Сущность и особенности денежно–кредитной политики

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
 ЧелябинскийГосударственный Университет
 Институтэкономики отраслей, бизнеса и администрирования
РЕФЕРАТ
 ПО ПРЕДМЕТУ:«Макроэкономика»
 НА ТЕМУ:«Сущность и особенности денежно – кредитной
 политики»

Содержание
Введение
1 Сущность денежно – кредитной политики
2 Теория денег
3 Методы денежно – кредитной политики
4 Теоретические подходы к денежно – кредитной политике
5 Современная денежно – кредитная политика России
6 Проблемы регулирования денежно – кредитной политики вРоссии
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Кредитно – денежнаяполитика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когдаосновной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйствадостаточным количеством денежной наличности. Также стоит отметить, что общеесостояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно – кредитнойсферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве странсоставляют банковские депозиты и лишь 25 – 10% банкноты центрального банка.Нельзя отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно – кредитной сферыв течение длительного времени неоднократно менялись. Увеличивалось количество икачество мероприятий государства, регулирующих денежное обращение. Такимобразом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболеедейственные инструменты регулирования денежно – кредитной сферы, которыенеобходимо использовать для достижения главной цели денежно – кредитнойполитики.

1 Сущность денежно –кредитной политики
 
Определение иосновные цели денежно – кредитной политики
Денежно – кредитнаяполитика в экономической литературе чаще всего определяется, как политикацентрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласнокомментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации(Банка России)», денежно – кредитная политика, определяется, как основная частьединой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии наколичество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечениямаксимально возможной занятости населения, а также роста реального объёмапроизводства. Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю… Монетарная политика определяется им, как «управление денежным предложениемили создании условий для доступа экономических субъектов к кредитам и (или) подпроцентную ставку, соответствующую определённым экономическим целям». В отличиеот первого определения, второе подчёркивает возможность влияния денежно –кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
В зарубежной литературеденежно – кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающуюстабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций,изменения уровня учётной ставки. А также других инструментов, оказывающихвлияние на состояние национальной денежной единицы. И «широкую»,непосредственно воздействующую на объём денежной массы в обращении. Эти мерыдолжны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Реализация мер денежно –кредитной политики преследует цели, к которым большинство авторов, относянизкий уровень инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не всеэкономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например,наиболее общая формулировка целей денежно – кредитной политики приводитсяМакконелом К. Р. И Брю Л. С… По их мнению, основополагающей целью денежно –кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровняпроизводства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции».Другие авторы к конечным целям денежно – кредитной политики относят устойчивыйплатёжный баланс.
Таким образом, можноприйти к выводу, что обеспечение экономического роста при низкой инфляции,безусловно, является высшей целью денежно – кредитной политики. Текущая жеденежно – кредитная политика направлена на более доступные цели, которыеподразделяются на тактические (достижимые путём каждодневных операций наоткрытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). Всовокупности высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуютиерархическую структуру, где на каждом определённом уровне происходиткорректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения важной задачи.Конечные цели реализуются денежно – кредитной политикой как одним из направленийэкономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.
2 Теория денег
В основе денежно –кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояниеэкономики в целом.
Среди экономистов ведутсяспоры, обусловленные двумя подходами: к кейнсеанской теории и монетаризмом.
Теория Кейнсапредусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнсверил в саморегулирующийся денежный механизм и считал, что для обеспечениянормального роста и достижения экономического равновесия необходимовмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не сможет. Это, вчастности выражается в безработице, инфляции, частых экономических рисках.
Кейнс утверждал, чторазмеры общественного производства и занятости, их динамика определяются нефакторами предложения, а факторами платёжеспособного спроса. В центре вниманиядолжно находиться рассмотрение спроса и его составляющих на спрос.
По его мнению, дляувеличения инвестиций, которые играют решающую роль в расширенииплатёжеспособного спроса необходимо:
1. Снизить проценты накредиты, и предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценныебумаги, а в развитие производства.
2. Стимулироватьэффективный спрос за счёт увеличения государственных расходов. Инвестиций изакупки товаров.
3. Перераспределениерасходов в пользу социальных групп, получающих наиболее низкие доходы дляувеличения спроса этих социальных групп.
В итоге, по мнениюКейнса, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники,сократиться безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса –денежно – кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во времяспада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно– кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять неснижению процентной ставки, а бюджетной политике, в том числе тех расходовсамого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
На 70 – е годы приходиткризис кейнсианства. Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главнымтеоретиком которого являлся Милтон Фридман, известный американский экономист.
Монетаризм – это наука оденьгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория,представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощьюденежно – кредитных инструментов. На первый план выдвигается стабильная эмиссияденег независимо от экономического положения и состояния коньюктуры. Объёмденежной массы становится главным объектом денежно – кредитной политики.Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденцийстремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеет место диспропорция, тоэто происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Такженеобходимо сокращение до минимума государственных регуляторов, исключение илиснижение роли налогового, бюджетного регулирования. В качестве главногорегулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, должны служить «денежныеимпульсы», денежная эмиссия.
Фридман исходил из того,что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия междуспросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения долженобеспечиваться стабильностью цен.
Таким образом, согласновзглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение иразвитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, ичтобы обеспечить соответствие между спросом и предложением, необходимопроводить курс на постоянное увеличение денег в обращении. Таким образом, основнаямысль монетаризма заключается в том, что государственное регулирование должноограничиться контролем над денежным обращением.
Нужно отметить следующиедоводы, говорящие в пользу денежно – кредитного регулирования при оказаниивоздействия на экономику страны в целом:
1. Быстрота и гибкость посравнению с фискальной политикой, применение которой может быть отложено недолгое время из – за обсуждения в законодательных органах. В то время как ЦБ идругие органы, регулирующие кредитно – денежную сферу, могут ежедневнопринимать решения о покупке – продаже ценных бумаг и тем самым влиять наденежное предложение и процентную ставку.
2. В развитых странахданная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своейприроде мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потомупредставляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряднегативных моментов:
1. Политика дорогихденег, если её проводить энергично, действительно способна понизить резервыкоммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объёмкредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешёвых денегможет обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможностьпредоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банкидействительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. Данное явлениеназывается цикличной асимметрией, причём она может оказаться серьёзной помехойденежно – кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периодыувеличение избыточных резервов ведёт к предоставлению дополнительных кредитови, тем самым, к росту денежного предложения.
2. Скорость обращенияденег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложениюденег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег,вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скоростьобращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаютсяполитические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьмавероятно падение скорости обращения денег.
Итак, необходимоотметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсеанскихи на монетаристских идеях, так как каждая из данных теорий имеет как рядположительных, так и ряд отрицательных моментов. И одной из основных задачгосударства считается нахождение оптимального сочетания методов регулированияисходя из двух подходов и сущности денег.
3 Методы денежно –кредитной политики
Денежно – кредитнаяполитика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии(кредитная экспансия или политика дешёвых денег), либо на их сдерживание иограничение (кредитная рестрикция или политика дорогих денег). В условияхпадения производства, снижения цен и увеличения безработицы центральные банкипытаются оживить коньюктуру путём:
1. покупки ценных бумагна открытом рынке у населения и коммерческих банков;
2. понижения учётнойставки;
3. понижение нормативовпо резервным отчислениям.
В результате проведённыхмер увеличатся избыточные резервы коммерческих банков. Так как избыточныерезервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банкамипутём кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастёт.Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая ростинвестиций и увеличение чистого равновесного национального продукта. Из вышеуказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредитдешёвым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объём совокупных расходов изанятость.
В ситуации, когдаэкономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционныепроцессы. ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путём ограничения илисокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизитьрезервы коммерческих банков. Для этого ЦБ должен:
1. продаватьгосударственные облигации на открытом рынке;
2. увеличить резервнуюнорму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов;
3. поднять учётнуюставку.
В результате проведенияполитики дорогих денег банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобыудовлетворить предписываемый законом резервной норме, то есть их текущий счётслишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требованиерезервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить своитекущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старыевыплачены. Вследствие этого денежное предложение сократиться, вызывая повышениенормы процента, что сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы иограничивая инфляцию. Цель данной политики заключается в ограничениипредложения денег, то есть снижение доступности кредита и увеличения издержекдля сдерживания инфляционного давления.
Методы денежно –кредитной политики – это способы воздействия на ориентиры денежно – кредитнойполитики, осуществляемые посредством применения определённых инструментовденежно – кредитной политики. В то время как инструменты денежно – кредитнойполитики – это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно – кредитнойполитики показатели, находящиеся в сфере воздействия ЦБ как органа денежно –кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстроскорректирована.
Все методы денежно –кредитной политики используются в единой системе и, в свою очередь, делятся надве группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные(выборочные), предназначенные для регулирования конкретных видов кредита иликредитования отдельных отраслей, крупных фирм.
Охарактеризуем общиеметоды денежно – кредитной политики:
1. Учётная политика. Привыдаче кредитов банки устанавливают цену за пользование деньгами – онаназывается учётной ставкой. Учётные ставки коммерческих банков зависят отучётной ставки ЦБ, по которой он предоставляет краткосрочные кредитыкоммерческим банкам. Если Центральный банк повышает ставку, то коммерческимбанкам также приходится удорожать кредиты, и волна ограничений прокатывается повсей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный поток, но приэтом угнетающе воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведёт,как правило, к дополнительному притоку денег в сферу обращения. Манипулированиебазисной ставкой является давним и традиционным рычагом воздействия ЦБ напредложение денег. Однако зависимость здесь не всегда прямая: расширение иудешевление денежных продаж (кредитов) ЦБ отнюдь не означает, что коммерческиебанки будут их незамедлительно использовать, — многое зависит от коньюктуру ипрогнозов. Свои коррективы могут внести изменения в скорости обращения денег. Внастоящее время за рубежом учётная ставка колеблется в достаточно широкихпределах – от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, ициклические колебания коньюктуры. Но в целом значение этого метода регулированияпо сравнению с другими существенно снизилось.
2. Процентная ставка.Набеги инфляционных волн, и соответствующее поведение коммерческих банковпобедили учёных исследовать взаимосвязи между инфляционным процессом ипроцентными ставками. Исходный тезис Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый ростинфляции приводит к соответствующему росту процентной ставки, так же как и,наоборот, прогноз снижения инфляции сдерживает рост процентной ставки; исходяиз этого, можно прогнозировать изменение валютного курса. Изменение валютногокурса определяется разницей между уровнями номинальных процентных ставок стран– партнёров. Более высокий, чем у партнёра темп инфляции, ведёт, принимая вовнимание фактор ожиданий, к повышению процентной ставки, что, однако,обесценивающее воздействует на стоимость данной национальной валюты присовпадении с партнёрской. Если также принять во внимание ситуацию на мировомфинансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должнаравняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты.
3. Операции на открытомрынке. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространеннымметодом денежно – кредитного регулирования являются операции на открытом рынке,которые влияют на деятельность коммерческих банков через объём имеющихся у нихресурсов. Если ЦБ продаёт ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банкиих покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможностипредоставления ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежноймассы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынкеу коммерческих банков, ЦБ предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет ихвозможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуютрегулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса ценныхгосударственных бумаг.
Для регулированиякраткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции ЦБ с векселями(казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведёт к повышению рыночныхставок процента. Если ЦБ не желает допускать увеличения рыночной нормыпроцента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них ценные краткосрочные бумагии векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средствомрегулирования долгосрочных процентных ставок служат операции ЦБ с долгосрочнымигосударственными обязательствами. Покупка таких обязательств ЦБ вызываетповышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличениецены облигаций означает снижение их фактической доходности, котораяопределяется отношением суммы купонного дохода по облигации к её рыночномукурсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит кснижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций ЦБ наоткрытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, азначит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля – продажа ценныхбумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничениебанковской наличности.
Операции с ценнымибумагами представляют собой основу регулирующей деятельности ФРС США. На этисделки приходится примерно 4/5 годового оборота ФРС.
4. Установление нормобязательных резервов. Посредством изменения норматива резервных средств банкрегулирует объёмы выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможностиосуществления ими депозитной эмиссии.
Повышение нормыобязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств«заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими банками длявыдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса вобращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковскихрезервов ведёт к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижениюрыночного процента. Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие отопераций на открытом рынке и учётной политики этот механизм денежно –кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способеноказывать сильное воздействие на финансово – экономическую систему в целом.
К селективным методамденежно – кредитной политики относятся следующие:
1. Контроль по отдельнымвидам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог ценныхбиржевых бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечногокредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периодынапряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремитсяперераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объёмпотребительского спроса.
2. Регулирование риска иликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положенияхи документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т. д.),регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяетсяриску, и ликвидности банковских операций Государственный контроль за рискомусилится в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковскойдеятельности определяется не через оценку финансового положения должников, ачерез соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Применяемые ЦБинструменты денежно – кредитной политики имеют критерии эффективности. К числутаких критериев относятся:
● гибкость, т. е.возможность манёвра в процессе применения данного инструмента;
● возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;
● скорость;
● соответствиеполучаемых результатов поставленным целям.
Итак, несмотря на то, чтоиспользование инструментов денежно – кредитной политики, их результативностьотражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию встране, к сожалению, эффективность денежно – кредитной политики не всегданаходится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставкирефинансирования в настоящее время способствует снижению ставок по кредитам.Тем не менее, для достижения целей экономической политики ЦБ применяет теинструменты денежно – кредитного регулирования, которые будут болееспособствовать созданию благоприятной ситуации.
Основными методамиденежно – кредитной политики являются:
● учётная ипроцентная ставка;
● операции наоткрытом рынке;
● установление нормобязательных резервов.
Использование данныхметодов помогает ЦБ регулировать денежно – кредитную сферу и воздействовать нанеё необходимым образом на данном экономическом этапе.
4 Теоретическиеподходы к денежно – кредитной политике
С помощью названныхинструментов ЦБ реализует цели денежно – кредитной политики: поддержание наопределённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставкипроцента (гибкая монетарная политика).
Выбор вариантов денежно –кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, еслирост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жёсткаяполитика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамикуреальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то,вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки,связанной непосредственно с инвестиционной.
Очевидно, что ЦБ не всостоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку.Например, для поддержания относительной устойчивой ставки при увеличении спросана деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давлениевверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.
Денежно – кредитнаяполитика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всехего звеньев зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звенапередаточного механизма денежно – кредитной политики:
1. изменение величиныреального предложения денег в результате пересмотра ЦБ соответствующейполитики;
2. изменение процентнойставки на денежном рынке;
3. реакция совокупныхрасходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;
4. изменение объёмавыпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Однако реакция денежногорынка зависит от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточночувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежноймассы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньгислабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег приведётк существенному падению ставки.
Очевидно, что нарушения влюбом звене передаточного механизма могут привести к снижению или дажеотсутствию, каких – либо результатов денежно – кредитной политики. Например,незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствиереакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связьмежду колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Эти нарушения в работепередаточного механизма денежно – кредитной политики особенно сильнопроявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционнаяактивность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой наденежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиямиинвесторов.
В целом денежно –кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:
1. избыточные резервы,проявляющиеся в результате политики «дешёвых денег», могут не использоватьсябанками для расширения предложения денежных ресурсов;
2. вызванное денежно –кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частичнокомпенсировано изменением скорости обращения денег.
В результате руководящиеорганы банковской системы сталкиваются с дилеммой в области денежно – кредитнойполитики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, ноне то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направлениеденежно – кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок наконтроль за денежным предложением, а затем денежно – кредитная политика сталаболее прагматической.
Таким образом, как ужеизвестно, первоочередной задачей государственного сектора является стабилизацияэкономики, для этого необходимо обеспечение экономического роста и сведениеинфляции к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную иденежно – кредитную политику. Целью денежно – кредитной политики являетсяконтроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляетсядля регулирования денежного предложения в стране.
Центральным звеномденежной политики государства является ЦБ (ФРС – в США, ЦБ – в РФ). Именно онсвоими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основнымиинструментами регулирования денежно – кредитной политики ЦБ являются: операциина открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческимбанкам и величина обязательных резервов; также ЦБ разрабатывает требования ккоммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.
5 Современная денежно– кредитная политика России
Зависимость российскойэкономики от внешнеэкономической коньюктуры и продолжение структурныхпреобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно – кредитнойполитики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в областибюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи сэтим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации,ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированиювнешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации,являются важной частью антиинфляционной политики в России.
Главные задачи в даннойобласти определены в ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направленияхденежно – кредитной политики и совместных заявлениях Правительства РФ и ЦБ РФоб экономической политике.
В целях повышенияэффективности денежно – кредитной политики Банк России продолжает работу поразвитию инструментов регулирования ликвидности, которые в зависимости отситуации в денежно – кредитной сфере будут активно использоваться как дляпредоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизациисвободных денежных средств.
В настоящее времядействия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных схем имеханизмов рефинансирования. Продолжается тенденция к повышению доступностивнутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения кругарегиональных контрагентов.
Для предоставлениякредитным организациям возможности эффективно управлять собственнойликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:
1. Операции предоставленияломбардных кредитов (краткосрочная выдача кредитов под залог вещей или ценныхбумаг) Банка России по фиксированной процентной ставке на срок до 7 дней.
2. Предоставлениекредитным организациям возможности использования системы электронных торгов,Московской межбанковской валютной биржи для получения ломбардных кредитов БанкаРоссии.
3. Включения в Ломбардныйсписок высоколиквидных ценных бумаг крупнейших российских эмитентов, имеющихотносительно высокий рейтинг.
4. Активизации операциипо покупке ценных государственных бумаг без обязательства обратного выкупа.
Происходит продолжениеиспользования в необходимых случаях депозитных операций с кредитнымиорганизациями – резидентами в валюте РФ для регулирования уровня ликвидныхсредств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. В первуюочередь рассматриваются вопросы о внедрении Системы электронных торговМосковской межбанковской валютной биржи для проведения депозитных операций наусловии «до востребования». Банк России предполагает совершенствованиемеханизма обязательного резервирования.
Регулирование процентныхставок по собственным операциям Банка России является одним из важныхинструментов денежно – кредитной политики. В условиях меняющейсявнешнеэкономической коньюктуры важной задачей процентной политики являетсясглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным внациональной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительныйприток или отток капитала при различных тенденциях в платёжном балансе иудерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального секторауровне.
Переход к регулярномувыпуску облигаций Банка России (ОБР) и целенаправленное формирование ёмкого иликвидного рынка ОБР позволяет в определённой мере усиливать влияние процентныхставок по операциям Банка России на достижение целей денежно – кредитнойполитики. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должносодействовать с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимыхобъёмах, а с другой стороны – ограничению роста рыночных процентных ставок.
Также регулированиеосуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых вБанке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервныетребования). По законодательству нормативы обязательных резервов в России немогут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут бытьдифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательныхрезервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативовобязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке скорреспондентского счёта кредитной организации, открытого в Банке России, суммунедовнесённых средств, а также взыскать с кредитной организации в судебномпорядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не можетпревышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования БанкаРоссии, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
Также ЦБ Россиииспользуется такой инструмент регулирования денежно – кредитной сферы какоперации на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля –продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочихценных государственных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочныеоперации с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
Кроме того, ЦБ РФиспользует учётную ставку в качестве инструмента регулирования денежно –кредитной сферы. Таким образом, в ситуации дальнейшего снижения инфляции,проведения сбалансированной денежно – кредитной политики, а также конкурентногоразвития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков ироста информационной прозрачности заёмщиков, можно прогнозировать дальнейшеепостепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиямнефинансового сектора экономики. В то же время, по – видимому, сохранитсядифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнемразвития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством ихконкурентной среды.
Таким образом, БанкомРоссии используются такие инструменты как операции на открытом рынке,установление нормы обязательного резерва, учётная ставка, регулирование валютногокурса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции скредитными организациями.
6 Проблемырегулирования денежно – кредитной политики в России
Необходимо отметить, чтов соответствии с Федеральным законом «О Банке России» цели банка заключаются вследующем:
1.«защита и обеспечениеустойчивости рубля»;
2.«развитие и укреплениебанковской системы Российской Федерации»;
3.«обеспечениеэффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы».
Но Фетисов Г. Г. отмечал,что ЦБ РФ реально преследует лишь первую цель. Он проанализировал проектцентробанковского отчёта, направленного в Государственную Думу. В нёмотмечалось, что основные цели и принципы денежно – кредитной политики БанкаРоссии определялись задачей последовательного снижения уровня инфляции иподдержание стабильности государственной валюты. Между тем ясно, что развитие иукрепление банковской системы, не менее важны, особенно в преддверии вступленияРоссии в ВТО и в условиях резкой либерализации валютного регулирования.Сведение целей монетарной политики к обеспечению устойчивости рубля заведомосужает спектр тех проблем развития денежно – кредитной системы и экономике вцелом, которые подлежат решению методами монетарного регулирования. Наряду сдостижением так называемого антиинфляционного эффекта был практически подавленкредитный потенциал российских банков, в том числе Банка России, в формированииусловий социально – экономического развития страны. Сложилась парадоксальнаяситуация, когда денежно – кредитная политика реализуется по всему комплексусобственного инструментария в режиме независимости от состояния спада илиподъёма экономики. Национальные интересы в области денежного обращения нарегиональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально– экономических различий регионов, не находят должного отражения в реализацииденежно – кредитной политики.
В обобщённом видекритические оценки монетарной политики, проводимой ЦБ и Правительством России,сводятся к следующим положениям:
1. Основными факторамиформирования коньюктуры российского межбанковского кредитного рынка стализначительный приток экспортной валютной выручки на внутренний рынок иобусловленное им укрепление рубля. Но органы монетарного регулирования неиспользовали уникально благоприятную для России коньюктуру на мировых энерго –сырьевых рынках и беспрецедентый приток в страну иностранного капитала дляфорсирования инвестиций в развитие российской экономики. Вместо финансированиявнутреннего инвестиционного спроса Банк России увеличил низкодоходные вложенияв ценные бумаги США и других государств.
2. Регулирование БанкомРоссии развитие денежно – кредитной и валютной сфер с помощью экономическихнормативов – ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам,нормативов обязательных резервов – имеет чрезвычайно формальный характер.
3. Уровень валютногокурса (падение или укрепление) рубля, отражая состояние национальной экономикии коньюктуры мирового рынка, в денежной и бюджетной политике используется вкачестве основного средства перераспределения доходов и регулированияфинансовых и денежных пропорций. Но нельзя, управляя уровнем валютного курсарубля, влиять на перераспределение внутренних финансовых ресурсов, и тем болееобеспечивать стабильность национальной денежной системы. При этом важнопонимание того, что тенденции обесценения или укрепления курса рубля к доллару– не что иное, как ухудшение болезненного состояния экономики, признак еёнеразвитости. Преобладание в денежно – кредитной политике инструментов регулированияденежного и валютного рынков означает, что кредитная система страны не получаетсо стороны государства финансовой и денежно – кредитной политики должногоимпульса развития.
В отчётах ЦБ РФ и восновных направлениях денежно – кредитной политики, ежегодно рассматриваемыхпри подготовке и утверждении бюджетных законов, отсутствует интегральная оценкаэффективности проводимой денежно – кредитной политики в России, и нетсоответствующих целевых приоритетов на среднесрочную перспективу. Направленияденежно – кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуютэкономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация ипредсказуемость курсовой политики, тенденция к снижению ставкирефинансирования), с другой – тормозят экономический рост и не способствуютперераспределению банковского капитала на нужды реального сектора икредитование населения. Этому препятствует политика «положительной» ставкирефинансирования, размещение до 85% валютных резервов за рубежом,целенаправленное ограничение ликвидности коммерческих банков, использованиересурсов ЦБ РФ в приоритетном погашении внешнего долга, неэффективностьконтроля за масштабным вывозом капитала за рубеж.
Неизменность ограничениякурса денежно – кредитной политики локальной целью – устойчивого сниженияинфляции и поддерживания её на низком уровне в отсутствии глобальной целиструктурно – отраслевых преобразований определила низкую эффективностьинструментов денежно – кредитной политики в развитии экономики.
Издержки подобнойполитики высоки, и преодоление противоречий возможно двумя способами:
1. По средствомзначительного укрепления номинального курса рубля с соответствующим увеличениемимпорта. Подобную (например, 20%) ревальвацию можно проводить только какоднократную и при принятии Банком России обязательства приобретать весь избытокиностранной валюты по установленному курсу (чтобы избежать паники и сбросанаселением запасов наличных долларов). В случае проведения постепеннойревальвации возникает опасность широкомасштабного притока из – за рубежаспекулятивного капитала с целью последующего вывоза иностранной валюты,приобретённой по более низкому курсу.
2. На основе некоторогоповышения темпов инфляции при снижении ставки рефинансирования и уменьшениимасштабов стерилизации упомянутых мероприятий. В подобном случае произойдётускорение роста эффективного рубля, однако снижение процентных ставок имедленная девальвация рубля уменьшат и приток спекулятивного капитала извне, искорость дедолларизации инвестиционных инструментов. Это путь являетсяпредпочтительным, так как он позволяет избежать накопления «инфляционногонавеса», а главное – избыточного притока спекулятивного капитала.
Формирование отвечающейсовременным требованиям банковской системы является совершенно необходимым иактуальным для российской экономики. Уровень развития банковской системы врегионах становиться если не главным, то одним из ключевых элементовэкономического роста. Без комплексного подхода к решению экономических проблем,учёта социально – экономических особенностей развития регионов РФ, различий вобъёмах предлагаемых регионами банковских услуг нельзя добиться созданияэффективной банковской системы, способствующей всестороннему и динамичномуразвитию государства.
Таким образом, цельюденежно – кредитной политики России в условиях не достижения Банком Россииглавной задачи своей деятельности – стабильного экономического роста, основукоторого составляет не коньюктура мировых рынков, а конкурентность ипривлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечениецеленаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционированиясоциальной, экономической и экологической сфер страны. На основе эффективногоформирования и использования денежных и кредитных ресурсов. Имея представленнуюформулировку генеральной цели денежно – кредитной политики, можно выделитьследующие направления (цели второго уровня):
● политикаобеспечения оптимальной монетаризации;
● курсоваяполитика;
● депозитнаяполитика;
● кредитнаяполитика;
●платежно-расчетная политика;
● политикаобеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы;
● политикаобеспечения надёжности и устойчивости денежно – кредитной системы.
Осуществление денежно –кредитной политики как раз и должна проводиться в рамках предложенной генеральнойцели и выделенных направлений.

Заключение
Таким образом, в даннойработе согласно главной цели, поставленной во введении, был проведён анализденежно – кредитной политики, можно сделать следующие выводы:
1. Денежно – кредитнаяполитика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющейизменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулированиеобъёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудныхкапиталов. Её цель заключается в регулировании экономики посредствомвоздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения ростаденежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. В то время какдвуединой задачей денежно – кредитной политики является поддержание стабильнойпокупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам,обращающимся на внутреннем рынке, так и товарам и услугам, обращающимся намировом рынке.
2. Современные моделиденежно – кредитной политики базируются и на кейнсеанских и на монетаристскихидеях, так как каждая из данных теорий имеет как ряд положительных, так и ряднегативных моментов. И одной из основных задач государства считается нахождениеоптимального сочетания методов регулирования исходя из двух подходов к сущностиденег.
3. Основными методамиденежно – кредитной политики являются:
учётная и процентнаяставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов.Использование данных методов помогает ЦБ регулировать денежно – кредитную сферуи воздействовать на неё необходимым образом на данном этапе.
4. С помощьювышеназванных инструментов ЦБ реализует цели денежно – кредитной политики:поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика)или ставки процента (гибкая монетарная политика), потому что, как удалосьвыяснить, реализация двух этих целей не может быть осуществлена одновременно.Соответственно, высшие органы власти государства совместно с ЦБ должны выбратьнеобходимую на данном этапе денежно – кредитную политику.
5. Банком России восновном используются такие инструменты как: операции на открытом рынке,установление нормы обязательного резерва, учётная ставка, регулированиевалютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операциис кредитными организациями. Но их использование Банком России имеет своиособенности. Продолжается работа по развитию инструментов регулированияликвидности, которая в зависимости от ситуации в денежно – кредитной сферебудет активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитныморганизациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.
6. К основным проблемамденежно – кредитного регулирования относятся:
● Неэффективноеиспользование коньюктуры на мировых энерго – сырьевых рынках и беспрецедентныйприток в страну иностранного капитала;
● РегулированиеБанком России развитие денежно – кредитной и валютной сфер с помощьюэкономических нормативов – ставки рефинансирования и ставки по привлекаемымсредствам, нормативов обязательных резервов – имеет чрезвычайно формальныйхарактер;
● Преобладание вденежно – кредитной политике инструментов регулирования денежного и валютногорынков.
Целью денежно – кредитнойполитики России в условиях не достижения Банком России главной задачи своейдеятельности – стабильного экономического роста, основу которого составляет неконьюктура мировых рынков, а обеспечение целенаправленного, эффективного иустойчивого развития и функционирования социальной, экономической иэкологической сфер страны на основе эффективного формирования и использованияденежных и кредитных ресурсов. Для достижения главной цели денежно – кредитнойполитики необходимо найти оптимальное сочетание всех инструментов ипроанализировать все возможные последствия их использования.

Список используемойлитературы
1. Большая книга по экономике / Пер. с нем. В. Годфрида, — М.: ТЕРРА, 1997г.
2. Бункина М. К., Семёнов А. М. Макроэкономика: Учеб. – 4 – еизд., перер. И доп… – М.: Дело и сервис, 2003г.
3. Денежно – кредитная политика/ Российская экономика.Прогнозы и тенденции. – 2004, — №12.
4. Рогова О. Где экономика в государственной денежно –кредитной политике / Экономист. – 2004г. №5.
5. Фетисов Г. Г. Банк России: цели, задачи, проблемы./ Деньгии кредит. – 2005г. №2.
6. Экономика: Учебное пособие/ под ред. А. С. Булатова. – 3 –е изд., перераб и доп. – М: Экономистъ, 2004г.
7. Общая теория денег и кредита: Учеб./ под ред. Е. Ф.Жукова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ.