности организации, выражающуюся в повышении полезного эффекта объекта анализа, приходящегося на единицу совокупных затрат. Этот анализ совмещает в себе исследование проблемы, разработку и реализацию решения. Выполнение данного анализа производится по следующим этапам: Подготовительно-информационный, где выбирают объект и составляют его подробное описание. Выбор объекта диктуется поставленной целью. На этом этапе происходит формирование рабочих групп, в
состав которых входят специалисты различных областей знаний: экономисты, технологи, социологи и т.д. Важным моментом является сбор информации. От того, на сколько полно она описывает объект, зависит и окончательный результат функционально-стоимостного анализа. Информация об объенкте должна быть представлена в удобном виде для последующего исследования и обработки. Ее должно быть достаточно для принятия решения, однако излишняя информация затрудняет объективность
оценки. Второй, творческо-исследовательский этап является основным, так как связан с выявлением и формулированием функций, а также оценкой их значимости. На этом этапе после структуризации и оценки затрат осуществляется поиск рационального решения, которое позволит совершенствовать изучаемый объект. Назначение данного этапа состоит в выработки решения, направленного на сокращение затрат. В результате должно быть получено решение, удовлетворяющее всех участников разрабатываемого процесса.
Внедренческий этап подводит итог предыдущих и завершает весь цикл функционально-стоимостного анализа. Здесь проводится работа по внедрению полученного решения в жизнь и адаптация в реальных условиях. Приведем пример расчета тарифа и установления подходящей тарифной схемы. 1)Постановка цели и задач всего процесса определения оптимальной тарифной схемы. Выделяются подразделения и должностные лица, ответственные за решение поставленных задач, что отражается
в должностных инструкциях и положениях об отделах. Исследуется производство, и выбирается первоочередной объект анализа, издается приказ о проведении анализа данного объекта. Выявляются конкретные цели и задачи анализа. Устанавливаются и обосновываются их число и периодичность проведения анализа. Разрабатывается детальный план выполнения анализа.
Исходя из его конкретных целей и особенностей процесса управления на транспорте , определяется перечень документов и материалов, необходимых для проведения функционально-стоимостного анализа, устанавливается наиболее рациональная и удобная форма их представления. Устанавливается круг лиц, ответственных за исполнение результатов анализа в производстве, и примерный перечень возможных управленческих решений, принимаемых ими для внедрения предложений по совершенствованию
расчета тарифа и выбора оптимальной тарифной схемы. 2)Определение функций тарифа на перевозку, а также степени соответствия фактического значения величины тарифа к среднерыночному. Функции исследуемого объекта определяются в количественном выражении. Исчисляются затраты по функциям тарифов на перевозку и соответствующим показателям, которые включены в структуру тарифа. Уточняется и составляется подробный перечень затрат включенных в тариф, которые
необходимо более глубоко. Подводят итоги анализа, формируются обоснованные задачи, реализация которых требует поиска новых идей и вариантов оптимальных решений. 3)Определяется величина тарифа для каждой тарифной схемы. Также вырабатываются предложения по нахождению наиболее подходящего значения. Отбираются и исследуются выдвинутые идеи с целью предварительного выбора предложений для реализации.
Формулируются массивы вариантов совершенствования объекта функционально-стоимостного анализа; подготавливаются материалы для оценки полученных результатов функциональными службами. 4)Выбор наиболее эффективной тарифной схемы и величины самого тарифа. Исследуются предложенные варианты рационализации с точки зрения максимального получения прибыли. Определяются затраты на конкретную перевозку и на, и оценивается экономичность выполнения перевозки.
Ранжируются варианты по критерию минимального количества затрат с учетом максимизации прибыли. Выбираются лучшие тарифные схемы для каждого типа перевозок и всесторонне обосновывается этот выбор, определяется эффект от внедрения выбранных вариантов. 2.3 Периодичность анализа и рекомендации по его проведению Руководство проведением анализа осуществляет, как правило, начальник экономического отдела предприятия,
а основными исполнителями являются его сотрудники. Для квалифицированной оценки деятельности организации или отдельных подразделений необходимо привлекать специалистов соответствующего профиля. До начала анализа должен быть составлен план, в котором намечен круг вопросов, подлежащих изучению, установлен срок завершения работы и распределены обязанности между исполнителями. Если анализ носит регулярный характер (ежедневный или квартальный), то разрабатывают
план-программу на длительный период. В нашем случае проводится комплексный анализ деятельности организации, поэтому нужно учитывать взаимную связь показателей работы. Это требует выполнения анализа в определенной последовательности: сначала устанавливают, какие результаты получены, а затем выясняют, чем они обусловлены. Что касается периодичности проведения анализа и диагностики, то исследования рынка показывают, что в среднем изменения тарифов происходит два раза в год весной
и летом так в этот период происходит рост производства, следовательно, существует потребность в перевозке большого объема грузов, например, из портов. Это также объясняется изменением курсов национальной валюты по отношению к евро или доллару (для международных перевозок), а также уровнем инфляции, что выражается в росте цен на бензин и ГСМ в целом. Заключение В третьем разделе на основе вышеизложенной информации делаются конкретные выводы и выявление лучших альтернатив.
Для начала необходимо определить, для кого на предприятии необходимы результаты проведенного анализа и стоит ли вообще его проводить, тем более, что это требует дополнительных затрат. Во-первых в очередной раз стоит убедится в достоверности полученной информации и его источнике, так как от этого зависит наши будущие действия. Во-вторых следует упорядочить всю полученную и обработанную информацию, что бы на ее основе можно было определить альтернативные пути деятельности компании.
ТРАНСПОРТНЫЙ ТАРИФ – система ставок платы за услуги транспорта. Применяется при перевозках железнодорожным, морским, речным, автомобильным и авиационным транспортом. Транспортные тарифы на автомобильном транспорте установлены с учетом тарифных схем. Тарифы на автомобильном и воздушном транспорте устанавливаются по договоренности сторон с учетом предельной нормы рентабельности. По тарифам на перевозки автомобильным транспортом в районах
Крайнего Севера право регулировать величину тарифа предоставлено органам исполнительной власти субъектов Федерации. Исходя из различных условий эксплуатации транспортных средств выделяют следующие виды тарифов: альтернативный -тариф содержащий две и более ставки на перевозку одинаковых грузов между одними и теми же пунктами; единый – тариф для перевозки грузов между пунктами на линиях различных компаний, одинаковый у всех этих компаний; жесткий – транспортный тариф по перевозке грузов между “базисными” пунктами;
льготный – уменьшенный в зависимости от применяемой системы льгот классный тариф; местный – транспортный тариф на местной линии. Выполнение перевозок за плату с применением определенной тарифной схемы является основным признаком коммерческого (работающего по найму) автотранспортного предприятия. В зависимости от вида перевозок тарифная схема и уровень тарифов могут устанавливаться перевозчиком самостоятельно, контролироваться или полностью определяться органами государственного регулирования
транспортной деятельности. При перевозках грузов автомобильным транспортом тарифная схема и уровень тарифов определяются непосредственно перевозчиком. На практике применяются три основные тарифные схемы: а) с оплатой перевозки груза. Данная схема используется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации загрузку подвижного состава.
В наиболее общем случае при использовании данной схемы взимается плата за заказ подвижного состава, плата за время пребывания автотранспортного средства у клиента и собственно плата за перевозку определенного количества груза (так называемая трехставочная схема). В зависимости от эксплуатационных условий из тарифной платы может быть исключена отдельная оплата заказа (при работе с постоянной надежной клиентурой) или оплата времени выполнения заказа (при соблюдении заказчиком
согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой), или обе эти составляющих; б) с оплатой использования подвижного состава. Данная схема фактически предусматривает оплату автомобиле – часов работы у клиента и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава. В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату превышающего расчетный пробега подвижного состава;
в) с индивидуально-договорной оплатой. Данная схема предусматривает применение по согласованию с заказчиком укрупненных и упрощенных измерителей транспортных услуг (ездки, заезды, доставленные контейнеры и т.д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В основе применения этой схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика при обслуживании данного грузовладельца в относительно стабильных эксплуатационных условиях.
Тарифные схемы и тарифные ставки могут дифференцироваться перевозчиком по клиентуре, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава. В любом случае дополнительно могут оплачиваться предоставляемые клиенту неперевозочные услуги (погрузка и разгрузка, хранение, упаковка грузов и т.д.). Можно сделать вывод о том что тарифная схема выбирается в зависимости от требований перевозчика сюда входят условия перевозки, свойства груза, дальность перевозки,
использование различного рода погрузочно-разгрузочных машин и т.д. Список используемой литературы 1)“Анализ конкурентоспособности” Т. Гладышева, А. Аксентьев изд. “Высшая школа” Москва 1995 г 2)Autodelo.narod.ru 3)“Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций” А. А. Бачурин изд. “Academa” Москва 2004 г 4)“Технико-экономический анализ на автомобильном транспорте
в условиях рынка” К. В. Гульпенко Е. Б. Игнатенко изд. “Знание” Санкт-Петербург 1992 г 5)Лекции “Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия транспорта” М. Г. Григорян